Искусство объяснять ли лефевер краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Часто бывает трудно объяснить родственникам или знакомым, чем вы занимаетесь на работе. Еще сложнее — объяснить ребенку простыми словами что-то из непростого взрослого мира. Мы десятки раз за неделю сталкиваемся с необходимостью объяснять своим коллегам, клиентам, партнерам, родным или вообще незнакомым людям что-то, что очень важно для нас и потенциально может стать важным для них. Как же освоить это непростое искусство объяснения?

Первые впечатления от книги

Написано всё достаточно просто и доступно, примеры местами требуют более вдумчивого вчитывания в текст – но я лично люблю такой формат. Не знаю, будут ли меня понимать с полуслова после того, как я дочитаю эту книгу до конца (из-за загруженного рабочего ритма перешел только ко второй половине книги, но уже почерпнул для себя немало, еще пару страниц – и точно стану explanation hacker :) ).

О чем эта книга

Искусство емкого, доступного и привлекательного объяснения пригодится не только бизнесменам, стартаперам и маркетологам. Родители, преподаватели, старшие братья и сестры – те, кому объяснять приходится намного чаще, чем каким-нибудь менеджерам или директорам. Им тоже стоит прочесть эту книгу.

Книга ЛеФевера учит:

  • планировать: чтобы выявить все уязвимые места и зарание подготовить правильное объяснение;
  • упаковывать: чтобы разработать простую стратегию, чтобы вызвать симпатию, понимание и открытость у своей аудитории;
  • презентовать: чтобы применить простые визуальные средства для иллюстрирования сложных понятий.

Немного полезных мыслей от автора

1. Объяснение кажется нам простым делом, но в реальности мало людей умеют грамотно объяснять и не путать объяснение с инструкцией, иллюстрациями или описанием.

2. Объяснение – это способ упаковки идей. Объясняя, мы приводим примеры, описываем, детилизируем и доносим ключевые идеи. Также в нем немаловажную роль играет умение донести ценность и умение заинтересовать того, на кого нацелено наше объяснение.

5. Контекст и умение адаптировать свое выступление под ожидания и знания целевой аудитории очень важны. Ваша уверенность в знании темы должна передаваться и другим в зале.

Там еще много полезного, но если всё это формулировать даже кратко – не хватит и 5 постов в блоге.

Кому рекомендую к прочтению

Преподавателям-воспитателям-педагогам, родителям-бабушкам-дедушкам, старшим братьям-сестрам – для общения со своими и чужими детьми.

Руководству компаний и стартапов – для работы с коллективом.

Журналистам и блогерам – для работы с аудиторией своих изданий и контент-проектов

обложка книги искусство объяснять

1. Объяснение и бег – что общего?

2. Создание хорошего объяснения невозможно без умения отдалиться от собственных представлений и встать на сторону слушателя

4. Контекст + история + устойчивые связи = успех

История. С помощью этого инструмента можно действительно быстро донести какую-то суть. Расскажи историю, которая связана с темой объяснения. Желательно, чтобы она была про кого-то из знакомых. Так шанс на успех гораздо выше. Кстати, здесь тоже есть полезный вывод про навык рассказчика, посмотри.

Устойчивые связи. Да, этот фактор тоже можно использовать в объяснении. Здесь нужны аналогии. Например, чтобы объяснить что такое троллейбус, можно сказать, что это автобус с рогами. Просто и понятно, да?

роки объяснение

Мы используем объяснения почти во всех сферах жизни и если не все из нас, то большинство уж точно считают, что хорошо с этим справляются. Вспомните, вы наверняка попадали в ситуацию, когда заблудились на незнакомой улице в поисках нужного здания.

Что делать, если гаджет с навигатором разрядился, карты местности нет под рукой, а вокруг ни одного указателя? Конечно, обратиться к случайному прохожему.

Вариантов развития событий, как минимум, три: вы в два счёта выйдете к нужному дому; после долгого объяснения заблудитесь ещё больше; вас попросту проводят к месту назначения.

Теперь представим, что эти трое прохожих знали местность одинаково хорошо и предлагали вам один и тот же путь.

Второй объяснял очень долго, загромождая рассказ ненужными подробностями, ремарками о том, куда не нужно идти (и пояснениями, почему этого не стоит делать), чем усугубил ситуацию.

Добродетельность третьего прохожего, решившего убедиться, что вы дошли до нужного места, говорит, скорее всего, о полном неумении объяснять информацию и распоряжаться личным временем.

У наших прохожих были одинаковые исходные данные. Отчего же такие разные результаты? Очевидно, не всем дано умение толково объяснять?

А если на месте прохожего – ваш потенциальный клиент, и объяснять нужно об идее нового продукта? Здесь положительный результат исчисляется в денежных знаках.

Книга разбита на три части, которые соответствуют основным элементам процесса создания объяснения, – план, упаковка и представление или презентация.

Мы объясняем, не планируя заранее и не редактируя свои слова. Цель объяснения заключается в понимании. Это очень полезная форма обмена информацией и автор наглядно это доказывает. Теоретические блоки, рекомендации, полезные советы чередуются в книге с примерами из реальной жизни.

Ли ЛеФевер сделал объяснение своей профессией. Он создает видеопрезентации, доносящие суть идей или процессов, о которых зритель имеет общее представление, но не понимает для чего? и как это работает?

Большую пользу принесет демонстрация видеофильма с объяснением в начале занятия – это выведет всех учеников на одинаковый уровень понимания новой темы.

Форма видеообъяснения отлично зарекомендовала себя – зритель одновременно видит и слышит информацию, следовательно, она крепче закрепляется в его памяти, так как одновременно обрабатывается при помощи двух разных каналов.

Для педагогов такая форма объяснения – огромная помощь, так как активизация еще одного канала информации полезна ученикам, имеющим проблемы с речью или зрением.

Причины неудач разбираются на самых разных жизненных ситуациях – от непонятного меню в ресторане до лекции в университете. Желание казаться умнее, не до конца понятая идея, неправильная оценка аудитории, использование профессиональной лексики – всё это ставит преграду между нами и слушателями.

Согласитесь, будет неправильно упаковать подарок деловому партнеру в пакет с шутливыми надписями. Есть бесконечное множество способов упаковки идей с учетом всего многообразия аудиторий.

Например, поднимая планку своего объяснения на уровень экспертов, вы рискуете потерять интерес со стороны новичков. Ориентация на аудиторию, пожалуй, один из самых важных принципов при упаковывании идеи. Обратимся к нашему случаю с прохожими, подсказавшими дорогу – для подростка ориентир на магазин с играми будет более запоминающимся, чем, например, тумба с театральными афишами.

При упаковке идей главное помнить об основных элементах объяснения, основополагающим из которых Ли ЛеФевер считает контекст. Без включения идеи в контекст, понятный всей аудитории, невозможно добиться полного ее понимания. Кроме того, вписывая в нужный контекст истории из жизни, можно преобразить сухие факты, тем самым сделав эту обычно скучную информацию эффективной.
В главе содержится множество полезной информации об организации идей, то есть их упаковке, здесь же вы непременно найдете подходящий конкретно вам пример или сценарий.

Даже самое замечательное объяснение может потерять ценность при плохой его подаче. В третьей части книги рассказывается о заключительной части создания объяснения – презентации идеи. Ли ЛеФевер делится своим ценнейшим опытом, приобретенным в процессе его перехода от постов в блоге к видеообъяснениям.

  • Начните с формулировки своих намерений.
  • Решайте проблему.
  • Объяснения должны быть короткими.
  • Снизьте уровень шума.
  • Используйте визуализацию.
  • Не стремитесь к совершенству.
  • Помедленнее.
  • Будьте вне времени.
  • Будьте доступными.
  • Получайте удовольствие!

Мастерски владея инструментами визуализации, Ли ЛеФевер раскрывает читателям все возможности этого способа представления объяснения.

Опасения людей, совершенно не умеющих рисовать, развеются после прочтения этих страниц, здесь требуются лишь базовые навыки рисования. Визуализировать можно практически любые задачи – от просмотра рынка ценных бумаг до прогноза погоды.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Summary (конспекты) и обзоры книг | Обзор книги Ли ЛеФевер “Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова”


Мы используем объяснения почти во всех сферах жизни и если не все из нас, то большинство уж точно считают, что хорошо с этим справляются. Вспомните, вы наверняка попадали в ситуацию, когда заблудились на незнакомой улице в поисках нужного здания.

Что делать, если гаджет с навигатором разрядился, карты местности нет под рукой, а вокруг ни одного указателя? Конечно, обратиться к случайному прохожему.

Вариантов развития событий, как минимум, три: вы в два счёта выйдете к нужному дому; после долгого объяснения заблудитесь ещё больше; вас попросту проводят к месту назначения.

Теперь представим, что эти трое прохожих знали местность одинаково хорошо и предлагали вам один и тот же путь.

Первый прохожий быстро и четко указал направление и дал пару важных ориентиров.

Второй объяснял очень долго, загромождая рассказ ненужными подробностями, ремарками о том, куда не нужно идти (и пояснениями, почему этого не стоит делать), чем усугубил ситуацию.

Добродетельность третьего прохожего, решившего убедиться, что вы дошли до нужного места, говорит, скорее всего, о полном неумении объяснять информацию и распоряжаться личным временем.

У наших прохожих были одинаковые исходные данные. Отчего же такие разные результаты? Очевидно, не всем дано умение толково объяснять?

Что мы получим от прохожего, которому помогли быстро и правильно указать путь? Благодарность.

А если на месте прохожего – ваш потенциальный клиент, и объяснять нужно об идее нового продукта? Здесь положительный результат исчисляется в денежных знаках.

Название книги говорит само за себя – объяснение это действительно искусство.

Книга разбита на три части, которые соответствуют основным элементам процесса создания объяснения, – план, упаковка и представление или презентация.

В начале книги автор разбирает, что такое объяснение.

Для многих людей это обыденный процесс. Нам задают вопрос, мы реагируем на него в форме объяснения.

Мы объясняем, не планируя заранее и не редактируя свои слова. Цель объяснения заключается в понимании. Это очень полезная форма обмена информацией и автор наглядно это доказывает. Теоретические блоки, рекомендации, полезные советы чередуются в книге с примерами из реальной жизни.

Ли ЛеФевер сделал объяснение своей профессией. Он создает видеопрезентации, доносящие суть идей или процессов, о которых зритель имеет общее представление, но не понимает для чего? и как это работает?

Автор подчеркивает, чтобы объяснение работало, важно принять ряд ограничений.

Ли ЛеФевер предлагает сделать объяснение частью преподавательской методики.

Большую пользу принесет демонстрация видеофильма с объяснением в начале занятия – это выведет всех учеников на одинаковый уровень понимания новой темы.

Форма видеообъяснения отлично зарекомендовала себя – зритель одновременно видит и слышит информацию, следовательно, она крепче закрепляется в его памяти, так как одновременно обрабатывается при помощи двух разных каналов.

Для педагогов такая форма объяснения – огромная помощь, так как активизация еще одного канала информации полезна ученикам, имеющим проблемы с речью или зрением.

Причины неудач разбираются на самых разных жизненных ситуациях – от непонятного меню в ресторане до лекции в университете. Желание казаться умнее, не до конца понятая идея, неправильная оценка аудитории, использование профессиональной лексики – всё это ставит преграду между нами и слушателями.

Следуя рекомендациям Ли ЛеФевера вы легко вычислите и исправите ошибки в своих объяснениях.

Согласитесь, будет неправильно упаковать подарок деловому партнеру в пакет с шутливыми надписями. Есть бесконечное множество способов упаковки идей с учетом всего многообразия аудиторий.

Например, поднимая планку своего объяснения на уровень экспертов, вы рискуете потерять интерес со стороны новичков. Ориентация на аудиторию, пожалуй, один из самых важных принципов при упаковывании идеи. Обратимся к нашему случаю с прохожими, подсказавшими дорогу – для подростка ориентир на магазин с играми будет более запоминающимся, чем, например, тумба с театральными афишами.

При упаковке идей главное помнить об основных элементах объяснения, основополагающим из которых Ли ЛеФевер считает контекст. Без включения идеи в контекст, понятный всей аудитории, невозможно добиться полного ее понимания. Кроме того, вписывая в нужный контекст истории из жизни, можно преобразить сухие факты, тем самым сделав эту обычно скучную информацию эффективной.
В главе содержится множество полезной информации об организации идей, то есть их упаковке, здесь же вы непременно найдете подходящий конкретно вам пример или сценарий.

Даже самое замечательное объяснение может потерять ценность при плохой его подаче. В третьей части книги рассказывается о заключительной части создания объяснения – презентации идеи. Ли ЛеФевер делится своим ценнейшим опытом, приобретенным в процессе его перехода от постов в блоге к видеообъяснениям.

Итак, когда будете обдумывать свои объяснения, не забывайте о следующих моментах:

  • Начните с формулировки своих намерений.
  • Решайте проблему.
  • Объяснения должны быть короткими.
  • Снизьте уровень шума.
  • Используйте визуализацию.
  • Не стремитесь к совершенству.
  • Помедленнее.
  • Будьте вне времени.
  • Будьте доступными.
  • Получайте удовольствие!

Мастерски владея инструментами визуализации, Ли ЛеФевер раскрывает читателям все возможности этого способа представления объяснения.

Опасения людей, совершенно не умеющих рисовать, развеются после прочтения этих страниц, здесь требуются лишь базовые навыки рисования. Визуализировать можно практически любые задачи – от просмотра рынка ценных бумаг до прогноза погоды.

Визуальные инструменты помогут представить:

кто и что, сколько, когда, где (откуда), как, почему (зачем)

Читайте также: