Искусство как часть культуры кратко

Обновлено: 30.06.2024

Искусство — это практическая духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Искусство есть ядро эстетической культуры , которая включает в себя эстетические ценно­сти, эстетические потребности и способности (эстетическое восприятие, эстетический вкус и эстетический идеал), деятельность по их освоению и воплощению, эстетическое воспитание. Эстетическая деятельность может быть и внехудожественной. Эстетические аспекты присутствуют в деятельности ученого, социально-преобразовательной деятельности, в быту, в спорте и т. п.

В истории человеческой культуры издавна сосуществовали, сталкивались, а порой и переплетались взгляды на искусство как подражание природе (мимезис) и его интерпретация как творческого самовыражения, знаково-символическая концепция искусства. То или иное понимание сущности искусства неотделимо от понимания мира, природы человека и взглядов на общество. В зависимости от понимания сущности искусства определяются его функции и происхождение .

В XVII в. теоретик эпохи классицизма Н. Буало также исходит из принципа подражания природе. Однако Буало, опираясь на идеи французского рационалиста Р. Декарта , его программу очищения разума от страстей, выдвигает идею подражания природе не в ее чувственно-вещных характеристиках, но в природе как постигаемой разумом структуре. Критерием красоты оказывается ясность, выявляемая только разумом. Соответственно, ведущим видом искусства классицизма оказывается литература. Нормативность, наличие строгих законов построения художественного произведения, включая единство места, времени, действия, требование тождества характеров, стремление изображать общее отличали теорию и практику искусства классицизма. Искусство изображает не человека, а идею его характера — тип человека. Тартюф Мольера — это лицемерие, Гарпагон — скупость, Журден — глупость. Изображая человеческие типы — воплощения долга, патриотизма, героизма, искусство дает человеку ясные образцы, на которые он должен ориентироваться в жизни. Особая модель человека Нового времени, согласно которой познавательная способность тождественна сущности человека, опре­деляет и воспитательное назначение искусства.

2. Происхождение искусства

Проблема происхождения искусства имеет два аспекта:

• специальный , связанный с исследованием конкретных условий времени и места появления той деятельности, которая называется художественной;

• философско-эстетический , неотделимый от понимания сущности искусства, его связи с процессом становления специфически человеческого отношения к миру.

Данные археологии (прежде всего открытие в конце XIX в. в Испании в пещере Альтамира первых наскальных росписей), этно­графии, языкознания (обнаружение в традиционном народном творчестве архаических слоев художественной культуры) послужили опытной базой для появления четырех основных концепций происхождения искусства.

Сторонники биологизаторской концепции , выдвинутой еще Ч. Дарвином , усматривают исток искусства в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя . К биологизаторской концепции искусства с известными оговорками можно отнести и психоаналитическую теорию З. Фрейда. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики; искусство — форма вытеснения и видоизменения влечений человека, т. е. форма сублимации (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей).

В рамках магической теории искусство оказывается формой магии , вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека.

Теоретико-философское исследование проблемы происхождения искусства не ставит задачу определения времени возникновения искусства, оно лишь может выявить специфику того отношения к миру, в рамках которого возникают виды деятельности, которые позже были названы художественными.

Особенностью первобытного мышления является отсутствие развитой способности к абстрагированию, обобщению, слитность мыслительной деятельности с эмоционально нагруженными поведен­ческими актами. Современный человек, в отличие от своего предка, способен отделить образ объекта, вызываемые им эмоции от деятельности по преобразованию этого объекта. Коллективные представления, в которые погружено сознание первобытного человека, не подчиняются закону противоречия, основываются на так называемой партиципации (сопричастности). Явления классифицируются не по объективным признакам, но по наличию в них сверхъестественных сил, что ведет к отождествлению самых разнообразных предметов и явлений, вещей и их наименований. Типичным проявлением такой причастности является тотемизм — вера в родственные связи, кровную причастность друг другу человеческого рода и какого-то животного, например крокодила, попугая, волка. Первобытное мышление не различает субъект и объект, материальное и идеальное, человека и природу, вещь и ее имя или изображение. В мертвом видится живое, и маска зверя, надетая для охотничьего танца, превращает танцора в самого зверя.

Подводя итоги, можно утверждать, что искусство не тождественно мифу, но выросло из универсальных структур мифологического освоения действительности, содержащего в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельные моменты . Искусство до сих пор несет в себе­ элементы мифологического мышления; невозможно понять искусство, не учитывая его сходства с мифом.

3. Социокультурные функции искусства

4. Культурологический синтез

Ведущей современной тенденцией является стремление к единению различных форм культуры друг с другом.

Причина культурологического синтеза заключается в стремлении преодолеть кризисные явления в современном мировоззрении на основе сращивания различных (и часто несовместимых) форм культуры: философии, религии, искусства, науки, морали. Это отражает попытку универсализации частичного человеческого опыта.

Пограничные ситуации , с которыми неизбежно сталкивается человек, рассматриваются философом и теологом X. Тиллихом как по преимуществу религиозный опыт . Поэтому живопись, поэзия и музыка могут стать объектами теологии не с точки зрения эстети­ческой формы, а с точки зрения выражения пограничного опыта эстетическим способом . Именно поэтому художественные образы искусства в наибольшей мере способны выразить религиозное переживание мира человеком.

Однако художественное переживание как форма эстетического освоения мира существенно отличается от религиозного опыта. Эстетический опыт актуализирует творческое воображение человека, которое и концентрируется в сфере искусства, но не ограничивается им. Подлинное искусство связано с решением смысложизненных, экзистенциальных проблем человека и выходит за пределы индивидуального жизненного опыта. Художник посредством творческого воображения строит особую символическую реальность, которая не претендует на объективность. Эта реальность возникает всякий раз благодаря творческому воображению зрителя, читателя. Искусство не выдает свои образы за подлинную реальность, тогда как религиозные образы и символы утверждают реальность существования трансцендентного, сверхъестественного мира.

В экзистенциальном плане пересечение и соединение образов и приемов религиозного и художественного сознания бывает плодотворным. Великолепная храмовая архитектура, иконопись, живопись на религиозные сюжеты, художественная литература, использующая религиозную символику, — безусловные достижения творческого гения человека. Однако художественные произведения в религиозном культе являются не эстетическими, а религиозными символами, и обращаются не к эстетическим, а религиозным чувствам человека. Хотя по силе религиозные переживания сравнимы с катарсисом как высшим проявлением эстетического переживания.

Исторически наиболее тесно религия была сопряжена с моралью как особой формой коммуникативных отношений. Авторитет неинституализированных нравственных норм в значительной мере опирался на религиозную веру и религию как институт. Именно в этой сфере моральный поступок получал оценку и культурную санкцию. Нравственный проступок осознавался как грех. Таким образом, моральная оценка освобождалась от субъективности и ситуативности, и самое главное, постулат о свободе воли признавал моральный выбор как задачу, решить которую должен сам человек. Моральный субъект также не может быть принужден силой к выполнению нравственных норм, нравственность — результат свободного самоопределения человека.

В современных условиях расколотости культуры проблема внутрикультурного синтеза и межкультурного диалога приобретает планетарный, глобальный характер. С полным основанием можно сказать, что от развития способности человека к такому диалогу зависит само существование человечества.

Исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Искусство:

а)образное осмысление действительности; особый способ её познания и отражения, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Её результат - художественное произведение.

б ) высокая степень умения , мастерства в любой отрасли практической деятельности, прекрасное владение присущей ей системой приёмов и методов.

Искусство–возникшее ещё в каменном веке, в процессе исторического развития культуры и общественного разделения труда, является средством общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, общения людей и приобщения к накопленному человечеством опыту; принадлежит той или иной системе художественной культуры.

Искусство осваивает действительность эстетически. Отношения общества и человека к миру оцениваются в искусстве с позиции основных эстетических категорий:

Прекрасное - центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью; выступает принципиальным и основополагающим критерием в оценке отражаемой и преображаемой жизни.

Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность, величие предметов и явлений; характерна для эстетики XVIII – нач.XIXвв.

Трагическое–философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развёртывющийся в процессе свободного действия человека и сопровождающими его страданиями, гибелью, при этом в противоборстве трагического героя обстоятельствам заложено стремление действием разрешить сложнейшие вопросы бытия, широкие общемировые проблемы; раскрывается в специальном виде драмы – трагедии.

Функции искусства

От произведения искусства мы получаем такие познания и впечатления, которые обогащают наш собственный духовный мир, нашу человеческую личность. Их совокупность мы называем эстетическим переживанием.

Эстетическое переживание — явление сложное по своей природе.

Во-первых, сложен сам его предмет, т. е. художественное произведение, воспринимаемое человеком. Эстетическое переживание, которое мы испытываем, начиная с того момента, как погас свет и раздвинулся занавес на представлении, не однозначно, а многогранно, как и его предмет — данное произведение.

Щедрость души, столь необходимая художнику, нужна и тому, кто хочет по-настоящему наслаждаться искусством.

Эстетическое наслаждение включает в себя радость открытия, обогащения сознания новыми впечатлениями.

Вопросом функций искусства уделено значительное внимание еще ​​в теоретических разработках Аристотеля, который выделял следующие три функции:

- а) познавательную,

- б) воспитательную и

- в) эмоционального воздействия, последняя трактовалась философом в гедонистической понимании. Современная эстетическая наука выделяет значительно большее количество функций.

+ другие функции:

г) компенсационная функция.

д) суггестивная функция

Е) коммуникативная функция.

По Аристотелю:

а) Искусство как познание

Искусство познает мир через систему художественных образов, используя специфические средства и приемы. Однако, в отличие от науки, специфику познания в искусстве определяют субъективный характер отражения, метафорическое отношение к действительности, активное использование эмоционально-чувственного начала, что способствует созданию +художественной картины мира.

б) Искусство и воспитание

Способность искусства к воспитанию связывают с активизации эмоционально-чувственного начала, эмоциональным воздействием искусства на человека. В свою очередь эмоциональные процессы находятся в тесной связи с мышлением и интеллектом.

На роль искусства в воспитании человека обращали внимание уже древнегреческие мыслители, понимая воспитание, как совершенствование души человека. Центральной концепцией в учении Аристотеля стала теория катарсиса - духовного очищения человека в процессе восприятия произведения искусства, важнейшая роль при этом отводилась музыке, театру илитературе. Древнегреческий писатель Лукиан писал:

в) В эпоху Ренессанса эстетическое воспитание получает гуманистическую направленность, особую значимость приобретает живопись и скульптура, стремящихся раскрыть образ человека.Проблема комплексного эстетического воспитания освещена в научном наследии испанского философа Xуана Вивеса.

Социальные потрясения и стремительный научно-техническое развитие в начале XX века породили ряд противоречивых идей о возможности эстетического воспитания. С одной стороны иррационалистичная философия Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и 3. Фрейда подготовила процесс элитаризации искусства и нивелирование идей эстетического воспитания. Кроме того, искусство все больше рассматривается как средство социально-политического воспитания, что отражается в творчестве таких художников как Б.Брехт, Д.Хартфилд, Г.Ейслер (Германия), или В.Маяковский, В.Мейерхольд, С.Эйзенштейн (СССР) и были осмыслены в работах Т.Адорно, Ж.П.Сартра, В.Беньямина. В 1930-е годы в СССР и в нацистской Германии искусство становится с одной стороны - на службу социально-политической пропаганды, а с другой - становится объектом жесткой идеологической цензуры.

Другие функции

е) Коммуникативная функция. Анализируя феномен искусства, ученые разных исторических периодов подчеркивали его коммуникативное преимущество над другими формами общественного сознания. При этом, если коммуникативные функции таких искусств, как театр, кино, литература ограничены языковым барьером , то музыка, балет, скульптура, живопись свободны от этого ограничения

ИСТОРИЯ-МАСТЕРСТВО-

-ИСКУССТВО-КОММЕРЦИЯ

Во всей истории не существовало обществ, в которых не существовало искусства (И.). Как только в общ-вах появилась иерархия и власть (с Месопотамии и Древнего Египта) И. становится на службу богатства и власти, религии. Древнее И. отличает и мастерство в изображении богов, птиц и животных. Известные художники прославлялись за свои творения (Пракситель ок.IVв. до н.э.).

Появляется более широкие классы потребителей И.: для украшения домов использовались разнообразные жанры-пейзажи, портреты, натюрморты, изображения животных и мифология (уцелели лишь мозаики, фрески). С IVв. Византийское И. преобразовалось под влиянием христанской религии.

В Зап.Европе с Х II по Х III в. – медленная трансформация И.: религиозные здания украшаются сложной живописью и скульптурой, торговые города становятся заказчиками художественных произведений. Религиозная духовность заменяется темами мифологии и изображением роскоши. Картины пишут маслом, их ценят также как и гобелены.

В эпоху Возрождения XV - XVI в.использовалась разнообразная техники живописи, использовалась ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА, появляется понятие истинного гения искусства, именитые покровители получали самых знаменитых мастеров. Различие стилей в период Ренессанса и Реформации. Театральность Барокко, и появляются художники проявляющие индивидуальность (поздний Рембрант(1606-69), Караваджо(1571-1610)).

Мы знаем, что существует несколько видов культур, одна из них — духовная культура, в которой устанавливаются связи между людьми, путём выражения чувств, переживаний, представлений и эмоций и которая способствует созданию особого мира ценностей.

Частью этой духовной культуры является художественная культура, которая по – другому называется — искусством. Она напрямую воздействует на наш внутренний духовный мир, на разум, на чувства, на эмоциональное состояние.

К видам искусства относятся: декоративно- прикладное искусство, музыка, литература, изобразительное искусство, театр, скульптура, хореография, киноискусство, фотоискусство, архитектура, которые помогают нам смотреть на жизнь.

Искусство — это то, что вызывает у нас сильные эмоции и заставляет ярче и сильнее чувствовать окружающий мир. На искусство оказывают влияние национальные традиции народа, природные условия, национальное представление о идеальной красоте, социально — классовое понятие о прекрасном, художественные традиции народа.

Допустим, если мы сравним европейское искусство с мусульманским, то увидим, что в европейском искусстве мы просматриваем в живописи и в скульптурных изображениях — изображения прекрасных тел, но в мусульманском искусстве предпочтение отдают декорациям, зодчеству, а изображение тела запрещено. Очень тесно связано искусство с такими сферами, как философия, религия, наука, художественная культура.

Религиозное искусство всегда символично, у него существуют определённые каноны, но оно обезличено. Мы видим красивые мусульманские орнаменты, расписанные буддийские храмы, иконы, но история даже не знает имена художников, создавших эти произведения искусства.

Мы знаем, что благодаря науке появилось кино, телевидение, эстрада, художественное фото; в театрах — световое музыкальное оформление спектаклей, а в музыке видеосинтезаторы. Кроме этого была создана мультимедиапродукция (искусство сливается с природой и наполняется различными шумами повседневной жизни: звуками, запахами и картинами).

Искусство, а точнее её история начиналась с первобытных времён, когда люди начинали общаться между собой посредством изображения наскальных рисунков: знаков, живописи.

И каждый пытался доходчиво донести и передать полученные сведения другим поколениям, т.е. они старались передать всю красоту и гармонию мира, своё восхищение природой и конечно свои знания и умения. А открытие письменности дало ещё более сильный толчок в развитии искусства. И с каждым годом, с каждым столетием человечество менялось и стремительно двигалось выше, также стремительно развивалось и искусство, которое в свою очередь помогало человеку совершенствоваться, углублять свои познания, развивать свои способности и своё мышление.

Развитие культуры и искусства

В России, в Золотой век просвещения, во времена правления Екатерины сформировалась русская литература, изобразительное искусство, театр, вспомним наших выдающихся людей того времени: М.В.Ломоносов, художник Рокотов, архитектор Баженов, актер Волков и др. Все эти творения были созданы не для одного человека, а для всего человечества на Земле и мы уже не можем представить нашу жизнь без творчества, без искусства, без культуры.

Искусство- это история, в которой скрыты великие тайны целого мира. Иногда в ней мы можем найти ответы на такие вопросы, на которые мы не сможем найти в древних рукописях. Искусство- это литература, благодаря которой мы узнали о таких замечательных писателях и поэтах, как А. С. Пушкин, А. П. Чехов, В. Гюго, Уильям Шекспир и др. Благодаря литературе, мы знаем многое о том времени, в котором они жили и создавали эти произведения.

Литература помогла нам заглянуть за рамки обыденного, почувствовать окружающий мир намного острее. Сейчас в искусстве используют различные цвета, звуки, свет. У нас в каждом доме, в разных уголках страны есть телевидение и интернет, видео, где мы сможем приобщиться к культуре, сможем послушать знаменитые классические произведения в исполнении В. Рихтера, посмотреть лучшие постановки спектаклей.

Но в нашем современном мире искусство подчиняется законам рынка, и производят ту продукцию, которая пользуется спросом. Поэтому постоянно ведётся борьба за зрителя, большинство которых отдаёт предпочтение различным развлекательным шоу и только единицы посещают театры и музеи.

Большую роль искусство играет в жизни подрастающего поколения. Хорошо, если на их экранах будут проповедовать добро, гуманность, а если везде будет пропаганда зла и насилия, то это неизбежно приведёт к гибели. Я уверен, что в глубине души каждого человека лежит мысль, что зло будет наказано, а добро восторжествует.

Я думаю, что люди знают, что насилие- это временно приходящее явление и уже многие люди понимают, что живое общение с книгой не заменит интернета, не заменит ни одного фильма. Посещая театры, выставки, экскурсии мы всегда в повседневной жизни сталкиваемся с произведениями искусства и приобщаемся к миру прекрасного, извлекая для себя большую пользу: учимся понимать, созерцать и впитывать в себя эту красоту.

Конечно не каждый из нас может быть талантливым творцом, но в наших силах проникнуть в суть их творений и приблизиться к красоте их творений. Поэтому мы становимся слушателями необыкновенной музыки, созерцателями архитектуры, живописи, фотоснимков и с каждым просмотром мы совершенствуемся.

Искусство тем прекрасно, что несёт красоту и добро в мир и принадлежит миллионам людей, оно многогранно. Это прекрасные образы мадонн, лики святых на иконах, грандиозность готики, величайшие творения Микеланджела, Пушкина, музыка Чайковского, Моцарта, живопись Рубенса и Пикассо, спектакли Станиславского и Мейерхольда, фильмы Тарковского и Фелини.

И это всё окружает нас повсюду, приходит в наш дом с экранов телевизоров, звучит на аудиокассетах. Искусство создано разумом и руками народа, оно отображает его жизнь, мысли и его переживания.

Оно изображает не только хорошее и прекрасное, но и зло для того, чтобы призвать к борьбе с ним и показать, как зло низвергнет перед прекрасным. Роль искусства — нести в народ духовные ценности, правду, видение художником реалистичности времени своего восприятия эпохи.

С уверенностью хочу сказать, что искусство надо знать, любить и изучать потому, что именно он вдохновляет человека на самые добрые дела и поступки.

Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.

В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

Целостно-образный и эстетический принцип художественного сознания отличает также искусство и от такой формы духовной деятельности, как мораль.

Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве раздвигаются. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.

Все сказанное делает искусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функция искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.

Будучи эстетически упорядоченным, мир в подлинном искусстве предстает логически стройным, гармоничным, красивым, даже если речь идет об явлениях низменных, уродливых и безобразных. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить живописные полотна Босха или офорты Капричос Гойи, полные гротесковых изображений человеческих пороков. Человек в подлинном искусстве творит по законам красоты.

Зритель или слушатель, воспринимая художественное произведение, как бы сам совершает творческий акт эстетического присвоения предмета. Благодаря этому он и становится сопричастным закрепленному в искусстве практически-духовному опыту творческой личности художника. Это вызывает у него специфическое чувство духовной радости, эстетического наслаждения. Это наслаждение неотъемлемо сопровождает как сам акт творчества, так и художественного восприятия.

Художественный образ как основная категория искусства.

Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Они целиком идеальной природы, и поэтому могут быть обозначены разными материальными способами (словами, математическими знаками, диаграммами и т.п., ничего при этом не теряя в своем смысле.

Художественный образ коммуникативен по своей природе. Его смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно-воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Существует несколько основных разновидностей знаков, используемых для коммуникации как вне искусства, так и в искусстве. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки.

Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать у воспринимающего эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т.п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет из себя всегда в полноценном искусстве переживание прекрасного, красоты. Прекрасна музыка похоронного марша Шопена, прекрасны картины Рубенса и Рембрандта, изображающие снятие с креста Иисуса Христа, прекрасны образы Яго и Гобсека.

Как отмечает М.Дени, французский художник и писатель по вопросам искусства, не бывает классического искусства, которое не подчинялось бы принципу гармонии целого. Но об этом принципе пишут и неоимпрессионист Синьяк, и фовист Матисс и Сезанн, в произведениях которого А.Майоль находил, как и в музыке Баха, гармонию, и абстракционист Кандинский. Последний в трактате О духовности в искусстве пишет, что новые эксперименты не следует понимать как нечто дисгармоничное, но, напротив, как некую новую возможность гармонии форм, образующих единое целое.

Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя. Для этих целей искусство использует ряд приемов.

Самый простейший прием – чисто физическое усиление стимула. Оно предполагает такие факторы, как число повторений стимула, его мощность (яркость, громкость), длительность, пространственные размеры (площадь, видимый угол) и т.п.

Другой прием – повторение. Если какой либо знак повторяется, первое предъявление его облегчает восприятие второго предъявления. Примерами подобных приемов могут служить широко распространенные симметрия, метр, рефрен, лейтмотив, сравнение и т.п.

Основанием многих эстетических эффектов в искусстве служит экономия художественных средств – времени, пространства, энергии, материалов, числа элементов или операций (звуков, слов, красок, линий и т.д.).

Признак мастерства и таланта художника – не расширять без необходимости знаковые средства художественного образа. Если такое расширение не ведет к обогащению содержания художественного образа, эстетическая значимость искусства понижается.

Важнейшим фактором удержания внимания в процессе восприятия художественного образа является сотворчество воспринимающего. Сотворчество держит внимание воспринимающего в творческом напряжении.

Когда знаковый стимул, повторяясь, притупляет внимание, выгодным становится не простой повтор стимула, а легкие, нюансные вариации его. Так, геометрическая правильность Парфенона на каждом шагу сопровождается легкими отклонениями от правильности. В музыке – это вибрато, периодические изменения силы, частоты и других параметров звука. Роль вибрато особенно выявилась, когда появились электронные музыкальные инструменты. При прослушивании электронных композиций ухо быстро утомляется, и слуховое внимание притупляется.

Поскольку знаковый стимул художественного образа состоит, как правило, из многих компонентов, бывает выгодным частичный повтор: одни компоненты варьируются, другие же остаются неизменными. Примером может послужить ритм в стихе (совпадение части ударений) и консонанс в музыке (совпадение части обертонов, колорит в живописи (повторение общего оттенка в различных красках).

Прием частичного повторения и вариации может возникать между названием, отражающим общую идею произведения, и его содержанием. Наиболее эффективно, когда название не дублирует содержание (полное совпадение), а находится с ним в отношении косвенного, частичного совпадения. Например, Мертвые души Гоголя, Вишневый сад Чехова.

Когда удержание внимания и эстетического удовольствия становится трудно или невозможно, применяются приемы переключения внимания на новый знаковый стимул. Одним из важнейших таких приемов является контраст: каждый стимул художественного образа сопровождается – в пространстве или во времени – другим, противоположным, контрастным стимулом. Громкое сменяется тихим, медленное – быстрым, темное – светлым, большое – малым, высокое – низким и т.п. Хорошим примером может послужить картина Сурикова Боярыня Морозова, особенно сопоставление правой и левой сторон холста. Существуют оптимальные размеры – во времени (длительность) и пространстве (площадь) – двух контрастных стимулов, обеспечивающие максимальное эстетическое удовольствие.

Все рассмотренные приемы имеют двойное назначение. Они создают психологические предпосылки для эстетического восприятия, для привлечения, удержания и переключения внимания к художественным знакам. Одновременно они выступают необходимыми предпосылками эстетического наслаждения, ибо подчиняются общему эстетическому принципу – единства в многообразии.

По другой классификации знаков художественный образ является художественным символом, что позволяет вплотную подойти к описанию содержания художественного образа.

Художественный образ в качестве художественного символа выступает не только своей вещественной, знаковой стороной, но и своим идеальным, духовным, содержательным аспектом. Художественный образ всегда образ чего-то, он наделен значением. В качестве символа художественный образ принципиально обладает неисчерпаемой многозначностью, смысловой глубиной и перспективой. Классическим примером может служить образ Джоконды Леонардо да Винчи, но эта особенность присуща любому полноценному художественный образ. В отличие от простого условного знака, функционирующего тем успешнее, чем он однозначнее, определеннее, эстетическая эффективность художественного символа пропорциональна его многозначности и неисчерпаемости.

Содержание художественного символа, как и всякого символа, заключает в себе обязательно какую-то идею, то есть интеллектуальный, понятийный момент. Это значит, что художественный образ будучи индивидуально конкретен и уникален, в то же время несет в себе всегда обобщение и абстрактность. Но в отличие от понятия, например, в науке, обобщение и абстрактность в художественном символе дается не мыслительно – рассудочно (дискурсивно), а интуитивно – непосредственно. Именно так постигаем мы обобщенно абстрактный смысл таких художественных символов, как Мыслитель Родена, Медный всадник Пушкина и голубь мира Пикассо.

Классификация искусств.

Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусство пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, архитектура), временные (музыка, словесное искусство) и синтетические, пространственно-временные (театр, кино, танец).

В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).

С точки зрения теории знаков, в которых воплощается и с помощью которых сообщается художественный образ зрителям и слушателям, искусства бывают изобразительные (живопись, графика, скульптура и др.), выразительные (музыка, танец, архитектура и др.) и словесные (литература), а также смешанные, синтетические (театр, кино и др.).

Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т.д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Происхождение искусства. Его историческое развитие.

С эпохи Возрождения искусство начинает осознаваться как относительно автономная и самоценная область человеческого творчества.

Оно не заимствует свои цели у науки, религии, философии, хотя и тесно взаимодействует с ними. Все большую роль начинает играть индивидуальная деятельность выдающихся мастеров. В Новое время искусство развивалось в границах сменяющих друг друга стилей и художественных направлений. В направлениях европейского искусства можно выделить такие стили, как романский, готический, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм. С конца 19 в. становится трудно выявлять устойчивые признаки какого-либо крупного стиля.

В конце 19 в. в искусстве наметился разрыв между искусством популярным, рассчитанным на широкие массы и элитарным, предполагающим хорошо подготовленного зрителя и слушателя. Этот разрыв был вызван, в частности тем, что элитарное искусство, получившее в науке об искусстве название модернизма (от фр. moderne – новейший, современный), или авангарда (от фр. avantgarde – передовой отряд) провозгласило отказ от традиций, ломку установившихся эстетических принципов, способов построения художественной формы, выполняемых социальных функций.

У истоков модернизма стоит искусство импрессионизма и постимпрессионизма, экспрессионизма и кубизма. Более полное выражение оно нашло в произведениях искусства первой половины 20 в., в таких направлениях как футуризм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, концептуал-арт, фото и гиперреализм.

Крупнейшими представителями русского авангарда были в изобразительном искусстве Н.Гончарова, Ларионов, Кандинский, Малевич, художник-фотограф А.Родченко, в музыке – Стравинский, в литературе – Маяковский, Хлебников, Бурлюк, в театральном искусстве – Мейерхольд и др.

В постмодернизме отразилась вся сложность и многообразие современной культуры западного мира (новые средства коммуникации, интернет, красочность и динамика современной среды и т.п.). Одновременно ему часто свойственна стилистическая анархия и поверхностная манерность. Эстетический плюрализм часто сводит искусство к массовым продуктам, к образам массмедиа и его стереотипам. В постмодернистской иерархической структуре культуры искусство перестает занимать высшее место.

Искусство,одна из специализированных форм культуры, существует параллельно с мифом, религией и другими сферами духовной культуры. Выделяют несколько подходов в осмыслении этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккуму­лируются художественно - эстетические ценности. В-третьих, это форма чувст­венного познания мира.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно ска­зать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании ху­дожника, выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение; мировоззрение культурных эпох. В культуре существует некая сфера "эстетического" (с греч. — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскры­вается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагиче­ского и комического. Эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продол­жении того художественного дела, которое начато природой"(В. Соловьев) . Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис". Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. Искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В за­висимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удоволь­ствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы. Но чувст­венное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эсте­тического восприятия.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противо­стоять им в периоды кризисов. Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.




Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагива­ет и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характе­ристике взаимодействия науки и искусства. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуж­дается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рацио­нальными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление не­строгое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объ­ектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV—XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии. Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой пер­спективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, всоот­ветствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Гали­лей). Противопоставление этих двух способов познания — научного и художест­венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, разрешая его через гуманизацию самой науки.

Существует определенная связь художника с обществом. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы опреде­ленных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Их отражением была обращенность искусства к Богу в европейской средневековой и восточных культурах, в революционных эпохах оно звало на баррикады, выполняло идеологи­ческие задачи тоталитарной власти. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно; может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Искусство,одна из специализированных форм культуры, существует параллельно с мифом, религией и другими сферами духовной культуры. Выделяют несколько подходов в осмыслении этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккуму­лируются художественно - эстетические ценности. В-третьих, это форма чувст­венного познания мира.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно ска­зать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании ху­дожника, выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение; мировоззрение культурных эпох. В культуре существует некая сфера "эстетического" (с греч. — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскры­вается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагиче­ского и комического. Эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продол­жении того художественного дела, которое начато природой"(В. Соловьев) . Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис". Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. Искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В за­висимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удоволь­ствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы. Но чувст­венное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эсте­тического восприятия.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противо­стоять им в периоды кризисов. Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагива­ет и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характе­ристике взаимодействия науки и искусства. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуж­дается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рацио­нальными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление не­строгое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объ­ектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV—XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии. Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой пер­спективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, всоот­ветствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Гали­лей). Противопоставление этих двух способов познания — научного и художест­венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, разрешая его через гуманизацию самой науки.

Существует определенная связь художника с обществом. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы опреде­ленных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Их отражением была обращенность искусства к Богу в европейской средневековой и восточных культурах, в революционных эпохах оно звало на баррикады, выполняло идеологи­ческие задачи тоталитарной власти. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно; может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Читайте также: