План урока деловая игра

Обновлено: 07.07.2024

Статья о том, что необходимо более тесно связывать уроки математики с жизнью,с жизненной практикой. Это хорошо можно сделать на уроках, которые проводятся в форме деловой игры. Такие задачи, практической направленности, сейчас включены в ГИА и ЕГЭ.Поэтому необходимо учить решать такие задачи.Так же приведён конспект урока в 6 классе по теме "Решение практических задач". На данном уроке дети обсчитывают ремонт квартиры.

Оценить 2014 0

Воспитание ребёнка непрерывный процесс, он включает в себя как учебное время так и внеурочное время. На своих уроках мы с вами не только учим, но и воспитываем. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока.

Деловая игра – это процесс, в котором на основе итогового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. В ходе такого урока развивается практическая направленность задач, дети учатся решать задачи, которые им пригодятся на практике, в жизни, развивается умение работать в группе, умение вести дискуссию, развиваются практические навыки, воспитываются коммуникативные компетенции, творческие способности учащихся. Хочу привести пример такого урока в 6 классе.

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания о вычислении площадей прямоугольников и квадратов;

- повторить формулы площадей и периметров прямоугольника и квадрата;

- совершенствовать навыки решения задач на применение данных формул;

- показать практическую направленность данных задач.

Развивающие:

- развивать умение дискуссионной и групповой работы;

- развивать опыт социального опыта учащихся в процессе деловой игры;

- развивать практические навыки учащихся при выполнении бланков заказа.

Воспитательные:

- развитие коммуникативных компетенций;

- формирование умений мыслить системно, находить творческий подход в своей работе.

Оборудование:

Этапы урока.

Презентация. Повторение формул. Тема и цель урока.

Получение бланков заказов. Выполнение работы. Презентации работ.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Класс предварительно разбит на 4 группы по 5-6 человек в группе. Каждая группа представляет строительную фирму.

Вступительное слово учителя.

Мы сегодня проводим урок в виде деловой игры. Давайте напомним, что такое деловая игра?

Кадр презентации.

Деловая игра – это процесс, в котором на основе итогового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

Чему будет посвящена игра вы мне скажете, просмотрев видеоролик.

Кадр видеоролика.(Реклама ремонта)

Итак, чему будет посвящена наша деловая игра? Ремонту.

Ребята, а у вас дома у кого-нибудь идет ремонт?

Побывав на данной игре вы, можете помочь своим родителям в расчетах сметы на покупку строительных работ и выполнению этих работ.

Итак, каждая группа - это строительная фирма №1, №2, №3, №4.Вы получаете бланки заказов от семьи, которая хочет дома провести ремонт. Ваша задача просчитать, сколько денег должна заплатить семья за ремонт и работу какого- либо объекта.

Для выполнения работ нам необходимо повторить некоторые формулы.

Кадр презентации.

Формулы периметра и площади прямоугольника и квадрата.

Определение процента числа.

А теперь приступаем к работе. В ходе игры вы должны максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение, чтобы найти правильную линию решения поставленной задачи. В конце работы вы должны предоставить презентацию ваших расчетов.

Деловая игра.

Семье необходимо отремонтировать комнату прямоугольной формы, размеры 5*3*2,5м.

На рисунке указана модель комнаты. Необходимо просчитать, сколько денег потребуется заплатить за обои для комнаты, клей, за работу по наклейке обоев. Рулон обоев имеет размеры 5о см * 10 м.. В комнате имеется дверь размерами 1м*2м и окно размерами 1,5 м* 1,5 м. Цены указаны в прайс-листе.

Семье необходимо отремонтировать кухню. Кухня имеет пол прямоугольной формы размеры 4*2 м. Требуется покрасить пол на 2 слоя краски . Расход краски 150 г на 1 м кв. Наклеить потолочную плитку размером 50*50 см. В обрезки плитки уходит 10% площади. Нужно просчитать, сколько семья заплатит за ремонт кухни, включая работу и клей для наклеивания плитки. Цены в прайс- листе.

Семье необходимо облицевать кафельной плиткой стены ванной комнаты. Размеры 2*2*2,5 м. Ванной комнате имеется дверь, размеры которой 80*2 м. Кафель имеет форму прямоугольника размерами20*30см. Отходы кафеля при работе составляют 15%. Нужно просчитать, сколько семья заплатит за кафель, клей 2 пакета и выполненную работу. Цены в прайс-листе.

Семье необходимо постелить паркет в прихожей комнате. Размеры прихожки 3*1,5 м и приклеить плинтус. Паркет имеет форму прямоугольника размером 30*40см. В отходы уходит 8% от площади прихожей комнаты. Плинтус длиной 2,5 м. Клей 1 пакет. Нужно просчитать, сколько семье потребуется денег для покупки паркета, плинтусов, клея и выполненную работу.

Презентация работ. Показываем результаты через документ-камеру.

Итог урока. Чему вы сегодня научились? Теперь вы можете своим родителям, бабушкам, дедушкам помочь в расчете, сколько, например, обоев нужно на комнату купить, как просчитать количество денег на ремонт и т. д.

Домашнее задание.Просчитайте, сколько рулонов обоев нужно купить для ремонта вашей комнаты. Расчеты сверьте со своими родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия

Презентация

Цель занятия

– обучение публичной презентации результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся;

– обучение взаимооценке результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся;

– расширение и совершенствование знаний в предметной области

– развитие критического мышления;

– совершенствование умений организовывать публичное выступление;

– совершенствование навыков подготовки презентаций в Microsoft Office Powre Point

– воспитание самостоятельности, объективности и инициативности учащихся;

– формирование толерантных отношений в группе

Тип занятия

Организационная структура занятия

1.2 Работа в малых группах

1.3 Подведение итогов работы в малых группах

1.4 Обобщение полученных результатов и подготовка к конференции

2.1 Организация публичной презентации лучших докладов

2.2 Публичная презентация докладов

2.3 Подведение итогов.

2.4 Завершение занятия. Домашнее задание.

2.5 Рефлексия занятия.

Оборудование и техническое оснащение

компьютеры, интерактивная доска, проектор

Содержание учебного материала

методические указания для проведения деловых игр, методические указания для организации самостоятельной работы студентов, оценочные бланки и ведомости, презентации докладов

Методы обучения

применение элементов проблемного и исследовательского обучения с использование интерактивных методов и информационных технологий

Форма проведения занятия

Система оценки

взаимооценка по традиционной системе оценивания (5 баллов)

Требование к знаниям

знать особенности организации публичного выступления и обеспечения визуального сопровождения текста доклада

Требования к умениям

уметь целенаправленно использовать вербальные и невербальные средства общения при организации публичного выступления

Формирование ОК и ПК

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения [1].

Цель: Расширение и углубление знаний в предметной области, развитие умений и навыков эффективного взаимодействия как со студентами в малой рабочей группе, так и с аудиторией; использование вербальных и невербальных средств общения для привлечения внимания аудитории, формирование умений анализировать и оценивать выступление, воспитание толерантных отношений в группе.

Условия проведения игры. Игра проводится в два этапа. На подготовительном этапе студенты, работая в малых группах (4–6 человек), заслушивают доклады участников, оценивают их и выбирают лучший доклад, к докладу оформляют презентацию, формулируются уточняющие вопросы как репродуктивного, так и продуктивного характера. Затем формируется программа конференции, состав жюри. На втором этапе организуются выступления докладчиков, обсуждается содержание докладов, затем жюри подводит итоги и определяет лучшие выступления.

Результаты занятия оформляются в виде протокола, где фиксируются результаты всех участников.

Правила игры. Для реализации запланированного мероприятия необходимо выполнение следующих рекомендаций:

1) Тексты выступлений формировать в соответствии с требованиями к структуре доклада: вступление – определение цели; основная часть – раскрытие содержания с приведением примеров, фактов, аргументов; заключение – выводы и рекомендации.

2) Для докладов использовать информацию ранее подготовленных тематических рефератов.

3) Продолжительность выступления ограничивается регламентом и определяется предварительной подготовкой (домашнее задание) – 3–5 минут.

4) Выступление должно сопровождаться презентацией.

5) Оценку работы студентов осуществляет группа экспертов (жюри) – взаимооценка. Выступления оцениваются по 5-ти бальной системе [4].

Конференция является занятием, на котором подводятся итоги самостоятельной исследовательской работы студентов [3].

Деловая игра – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться обучающиеся в профессиональной деятельности. Она обеспечивает комплексное использование информации, полученной в рамках курса.

Суть деловой игры

В любой деловой игре, помимо одной или нескольких ситуаций, есть еще два общих понятия – роли и предметы. А вот ее отличительными характеристиками от других игр обучающего характера является то, что:

  • моделирование различных ситуаций максимально приближено к профессиональной деятельности, по факту, это – имитирование;
  • есть конфликты;
  • есть несколько этапов и то, как решены проблемы на одном из них, влияет на развитие событий на следующем;
  • есть ограничение по времени.

Таким образом, суть деловой игры – это возможность проявить творческие способности в решении проблем профессиональной деятельности.

Классификация деловых игр

Есть несколько видов деловых игр:

  1. Учебные.
  2. Производственные.
  3. Исследовательские.

Учебные деловые игры

Учебные деловые игры актуальны для обучения использования теории на практике. Они могут проводиться как для подготовки руководителей, так и обычных сотрудников.

Производственные деловые игры

Производственные деловые игры нужны для того, чтобы наладить систему управления, сформировать способы внедрения инноваций, спрогнозировать развитие предприятия и т.д.

Исследовательские деловые игры

Исследовательские деловые игры незаменимы в проверке новых основ организации работы, новых технологий и т.д.

Плюсы и минусы деловой игры

К плюсам деловой игры можно отнести то, что она позволяет научиться:

  • выявлять проблемы профессиональной деятельности; анализировать их, устанавливая причинно-следственные связи;
  • не просто решать проблемы профессиональной деятельности, а делать это в условиях ограниченного времени;
  • находить выходы из нестандартных ситуаций профессиональной деятельности;
  • работать в группе.

Но привести лишь одни плюсы деловой игры было бы неправильным. Поэтому отметим и ее минусы. Ими являются:

  • сложности в подготовке;
  • отсутствие четкого плана;
  • отсутствие возможности дать объективную оценку.

Структура деловой игры

Структуру деловой игры можно представить в виде следующих этапов:

  1. 1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации.
  2. 2 этап – работа в командах.
  3. 3 этап – взаимодействие между командами.

1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации

На этапе формулирования цели игры и предоставления всей необходимой информации у преподавателя следующая задача – обозначить проблему, организовать работу в командах, по возможности предложить участникам деловой игры самостоятельно разбиться на группы.

При формулировании цели игры следует ответить на такие вопросы, как:

  1. Для чего проводится деловая игра?
  2. Для кого проводится деловая игра?
  3. Чему именно должна научить деловая игра?

Ей может быть, например, технология привлечения к выполнению работы целого ряда инструментов, который включает в себя телевидение, печатные издания и др. или, скажем, проверка уровня подготовленности ответственных лиц к исполнению своих должностных обязанностей.

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – представить проблему.

2 этап – работа в командах

На этапе работы в командах у преподавателя следующая задача – помогать, отвечая на интересующие вопросы.

3 этап – взаимодействие между командами

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – предложить свой вариант решения проблемы, рассмотреть другие варианты решения проблемы и или поддержать их, или выступать с критикой в их адрес.

Обеспечение деловой игры

Потребуется обеспечить деловую игру:

  • небольшим описанием;
  • методическими рекомендациями;
  • справочными материалами, в том числе в виде таблиц, которые будут нужны для обработки информации и дачи ответа.

Все перечисленное выше может предоставлено как непосредственно на деловой игре, так и до ее начала. Лучше всего делать это все-таки за несколько дней, так как у учеников будет время на подготовку, и, как следствие, у учителя не будет необходимости отрывать время от урока на нее.

На предварительном собрании можно не только раздать небольшое описание, методические рекомендации и справочные материалы, но и рассказать об особенностях деловой игры – о порядке ее проведения и, особенно, обсуждения, чтобы предотвратить хаос во время спора, оценке и др.

Ценность деловой игры

Ценность деловой игры состоит в том, что благодаря ей можно оценить:

  • уровень развития творческих способностей;
  • уровень развития коммуникативных навыков;
  • особенности мыслительных процессов, в частности, аналитического, тактического и стратегического мышления, умения предвидеть события и решать проблемы профессиональной деятельности;
  • личные качества.

Основа успеха деловой игры

Основа успеха деловой игры – это:

  • искренняя, а не показная вовлеченность;
  • внимательность;
  • наличие собственного мнения и уважительное отношение к мнению других;
  • возможность выразить собственное мнение и прокомментировать мнение других.

Полезные советы для преподавателей

Деловая игра является одной и самых трудоемких, поэтому она оправдана только, если другие форму обучения не могут привести к тому же итогу. Другими словами, эту игру можно использовать:

  • для передачи общего опыта профессиональной деятельности;
  • для систематизации уже имеющихся знаний и навыков профессиональной деятельности;
  • для развития творческих способностей в профессиональной деятельности.

Кроме того, ее не стоит проводить по тем поводам, о которых обучающиеся имеют смутное представление.

В настоящее время деловая игра широко применяется в учебном процессе высших учебных заведений (ВУЗов) как технология преподавания и на предприятиях для решения производственных, социальных и других проблем.


Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, сеть ПК, имеющих доступ в Интернет, сетевой принтер.

Программное обеспечение урока: ОС Windows 7, MS Office (Word, Excel, PowerPoint, Publisher), браузер GoogleChrome, графический редактор Paint.

Методическое обеспечение урока: презентация, подготовленная в MS PowerPoint, раздаточный материал – для каждой компании, ребусы, анаграммы на бумажном носителе, графические файлы.
План урока:

  1. Организационный момент —2 мин.
  2. Представление участников игры — 3 мин.
  3. Постановка задачи. Ознакомление с правилами игры — 5 мин.
  4. Актуализация знаний учащихся — 10 мин.
  5. Выполнение коммерческого предложения — 30 мин.
  6. Презентация компаний — 15 мин.
  7. Оценивание команд экспертами — 10 мин.
  8. Подведение итогов урока, выставление оценок — 2 мин.
  9. Домашнее задание — 1 мин.
  10. Рефлексия — 2 мин.

До проведения урока учащиеся делятся на три подгруппы по пять человек. Каждая группа образует компанию, в которой работают:

  • руководитель компании,
  • менеджер по кадрам,
  • бухгалтер-кассир, • дизайнер по графике, • дизайнер по рекламе.

В качестве домашнего задания учащиеся должны придумать эмблему, название, девиз компании, спектр услуг, оказываемых компанией.

Учитель: Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что будет проходить в виде деловой игры, имитирующей участие в тендере ИТ- компаний, специализирующихся в оказании дизайнерских услуг (разработка логотипов, визиток, буклетов, плакатов.). Каждому из вас в соответствии с занимаемой должностью в компании необходимо будет продемонстрировать ваши компетенции в области информатики. Цели игры: заработать капитал, подготовить и презентовать коммерческое предложение, набрать максимальное количество баллов.

Учитель: Подошло время представить участников игры. В состав тендерной комиссии вошли эксперты — преподаватели, которые будут оценивать уровень организации деятельности компаний.

Председатель комиссии — Щепчатова Татьяна Аркадьевна, члены комиссии — Гайкалов Антон Григорьевич, Ланда Анна Алексеевна.

Учитель: В собственности каждой фирмы — три компьютера, объединенные в локальную сеть кабинета и имеющие доступ в Интернет. По два компьютера от каждой фирмы имеют доступ к сетевым принтерам (преподаватель указывает на рабочие места компаний). Вычислительная техника используется для выполнения заданий и демонстрации выполненной работы каждой компанией. Игра основывается на принципах совместной деятельности.

В тендерную комиссию поступил заказ на оказание дизайнерских услуг. Объявлен конкурс на участие в данном тендере, цель которого — обеспечить заказами в области дизайнерских услуг лучшую ИТ- компанию. Руководителям нескольких компаний отправлены приглашения на участие в тендере. В результате три компании изъявили желание принять в нем участие.

Для участия в тендере компаниям следует подготовить коммерческие предложения, а именно выполнить ряд заданий:

В ходе тендера будет определена лучшая ИТ-компания, набравшая наибольшее количество баллов за коммерческое предложение и заработавшая максимальный капитал, которая и получит соответствующий сертификат победителя в тендере.

  • Руководители компаний получают папки со следующими документами (учитель демонстрирует содержимое папки):
  • Руководители распределяют должности среди сотрудников компании, знакомят их с функциями.
  • После распределения ролей участникам следует заработать начальный капитал, выполнив предлагаемые задания (ребусы, анаграммы, тест).
  • Далее сотрудникам компаний в соответствии с их должностью следует приступить к выполнению заданий, но прежде следует изучить требования к их выполнению.
  • По окончании выполнения заданий сотрудниками компаний соответствующий документ либоразмещается в сети, либо выводится на печать и предоставляется в тендерную комиссию. Совместное выполнение обязанностей сотрудниками допускается, однако ответственным за выполнение считается назначенный руководителем сотрудник.
  • За нарушение дисциплины предусматривается вычитание баллов из общего рейтинга компании по усмотрению членов тендерной комиссии.
  • В ходе оценивания тендерной комиссией коммерческих предложений компаний определяется победитель тендера.

Руководителям компаний следует отгадать ребусы (Приложение 4) и выполненные задания сдать контролеру № 1 — Анферовой Анастасии.

Оценивание. Каждый правильно разгаданный ребус оценивается в 2 балла. Максимально возможное количество баллов — 10.

Бухгалтерам компаний следует отгадать термины по информатике, зашифрованные в анаграммах (Приложение 5), и сдать их контролеру № 2 — Ивановой Кристине.

Оценивание. Каждая правильно разгаданная анаграмма оценивается в 2 балла. Максимально возможное количество баллов — 10.

Учитель: На выполнение коммерческого предложения у вас есть 40 минут. Каждый из сотрудников компаний приступает к выполнению должностных обязанностей (заданий) на обозначенных ранее рабочих местах.

Заявка на участие в тендере должна быть грамотно оформлена; должны быть сделаны (там, где это необходимо) принудительные разрывы строк и вставлены неразрывные пробелы; выполнено шрифтовое оформление абзацев, а также оформление списков согласно образцу. Письмо должно быть отправлено по электронной почте адресату, указанному в приглашении.

  • Создать презентацию в MSPowerPoint об ИТ- компании, отражающую деятельность и структуру организации.
  • Осуществить размещение презентации в локальной сети.
  • Выполнить демонстрацию презентации.

Презентация должна содержать от пяти до семи слайдов, отражающих структуру и деятельность компании. Информация должна быть оптимально размещена, приветствуется использование стилей, а также схем, рисунков, объектов WordArt, наличие анимации. Презентация должна быть размещена в сетевой папке компьютера учителя. Должность: Дизайнер по рекламе.

  • Разработать рекламный буклет компании в MSPublisher.
  • Осуществить сетевую печать буклета.
  • Предоставить экспертной комиссии рекламный буклет компании.

Разработанный буклет должен побуждать потенциальных клиентов обратиться именно в вашу компанию. Информация должна быть оптимально в нем размещена и представлять название, девиз, эмблему, контакты компании. Приветствуется использование схем, рисунков, объектов WortArt, определенного стиля.

  • Составить структуру сметы расходов и доходов компании в табличном процессоре MSExcel.
  • Получить ведомости начисления баллов от контролеров отдела контроля заданий.
  • Заполнить электронную смету.
  • Осуществить сетевую печать сметы расходов и предоставить экспертной комиссии.
  • Осуществить проверку ребусов.
  • Составить ведомость начисления баллов в текстовом процессоре MSWord в соответствии с набранными баллами сотрудников компаний.
  • Осуществить печать ведомости и сдать ее бухгалтеру-кассиру.
  • Осуществить проверку анаграмм.
  • Составить ведомость начисления баллов в текстовом процессоре MSWord в соответствии с набранными баллами сотрудников компаний.
  • Осуществить печать ведомости и сдать ее бухгалтеру-кассиру.

По истечении времени на выполнение коммерческого предложения кадровые менеджеры компаний-участников поочередно демонстрируют с компьютера преподавателя с помощью интерактивной доски созданные презентации, сопровождая их соответствующими пояснениями, и отвечают на вопросы экспертов тендерной комиссии.

Оценивание заданий осуществляет тендерная комиссия по приведенным ниже параметрам для компетенций участников. Максимальный балл по каждому критерию не должен превышать пяти. Для формирования общего рейтинга компаний предполагается сведение баллов по каждому сотруднику компании в командный оценочный лист.

Читайте также: