Иоганн фридрих гербарт педагогические труды кратко

Обновлено: 06.07.2024

Иоганн Фридрих Гербарт (нем. Johann Friedrich Herbart , 4 мая 1776, Ольденбург — 14 августа 1841, Гёттинген) — немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Содержание

Биография

Родился в Ольденбурге. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Йенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида [1] о том, что всё в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кёнигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. Умер в 1841 году в Гёттингене.



Психологические идеи

Философские и психологические основы педагогики == Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Ввёл в науку понятие апперцепция.

Идеи в области воспитания

Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания: 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало.

При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX — начале XX в. [3]

Идеи в области обучения

Ступени обучения: 1. Ясность — углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система — поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности. [4]

Эстетическая теория

Гербарт явился основоположником формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по И.Ф. Гербарту, заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии, которые и являются источником эстетического удовольствия. [5]

На основе психологических идей о взаимодействии представлений И.Ф. Гербарт разработал эстетическую теорию. Сложные эстетические переживания, вызываемые художественным произведением или явлениями природы, основаны на взаимодействии соотношений формальных элементов, на гармонических соотношениях тонов, ритмов, пропорций, красок. Эти соотношения могут быть выражены математически, что позволяет точно связать чувство прекрасного с определенными формальными отношениями между элементами художественного произведения. В наибольшей степени такому описанию из всех видов искусств поддается музыка. [2]

М.М. Бахтин пишет: "И. Ф. Гербарта выдвинул программный тезис: прекрасное - не идея, не содержание, но свойство самой формы; форма, же определяется внутренней связью, структурной организацией частей. Идеализм, учил Гербарт, недооценивает самостоятельность формы перед лицом содержания, а это значит - недооценивает зримости, поверхности явлений по сравнению с их внутренним, духовным содержанием. Значит, не те или иные идеально-содержательные моменты создают прекрасное как некоторое целое, но формообразующие соотношения этих моментов между собою. В историко-философском плане Гербарт и его школа намечали направление мышления, ведущее за пределы спекулятивно-метафизической эстетики. По И.Ф. Гербарту, эстетическая форма определяется присущими какому-либо предмету отношениями; сущность прекрасного - в отношениях". [6]

Эстетические идеи И.Ф. Гербарта были развиты Р. Циммерманом, Э. Гансликом, А. Риглем, Г. Т. Фехнером. Циммерман все эстетические построения, начиная с Платона и кончая Гербартом, оценивал с точки зрения положения, что первоосновой прекрасного в искусстве является форма, а не содержание. В этом, как и в понимании формы, он следует Гербарту. Алоис Ригль преобразовал эстетику Гербарта в собственную философию стиля, под которым он понимает "отношения, в которых части находятся друг к другу и к целому". Идеи Гербарта развиты в психологической эстетике Г.Т. Фехнера.

Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.

Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, посетив Бург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, посвяшенный знаменитому швейцарцу. Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был. воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил линарией для подготовки учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.

В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от Песта-эцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чувственного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание эжет повлиять на нравственность. Гербарт считает, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет Пестолоцци, разрабатывая свое психолого-педагогическое представление. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремиться к изучению физического мира, то Гербарт не считает такой подход статочным и ставит целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитает занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.

Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.

Рассмотрим ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство — она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную систему. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий представлений образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя опыт, развить знание, а расширяя социальное общение — развить чувства. Отсюда следовало два важных вывода:

1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).

2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, — воспитание.

Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики.




Задачи воспитания определяются так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений выработка идеи и мотивов поведения.

2. ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Изменчивые представления, составляющие содержание души, определяют характер. На учителе лежит обязанность наметить характер и связь представлений, составляющих содержание детской души, что будет предопределять поведение ребенка. Если ребенок приобрел первоначальные представления в достаточном объеме, если между ними установлены гармоничные связи, а из представлений, возникших на основе социального общения, были развиты добрая воля и чувства, тогда высоконравственный характер неизбежно сформируется.

Развитие многостороннего интереса. Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес: тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, какую выберет.

Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник интерес к школьным занятиям. Возбуждение интереса — это не только средство обеспечения внимания на уроке, но и путь, обеспечивающий полное усвоение новых идей или представлений.

Задачей учителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитие интереса и деятельности так, чтобы в результате сформировался характер. Чтобы выполнить эту задачу, нужно позаботиться о 1) подборе подходящего содержания образования — предметов преподавания и социального общения; 2) выборе метода обучения, согласующегося с психологией ребенка,

Гербарт был убежден, что наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история. Вокруг них концентрируются другие учебные предметы, соответствующие психологическим особенностям ребенка.

Управление — раздел педагогики Гербарта. Оно имеет своей целью поддержание порядка, является необходимым условием воспитания и включает в себя набор средств воздействия на детей. Это — надзор, угроза, приказания и запрещения, наказания, авторитет и любовь.

В случае необходимости нужно использовать наказания, систему которых Гербарт разработал; она широко применялась в немецких и русских гимназиях XIX в.

Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время

Педагогических семинарий и опытных школ при них было одним из важнейших результатов деятельности Гербарта Через семинарии распространялись его педагогические идеи, что оказывало влияние и на школьную практику.

1. Жизнь и педагогический путь.

2. Воспитывающее образование.

ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ

Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.

Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, посетив Бург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, посвяшенный знаменитому швейцарцу. Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был. воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил линарией для подготовки учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.

В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от Песта-эцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чувственного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание эжет повлиять на нравственность. Гербарт считает, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет Пестолоцци, разрабатывая свое психолого-педагогическое представление. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремиться к изучению физического мира, то Гербарт не считает такой подход статочным и ставит целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитает занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.

Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.

Рассмотрим ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство — она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную систему. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий представлений образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя опыт, развить знание, а расширяя социальное общение — развить чувства. Отсюда следовало два важных вывода:

1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).

2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, — воспитание.

Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики.

Задачи воспитания определяются так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений выработка идеи и мотивов поведения.

2. ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Изменчивые представления, составляющие содержание души, определяют характер. На учителе лежит обязанность наметить характер и связь представлений, составляющих содержание детской души, что будет предопределять поведение ребенка. Если ребенок приобрел первоначальные представления в достаточном объеме, если между ними установлены гармоничные связи, а из представлений, возникших на основе социального общения, были развиты добрая воля и чувства, тогда высоконравственный характер неизбежно сформируется.

Развитие многостороннего интереса. Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес: тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, какую выберет.

Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник интерес к школьным занятиям. Возбуждение интереса — это не только средство обеспечения внимания на уроке, но и путь, обеспечивающий полное усвоение новых идей или представлений.

Задачей учителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитие интереса и деятельности так, чтобы в результате сформировался характер. Чтобы выполнить эту задачу, нужно позаботиться о 1) подборе подходящего содержания образования — предметов преподавания и социального общения; 2) выборе метода обучения, согласующегося с психологией ребенка,

Гербарт был убежден, что наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история. Вокруг них концентрируются другие учебные предметы, соответствующие психологическим особенностям ребенка.

Управление — раздел педагогики Гербарта. Оно имеет своей целью поддержание порядка, является необходимым условием воспитания и включает в себя набор средств воздействия на детей. Это — надзор, угроза, приказания и запрещения, наказания, авторитет и любовь.

В случае необходимости нужно использовать наказания, систему которых Гербарт разработал; она широко применялась в немецких и русских гимназиях XIX в.

Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время

Педагогических семинарий и опытных школ при них было одним из важнейших результатов деятельности Гербарта Через семинарии распространялись его педагогические идеи, что оказывало влияние и на школьную практику.

Несколько слов о его жизни

Иоганн Фридрих Гербарт родился в Германии. В начале своего жизненного пути он получал воспитание на дому, а затем в местной гимназии. Уже в детстве Фридрих отличался неподдельным интересом и способностями к философии.

В более старшем возрасте он получил образование в Йенском университете. Именно здесь Гербарт познакомился с учениями великих философов. В их число входили и Кант, и Фихте, и многие другие известные мыслители, которые являлись представителями немецкой классической философии.

В дальнейшем он работал профессором в Геттингенском университете. Развернув активную педагогическую деятельность, он смог дослужиться до главы кафедры педагогики и философии в одном из самых известных университетов мира. В своей профессиональной деятельности он часто смотрел на философию через призму математики.

Он изучал многие вопросы в различных сферах. Его интересовало все. Изучая философию, Фридрих также уделял внимание психологии, педагогике и не упускал из виду царицу наук – математику. После себя он оставил большое количество работ в каждой из этих сфер деятельности.

Что он видел в психологии

Если быть честным, то нужно отметить, что в психологии он сделал не так уж и много. Вся его психологическая деятельность сводится к тому, что он осуществил интерпретацию представлений.

К примеру, память он трактовал как способность к повторению ряда представлений и описанию их знакомыми словами. И. Ф. Гербарт считал, что представления обусловливаются нашими желаниями и волей. Но все его исследования в области психологии сводились к выводам из области педагогики.

Что он сделал для педагогики

Гербарт впитал в себя и переработал большое количество передовых идей того времени. Он опирался на достижения великих ученых различных мировых школ. Именно эти знания помогли Гербарту разработать собственную основу научной теории воспитания и обучения. Его главная педагогическая идея заключалась в том, что педагогика – это сфера научной деятельности. Эта концепция поддерживала интерес великого ученого к работе.

Он считал, что фундаментом, на котором строится вся педагогика, являются философия, этика и психология. Именно с помощью этих наук можно достичь педагогических целей, придумать способы осуществления этих целей.

Всю свою жизнь Гербарт был уверен, что педагогу будет легче работать, если он овладеет педагогической теорией, чем если бы он не владел совокупностью этих знаний. Он считал, что педагогическое искусство приходит с практикой, но также он всю свою жизнь доказывал, что теория очень важна.

Кроме того, он отмечал, что теория не может дать ответы на все возможные и невозможные ситуации, но она может помочь правильно воспринять ситуацию и по возможности начать действовать. Педагогическая теория помогает учителю избежать большого количества ошибок в понимании своих воспитанников, в интерпретации их действий и поступков. Большую роль играет педагогическая теория и в обыкновенной жизни.

Большую роль ученый отводил постановке целей образования. Он считал, что главная цель педагогики – помочь человеку стать доброжелательным по отношению к другим людям и к себе самому. Эта цель является вечной и неизменной по сей день.

Главное – это воспитать человека, который может приспособиться к окружающей реальности, умеет бороться с возникающими проблемами и, самое главное, видеть добро и отличать зло. Цели могут быть различными:

1. Возможная цель. Это цели, которые человек ставит перед собой и может их выполнить в одной сфере деятельности.

2. Необходимая цель. Эти цели, в отличие от возможных целей, будут присущи всем сферам деятельности.

Педагогическая система Гербарта заключается в довольно значимом влиянии на развитие теорий обучения. Теория воспитывающего обучения описана великим педагогом в следующих произведениях:

Педагогические идеи Гербарта актуальны до сих пор. Очень весомое значение он придавал воспитанию, развивая его через обучение различным наукам. В результате этого развития у человека появляются интересы, которые можно разделить на следующие виды:

  • Эмпирическая составляющая. Интерес ко всему миру.
  • Умозрительная составляющая. Интерес к причинам появления различных вещей или ситуаций.
  • Эстетическая составляющая. Интерес к искусству, музыке, танцам и так далее.
  • Симпатическая составляющая. Интерес к близким людям.
  • Социальная составляющая. Интерес к каждому человеку.
  • Религиозная составляющая.

В своих работах ученый выделяет несколько ступеней обучений. По его мнению, процесс обучения состоит из четырех ступеней. Сначала дается новая информация, затем устанавливаются взаимосвязи новых понятий, далее идет выделение основных характеристик и в конце – выработка навыка.

Он считал, что все эти ступени ведут к более прочному усвоению новой информации. В педагогике Гербарт абсолютно не признавал авторитарного стиля управления. Он всегда говорил, что учитель должен быть на равных со своими учениками. В их отношениях должна быть демократия.

Также Гербарт отмечал важность нравственного воспитания. Он выделил пять основных положений, которые относятся к нравственному воспитанию:

  • Чтобы человек был целостной, правильно ориентированной личностью, он должен быть свободен.
  • Внутренняя гармония ведет к совершенству.
  • Человек должен искать компромиссы в решении проблем с другими людьми.
  • Человек должен быть справедливым по отношению к другим и к себе.
  • Человек должен всегда помнить о своих правах и обязанностях.

С нравственным воспитанием тесно связаны и такие понятия, как надзор, управление и влияние. Все это помогает контролировать поведение ученика. Ученый считал, что нельзя обучать ребенка только чему-то одному – необходимо обучать детей как можно большему количеству предметов.

Нужно понимать, что в начале своего жизненного пути маленький человек не в состоянии определиться, что именно ему будет нужно в будущем. Многостороннее развитие поможет ему в дальнейшем более легко и уверенно сделать выбор будущей профессии.

В своих теориях Гербарт выделял много аспектов педагогической деятельности. Стоит обратить внимание на те методы, которые ученый считал основными. Вот эти методы:

  • Описательные методы.
  • Аналитические методы. Подразумевают под собой особенный анализ имеющихся у человека данных, свойств.
  • Синтетические методы. Способствуют установлению связей между понятиями, помогая усвоению нового материала.

По мнению ученого, всеми этими методами нужно пользоваться в совокупности. В разнообразных вариациях их использования выдающийся педагог создавал новые схемы ведения урока.

Трудно переоценить вклад Гербарта в педагогику, психологию и философию. Он был великим ученым. На основе его идей до сих пор готовят будущих педагогов, воспитателей и других работников педагогической сферы. Его книги являются достоянием научной мысли. В его честь названы многие учебные заведения: университеты, институты, колледжи. Этот ученый был признанным гением своего времени, он внес уникальный вклад в развитие педагогики. Автор: Ольга Морозова

Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ, психолог, педагог. Известен как один из основателей научной педагогики.

Биография

Родился Гербарт 4 мая 1776 года в Ольденбурге. Образование свое начал в классической латинской школе и продолжил в Йенском университете. Большое влияние на юного Гербарта оказало учение античного философа Парменида, которое гласило, что все в мире неизменно и едино. Также он тесно знакомился с учениями Канта и Фитхе. После окончания университета он поступает на службу воспитателем в семью к швейцарскому аристократу. С 1802 года работает на должности профессора в Геттингеском и Кенигсбергском университетах. На своем рабочем месте Гербарт развернул обширную деятельность педагога: руководил подготовкой молодых учителей, читал материал по психологии и педагогики.

Педагогические идеи

Целью воспитания Герюарт считал воспитание человека гуманистически настроенного, добродетельного, уважающего установленный правопорядок и умеющего приспосабливаться к различным явлениям в обществе. Развитие многосторонности интересов есть цель самой педагогики, благодаря которой формируется нравственный характер воспитываемого.

Готовые работы на аналогичную тему

Гербарт выделял пять идей нравственности:

  1. Удерживать воспитанника
  2. Определять воспитанника
  3. Устанавливать жесткие правила поведения
  4. Не подвергать сомнениям истины
  5. Волновать душу ребенка одобрением или порицанием.

Большое внимание Гербарт уделял именно духовному образованию ,а вот процесс трудового воспитания он обходит стороной, объясняя это тем, что необходимо воспитывать мыслителя , а не деятеля. Читал, что религия есть сдерживающее начало и смирение для воспитанника.

Задачами обучения Гербарт считал именно развитие у воспитанников интереса ко всем преподаваемым дисциплинам. Ценил такие дисциплины как древние языки, математика, история. Считал, что управлять детьми необходимо с целью подавления резвости, упорядоченности поступков. Основой обучения считал именно интерес. Методы управления детьми по Гербарту: главные- надзор, наказание, угроза, телесные наказания, вспомогательные -любовь.


Оглавление

  • Виталий Куренной. Философско-педагогическая концепция Гербарта в историческом и проблемном контексте
  • Предисловие к русскому переводу
  • О возможности и необходимости применять в психологии математику

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Философско-педагогическая концепция Гербарта в историческом и проблемном контексте

Канон и фактическая история философии

Судьба философского наследия Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841) в истории философии является образцовым примером превратностей и странностей историко-философского канона. Гербарт, современник Шеллинга (1775–1854) и Гегеля (1770–1831), ученик Фихте (1762–1814), является в нынешней истории философии малозаметной фигурой второго, а то и третьего плана, затерявшейся где-то за спинами своих именитых коллег.

Задачу нижеследующего предисловия составляет краткая характеристика основных особенностей философско-педагогической концепции Гербарта, для понимания генезиса которой будут изложены основные события его биографии [10] . Прояснение этих узловых моментов, надеемся, поможет снизить герменевтический барьер между наследием Гербарта и современным читателем, показав, каким образом даже столь странная затея, как нагромождение никому так и не пригодившихся математических формул, является весьма продуманным проектом в контексте той проблематики, которая сложилась в немецкой философии первой трети XIX в.

Гербарт родился 4 мая 1776 г. в городе Ольденбург. Он был единственным сыном в семье юриста Томаса Герхарда Гербарта. Образованием сына занималась главным образом его мать Луция Маргарита Гербарт. Первоначально оно было домашним, причем особое внимание уделялось обучению танцам и музыке. Гербарт стал не только очень хорошим пианистом, он также играл на других инструментах и немного сочинял (некоторые из его музыкальных сочинений даже были изданы).

В 1778 г. Гербарт поступает в местную гимназию, где приобретает прекрасное знание древних языков и широкое историческое образование, а также знакомится с философией своего времени, находясь, как и все философы его поколения, под влиянием Канта. Критическая полемика с Кантом, на интерпретацию которого у Гербарта сильно повлияло его последующее обучение у Фихте, продолжалась затем на всем протяжении его жизни.

Гербарт, следуя обычной для своего времени биографической траектории выпускников философского факультета, в 1797 г. становится домашним учителем. Он принимает приглашение швейцарского аристократа Штайгера и переезжает в Берн. Однако в отличие от большинства других известных философов того времени, частное преподавание не является для Гербарта необходимым, но, в общем-то, досадным эпизодом их карьерной биографии. Примечательно, что сын Штайгера — Карл — будет учиться уже у профессора Гербарта в Геттингене, между ними завязывается многолетняя переписка. К важным событиям бернского периода жизни Гербарта относится также его личное знакомство с Песталоцци, работы которого он основательно изучает.

Основные особенности философской психологии и философско-педагогической теории Гербарта

Гипотетическая эпистемология

Объяснительная модель психологии

Как возможна педагогика?

Критика трансцендентальной свободы

Критики психологии способностей

Практическая философия

Читайте также: