Какую роль играла церковь в политической и общественной жизни россии в 17 в кратко

Обновлено: 19.05.2024

В XVII в. православная церковь играла огромную роль в духовной и политической жизни России. Её могущество определялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, религиозное сознание было господствующим, и священнослужители определяли духовные и нравственные идеалы, образцы поведения для всех слоев населения. Во-вторых, в руках церкви сосредоточивались огромные материальные богатства. Патриарх, епископы, крупные монастыри владели обширными землями. В-третьих, церковь имела хорошо организованную структуру со своими органами управления, слугами, обладала судебными и податными привилегиями.

Священник Петров разбирался в политике императора, он понимал, что Николай 2 не собирался проводит реформы в пользу улучшения жизни общества. А это значит, что количество недовольных будет расти и крепнуть, провокации (волнения) неизбежны. Революция рано или поздно свершится, будет море крови, потому что речь идет о военном перевороте. Его тревога полностью обоснована.

Традиция-обычай,навык,привычка,которую принято соблюдать
Например существует всем известная традиция красить яйца на Пасху.Традиции появляются из мифологии.
У нас в семье есть такая традиция.Каждый Новый Год лепить пельмени.И в одну из пелемешек класть бумажку с пожеланием

Разделил гражданский коллектив полиса на четыре имущественных разряда, предоставив право участвовать в политической жизни всем разрядам, включая бедняков. Исходя из этой иерархии, чем большим имуществом владел человек тем большие политические права ему даровались. Таким образом, знать была частично или полностью лишена преимуществ по управлению государством. Был противником тирании.

Ине XIX в. Османская империя, Персия (Иран), Сиам (Таиланд) и Китай попали в полуколониальной зависимости от великих держав. Они были поделены на сферы влияния, а местные правители превратились в марионеток, которые полностью зависели от колонизаторов. Только соперничество великих держав между собой помешало превращению их в обычные колонии
Такое положение этих государств предопределял их насильственное втягивание в мировой рынок, что непременно отразилось и на внутренней жизни. Традиционные экономическая система и политическая структура начали быстро разрушаться. Конечно, ни правители, ни народы не желали быть лишь наблюдателями того, как решается их судьба. Правящая верхушка понимала, что такое положение вещей кроется в военной и технической отсталости их стран. Они заимствовали технические достижения, переозброювалы на европейский лад армии, создавали собственную промышленность, пытались бороться против некоторых традиций, которые, по их мнению, сдерживали развитие страны

Назовите признаки по ,которым ученые говорят о зарождении цивилизации .В чем состояли главные отличия древне восточной и антично

Нужно кратко про Ливонскую войну. Ход войны (кратко даты и что произошло). И итог кратко (где, когда, условия мирного договора)

ПОЖАЛУЙСТА используя факты мировой и отечественной истории подтверди или опровергни мнение О. Уайльда

3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.




Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

К началу 40-х годов XVII века в России наметился явственный церковный раскол, связанный со стремлением церковнослужителей к централизации духовной власти, отделением ее от светской и постановке выше по рангу последней. В это время церковь утратила ведущие позиции, занимаемые ею во времена Смуты и первые годы правления Михаила Романова. Несмотря на то что Филарет – первый Российский митрополит, стремился скорее к превращению России в теократическое государство, этого не произошло.

В этот период в Москве начинает действовать общество ревнителей благочестия, куда входят будущий патриарх Никон и его оппонент в духовных вопросах – Аввакум. Никон предлагал взять за образец для подражания в будущем церковном реформировании греческую церковь, Аввакум же отстаивал необходимость возвращения к старорусским обрядам.

Так возник первый церковный раскол, обострившийся после того как Никон получил патриаршую власть. Никон, как и его предшественник, стремился превратить страну в теократическое государство, но спустя 8 лет борьбы, был лишен сана и отправлен в ссылку. С уходом Никона раскол не только не прекратился, но продолжился с новой силой, поскольку намеченных им преобразований никто не отменял. Несогласных с Никоном и его последователями стали называть старообрядцами.

Церковный раскол

1. Упорядочение и централизация церковной (а шире – всей духовной жизни) вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах.

Нужная, но неумело, поспешно и жестоко осуществленная реформа вызвала Раскол (в него ушло от 1/4 до 1/3 русских людей).

Социальный и духовный переворот, вторая после смуты национальная трагедия.

3. Борьба за укрепление авторитета церкви;

Социальный мотив

  • возвращение к старине;
  • протест против существующих порядков (крепостничество, централизация, гнет правительства);
  • унификация, социокультурные последствия;

Выход спора за церковные рамки, перенос борьбы в массы→ феномен старообрядчества.

Духовный мотив

Истинное православное царство (третий Рим) повредилось.

4. Спор об образцах (древнерусские или греческие книги).

Принципиальный выбор между византийским и западным наследием, а в конечном счете между Россией и Европой.

Конфликт Никона со светской властью (действия патриарха шли вразрез с политическими процессами, характерными для второй половины XVII века).

1658г. – отставка, принятая с неприличной поспешностью.

1666г. – Церковный собор подтвердил отставку.

Старообрядчество:

Сложное, противоречивое явление, отразившее различные идейные воззрения и социальные интересы.

Впервые ИДЕЯ разделила граждан одного государства. Она встала выше классов, сословий, личных привязанностей и вражды. Среди старообрядцев были бояре, священники, крестьяне и др.

Старообрядцы увидели в реформе :

  • стремление европеизировать, латинизировать государство;
  • подрыв веры в особую историческую роль России и ее великое будущее;
  • покушение на истинную веру – веру предков, подмену сущности вероучения, ибо государственной властью и церковным руководством овладел Антихрист.

Раскол всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка. Раскол произошел и между официальной светской и духовной властью т значительной частью общества. Он дал толчок общественной мысли, подготовил почву для грядущих преобразований.

Отличная таблица! Все четко, кратко, последовательно. Спасибо за такое наглядное и последовательное изложение материала по церковной реформе!

Самые бессмысленные революции и войны совершаются именно из-за веры. В те времена многие даже покинули страну. На месте царя, я бы пресекла все это. Церковь желала стать выше светской власти, иметь больше власти, к тому же мешала развитию и политике. Это было в силах правящей власти, но увы.

Народ никогда спокойно не примет церковные реформы. Хотя отделение церкви от светской власти могло бы послужить хорошим образцом проведения таких реформ. Церковь всегда была подчинена государству и неразрывно с ним связана. Можно было бы показать людям другую сторону веры. А вообще такая вещь, как вера в душе каждого человека априори отрицает понятие реформы. Отсюда и приверженность старообрядческву и сопротивление со стороны больших масс.

Все церковные реформы 17 века, так или иначе, были направлены на укрепление политического влияния церкви в стране. Патриарх не мог просто смириться с тем, что Россия становится светским государством, а каждый из последующих митрополитов и патриархов просто пытался удержать у себя в руках больше политического влияния чего и разрабатывались новые каноны веры.

В XVII в. православная церковь играла огромную роль в духовной и политической жизни России. Её могущество определялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, религиозное сознание было господствующим, и священнослужители определяли духовные и нравственные идеалы, образцы поведения для всех слоев населения. Во-вторых, в руках церкви сосредоточивались огромные материальные богатства. Патриарх, епископы, крупные монастыри владели обширными землями. В-третьих, церковь имела хорошо организованную структуру со своими органами управления, слугами, обладала судебными и податными привилегиями.

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету История.

Читайте также: