Как ведет себя раскольников во время преступления кратко

Обновлено: 02.07.2024

После совершенного преступления Раскольников чувствует себя слабым как физически, так и морально. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит. Душевные муки поглошают все его силы.

Поведение Раскольникова после преступления трудно назвать адекватным и нормальным. Он теряет ощущение реальности и времени. и порой даже сомневается, совершил ли он преступление или это лишь плод воображения. При этом Раскольников "разрывается" между двумя противоположными желаниями. С одной стороны, он хочет, чтобы его преступление поскорее раскрыли и избавили его от ужасной душевной муки. В определенные моменты Раскольников чувствует, что готов сам признаться в преступлении. С другой стороны, Раскольников боится, что его преступление раскроют. Ему стыдно перед семьей и окружающими за свой поступок, который он считает "очень глупым". При этом он даже размышляет о побеге или самоубийстве.

В конце концов, после тяжелой борьбы с самим собой Раскольников решает признаться в преступлении и явиться с повинной в полицию. Раскольников признается в преступлении, потому что решает быть сильным человеком, который не боится стыда. Его гордость не позволяет ему совершить побег или самоубийство.

Момент преступления Раскольникова, то есть убийства старухи-процентщицы, являются важнейшими эпизодами в романе "Преступление и наказание".

В этой статье представлено подробное, детальное описание преступления Раскольникова шаг за шагом, описание сцены убийства старухи-процентщицы и ее сестры, а также важные детали подготовки к преступлению.

Описание момента преступления Раскольникова, сцена убийства, детали, подробности преступления

На момент знакомства читателей с Раскольниковым, то есть в начале романа, герой уже в течение месяца обдумывает убийство старухи . Молодой человек до последнего момента не уверен, пойдет ли он на убийство или нет.

Известно, что он впервые побывал у старухи-процентщицы еще полтора месяца назад, чтобы действительно заложить часы и кольцо.

Накануне преступления Раскольников случайно слышит на улице, что завтра в 7 часов вечера старуха будет одна в своей квартире, так как ее сестра Лизаветаы будет отсутствовать дома. Раскольников берет эту ннформацию себе на заметку. На следующий день он спит допоздна и просыпается около 6 часов вечера. Он начинает быстро собираться к старухе, чтобы быть там в 7 часов вечера.

  1. Находясь у себя в "каморке", он разрывает старую рубашку и делает из ее части петлю для топора.
  2. Он пришивает петлю под левую мышку. Нитки и иголка были приготовлены заранее.
  3. Он делает подобие заклада (фальшивый заклад) так, чтобы по весу и размеру он был похож на ценную вещь. Для этого он связывает две дощечки - деревянную и металлическую. Раскольников оборачивает все это в белую бумагу и завязывает тесемочкой, чтобы посложнее было развязать. Все эти вещи были приготовлены уже давно и хранились под диваном.
  4. Затем Раскольников выходит из своей комнаты и идет к кухне. Изначально он собирался взять топор на кухне, но в этот момент на кухне оказывается служанка Настасья. Тогда Раскольников берет топор из каморки дворника, прячет его в петле под мышкой в пальто.
  5. После этого он отправляется к старухе.
  1. Раскольников поднимается к старухе-процентщице на 4-ый этаж и три раза звонит в дверь. Недоверчивая старуха спрашивает, кто пришел, а затем все же открывает дверь и пускает гостя в квартиру.
  2. В волнении Раскольников проходит без приглашения в комнату старухи, чтобы показать то, что принес заложить. Это ее смущает. Она с испугом следует за дерзким клиентом.
  3. Раскольников дает старухе своей заклад-фальшивку. Старуха отворачивается к окну, чтобы раскрыть обертку.
  4. Раскольников достает топор из петли в пальто и ударяет старуху по голове.
  5. Старуха вскрикивает, "оседает к полу", подносит руки к голове, держа в одной руке "заклад" Раскольникова.
  6. Раскольников ударяет старуху топором еще 2 раза по темени. Старуха падает.
  7. Раскольников кладет топор возле убитой, достает из ее правого кармана ключи и бежит с ними в спальню.
  8. Молодой человек возвращается в комнату, чтобы убедиться, что старуха мертва. Он замахивается над старухой топором, но опускает его. Ему становится очевидно, что старуха мертва.
  9. На шее у погибшей он замечает шнурок. Он замахивается топором, чтобы сорвать шнурок, но не решается. Он разрезает шнурок с помощью топора, не касаясь тела топором.
  10. На шнурке он находит два креста (кипарисный и медный), "финифтяный" образок и набитый кошелек. Кресты он сбрасывает на старуху, кошелек засовывает в карман.
  11. Затем Раскольников забирает с собой топор и снова идет в спальню старухи.
  12. Он пытается открыть комод ключами, которые достал из кармана старухи. Ему не удается.
  13. В спальне он лезет под кровать в поисках укладки (сундука). Найдя укладку, он открывает ее одним из ключей. Между одеждой он находит золотые драгоценност, набивает ими карманы пальто и панталон, но из-за спешки не успевает много взять.
  14. Вдруг он слышит шаги в комнате, где лежит погибшая старуха. Затем он слышит легкий крик, а потом — молчание.
  15. Раскольников берет топор и выбегает из спальни. Он видит, что Лизавета, которая не должна была прийти сейчас, стоит в комнате и сморит на убитую сестру. Шокированная женщина молча начинает отодвигаться от Раскольникова в надежде, что он ее не тронет.
  16. Раскольников убивает Лизавету топором, ударяя по голове. Затем он бежит в прихожую, но замечает на кухне ведро с водой. Он опускает топор в ведро, чтобы отмыть кровь. Берет на окне мыло и отмывает руки прямо в ведре. Он оттирает кровь с топора, после чего вытирает топор бельем, которое сушится тут же на веревке.
  17. Раскольников вкладывает вымытый топор в петлю в свое пальто.
  18. Он осматривает свою одежду и сапоги и видит пятна на сапогах. Он мочет тряпку в воде и вытирает пятна на сапогах .
  19. Затем Раскольников бежит в переднюю (прихожую) и обнаруживает, что входная дверь все это время была открыта. Он закрывает дверь, затем снова открывает ее и выходит.
  20. Начав спускаться по лестнице, Раскольников вдруг слышит голоса людей в подъезде. Он понимает, что люди поднимаются на его этаж.
  21. Раскольников возвращается в квартиру старухи и закрывает дверь изнутри.
  22. Неизвестный человек звонит в дверь старухи. Затем к квартире подходит еще один человек. Они возмущаются тем, что старуха не открывает дверь, ведь она все время сидит дома. Мужчины подозревают что-то нехорошее и уходят за помощью.
  23. Дождавшись, когда незнакомцы исчезнут из подъезда, Раскольников спускается по лестнице и замечает пустую открытую квартиру на втором этаже. Здесь он пережидает какое-то время, чтобы те люди поднялись наверх к старухе.
  24. Раскольников бежит вниз к выходу, выходит незамеченным из здания и идет на улицу.
  25. Он приходит к своему дому, возвращает топор в дворницкую и идет к себе в каморку. Бросается на диван в изнеможении и засыпает.

После своего преступления Раскольников просыпается на следующий день в болезненном состоянии. Он беспокоится о том, есть ли на его одежде или обуви следы вчерашнего преступления. Также Раскольникова волнует то, куда лучше спрятать награбленное. Неожиданно служанка Настасья передает ему повестку о том, что ему нужно сегодня же явиться в контору (полицию). Взволнованный Раскольников отправляется в контору, не понимаю, в чем причина вызова.

Это было описание момента преступления Родиона Раскольникова, описание сцены убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, описание деталей, подробностей преступления.

ПОСЛЕ : Убив старуху-процентщицу Раскольников впадает в состояние, похожее на болезнь .Он избегает людей, ему начинает казаться, что все знают о его поступке, Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения, от испуга он прячет награбленные украшения и забывает о них до суда. Он начинает терять контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторжения от всех. Он не может видеть ни мать, ни свою сестру Дуню, а темболее слышать об убийстве или крови. В этом состоянии Раскольников не раскаивается о содеянном, а пытается побороть самого себя, но у него не получается и он готов рассказать о своём поступке первому человеку, которого встретит .

Следующая цитата

Молодой человек совершает страшное преступление, жертвами которого становятся старуха-процентщица Алена Ивановна и ее сводная сестра Лизавета.

В этой статье представлено описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе "Преступление и наказание", психологическое состояние героя.

Важно подчеркнуть, что душевные переживания Раскольникова не оправдывают его страшного поступка, а лишь характеризуют его как личность.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все материалы о Раскольникове

Сделаем выводы.

Каждый человек в ответе за всё, что он совершает, за близких людей. Как бы ни тяжела порой жизнь, нужно находить в себе силы выстоять, идти дальше. Ни в коем случае не нужно становится на противоправную тропу, а тем более на путь преступления.

Нужно помнить, что за любым преступлением следует наказание.

Жить нужно по правде, по совести, не стыдясь за свои поступки, не раскаиваясь в содеянном.

Но в то же время каждый имеет право на осмысление своих поступков и возможность, искупив вину, продолжить жить уже по законам совести. Не случайно Раскольников читает главу из Библии о воскрешении Лазаря.

Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние героя

Раскольников до преступления

Важно понимать, что до совершения преступления Раскольников уже некоторое время находится в подавленном состоянии: из-за нехватки денег он плохо питается, носит старую одежду и редко меняет белье, у него апатия и хандра.

За несколько месяцев до преступления он бросил учебу в университете и перестал давать частные уроки. В этот период он ни с кем не общается, много времени проводит в своей каморке, лежа на диване. Накануне преступления он много думает о своей теории, которая и становится главной причиной убийства.

Раскольников после преступления

После совершенного преступления Раскольников чувствует слабость как физически, так и морально и практически заболевает. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит, теряет ощущение времени. Душевные муки поглошают все его силы:

Сразу после преступления Раскольников чувствует, что "казнь за убийство" уже наступает. Его душевные муки становятся невыносимыми:

"Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!" (часть 2 глава I)

Поведение Раскольникова после преступления трудно назвать адекватным и нормальным. Он теряет ощущение реальности и порой даже сомневается, совершил ли он преступление или это лишь плод его воображения:

При этом Раскольников "разрывается" между двумя противоположными желаниями. С одной стороны, он хочет, чтобы его преступление поскорее раскрыли и избавили его от ужасной душевной муки:

В определенные моменты Раскольников чувствует, что готов сам признаться в преступлении. По стечению обстоятельств на следующий день после убийства ему присылают повестку с требованием явиться в контору (полицейский участок). Не зная, зачем именно его вызывают, он идет в контору и размышляет о том, не признаться ли ему в преступлении:
С другой стороны, Раскольников боится, что его преступление раскроют. Ему стыдно перед семьей и окружающими за свой поступок, который он считает "очень глупым". Он даже размышляет о побеге или сaмoубийствe:

Следующие дни после убийства и до явки с повинной (около 10 дней) Раскольников глубоко страдает. В его душе разгорается внутренняя борьба, которая изнуряет его:

Наконец после тяжелой борьбы с самим собой Раскольников решает признаться в преступлении и явиться с повинной в полицию:

". решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился." (часть 6 глава VII)

Раскольников признается в преступлении, потому что решает быть сильным человеком, который не боится стыда. Его гордость не позволяет ему совершить побег или самоубийство, поэтому он делает явку с повинной:

Это было описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе "Преступление и наказание", психологическое состояние главного героя.

Следующая цитата

я95

Что толкнуло его на это ужасное противоправное деяние?

Нищета, которая довела до отчаяния. К сожалению, очень многие люди в период, описанный писателем, находились в таком положении, но они не совершали убийство. Конечно, косвенной причиной, побудившей Родиона на убийство, могли быть нищета, отчаяние.

Часто истоки преступлений лежат в особенностях личности человека. Мы уже убедились, что были такие черты в Раскольникове, которые могли способствовать пойти на убийство – это высокомерие, гордыня, ощущение своего превосходства над другими, замкнутость, за что сокурсники не любили героя.

Конечно, много несправедливого видел Родион. Это и отношение Свидригайловых к его сестре Дуняше, когда её оболгали в воровстве, и несчастная судьба семьи Мармеладовых, и судьба той девочки на бульваре, над которой надругались, да и судьбы его самого и его близких, когда мать еле сводила концы с концами, а сестра решила выйти замуж за ненавистного её Лужина, чтобы помочь брату. Много горя, слёз вокруг, много изломанных судеб.

В такой ситуации человеку свойственно искать конкретного виновного. Для Раскольникова виноватой стала старуха-процентщица. Сколько человек страдало от неё! Скольких довела она до отчаяния!

Решающую роль сыграл разговор, подслушанный Раскольниковым о старухе-процентщице в трактире, когда двое незнакомцев обсуждали злую старуху-процентщицу, которая портила людям жизнь и плохо обращалась со своей сестрой. Он понял, что многие ненавидели старуху и решил, что должен освободить людей от неё.

я96

ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Никакое преступление нельзя оправдать смертью других. А Раскольников сознательно шёл на убийство. Он продумал всё до мелочей: каким будет его путь до квартиры старухи, где он возьмёт топор и как его положит на место, как ему избежать случайных встреч. Да, он осознанно шёл на убийство.

Да и не ради других, их спасения, герой совершил убийство! Это были лишь слова, самооправдание. Вспомним, что после убийства он просто-напросто обокрал процентщицу, да ещё четко знал, на что потратит украденное.

Но… так уж устроена наша жизнь: переступив черту, человек идёт дальше по незаконной дорожке. Одно преступление ведёт за собой другое. Ведь ничто не остановило Раскольникова, когда он убивал Лизавету, сестру процентщицы – такую же униженную, ведь ради таких, по его словам, он и пошёл на убийство. Ничто не остановило…

Только ли Алёна Ивановна и Лизавета стали жертвами Раскольникова? Разве он не сделал несчастной свою мать, Пульхерию Ивановну, которая через несколько месяцев после суда над сыном умерла, не выдержав горя. Сколько горя он принёс сестре Дуне, лишившейся матери и переживавшей за брата! Тяжела жизнь и Сони, которая целых 8 лет была вынуждена жить в Сибири, поддерживая Родина, дожидаясь, пока он выйдет на свободу, то есть и её жизнь полностью изменилась.

Каждый отвечает за свои поступки, за тех, кто рядом, просто за людей, окружающих нас. Любой противоправный поступок наказывается обществом.

Какое же наказание получил Раскольников? Осознал ли он ужас содеянного? Об этом поговорим в следующий раз.

Следующая цитата

я77

Родион Раскольников, герой роман Ф.М. Достоевского, совершил страшное преступление – убийство двух людей – старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Елизаветы. Какое же наказание получил он? Раскаялся ли, осознал ли ужас содеянного?

Преступление наказано государством. За убийство, как тяжкое противоправное деяние, Раскольников получил 8 лет каторжных работ и был отправлен в Сибирь.

Раскольников вдруг понял, что он недалеко ушёл от ненавистных ему Свидригайлова и Лужина, которые тоже в своём роде преступники, хотя и не совершали убийства. Их поведение безнравственно – а это тоже преступление, только моральное.

Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы показывает, что, уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том, что сможет реализовать ее. Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его тело: “Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли v что все вдруг решено окончательно”. Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления. Раскольниковым теоретически был продуман каждый его практический шаг. Были сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи. Была сделана "проба", во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Все шаги к преступлению, которое готовил герой, приводят его к мысли: он прав, отступать нельзя. Но Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы ("он чуть не вытащил её, вместе с дверью, на лестницу"). Стихийность и в самом убийстве ("расстегнул пальто и высвободил топор, но не вынул совсем… руки были слабы… ему слышалось, как они …немели и деревенели… он боялся… вдруг голова как бы закружилась… вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом" Состояние страха и ужаса, которые ощущает герой, закономерны. Само действие убийства человеком человека уже противоестественно. Раскольников пока не понимает, что совершил ошибку. На мгновение герою захотелось всё бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелёк; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на пробе. Старуха убита. Вроде всё, что хотел герой, сделано. Но тут возвращается домой Лизавета – одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал "кровь по совести". Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Получается, что Раскольников ударил топором не только по старухе-процентщице, но и по своей теории: он неожиданно убивает и Лизавету - ту самую “униженную и оскорбленную”, ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор.

Мысль о совершенном убийстве вызывает отвращение : "трудно было более опуститься и обнеряшиться ; но Раскольникову это было приятно ".

Он продумывал детали преступления. Оправдывая свои мысли своей теорией о людях.

В этот день он много спал, а проснувшись его охватило лихорадочная суета. "Спешил ужасно", забирая "деньги" старухи. После второго убийства страх охватывал его больше и больше. "Отвращение особенно поднималось и росло в нем с каждою минутою"

Ему удалось сбежать, но он был "полумертвым". Он не мог ходить, "чуть не падал ".

"Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишили в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться

, несмотря даже на усилия " .

Он впадает в бредовое состояние, много спит, ничего не ест, разговаривает во сне. Понимает, что душевные муки - казнь за убийство. Муки были невыносимы. Он был готов признаться в содеянном, лишь бы преступление было раскрыто, а он разоблачен, это бы избавило его душевных. Однако, ему стыдно перед семьей, боится, что они узнают. В нем разгорается внутренняя борьба. Рассказав о преступлении Соне, по ее совету, идет в полицию с признаниями. Хочет быть сильным, стыд его больше не страшит.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: