Искусство как форма общественного сознания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Искусствоэто специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Создавая произведения искусства, художники, композиторы, поэты и другие представители творческих профессий осуществляют художественное познание.

Предметом искусства является человек , его отношения с природой, окружающим миром и другими людьми в определенных исторических условиях.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

Искусство отражает жизнь, используя специфические приемы и методы. В кинофильме целые годы, десятилетия и даже века могут пролетать в одно мгновение, в о же время одна минута может быть растянута на полчаса в зависимости от замысла режиссера. Искусство оказывает воспитательное воздействие на людей, прежде всего, при помощи эмоций: мы страдаем вместе с героями, переживаем за них, радуемся вместе с ними. самым важным предназначением искусства является предоставление человек возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

Формы и основные направления искусства

  • выражает эстетическое отношение к миру;
  • создает особую реальность.

Искусство как явление культуры подразделяется на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

Общество и культура, человеческое сознание – все эти аспекты неразрывно связаны друг с другом. Исследования демонстрируют, что человек является как объектом, так и субъектом в любых социальных отношениях и взаимодействиях, что позволяет ему так или иначе принимать участие в разрешении наиболее значимых вопросов. При воздействии на окружающую действительность возникают новые предметы и явления, и все они образуют общественную культуру человека.

Человек, общество и культура – это три элемента, которые неразрывно связаны друг с другом. Вне культуры ни отдельный человек, ни все общество в целом существовать попросту не могут, так как ее роль была и остается фундаментальной.

Тем не менее, соотнесение общественной культуры и сознания индивида претерпело некоторые изменения в соответствии с тем, как развивались и менялись взгляды человека на окружающую действительность.

Общественная культура создавалась в соответствии с тем, как люди сами стремились менять окружающую их действительность. Безусловно, общественное сознание, которое состоит из множества различных факторов и элементов (само сознание, идеология, ценности, интересы, нравственные ориентиры) – все это также оказывало влияние на то, как формируется общественная культура. Она несет в себе ряд идеологических свойств, которые взаимно влияют на человека. Взаимосвязь общественной культуры и общественного сознания также отражается в функциях культуры, которые отражают ее особенности и специфические свойства.

Одной из ключевых функций является функция социализации, которую также исследователи называют человекотворческой. Она ориентирована на то, чтобы сформировать и воспитать человека, адаптированного к окружающей действительности и постоянно изменяющимся условиям. Выделение человека из общего царства природы произошло именно за счет того, что он начал осуществлять разного рода творческую деятельность, а также стремился к видоизменению окружающей среды. Он создал новые элементы общественной, человеческой культуры, которые также воспроизводили его как человека через эту культуротворческую деятельность. Вне культуры человек попросту не смог бы стать человеком, не смог бы освоить многие объекты окружающей действительности, которые позволили бы ему стать развитой, абсолютно осознанной личностью в конкретные периоды жизни и существования цивилизации.

Готовые работы на аналогичную тему

Также к функциям общественной культуры необходимо отнести такие, как:

  1. Познавательная, информационная функция;
  2. Регулятивная, нормативная функция;
  3. Коммуникативная функция;
  4. Творческая, инновационная функция;
  5. Ценностная, аксиологическая функция;
  6. Компенсаторная функция.

Типы общества и культуры

Безусловно, через культуру каждый человек может демонстрировать некоторые стороны своей личности, а также познает новые формы общественной и творческой деятельности. Одной из распространенных форм общественного сознания является искусство. И в нашем, и во многих других языках мира искусство употребляется в нескольких смыслах. Так, в узком смысле этого слова искусство представляет собой специфическую форму практически-духовного освоения мира и окружающей действительности. В более широком смысле – это высший уровень мастерства, владения навыками в какой-либо области жизни человека. Например, это может быть искусство художника или архитектора, пекаря или врача. Искусство в целом может проявляться во многих областях человеческой жизни, и оно также может быть не только в одной сфере, а сразу в нескольких, что выгодно отличает одного индивида от многих других.

Чтобы понять, как общественная культура и сознание соотносятся, а также какую роль в этом играет искусство, необходимо определить подходы к пониманию их соотнесения. Первый подход определяет общество как обособленную систему, которая возвышается над отдельными индивидами. Ее невозможно объяснить мыслями или действиями, потому что смена индивидов – это естественный процесс. Люди умирая, рождаются и снова умирают, но общество не прекращает свое существование.

Еще один подход сосредотачивает внимание на взаимодействиях, которые возникают между индивидами и обществом. Такие взаимоотношения приводят к возникновению новых форм, способов ведения различных видов жизнедеятельности, создаются новые элементы и объекты окружающей действительности, которые так или иначе влияют на сознание человека. Очень важно ориентироваться на то, что все рукотворные элементы могут распространяться с огромной скоростью. Это приведет к заметным изменениям в мировоззрении человека, в его сознании, стремлении и желаниях меняться дальше, делать мир округ себя более комфортным, развитым. Здесь и проявляются творческие способности и навыки, человек может приобщаться к некоторым иным видам искусства, чтобы делать жизнь вокруг себя более разнообразной, менее скучной.

В искусстве отражаются настроения общества в конкретные промежуток времени. Например, в литературных произведениях герои могут обсуждать насущные проблемы, которые будут переживаться и самим читателем. Благодаря произведениям искусства мы можем понимать, что происходило в прошлом, какими мотивами и настроениями руководствовался создатель в своей работе, а также проследить преемственность некоторых явлений и процессов, закономерности, осознать, как прошлое может быть связано с будущим. Искусство – это очень тонкая сфера, которую необходимо углубленно изучать, принимать оценки и позиции самих создателей, чтобы было проще интерпретировать произведения общественной культуры. Таким образом, две эти сфера связаны друг с другом, имеют ряд взаимозависимостей и взаимных аспектов. Несмотря на то, что иногда они могут находиться на различных полюсах, развиваются они практически одновременно, и такая параллельность гарантирует более гармоничное развитие общества.

Окр.мир чел-ка отражается в разных формах общественного сознания: в науке, в религии, в искусстве, в идеологии и т.д. Искусство- одна из форм общественного сознания, вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности чел-ка творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты. Это творческое отражение окр. мира в худож-ых образах.

Худож-ый образ- обобщение действительности, которая выступает в индивидуализированной конкретно-чувственной эстетич. выразительной форме; - эстетическое единство общего в единичном-вот краткая формула худож-го образа.

Худож. типизация – процесс, на основе которого в искусстве рождается худож. образ. Выделяют 2 пути худож.типизации: 1) от частного к общему(от прототипа к типу); 2) от общего к частному (собирательные образы). Вне зависимости от способа типизации результат одинаков, выражает: нечто обще, существенное, красивое.

В связи со взглядо на худож. Образ и его трактовкой выделяют в искусстве 2 направления: 1) натурализм(отрицает роль обобщений); 2)формализм (утверждает безыдейность творчества).

Проблема классификаций. В зависимости от времени и места возникновения выделяют след.виды искусства: - первобытное; - античное; - эпохи Возраждения; -древнерусское; - современное и т.д. у первобытных народов искусства отмечаются слитностью, синтетичностью.

В бытовых и религиозных языческих обрядах нерасчлененно проявляются элементы словестного искусства, танца, музыки, изо искусства, которые имеют исключительно практическое значение.

Первым дал научную классификацию искусства И.Кант: 1) по способу и форме выражения эстетич.идеи: -словесные (красноречие и поэзия), - изобразительные (скульптура, архитектура, живопись, графика, декоративное растеневодство, танец); 2) искусства игры ощущений: -игра красок.

Гегель: в соответствии с этапами развития общественной идеи: 1)символическая – содержание преобладает над формой Древнего востока; 2) классическая, 3) романтическая.

С 19 века существовали различные подходы к классификации искусства:

1) по способу выражения идеи (изобразительные и выразительные); 2) по отношению к пространству и времени (статичные и динамичные); 3) по выразительным средствам и характеру материала; 4) по преобладанию субъективного и объективного ( подражательные и свободные); 5) по способу восприятия (оптические, акустические и смешанные).

Виды и жанры. Изо искусство – вид искусства в котором худож.образ выражается в зрительно воспринимаемых пластической и графической форме. В соответствии с особенностями использования выразительных средств и по материалу изоб искусства делятся на 5 видов: 1.живопись, 2.графика, 3.архитектура, 4 скульптура, 5.декоративно-прикладное искусство.

На протяжении исторического развития изобразительного искусства сложились его жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанры. В основе этого деления лежит обращение к изображению различных сторон действительности, к определенному кругу тем и образов. Сложение современной системы жанров в искусстве вызвано усложнением общественного уклада и мировосприятия и относится к 15—16 вв. Порожденные одними историческими условиями, жанры исчезают или претерпевают Изменения в других. В некоторые эпохи жанры приобретают устойчивый характер, их сфера резко ограничивается, в другие — границы между жанрами нарушаются. Особенно полное выражение жанры получили в станковой живописи, скульптуре и графике.

В портрете многогранные представления о своеобразии характера, личности данного человека, его внешнего облика и духовной жизни иногда сочетаются с раскрытием социально-типических черт.

Исторический жанр повествует о значительных событиях общественно-гражданской жизни, раскрывает трагические противоречия истории, передает достоверность характеров людей давно ушедших времен, обстановки, костюмов и т. д. Бытовой жанр отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы, быт.

Пейзаж воспроизводит окружающую человека природу во всем многообразии ее форм, облика, состояний, тот или иной вид города, села, индустриального района. В лучших пейзажах эмоциональность сочетается с глубиной идейного замысла. Иногда в пейзаж вводятся фигуры людей, но они играют подчиненную роль. Основным остается природа, в жизни которой участвует человек.

Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.

Версии соотношения природы и искусства

а) Кант сводил искусство к подражанию.

б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.

в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.

Теории происхождения искусства

1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.

2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.

3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.

4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).

Отличия искусства от других форм общественного сознания

– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).

– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.

1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;

2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;

3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;

4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;

5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;

6) предвосхищения – предвосхищает будущее;

7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;

8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;

9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;

10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;

11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;

12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.

Основной категорией искусства является художественный образ. Художественный образ – часть или компонент произведения искусства; способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т. п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя.

1) по количеству использованных средств: а) простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка); б) сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

2) по соотношению произведения искусства и реальности: а) изобразительные, изображающие действительность, копируя ее (реалистическая живопись, скульптура, фотография); б) выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

3) по отношению к пространству и времени: а) пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура); б) временные (литература, музыка); в) пространственно-временные (театр, кино);

4) по времени возникновения: а) традиционные (поэзия, танец, музыка); б) новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

5) по степени применимости в быту: а) прикладные (декоративно-прикладное искусство); б) изящные (музыка, танец).

В пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т. п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).

В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

* Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

* Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Основные роды литературы: драма, эпос и лирика. Жанры: трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.

* Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры: опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.

* Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца: вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

* Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический (изображение животных), исторический.

* Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Архитектурные стили: готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.

* Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение); по размеру: станковая, декоративная, монументальная.

* Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, – посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

* Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.

* Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене: акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и пр.

* Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам: кинокомедия, драма, мелодрама, приключенческий фильм, детектив, триллер и т. п.

* Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

* Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства – драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.

В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например, в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Истинное искусство всегда элитарно. Истинное искусство, как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.14. Искусство

1.14. Искусство Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).Искусство –

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Жанры живописи Жанры живописи (франц. genre — род, вид) — исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.Батальный жанр (от франц. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства,

Театральное искусство

Театральное искусство Театр (греч. GeaTpov — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от 0єао|ші — смотрю, вижу) — одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством

19. ИСКУССТВО

19. ИСКУССТВО Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства –

Искусство

Искусство Искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство не требует признания его произведений за действительность. Владимир Ленин Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а также некоторого

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО - термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И.

Искусство и… подделки под искусство

Искусство и… подделки под искусство Не все еще знают, что в литературе, как и в любом виде искусства, существует разделение на искусство и на подделки под искусство, хотя это должно быть очевидно. К примеру, любовь – искусство, а вот секс – подделка.Понятно, подделки

Искусство вычеркивания

Искусство вычеркивания Писательство – это искусство вычеркивания. Юлиан Пшибось (1901–1970), польский поэт Работа пера не менее серьезна, когда оно стирает написанное. Квинтилиан (ок. 35—ок. 96), римский учитель красноречия Сокращать книги – значит удлинять читателю

ИСКУССТВО И МЫ

ИСКУССТВО И МЫ Искусство не могло бы жить даже без того человека, который мог бы обойтись без искусства.Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист* * *Душа есть только у искусства, а у человека ее нет.Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель* * *Искусство любят те,

Искусство нравиться. Искусство общения

Читайте также: