Добровольчество в школе от идей к проектам

Обновлено: 05.07.2024

Программа реализации проекта с 05.05. по 10.07.2017

Целевым назначением проекта является:

1.Резюме проекта

Цель проекта -- создание условий для системного развития школьного добровольчества в общеобразовательных учреждениях .

1. обеспечить методическую поддержку организаторам школьного добровольчества в образовательных учреждениях,

2.создать единую информационную площадку школьного добровольчества для обмена опытом работы образовательных учреждений,

3. сформировать базу успешных добровольческих школьных практик.

Целевая аудитория- школьники 5-10 классов образовательных учреждений.

Сведения об устойчивости проекта и его продолжении после окончания грантового финансирования :

- создание в школах системного подхода к развитию школьного добровольчества позволит образовательным учреждениям самостоятельно продолжить работу в данном направлении,

- единая информационная площадка в качестве сайта по развитию школьного добровольчества продолжит свою работу и после реализации проекта с целью обмена опыта и методической помощи образовательным учреждениям,

- после реализации проекта школьники реализуют собственные детские социальные проекты в течение учебного года в одном из направлений добровольчества, результаты которых продемонстрируют на конкурсе реализованных проектов,

- школа-организатор проекта, укрепив в рамках проекта материально-техническую базу, готова стать площадкой для координации школьного добровольчества в регионе.

2. Участники проекта

2.1. Сведения об организаторе-инициаторе проекта.

Сегодня в школе обучается 903 ученика: 440 учеников 1-4 классов, 406 учеников - 5-9 классов, 57 учеников 10-11 классов. Школа является самой большой по численности школой в Слободском районе. В школе работает 69 учителей: 22 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 21 педагог — 1 квалификационную категорию. В школе имеется 10 классов с углубленным изучением английского языка, математики, русского языка. В 11Б классе ведется обучение истории и обществознания на профильном уровне .

2.2. Сведения об организациях, привлекаемых к реализации проекта.

К реализации проекта будут привлечены следующие организации:

отдел Северного образовательного округа Министерства образования Кировской области в лице начальника этого отдела Карасевой Натальей Валентиновной, которая будет являться координатором данного проекта

Отдел культуры, спорта и молодежных программ администрации Слободского района Кировской области в лице специалиста этого отдела Салтыковой Вероники Юрьевны (консультант проекта)

МКОУ ДО центра внешкольной работы Слободского района Кировской области в лице директора Ефремовой Ольгой Владимировной (ответственный за методическую помощь школам - участникам проекта )

МКОУ СОШ пгт.Вахруши Слободского района Кировской области (организатор проекта) в лице директора школы Олина Игоря Витальевича (руководитель проекта)

2.3. Подтверждение опыта успешного выполнения проектов, направленных на повышение качества образования, его доступности независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования

МКОУ СОШ пгт Вахруши принимала активное участие в создании и реализации районных социальных проектов совместно с отделом культуры, спорта и молодёжных программ Слободского района, направленных на развитие школьного добровольчества:

Обобщение опыта и презентация деятельности школы в направлении гражданской активности школьников была представлены:

- в областном проблемном вебинаре по организации детских общественных объединений (26.01.2016г.),

В средствах массовой информации отражена деятельность школы по направлению проекта:

3.Описание и обоснование проекта.

3.1. Актуальность решаемых задач в процессе реализации проекта.

Школа была и остаётся одним из важнейших факторов социализации личности. Постоянно изменяющимся обществом востребованы не те выпускники школ, которые лишь много знают, но те, кто может успешно занять социальную нишу, адекватную уровню своей образованности. Следовательно, основной из задач образования становится развитие социальных умений и навыков детей, их социальная адаптация.

Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократический отношений.

В значительной степени способствует приобретению школьниками значимого социального опыта, формированию ценностного отношения к социальной практике добровольческое движение, которое является новой формой вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формами и технологиями воспитания.

По определённым причинам образовательные учреждения не имеют методической поддержки для развития добровольчества в своих учреждениях, база успешных практик развита на недостаточном уровне, отсутствует единая информационная площадка для обмена опытом добровольческого движения школ. Все эти моменты неблагоприятно влияют на формирование социально-активной личности школьника и воспитание его гражданской активности.

В связи с этим определены з адачи проекта:

1. обеспечить методическую поддержку организаторам школьного добровольчества в образовательных учреждениях,

2.создать единую информационную площадку школьного добровольчества для обмена опытом работы ,

3. сформировать базу успешных добровольческих школьных практик.

3.2. Достижению каких целей будет способствовать реализация проекта и в чём заключается значимость этих целей.

К сожалению, для деятельности школьного добровольчества в общеобразовательных учреждениях не созданы условия для его развития.

Целью проекта является создание условий для системного развития развития школьного добровольчества в общеобразовательных учреждениях

«Всё более важное место в системе современного воспитания детей и молодёжи занимает добровольческая (волонтёрская) деятельность- цель, задачи, формы и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно-нравственных ценностей…

В настоящее время развитие добровольчества является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества. А волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности. Детско-юношеское волонтёрство, как эффективная социальная практика, способствует преодолению таких серьёзных рисков в подростковой среде, как:

- рост потребительских тенденций,

-распространение социальной пассивности,

- распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и табакокурения) и асоциального поведения среди детей и подростков.

На сегодняшний день, если в вузах страны в целом создана инфраструктура развития волонтёрства, то в образовательных организациях предстоит ещё большая работа. Среди школьников добровольческие практики по ряду причин используются крайне ограниченно. Ни для кого не является секретом то, что до сих пор у нас превалирует знаниевый подход в ущерб воспитанию, а среди воспитательных практик преобладают досугово- развлекательные формы работы.

Сегодня эффективность образования в значительной степени оценивается не только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной эпохе, но и овладением опыта решения реальных практических дел. Для детей открываются возможности выйти в открытый социум, развить навыки общения, приобрести опыт ответственного лидерства….

3.3. Обоснование значения проекта для повышения качества образования, повышение доступности независимо от места проживания обучающихся, других целей конкурсного отбора.

Добровольческая деятельность может осуществляться разово (отдельные социально- полезные дела) или регулярно на системной основе.

Для получения эффективного и более значимого результата в учебно-воспитательном процессе необходимо формировать системный подход к вовлечению подростков в добровольческую деятельность. Системное развитие добровольчества детей и молодёжи является одной из форм организации общественно полезного досуга, подтверждена международными исследованиями, согласно которым вовлечение подростков и молодёжи в добровольческую деятельность на 50% снижает риск их приобщения к формам асоциального поведения.

Новизной проекта является объединение трёх районов округа в одну общую деятельность по развитию системного школьного добровольчества в течение летнего лагерного периода. За короткий период времени образовательные учреждения будут вовлечены в активную социально-полезную деятельность, в которой получат знания и умения добровольческой работы, а также будут иметь возможность применить полученные навыки в течение нового учебного года.

2016 год- победа в региональном конкурсе социальных спектаклей.

Опыт деятельности по формированию социальной активности школьников был представлен на….(инновационные площадки, вебинары)

Одним из основных достижений школы пгт Вахруши является показатель снижения правонарушений в образовательном учреждении (данные по годам и количество детей, состоящих на учёте):

2011 год- 24 подростка,

2012 год- 22 подростка,

2013 год- 15 подростков,

2014год- 15 подростков,

2015год- 10 подростковой,

2016год- 5 подростков.

Из опыта работы можно определить основные базовые направления создания и развития добровольческого движения в школе:

- создание команды школьников-единомышленников,

- организация деятельности добровольческой команды,

- создание системы мотивации деятельности школьников.

Организация деятельности добровольческой команды.

- В какую деятельность вовлечь готовую команду? Как задействовать каждого ученика в команде? Как организовать деятельность школьников, чтобы она приносила удовлетворение, а не разочарование? Как научить добровольцев проявлять инициативу?

Создание системы мотивации школьников.

- Почему созданное объединение в школе разваливается, когда уходят старшеклассники- активисты? Как сформировать интерес к добровольческой работе? Как мотивировать школьников к работе с 5 по 11 класс?

В проекте предусмотрена конкурсная составляющая на формирование этих базовых направлений школьного добровольчества.

3.4. Обоснование устойчивости проекта после окончания его финансирования.

На основе базовых направлений создания и развития добровольческого движения в школе (создание команды школьников-единомышленников, организация деятельности добровольческой команды, создание системы мотивации деятельности школьников) образовательные учреждения имеют возможность в рамках проекта создать собственную модель системного развития школьного добровольчества и позволит образовательным учреждениям самостоятельно продолжить работу в данном направлении.

В рамках проекта предусмотрена единая информационная площадка в качестве создания сайта по развитию школьного добровольчества, на которой будет происходить обмен опытом добровольцев. После реализации проекта сайт продолжит свою работу с целью обмена опыта и методической помощи образовательным учреждениям.

Полученные умения и навыки школьные объединения смогут применить при реализации собственных социальных проектов в одном из направлений добровольческой деятельности в течение нового учебного года.

Школа-организатор проекта, укрепив в рамках проекта материально-техническую базу, готова стать площадкой для координации школьного добровольчества в регионе на новый учебный год.

3.5. Перечень работ, выполняемых в рамках реализации проекта с указанием работ выполняемых соисполнителями в проекте.

Содержание и механизм реализации проекта содержит 3 модуля:

Для школьников на слёте старта проекта пройдут обучающие мастер- классы по созданию и проведению ключевых дел летних смен:

Для работы в обучающем этапе приглашаются специалисты из молодёжных организаций г. Кирова.

Образовательные учреждения самостоятельно составляют программу летнего отдыха школьников на одну смену в зависимости от сроков проекта. Программа нацелена на учащихся 5-10 классов , стремящихся к активной социальной деятельности( социально-одарённых детей можно включать с 4 класса). В программе обязательно предусмотреть работу добровольческих отрядов по направлениям ( в зависимости от условий, кадров образовательного учреждения, опыта и желания педагогов и детей):

На протяжении всей лагерной смены отряд работает в своём направлении и принимает участие в ключевых делах проекта, которые также содержатся в программе летнего отдыха школы-участницы:

- создание и проведение социальной акции,

- создание и показ социального видеоролика,

- создание и показ социального спектакля.

Добровольческие отряды проводят ключевые дела в указанные сроки и выкладывают отчёт на сайте проекта, указывая название учреждения, команды, фото-отчёт (не менее 5 фотографий, на одной из которых должна быть команда, работающая в течение месяца), описание работы по направлению месяца, разработки (созданные в ходе работы видеоролики, сценарии, буклеты, листовки и др.), лист оценки деятельности участников команды. Выложившие команды отчёт, имеют право голоса выбрать лучшую команду месяца.

Каждое направление работы ведётся специалистом данного направления. Задача специалиста координировать деятельность своего направления на сайте (контролировать сроки отчётов команд, голосование команд, организация дискуссии по мере необходимости, консультации по деятельности направления, подведение итогов месяца). Специалист имеет право оценки ключевого дела команд, отдав голос за лучшую команду по его мнению. Выложившие команды отчёт, имеют право голоса выбрать лучшую команду в номинации.

По итогам проекта выявляются добровольческие команды-победители по номинациям:

Среди педагогов организуется конкурс на лучшую программу летнего лагеря . Программа должна обязательно строиться на основе технологии комплексной игры, включать темы на командообразование и развитие лидерских качеств школьников, диагностику формирования социальных компетентностей школьников, систему детского самоуправления в лагере.

Также на итоговом сборе самые активные школьники проекта будут приняты в ряды Российского движения школьников.

Созданные в летних лагерях проекты будут рекомендованы к реализации в новом учебном году в образовательных учреждениях.

Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.

Кто такие волонтеры?

Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.

Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.

Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.

Почему люди становятся волонтерами?

Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.

Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.

Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.

Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.

Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.

Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.

Снимок экрана 2020-06-10 в 10.20.26.jpg

Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?

Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.

Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.

Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтерством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.

Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.

Регулярно давайте обратную связь, отмечайте положительные стороны, подчеркивайте, какие новые знания школьник получил, какие навыки развил.

Узнавайте, нам чем ведется работа, активно участвуйте в этой стороне его жизни, спрашивайте его мнение относительно тех или иных проблем, стимулируйте к размышлениям и собственным инициативам.

Школа волонтёра. 5-7 классы. Учебное пособие

Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.

Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?

Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит презентацию. Проект направлен на привлечение детей и подростков в волонтерское движение.

Актуальность проекта

(автор неизвестен)

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования, современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью , обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям, культуре поведения в социуме, духовно-нравственному и патриотическому развитию.

Одно из актуальных воспитательных средств - это волонтерское движение, которое способствует формированию личности гражданина своей страны.

Социальная значимость проекта

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Цель проекта:

Вовлечение детей и подростков в волонтерское движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения, формирования культуры.

Задачи проекта:

- Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;

- Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

- Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;

- Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;

- Пропаганда здорового образа жизни.

Проект бессрочный.

Концептуальные основы проекта

Программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой деятельносмти, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

Последовательность (этапность).

Преемственность.

Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

Партнерство:консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Этапы реализации проекта

Мотивационно – организационный этап:

- анализ проблем жизни школы, социума;

- определение целей и задач.

Познавательно-моделирующий этап:

-изучение реальных возможностей группы;

- составление детального плана работы;

- определение обязанностей и их распределение.

Практический этап:

Организация деятельности по блокам проекта:

- оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах сайта школы;

- подготовка и проведение акций;

С октября 2014 по настоящее время

Практический

- участие в волонтёрских акциях;

-выпуск буклетов, листовок, роликов;

- помощь в организации и участие в мероприятиях школы.

Рефлексивный

Подведение итогов деятельности

Проект включает в себя 4 блока

Цель: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

1.Пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.

Цель: Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

Цель: Воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Основные мероприятия волонтерского движения

- помощь пожилым одиноким людям;

-помощь неуспевающим сверстникам;

- шефство над памятником погибшим в годы ВОВ: уборка, посадка цветов;

- организация и участие в спортивных праздниках и мероприятиях;

- организация выставок рисунков и листовок о здоровье,

- беседы с медработниками о здоровом образе жизни;

- участие на классных часах, посвященных ЗОЖ.

-участие во всех соревнованиях;

-организация походов, экскурсий

-вовлечение учащихся в спортивные секции;

- участие в художественной самодеятельности;

- участие в общешкольных месячниках, акциях;

- проведение традиционных праздников: День Знаний, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Здоровья, 9 мая, Последний звонок, День Защиты детей, Выпускной вечер (для 9, 11 классов)

- Помощь в благоустройстве школьной территории;

- охрана и уход за цветами в школе;

- работа по благоустройству села, школы: посадка деревьев и цветов, уборка территории.

Механизм реализации проекта:

Руководит работой волонтеров – учитель Рябова Е.Н..

Основой волонтерского движения является группы учащихся.

Распространение информации о работе волонтеров.

1. Оформление страницы на школьном сайте

2. Составление годовых отчетов о проделанной работе

В рамках проекта в нашей школе разработана система поощрения, которая представлена:

​ Вручение грамот по результатам успешной работы.

​ Благодарственное письмо родителям.

​ Выполнение наиболее ответственных поручений.

Кадровое обеспечение проекта

1.Администрация образовательного учреждения.

Ожидаемый результат

-создание постоянно действующей волонтерской группы, приобретение учащимися опыта волонтерской деятельности;

-повышение уровня духовности, милосердия школьников;

- повышение уровня творческой активности школьников, их досуговой занятости;

-увлеченность обучающихся идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

Финансирование

Внебюджетные средства (спонсорская помощь родителей, преподавателей, мастеров)

Предполагаемый бюджет

Для реализации проекта предполагается использовать следующие источники финансирования:

В эпоху постоянных природных и социальных проблем всё большую популярность набирает безвозмездная помощь людям. Условия, при которых ребёнок сможет помогать ближнему и почувствовать себя нужным и значимым в обществе, даёт волонтёрская деятельность в школе. Поддержка этого направления влияет на дальнейшее развитие культурного и высокоморального современного общества.

Волонтерство для школьников

Основные моменты

Волонтёр — человек, выполняющий работы или оказывающий услуги на добровольной бескорыстной основе. Волонтёрская деятельность — обязанности, связанные с оказанием помощи и имеющие благотворительный характер. К списку принципов, на которых строится эта миссия, относят: добровольное участие, уважительное отношение к людям, ответственный подход, соблюдение моральных принципов, равенство в коллективе.

Волонтёр имеет право:

Волонтерская деятельность в школе

  • добровольно остановиться на понравившемся виде деятельности;
  • принимать участие в общих сборах, предлагать идеи и пути решения проблем;
  • пройти обучение перед, предстоящим мероприятием;
  • на получение специальной экипировки, бесплатного питания и транспортировки;
  • отказаться от задания или выйти из организации, при определённых обстоятельствах.

Поощрения волонтёров выражаются во вручении грамот, сувениров и подарков, а также объявлением благодарности в газетах, при выступлениях в СМИ, социальных сетях и на сайтах.

Волонтёр обязан:

  • знать и следовать предписаниям деятельности;
  • чётко выполнять поставленные задачи и цели, согласно инструкции;
  • соблюдать правила конфиденциальности;
  • оповещать организацию о завершении деятельности в чётко установленные сроки;
  • повышать уровень компетенции, путём посещения обучающих тренингов и мероприятий.

Волонтёрство глазами детей

В раннем возрасте проявляется характер ребёнка и взгляды на окружающий мир, происходит формирование личности малыша. Вопрос, который стоит перед преподавателями и родителями детей, посещающих детский сад и начальную школу, как подготовить ребёнка ко взрослой ответственной жизни. Как раз для этой цели стала создаваться волонтёрская деятельность в начальной школе и дошкольных образовательных учреждениях.

Выделяют следующие этапы работы с воспитанниками в ДОУ и начальных классах:

Волонтерство глазами детей

  1. Изучение всех теоретических моментов и решение сопутствующих вопросов, по организации работы в ДОУ.
  2. Подготовка и мотивация желания самих детей к добровольческим действиям.
  3. Практические занятия детей.

Всё это организовывается через взаимодействие активных и заинтересованных педагогов, а также родителей и самих детей.

Волонтёры-школьники в детском саду помогают детсадовцам освоить разнообразные способы проведения досуга. Организовывают различные игры, совместно проводят праздники, помогают малышам собраться на прогулку.

Дети вместе со взрослым ухаживают за окружающим растительным миром. Высаживают цветы и кустарники, поливают, подвязывают. Участвуют в тематических акциях и общественных мероприятиях. Помогают в уборке местности, в изготовлении и ремонте различных предметов для игр. Делают и дарят поделки к различным праздникам.

Волонтерство среди детей

Все эти действия направлены на формирование умения общаться с детьми младшего возраста, сверстниками и взрослыми людьми. Становится ответственными и гибко воспринимать социальные изменения. Развивать чувство долга перед людьми с ограниченными возможностями и пожилого возраста, а также это помогает педагогам набираться опыта в организации и веде́нии волонтёрской деятельности с детьми и знакомит родителей с методикой работы движения в детском саду.

Сейчас волонтёрство среди детей набирает популярность. Стать волонтёром-школьником можно, получив специальный документ, в котором будут указаны основные моменты деятельности. Получить его могут лица, достигшие возраста 14 лет. Для этого нужно обратиться к педагогу, занимающемуся этим вопросом и предоставить ему необходимые документы. Две фотографии 3 на 4 см и паспорт или пода́ть заявку на портале Добровольцы. рф.

Направления деятельности

Необходимо со школьных лет развивать в ребёнке такие черты, как: сострадание, доброта́, желание помочь нуждающемуся. Все эти качества можно развить, выбрав одно из направлений волонтёрства. Прежде чем решится на такой шаг, как волонтёрство ребёнок должен осознать всю ответственность и задать себе следующие вопросы: насколько он готов отдаться добровольческому делу, сколько времени может затратить и какие цели хочет достигнуть.

Социальная поддержка

Связав себя с этой деятельностью, школьник тем самым решается поддерживать пожилых людей и ветеранов войны, а также ребят, находящихся в детских домах. Эти категории людей нуждаются в поддержке, заботе и милосердии. Ведь чтоб выслушать и возможно дать совет подчас у профессиональной помощи просто не хватает времени.

Волонтерская деятельность в начальной школе

Детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, также могут помогать волонтёры, ведь им очень часто требуется помощь в адаптации и учёбе. А дети, находящиеся на воспитании государства (в интернате, доме ребёнка) в первую очередь должны быть на попечении волонтёрских организаций, так как они лишены полноценного социального развития, что в первую очередь сказывается на их эмоциональном поведении и личности в целом. Полное включение детей-волонтёров во все сферы жизни ребёнка-сироты даёт возможность ему вырасти полноценным человеком во всех смыслах.

Примерами социальной поддержки детей-волонтёров являются: проведение праздников, организация досуга, репетиторство, помощь в бытовых делах. Сопровождать при передвижении, и просто выслушать и поддержать добрым словом.

Экологическая защита

Волонтеры школьники в детском саду

Ещё одна тема волонтёрского проекта — защита окружающей среды. Школьники принимают участие в различных акциях экологического характера: уход за растительностью, уборка от мусора скверов, парков, лесов, рек. Участвуют в общественных инспекциях по незаконным вырубкам и постройкам, а также касающихся загрязнения воды, воздуха и почвы. Организовывают тематические мероприятия в образовательных учреждениях (сбор подписей, распространение информации по экологической ситуации на планете).

Спортивное движение

Помощь в проведении спортивных мероприятий — главная работа этого волонтёрства. Школьники, выбравшие для себя это направление, организовывают соревнования, участвуют в различных конкурсах, событиях и делегациях, носящих спортивный характер и пропагандирующих здоровый образ жизни.

Всероссийские благотворительные движения

В обязанности волонтёров-медиков входит: организация и проведение акций, флешмобов и мастерских программ, касающихся вопросов донорства и пропаганды здорового образа жизни населения. Участие в оздоровительных и спортивных масштабных массовых мероприятиях.

Что может сделать школьник волонтер

Волонтёры-школьники могут сами придумывать и выбирать формат предоставления информации. Организовать зарядки для учеников до 11 лет, делиться знаниями об образе жизни и здоровье в форме тематического вечера или книжной статьи. Более старшие ученики, достигшие 14 лет, прошедшие необходимые курсы и изучившие специализированную литературу, могут помогать врачам в больницах, и нередко начав свой путь помощи ещё в школе, связывают с этим направлением всю дальнейшую жизнь.

Следующим примером служат спортивные Олимпийские игры в Сочи 2014 года, на них было вовлечено более 25 тысяч добровольцев, в том числе немалую часть составили учащиеся волонтёры. Что позволило выйти на новый более масштабный уровень добровольческого движения по всей России.

Работая в волонтёрском отряде, подростки видят своими глазами как порой трудна и непредсказуема, может быть, реальная жизнь, они сами на себе могут ощутить весь груз ответственности волонтёрской деятельности, и, конечно же, увидеть пользу от своих действий. Эта практика в школьные годы может в корне изменить мировоззрение ученика и поможет сделать правильный выбор в дальнейшей уже профессиональной деятельности.


Волонтерское движение в школах и вузах России стало масштабно развиваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Если углубиться в историю, то истоки волонтерства можно найти и раньше — в послевоенные годы существовали различные службы милосердия, общества охраны памятников и природы. Были и тимуровцы, и пионеры.

волонтерское движение в школах

Актуальность вопроса

В современном мире в понятие "волонтер" вкладывается новый смысл. Изменились задачи движения, цели, мотивация. Если раньше, в 80-е годы прошлого века, люди ехали на БАМ или поднимать целину, то им выплачивалась зарплата – своего рода компенсация за тяжелый труд. Что касается бесплатной работы на субботниках, в полях и пр., то чаще она была связана с общественным принуждением.

Сегодня волонтеры – незаменимые люди. В современном мире существует множество социальных проблем, в решении которых они помогают. Волонтерское движение активно развивается; появляются добровольцы, готовые потратить свое время и силы на пользу обществу.

Нормативная база

Юридическое определение понятия "волонтер" закреплено в 5 статье 135-ФЗ. Согласно норме, им называют гражданина, осуществляющего благотворительную деятельность в виде безвозмездного труда в пользу и в интересах получателя. В качестве последнего может выступать и конкретный человек, и какая-либо организация.

У слова "волонтер" есть синоним – "доброволец". Иногда этих людей называют внештатными сотрудниками, общественными помощниками, ассистентами, посредниками и пр. Всех волонтеров объединяет одно – добровольность. Для этих людей деньги не являются мотивацией.

Сферы деятельности

Добровольческие инициативы могут распространяться практически на любую сферу жизни. Основные направления волонтерского движения в школе, к примеру, - это:

  1. Работа с социально незащищенными категориями граждан (престарелые, инвалиды, сироты).
  2. Развитие проектов, способствующих укреплению социальной терпимости.
  3. Помощь в уборке территории.

Волонтерское объединение может участвовать в урегулировании конфликтов, активизации населения в деревне и пр. Добровольцы постоянно принимают участие в политических процессах, следят за социальной обстановкой.

Принципы

Волонтерское движение в школе, как, собственно, и в любом другом учреждении, должно основываться на:

  1. Желании оказывать помощь нуждающимся.
  2. Законности. Деятельность добровольцев не может противоречить с нормами права – нельзя помогать, нарушая закон.
  3. Желании делиться опытом.
  4. Добросовестности.

Добровольцем может стать абсолютно любой человек – вне зависимости от возраста, пола и других обстоятельств. Поэтому в волонтерском движении в школе могут участвовать не только дети, но и взрослые. Более того, педагоги своими действиями будут подавать детям пример.

год волонтера

Сложности

К сожалению, существует немало стереотипов, мешающих широкому распространению волонтерского движения. В школах, детских садах, других учебных заведениях необходимо проводить разъяснительную работу. Волонтерство должно одобряться большинством населения.

Одна из главных задач современных благотворительных организаций – популяризация добровольной помощи. Сегодня крайне важно пропагандировать идеи бескорыстной помощи. Только так можно создать позитивный имидж волонтера.

Участие государства

Текущий 2018 год был объявлен годом волонтера. Об этом сказал сам президент страны Владимир Путин в декабре 2017 г. На высшем уровне была разработана программа года волонтера, реализация которой направлена на:

  1. Популяризацию добровольческого движения.
  2. Повышения престижа работы волонтеров.
  3. Стимулирование общегражданских инициатив соотечественников.

Разработчики программы рассчитывали, что комплексный подход обеспечит своего рода толчок добровольческому движению и оно сможет получить более высокий статус.

Программа волонтерского движения в школе

Сегодня к работе добровольческих объединений активно подключаются учебные заведения. В общеобразовательных учреждениях, вузах создаются волонтерские отряды. Перед ними ставятся конкретные задачи, назначаются координаторы, руководители.

Надо, однако, сказать, что в работе добровольцев, как и в любой другой деятельности, важна грамотная организация. Волонтерское движение в школе начинается с разработки программы. В ней отражаются ключевые аспекты работы, участники, задачи, результаты.

направления волонтерского движения в школе

Цель волонтерского движения в школе – создать условия для вовлечения учащихся, достигших 14 лет, в добровольческую деятельность. Задачи могут быть связаны с решением самых разных проблем, к примеру:

  1. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков.
  2. Профилактика безнадзорности, беспризорности, детской преступности.
  3. Развитие творческого потенциала детей.

В числе ожидаемых результатов могут быть:

  1. Уменьшение количества факторов, приводящих к употреблению спиртных напитков, курению.
  2. Формирование понимания преимуществ здорового образа жизни.
  3. Грамотная организация досуга детей.
  4. Создание творческих кружков, секций, объединений, вовлечение в них максимального количества подростков.
  5. Привлечение детей к общественно полезной деятельности.

Волонтерское движение в школе: план работы

Безусловно, перед добровольцами должны стоять выполнимые задачи. Для этого необходимо структурировать их и закрепить в Положении о волонтерском движении. В школе может работать несколько добровольческих отрядов по разным направлениям. Например, это могут быть отряды:

  1. "Милосердие". Ребята, входящие в состав такого отряда, оказывают помощь инвалидам, престарелым, ветеранам, проводят акции "Георгиевская ленточка", "Добрые дела учителям" и пр.
  2. "Здоровье". Члены этого отряда участвуют в организации соревнований, создании спортплощадок в городе, пропагандируют преимущества занятий в спортивных секциях. Старшеклассники могут проявлять инициативу и формировать школьную команду по волейболу, баскетболу и пр.
  3. "Творчество". Участники этого отряда организуют праздники и вечера, концерты к памятным датам. Можно создать ансамбль самодеятельности, театральную студию.
  4. "Экология". Добровольцы этого отряда участвуют в благоустройстве территории. При этом ухаживать можно не только за участком, прилегающим к школе, но и за парком, сквером, набережной и т. д. Особенно много работы у экологического отряда осенью и в конце зимы.

развитие волонтерского движения в школе

Результаты и анализ работы

Как правило, итоги деятельности волонтеров подводятся в конце года. Если работа отрядов была организована правильно, был грамотный координатор, то успех проекта обеспечен. Главными результатами должны стать:

  • увеличение количества участников волонтерского движения;
  • создание секций и кружков для большого числа детей;
  • участие в городских, районных мероприятиях (соревнованиях, фестивалях и пр.);
  • популяризация и развитие волонтерского движения.

В школе учителям необходимо заниматься не только обучением, но и воспитанием подростков. В выполнении второй задачи и будет способствовать волонтерское движение. Участие в нем помогает детям меняться не только внутренне, но и внешне. Учащиеся приобретают уверенность в себе, становятся чуткими, внимательными к проблемам других.

В конце каждого года составляется отчет по волонтерскому движению. В школе целесообразно сделать специальный стенд, на котором будут отражаться результаты добровольческой работы.

Волонтерство в России: современные тенденции

В РФ с 1998 г. действует ассоциация World4U. Это объединение участвует в реализации студенческих обменных программ, оказывает содействие в обеспечении молодежи авиабилетами. World4U является членом "Движения за Мир", партнером многих других добровольческих организаций.

В столице работает волонтерская группа "Доноры детям". У этого объединения нет обязательного членства, его состав постоянно меняется. Участники группы организуют акции, детские конкурсы, походы детей и их родителей в театры, а также сборы средств на поиск доноров и лекарств. Зачастую волонтеры приходят в больницы просто поиграть с детьми, пообщаться с родителями.

В 2002 г. при содействии НИИ детской гематологии и онкологии РОНЦ РАМЕ им. Н. Н. Блохина по инициативе граждан, в том числе и иностранцев, был создан фонд "Настенька". Цель этого объединения – оказать содействие в повышении качества диагностики и лечения онкобольных детей, помочь их семьям.

цель волонтерского движения в школе

В России также работает объединение "Отказники.Ру". Оно оказывает помощь детям, вынужденным все детство находиться в больнице. У каждого медучреждения есть свой куратор. У проекта есть собственный сайт – платформа для сбора средств. Волонтерское объединение собирает для детей вещи, питание, деньги, в общем, все необходимое. На сайте постоянно обновляется перечень больниц. Объединение всегда открыто для всех желающих помочь.

В России также работает волонтерская группа "Мир в ладошках". Это некоммерческое добровольное объединение, оказывающее поддержку социальным учреждениям, работающим с детьми.

Экологические объединения

Одной из самых известных волонтерских групп является "Гринпис". Любой человек может стать ее членом. Работа этого объединения связана с реализацией природоохранных проектов. Участники выступают против промышленного строительства, вырубки деревьев. Гринписовцы проводят разъяснительную работу в разных городах. Присоединиться к движению можно, придя в офисы организации в крупных городах или зарегистрировавших на сайте. Многие участники объединения создают собственные экологические проекты. Практически в каждом регионе России можно присоединиться к группе "Возродим наш лес". Во многих городах работают волонтерские отряды, занимающиеся уборкой мусора, пропагандирующие энергосберегающие технологии.

Заключение

Несмотря на то что волонтерское движение существует давно, только в последние несколько лет оно начало набирать обороты. Активному развитию добровольной деятельности способствует масштабная разъяснительная работа с населением. Кроме этого, большое значение имеет и участие первых лиц государства. Как известно, президент страны активно поддерживает все проекты, направленные на защиту природы, поддержку людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В Госдуме был принят ряд документов, закрепляющих порядок и основания оказания помощи нуждающимся гражданам.

организация волонтерского движения в школе

Разумеется, нельзя заставить человека заниматься добровольной и бескорыстной деятельностью. Он должен сам захотеть быть волонтером. Некоторые люди участвуют в добровольной деятельности, чтобы окружающие отметили их заслуги. Но таких единицы. Большинство волонтеров не ждут ни от кого благодарности. Они совершают поступки по воле своего сердца, ничего не требуя взамен. Чем больше будет таких людей, тем лучше для общества и для страны. Волонтеры – это люди, понимающие свою ответственность. Ими движет желание изменить жизнь к лучшему. Безусловно, это заслуживает уважения. Таких людей в стране должно быть больше. Они собственным примером показывают, как можно изменить ситуацию к лучшему, как можно помочь другим людям.

Государству необходимо оказывать всяческую поддержку волонтерскому движению. Ведь без добровольцев сегодня не обходится ни одно крупное мероприятие. Примером тому Олимпиада в Сочи. В ее организации участвовало огромное число добровольцев.

положение о волонтерском движении в школе

Безусловно, волонтерское движение – необходимое звено любого современного общества. Сегодня необходимо продолжать его популяризацию. Начинать нужно с привлечения школьников. Волонтерские отряды в общеобразовательных учреждениях давно перестали быть редкостью. Работа таких групп благотворно сказывается на воспитании подрастающего поколения. У детей, участвующих в волонтерском движении, формируется активная гражданская позиция.

Читайте также: