Интересы каких слоев населения отражала русская публицистика 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Значительное развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха, который вошел в историю не только как выдающийся государственный и военный деятель Древней Руси, но также и как автор нескольких сочинений. Его знаменитое “Поучение” – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Он призывал прекратить междоусобицы, предупреждая, что из-за них “погибнеть земля Руская. ”.

В целом “Поучение” окрашено личным чувством. Владимир – это не только государственный деятель, но и чувствующий, остро переживающий жизненные события человек. Его волнует проблема этической ответственности человека за происходящее, проблема сохранения сострадания, справедливости, чести, трудолюбия. Его “Поучение” в полной мере можно назвать одним из первых публицистических произведений.

Немалое литературное наследство оставил и Кирилл Туровский. Большое количество дошедших до нас произведений, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого древнерусского мыслителя в русском обществе. Особый интерес представляет "Притча о человеческой душе и теле", в которой автор, в символически-аллегорической форме раскрывая суть взаимоотношений тела и души, поднимает духовно-нравственные проблемы. Вывод, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен: каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения, только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного.

Даниил Заточник – один из самых загадочных древнерусских авторов. В “Молении” в образной форме иносказаний и афоризмов автор саркастично изобразил быт и нравы своего времени, трагедию незаурядного человека, которого преследуют нужда и беды. Даниил Заточник – сторонник сильной и “грозной” княжеской власти, к которой он обращается с просьбой о помощи и защите. Даниил выше всего ставит интеллектуальную силу человека, встает на защиту человеческого достоинства. Мудрый человек, стремясь выбраться из бедственного, безвыходного положения, не может и не должен поступаться своим человеческим достоинством, идти против своей совести.

Нравственность и политика тесно переплетаются в “Слове о полку Игореве”. Сознание необходимости единения, совместных действий против половцев, призыв к воскрешению старых идеалов “братолюбия” — вот что находится в центре внимания автора. Это произведение является политической речью, написанной в жанре политической риторики и предназначенной для оглашения на княжеском съезде.

Событиями монголо-татарского нашествия вызвано появление в древней литературе поэтического произведения “Слово о погибели Русской земли”. Оно по теме и стилю перекликается со “Словом о полку Игореве”. Эти памятники имеют много общего: высокий патриотизм, проявление национального самосознания. Центральная тема “Слова о погибели Русской земли” – скорбь о Русской земле, поруганной иноземными захватчиками. Тема эта развернута автором на основе контрастного противопоставления разорения Руси и ее недавнего прошлого.

Серапион – самый видный церковный проповедник XIII века. От его творчества сохранилось 5 поучений – яркие памятники трагической эпохи. В трех из них автор рисует живую картину разгрома и бедствий, обрушившихся на Русь, считает их Божьей карой за грехи, проповедует путь спасения во всенародном покаянии и нравственном очищении. В двух других поучениях он обличает веру в колдовство и грубые суеверия. Это один из прекрасных образцов древнерусского церковно-учительного красноречия.

Можно сделать вывод, что произведения древнерусской литературы не только остро реагируют на политические события в стране, но и поднимают духовно-нравственные проблемы.

Публицистика XIV – XVII веков

Идея единения народа не утратила своей актуальности и в последующий период – с XIV по XVII века, но приобретает новый аспект: народ должен объединиться не только для защиты государства, но и для управления им, то есть необходимо создание сословно-представительной монархии как наилучшей формы правления для России.

Стремление оправдать борьбу Ивана Грозного против боярства и доказать необходимость сильной самостоятельной самодержавной власти наиболее ярко выразилось в сочинениях Пересветова И.С. – публициста конца XVI и начала XVII века, автора “Эпистолы” и “Большой челобитной”. Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя, борется против неравенства по рождению и выступает за неравенство, создаваемое самим правительством, награждающим лучших.

Ермолай-Еразм – русский писатель и публицист XVI века, автор повести о Петре и Февронии Муромских. Наиболее важным его публицистическим произведением является трактат “Благохотящим царем правительница”, который был направлен им царю с предложением проведения социальных реформ. Автор сочувственно относится к крестьянству как основному создателю благосостояния общества. По его мнению, крестьянство терпит непосильные лишения, более всего притесняемое боярством. Поэтому он предлагает среди прочих реформ и такие, которые могли бы облегчить его тяготы. Ермолай-Еразм призывает царя к действиям на благо всего общества.

Старец Филофей в историю русской литературы вошел, прежде всего, как писатель-публицист, в сочинениях которого идея московского единодержавия получила свое наиболее законченное литературное оформление, как создатель знаменитой теории “Москвы — третьего Рима”. Идея произведения “Послание на звездочетцев” – показать особую роль России как единственной православной страны, которая уцелела в мире, утратившем истинное христианство.

В этот период получает распространение духовная публицистика: беседы, поучения, незатейливые нравоучительные рассказы. Основным содержанием их была проповедь всеобщей христианской любви к людям и Отечеству. Но острота политического содержания, как необходимый признак публицистики, есть даже в произведениях, повествующих о жизни святых, а тем более в публично адресованных посланиях. Их рассылали по всей Руси и многократно зачитывали перед народом. Так происходило со многими пастырскими и княжескими посланиями.

Активное противостояние в обществе, расколы в церковной среде, политические выступления XVI – XVII веков вызвали к жизни публицистические воззвания, письма и листовки. Среди прогрессивных публицистов того времени Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Иван Пересветов, Андрей Курбский, Иван Грозный [2] . Таким образом, в русской литературе XVI – XVII веков происходят серьёзные изменения – она приобретает характер религиозно-политической публицистики, проникая в летопись, в жития святых, в деловую письменность. Это послания Ивана Грозного, “Житие протопопа Аввакума”. А с началом крестьянских войн публицистика окончательно разрывает связи с богословской риторикой и становится светской.

Переписка Смутного времени, объединявшаяся в специфические подборки и отсылавшаяся в соседние города, создавала предпосылки для возникновения русской периодической печати. Комплект документальных и агитационных текстов, отправленный из Нижнего Новгорода вологжанам, дополнялся документами из Москвы, Смоленска и Рязани. Так объединялись известия из разных источников, создавая панораму политических ситуаций в русских княжествах [3] , т.е. появился прототип газеты. Интересно, что становление периодической печати в Европе происходит в этот же период.

Публицистика XVIII века

XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского: реформы Петра Великого, “просвещенный абсолютизм” Екатерины II, в это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России. Самый главный вопрос, получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако единства в оценке крепостного права не было.

М.М. Щербатов, помещик, экономист и публицист немало своих трудов посвятил крестьянскому вопросу. Он обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян. Щербатов критикует либеральную деятельность Екатерины II, считая, что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Он резко выступает против отмены крепостничества, считая безумством освобождение крестьян.

Другая часть российских деятелей придерживалась противоположных взглядов – это А.П. Сумароков, Феофан Прокопович, А.Н. Радищев и многие другие. А. Н. Радищев — публицист, выступавший против монархии и крепостного права, провозгласивший в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в России. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа. В произведении с неслыханной для того времени смелостью и прямотой автор наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.

Ф. Прокопович отстаивал идею приоритета светской власти перед церковью. В трагикомедии “Владимир” он подвергает резкой критике реакционное духовенство, которое было главным противником преобразований Петра Великого. Так начинается проникновение публицистики в художественную литературу.

А. П. Сумароков – автор девяти трагедий, которые носили ярко выраженный политический и публицистический характер. Например, в трагедии “Дмитрий самозванец” Сумароков выразил мысль о том, что правитель, монарх, который не способен навести порядок во вверенном ему государстве, должен быть подвергнут всеобщему презрению народа и свергнут с престола.

Главный вопрос, который поднимают публицисты XVIII века, – крестьянский. Особое внимание уделяется падению нравственности правящих слоёв. Решение социальных и политических проблем авторы видят в просвещении народных масс.

Публицистика XIX века

В XIX веке наблюдается стремительное развитие публицистики в России, она сделалась неизбежным элементом и художественной литературы, и критики. Центральной проблемой произведений этого жанра оставался вопрос об освобождении крестьян и форме политической власти. Активность общественной мысли выявила такие имена, как М.П.Погодин, С.П.Шевырев, Н.И.Греч и Ф.В.Булгарин. Ярким образцом публицистики являются “Выбранные места из переписки с друзьями” Н.В.Гоголя.

Блестящими образцами революционно-демократической публицистической критики 60-х годов стали статьи Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Замечательными публицистами-художниками являются Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Ф.М.Достоевский. Публицистика 40—60-х гг. ставила проблему крепостного права, свободы человеческой личности, женской эмансипации, семьи и брака, идеи социализма и революции.

Публицист-славянофил А.С.Хомяков считал, что Россию в целях оздоровления ее социальности нужно вернуть к началам православия, которые он видел в Киевской и Московской Руси, возродить сам "дух православия", который, по его убеждению, хранился в народе.

Блестящим публицистом-критиком был В.Г.Белинский, один из представителей русского "западничества". Письмо Белинского к Гоголю — замечательный яркий памфлет, с четко выраженными политическими требованиями. В. Г. Белинский был первым русским журналистом, кто соединил публицистику с обществом и поставил ее на службу не литературе, а государству.

Н.А.Добролюбов — выдающийся публицист, литературный критик. Для Добролюбова его литературная деятельность в “Современнике” была единственной и главной трибуной, с которой он мог вести непрекращающуюся пропаганду своих идей. Главное назначение своей литературной деятельности Добролюбов видел в проповеди революционно-демократических идей. Народ в его представлении — главная движущая сила истории. В статьях “Что такое обломовщина?” и “Когда же придёт настоящий день?”, посвящённой роману И.С. Тургенева “Накануне”, он утверждал: России нужны новые люди, для которых защита народных интересов станет главным делом их жизни [4] .

Д.Страхова нельзя безоговорочно зачислить ни в какой философский или мировоззренческий “лагерь”. Активный сотрудник неославянофильских журналов “Время”, “Эпоха”, “Заря”, в которых он отстаивал идею “русской самобытности” и монархии, подвергал критике либеральные и нигилистические воззрения, бывшие весьма популярными, высказывал своё враждебное отношение к западу и опубликовал ряд статей против Чернышевского и Писарева.

“Русское слово” – одно из самых ярких демократических изданий 60-х годов. Журнал этот, выходивший в течение шести лет, пользовался большим авторитетом у передового читателя. По всем основным проблемам общественно-политической жизни в период своего расцвета (1863–1865 гг.) “Русское слово”, хотя и не всегда последовательно, но страстно и самоотверженно, отстаивало революционно-демократические позиции. На его страницах развернулась деятельность Д.И.Писарева – выдающегося революционера, замечательного литературного критика и публициста, талантливого пропагандиста естествознания.

Практически все политические или общественные явления второй половины девятнадцатого века нашли своё отражение в творчестве Ф.М.Достоевского. На страницах романа “Преступление и наказание” он полемизирует с революционерами-демократами, нигилистами, сторонниками других идей, получивших распространение в 60-х годах XIX века. В 1876 году, основывает и начинает единолично выпускать отдельное издание по типу ежемесячного журнала под названием “Дневник писателя”. Этот журнал имел необыкновенный успех у читателей, умножая славу Достоевского — писателя и публициста.

Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в “Отечественных записках” явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в “Современнике. В публицистических циклах “Признаки времени” и “Письма о провинции” Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог послереформенному десятилетию, ставит вопросы, волновавшие всех сотрудников и читателей “Отечественных записок”: что изменилось в жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного движения? Писатель увидел причину неудачи борьбы в том, что слишком неоднородно было “движение реформаторов”, как он условно называл движение 60-х годов. Хотя крепостное право юридически было отменено, сатирик утверждал, что крепостное право живет во всем — “в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, . Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается” [4] . Одной из главных тем его литературной деятельности становится разоблачение либерализма. Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личному благополучию господствует в либеральном обществе. Но именно эти качества и определяют их будущее поражение, считает писатель [5] .

Публицистика XIX века отразила бурную общественно-политическую жизнь России, и этот период можно считать окончательным оформлением её как самостоятельного литературного жанра.

Публицистические произведения - это отражение эпохи, злободневных тем времени, поэтому они тесно связаны с историческими, экономическими и социальными процессами, происходящими в стране.

Основными темами произведений древнерусской литературы является проблема единения народа перед лицом внешней опасности, а также духовно-нравственные проблемы.

Одной из наиболее важных тем для церковных публицистов XII–XIII веков стала тема нравственности человека и его служения Господу, проблема человеческого достоинства и чести, нравственного очищения.

Публицисты XIV–XVI веков критиковали политический режим, выражали сочувственное отношение к тяжёлому положению крестьянства. И в эту эпоху не теряет значимости тема человеческого достоинства, ума.

Главный вопрос, который поднимают публицисты XVII–XVIII веков, – крестьянский. Особое внимание также уделяется падению нравственности правящих слоёв. Решение социальных и политических проблем авторы видят в просвещении народных масс.

Публицистика XIX века отразила бурную общественно-политическую жизнь России, и этот период можно считать окончательным оформлением её как самостоятельного литературного жанра.

Мы видим, что меняются эпохи, политические устройства общества, но для публицистики вечной остаётся тема духовной нравственности каждого человека и общества в целом.

Русская публицистика XVIII века отражала интересы нарождающейся русской интеллигенции. Несмотря на то, что практически все первые русские журналисты формально принадлежали к сословию дворян, они часто критиковали дворянско-помещичьи порядки, государство, коррупцию, призывали к углублению политики Просвещения и переменам в стране. Косвенно это отвечало также интересам буржуазии, также нарождавшейся и только начинавшей осознавать свои интересы.

Главную роль в дворцовых переворотах 17 века играл определённый слой населения гвардия,элита руссних войск

Древнейшие люди, кто они такие ?
это люди которые жили в каменном ,не развитом и страшном мире. Они занимались охотой , земледелием , рыболовством и сооружали орудие труда . древнейшие люди как и сейчас заботились о свой потомстве , их самым любимым делом была охота .
га рисунке изображено как группа древнейших людей охотятся на добычу , они как звери ,но более развитые .

Был зачислен в действующую армию прапорщиком свиты по квартирмейстерской части в июле 1813 года. Прошёл всю кампанию 1813—1814 годов. Участник сражений при Дрездене и Лейпциге. 1 августа 1814 года переведён в Генеральный штаб. Участвовал в военных действиях против Наполеона I, возвратившегося с острова Эльбы (прикомандирован к дежурному генералу главного штаба русских войск в Вене А. А. Закревскому). В июне 1815 года в свите офицеров Генерального штаба прибыл в Париж. Здесь Муравьёв познакомился с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром, аббатом Сиверсом.

Публицистика 18 века отражала главным образом интересы дворянства и государства. Главным вопросом было крепостное право, и тут у публицистов мнения расходились: одни говорили, что это основа русского строя, другие – что это пережиток средневековья. Яркий пример последних – Радищев. Также публицисты поднимали вопрос о превосходстве светской власти над духовной. Одним из первых был Феофан Прокопович. Газеты в то время носили государственный характер, их было очень мало. Этим и объясняется то, что в основном она отражала интересы дворянства и государства, за редким исключениям интеллигенции.

Общественная мысль, публицистика, литература, пресса

Общественная мысль, публицистика, литература, пресса

Общественная мысль, публицистика, литература, пресса

1. Почему Екатерина II, несмотря на оживлённую переписку с Вольтером, Д. Дидро и другими просветителями, не считала, что их главные идеи полезны для России?
2. Чем различались стили, которые были популярны в литературе XVIII в.?

Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм (от лат. classicus – образцовый). Этот стиль развился в результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения.

Художник, по мысли основоположников классицизма, постигает действительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не конкретного человека с его страстями, а тип человека, миф, словом, вечное во временном, идеальное в реальном.

Если это герой – то без недостатков, если персонаж сатирический – то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения “высокого” и “низкого, а потому между жанрами (например, трагедией и комедией) устанавливались границы, которые не нарушались.

С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво.

Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или иному направлению. У каждого художника – своя уникальная судьба.

3. В чём проявлялось западноевропейское влияние в русской литературе XVIII в.? Каковы были причины этого?

Влияние идей европейского просвещения привнесло в культуру России стремление к возвышенным героическим и нравственным идеалам, свободомыслию. Идеи просветителей были популярны и у высших властей, и в среде деятелей культуры.

4. Какие новые литературные жанры появились в русской литературе в XVIII в.?

Русский классицизм придавал особое значение “высоким” жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии – А. П. Сумароков.

В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы “учить” их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале – их героями были деятели отечественной истории.

Особая заслуга в развитии жанра русского сентиментализма принадлежит Н. М. Карамзину (повесть “Бедная Лиза”, “Письма русского путешественника”).

5. Какое значение для исторической науки имеют мемуары? Можно ли считать их документами эпохи? Объясните свое мнение.

Мемуарная литература, мемуары (от фр. mémoires — воспоминания) — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком.

Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.

Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса.

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Екатерина II, Е.Р.Дашкова). Они могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни.

В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Однако мемуаристы, не всегда осознанно, стараются представить себя перед потомками в выгодном свете, оправдать свои неудачи, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного.

6. Интересы каких слоёв населения отражала русская публицистика XVIII в.?

Начав как правительственный орган, способствующий работе царя, она разрослась и стала независимым рычагом общественной жизни. С возникновением частных изданий возникли и угрозы конфликтов крепостнического государства с передовой общественной мыслью, во главе которой стояли самые активные деятели. В чем же специфика публицистики екатерининской эпохи, что определяло ее развитие?

Можно отметить заинтересованность издателей и читателей в иностранной литературе, без переводов зарубежных книг не обходилось ни одно издание.

Но в первую очередь, сильней всего на журналистику этого периода повлияло крепостное право, тормозившее экономическое развитие, вызывавшее бесконечные восстания и недовольства правительством и, в конце концов, являющееся отсталой варварской системой, ничем не отличающейся от рабовладения.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Сравните мировоззрение виднейших европейских мыслителей и представителей общественной жизни России. Что волновало последних?

Большая часть российских мыслителей ориентировалось именно на попытках высказаться за безмолвное и не имеющее никаких прав крестьянство. Критика безнаказанности дворянства перетекало в критику крепостничества и даже иногда в антимонархические взгляды.

Эта оппозиционность являлась следствием того, что издания не существовали долго и, либо закрывались под натиском государства, либо, если они не освещали этой актуальной темы, разорялись из-за отсутствия спроса.

2. Используя дополнительные материалы, напишите (в тетради) эссе о В.К. Тредиаковском.

Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1768), поэт, прозаик, теоретик. Родился 22 февраля (5 марта н.с.) в Астрахани в семье священника. По настоянию отца учился в школе католических монахов-капуцинов, затем служил в церкви.

В начале 1720-х, оставив службу в церкви, бежал в Москву, где в 1723 – 26 учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 отправляется в Голландию, живет в Гааге у русского посла, затем, пешком добравшись до Парижа, в 1727 – 30 учится в Сорбонне.

В 1730 вернулся в Россию, где начал активную литературную деятельность: напечатал перевод романа П. Тальмана “Езда в остров Любви” с приложением своих любовных стихов. Написанные самым “простым” слогом, они создали Тредиаковскому популярность.

С 1732 он становится переводчиком при Академии наук. В 1735 выступил в Академии с речью о необходимости реформы в русском стихосложении; позднее написал на эту тему трактат “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”.

В нем была изложена новая система стиха – силлабо-тоническая, основанная на регулярном чередовании ударных и неударных слогов, – система поэтических жанров классицизма, приведены образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Эта реформа определила дальнейшее развитие русской поэзии. В 1745 стал академиком.

Вскоре опубликовал первый в русской науке опыт изучения фонетического строя русской речи – “Разговор об ортографии” (1748).

В 1752 выходит двухтомный сборник “Сочинения и переводы как стихами, так и прозою”, где изложил свои взгляды на теорию поэтического перевода.

В это время положение Тредиаковского в литературе и Академии становится все более трудным (в литературных спорах с Ломоносовым и Сумароковым взгляды Тредиаковского на стихосложение и структуру литературного языка не получили признания и поддержки у новых поколений литераторов).

Из-за осуждения со стороны Синода за “сумнительность” наиболее значительные поэтические произведения – философская поэма “Феоптия” и полное стихотворное переложение “Псалтыри” – остались в рукописи. Нападки на Тредиаковского усилились после выхода его исследования “О древнем, среднем и новом стихотворении российском”, в котором отдавалось предпочтение силлабической поэзии перед новейшей.

В 1759 был уволен из Академии, но продолжал литературную работу: завершил переводы исторических трудов. Справедливая оценка деятельности Тредиаковского была дана только позже Радищевым, Пушкиным. Умер в Петербурге 6 августа (17 н.с.) 1768 г.

3. Докажите, что в XVIII в. периодическая печать стала играть заметную роль в жизни общества.

Начав как правительственный орган, способствующий работе царя, она разрослась и стала независимым рычагом общественной жизни. С возникновением частных изданий возникли и угрозы конфликтов крепостнического государства с передовой общественной мыслью, во главе которой стояли самые активные деятели.

В чем же специфика публицистики екатерининской эпохи, что определяло ее развитие? Можно отметить заинтересованность издателей и читателей в иностранной литературе, без переводов зарубежных книг не обходилось ни одно издание.

Но в первую очередь, сильней всего на журналистику этого периода повлияло крепостное право, тормозившее экономическое развитие, вызывавшее бесконечные восстания и недовольства правительством и, в конце концов, являющееся отсталой варварской системой, ничем не отличающейся от рабовладения.

Русская публицистика XVIII века отражала интересы нарождающейся русской интеллигенции. Несмотря на то, что практически все первые русские журналисты формально принадлежали к сословию дворян, они часто критиковали дворянско-помещичьи порядки, государство, коррупцию, призывали к углублению политики Просвещения и переменам в стране. Косвенно это отвечало также интересам буржуазии, также нарождавшейся и только начинавшей осознавать свои интересы.

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету История.

Читайте также: