Инновационные проекты по воспитанию в школе

Обновлено: 05.07.2024

Формирование российской гражданской идентичности обучающихся, воспитание высоконравственной и духовной личности патриота и гражданина России.

Цель:

Разработка и апробация модели воспитательной работы, обеспечивающей технологические и педагогические условия для эффективного процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся, высоконравственной и духовной личности патриота и гражданина России.

Задачи:

- Развитие и совершенствование духовно-нравственного воспитания и социального развития обучающихся;

- поддержка творческих инициатив обучающихся;

- защита прав и интересов детей;

- выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей;

- развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, способствующей широкому вовлечению граждан Российской Федерации – обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих), в процесс духовно-нравственного, патриотического становления;

- создание условий для формирования у них высокого патриотического сознания, готовности к защите Отечества;

- привлечение обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении к совместной деятельности по реализации проекта;

- разработка методического обеспечения использования современных педагогических технологий, музейной педагогики, медиатехнологий;

- внедрение медиаобразования, музейной педагогики в практику воспитательной работы;

- внедрение волонтерской практики в деятельность школы;

-создание военно-патриотического клуба и взаимодействие с ветеранскими организациями;

Участники проекта.

Участники образовательного процесса (обучающиеся, родители (законные представители), педагоги школы,

Состав авторов проекта:

Семенюк Елена Ивановна, директор школы;

Постернакова Ольга Глебовна, заместитель директора по методической работе, Александрова Людмила Викторовна, учитель истории,

Ялпачик Елена Леонидовна, учитель начальных классов.

Актуальность и содержание проекта.

Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, гражданственности, духовно-нравственное воспитание и социальное развитие обучающихся, поддержка их творческих инициатив, защита прав и интересов; выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей.

На решение этих задач направлена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы". Отличительная особенность данной программы в том, что она рассматривает проблему патриотического воспитания комплексно: указана важность и необходимость научно-исследовательского и научно-методического сопровождения патриотического воспитания граждан, необходимость совершенствования форм и методов работы по патриотическому воспитанию юных граждан, военно-патриотического воспитания детей и молодежи.

Сегодня для понимания происходящего на планете особую значимость обретает осмысление патриотизма с духовно-нравственных позиций. Под лозунгом перемен в мире происходит разрушение национально-культурных традиций, подчинение народов наднациональным целям и ценностям и, соответственно, потеря традиционными государствами своего реального политического суверенитета, экономическое ослабление национальных экономик культурную (и религиозную) унификацию с потерей укорененности в национальной культуре и утратой людьми чувства национальной идентичности.

В России на область национального самосознания людей не случайно направлен мощный информационно-психологический удар с Запада. В этой связи мы рассматриваем медиаобразование обучающихся как метод их психологической и интеллектуальной защиты от разнообразного и часто опасного воздействия всемирной сети Интернет.

Потребностно - мотивационный компонент патриотизма осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы, внеурочной деятельности путем создания таких ситуаций, в которых бы обучающиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.

Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. История — это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Здесь особо выделяем возможности музейной педагогики, школьного музея и сотрудничества с Ливадийским дворцом-музеем.

Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы обучающихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии.

Полагаем, что обучающиеся реально переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, которая должна отличаться высокой содержательностью и красочностью, вызывает у обучающихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане рассматриваем широкое использование возможностей учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку. Во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы, волонтерство. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Эмоционально-чувственный компонент рассматриваем таким образом, что для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены обучающимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Этоособенно актуально для нашей школы, отмечающей в 2018 году 150-летний юбилей. Предусматриваем обширную поисковую работу по истории школы и ее выпускников.

Вповеденческойи волевой сфере создаем условия для формирования общественно ориентированных форм поведения, готовности учитывать интересы общества, государства. Критерием сформированности патриотизма выступает способность действовать на основе общественно значимых ценностей. Необходим переход от знания о достоинствах объекта патриотических чувств (Родины) к развитию глубоко личностного позитивного отношения к нему и к формированию патриотических убеждений как основы мировоззрения, привычки через их призму оценивать социальные события и реагировать на них.

Проект предусматривает разработку модели воспитательной работы школы, которая является составляющей общеобразовательной среды и включает в себя предметную среду, личную образовательную среду (учителя и обучающегося) и информационную среду.

Функциональная модель среды, разрабатываемой в проекте, определяет основные функции, которые должна выполнять модель воспитательной работы для обеспечения требований стандарта. Воспитание обучающегося названо одной из важных целей, на обеспечение которой направлен стандарт (ФГОС). Достижение цели воспитания обучающегося предполагает значительное усиление требований к образовательной среде. Воспитательная функция среды проявляется в решении задач формирования навыков совместного познания, воспитания коммуникативных навыков, воспитания чувства партнерства и ответственности, соблюдения нравственно-этических норм и правил поведения в окружающей среде; комплекса правовых и этических знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой (информационно-правовая культура), в создании условий для гражданского становления и самореализации личности, в решении проблемы социализации школьника, в предоставлении возможности школьнику проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность.

Кроме воспитательной функции информационно-образовательная среда должна выполнять следующие функции:

Социокультурная – формирование субкультуры обучающихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.

Социально-правовая – социализация обучающихся, формирование правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.

Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие обучающихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной средой, формированиеличной образовательной среды.

Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.

Мировоззренческая–формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного миро- воззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.

Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.

Целесообразно выделение специальной компоненты научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, которая характеризуется созданием детских творческих коллективов, участвующих в различных научно-исследовательских проектах, в конкурсах, викторинах; организацией условий для творческого саморазвития школьника. Учителя помещают свои статьи и заметки в журналах, WEB-сайтах Интернет, что также должно найти отражение при проектировании. Появятся статьи и разработки по тематике инновационного проекта.

Этапы проектирования модели воспитательной работы.

Формирование инновационной модели включает четыре этапа.

Первый этап диагностический: определение исход- ного уровня организации воспитательной работы образовательной организации.

Второй этап системообразующий: проектирование модели и разработка программы с конкретными проектами, где каждой задаче соответствуют проект с ожидаемыми, измеряемыми результатами. Разработка стратегического плана действий по разработке модели воспитательной работы по формированию российской гражданской идентичности обучающихся, воспитанию высоконравственной и духовной личности патриота и гражданина России.

Третий этап обобщающе-внедренческий: реализация проектов воспитательной работы при формировании и развитии соответствующей модели.

Четвёртый этап аналитический: диагностика и коррекция состояния модели воспитательной работы образовательной организации.

Деятельность инновационной площадки строится по следующим направлениям:

Направление1.Проектирование модели воспитательной работы, соответствующей требованиям ФГОС (содержание деятельности: cоздание соответствующей образовательной среды (разработка контента), соответствующей требованиям ФГОС, создание баз данных: одаренные об учающиеся, кадры, материально-техническая база, договоры о сотрудничестве и др.)

Направление 2. Внедрение медиатехнологий, медиаобразования, музейной педагогики, других современных технологий воспитательной работы в образовательный процесс.

(содержание деятельности: уроки и внеурочная деятельность с применением указанных технологий, реализация проектов воспитательной работы, деятельность кино(медиа)клуба, военно-патриотического клуба, волонтерское движение).

Направление 3. Мониторинг процесса и результатов инновационной работы (содержание: выявление степени сформированности соответствующей образовательной среды, сформированности модели патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся, степени удовлетворенности участников образовательного процесса результатами деятельности, способности обучающихся действовать на основе общественно значимых ценностей

Направление 4. Экспертиза и диссеминация инновационного опыта (содержание: проведение научно-практических семинаров по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию российской гражданской идентичности обучающихся; экспертиза материалов, размещение лучших материалов на сайте образовательной организации, публикации).

Описание управления инновационным процессом:

Стратегическое планирование процесса управления реализацией проекта и контроля промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности осуществляется посредством мониторинга эффективности процесса проектирования, создания и развития модели воспитательной работы, обеспечивающей технологические и педагогические условия для эффективного процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся, высоконравственной и духовной личности патриота и гражданина России и предусматривает следующие мероприятия:

- Разработка критериев оценки эффективности модели;

- Разработка критериев эффективности образовательного процесса с использованием музейной педагогики и медиатехнологий;

- Экспертиза компонентов образовательной среды;

- Анализ уроков с использованием медиатехнологий и музейной педагогики;

- Анализ внеклассных, внеурочных мероприятий духовно-нравственного и патриотического направлений;

- Мониторинг вовлеченности обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении, семей обучающихся в деятельность по реализации проекта;

- Мониторинг волонтерской деятельности;

Анализ сайта школы как компонента среды.

Нормативно-правовое обеспечение проекта.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

(с изменениями на 29 июня 2017 года), утвержден Приказом МОН РФ от17 мая 2012 года N 413

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы," утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Указ Президента РФ от 06.12.2017 N 583 "О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера).

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Основным результатом реализации проекта станет модель патриотического и духовно-нравственного воспитания юных граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны.

- повышение качества образовательных результатов за счет погружения обучающихся в условия взаимодействия, диалога и познавательной активности, способствующих реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении;

- обеспечение условий активизации и повышения интереса обучающихся к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышение уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства;

- развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания обучающихся;

- увеличение удельного веса численности обучающихся, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию;

- создание системы поддержки профессионального роста педагогов, их поисково-исследовательской активности и педагогического мастерства;

- повышение эффективности образовательного процесса на основе современных информационных, медиатехнологий, музейной педагогики и материально-технического обеспечения, соответствующего уровню и требованиям ФГОС;

- рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях, олимпиадах и т.д.);

- расширение системы внешних социальных связей школы, увеличение числа субъектов образовательного процесса;

- повысится степень удовлетворенности участников образовательного процесса результатами деятельности в условиях сформированной модели патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся, их способность действовать на основе общественно значимых ценностей.

Дорожная карта проекта (программы) по этапам

(алгоритмреализации)

Задачи и шаги реализации

Задача 1: Условия включения педагогического коллектива в инновационную деятельность по созданию модели воспитательной работы, обеспечивающей технологические и педагогические условия для эффективного процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся, высоконравственной и духовной личности патриота и гражданина России выпускника школы – гражданина патриота.

выявление системы условий, обеспечивающих активную включенность детей, педагогов в инновационную деятельность школы;

уточнить сущность патриотического самосознания и определить его характерологические черты для обучающихся школы; рассмотреть особенности создания проблемных, инициативных, творческих групп, исследовательских лабораторий;

Взаимное обучение педагогов: Проведение обучающих мастер-классов по медиатехнологиям, музейной педагогике

Сентябрь-декабрь 2018 г.

Сентябрь –ноябрь 2018

В течение 1 этапа

Задача 2:Разработка стратегического плана действий по формированию модели воспитательной работы

Создание соответствующей образовательной среды (разработка контента);

организация деятельности проблемных, инициативных, творческих групп, исследовательских лабораторий; разработка проектов духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания для воспитанников доо, обучающихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов.

Разработка совместных проектов по патриотическому воспитанию с Ливадийским дворцом-музеем

В течение 1 этапа

В течение 1 этапа

В течение всего проекта

В течение 1этапа

Задача 3:Внедрение медиатехнологий, медиаобразования, музейной педагогики, других современных технологий воспитательной работы в образовательный процесс.

Без надлежащей поддержки любому ребенку трудно сориентироваться в себе и в системе отношений между людьми, трудно выработать критерии, по которым он сможет определить свое место среди окружающих. А неправильная ориентировка может привести к деформации личности. Мы намерены развивать и направлять ребенка на создание положительного образа “Я” уже у подростков, на стимулирование поиска подростком самостоятельного решения своих проблем, на формирование уверенности подростка. На достижение цели будут направлены разнообразные формы работы: игровые, экскурсии, творческие работы, презентации для класса и родителей, беседы и дискуссии, тренинговые занятия, к которым мы намерены привлечь также специалистов социально-психологической помощи.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда всегда при этом возникает вопрос – а что именно имеется ввиду?

Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос бы ответили – “всестороннее развитие личности ребенка”. Вот результат! И, на первый взгляд, тут не поспоришь. Но давайте зададим себе несколько простых вопросов. Всестороннее развитие личности. Сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитали этого результата? Да и вообще – достижим ли он в широкой практике воспитания?

А если ребенок никогда не сможет достичь той “планки воспитанности”, какую установили педагоги школы? И не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств? Он невоспитанный? Не слишком ли жестокий приговор?

На мой взгляд, недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребенок. Некоторые дети не могут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств. Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом – “один лучше, другой хуже” (такое сравнение, кстати, как раз и предполагается введением стандарта воспитанности). Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка – “ты плохой” или “ты хороший”. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

Мне кажется, названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка. Для решения поставленной цели мы будем использовать данный проект.

Проект состоит из нескольких мини- проектов, потребность в которых возникает по ходу работы.

“Кем быть?” этот вопрос волнуют практически каждого ученика. Выбор профессии – один из главных выборов, который совершает человек. От успешности, правильности выбора зависит будущая судьба человека, его успешная карьера, его счастье. Довольно часто дети идут по стопам родителей. Данный проект дает возможность детям взглянуть на работу их родителей с разных точек зрения.

В данном проекте применяются разнообразные формы работы: игровые, экскурсии, творческие работы, презентации для класса и родителей, беседы и дискуссии.

Проект рассчитан на 5 месяцев.


Сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умении и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. Сплотить семью и повысить уровень семейных ценностей.


Разработки некоторых мероприятий в Приложение 1.

В наше время понятия “хорошее” и “плохое”, “добро” и “зло”, “любовь” и “ненависть” стали очень далеки от наших детей. Социологи отмечают, что наши дети более прагматичны и циничны, чем взрослое поколение. И в их жизни нравственные категории часто отсутствуют, как бесполезные. Уроки этики и психологии общения нужны подросткам не только для экзамена, но и в течение всей жизни. Проект “Шаг на встречу” включает в себя не только тематические мероприятия, но и ролевые игры, занимательные тесты, инсценировки ситуаций, с которыми почти ежедневно сталкиваются подростки. В нём затронуты проблемы этического поведения в школе, дома, в обществе, которые так актуальны в наше время для подростков. Затронуты вопросы воспитания любви к Отечеству. Ведь рано или поздно, юноши и девушки становятся взрослыми, и информация, почерпнутая из моего проекта, пригодится им в дальнейшей жизни.

Проект рассчитан на 8 месяцев.

Воспитание культуры поведения, внедрение правил этикета. Эта цель будет достигнута через проведение ролевых игр, психологических тренингов, бесед и диспутов. Как избежать лишних упрёков, одёргиваний, насмешек? Как стать обаятельным, приятным в общении? Где, как и в какой мере следовать правилам этикета, а когда отдать предпочтение интуиции и чувству? В школе таким понятиям, как этикет и культура поведения отводиться мало времени, с помощью своего проекта я хочу помочь ученикам пополнить багаж своих знаний о хороших манерах, научить их достойно вести себя в затруднительных ситуациях, помочь им раскрыть свои духовные и душевные достоинства.


Проект “Шаг на встречу” по воспитанию культуры поведения у подростков, поможет им развить уважение к себе, к окружающим, научит проигрывать различные ситуации, с которыми они почти ежедневно сталкиваются. Одним из девизов станет: “Вежливость порождает и вызывает вежливость”. Данный проект поможет каждому подростку узнать свои слабые стороны, например, боязнь общения со сверстниками, неумение одеваться, неумение вести себя в общественных местах и т.д.

Примеры успешных инноваций российских школ

Потребности образования в инновациях

Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд факторов, определяющих потребности образования в инновациях:

  • появление новых типов образовательных учреждений и повышение уровня конкуренции;
  • пересмотр содержания, корректировка перечня изучаемых предметов;
  • необходимость освоения педагогами современных технологий;
  • переход к новому пониманию роли педагога, как помощника ученику в его развитии.

Инновационным образовательным технологиям общего образования придаётся значение на государственном уровне.

Локальные практики и инициативы по внедрению инноваций рассматриваются сегодня как точка роста всего российского образования.

Такие методики становятся основой инновационных площадок по конкретным направлениям. Темы инновационных проектов в школе могут быть разными: общественная активность учащихся, паритет физической и духовной культуры, модели высокотехнологичной среды.

Что такое инновации в образовании

Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и электронного дневника. Наиболее серьёзные изменения претерпевают технологии преподавания предметов школьной программы.

В центре внимания современного учителя индивидуализация обучения, личностно-ориентированные технологии, особенности интеллектуального развития и способы его мониторинга.

Создание внутришкольной системы оценки качества образования требует разработки новых критериев и методик, а потому – тоже относится к инновационной.

Базовая единица новаторской деятельности в образовании – урок, как основная форма организации учебного процесса.

Инновации в жизни школы, это, прежде всего, новые подходы к организации урока: распределение времени, формы работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий, использование эвристических методов.

Современный урок строится на основе системно-деятельностного подхода. Инновационные технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором:

  • мышление каждого ученика активно;
  • учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности;
  • стимулируется познание;
  • происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления собственным мышлением;
  • есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников;
  • присутствуют самостоятельность, творчество;
  • оценивается уровень полноты усвоения знаний.

Как организована инновационная деятельность

Учёные выделяют два типа новаторских процессов: спонтанные и организованные. Перед руководством стоят задачи эффективного управления и объективной оценки инновационных процессов. Единица внедрения школой организованных инноваций –проект.

Инструмент управления инновациями – карта инноваций образовательного учреждения.

При составлении карты руководство проводит анализ текущей ситуации, выявляя проблемы, поиск решения которых станет предметом работы. Как правило, в карту вносят одну главную или несколько родственных проблем.

Структура карты инноваций напоминает стандартное описание проекта:

  • проблема;
  • цель;
  • сущность инновации (механизм достижения цели);
  • результат, к которому должно привести внедрение инновации;
  • область применения (административная, дидактическая, кадровая, психолого-педагогическая, междисциплинарная);
  • способ апробации результата (выступление перед профессиональным сообществом);
  • проблемы, возникшие при внедрении инновации.

Карту инноваций руководство представляет на обсуждение коллектива. На основе карты составляется план, включающий подробное описание этапов внедрения конкретного инновационного проекта в школе.

Инновационная работа в школе

Обязательность внедрения инноваций не делает каждую школу источником обновления системы образования.

Инновационная школа – та, работа которой строится с использованием авторских подходов к организации учебного и воспитательного процессов.

Такой школе свойственно отличное собственное понимание аспектов образования: от целей до технологий.

Часто процессы внутри такой школы строятся на базе научно обоснованных философских, социально-психологических или педагогических концепций. Результат осмысления этих подходов – продуманная динамическая система взаимосвязей, инноваций в образовательной и воспитательной работе.

Инновационная школа работает, согласуясь с интересами общества, социальным заказом и имеет чёткое представление о критериях результативности образования.

Информационное обеспечение инноваций

Государственная поддержка новаторских практик в образовании помогает выявлять и тиражировать лучший опыт. С этой целью ежегодно Министерство просвещения отбирает школы, инновационная деятельность которых представляет ценность на федеральном уровне. Победители получают грант на развитие инновационных технологий по заявленному направлению за стенами своего учреждения. Ниже представлены примеры внедрения результатов инновационной деятельности победителями министерских конкурсов.

Модель управления

Реализован краснодарской СОШ №32. Проведена автоматизация библиотечных процессов, в том числе создан информационно-библиотечный центр. Разработаны программы повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Особенности инновационных процессов в школьном образовании затрудняют анализ эффективности из-за отсроченного характера результата. Школы, выбравшие такой путь развития, организуют все процессы иначе, что выводит их на первые позиции по успеваемости, результатам ЕГЭ и ОГЭ, призовым местам учащихся на олимпиадах.

Инновации в образовании: 10 самых известных проектов

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на Конкурс инноваций в образовании, который проводят Институт образования ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

LifeCamp

BiTronics Lab

Сетевая старшая школа

Методическая разработка в сфере общего образования, авторы которой совместили в одной концепции принципы тьюторства, развивающего обучения, существующие нормы законодательства об образовании. Основной принцип Сетевой старшей школы — индивидуализация образовательного процесса, которая обеспечивается за счет выбора учеником предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг.

Scratch4russia

Образовательная программа для детей, позволяющая освоить язык программирования Scratch 2. Разработаны специальные методические пособия, учебники, онлайн-платформа со вспомогательными материалами. Главная задача проекта — сделать так, чтобы ребенок увлекся программированием с раннего детства.

Конкурс инноваций в образовании

Краткая версия (если некогда читать)

Главная цель министерства — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Для этого будут обновлены образовательные программы (особое внимание уделят цифровым навыкам), а знания школьников начнут оценивать на основе международных исследований, например, PISA. Не забудут и о взрослых: для родителей создадут просветительский сайт и центры психолого-педагогической поддержки. Будут внедрять непрерывное образование, а в российские вузы — привлекать всё больше иностранных студентов.

Полная версия (если есть пара минут)

1. Школы сделают современными. И уберут третью смену


2. Индивидуальные планы для школьников и центры поддержки для талантливых детей

3. Психологи и просветительские сайты для родителей


4. Школы станут полностью цифровыми

5. Единая модель оценки учителей и система карьерного роста


6. Профессиональное образование модернизируют

7. Взрослые тоже должны учиться


8. Появятся центры для волонтёров

9. Повышение конкурентноспособности российских вузов

Читайте также: