Интеллект как фактор адаптации человека к условиям жизни кратко

Обновлено: 07.07.2024

3. Социальный интеллект как форма проявления социальной адаптации.

3.1. Классификация интеллекта.

В истории психологических исследований проблема интеллекта. Являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой (ей посвящено наибольше количество работ), с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки.

Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием проявлений интеллекта. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно – активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, - всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.

Как уже упомяналось, Айзенк выделил три концепции, исходя из которых мы можем определять интеллект, как биологический; где под биологическим интеллектом понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга. Психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами-IQ. Социальный (практический) интеллект, как проявление социально-полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде. А теперь я предлагаю рассмотреть данную классификацию подробнее.

Именно он измеряется тестами интеллекта. Несмотря на всю тавтологичность этого определения (интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта), в психометрическом определении имеется смысл, поскольку факторный анализ множества тестов определения специальных способностей показывает, что за понятием психометрического интеллекта действительно стоит какй-то основополгающий фактор человеческой психики, определенным образом организующий ментальный опыт человека и отвечающий за эффективность переработок поступающей информации.

Еще со времен сэра Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, нпример, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации либо низкий или высокий порог чувствительности к уровню раздражения.

Например, предложена гипотеза, что уровень умственных способностей зависит от колличества ошибок, которые возникают при обработке и передаче информации в коре головного мозга на уровне синапсов. Чем больше подобных ошибок, тем ниже коэффециент интеллекта. Даже если и не существует непосредственной зависимости психометрического интеллекта от биологического, в современных психофизиологических исследованиях обнаружено наличие корреляционных связей между психомеричесим интеллектом, определяемым стандартными тестами интелекта, и такими физиологическими показателями, как уровень сенсорного различения. Г. Айзенк, полагает, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, так как, по его мнению, все остальные виды интеллекта, социальный и психометрический, являются лишь следствием, внешним порявлением биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой.

Социальный интеллект рассматривает интеллект, как проявление социально-полезной адаптации. Подробное определение интеллекта имеет двнюю традицию. В. Штерн давал определение интеллекта как “некоторую общую способность к новым жизненным условиям”. Приспособительный акт – решение жизненной задачи с помощью интеллекта – осуществляется посредством действия с мысленным (ментальным) эквивалентом объекта, посредством действия в уме при доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез, осуществляется во “внутреннем плане действия”. В данном случае “критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней”. [4 c.51].

3.2. Функции социального интеллекта.

Рассматривая интеллект как индивидуально-личностное свойство человека, мы отмечаем, что в содержании функций отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлксивно-коррекционную.

Познавательно-оценочная функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации.

Социальный интеллект обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего.

Н.А. Мечинская (1989) отмечает, что информация может приниматься и быть положительной или наоборот отвергаться и быть отрицательной. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с проявлением умственной активности, связанной с установлением определенного темпа переработки информации.

Полученная информация находит отражение в проявлении оценочных суждений о возможности ее использования, о реальных уровнях достижения результатов. В целом включается в процесс самопознания, позволяющий человеку, понять самого себя, свою сущность. Включение в этот процесс позволяет проявить себя в качестве субъекта учебно-познавательной деятельности. В зависимости от своих интеллектуальных возможностей и сложившихся социальных условий приобретает опыт приобретения целей. Таким образом, реализация этой функции позволяет отобрать значимую информацию адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая ученика в процесс целеполагания (оценочный аспект). Однако, эта функция не позволяет определить ценностный смысл ее достижения, что происходит при реализации следующей функции.

Кроме того, мы рассматриваем коммуникацию, с одной стороны, как способ установления связи между человеком и социальной средой, с другой стороны – как процесс поиска смыслов среди ценностей жизни. Соответственно, мы выделяем следующие два основных проявления коммуникативно-ценностной функции.

1) создание идеально-содержательного плана, связанного с определением ситуации социального действия (мыслекоммуникация) способствует пониманию данного человека. Человек не просто контактирует и воспринимает информацию, но и преобразует ее, выдвигая задачи, проблемы, касающиеся социальных отношений;

2) акт обнаружения себя в другом человеке (экзистенциональная коммуникация) реализуется в способности понимать, воспринимать личностные и социально-психологические позиции людей, в анализе особенностей поведения, представить другого человека на своем месте.

По мнению Альбухановой-Славской (1991), эта внутренняя деятельность находит свое выражение в ожидании определенного отношения, мнений, оценок со стороны конкретных людей или группы в целом. Это приводит к формированию своего имиджа, содержание которого зависит от реалистичности ума данного человека, от его способности объективно воспринимать и обобщать многочисленные и порой разнообразные оценки его персоны другими людьми, что позволяет действительно сформировать свой образ на основе предъявляемых ценностей.

Очевидна взаимосвязь познавательно-оценочной функции социального интеллекта и коммуникативно-ценностной функции. Система ценностей не может рассматриваться как результат оценочного познания. Цель приобретает смысловое значение в определении средств ее достижения при реализации коммуникативно-ценностной функции.

Коммуникация позволяет получить достоверную информацию о социальной среде и осуществить обратную связь в форме ценностных представлений о ней. Ценностный компонент рассматриваемой нами функции позволяет установить отношение к окружающей действительности, что предполагает активность в определении им позиции к происходящему в социальной среде.

С коммуникативно-ценностной функцией тесно связана рефлексивно-коррекционнаяфункция социального интеллекта, которая находит с одной стороны свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, с другой обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности.

Коррекционный аспект функции социального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира, во взаимоотношении с социальной средой, так как социальный интеллект оказывает направляющее действие на творчество, затрагивает смысловые образовательные процессы.

Корректирующая роль социального проявляется не только в области мыслительных процессов, но опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. Социальный интеллект сдерживает прорыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется поведение личности.

Кроме этого коррекция проявляется в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков. Проблема заключается в том, кого хотят видеть окружающие.

Структура указанных выше функций проявляется в их соподчинении. Проявление социального интеллекта зависит от содержания деятельности, определяющей доминирование той или иной функции. В процессе целеполагания ведущей становится познавательно-оценочная функция, а остальные две функции создают условия. Определение направленности целей опосредуется реализацией коммуникативно-ценностной функции. Установление индивидуальных темпов реализации своих возможностей приводит к доминированию рефлексивно-коррекционной функции над остальными. В целом взаимообусловленность функций отражает роль составляющих социального интеллекта по отношению к рассматриваемому нами свойству как целостной системы.

Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию. И человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.

Чем адаптивный интеллект отличается от других видов интеллекта?


Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление, эмоциональный интеллект позволяет распознавать свои эмоции и управлять ими, позитивный интеллект отвечает за положительный настрой и уверенность в собственный силах. Адаптивный интеллект совмещает в себе черты первых трех понятий, используя эти навыки для быстрой и комфортной адаптации к новым условиям.

Адаптивный интеллект позволяет вам мгновенно принять верное решение благодаря совмещению навыков, которые мы развиваем благодаря эмоциональному, ментальному и позитивному интеллекту.


Адаптивный интеллект позволяет не просто быстро адаптироваться и действовать в непредвиденных обстоятельствах, но и самим создавать изменения и запускать процессы, которые приведут к положительным переменам . Эта способность в первую очередь необходима руководителям. Им постоянно необходимо реагировать на внешние обстоятельства, корректировать планы, развивать новые стратегии. В непредвиденных ситуациях именно руководитель передает настроение и направляет команду.


Генеральный директор и основатель американской компании Adaptive Intelligence Consulting Гари Култон

Адаптивный интеллект — это система, совмещающая в себе несколько типов мышления. Благодаря АИ человек положительно реагирует на изменения, сохраняет ценности, гибко мыслит и коммуницирует. Оказываясь в новых условиях, человек отрывается от прежнего опыта, старые схемы уже не работают . Ему необходимо моментально строить новые. Это возможно, только будучи эмоционально устойчивым.



Как развивать адаптивный интеллект


Выполняйте абсолютно новые задачи

Решайте вопросы, которые совершенно не связано с вашей областью. Например, если вы работаете в гуманитарной сфере, начните с выполнения задач по физике или геометрии. Вам необходимо самостоятельно создать для себя новые незнакомые условия, в которых прежние навыки и знания уже не работают. В таком случае образуются новые паттерны, позволяющие вам гибко мыслить .


Всегда выбирайте неизвестное

Это может проявляться в бытовых ситуациях — например, изменение каких-то утренних привычек (начать день не с просмотра новостей, а с чтения книги). Также этот принцип можно соблюдать на работе: если перед вами стоит выбор, взяться за новый проект или продолжить развивать старый, выбирайте первое . Таким образом вы развиваетесь в том числе и как специалист.


Реже используйте навигатор

Современный человек привык к тому, что готовые решения уже есть в его телефоне (как и куда пройти, что сделать и так далее). Если вам необходимо найти новый адрес, вы можете предварительно посмотреть дорогу, однако в процессе самого поиска старайтесь не пользоваться навигатором и ориентируйтесь в пространстве самостоятельно .


Продумывайте разные варианты развития событий и то, как вы будете действовать

Продумать все наперед невозможно, однако таким способом вы приучаете себя мыслить иначе. Можно доводить ситуации до абсурда или представлять самые худшие сценарии: например, за ночь вашего главного источника дохода не станет или же вы лишитесь дома. Позволять себе думать о негативных вещах — один из принципов стоической философии, это готовит нас к непредвиденным ситуациям, мы составляем план действий и понимаем, что даже в самых, казалось бы, плохих обстоятельствах мы способны найти решение .


Вводите новые привычки


Общайтесь с людьми не только из своей профессиональной сферы деятельности


Решайте привычные задачи по-новому

Дивергентное мышление позволяет нам действовать в привычных обстоятельствах по-другому. Начинайте с маленьких действий : это может быть новый способ приготовления завтрака из тех же продуктов, планирование рабочего дня или же построение нового маршрута до дома.


Безусловно, что высшая нервная система человека появилась в результате эволюционного развития адаптационных рефлексов биологических организмов. Но корректно ли интеллектуальную деятельность отождествлять с адаптационной? Или представлять ее как частный случай адаптации? Или даже высшую форму адаптации к изменениям среды?

Одним из аргументов, призванных подтвердить единство адаптационной и интеллектуальной деятельности, является утверждение, что и адаптация, и интеллектуальная деятельность есть, по сути, решение некоторых задач. Конечно, в обоих случаях можно выделить начальные условия, ход решения и конечный результат. Однако из умозаключения об общности решательно-задачного подхода никак не следуют выводы: (1) если интеллектуальная деятельность сводится к решению задач, то она адаптационна; или наоборот (2) если адаптационная деятельность есть решение задач, то она интеллектуальна. Наиболее существенным различием между адаптационной и интеллектуальной задачами является безусловная индивидуальность первой и обязательная социальность второй – как в постановке задач, так и по значению достигнутого результата. Адаптационная задача ставится исключительно перед конкретным организмом (устройством) и результатом ее решения всегда является конкретное индивидуальное действие, а формулирование и результат интеллектуальных задач (скажем, научных) всегда социально (системно) значимы.

Соотношение интеллектуальной и адаптационной деятельности человека

Возвращаясь к проблеме соотнесения адаптации и интеллекта, зададим вопрос: а кто – профессор или дикарь – обладает большей способностью адаптации к изменениям окружающей среды? Ответ вполне однозначен, если учесть, что профессор не то, что в лесу шагу ступить не может, а и в своей столичной квартире часто не в состоянии адекватно ориентироваться. Анализируя историю человечества, мы с уверенностью можем заключить, что большей адаптивностью (желанием и умением выжить) обладают именно малоинтеллектуальные особи. Если конечно, не заниматься словесными играми, рассуждая о наличии различных интеллектов, а принять вполне логичное и соответствующее здравому смыслу понимание интеллектуальной деятельности как новационной. Тем более, что для исследователей и естественного, и искусственного интеллектов более интересен интеллект именно малоприспособленных к жизни профессоров.

На возможное возражение, что, мол, профессор адаптирован в современном обществе не хуже, чем дикарь в джунглях, ответить легко. Ну, во-первых, общественное положение и благосостояние профессора в огромной степени определяется социальной системой, а не его личными адаптационными способностями. В периоды социальных потрясений наиболее пострадавшими всегда были люди интеллектуальных профессий, что в первую очередь свидетельствует об их низкой адаптируемости к изменениям среды. А во-вторых, и что главное, обсуждается не место профессора в обществе, а вид его деятельности (думание, писание статей, чтение лекций), которая, безусловно, не направлена непосредственно на его персональную адаптацию.

Новации в биосистеме

Безусловно, животные и птицы при адаптации к изменениям среды способны в процессе жизни производить некоторые новации – новые типы поведения, приспособления. Однако следует отметить, что адаптационные новации животных принципиально отличаются от интеллектуальных: они, как уже отмечалось, сугубо индивидуальны. И даже если новации перенимаются сородичами по стаду-стае, они являются лишь индивидуальными приспособлениями к среде (при этом особь, впервые применившая новое приспособление и послужившая примером, следует рассматривать лишь как часть среды для остальных).

Интеллектуальные новации (после признания) мгновенно становятся достоянием системы, поскольку по определению реализуются сразу в системной памяти социума – материальной культуре. Для животных системной памятью является геном, который не модифицируется отдельными организмами, и системная (генетическая) новация закрепляется в нем через многие поколения. Это еще одно принципиальное отличие индивидуальных адаптационных новаций биологического организма от интеллектуальных.

Интеллект и социальная адаптация

Адаптация и искусственный интеллект

Из всего сказанного можно сделать вывод: необходимо строго различать две задачи компьютерного моделирования: (1) воспроизводство действий некой системы (животного, человека), направленных на ее приспособление к окружающей среде с целью сохранения индивидуальной целостности и функциональности и не имеющих никакого отношения к интеллектуальности; и (2) генерацию новых знаний, то есть реализацию интеллектуальных процессов, результатом которых должны являться не успешные индивидуальные действия (как при адаптации), а системно значимые интеллектуальные новации.

В определениях интеллекта человека часто указывают, что это его способности к адаптации. При этом, безусловно считают – адаптации к внешней среде. С точки зрения многовековой эволюции человека, по Дарвину – это так и есть. Ну, а в пределах жизни человека?

Если заняться самопознанием, то можно понять, что адаптироваться нужно, прежде всего, к самому себе, т.к. полученные при рождении физиологические особенности нашей нервной системы и мозга, генетическая заданность, условия и результаты детского воспитания в большой степени определяют то, какие мы есть. А еще нейро-программы, которые с древности работают в нас. Так что по факту – мы заложники того, что получили от рождения и в младые годы.

А знание сильных сторон? Искать, соответствующие им, внешние возможности.

Особенно четко природная заданность проявляется в эмоциональном плане, так у одного от рождения избыток стенических эмоций и он всегда в тонусе, а у другого – астенических и он всегда в печали. И что же? Теперь второму и не жить? Да жить, понимая эту свою особенность и стараясь создать для себя, включить себя в то, что несет позитив и радость. А, во многих случаях, и смириться с тем, что имеешь… Наверное, в этом трагедия жизни?

Читайте также: