Что является главным условием достижения мокши с точки зрения школ ньяя и вайшешика

Обновлено: 07.07.2024

Учение о способах и приемах познания, особенно логических, разработано ньяиками весьма детально.

Ф. И. Щербатской, детально сопоставлявший силлогизм ньяи с трехчленным силлогизмом Аристотеля, ставшим классическим для западной логики, отмечал определенную параллельность развития логических категорий в Греции и Индии и находил многие черты ньяи весьма интересными для выявления общих закономерностей зарождения и формирования этих категорий.

Вклад этой системы в создание и развитие логики как отдельной области знания был весьма значителен; она оказала большое и плодотворное влияние на индийскую пауку в целом, что особенно проявилось в позднейшую эпоху. Достижения школы ньяи подготовили основу для развития учения выдающихся буддийских логиков древней и раннесредневековой Индии Дигнаги и Дхармакирти.

Определенное сходство можно проследить между вайшешикой и учением Демокрита, который тоже возводил материальные процессы к движению и взаимодействию невидимых частиц — атомов. Однако в противоположность вайшешикам Демокрит считал атомы абсолютно однородными, находя в их совокупности лишь количественные, а не качественные различия. Аналогия между учением вайшешиков и взглядами крупнейшего представителя античного материализма — весьма знаменательный факт. В то же время он свидетельствует не о прямом влиянии Индии на Грецию, а об определенной параллельности в процессах развития философской мысли обеих цивилизаций.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 150-152.

Зарождение древневосточной философии относят ко II тысячелетию до н.э. Ее учения основаны на изучении окружающего мира, человека и его местоположения в социуме и Космосе.

Характерные черты древневосточной философии:

1. Взаимосвязанность. Все явления рассматриваются как взаимозависимые и неотделимые части космического целого, разнообразные проявления одной и той же реальности.

2. Космологичность. Космос – это всеобъемлющий принцип высшего единства. Ничто не может существовать без Космоса, принципов и ритмов Вселенной.

3. Монизм: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно, не авто-номно.

4. Традиционность. Отсутствие динамики исторических процессов,

стабильность и устойчивость культуры.

5. Групповое сознание. Человек как личность был тесно связан и подчинен социальной группе, за которой закреплен определенный вид деятельности.

6. Определяющая роль мифологии и религии

7. Связь с социально-политическими реалиями.

Индуизм, возникший в древнейшей ведической культуре ок. 1 500 г. до н.э., является одной из старейших мировых религий и характеризуется множественностью религиозных убеждений, практик и текстов. Общими для ортодоксальных индуистских школ является вера в Дхарму, реинкарнацию, карму и мокшу каждой души посредством нравственных и медитативных техник. К 6 крупнейшим ортодоксальным школам относятся Веданта (IV-II вв. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (II в. до н. э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в.в. до н. э.) Санкхья –дуалистическая философская традиция, утверждающая, что Вселенная состоит из двух реалий: пуруши (сознания) и пракрити (материи). Освобождение индивидуальной души достигается после освобождения от влияния трех гун материальной природы: устойчивости, действия и бездействия. Последователи школы Ньяя верили, что обретение истинного знания является единственным способом освобождения от страданий. Вайшешика- натуралистическая атомистическая школа, сторонники которой принимают только два источника знания - восприятие и умозаключение. Школа Миманса является ортопраксической по своему характеру, первостепенное значение для которой имеет интерпретация дхармы как ритуала и социальной обязанности. Школа Веданта рассматривает Веды, особенно Упанишады, как надежный источник знания.

Неортодоксальные школы индуизма представлены буддизмом, джай-низмом и чарвакой. Джайнизм – древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX–VI веках до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Существует пять основных этических принципов, которые должны выполнять джайны: не причинять вреда живому, быть искренним и благочестивым, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать. Школа Чарвака являет собой пример атеистической философии скептицизма и материализма. Представители Чарваки отвергли Веды и критиковали религию и религиозную мораль как бесполезные. Последователи Чарваки принимали положение о реальности феноменального мира и его возникновении из четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), из которых возникает многообразие вещей. Буддизм возникает в середине I тыс. до н.э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, получивший в дальнейшем имя Будды Шакьямуни. Ключевыми буддийскими понятиями являются Четыре Благородные Истины: о страдании, причине страдания, прекращении страдания, пути. Основная цель буддизма является сотериологической по своему характеру и определяется как свобода от дукхи (беспокойство, болезненность, страдание). Только человек способен выйти из сансары и обрести вечное блаженное упокоение нирваны. Поэтому лучшее, что может сделать человек, учит буддизм, – это вступить на путь освобождения самого ли себя (как учит Хинаяна) или всех живых существ (согласно учению Махаяны).

План проведения:

1. Миф и религия.

2. Индуизм как культурно-мифологическая система.

3. Ортодоксальные философские школы индуизма

4. Неортодоксальные направления древнеиндийской философии. Буддизм, Джайнизм, Чарвака.

Примерные темы рефератов:

1. Этические основы древнеиндийского мировоззрения.

2. Космологические представления в индуизме.

5. Учение о перевоплощении и закон кармы в индуизме.

6. Ортодоксальные школы Др. Индии: основные проблемы и центральные понятия.

7. Воззрения школ ньяя и вайшешика.

8. Философия школы санкхья.

9. Йога и Аюрведа. Синтез философии и медицины.

10. Путь освобождения в йоге и джайнизме.

11. Философия буддизма. Колесо причинности и путь спасения Будды.

12. Гедонизм и философия Чарваки.

13. Буддийский путь: этапы мудрости, нравственности и сосредоточения.

14. Основные принципы джайнизма.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности становления восточной философии?

2. Назовите основные идеи таких древнеиндийских философско-религиозных трактатов, как веды, брахманы, араньяки, упанишады.

3. Каковы космологические представления древних индусов?

4. Каковы пути спасения в индуизме?

5. Какие из ортодоксальных школ Индуизма постулировали наличие Бога как творца мира, а какие нет?

6. Каковы достоверные и недостоверные источники познания с точки зрения школы Ньяя?

7. Что является главным условием достижения мокши с точки зрения школ Ньяя и Вайшешика?

8. Как решается вопрос о субстанции в школе Вайшешика и Санкхья?

9. Назовите восемь ступеней системы духовной дисциплины школы Йога?

11. Назовите благородные истины буддизма?

12. В чём причина страдания согласно Буддизму?

13. Почему Буддизм отрицает наличие Бога и души?

14. Что такое колесо причинности и восьмеричный путь спасения в Буддизме?

15. Каково содержание морального учения джайнизма?

16. Каким образом философия Чарваки объясняет наличие у человека сознания?

План проведения:

1. Особенности и характерные черты философии Древнего Китая.

2. Даосизм: центральные понятия, основные идеи.

3. Дискурс о человеке в философии Конфуция.

Примерные темы рефератов:

1. Предпосылки возникновения древнекитайской философии.

2. Лао Цзы: учение о Дао и Дэ.

4. Учение о благородном муже в философии Конфуция.

6. Способы достижения бессмертия в даосизме

7. Традиционная китайская медицина

8. Система дзен-буддизма

Основные понятия темы: Дао, Дэ, У-Вэй, У-Син, Ци, Инь и Ян, И, Сяо, Ли, Мин, Жень, дзен, коан

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково значение китайской классической Книги Перемен для всей китайской культуры?

2. Назовите основные философские школы Древнего Китая и их представителей?

3. Каковы представления древних китайцев о причинах болезней?

4. Какие способы поддержания здоровья и достижения долголетия предлагали представители даосизма?

5. В чем смысл учения Лао-цзы о недеянии?

6. Как считал Конфуций, в чем причина хаоса в мире?

8. В чем различие взглядов даосизма и конфуцианства относительно вопросов морали?

9. Назовите фундаментальные ценности этической концепции благородного мужа в конфуцианстве?

Цитаты:

Примеры тестовых заданий:

а) карма б) дукха в) сансара г) нирвана

а) непроявленная реальность всего сущего, божественное начало

б) извечный порядок вещей

в) высшая варна в Индии

3. Как называются комментарии к Ведам, являющиеся первыми философскими текстами индуизма?

а) Абхидхармакоша б) Махабхарата и Рамаяна

в) Упанишады г) Трипитака

4. Какова причина пребывания людей в сансаре -

а) ахимса б) авидья в) аханкара г)видья

а) Брахма б) Вишну в) Шива г) Кришна д) Рама

6. Этические нормы в Индуизме задаются

а) расовым происхождением

б) уровнем материального достатка

в) принадлежностью к варне

7. В соответствии с учением ортодоксальных школ Индуизма, неукоснительное соблюдение закона Дхармы ведёт человека к

а) мантре б) майе в) мокше

8. Согласно онтологии школы Санкхья, источниками проявленной реальности являются

а) Брахман и Атман б) Джива и Адживав) Пуруша и Пракрити

а) Брахма б) Вишну в) Кришна г) Арджуна д) Рама

10. Материалистическая философская школа древней Индии

а) Чарвака б) Йогачара в) Саутраника г) Веданта

11. Последователи Хинаяна Буддизма видят своей задачей

а) сила порождаемая действием

в) абсолютная любовь

13. Основным инструментом восточных медитативных практик является

а) рассуждение б) внимание в) воображение

14. Как называется холистическая система медицины и здорового образа жизни, родившаяся в древней Индии?

а) чарвака б) аюрведа в)дзен г) варна

а) три б) четыре в) восемь г) двенадцать д)девяносто восемь

16. Принцип поведения в Йоге, провозглашающий ненасилие по отношению ко всем живым существам –

а) астея б) авидья в) ахимса г) апариграха

а) непонимания изменчивой природы вещей

б) чувственной привязанности

в) привязанности к жизни как к таковой

18. Как в Буддизме называются элементарные причинно-обусловленные состояния потока сознания человека?

а) скандхи б) гунны в) дхармы г) клеши д) локи

19. Как называется одна из основополагающих практик Дзэн-Буддизма имеющая своей целью разрушить привычные стереотипы дуалистического типа мышления, устранить привязанность ума к словам

а) самадхи б) асана в) випасана г) коан д)чод

а) перемены б) энергия в) путь г) человек

а) Чжуан Цзы б) Лао Цзы в) Мо Цзы г) Конфуцию

а) непричастность б) недеяние в) ненасилие г)незнание

23. Что является основой морального поступка с точки зрения даосизма?

a) только индивидуальные интересы

б) только интересы общества

в) чувство долга

г) диалектически связанные интересы индивида и общества

а) двойственность человеческой природы

б) тождество Атмана и Брахмана

в) тождество субъекта и объекта познания

25. Какая из перечисленных причин заболеваний человека является фундаментальной согласно представлениям традиционной китайской медицины?

а) неправильное питание

б) неправильный режим жизни

в) неправильное дыхание

г) вредные привычки

а) Чжуан Цзы б) Лао Цзы в) Мо Цзы г) Конфуций

27. Основополагающей добродетелью в конфуцианстве считается

а) справедливость б) скромность в) человеколюбие

г) сыновний долг д) ритуал

28. Наиболее подробно в Конфуцианстве рассмотрены

a) онтологические проблемы

б) гносеологические проблемы

в) аксиологические проблемы

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги,сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния: 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.




Ньяя(правило, логика или не наука) – учение о формах мышления. Основатель Готама (или Гутама, Акшапад), 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология. Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во Вселенной существует множество душ, которые находятся как в свободном состоянии, так и связанными с материальными системами. Бог Ишвара (высшее регулирующее духовное начало) не творец душ и атомов, а только создает сочетания атомов, и связывает их с душами и освобождает от них. Гносеологиястоит на первом месте. 4 источника истинного познания: 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнение (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний, который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все. Истина определялась соответствием или не соответствием выводов к фактам действительности. ИменноНьяей впервые в Индии была разработана теория пятичленного силлогизма, отличавшаяся от греческой. В дискуссии определяли три формы: 1. Вада – высшая форма спора, которая ведется по всем правилам; 2. Витанда – опровергающая сторона не выдвигает своего варианта решения; 3. Джалпа – стороны хотят победить любым способом.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов?

2. Какие основные периоды различают в развитии индийской философии?

3. Чем была характерна особенность шраманского периода индийской философии?

4. Какие проблемы обсуждали древнеиндийские философы в период своего начального становления?

5. Почему в индийской философии не было стройной системы изложения истории философии?

6. Какую роль в развитии индийской философии оказал Брахманизм?

8. Какую роль сыграли Веды в развитии индийской философии, и каковы основные содержания его самхитов и коментариев?

9. Что представляла собой шраманская эпоха индийской цивилизации?

10. Что означают понятия Рита, сансара, карма и мокша в Ведах?

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги,сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния: 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.

Ньяя(правило, логика или не наука) – учение о формах мышления. Основатель Готама (или Гутама, Акшапад), 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология. Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во Вселенной существует множество душ, которые находятся как в свободном состоянии, так и связанными с материальными системами. Бог Ишвара (высшее регулирующее духовное начало) не творец душ и атомов, а только создает сочетания атомов, и связывает их с душами и освобождает от них. Гносеологиястоит на первом месте. 4 источника истинного познания: 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнение (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний, который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все. Истина определялась соответствием или не соответствием выводов к фактам действительности. ИменноНьяей впервые в Индии была разработана теория пятичленного силлогизма, отличавшаяся от греческой. В дискуссии определяли три формы: 1. Вада – высшая форма спора, которая ведется по всем правилам; 2. Витанда – опровергающая сторона не выдвигает своего варианта решения; 3. Джалпа – стороны хотят победить любым способом.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов?

2. Какие основные периоды различают в развитии индийской философии?

3. Чем была характерна особенность шраманского периода индийской философии?

4. Какие проблемы обсуждали древнеиндийские философы в период своего начального становления?

5. Почему в индийской философии не было стройной системы изложения истории философии?

6. Какую роль в развитии индийской философии оказал Брахманизм?

8. Какую роль сыграли Веды в развитии индийской философии, и каковы основные содержания его самхитов и коментариев?

Основы философии ньяя были заложены великим мудрецом Готамой, который также известен как Гаутама и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Так как ее изучение весьма полезно для развития способностей логического и критического мышления, философия ньяя известна также под названием "Ньяявидья", "Таркашастра" (то есть наука о мышлении) и "Анвикшики" (то есть наука о критическом изучении).

Но логические проблемы – проблемы методов и условий истинного познания, или канонов логической критики, – это не единственная и конечная цель философии ньяя. Как и другие системы индийской философии, конечной целью человеческой жизни она считает освобождение, которое означает абсолютное прекращение всяких мук и страданий. Именно для достижения этой конечной цели мы и нуждаемся в философии – для познания реальности, в логике – для определения условий и методов истинного познания. Поэтому можно сказать, что ньяя, как и другие системы индийской философии, – это философия жизни, хотя она и посвящена главным образом проблемам логики и теории познания.

Первое произведение философии ньяя – это "Ньяя-сутра" Готамы. Она подразделяется на пять книг, по две главы каждая. "Ньяя-бхашья" Ватсьяяны, "Ньяя-варттика" Уддьйотакары, "Ньяя-варттика-татпарья-тика" Вачаспати, "Ньяя-варттика-татпарья-паришудди" и "Кусуманджали" Удаяны, "Ньяя-манджари" Джаянты и другие работы философов системы ньяя объясняют и развивают идеи, содержащиеся в сутрах "Ньяя-сутры", а также защищают их против нападок со стороны враждебных критиков. Таким образом, древняя философская школа ньяя (прачина-ньяя) является развитием философских сутр Готамы в процессе нападок, контрнападок и защиты своих идей наяйиками от их суровых критиков.

Современная философская школа ньяя (навья-ньяя) ведет свое начало от составившей эпоху работы Гангеши* 32 "Таттва-чинтамани". Возникнув в Митхиле* 33 , это направление школы ньяя стало впоследствии гордостью Бенгалии и ее центра Навадвины, где изучалась и преподавалась эта философия. Основное внимание она уделяет логическим сторонам философии ньяя и развивает ее теорию познания как формальную логику отношений между понятиями, терминами и суждениями. С появлением современной школы ньяя древняя ее школа в известной мере утратила свою популярность. Позднее, в результате сочетания, синтеза систем ньяя и вайшешика, появляется синкретическая школа ньяя-вайшешика.

Для удобства изучения философию ньяя можно разделить на четыре части: теория познания, теория физического мира, теория индивидуального я и его освобождения и теология. Однако следует отметить, что сама по себе система ньяя представляет разработку следующих шестнадцати философских проблем (падартха) 1 : прамана, прамея, саншая, прайоджана, дриштанта, сиддханта, аваява, тарка, нирная, вада, джалпа, витанда, хетвабхаса, чхала, джати, ниграхастхана. Здесь нужно дать следующее объяснение этих проблем:

Прамана есть путь всякого истинного познания. Этот путь дает нам истинное и только истинное знание. Таким образом, прамана включает в себя все источники и методы познания. Из всех философских проблем прамана является самой важной, и поэтому в следующем разделе она будет рассмотрена нами более полно.

Прамея буквально означает нечто познаваемое, или объект правильного познания, то есть реальность. Объектами такого познания, согласно ньяйе, являются: я (агама); тело (шарира), в котором происходит органическая деятельность, имеются ощущения и чувства удовольствия и боли; ощущения (индрия) – обоняние, вкус, зрение, осязание и слух; их объекты (артха), то есть ощущаемые качества запаха, вкуса, цвета, осязаемости и звука; познавательная способность (буддхи), тождественная познанию (джняна) и пониманию (упалабдхи); ум (манас), являющийся внутренним чувством, состоящим из внутренних восприятий удовольствия, боли и т.п. и ограничивающий нашу познавательную способность некоторой единицей в каждый данный момент времени, – ум, подобный атому, единый в каждом теле; деятельность (правритти), которая может быть хорошей или плохой, бывает трех родов – разговорной, умственной и телесной; умственные недостатки (доша), как, например, привязанность (рага), ненависть (двеша) и безумное пристрастие (моха) к кому-либо или чему-либо, являющиеся основой наших хороших или дурных действий; повторное рождение после смерти (претья-бхава), вызываемое нашими хорошими или плохими поступками; переживания удовольствия и боли (пхала) как результат действий, вытекающих из умственных недостатков; страдание (духкха), которое, как тяжелое и болезненное переживание, известно каждому; освобождение, или свобода от страданий (апаварга), означающее абсолютное прекращение всех страданий без какой бы то ни было возможности их повторения 2 .

Этот перечень объектов правильного познания не исчерпывает, конечно, всей реальности. В нем упомянуты, как указывает Ватсьяяна 3 , только те объекты, познание которых имеет значение для освобождения.

Саншая (сомнение) – состояние неопределенности. Это колебания ума между различными противоречащими друг другу взглядами на один и тот же объект. Сомнение возникает тогда, когда один и тот же объект рассматривается с различных, взаимоисключающих точек зрения и нет никакого определенно осознанного, отличительного признака, чтобы решить, какая из них правильна. Сомнение может возникнуть при виде какой-нибудь фигуры на большом расстоянии. В таком случае спрашивают: "Это статуя или столб?" Но, не имея возможности различить характерный признак ни того, ни другого, не могут определенно решить, чем в действительности является эта фигура. Сомнение не является ни определенным знанием, ни просто отсутствием знания, ни ошибкой. Сомнение есть положительное состояние сознания взаимоисключающих признаков одной и той же вещи в одно и то же время 4 .

Прайоджана (цель, которая имеется в виду) есть цель, ради которой или чтобы избежать которую совершается действие. Свои действия мы направляем либо на достижение желаемых, либо на устранение нежелательных нам целей. Оба эти вида целей составляют направление наших действий и поэтому включаются в состав прайоджаны.

Дриштанта (пример) означает бесспорный факт, иллюстрирующий общее правило. Он является весьма полезным и необходимым элементом любого спора и размышления и должен быть таким, чтобы обе спорящие стороны могли принять его без возражений и расхождений во мнении. Так, если кто-либо доказывает, что в определенном месте должен быть огонь, потому что там появляется дым, то в качестве примера (дриштанта) может быть указан кухонный очаг, ибо мы все согласимся, что появление в очаге дыма обязательно связано с наличием там огня.

Сиддханта (догма) – это то, что мыслится и признается истиной в философской системе, или школе. Если мысль, что какая-то вещь существует и что она есть именно такая-то вещь, признается истинной в данной системе, то такая мысль будет догмой этой системы, например догма ньяйи о том, что душа есть субстанция, сознание которой является отделимым атрибутом.

Аваява (член силлогизма) есть любое из пяти требующихся для силлогистического вывода суждений, необходимых для доказательства или обоснования некой догмы. Такое суждение может быть одной из посылок силлогизма или его выводом, но не может стать предложением, которое не являлось бы частью какого-либо силлогизма. Аваявы, или составные части силлогизма, полнее будут объяснены в этой же части, в разделе "Вывод".

Тарка (гипотетический аргумент) есть косвенный способ обоснования какого-нибудь заключения посредством обнаружения абсурдности в противоположном ему заключении. Тарка – это форма предположения (уха), помогающего достичь достоверного познания. Более полное объяснение тарки будет дано ниже.

Нирная – это определенное знание о чем-либо, достижимое средствами любого плодотворного метода познания. Познание обычно начинается с сомнения и требует рассматривать все аргументы за и против того или иного взгляда или доктрины. Но познание не всегда бывает обусловлено сомнением исследователя, который хочет удостовериться в истинности чего-либо. Так что можно сказать, что нирная – это утверждение истины о чем-либо посредством любого признанного метода или источника познания.

Вада – это дискуссия, ведущаяся по всем правилам логики и ставящая своей целью исключительно отыскание истины в рассматриваемом вопросе. В этой дискуссии как сторонник (вади) данного положения, так и его противник (пративади) стремятся отстоять свою точку зрения и опровергнуть точку зрения оппонента, но оба стремятся прийти к истине. Это очень хорошо иллюстрируется философской дискуссией учителя с учеником, когда и тот и другой являются искренними сторонниками истины.

Джалпа – это такой спор, в котором каждая сторона прилагает все усилия для своей победы, но не делает честных попыток прийти к истине. Здесь мы увидим все остальные свойства дискуссии, но только не стремление к истине. В таком споре стороны ставят своей задачей победить противника во что бы то ни стало и поэтому совершенно сознательно используют даже недостоверные доводы и аргументы. Подобными приемами пользуются иногда адвокаты.

Витанда – такой спор, в котором оппонент, сам ничего положительного не утверждая, пытается опровергнуть выдвинутые положения. Если в споре джалпа каждая сторона так или иначе утверждает свою точку зрения и отвергает другую, пытаясь одержать победу над ней, то в витанде каждая из сторон пытается выиграть спор, просто отвергая доводы другой стороны. Иными словами, обе стороны находятся в равных условиях. Так что витанда является, так сказать, некоторой разновидностью софистики, характеризующейся тем, что оппонент занимается только разрушительной критикой выдвинутых взглядов. Это бывает тогда, когда ругают адвоката истца за то, что в его защите нет доказательств по существу дела.

Хетвабхаса – буквально означает хету, то есть причину, которая кажется, но в действительности не является достоверной причиной. Так называют обычно ошибки в логическом выводе. Подробнее они будут рассмотрены нами ниже в связи с теорией вывода.

Чхала – является своего рода нечестным ответом, которым пытаются опровергнуть утверждение, придав ему не тот смысл, какой подразумевался. Это сомнительное изобретение для преодоления трудностей с помощью софистики. Таким образом, когда оппонент не в состоянии честно и правильно опровергнуть аргумент своего противника, он может вложить в его доводы совершенно другой смысл и объявить их ложными. Например, один человек говорит: "У мальчика есть новое одеяло" (нава-камбала), а другой нечестно возражает ему: "У него нет девяти одеял" (нава-камбала) 5 В данном случае используется чхала.

Джати употребляется здесь в техническом смысле, означающем уклончивый и изворотливый ответ на какой-либо довод. Джати – это обоснование бессодержательного аргумента посредством указания на то или иное сходство или различие двух вещей для опровержения правильного аргумента. Так, если выдвигается положение: "Звук не вечен, потому что он, подобно горшку, чем-то порожден", и на него следует возражение: "Звук должен быть вечным, потому что он, как и небо, бестелесный", – то возражение такого рода и есть джати, то есть пустой аргумент, ибо здесь нет необходимой, общей связи бестелесного с вечным. Отсутствие такой связи наблюдается и во многих других случаях, со многими другими объектами, как, например, не связаны удовольствие и боль.

Ниграхастхана буквально означает почву, основу поражения в споре. Существуют две первоосновы поражения в споре: недоразумение (неправильное понимание) и недостаточное понимание. Если одна из спорящих сторон неправильно или недостаточно понимает свое собственное утверждение или утверждение другой стороны и то, что ими подразумевается, то она вынуждена признать свое поражение. Следовательно, одна из спорящих сторон терпит поражение в том случае, когда она подменяет первоначальное значение, или основание аргумента, и прибегает к ошибочному аргументу или еще к чему-нибудь в этом же роде.

Философия ньяя представляет собой систему логического реализма. В философии реализм означает теорию (доктрину), согласно которой существование вещей, объектов внешнего мира не зависит от всякого познания, от отношения к уму. Существование идей и образов, удовольствия и боли зависит от некоторого ума. Эти чувства не могут существовать без испытывающего их ума. Но существование столов и стульев, растений и животных не зависит от наших умов. Они существуют и будут существовать независимо от того, знаем мы их или нет.

Реализм есть философская теория, согласно которой существование всех вещей, объектов мира совершенно независимо от всяких умов смертных и бессмертных, человеческих или божественных. Идеализм же, наоборот, утверждает, что вещи, объекты могут существовать лишь постольку, поскольку они связаны с некоторым умом. Идеалисты считают, что, подобно тому как чувства и сознание существуют лишь постольку, поскольку они имеются в некотором уме, так и объекты мира существуют лишь постольку, поскольку они действительно воспринимаются или, по крайней мере, мыслятся нами или богом. Отсюда можно видеть, что ньяя представляет собой реалистическую философию, так как она утверждает, что объекты внешнего мира существуют независимо, помимо всякого познания или опыта.

В философии ньяя этот реалистический взгляд на мир основывается не на вере или религиозных чувствах, интуиции Или свидетельстве священного писания, а на логике и критическом мышлении. В соответствии с этим наяйики считают, что наивысшая цель жизни, то есть освобождение, может быть достигнута только через правильное познание реальности. Но истинное познание реальности предполагает понимание того, что такое познание, каковы его источники, чем отличается истинное познание от ложного и т.д. Иными словами, теория реальности, метафизика, предполагает теорию познания. Следовательно, реализм философии ньяя опирается на теорию познания, являющуюся логической основой всякой философии.

Читайте также: