Что является экономической деятельностью учеба в школе работа менеджера

Обновлено: 05.07.2024

— Михаил Ильич, в одном из интервью вы сказали, что учитель – это массовая профессия. А можно ли профессию менеджера в образовании тоже отнести к массовым, которой может овладеть если не каждый, то многие? Что должен знать и уметь директор школы?

Современный директор школы должен иметь серьезную юридическую подготовку, в том числе в вопросах взаимодействия с родителями; он должен досконально знать Трудовой кодекс, поскольку под его началом работает коллектив учителей и непедагогический персонал. Он должен понимать принципы взаимодействия школы как юридического лица с другими юридическими лицами.

Другой аспект деятельности директора – экономический: в образовании сегодня применяются механизмы нормативно-подушевого финансирования, новые системы оплаты труда, рассчитанные на то – что совсем непросто, – чтобы связать качество работы учителя с его зарплатой.

— Иными словами, директор школы должен быть разносторонне образованным человеком. Большинство директоров приходят на эту должность, пройдя путь студента педвуза, учителя и завуча. Какая дополнительная подготовка им нужна?

— Педагогический опыт и педагогическое образование есть у большинства моих коллег, а вот экономического и юридического образования, знаний по вопросам образовательной политики недостает. Не всегда хватает представлений о современных тенденциях в образовании, о том, что происходит в нашей стремительно меняющейся отрасти.

— Если бы у вас появилась возможность составлять программы обучения для директоров школ, какие бы курсы вы в них включили?

— Я бы уделил первостепенное внимание вопросам конфликтологии: школьная жизнь гладкой не бывает, приходится все время решать какие-то проблемные ситуации с участием родителей, учеников и педагогов.

Очень важно, чтобы обучение было практикоориентированным, чтобы оно не сводилось к чтению теоретических, но, увы, малоэффективных лекций.

Гораздо более полезны посещения стажировочных площадок, организационно-деятельностные игры, практические проекты. То есть важно, чтобы образование было максимально приближено к опыту самого директора, чтобы по возможности часть занятий проходила в его школе, чтобы материалом для обсуждения и анализа становились не надуманные, а реальные проблемы.

Еще очень важно, чтобы директора познакомились с интересным инновационным опытом своих российских и зарубежных коллег – два дня такого знакомства порой полезнее целого года теоретических занятий.

— В работе директора возникает много вопросов, связанных с различными нововведениями, но каждый раз отвлекаться на курсы повышения квалификации времени нет. Какова роль самообразования в жизни руководителя школы?

— Естественно, каждый возникающий вопрос не решается обучением на очередных курсах. Огромную роль играет взаимодействие с коллегами, взаимное консультирование.

— Какими личными качествами, данными от природы или же приобретенными в процессе работы, должен обладать директор школы?

— Специфика школы состоит прежде всего в командной, коллективной деятельности, поскольку успех всех начинаний зависит от слаженной работы целого коллектива. Поэтому директору школы необходимо уметь работать в команде. Это качество не дается от природы, оно формируется в процессе деятельности.

Должен сказать, что приоритет командного взаимодействия – при всей кажущейся очевидности – не так уж естественен для классического учителя. Обычно педагог куда больше внимания уделяет собственному профессиональному мастерству, собственной методической оснащенности. Он считает, что если он хорошо работает, то решены все проблемы, и неважно, что результат может быть далеким от идеального.

Неотъемлемая часть директорской деятельности также – стратегическое мышление, умение планировать на несколько лет вперед.

— Может ли руководитель обладать мягким характером?

— Что вызывает у вас наибольшие трудности в работе: необходимость находить общий язык с преимущественно женским коллективом; освоение новых экономических механизмов; взаимодействие с родителями или с вышестоящим начальством?

— Главная сложность состоит в том, что директору приходится решать самые разные проблемы, которые зачастую возникают неожиданно. У директора нет четко очерченного круга обязанностей, поскольку все время возникают новые. Это вполне закономерно, если учесть, что директор школы работает с людьми и для людей.

- Сейчас модно иметь большой штат заместителей, помогающих директору решать различные вопросы. А как у вас?

- Это было модным раньше, но в связи с переходом на новую систему оплаты труда эта мода прошла – раздувать штаты стало невыгодно. У меня только два зама: один отвечает за учебно-воспитательную работу, другой – за все остальные виды деятельности.

Естественно, у нас есть отдел кадров и своя бухгалтерия. При этом я считаю, что школа не должна включать в себя абсолютно все структуры и отделы. Иногда можно воспользоваться какими-то услугами на основе аутсорсинга: например, нанимать клининговую компанию для уборки помещений, а не держать в штате собственных уборщиц. Тут нужно посчитать, что выгоднее.

То же самое можно сказать про обслуживание компьютерной техники, привлечение специалистов по юридическим и экономическим вопросам и так далее.

— Директоров школ назначают органы управления образованием, а ректоров вузов выбирает ученый совет из числа утвержденных министерством кандидатур. Еще Анатолий Пинский, основавший вашу школу и руководивший ею в 1992-2005 годах, предлагал, чтобы директора выбирал управляющий совет. Усложнило бы или облегчило жизнь директора такое нововведение?

— В 1990-е годы руководителей школ выбирал коллектив. Тогда было немало случаев, когда директор доводил школу до развала, и никто не мог его уволить. Сегодня назначение на должность директора закреплено законом, и это, по-моему, правильно. В то же время я не считаю этот вопрос принципиальным. На мой взгляд, гораздо важнее решить проблему школьной автономии, поскольку свобода директора в отсутствии самостоятельности образовательного учреждения ничего не значит.

Сегодня, как и вчера, школы подвергаются многочисленным внеплановым проверкам, и этот мелочный контроль не прибавляет уверенности и стабильности. Другое ограничение носит экономический характер и связано с расходованием внебюджетных средств. Я еще помню времена, когда школа имела счет в банке, и внебюджетными деньгами директор распоряжался свободно. Сейчас эти средства находятся на лицевых счетах в казначействе, и распорядиться ими на порядок сложнее.

— Директору, наверное, нужно приложить немало усилий, чтобы в школу поступали внебюджетные средства.

— Должен заметить, что сегодня они играют все меньшую роль в жизни школы, поскольку существенно увеличилось бюджетное финансирование. Выделяются деньги на оборудование, ремонт, на оснащение компьютерной техникой. Тем важнее расширять пространство экономической самостоятельности, чтобы повышать эффективность именно бюджетных расходов. Пилотный проект по развитию образования, начатый в Москве, – первый важный шаг на этом пути. Вопросы, которые раньше казались важнейшими (как бы сделать так, чтобы не исчезла ставка логопеда или гардеробщика), теперь потеряли всякую ценность: сколько и за что получают сотрудники, зависит только от политики школы.

До недавних пор школы финансировались по смете, когда деньги были жестко расписаны по статьям расходов, и что-либо изменить было крайне сложно. Теперь финансирование московских школ, принимающих участие в эксперименте, осуществляется в форме субсидий. Это означает, что деньги к нам приходят единой строкой, распоряжение ими, распределение по статьям расходов – дело директора и управляющего совета. То есть свобода в распоряжении бюджетными средствами есть, но и ответственность существенно возрастает.

А ввиду того, что по 83-му федеральному закону (о бюджетных, казенных, автономных учреждениях) государство не несет субсидиарной ответственности за школу, то за все непродуманные расходы школе придется рассчитываться из собственного кармана.

— Не могу не задать в связи с этим вопрос: какую организационно-правовую форму выбрала ваша школа?

— Мы стали бюджетным учреждением. Дело в том, что переход в статус автономного учреждения зависит от нормативно-правовой базы, разработанной на региональном уровне. Там, где это сделано – в Татарстане, Тюменской области, – процесс давно пошел, а в Москве я знаю только одну школу, ставшую автономной. Реальных механизмов для этого до последнего времени не было создано.

Вообще 83-й закон вступает в силу с 1 июля 2012 года, но пилотные школы Москвы и в том числе наша приступили к его реализации с 1 апреля 2011 года.

— Про необходимость быть точным я уже сказал. Простота тоже важна: все новые документы в сфере образования (например, образовательные стандарты) написаны очень сложным языком, поэтому директор должен уметь объяснить их просто, ясно, применительно к практическим задачам. Все решения, которые принимаются в системе образования, в конечном счете, должен воплощать учитель, а касаются они учеников и родителей, и задача директора – донести эти решения так, чтобы они в этих начинаниях увидели смысл.

Менеджер - скорее экономическое образование. хоть это фактически и означает управление, тем не менее в его обязанности входит заниматься финансами предприятия (если речь идет о финансовом менеджере) . + в образование входит изучение психологии, деловой этики и др соц дисциплин.

Честно? Менеджер - это практически отсутствие образования. С таким дипломом только в палатке торговать

Менеджер, хоть и специальность, но этой работе можно научить хоть дворника. Вот Топ Менеджер это немного посложней будет.

Спец. менеджмент организация-это спец. , охватывающая различные области деятельности, она готовит чел. (менеджера), который сможет работать и управлять абсолютно любой компанией, в любой сфере деятельности, обладающего различными знаниями, в том числе и экономическими. Менеджер - это человек, умеющий найти способы управления организацией, делающий ее непохожей на другие, умеющий влиять на людей и устанавливать отношения между людьми, способный организовать работу команды. Это человек, умеющий анализировать большие объемы информации, а также принимать ответственные решения. Где Вы сможете работать?
в сфере промышленности, торговли, транспорта, страхования, туризма
в органах государственного и муниципального управления и контроля
в венчурных и консалтинговых компаниях и фирмах
в организациях внутрифирменных исследовательских структур по созданию новых технологий и совершенствованию качества существующих разработок
в телевизионных и радио-компаниях, журналах, газетах
в туристических агентствах и фирмах, экскурсионных бюро
в физкультурно-спортивных организациях, фитнес-клубах, спорткомплексах, профессиональных спортивных клубах
в сфере шоу-бизнеса, в профессиональных театрах, в кино и на телевидении
Спец. эта очень распространенная, поэтому устроиться на работу будет не просто, но если учиться достойно, то все получится! В некоторых вузах предусмотрена специализация по этой спец. Удачи.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. N 59
С позиции минобрнауки- менеджер- это экономическая специальность

Учебная программа Менеджмент довольно обширная, многогранная. После окончания вуза можно выбрать для себя любую сферу деятельности: от муниципального управления до частного бизнеса. Это является одним из главных плюсов менеджмента, вы не ограничиваете себя конкретной отраслью экономики. А значит, возможностей найти хорошую работу намного больше.

Кто такой менеджер?

В действительности же, суть менеджмента заключатся в управлении и выполнении задач прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля и координации в организации. Он не имеет ничего общего с продажами, если только это не начальник отдела продаж.

Если говорить про карьерный рост общими словами, то можно выделить три вида менеджмента:

  • Линейный менеджер - это начало менеджерской карьеры, на такие позиции берут сразу после вуза, можно даже без опыта работы. Зарплата такого сотрудника начинается от 35 000 рублей.
  • Менеджеры среднего звена – это руководители проектов и малых рабочих групп с опытом работы 3-6 лет. В зависимости от масштаба компании и сферы деятельности, зарплата начинается от 70 000 рублей и достигает 150 000 рублей.
  • Топ-менеджеры – это ведущие специалисты, руководители компании или генеральные директора. Их часто называют элитой менеджмента, и попасть туда достаточно сложно. Зарплаты у них соответствующие, от 500 000 рублей и выше.

Кем работать после бакалавриата


Мифы и реальность в профессии менеджера

Выпускник вуза по специальности менеджмент – готовый управленец. Увы, это не так. Часто сотрудники, которые долго работают в одном месте и успешно справляются с однотипными задачами, претендуют на руководящую позицию в своем подразделении. На самом деле, хороший специалист не значит хороший руководитель. Руководитель должен не только разбираться в процессе, но и правильно его организовать, контролировать ход выполнения работ.

Менеджмент и экономика – это одно и то же. Но экономистов не учат стратегическому менеджменту, бизнес-планированию, управлению персоналом и пр. В свою очередь, менеджеры получают знания по микро- и макроэкономике, финансовому анализу, инвестиционному планированию и многое другое.

Менеджмент – программа ни о чем и ни про что. На самом деле вы получите в вузе широкий спектр универсальных знаний. Дополнительное преимущество менеджмента заключается в том, что выпускник вуза может грамотно провести анализ рынка и составить бизнес-план для собственного дела. Также он может писать бизнес-планы на заказ и продавать за большие деньги. Поэтому человек с дипломом менеджмент всегда найдет пути самореализации.


Профессиональные качества менеджера

В университете вы получите знания о всех видах менеджмента, начиная с теории менеджмента, заканчивая инвестиционным менеджментом и управлением проектов. Помимо этого, вас научат анализу структуры рынка, финансовому менеджменту, анализу рисков, инструментам управления, теории игр, инновационным технологиям управления и пр.

После окончания вуза вы будете уметь:

  • Принимать стратегические решения
  • Проводить анализ потребностей населения в условиях динамики рынка
  • Разрабатывать маркетинговые стратегии
  • Моделировать бизнес-процессы
  • Планировать производственную деятельность организации

Профессии в области менеджмента

Исходя из предыдущего пункта, профессий в области менеджмента тоже великое множество. Вы можете работать в следующих сферах:

  • Бизнес-консалтинг
  • Маркетинг и реклама
  • Управление персоналом
  • Финансы и банковское дело
  • Страхование
  • Топ-менеджмент в любой отрасли экономики
  • Муниципальное управление
  • Собственный бизнес

После окончания университета у вас появится возможность выбрать одну из приведённых выше специальностей. Часто студенты, особенно на последних курсах, начинают подрабатывать и уже строят свою карьеру руководителя. Прохождение практики дает опыт работы в одном из направлений деятельности. Это поможет определиться с перспективами.

Постоянно повышая квалификацию и работая над своим профессионализмом, вы получаете все шансы стать топ-менеджером. Ваша ценность будет определяться не только полученным образованием и опытом работы, но и личными достижениями, например, успешными проектами. Успех вашей карьеры будет зависеть только от вас.


Изучая менеджмент в вузе, вы учитель управлять процессами и выстраивать коммуникации


Вузы, в которые можно поступить на менеджмент

В настоящий момент абсолютное большинство вузов предлагают программы подготовки в области менеджмента. Это говорит о том, что специалисты в области управления нужны в любой отрасли. Менеджеров готовят даже в спортивных университетах, институтах кино и телевидения и пр. В таких специализированных вузах учат менеджеров в конкретную сферу деятельности, в которой есть свои особенности управления.

Список наиболее популярных вузов с программой подготовки в сфере менеджмента достаточно велик, мы вынесли ТОП-9 из них.

    – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова – Санкт-Петербургский государственный университет – Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" – Российский университет дружбы народов при Правительстве РФ
  1. СПбГИЭУ – Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет – Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России


Эти и другие вузы предлагают следующие программы подготовки по программе бакалавриата (4 года):

  • Управление малым и средним бизнесом
  • Антикризисное управление
  • Государственное и муниципальное управление
  • Логистика и управление цепями поставок
  • Маркетинг и управление инновационными проектами
  • Международный бизнес
  • Менеджмент банковского дела
  • Менеджмент в строительстве
  • Менеджмент на воздушном транспорте
  • Производственный менеджмент
  • Рекламный менеджмент
  • Технологии управления в цифровой экономике

Это далеко не полный список программ, которые вы можете освоить в вузах.

Шансы поступить на бюджет и освоить профессию менеджер

Профессия менеджер, безусловно, имеет свои преимущества, такие как высокий уровень зарплаты, положение в обществе, перспективы развития. Но, как и у любой профессии, есть свои недостатки.

Во-первых, у вас будет высокая степень ответственности. Неверное стратегическое решение может стоить компании миллионы рублей, и за это будет нести ответственность руководитель. Во-вторых, подчиненные обычно не любят своих начальников. Даже если вы будете лояльны к своим подчиненным, найдутся те, кто будут считать вас тираном. Невозможно быть хорошим для всех. В-третьих, вам придется работать в условиях повышенного стресса и многозадачности. Вам всегда нужно быть максимально собранным и сосредоточенным.

Однако, получая образования по специальности менеджмент, вы открываете для себя широкие перспективы деятельности и большие возможности найти престижную, высокооплачиваемую работу. Также вы сможете открыть свой бизнес и работать на себя. Вы получите знания в нескольких областях, которые сможете применять в разных сферах экономики.

Во многих компаниях необходимы сотрудники-экономисты. При этом у этой профессии есть разновидности. Часто требуется такой специалист, как экономист-менеджер. Подробнее о ней рассказано в статье.

Общая информация

Экономисты - универсальные специалисты. В период обучения человек осваивает методы и приемы эффективного ведения хозяйства, бизнеса, организации производства.

экономист менеджер

Специалисты знают, как получить отличные результаты с затратой минимальных ресурсов, а также обеспечить конкурентоспособность компании. Экономист-менеджер является более узкой специализацией. Второе слово означает, что должность является средним звеном, а не руководящим.

Преимущества и недостатки

О профессии говорят много. Большинство людей не относят ее к шикарной, но многие обучаются ей. Причиной этого являются преимущества:

  1. Востребованность. Такие профессионалы всегда будут с работой.
  2. Высокая зарплата.
  3. Выбор любой сферы, а также возможность работы на себя.

финансовый менеджер

К недостаткам относят длительную работу за компьютером, наличие конкуренции на рынке труда, ответственность за финансовую сферу предприятия, монотонность работы.

Требования

Данных специалистов еще называют финансовыми менеджерами. Обычно для трудоустройства необходимо соответствие следующим требованиям:

  1. Опыт работы не меньше 1 года.
  2. Высшее экономическое образование.
  3. Уверенное пользование ПК, особенно MS Excel, 1С.
  4. Знание бухгалтерского учета, налогового законодательства.
  5. Знание иностранных языков.

Обучение

работа менеджер экономист

Благодаря обучению специалисты умеют управлять капитализацией, следить за инновационными и инвестиционными проектами организации, а также распределять ресурсы компании. Профессионалы работают с системой управления информацией, применяют современные IT-технологии, анализируют экономические показатели фирмы, ее финансовое положение.

После окончания обучения присваивается квалификация менеджер-экономист. Программа по специальности осваивается в течение 5 лет на очной форме. Выпускник должен быть подготовлен к своей работе.

Что выполняет специалист?

Благодаря работе менеджера-экономиста обеспечивается рациональное управление производством, экономикой и развитием компании. Специалист обеспечивает грамотное применение техники, производственной технологии, производства, природопользования.

Работают экономисты-менеджеры на разных должностях, где необходимо высшее экономическое образование. Выпускники могут устраиваться в учебные и научные учреждения, в органы государственного управления на те должности, для которых нужны знания экономики предприятия и отраслевой экономики.

Обязанности

Экономист-менеджер на предприятии может выполнять следующую работу:

  1. Планирование деятельности компании и прогноз ее развития.
  2. Расчет экономического обоснования бизнес-проектов.
  3. Управление экономической сферой предприятия.
  4. Планирование развития компании.
  5. Оценка и анализ деятельности.
  6. Использование для решения задач современных информационных технологий.

специальность экономист менеджер

Обязанности экономиста-менеджера в зависимости от формы предприятия могут отличаться. Их перечень обозначен в должностной инструкции.

Кем можно работать?

С получением профессии экономиста-менеджера специалист может работать на различных должностях. Ему доступна вакансия экономиста, экономиста по труду, по работе с договорами, отдела материально-механического снабжения, планового отдела, по сбыту, экономист ИВЦ, специалиста по инвестициям.

Экономист-менеджер требуется на разных предприятиях. Это организации различных организационно-правовых видов в разных отраслях, подразделениях, проектные фирмы, образовательные учреждения. Специалисты необходимы в научно-исследовательских институтах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

профессия экономиста менеджера

Финансовый менеджер должен участвовать в разных сферах деятельности фирмы. Он выполняет организационную и управленческую деятельность, а также аналитические, проектно-экономические виды деятельности. Сотрудник планирует лучшее соотношение объемов затрат, продаж и прибыли. В его деятельность входит создание нормативов по материальным запасам, планирование ресурсов производства, определение уровня эффективности производства.

Экономисты-менеджеры участвуют в ценообразовании, ведут контроль и анализируют учет затрат, размер прибыли и рентабельности, материальные запасы, эффективность вложений. Специалист анализирует спрос, контролирует оборотные деньги, изучает факторы убытков. Сотрудник имеет возможность совершенствоваться в профессии.

Ответственность

Экономист-менеджер является ответственным за финансовое положение предприятия. Ведь несвоевременно исполненная работа может привести к серьезным проблемам в фирме.

В некоторых предприятиях сотрудники подписывают документ о неразглашении конфиденциальных сведений и хранении коммерческой тайны. Специалист должен соблюдать внутренний распорядок, трудовую дисциплину, технику безопасности. Его работа осуществляется на основе норм должностной инструкции.

Многим профессия может показаться скучной. Экономика является сферой, где побеждают те, кто предвидит будущее. Умение рассчитать это способно принести прибыль. Профессия считается разнообразной. Специалисты работают с ценными бумагами, а другие могут выполнять бухучет, аудит. Некоторые сотрудники рассчитывают зарплату.

Навыки и умения

В области экономики происходят различные изменения, поэтому специалисту приходится постоянно совершенствоваться. Этот специалист должен знать обо всех изменениях в законах, а также в своей профессиональной сфере. Ведь это потребуется ему для улучшения работы фирмы.

экономист менеджер обязанности

Важны знания бухгалтерского учета и налогового законодательства. Для работы требуются навыки работы на ПК и со специальными программами. Нередко важно знание английского языка.

Личные качества

Работать по этой профессии будет легче людям, которые имеют:

  1. Организаторские способности и внимательность.
  2. Логическую и математическую память.
  3. Терпение и коммуникабельность.
  4. Усидчивость и аккуратность.
  5. Хорошую память и умение работы с огромными объемами информации.

Экономистам-менеджерам важно уметь грамотно излагать мысли, аргументируя их доводами.

Карьера

После окончания обучения специалист должен получить опыт. Можно устроиться в маленькую компанию, даже если там небольшой доход. Сотруднику придется поработать с различными проблемами, которые в будущем будут бесценным опытом и позволят развить компетенцию.

Затем можно устроиться на крупное предприятие, где прибавляется ответственность за работу, но и оплата больше. Там младшие экономические сотрудники могут стать финансовыми директорами. Сотрудники требуются в госслужбах, финансовых структурах. Они трудятся в частных организациях, образовательных учреждениях.

квалификация экономит менеджер

Начинающие специалисты получают немного. Средний доход равен 11-29 тыс. рублей. Квалифицированные работники зарабатывают от 29 до 290 тыс. рублей. Доход зависит от региона. Например, в столице специалисты всегда получают больше.

Права

Экономисты-менеджеры имеют и права. Они могут знакомиться с решениями, относящимися к их деятельности, при этом специалисты самостоятельно вносят предложения, необходимые для повышения труда в пределах рабочих обязанностей.

Сотрудник имеет право уведомлять руководство о недочетах в работе. Также он может спрашивать у других работников разную информацию. Он может самостоятельно доносить до руководства предложения для улучшения исполнения обязанностей.

Таким образом, экономисты-менеджеры являются необходимыми сотрудниками на предприятии. Они выполняют много важной работы. При этом вся их деятельность осуществляться по должностной инструкции.

В Россию название профессии менеджер пришло с Запада в 80-е гг. прошлого столетия, во времена перестройки.

Отдельная область знаний о принципах управления появилась в конце 19 в. Слова русского языка “руководить” и английское “менеджмент” (от латинского “manus”) имеют в составе один корень – “рука”.

Руководитель

Процессы, протекающие в общественных структурах, организациях, предприятиях, нуждаются в настройке и регулировании.

Управленец – это профессия с функцией разрешения конфликтов и согласования потоков материальных, информационных и человеческих ресурсов.

Кто такой менеджер?

Профессиональный менеджмент требуется для руководства общественными сферами:

  1. Технической.
  2. Технологической.
  3. Финансовой.
  4. Организационной.
  5. Социальной.

Научное регулирование многообразных процессов производства предполагает системный подход. Действия комплекса машин, оборудования, работников, технологий должны быть объединены единой целью.

Объедиение коллектива

Описание профессии менеджер можно начать с указания на то, что специалисты этого звена определяют задачи подчиненным и организуют их выполнение.

Функции и должностные обязанности управленцев

Менеджер организации – род деятельности по руководству сотрудниками во всех типах отраслевых структур:

  • компаниях промышленного назначения;
  • сельскохозяйственном комплексе;
  • оптовых и розничных предприятиях;
  • строительно-монтажных фирмах;
  • транспортной инфраструктуре;
  • финансовых учреждениях.

Менеджер предприятия может работать в любой сфере деятельности компании:

  • рекламе и сбыте;
  • производстве;
  • учете и финансировании.

Менеджер предприятия

К управленческим функциям на предприятии относятся:

  • планирование деятельности;
  • постановка производственных и коммерческих задач;
  • координация взаимодействия подразделений;
  • контроль за работой сотрудников;
  • создание системы стимулирования;
  • обеспечение финансирования и инвестиций;
  • организация маркетинга;
  • руководство качеством.

Должностные обязанности менеджера включают:

  • прогнозирование спроса и продаж;
  • подготовка планов и договоров;
  • борьба за повышение качества услуг и конкурентоспособность продукции;
  • сокращение затрат;
  • расширение базы клиентов;
  • создание скриптов для преодоления возражений покупателей;
  • предоставление отчетов руководству.

Отчет менеджера

Классификация представителей менеджмента

В зависимости от положения, которое занимает должность в иерархической структуре компании, менеджмент в организации делится по уровням: низший, средний, высший.

Специалисты низших категорий наряду с руководством небольшой группой исполнителей сами участвуют в непосредственной работе в соответствии с назначением подразделения. Выступает в роли “играющего тренера”.

Среднее звено планирует и контролирует работу отделов: продаж, рекламы, финансов.

Руководители высшего звена относятся к специалистам ТОП уровня. Они принимают важнейшие решения для всей компании: председатель совета директоров, исполнительный директор, коммерческий директор.

Менеджеры

Менеджмент – это профессия, представители которой подразделяются и по роду деятельности:

  • работе с клиентами;
  • рекламе и маркетингу;
  • персоналу;
  • финансам;
  • закупкам.

В результате на практике встречаются наименования: финансовый директор (он же главный бухгалтер), менеджер по персоналу (сотрудник отдела кадров), главный менеджер (директор компании).

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Плюсы направления

К преимуществу специальности, если владеть ей на хорошем уровне, относятся:

  • на рынке присутствует большой выбор компаний, нуждающихся в сотрудниках;
  • полученные навыки пригодятся в разных отраслях;
  • мышление сотрудника принимает системный подход;
  • вырабатывает способность к работе в режиме многозадачности;
  • наработанный опыт поможет в создании собственного бизнеса.

Работа менеджера

Для представителей среднего и высшего звена характерны:

  1. Респектабельность и престижность должности.
  2. Хороший ежемесячный доход и премии по результатам года.
  3. Возможность стать совладельцем компании.
  4. Оплата компанией автомобиля, перелетов в бизнес-классе и представительских расходов.

Минусы профессиональной сферы

Менеджмент имеет свои недостатки:

  • завышенные требования руководства к результатам;
  • периодическая работа в авральном режиме в условиях стресса;
  • зарплата привязана к результату работы;
  • необходимость брать на себя ответственность за труд коллектива;
  • для решения многих задач нет ясных алгоритмов.

С ростом опыта большинство недостатков специальности сглаживаются. Менеджмент и руководящая должность вырабатывают стрессоустойчивость, привычку делать несколько дел сразу.

Как стать менеджером?

Профессия менеджера требует обучения не только в начале карьеры, но и всю деловую жизнь. Развитие способов продаж, появление новых продуктов, услуг, совершенствование методов производства, рост конкуренции не дают расслабиться.

Обучение менеджера

Необходимые навыки и знания

Нельзя определить, менеджер – это профессия или призвание. Существуют люди – прирожденные руководители. С детских и юношеских лет пользуются авторитетом среди ровесников. Лидерство у них в крови.

Но то, в чем заключается работа менеджера, предполагает, что человек не просто любит руководить, но использует для этого исторические наработки и научный подход. Это специалист, который разбирается в особенностях организационных структур, владеет навыками коммуникации, обладает влиянием и властью в коллективе.

Коммуникотивные навыки

Программы для обучения менеджера состоят из:

  • общетеоретических знаний по управлению, планированию, проектированию организаций, психологии, социологии, юриспруденции;
  • специальной информации об особенностях работы в разных отраслях или по видам деятельности.

Для работника нефтегазовой отрасли необходимы знания о:

  • добыче сырья и производству топлива и масел;
  • характеристиках оборудования перерабатывающих заводов;
  • специфике клиентов энергетических предприятий.

Для деятельности в IT-компаниях руководителя дополнительно к общим знаниям научат:

  • контекстной структуре производственной рекламы;
  • созданию сайтов;
  • работе с текстами;
  • SEO-копирайтингу и HTML-форматированию.

Менеджер

  • особенности деловых писем;
  • скрипты продаж;
  • преодоление возражений и методы убеждения клиента.

Специалисту по маркетингу добавят в программу: способы изучения рынка, позиционирование продукта или услуги, теорию диверсификации.

Условия обучения

Профессии менеджер учат в институтах промышленности и культуры, на курсах для имеющих высшее образование, в специализированных вузах по управлению.

К руководству государством, компанией, деловым проектом или небольшим отделом нет единственного пути.

Выпускники университетов инженерных специальностей становятся коммерческими директорами предприятий. А бывшие студенты институтов управления руководят специфическими промышленными фирмами.

Выпускница

Виды специальностей. Какому менеджменту учат?

  1. Общеобразовательные предметы: философию, историю, математику, психологию и педагогику, естествознание.
  2. Курсы лекций по управленческим дисциплинам: история менеджмента, поведение организаций, управление финансами, коммерческое дело, планирование, налоговая оптимизация.
  3. Специальные предметы.
  1. Типы организационных структур: социальная, политическая, хозяйственная.
  2. Статический и динамический принципы их устройства.
  3. Проектирование организационных систем и их синергетические свойства.
  4. Историю и культуру организаций.

Менеджер организации

  • структуры производства по отраслям;
  • особенностей промышленности и сферы услуг;
  • планирование и реализацию производства новых продуктов.
  1. Иностранного налогового законодательства.
  2. Внешнеэкономической деятельности.
  3. Международного консалтинга.
  4. Иностранного языка.

Международный менеджер

Как учат менеджменту?

В большинстве российских ВУЗов есть факультет управления. Государство предусмотрело количество бюджетных мест в лучших учебных заведениях:

  • ВШЭ – 135;
  • Финансовый университет – 100;
  • РЭУ им. Плеханова – 169.

Глобализация создает единое пространство для трудоустройства. Принятая в образовании болонская система объединила стандарты обучения в России и Европе. Вузы выпускают бакалавров менеджмента и магистров (MBA).

МБА академия

Магистратура предполагает более углубленное и длительное изучение профессии. Но высшим считаются оба уровня образования. По одной специальности можно быть магистром, другой – бакалавром.

На обоих уровнях есть неполное высшее образование. Для бакалавра – 2 года, в магистратуре – 3.

Болонская система делает обучение более мобильным и динамичным. Можно учиться постепенно, проверяя на практике, правильность выбора и качество знаний.

Дистанционное обучение на менеджера

Онлайн-учеба требует от студента повышенного самоконтроля. Но позволяет:

  1. Распределять нагрузку между работой, учебой и личной жизнью.
  2. Получать образование можно из любой точки планеты.
  3. ВУЗ открыт 24 часа в сутки без выходных.
  4. Программа более динамично подстраивается к требованиям практики.

Где искать работу?

Сферы менеджмента – промышленные предприятия, финансовое учреждения, оптово-розничные компании, организации культуры, спорт, политика и госуправление.

Поиск работы

При выборе, где может работать специалист, все зависит от успехов в учебе.

Кем работать с соответствующим дипломом?

Местом, где работают эффективные менеджеры, может быть должность, название которой не соответствует диплому.

Навыки и знания профессии “производственный менеджмент” могут применяться в торговле. А выбор, кем работать международному управленцу, включает любой вид бизнеса и госуправления.

Требования к квалификации

Чтобы сделать карьеру руководителя, быстро продвигаться по служебной лестнице, сотруднику придется ежедневно подтверждать свой профессионализм.

Справочник ЕКС и должностные инструкции содержат список требований к претенденту:

  • высшее образование;
  • деловая репутация;
  • навыки управления деятельностью.

Менеджер за работой

Управленец должен в соответствии со своей специализацией знать:

  • нормы законов и правил;
  • основы экономики;
  • состояние рынка;
  • структуру цены продукта или услуги;
  • налоговые условия;
  • особенности страхования и финансирования;
  • работу с кадрами;
  • делопроизводство;
  • программные продукты;
  • передовой опыт;
  • технику безопасности.

Востребованность профессий в сфере менеджмента

Менеджер по управлению должен понимать, что рынок труда – не район вокруг дома или остановки транспорта. Это процесс отношений нанимателя, работника и кадровых служб.

Занятость напрямую зависит от величины усилий в поиске трудоустройства. Хорошее резюме, ясный профессиональный профиль помогут выделиться в циркуляции кадров. Самореализация невозможна без цепи компромиссов.

Навыки менеджера

Структурная перестройка экономики меняет требования к руководителю и состояние рынка труда в регионе. Если административные центры стабильно наращивают численность вакансий, в отдаленных районах возможны перебои с работой.

Постоянно меняется структура спроса на кадры по отраслям промышленности и видам деятельности. Поиск работы должен учитывать такие возможности. Если нужна переквалификация, следует переучиваться. Динамика развития бизнеса не оставляет времени для маргинальных настроений.

По результатам исследований профессия управленца стабильно находится на втором месте после рабочих. Внутри специальности лидируют менеджеры по продажам, персоналу, рекламе.

Перспективы развития профессии

Думать о профессии руководителя нужно в контексте развития мировой экономики. Усложнение производства, глобализация вносят необратимые изменения.

Развитие сферы IT делает возможным удаленное управление сотрудниками, едиными проектами с участием независимых команд и компаний.

Устоявшиеся организационные структуры все чаще уступают место различным формам объединения фрилансеров под решение задач, поставленных заказчиком.

Решение задач заказчика

Растет количество международных проектов. Требуются специалисты по межкультурному общению и разрешению конфликтов.

Наблюдается усложнение взаимодействий различных медиаплощадок и программных платформ при создании рекламы.

Короткая жизнь продукта на современных рынках ставит новые задачи для бренд-менеджеров.

Сколько зарабатывают менеджеры?

Размер дохода руководителя зависит от:

  1. Специфики отрасли.
  2. Удаленности региона.
  3. Размера населенного пункта.
  4. Уровня должности.
  5. Стажа и опыта работы.

Заработная плата

Управляющие дополнительно получают бонусы от объема продаж, премии за удачные проекты, могут стать совладельцами компании.

Читайте также: