Инновационный методический проект для доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Комлева Ольга Егоровна

Населенный пункт: Челябинская область, Чебаркульский район, с. Варламово

Цель: «Формирование нравственно - патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края – малой родины

СОДЕРЖАНИЕ

Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации

Наименование инновационного проекта дошкольной образовательной организации

Срок реализации инновационного проекта

Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости

Ключевые задачи инновационного проекта

Основная идея предлагаемого инновационного проекта

Актуальность инновационного проекта

Новизна инновационного проекта

Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации

Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта

План реализации инновационного проекта

Текущее ресурсное обеспечение инновационного проекта

Кадровое обеспечение инновационного проекта

Нормативное обеспечение инновационного проекта

Финансовое обеспечение инновационного проекта

Техническое обеспечение инновационного проекта

Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику

Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения

Основные реализованные проекты за последние 3 года

Список использованных источников

Приложение. Примерное календарно-тематическое планирование по реализации инновационного проекта

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

1. Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации

1.1. Наименование инновационного проекта дошкольной образовательной организации

1.2. Срок реализации инновационного проекта: 2021 -2024 гг.

1.3. Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости в Челябинской области и Российской федерации.

Цель: обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края.

1.4. Ключевые задачи инновационного проекта:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно - образовательного процесса.

1.5. Основная идея предлагаемого инновационного проекта.

1. Разработка, апробация и внедрение новых учебно-методических комплексов, нацеленных на создание эффективной, целостной системы по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно - образовательного процесса.

1.6. Актуальность инновационного проекта

Утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций.

Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной

улице, селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

1.7. Новизна инновационного проекта

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка.

В инновационном проекте заложены следующие основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

2) реализация инновационного проекта в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Новизна проекта в том, что у детей дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с историей родного края, формировать чувства патриотизма, базисные представления о народе, обычаях, истории, культуре.

Система работы по проекту открывает широкий простор для инновационной деятельности.

И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Мы выбрали за основу формирования нравственно-патриотических чувств метод проектной деятельности.

Реализация инновационного проекта позволяет создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом.

Результаты инновационного проекта способствуют:

- обобщению и распространению опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

- обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по психолого-педагогическим проблемам познавательного развития детей;

- активному многофункциональному взаимодействию с социальными институтами детства, общественными организациями и учреждениями региона.

1.8. Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации:

Ф.И.О. Фадеева Лилия Владимировна

Образование: высшее педагогическое

Квалификационная категория: высшая

Адрес персональной электронной почты: [email protected]

Контактный телефон: 8 (35168) 41-2-23

1.9. Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию.

Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения.

Результатом освоения проекта является обеспечение социально - воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта составлены, исходя из целевых ориентиров, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

- расширение и углубление знаний об истории родного села, края, символике, достопримечательностях;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

- развитие познавательной активности;

- бережное отношение к родной природе, результатам труда других людей;

- умение выражать собственное мнение, уважать национально-культурные ценности других народов;

- проявление интереса к событиям сельской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса.

1.10. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.

Работа ДОУ строится в соответствии с

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155);

В своей деятельности коллектив реализует основные направления дошкольного образования:

- Сохранение системы дошкольного образования.

- Улучшение здоровьесберегательной деятельности.

- Обновление содержания образования согласно ФГОС.

- Воспитание жизнеспособной личности.

Учебно-познавательная деятельность организована в соответствии с реализуемыми программами:

Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Особенности организации образовательного процесса

• образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;

• процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;

•содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;

• образовательный процесс строится на основе партнерского характера, взаимодействия участников образовательных отношений.

Формы организации воспитательно - образовательного процесса:

- Занятия по интересам

- Экскурсии в природу

Развивающая среда ДОУ строится согласно ФГОС и служит:

- удовлетворению биологических, социальных и личностных потребностей детей;

- охране физического и психического здоровья детей;

- позволяет ребёнку безопасно, свободно передвигаться по группе, дет. саду,

иметь свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию, к средствам для занятий изо, конструктивной, подвижной деятельности.

- провоцирует ребенка к познавательной деятельности.

При создании игровых центров учитывается полоролевое различие детей.

Педагогический коллектив ДОУ – активный участник сельских, районных и областных мероприятий.

  1. г., Хардина Н.В. – 2 место, 2016 г., Фокина А.Н. – 3 место, 2018 г., муз. руководитель Орлова Ю.С.- 1 место, 2019 г.).

2 педагога МДОУ награждены Почётной Грамотой МОиН Российской Федерации, 4 педагога имеют Грамоту МОиН Челябинской области.

Организовано участие педагогов в районных и Всероссийских дистанционных конкурсах, где они занимают призовые места.

С 2008 года детский сад работает по единой методической теме:

Работа с педагогическими кадрами.

Повышение уровня профессионализма педагогических кадров по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

1.Увеличение количества педагогов высшей (6 человек – 66,7 %) и первой квалификационных категорий (3 человека – 33,3 %).

2.Увеличение количества педагогов, участвовавших в инновационных проектах - 88,7%.

3. Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, конференциях – 74,6%.

4. Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

5. Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию инновационного проекта ДОУ.

Работа с детьми. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок.

1. Развитие познавательных способностей детей.

2. Приобретение знания об истории села, края, символике, достопримечательностях.

3. Проявление интереса к событиям сельской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

4. Участие детей в образовательных проектах, тематических праздниках.

Работа с родителями. Повышение компетентности родителей и установление партнерских отношений с дошкольной организацией.

1. Создание единой образовательно - развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребёнка в семье и в детском саду.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

3. Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей.

4. Внедрение индивидуально - дифференцированного подхода в работе с семьями воспитанников.

5. Участие родителей в совместных образовательных проектах.

Взаимодействие с социумом с. Варламово

1. Сотрудничество с Варламовской детской школой искусств по темам проекта.

2. Участие в совместных праздниках с МОУ СОШ им. Л.Н. Сейфуллиной.

Уровень открытости информации о реализации проект

1. Использование сайта МДОУ №17.

2. Выступления на семинарах и конференциях.

3. Проведение семинаров, мастер – классов. 4. Публикации статей в СМИ.

5. Размещение информации в группе во ВКонтакте.

1.12. Текущее ресурсное обеспечение инновационного проекта:

1.12.1. Кадровое обеспечение инновационного проекта.

Ф.И.О. специалиста дошкольной образовательной организации.

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) сотрудника образовательной организации.

Наименование проектов, выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет.

Функционал специалиста образовательной организации в проекте организации-заявителя.

Фадеева Лилия Владимировна

Заведующий МДОУ высшее педагогическое,

Комлева Ольга Егоровна

Сбор и обработка теоретического материала.

Председатель творческой группы

Плешкова Наталья Аманджоловна

Анализ учебных материалов и дидактических пособий.

Член творческой группы

Орлова Юлия Сергеевна

Музыкальный руководитель высшее,

Исполнитель проекта Проведение тематических праздников и литературно-музыкальных композиций.

Член творческой группы

Юртеева Елена Викторовна

Исполнитель проекта Мониторинг образовательного процесса.

Абдулхаирова Оксана Николаевна

Исполнитель проекта Проведение цикла познавательных занятий

Хардина Надежда Васильевна

Исполнитель проекта Проведение цикла познавательных занятий

Фокина Анна Николаевна

Секретарь творческой группы

Барыкова Дарья Сергеевна

1.12.2. Нормативное обеспечение инновационного проекта

Цели, задачи, предмет и виды деятельности. Основные характеристики организации образовательного процесса.

Участники образовательного процесса. Управление учреждением.

Реорганизация, изменение типа и ликвидация учреждения.

Порядок внесения изменений в устав учреждение.

Право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к настоящей лицензии.

Паспорт программы. Информационная справка. Проблемно-ориентированный анализ. Концепция и разработка стратегии развития ДОУ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования администрации

Ленинск – Кузнецкого городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №№22

Ленинск – Кузнецкий городской округ

Руководитель –Колмакова Анастасия Михайловна – педагог ДОУ

Содержание проекта

Сроки и этапы реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта

Критерии оценки результата

Дальнейшее развитие проекта

Формы предоставления результатов

Паспорт проекта

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов при использовании педагогических инноваций в образовательном процессе ДОУ

Внедрить современные педагогические инновации АМО – активные методы обучения в работу с дошкольниками

Формировать позитивный имидж ДОУ для повышения конкурентоспособности

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап. Организационно – подготовительный (декабрь 2013 года – февраль 2014 года)

2 этап. Основной (март 2014 года – сентябрь 2014 года)

3 этап. Заключительный (октябрь 2014 года – декабрь 2014 года)

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, дошкольники, родители, сетевое взаимодействие

- Цели и задачи проекта

- Ресурсное обеспечение проекта

- Ожидаемые результаты реализации проекта

- Критерии оценки результата

Ожидаемые результаты реализации проекта

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при использовании педагогических инноваций в образовательном процессе ДОУ

Внедрение современных педагогических инноваций в работу с дошкольниками

Формирование позитивного имиджа ДОУ для повышения конкурентоспособности

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий МБДОУ

Актуальность

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

Требования гуманизации образовательного процесса

Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГОС

Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.

Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей

Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и дошкольников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих дошкольников.

В последнее время российская система дошкольного образования претерпевает существенные изменения. Модернизация процесса обучения в ДОУ приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать новые педагогические инновации, которые смогли бы заинтересовать дошкольников и мотивировать их на обучение.

Общая направленность дошкольного образования состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение проектов обновления, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, которое обеспечивает достижение дошкольниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень дошкольников для успешного освоения ими общеобразовательных программ.

Педагогические инновации являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим системно осуществлять обучение, воспитания, развитие дошкольников за счёт создания высокой познавательной мотивации и активной результативной учебной деятельности дошкольников, сделать работу педагога по настоящему творческой, интересной, а обучение результативным и качественным.

В соответствии и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от утверждены ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Педагогическая практика в ДОУ свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками.

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Анализ организации методической службы по обеспечению и поддержке инновационной деятельности выявил ряд проблем:

- недостаточность информационно-методического обеспечения инновационных процессов

- непринятие новшеств частью педагогов

- отсутствие финансирования материально – технической базы

- принципиальная новизна использования педагогических инноваций в образовательном процессе.

Тем не менее процесс обновления образования организуется людьми, следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в коей мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребностей общества, а так же как инновация принята и понята всеми участниками педагогического процесса.

Главная задача перед руководством дошкольного учреждения –это мотивационные условия вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Ключевой задачей является увязка инноваций с интересами коллектива.

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Сначала рассмотрим, что же такое инновация. Разные словари толкуют это определение по-своему.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Основные этапы внедрения инноваций.

1. Поиск новых идей:

— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;

— выявление инновационных потребностей ДОУ;

2. Формирование нововведения:

— формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;

— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;

— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

3. Реализация нововведения:

— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;

— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.

4. Закрепление новшества:

— разработка презентационных материалов;

— распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.

Типы инноваций.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

- в содержании образования;

- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

- в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

- частные, единичные, не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой);

- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

4. По отношению к предшествующему:

- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Организация инновационной деятельности в ДОУ.

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Инновационная деятельность в ДОУ.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

• метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

• совершенствование мастерства педагогов;

• поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

• мониторинг развития каждого ребенка;

• учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

• внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

• формирование основ безопасной жизнедеятельности;

• организация экологического образования дошкольников;

• оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

• пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;

• пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

• пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Выбор направления инновационной деятельности.

Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития в муниципалитете или ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.

Инновационные образовательные технологии.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

• от типа дошкольного учреждения,

• от продолжительности пребывания в нем детей,

• от программы, по которой работают педагоги,

• конкретных условий ДОУ,

• профессиональной компетентности педагога,

• показателей здоровья детей.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Смысл проектной деятельности заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОУ.

Классификация учебных проектов:

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

• решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.).

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

• подражание голосам и звукам природы

• использование художественного слова

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• трудовые поручения, действия

• коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.

Информационно-коммуникационные технологии

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Личностно-ориентированные технологии

Цель данных технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения. Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Кружковую работу можно рассматривать и как показатель личностно-ориентированного подхода, и как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда нечто новое, или, по крайней мере, шире общеобразовательной программы.

Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

- Что соответствует этим требованиям?

Этим требованиям отвечают конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки Кюзенера, развивающие игры Никитина.

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия.

Заключение.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кто-то известный сказал, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Читайте также: