Искусство как социальное явление кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вплоть до недавнего времени эстетическое обсуждалось в терминах трансцендентных универсальных ценностей и внутренне присущих творчеству характеристик. Эстетическое считалось характеристикой, естественно присущей высокому искусству, доступному в основном элите. Однако, десакрализация этого понятия, выводы о зависимости художественного чувства, суждения и оценки от материальных условий, в свою очередь зависящих от существующих в социуме властных отношений, позволили формулировать эстетическое в социологических терминах. Суждение никогда не может быть чисто эстетическим, оно является специфическим способом социальной дифференциации. Это становится особенно очевидным благодаря анализу такого феномена, как high-pop - переплетения "высокой" эстетики и коммерции в массовой культуре, а также при формировании художественного вкуса у индивидов, принадлежащих к различным социальным слоям.

Искусство – это область человеческой культуры, в которой с помощью знаков через конкретные образы мира выражаются его обобщенные смыслы, это часть культурного наследия цивилизации, проявляющаяся через произведения искусства. Искусство – это эстетическое явление, которое не берёт жизнь в её первоначальном виде, а преобразует её, трансформирует и создаёт, типизируя художественные образы. Главная особенность, отличающая искусство от других форм общественного сознания, – это эстетическое отношение человека к действительности.

  • творческая деятельность, связанная с образным отражением действительности;
  • отдельная отрасль творческой художественной деятельности (например, живопись, кинематография и др.);
  • способность или умение в любом деле (искусство диалога, искусство преподавания и т. п.);

По мнению искусствоведов, понятие искусства невозможно определить полностью, потому что его границы постоянно переопределяются и в любой момент может появиться произведение, не укладывающееся в произвольно принятое закрытое определение. Искусство выполняет различные функции, в том числе эстетические, социальные, дидактические и терапевтические, но они не составляют его сущности.

Подходы к определению искусства

Существует два главных подхода к определению искусства:

Согласно договорному подходу, отношение к чему-либо как к искусству обусловлено общественным договором, традиции, но не какими-либо неизменными свойствами человека или окружающей среды. Только опираясь на предыдущие традиции, закреплённые в общественном сознании представления или мнение авторитетов, можно утверждать, что является эстетическим, а что нет (а, значит, что является искусством, а что нет).

Эстетический подход основывается на идее, что эстетическим, а, следовательно, и художественным, есть всё то, в чём форма соответствует содержанию или определённым универсальным, независимым от человека законам. Традиция или мнение авторитетов не задают рамок эстетического, а лишь указывают в каких областях культуры понятие эстетического может применяться.

В более узком смысле, искусство – это процесс художественного творчества и его результаты (живопись, поэзия, музыка, танец и т. д.).

Функции искусства

Функции искусства

Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.

Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:

Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.

Характеристики искусства

Характеристики искусства

Определяющей характеристикой искусства является то, что оно символически отображает вещи, существа, явления конкретной действительности, соединённые с определёнными обобщёнными смыслами. Такие знаки называются художественными образами. Каждый художественный образ сочетает тот или иной фрагмент действительности с универсальными значениями.

Искусство во всех своих формах так или иначе создаётся человеком для человека, а художественно-творческая деятельность конкретного лица имеет основания в историко-культурном опыте человечества.

По словам Юрия Лотмана, искусство создаёт дополнительный слой реальности, в котором даёт человеку больше свободы. Искусство позволяет экспериментировать, изображать несуществующее или невозможное.

Область искусства из-за своей знаково-символической природы всегда включает чувство отстранённости, а это неизбежно вводит механизм этической оценки.

Некоторые исследователи сближают искусство с деятельностью животных, таких как пчёлы, термиты или птицы, когда те создают геометрически правильные объекты вроде сот, гнёзд, или выдают красивое для человека пение, подражают звукам, движениям. Однако, такая деятельность обусловлена инстинктом, тогда как искусство создаётся как проявление свободы. Поэтому искусство присуще только лишь человеку.

В основе произведения искусства – судьба личности, социальные отношения и действия людей, взятые в определённом историческом контексте. Они обработаны воображением художника и представлены в виде художественных образов. Способ описания произведения, структурный облик, материальная основа художественного образа определяют особенности искусства.

Споры по поводу определения функции искусства, специфики общественного сознания как особой формы человеческого познания или определения его смысла и значения в жизни человека не прекратились в истории культуры.

Виды искусства

Виды искусства

Художественная деятельность человека развивается в различных формах и распределяется по видам и жанрам искусства.

Традиционное деление включает:

  • литературу – поэзию, драму, исторический перевод и т. д., зафиксированные в устной или письменной речи;
  • изобразительное искусство – изображение на плоскости или в пространстве; его современные формы – кинематограф, видео, фотография;
  • живописное искусство – изображения, выполненные на плоскости согласно законам перспективы, линии, цвета, светотени;
  • графическое искусство – изображения, выполненные линиями, штрихами на плоскости (например, гравюра, каллиграфия, плакат);
  • пластическое искусство – объёмные изображения, такие как скульптура, барельеф, выполненные из материалов, которым может предаваться разная форма;
  • декоративно-прикладное искусство – предметы быта, которым помимо практической ценности, предоставляется и эстетическая, например, украшенная мебель, резная, чеканная или художественно эмалированная посуда, художественное стеклодувство, мозаика и т. п. (декоративно-прикладное искусство часто является национальным по своей природе);
  • сценическое искусство – создание художественного образа движениями, мимикой, жестами, языком, игрой на музыкальных инструментах для публики (например, театр, танец, пение);
  • музыка – организация звуков, прежде всего музыкальных инструментов и голоса, в соответствии с той или иной эстетикой;
  • архитектура – формирование пространственной среды для жизни и деятельности человека (выделяется общественная, жилая и производственная архитектура).

Это деление, впрочем, равно применимо ко всему искусству. Так, древнее искусство было синкретическим – объединяло различные способы воплощения художественного образа и формы чувственного восприятия в едином действии. Современное искусство возвращается к синкретизму, а научно-технический прогресс обусловил появление искусства, создаваемого и транслируемого электронными техническими средствами – медиаискусства.

Сегодня чаще всего искусство делится на 6 частей: литературу, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, сценическое искусство, музыку и архитектуру.

Живопись занимает центральное место в триаде изобразительного искусства (наряду с графикой и скульптурой). Она подразделяется на станковую живопись (на холсте, доске, картоне) и монументальную живопись (произведения размещаются на прочной архитектурной основе). Важнейшие средства выражения – композиция, изображение и цвет.

Скульптура – это вид искусства, произведения которого создаются путём вырезания, резки, лепки, ковки, литья или иного изображения людей, животных и других природных объектов в их материальных, телесных формах.

Архитектура как вид искусства пытается использовать различные строительные материалы и конструкции ради организации пространства для использования человеком. Первоначально архитектура означала постройки только для жилья, однако со временем превратилась в искусство. В настоящее время архитектура направлена на создание культовых сооружений для военных объектов, общественных зданий, спортивных и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры (городская архитектура, религиозная архитектура, ландшафтная архитектура и др.). Архитектура давно вобрала в себя различные навыки, такие как градостроительство, озеленение, работу в области здравоохранения. Специфика национального характера архитектуры обусловлена историческим развитием, культурой, экономикой, этническими и художественными традициями народа.

В балете представлены разные виды танца: классический, народно-сценический, ритмико-пластический, модерн и др. Это балеты-трагедии и балеты-комедии, балеты-спектакли и балеты-симфонии, сюжетные (близкие к драматическому спектаклю) и бессюжетные балеты, многоактные и одноактные балеты, хореографические миниатюры. В музыкально-хореографическом спектакле органично сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Опера – это жанр театральных постановок, в которых текст (называемый либретто) сочетается с музыкой (пение и музыкальное сопровождение) и сценическим действием с использованием костюмов и декораций. Выступления обычно даются в оперном театре с оркестром или небольшим музыкальным ансамблем.

Графическое искусство – это способ создания изображения с использованием широкого набора инструментов и техник. Инструменты для рисования включают графитный карандаш, перо и чернила, чернильную кисть, цветные карандаши, уголь, пастель и маркеры. Также широко используются цифровые инструменты, которые могут имитировать эффекты вышеупомянутых инструментов. К основным методам создания изображений относятся рисование линий, штриховку, использование зернистости, перемешивания и др. Изображение можно использовать непосредственно как иллюстрацию к чему-либо, для создания комиксов, анимационных фильмов и др.

Области искусства

Области искусства

  • фильм;
  • кабаре;
  • комикс;
  • литература;
  • музыка;
  • танцы;
  • игры;
  • театр;
  • балет;
  • опера;
  • театр абсурда;
  • политический театр;
  • народный театр;
  • танцевальный театр;
  • картина;
  • графика;
  • каллиграфия;
  • фотография;
  • архитектура;
  • скульптура;
  • татуировка;
  • керамика;
  • сценография;
  • индустриальный дизайн;
  • витраж;
  • флюксус;
  • граффити и др.

3 группы искусств

Согласно теории искусства, существует три основных группы искусств, в зависимости от материальной основы, на которой основано произведение искусства:

  • местные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура и т. д.), т. е. формы искусства, создающие художественный образ в пространстве;
  • сезонные (искусство речи и музыки), т. е. формы искусства, создающие художественные образы во времени;
  • пространственно-периодические (танцы, актёрское мастерство и смежные виды искусства – театр, кино, телевидение, эстрада, цирк и др.), т. е. искусства, создающие художественный образ в определённом временном пространстве.

Понимание феномена искусства в истории философии

Платон понимал искусство как подражание (мимезис) действительности, поэтому любое изображение уступает изображаемому. Произведения искусства более или менее точно повторяют форму, но не содержание, которое постигается не чувствами, а разумом.

Аристотель придерживался схожего мнения, однако видел в мимезисе способность к познанию. На его взгляд, эстетическим является то, что выражается мерой, числом, пропорциями. Поэтому интеллектуальная деятельность всегда подобна художественной: в искусстве происходит узнавание высшего совершенства, которое приносит радость.

По мнению Иммануила Канта, искусство – это вид репрезентации, направленной на саму себя, что побуждает культивировать умственные силы и дружеское общение.

Фридрих Гегель понимал искусство как чувственное выражение абсолютной истины. В противоположность Платону, Гегель считал, что художественная красота превосходит естественную, так как создаётся для выражения высшей истины, скрытой за чувственным опытом.

Позитивистская философия XIX в. и гегельянская эстетика утвердили представление об искусстве как отражении действительности. Зато романтические представления распространили взгляд на искусство как противоположность действительности.

Исторические определения искусства

Исторические определения искусства

Слово искусство (от лат. Ars, греч. Techne) в Древнем мире, в Античности означало знание строго определённых правил и следование им. Фактически, помимо живописи и скульптуры, искусство включало в себя множество ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Также к искусству относили риторику, публичные выступления, военную стратегию и др.

То, что связывает искусство с ремёслами и наукой, было гораздо более очевидным для мыслителей древности и средневековья, чем то, что их отличает. Не было разделения на ремёсла и художественные искусства, но они были дифференцированы в зависимости от того, задействуют ли они только ум или также требуют физических усилий. Первые назывались гуманитарными (artes liberales), а вторые – общими (artes vulgares). Гуманитарные науки (а значит – и искусства) считались намного выше механических. Особенно выделялись 7 наук (искусств):

  • грамматика;
  • риторика;
  • логика;
  • арифметика;
  • геометрия;
  • астрономия;
  • музыка.

В Средние века механические искусства (включая скульптуру, живопись или архитектуру) имели утилитарное измерение и были самыми важными видами искусства. Тогда искусство было прежде всего сферой сакрального, отражением духовного мира.

В эпоху Возрождения социальное положение художников растёт. Они начинают стремиться поднять статус своей профессии и оторваться от ремесла. Деятели искусства стремятся называть себя учёными, возводя скульптуру, архитектуру и живопись в ранг науки, тем более что это соответствовало их стремлению рассчитывать свои работы с математической точностью.

Лишь позже возникла оппозиция этой строгой концепции, и искусство тоже отделилось от науки. Было известно, что искусства отличаются от наук и ремёсел. Несмотря на это, никто не знал, что объединяет то, что мы сейчас называем изящными искусствами. Не было известно, на каком основании включать сюда музыку, танец и театр. Были сделаны попытки различать умственные, музыкальные, интеллектуальные и изобразительные искусства.

Начиная с XIX в. искусство стало независимым от мастерства и было более тесно связано с идеями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Авторы произведений искусств (согласно идеальной модели) становятся художниками, мотивированными внутренним принуждением к созданию или потребностью выражать чувства, решать свои собственные или человеческие проблемы. Эти проблемы не могут быть ограничены исключительно функцией поставщика эстетических впечатлений.

Современное искусство, начиная с дадаизма и сюрреализма, уже не подпадает под это определение. Красота в процессе эстетизации вышла за рамки искусства, и для себя она уже не является отличительной ценностью. Красота даже не является необходимой. За свою долгую историю понятие искусства с очень широким диапазоном чётко очерченных границ значительно сузило своё поле, но границы его явно размылись.

В современных обществах, в значительной степени присвоенных индустрией развлечений, искусство также стало в некоторой степени развлекательной индустрией.

Характеристика современного искусства

Современному искусству присуще отрицание существования общих правил, разнообразие взглядов и творческих методов. Жанры и стили могут разнообразно сочетаться, а произведения часто являются интертекстуальными. Они ссылаются друг на друга.

Представление вещей и явлений имеет большее значение, чем сами эти вещи и явления. Изображения или то, каким образом изображение выполнено, важнее того, что изображается.

Искусство — одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.

В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически. В своей эстетической оценке действительности искусство исходит из определенного эстетического идеала, хотя сам по себе он может осознаваться или не осознаваться. В основе этого идеала лежит понимание прекрасного и производных от него других эстетических категорий. Это не означает, что прекрасное должно быть обязательным, и тем более единственным объектом искусства. Прекрасное выступает — в этом специфическое отличие искусства от всех других форм общественного сознания, — принципиальным и основополагающим критерием в оценке отражаемой и преображаемой жизни. Эстетический подход отличает искусство и от религии, которая, как и искусство, также является особым типом духовно-практического освоения мира. Но в основе религии лежит не эстетика, а вера в священное, в сверхъестественное, в Бога. В то же время нравственная ориентированность религии была и остается причиной тесной связи искусства с религией на всем протяжении его исторического развития.

Целостно-образный и эстетический принцип художественного сознания отличает также искусство и от такой формы духовной деятельности, как мораль.

Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве раздвигаются. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.

Все сказанное делает искусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функция искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве отражается не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.

Будучи эстетически упорядоченным, мир в подлинном искусстве предстает логически стройным, гармоничным, красивым, даже если речь идет о явлениях низменных, уродливых и безобразных. Человек в подлинном искусстве творит по законам красоты.

Зритель или слушатель, воспринимая художественнее произведение, как бы сам совершает творческий акт эстетического присвоения предмета. Благодаря этому он и становится сопричастным закрепленному в искусстве практически-духовному опыту творческой личности художника. Это вызывает у него специфическое чувство духовной радости, эстетического наслаждения. Это наслаждение неотъемлемо сопровождает как сам акт творчества, так и художественного восприятия.




Искусство — одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.

В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически. В своей эстетической оценке действительности искусство исходит из определенного эстетического идеала, хотя сам по себе он может осознаваться или не осознаваться. В основе этого идеала лежит понимание прекрасного и производных от него других эстетических категорий. Это не означает, что прекрасное должно быть обязательным, и тем более единственным объектом искусства. Прекрасное выступает — в этом специфическое отличие искусства от всех других форм общественного сознания, — принципиальным и основополагающим критерием в оценке отражаемой и преображаемой жизни. Эстетический подход отличает искусство и от религии, которая, как и искусство, также является особым типом духовно-практического освоения мира. Но в основе религии лежит не эстетика, а вера в священное, в сверхъестественное, в Бога. В то же время нравственная ориентированность религии была и остается причиной тесной связи искусства с религией на всем протяжении его исторического развития.

Целостно-образный и эстетический принцип художественного сознания отличает также искусство и от такой формы духовной деятельности, как мораль.

Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве раздвигаются. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.

Все сказанное делает искусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функция искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве отражается не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.

Будучи эстетически упорядоченным, мир в подлинном искусстве предстает логически стройным, гармоничным, красивым, даже если речь идет о явлениях низменных, уродливых и безобразных. Человек в подлинном искусстве творит по законам красоты.

Зритель или слушатель, воспринимая художественнее произведение, как бы сам совершает творческий акт эстетического присвоения предмета. Благодаря этому он и становится сопричастным закрепленному в искусстве практически-духовному опыту творческой личности художника. Это вызывает у него специфическое чувство духовной радости, эстетического наслаждения. Это наслаждение неотъемлемо сопровождает как сам акт творчества, так и художественного восприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

сурс 1.docx

  1. Искусство как форма культуры. Функции искусства

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:

  • изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
  • литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
  • музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
  • архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по- разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

  • из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
  • в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),
  • влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

  • сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;
  • тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать i олько вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

  • Эстетическая (направлена ​​на формирование и развитие эстетических вкусов, способностей и потребностей человека, выработки ценностных ориентаций, пробуждение творческого духа и желание творить по законам красоты, формирование умения осуществлять эстетическую деятельность);
  • Познавательная (обеспечивает познание мира, формирование мировоззрения);
  • Суггестивная (предусматривает внушение соответствующих мыслей и чувств, определенное гипнотическое воздействие на психику человека);
  • Воспитательная (направлена ​​на формирование целостной личности);
  • Коммуникативная (обеспечивает общение людей);
  • Прогностическая, кассандровская (заключается в предвидении будущего);
  • Компенсаторная (обеспечивает хранение и восстановление психического равновесия человека);
  • Катарсисная (способствует очищению, обновлению человеческой души через потрясение, вызванное сопереживанием с героями художественного произведения);
  • Гедонистическая (дает человеку радость эстетического наслаждения)
  • Развлекательная (способствует отдыху и развлечению).

Скульптура и симфония, картина и повесть, кинофильм и дворец, спектакль и танец – всё это произведения различных видов искусства.

Искусства классифицируют по разным критериям. Изобразительные искусства показывают в художественных образах внешнюю действительность, неизобразительные виды искусства выражают внутренний мир. Неизобразительные искусства: музыка, танец и литература, а также архитектура. Существуют и смешанные (синтетические) виды искусств: кино, театр, балет, цирк и др.

Внутри каждого вида искусства существуют подразделения, которые называются жанрами в соответствии с темами и объектами изображения. Вот об этом мы и поговорим с вами сегодня.

Изобразительные виды искусства

Пожалуй, это один из самых распространённых видов искусства. Самые первыеё произведения живописи относятся к глубокой древности, они обнаружены на стенах пещер древних людей.

Очень древней считается и монументальная живопись, которая развивалась в форме мозаики и фрески (живопись по сырой штукатурке).

Станковая живопись – это картины разных жанров, написанные на полотне (картоне, бумаге) чаще всего масляными красками.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Название этого вида изобразительного искусства происходит от греческого слова grapho – пишу, рисую.

К графике относят прежде всего рисунок и гравюру, на которых рисунок создаётся в основном при помощи линии на листе бумаги или резцом на твёрдом материале, с которых изображение оттискивается на бумажный лист.

Читайте также: