Искусство как феномен культуры кратко

Обновлено: 03.07.2024

Специфика культурологического анализа искусства. Различные определения понятия "искусство". Происхождение и ранние формы искусства. Критерии и сущность художественного произведения. Специфика двух способов отражения действительности в искусстве.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.06.2012
Размер файла 572,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Цель настоящей работы: охарактеризовать искусство как феномен культуры

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Специфика культурологического анализа искусства - в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.

Общение с искусством - один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, всестороннего развития. Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в тоже время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлениями человеческого духа.

Искусство - это одна из важнейших эстетических категорий, характеризующая особую форму общественного сознания, а также человеческой деятельности и ее продуктов. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Оно представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Выделяются различные определения понятия искусство, тесно связанные между собой. Все их можно свести к следующим подходам в понимании этого явления (Приложение 1). Культурология: Учеб. / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. - М.: Высш. шк., 2002. - С.142-150.

Так, например, первобытное искусство зародилось и стало развиваться благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для древнего человека определенной значимостью или ценностью.

Возникшее как необходимая разновидность активной приспособительной деятельности человека искусство было не только спецификой, но и первой формой человеческого познания мира. То, что было неизвестно и непонятно первобытному человеку отображалось в первых произведениях искусства, нередко содержащих элементы фантазии и мистики. Искусство, особым образом помогавшее людям осваивать окружающий мир и природу, объединяло их для совместной жизни и борьбы за существование, для совместного труда и охоты и т.д. Некоторые ученые считают, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности. Искусство неизменно отвечает на трансформацию интересов и требований человека изменением круга основных тем, усложнением своей структуры, появлением новых течений и направлений, обогащением языка. Формируясь, оно повинуется законам, управляющим развитием общества, отражает изменения в его социально-экономической структуре, в общественных отношениях. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий, взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Но нельзя сказать, что это односторонний процесс, искусство, в свою очередь, оказывает на человека обратное воздействие, имея собственные внутренние закономерности развития и функционирования, свою художественно-эстетическую специфику, несводимую к тем или иным общественным функциям.

Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И.Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной - в религии), в искусстве проявляются творческие способности человека. Художественное творчество предполагает осознанную и целенаправленную культурную деятельность, но нельзя сводить искусство к техническому мастерству, когда произведение рассматривается только как сумма формальных приемов, содержанию же отводится лишь роль мотивировки. Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, потребовала создания особого языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира.

Это результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное - приемы, способы, средства выражения, выдержавшие проверку временем. К примеру, как и во всяком искусстве, образ в архитектуре обладает своей спецификой. Образный язык в архитектуре отличается многозначностью и некоторой неопределенностью. Он обладает достоинством глубины, силы, но не точности.

В качестве примера можно привести западно-европейский собор XII-XV вв., носящий название готический. Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца и в соответствии с господствовавшими в те времена понятиями должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, открытого для человека, пронизанного чувством радости, готический собор основывается на идеологически заданных противоположностях. Это прежде всего контраст между интерьером, внутренним видом храма и его внешним обликом. Внутри - сумрак, мерцание свечей, наводящие на размышление о греховности и суетности земной жизни. Снаружи - неудержимый, стремительный полет ввысь, к небу всех шпилей и сводов собора.

В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). Искусство - процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение. «Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений.

С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится приобщить к ним обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей, а иногда даже противоречит ему. Поэтому искусство направлено на эстетизацию среды, в которой обитает человек.

В-пятых, искусство - особый способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом. Искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Искусство можно рассматривать как некий информационный код, благодаря которому передается особого рода информация от одного поколения к другому. Искусство позволяет человеку переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

Итак, искусство многогранно, это душа человека.

Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.

Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон.

Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм.

Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.

Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Искусство - один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологии как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Таким образом, искусство, как любой культурный феномен, включает в себя особый вид деятельности, направленной и на окружающий человека мир, который художник познает, оценивает, преобразует, и на самого человека и его отношения с действительностью. При этом окружающее может выступать в искусстве как источник самого искусства, как отражаемое явление и как то, что находится под воздействием искусства. Именно эта сложность и многоплановость искусства позволяет ему быть одновременно явлением, познающим мир в особой форме, о которой мы скажем несколько позже, и явлением, преобразующим мир, оценивающим его.

2. Искусство как феномен культуры

Вопрос о происхождении и сущности искусства чрезвычайно сложен. Он находит в науке неоднозначные толкования:

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры,

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:

- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);

- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,

— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

По М.С.Кагану

Художественная культура – относительно самостоятельный слой культуры; это внутренне организованное сложное многомерное целое, которое имеет устойчивую и, одновременно, исторически меняющуюся структуру и определённые социальные функции; это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.

Художественная культура охватывает:

· все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.п.);

· все процессы, обеспечивающие функционирование художественной культуры (воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и др.).

Художественная культура отличается от эстетической культуры. Эстетическая культура выражает универсальность проявления эстетической активности человека. Она не имеет границ. Это не область культуры, а её аспект. Этот аспект обнаруживается и в художественной культуре, и в других областях культуры: в культуре быта, в физической культуре, политической, юридической и т.п.

1) воспринимаемого (объекта),

2) воспринимающего (субъекта),

3) произведения искусства (нового объекта),

4) второго воспринимающего (второго субъекта) – зрителя, слушателя, читателя.

Эстетическое восприятие не заключает в себе внутренней необходимости реализационного импульса.

В художественном сознании реализационный импульс – внутренний.




Эстетическое и художественное – взаимосвязаны, и связь эта исторически изменчива.

Духовное и материальное в художественной культуре органически сливаются, взаимно отождествляются и порождают нечто новое, качественно своеобразное и особенное – духовно-материальную целостность. Это и есть художественность.

Художественная культура имеет трёхмерное строение:

2. институциональный (организационно-функциональный) уровень. Художественное сознание – идеальное образование. Оно становится реальным феноменом культуры благодаря его опредмечиванию в процессах производства художественных ценностей и их потребления. Организация этих процессов осуществляется в различных институциональных формах (институт – от лат. – установление – совокупность норм права, регулирующих несколько отношений, связанных друг с другом, например, институт семьи, институт брака и др.). Процесс производства художественных ценностей включает в себя следующие процессы:

· чрезвычайно показательны и важны процессы воспроизводства самих творцов (средневековая мастерская или современный художественный институт);

· организация хранения художественного наследия (кунсткамеры, библиотеки, архивы, музеи т.п.);

· художественное потребление, т.е. система восприятия художественных творений. Две стороны этого процесса – 1)акт общения человека с искусством; 2)формирование публики. Есть два типа художественного потребления: индивидуальный и коллективный. На этом уровне встаёт проблема тиражирования художественных произведений (книгопечатание, грамзаписи и пр.).

· функционирование эстетической и художественной критики, искусствознания.

- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,— в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.[164]

По М.С.Кагану

Художественная культура – относительно самостоятельный слой культуры; это внутренне организованное сложное многомерное целое, которое имеет устойчивую и, одновременно, исторически меняющуюся структуру и определённые социальные функции; это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.

Художественная культура охватывает:

· все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.п.);

· все процессы, обеспечивающие функционирование художественной культуры (воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и др.).

Художественная культура отличается от эстетической культуры. Эстетическая культура выражает универсальность проявления эстетической активности человека. Она не имеет границ. Это не область культуры, а её аспект. Этот аспект обнаруживается и в художественной культуре, и в других областях культуры: в культуре быта, в физической культуре, политической, юридической и т.п.

1) воспринимаемого (объекта),

2) воспринимающего (субъекта),

3) произведения искусства (нового объекта),

4) второго воспринимающего (второго субъекта) – зрителя, слушателя, читателя.

Эстетическое восприятие не заключает в себе внутренней необходимости реализационного импульса.

В художественном сознании реализационный импульс – внутренний.

Эстетическое и художественное – взаимосвязаны, и связь эта исторически изменчива.

Духовное и материальное в художественной культуре органически сливаются, взаимно отождествляются и порождают нечто новое, качественно своеобразное и особенное – духовно-материальную целостность. Это и есть художественность.

Художественная культура имеет трёхмерное строение:

2. институциональный (организационно-функциональный) уровень. Художественное сознание – идеальное образование. Оно становится реальным феноменом культуры благодаря его опредмечиванию в процессах производства художественных ценностей и их потребления. Организация этих процессов осуществляется в различных институциональных формах (институт – от лат. – установление – совокупность норм права, регулирующих несколько отношений, связанных друг с другом, например, институт семьи, институт брака и др.). Процесс производства художественных ценностей включает в себя следующие процессы:

· чрезвычайно показательны и важны процессы воспроизводства самих творцов (средневековая мастерская или современный художественный институт);

· организация хранения художественного наследия (кунсткамеры, библиотеки, архивы, музеи т.п.);

· художественное потребление, т.е. система восприятия художественных творений. Две стороны этого процесса – 1)акт общения человека с искусством; 2)формирование публики. Есть два типа художественного потребления: индивидуальный и коллективный. На этом уровне встаёт проблема тиражирования художественных произведений (книгопечатание, грамзаписи и пр.).

· функционирование эстетической и художественной критики, искусствознания.

- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,— в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.[164]

Искусством называется духовно-практическая деятельность людей, направленная на художественное постижение мира.

Искусство отражает нашу жизнь в особой образно-художественной форме, оно есть, с одной стороны, результат творческой деятельности человека, с другой – реализация историко-культурного опыта всего человечества. В результате творческого отношения автора к действительности возникает художественный образ, являющийся способом развить или дополнить реальную жизнь. Другими словами, художественный образ – основа искусства, чувственное отражение окружающей действительности, которое создается с субъективных авторских позиций. Художественный образ, проявляясь различными способами – в сюжете, композиции, звуке, цвете и др., - заключает в себе дух и энергию культуры, создавшей его, и человека, как носителя этой культуры.

Искуство как система

Искусство, как и любая другая развивающаяся система, весьма подвижна, что дает ему возможность проявляться в разных видах, направлениях, стилях и жанрах. Видами искусства называются сложившиеся исторически формы творческой деятельности, реализующие в художественной форме окружающую нас жизнь и отличающиеся друг от друга способами ее материального воплощения. Так, литература отражает многообразие мира при помощи слова, изобразительное искусство - с помощью красок, мрамора, глины и т. п.; музыка - используя звуки, как человеческого голоса, так и звуки, созданные специальными приспособлениями - музыкальными инструментами; архитектура— через материальные конструкции, выстраиваемые в пространстве.

Все виды искусства имеют свои особые роды и жанры. Система видов искусства на протяжении развития мировой художественной культуры постоянно изменялась, при этом возникали тенденции часто взаимоисключающие: так, из синкретического искусства древнего мира со временем произошло его разделение на различные виды, появились синтетические виды искусства, такие как театр и архитектура, а развитие научно-технического прогресса привело к возникновению новых видов – кинематографии, телевидения, видео.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время взаимодействие различных видов искусства привело к появлению двух тенденций:

  • сохранению самостоятельности каждого отдельного вида,
  • стремления к синтезу искусств.

Для развития искусства такое взаимоотношение его различных видов весьма плодотворно, так как, подчеркивая право на самостоятельность каждого из них в системе художественной культуры, приводит к взаимному обогащению видов. Ни один из видов искусства сам по себе не может представить всеобъемлющую картину мира – ее создание под силу только всей художественной культуре человечества, включающей все отдельные виды искусства.

Связь искусства и общества

Искусство — явление социальное, так как, оказывая эстетическое воздействие на человека, принимает участие в социальном преобразовании общества. В искусстве в процессе творчества накапливаются события, факты и впечатления, взятые из действительности. Перерабатывая этот жизненный материал, автор создает новую реальность — художественный мир. Основная задача искусства – социализация личности. Оно оказывает влияние на различные стороны нашего существования, погружая человеческую личность в круг социальной жизни.

Общественная значимость искусства в его полифункциональности, так как оно воспитывает, познает настоящее и предсказывает будущее, оказывает почти гипнотическое воздействие на человека.

Читайте также: