Интегрированная модель внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Из опыта по организации внеурочной

Социализация ребёнка является одной из главных задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МКОУ СОШ №3 осуществляется на основе интеграции и объединение усилий всех участников образовательного процесса и социума по созданию модели внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

В нашей школе была начата работа по созданию интегрированной модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Сроки реализации: 2012-2015г.

2.Цель инновационной деятельности:

Создать и апробировать интегрированную модель организации внеурочной деятельности школьников на ступени основного общего образования

1.Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт создания интегрированной модели внеурочной деятельности и развивающей среды в образовательных учреждениях;

2.Определить условия и требования к созданию интегрированной модели развивающей среды в образовательном учреждении в процессе внеурочной деятельности на различных этапах образовательного процесса, условия для интеграции возможностей школы, других ОУ города, учреждений дополнительного образования и социальной сферы;

3.Разработать механизмы составления и осуществления индивидуальной образовательной траектории;

4. Разработать рекомендации по подбору и разработке программ (приёмов и методик) внеурочной деятельности в ОУ и провести их коррекцию;

5. Определить структуру оптимизации образовательного процесса на основании разработанных критериев эффективности использования программ внеурочной деятельности и медиаобразования;

6. Апробировать разработанные методики (приёмы) и механизм применения программ внеурочной деятельности в образовательном процессе;

Ожидаемые результаты:

Качественный непрерывный образовательный процесс, обеспечивающий поддержку и развитие способностей обучающихся, конструируемый на основе эффективных современных программ и технологий в условиях интеграции основного и дополнительного образования;

Создание здоровьесберегающей, развивающей среды, воспитательной атмосферы, предоставляющих вариативные возможности обучения каждому обучающемуся;

Совершенствование профессиональной компетентности и культуры учителя;

Увеличен ие числа обучающихся, вовлечённых в различные образовательные проекты внеурочной сферы;

Разработка нормативной документации, регламентирующей деятельность школы по введению ФГОС основного общего образования, разработка соответствующего диагностическог8о инструментария;

Укрепление материально-технической базы школы;

преодоление авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике системно-деятельностного подхода;

2. Описание модели:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МКОУ СОШ №3 осуществляется на основе интегрированной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Модель включает в себя направления развития личности:

Гражданско-патриотическое

Духовно-нравственное

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Интеллектуальное

Общекультурное

Интегрированная модель внеурочной деятельности внедряется с использованием кадрового обеспечения школы (педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекари, педагоги-организаторы, классные руководители).

В практическом внедрении интегрированной модели используются следующие формы работы: факультативы по предметам, создание и реализация проектов, участие учащихся в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, трудовых десантах и субботниках. Школьники вовлекаются в исследовательскую деятельность.

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся выбирает себе занятие по душе.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Тематика занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм в системе дополнительного образования.

Преимущества интегрированной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений, в установлении тесного сотрудничества с социумом.

Интегрированная модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы и её социальных партнёров.

В течение инновационной деятельности велась работа с педагогами (проектирование, разработка программ воспитания, вёлся мониторинг)

Учащиеся вовлекались в систему дополнительного образования, в различные конкурсы и олимпиады, велась работа над созданием портфолио учащихся.

Отслеживалась занятость учеников в системе дополнительного образования, с 2012 года она повысилась на 6, 7 %.

Мониторинг и психологические исследования, проведённые среди обучающихся, показали положительную динамику:

Значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем коммуникационной культуры с 31% до 14%

Увеличилось количество учеников с с высоким уровнем развития с 19% до 32%.

Снизилось количество школьников отрицательно оценивающих свой коллектив, а на 15% увеличилось количество детей с высокой оценкой отношений в своём классе.

Количество учащихся, имеющих низкий уровень мотивации к общественно-полезной деятельности снизился на 4 %, высокий увеличился на 11%.

Количество обучающихся с низким уровнем организаторских способностей уменьшился на 21%, а количество с высоким уровнем увеличилось на 9%.

Изучалась удовлетворённость учащихся работой в кружках: 92% детей с радостью и увлечением посещают кружки, 7% - с удовольствием, и только 1% - без удовольствия.

Повышается удовлетворённость родителей школьной жизнью, что также является важным фактором в оценке инновационной деятельности, в 2015 году 89% родителей были удовлетворены школьной жизнью.

В школе хороший психологический климат, что также подтверждается диагностическими исследованиями.

Коллектив работает над воспитанием у обучающихся стремления к ЗОЖ (Волонтёрское движение, спортивные соревнования, стрелковые состязания и т. д)

Проектная деятельность (одна из важных составляющих воспитательной компоненты)

Во время работы над созданием модели педагогический коллектив щедро днлился своим опытом сколлегами (Муниципальный, региональный и Российский уровень)

Внеурочная деятельность – это позитивный социальный опыт (Работа ГДС)

Мы и социум (родительские гостиные, конференции, КВНы и тд)

Наши социальные партнёры:

Редакция газеты «Знамя труда

Результаты инновационной деятельности:

1.Установлена тесная связь с социумом и родительской общественностью;

2. Разработано положение по совместной деятельности, заключены договоры с различными предприятиями, родителями, социальными партнёрам и организациями о сотрудничестве во внеурочной деятельности;

3.Школа приняла участие в конкурсе САОУ -2014 и получила статус социально-активного учреждения;

4. Разработаны учебные программы внеурочной деятельности, практические материалы, дидактический материал, диагностика;

5.Успешно осуществляется социализация детей, приобщение их к духовным ценностям;

6.Педагоги используют в своей работе системно-деятельностный подход;

7. Передовой педагогический опыт распространяется и транслируется через издание методических сборников, публикации на школьном сайте и СМИ различного уровня.

8.. Школьники активно участвуют в конкурсах, соревнованиях, интеллектуальных играх и марафонах. Вместе со своими наставниками они занимаются проектной и исследовательской деятельностью;

Вывод: Интегрированной модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО создана , идёт её апробация и внедрение.


В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности.

Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Учителя начальных классов получают возможность формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов.

В 2011 году в связи с введением ФГОС в 1-х классах при организации внеурочной деятельности, педагоги столкнулись с рядом проблем: недопонимание значимости внеурочной деятельности и её связи с урочной деятельностью, отсутствие опыта организации данной деятельности и др.

Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, пришли к выводу,что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга.

Урочные занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий –урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учёта личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Эту связь можно проследить в таблице:

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы всего лишь одно из средств.

Освоение возрастного нормативного пространства.

Построение пространства для саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности.

Опора на общечеловеческий опыт познания.

Опора на личный опыт из практической жизнедеятельности ребёнка.

Адаптирующее и корректирующее образование.

Развивающее и реабилитирующее образование.

Осмыслив выводы, представленные выше, педагоги нашей школы наметили для себя некоторые пути в организации занятий внеурочной деятельностью:

1. На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия. В связи с этим, посещение занятий обязательно для всех. В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

2. Занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД. С этой целью в рабочих программах внеурочной деятельности сформировать планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).

4. Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе, ведущую роль в её организации и проведении отвели классным руководителям, т. к. учителя начальных классов гораздо лучше других специалистов ориентируются в содержании занятий внеурочной деятельности, педагоги получили возможность глубоко познать ребёнка как в учебной, так и во внеурочной деятельности, большую часть времени дети проводят под присмотром одного педагога, у классного руководителя появилась дополнительная возможность организации жизнедеятельности коллектива.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом:

Проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно на примере любого занятия.

- Тайны за горизонтом

- Какой остров самый большой в мире?

- Жили-были динозавры. и не только они.

- Эти удивительные животные

- Загадки под водой и под землей

Основу содержания курса составляет система понятий, которая несет научно-целостную нагрузку, и через которую раскрываются законы развития природы. Курс дает новые знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, существующих между отдельными природными компонентами, знакомит с представлениями о единстве природы, ее ценности и уникальности.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Основной акцент в содержании сделан на развитие у младших школьников наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственые связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и этого не достаточно для развития творческих способностей учащихся, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

В этих видах работы задействованы основные познавательные процессы и приёмы умственной деятельности ребёнка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память, вариативность и гибкость мышления обучающихся, направленные на формирование универсальных учебных действий.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Программа обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок.

В этом прослеживается связь с уроками:

Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов вычислений, построение форм с учетом основ геометрии; работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно — прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Эта программа направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Основные задачи, которые позволяет решать данная программа:

- Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т. д.;

- Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

- Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

- Формирование чувства национального достоинства.

Практика показала, что плодотворны и интересны детям следующие виды организации внеурочной деятельности:

- Игровая, где учащиеся могут попробовать себя в роли экскурсовода, посетителя, смотрителя музея

- Познавательная, где школьники рассматривают объекты с помощью инструментов(документ — камера, цифровой микроскоп и т. п.), формулируют устные высказывания, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, рассуждают

- Досугово-развлекательная деятельность, досуговое общение (виртуальные и реальные экскурсии)

- Проблемно — ценностное общение (этические беседы)

После всего выше изложенного можно сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

2. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004

3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.

4. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников

5. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.

6. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, занятие, программа, Развитие, связь, дополнительное образование, народное творчество, начальная школа, окружающий мир, урочная деятельность.

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной

эколого-биологическое дополнительное образование детей — развитие интереса ребенка к изучению экологии родного края, охране.

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном. внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном. внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Формирование экологической культуры младших школьников.

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов.

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами; создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Бюджет дополнительного образовательного учреждения, бюджет родителей

Воспитатель, учитель, социальный педагог, психолог, тренер, учитель-логопед и др.

- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Бюджет образовательного учреждения, бюджет родителей

Оптимизационная модель

КР, учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Бюджет образовательного учреждения, бюджет родителей

Инновационно-образовательная модель

Педагоги предметники, работники высшего образования, научные организаторы, педагоги школы

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Бюджет региональный, частично бюджет образовательного учреждения, бюджет ВПО


Разработка познакомит с ролью интеграции урочной и внеурочной деятельности для формирования УУД, конкретными примерами интеграции.

Описание разработки

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно уровень начального общего образования должен обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми, в то время как задача основного общего образования - развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые закладываются в начальной школе.

Говоря об интеграции урочной и внеурочной деятельности нельзя не остановиться на том документе, который разрабатывает каждое образовательное учреждение. Я говорю об образовательной программе школы. Говоря об интеграции урочной и внеурочной деятельности нельзя не остановиться на этом документе, так как он определяет особенности образовательного процесса каждой школы и подразумевает единство образовательной среды, а значит, единство урочной и внеурочной деятельности детей. В целевом разделе программы определены общие подходы к организации урочной и внеурочной деятельности. В нашей школе внеурочная деятельность организована в форме оптимизационной модели, т.е. внеурочная деятельность построена на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы.

(Преимущества этой модели состоят не только в минимизации финансовых расходов, но и в создании единого образовательного пространства, в содержательном и организационном единстве всех структурных подразделений.

Внеурочная деятельность ведётся в 5 направлениях: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное, которые являются своеобразным продолжением учебной деятельности, только в других формах.

Внеурочная деятельность должна быть продолжением того, что было на уроке, так как в условиях современного урока, который отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, не всегда можно сформировать новые качества личности и отследить, как они формируются и развиваются. Не всегда можно сформировать метапредметные результаты.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности для формирования УУД

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий, формирующих социальный опыт младших школьников, поэтому в основе интеграции лежат следующие принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.

4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Обеспечение условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. А нам нужна экономия времени (его же всегда не хватает!), нам необходимо создавать новые речевые ситуации (коммуникативная компетенция!), нам требуется мотивировать своих учеников (без мотива нет цели!), да и цели наши должны совпасть с целями ребенка (на первых порах хотя бы быть принятыми ими!).

Вот и выходит на первый план Интеграция с большой буквы. Не отдельный, не раз в четверть, интегрированный урок или внеурочное занятие, а именно интеграция всего процесса даст положительный результат в достижении цели.

Значимым резервом экономии времени, повышения мотивации и развития целеполагания становится в условиях современной российской начальной школы внеурочная деятельность. Она дает нам дополнительное время и позволяет повысить мотивацию прежде всего за счет свободного выбора внеурочных курсов детьми и их родителями.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Читайте также: