Инновационное развитие как национальный проект кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях создание и развитие национальных инновационных систем является ключевой задачей не только для формирования эффективной научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности экономики государства на мировом рынке, а также связанного с этим роста благосостояния населения.

Концепция национальных инновационных систем сформировалась в международной практике в 80-х годах ХХ века под влиянием трех основных теорий: общей теории систем; инновационной теории Й. Шумпетера; теории институциональных изменений Д. Норта.

Основателем новейшего концептуального подхода к толкованию понятия национальной инновационнй системы принято считать К. Фримана – профессора Сассекского университета (Великобритания). Национальной инновационную систему (НИС) он определял как комплекс действий по развитию технологической политики, способной обеспечить экономический успех страны. По его мнению, НИС является особого рода сетью институциональных структур, активность и взаимодействие которых инициирует, творит, модифицирует и способствует диффузии новых технологий. Сегодня это понятие находится в центре внимания, как ученых, так и государственных и международных организаций, занимающихся проблемами технологического и экономического развития и отвечающих за разработку инновационной и промышленной политики.

Американский ученый Р. Нельсон в своих теоретических взглядах при определении НИС системы делал акцент на сущности эволюции экономических процессов и реализации научно-технологического прогресса, а также подчеркивал преимущества рыночного механизма для использования ресурсов при реализации инновационных проектов. Национальную инновационную систему он рассматривал как систему национальных институтов, взаимодействие которых определяет эффективность инновационной деятельности национальных фирм.

Английский экономист С. Меткалф определяет национальную инновационную систему как совокупность различных институтов, которые по отдельности и во взаимодействии вносят вклад в развитие и передачу технологий и обеспечивают рамки для формирования государственной политики, оказывающей влияние на инновационные процессы.

Таким образом, под национальной инновационной системой следует понимать совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занимающихся производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ.

Национальная инновационная система содержит две составляющие:

1) научно-производственную, представленную различного рода компаниями, университетами, государственными лабораториями, технопарками и инкубаторами;

2) инфраструктурную (обеспечивающую), включающую институты правового, финансового и социального характера.

В качестве элементов НИС ученые выделяют следующие подсистемы:

  • генерация знаний – совокупность организаций, выполняющих фундаментальные исследования и разработки, а также прикладные исследования;
  • образование и профессиональная подготовка;
  • производство наукоемкой продукции и оказание услуг корпорациями, представителями малого и среднего бизнеса, вектор труда которых направлен на науку;
  • инновационная инфраструктура, которая фонды поддержки и развития инноваций, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры и т. д.

Представленный обзор научных подходов к определению национальной инновационной системы позволяет сделать вывод о том, что ее ключевой целью является создание благоприятной экономической и правовой среды, формирование инновационной инфраструктуры, оптимизация механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований, экспериментальных разработок. Характерными признаками национальной инновационной системы является ориентация на приоритетность развития науки, образования и наукоемкого высокотехнологичного производства, благодаря которым будет обеспечиваться создание, распространение и внедрение инноваций.

В целом описанные теоретические подходы к изучению национальных инновационных систем образуют общее понимание современных национальных инновационных систем как взаимодействие различных структур, отличающихся своими целями и задачами и реализующих научно-технологическое производство в национальных границах.

Национальная инновационная система занимает ведущее место в построении конкурентосопособной экономики, поэтому эффективное фунционирование НИС Российской Федерации является одной из ключевых проблем дальнейшего экономического развития.

Ключевой предпосылкой к формированию НИС является решение комплекса задач, направленного на проведение государственной инновационной политики. В некоторых странах отмечается активное участие государства, а в других – инновационная политика предполагает лишь косвенное вмешательство. Управляя формированием и развитием НИС государство: создает рамочные условия функционирования инновационной системы; участвует в формировании мотивационной основы деятельности ее элементов; формирует ресурсы и институты национальной инновационной системы; выступает как катализатор процессов и как партнер; снижает инновационные риски; организует развитие инновационного предпринимательства; регулирует институциональную инфраструктуру.

Национальная инновационная система Российской Федерации характеризуется высокой ролью государства в развитии инноваций. Инструменты государственной поддержки инноваций в Российской Федерации условно подразделяются на две группы: это гранты и субсидии конкретным компаниям (прямая поддержка) и создание условий, институтов, механизмов стимулирования, поддержка различных фондов, которые улучшают среду для развития инноваций, то есть формируют благоприятные инновационные экосистемы. При создании инновационных компаний прямая поддержка менее эффективна, однако она является более предпочтительной для поддержания высоких темпов роста средних и крупных компаний.

Следует отметить, что спектр инструментов поддержки в последние годы постепенно расширялся. Так, с 2016 года реализуется поддержка частных высокотехнологичных предприятий, в 2017 году были расширены налоговые льготы для НИОКР, а с 2018 года был отменен налог на движимое имущество.

В практику поддержки также вводятся такие инструменты как инновационные сертификаты (ваучеры) для малых и средних высокотехнологичных компаний на оплату услуг НИОКР, которые, по сути, представляют инвестицию от государства для осуществления инновационной деятельности в компаниях.

Важной мерой поддержки является формирование спроса на отечественную инновационную продукцию посредством предоставления приоритета при государственных закупках продукции (на основании введения соответствующих законодательных поправок).

Далеко не все инструменты поддержки принесли ожидаемый эффект. Российские частные компании недостаточно задействованы в инновационных процессах. Самый высокий показатель инновационной активности (около 30%) наблюдается у предприятий высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. При этом их доля в ВВП составляет менее 1%, что свидетельствует о необходимости пересмотра ориентиров инновационной политики.

Несмотря на то, что за последнее десятилетие в Российской Федерации сформированы и реализуются все основные виды стимулирования инноваций, государственная финансовая поддержка до сих пор является преобладающим инструментом.

Одной из основных характеристик национальной инновационной системы Российской Федерации, присущих ей на современном этапе развития, является высокая доля государственных ресурсов в общей структуре затрат на исследования и разработки.

Структура внутренних затрат на исследования и разработки представлена на рис. 1.

Структура внутренних затрат на исследования и разработки

Рисунок 1 – Структура внутренних затрат РФ на исследования и разработки

Как показывает рисунок, такая структура оставалась практически неизменной с 2016 года, а по итогам 2019 года отмечается даже сокращение доли предпринимательского сектора. Необходимо отметить, что такая ситуация прямо противоположна условиям экономически развитых стран. Так, например, в Японии доля государственного участия составляет лишь 15,0%, в США – 25,1%, Великобритании – 27,7%, Германии – 28,5%.

Одним из основных документов, определяющих цели и задачи развития национальной инновационной системы Российской Федерации, является Стратегия инновационного развития до 2020 года. Анализ выполнения целевых показателей, установленных стратегией, представлен в табл. 1.

Таблица 1 – Анализ выполнения целевых показателей Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года

Данные табл. 1 показывают, что все усилия государства, связанные с реализацией стратегии инновационного развития Российской Федерации, не обеспечили ожидаемого успеха. По итогам 2020 года большинство целевых показателей далеко от установленных Стратегией нормативов. Результат реализации указывает, на возможное наличие системных просчетов в формировании механизмов государственной поддержки, стимулирования и развития инновационной деятельности. Низкие показатели выполнения стратегии свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к ее реализации, проведения детального анализа используемых методов и инструментов на предмет их качества и эффективности.

Для объективной оценки развития национальной инновационной системы представляют интерес международные рейтинги, позволяющие проводить сравнение с другими странами. Одним из таких рейтингов является Глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index, GII). Он формируется на основе более чем 80 различных показателей, детально характеризующих уровень инновационного развития стран мира, которые находятся на разных этапах экономического развития. По мнению авторов исследования, успешность экономического развития связана, как с наличием инновационного потенциала, так и необходимых условий для его реализации. Расчет индекса производится на основе взвешенной суммы оценок двух групп показателей:

1. Располагаемые ресурсы и условия для инновационной деятельности (Innovation Input): человеческий капитал и научные исследования, институты и инфраструктура поддержки инноваций, уровень развития внутреннего рынка, развитие бизнеса.

2. Практические результаты, достигнутые в сфере внедрения инноваций (Innovation Output): результаты творческой деятельности, уровень развития технологий и экономики знаний.

Таким образом, итоговый индекс представляет собой соотношение произведенных затрат и полученного эффекта от инновационной деятельности, что позволяет объективно оценивать усилия по развитию инноваций той или иной страны.

Рейтинг Российской Федерации в Глобальном инновационном индексе представлен на рис. 2.


Рисунок 2 – Позиции Российской Федерации в Глобальном инновационном индексе (GII) за 2010-2020 гг.

По итогам 2020 года Российская Федерация в Глобальном инновационном индексе занимала 47-ю позицию из 131 страны, ухудшив на одну позицию показатель 2020 года. В общей структуре показателей индекса отмечается тенденция улучшения позиций по субиндексу ресурсов инновационной деятельности (+11 позиций), однако при этом заметно ухудшились показатели, отражающие степень воздействия результатов инновационной и научно-технической деятельностина развитие экономики и общества (-10 позиций). Низкий уровень эффективности инновационной деятельности и непосредственно связанных с ней сфер определил текущее отставание Российской Федерации от лидеров рейтинга.

В Глобальном инновационном индексе 2020 года Россия отнесена к группе стран с уровнем ВВП на душу населения превышающий средний и занимает в этой группе 6-е место из 34 стран. При этом среди 39 европейских стран Россия заняла лишь 32-ю позицию.

Результаты рейтинга за 2020 год позволяют выделить ключевые преимущества инновационной системы Российской Федерации:

  1. Наука и человеческий капитала (30-я позиция в рейтинге): уровень охвата населения высшим образованием (17), выпускники инженерных и научных специальностей (15), соотношение учащихся и преподавателей в сфере среднего образования (15).
  2. Уровень развития сферы бизнеса (42-я позиция): выплаты за использование интеллектуальной собственности (17), сотрудники, занятые в производстве наукоемких услуг (18), занятость женщин, имеющих научную степень (10).
  3. Развитие экономики знаний и технологий – показатель отражающий эффективность результатов инновационной деятельности – (50-е место): количество поданных заявок на получение патента (17) и полезную модель (5).

Среди положительных факторов национальной инновационной системы следует также отметить уровень развития конкуренции и торговли (11-е место) и объем внутреннего рынка страны (6).

Негативное влияние на общую эффективность инновационной системы по результатам рейтинга оказывают:

  1. Государственные институты (74-я позиция): верховенство права (114), качество регулирующего воздействия (105).
  2. Экономическая инфраструктура (60-я позиция): соответствие экологического менеджмента требованиям стандарта качества ISO 14001 (106), экологическая стабильность (101), уровень ВВП на единицу затрат энергоресурсов (115).

Среди других недостатков национальной инновационной системы, которые определяют низкие позиции России в указанном рейтинге следует отметить: соответствие систем управления требованиям стандартов качества ISO 9001 (105), доступность микрофинансирования (77), группа показателей результатов инноваций в сфере ИКТ и создания бизнес-моделей (91), развитие средств массовой информации (78) и др.

По оценкам составителей рейтинга, результативность инноваций в России ниже ожидаемого уровня при текущих значениях показателей ВВП на душу населения и инвестиций в науку, технологии и инновации. Отставание от стран-лидеров традиционно определяет низкая эффективность институтов, формирующих условия для предпринимательской и творческой деятельности.

В условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, и ожидаемого сокращения источников финансирования, дальнейшая государственная поддержка исследований и разработок, инновационной деятельности (особенно в секторе малых предприятий и стартапов) должна стать приоритетом для ведущих стран.

Таким образом, за период 2010–2019 гг. Российской Федерации удалось значительно повысить уровень потенциала НИС по сравнению с другими странами мира, улучшив свои позиции в Глобальном индексе инноваций с 64-го до 47-го места. Вместе с тем в последние годы отмечается тенденция замедления темпов роста ключевых показателей инновационной деятельности. Сравнительный анализ показывает, что Россия по-прежнему значительно отстает, как от развитых, так и многих быстроразвивающихся государств по большинству показателей, характеризующих эффективность использования ресурсов и степень влияния результатов инновационной и научно-технической деятельности на развитие экономики и общества.

Сегодня тенденции развития мировой экономики убедительно указывают, что исключительным возможным вектором повышения конкурентоспособности страны на мировой арене является формирование экономики, которая базируется на знаниях. В условиях повторяющихся мировых кризисов значение инновационной составляющей экономического развития государства перманентно растет, а инновации трансформируются в важный источник экономического роста, улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Подводя итог оценки современного состояния развития национальной инновационной системы Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в целом ее формирование находится на этапе завершения: определены субъекты инновационной деятельности, сформированы правовые основы регулирования, разработаны механизмы стимулирования и поддержки, реализуются венчурные проекты. Государство сыграло ведущую роль в формировании национальной инновационной системы. Тем не менее, существующая система государственного регулирования инновационной деятельности имеет ряд проблем, снижающих эффективность распределения бюджетных средств, сокращающих внешние инвестиции со стороны бизнеса, что в целом не позволяет обеспечить достаточное для страны инновационное развитие.

Текущий экономический кризис лишь обостряет существующие проблемы. И хотя государственный сектор не может влиять на течение кризиса в глобальных масштабах, но именно он способен создать полноценные условия для функционирования и развития национальной инновационной системы. Поэтому в современных условиях ключевая задача государственного регулирования НИС заключается т в том, чтобы обеспечить высокий уровень финансовой, информационной и законодательной поддержки инновационного развития Российской Федерации.

Национальные проекты – что это такое, в чем их назначение и какие результаты уже есть в 2020 году?

Чтобы изменить жизнь к лучшему необходимо предпринимать кардинальные решения и действовать. Так решил и В.В. Путин, в 2018 году подписав указ о Национальных проектах 2019-2024. Это масштабные мероприятия, вследствие которых планируется рост экономики и улучшение качества жизни в стране.

Что такое национальные проекты 2019-2024?

Это планы, стратегии и задачи сразу по 13 направлениям, которые разделили на три основные группы:

За реализацию нацпроектов отвечают кураторы из министерств и Правительства РФ. Чтобы выполнить все задуманное до 2024 года планируется выделить 25,7 триллиона руб. На каждый год запланированы определенные мероприятия по каждому из нацпроектов.

Ежемесячно ответственные по каждому из них делают отчет и рассказывают о планах на ближайшее будущее. Многие из них уже перевыполнили план и продвигаются быстрее, чем было задумано.

  • снизить уровень младенческой смертности на 19,6%;
  • уменьшить показатели смертности населения трудоспособного возраста в 4 раза;
  • снизить смертность от злокачественных образований на 7,8%;
  • снизить смертность заболеваний системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. человек – на 23,4%.

Планируется обеспечить городские, сельские больницы, амбулатории достаточным количеством медперсонала, оборудования и препаратов. Лечение станет более качественным и доступным, а общение пациента с врачом выйдет на новый уровень.

Теперь будет электронная очередь, в которую все записываются заблаговременно. Ждать по три часа под кабинетом врача – это уже прошлое. Идет работа над оптимизацией медицинской инфраструктуры.

Реализация проекта

До 2024 года построят два современных онкологических диспансера в Костромской, Томской областях и пять корпусов в Волгоградской и Липецкой областях, Хакасии, Мордовии, Башкортостане.

На 2020 год запланировано:

  • создание 18 референс-центров для исследований при онкозаболеваниях;
  • обучение 8 тысяч специалистов в области педиатрии, неонатологии и перинатологии.

Проводится переоснащение 500 сосудистых центров РФ. Минздрав контролирует создание 1300 выездных медкоплексов и 1500 фельдшерско-акушерских пунктов. Идет строительство 70 вертолетных площадок – развивается санитарная авиация.

Это одно из основных направлений модернизации по части нацпроектов. За 6 лет планируется довести систему образования до европейского уровня и по итогам этого войти в топ-10 стран-лидеров по качеству образования, и на это государство выделило 784,5 млрд руб. Часть денег пойдет на строительство новых школ в больших, маленьких городах, сельской местности.

Реализация проекта

С осени 2019 года в учебные заведения России проводят высокоскоростной интернет, их оборудуют мультимедийными системами, микроскопами и другим современным оборудованием для всестороннего развития детей.

Также, было важно предоставить возможность всем россиянам получать непрерывное качественное образование – на 2020 год в программах непрерывного обучения задействованы 2 млн. человек.

В январе 2020 года установили основные принципы системы профессионального роста педагогических работников. Их цель – формирование механизмов оценки профессиональных компетенций, стимулирование педагогов к непрерывному профессиональному росту, внедрение инновационных технологий в работу и обучение педагогов.

Это совокупность программ, целью которых стали увеличение продолжительности и качества жизни, а также рост рождаемости. Люди предпенсионного возраста смогут пойти на курсы переквалификации и быть востребованными на рынке труда. А еще нацпроект нацелен мотивировать граждан страны заниматься спортом и правильно питаться. На выполнение проекта будет выделено 3,1 трлн руб.

Реализация проекта

Согласно отчету главы Минздрава, в 2020 году реализация проекта идет по плану, а некоторые даже опережают его.

Процент младенческой смертности сократился, и достиг показателя, предполагаемого к 2023 году. Продолжительность жизни с 67 лет выросла до 73,7 лет – это на 0,8 года больше сравнительно с 2019 годом. И это только про мужчин, у женщин ситуация еще лучше – это 78,5 лет.

Перевыполняется план переобучения людей предпенсионного возраста, который реализуют через центры службы занятости. Обучение уже прошли больше 100 тыс. человек и столько же есть в планах на 2020 год. Повышение квалификации и переобучение во время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет уже прошло 40 тыс. женщин.

В мае 2020 года до 15 июня продлили конкурсный отбор частных медорганизаций для получения грантов на оказание медико-социальных услуг гражданам от 65 лет и старше. Пилотный проект предусматривает привлечение к нему частных клиник в 18 регионах, а россияне будут получать помощь бесплатно даже в них.

По итогам реализации нацпроекта планируется сократить смертность на автодорогах вдвое, создать надежную транспортную инфраструктуру и обеспечить комфорт во время передвижения. Для этого выделили и выделят почти 4,8 трлн руб.

Реализация проекта

На июль 2020 года нормативным требованиям соответствует 45% дорог. Количество мест концентрации ДТП на дорогах уменьшилось на 20%.

Больше всего работ проведено в Республике Башкортостан, Чеченской республике и Самарской области. Сообщить о проблемах в своем городе может каждый на официальном сайте проекта и в социальных сетях.

В конце апреля прошло совещание-видеоконференция по вопросам развития Омской области, там рассматривались вопросы относительно строительства нового аэропорта в Омске и развития города. Бюджет регионального проекта на 2020 год составляет 3,842 млрд рублей. Планируется провести ремонт 33 дорожных объектов протяжённостью 152 км.

Проект направлен на оказание помощи россиянам в улучшении жилищных условий. Основные цели: снизить ставки по ипотечным кредитам до 8% годовых и увеличить объем жилищного строительства минимум до 720 млн. квадратных метров.

Планируется рост индекса качества городской среды на 30 пунктов и сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Чтобы система работала эффективнее, правительство планирует привлекать граждан к участию в формировании комфортной городской среды.

Модернизации подлежит более 200 тыс. объектов. Проект затронет больше 7,5 тыс. городов и других населенных пунктах в регионах.

Реализация проекта

Для реализации выделяют более триллиона рублей, 507,2 млрд из них будут израсходованы на то, чтобы расселить аварийные дома, 287,8 млрд руб. потратят на создания комфортной городской среды, 271,2 млрд руб. потратят на строительство жилых домов.

Согласно дайджесту программы, на июль 2020 года активно ведутся работы в Пермском крае, Ингушетии, Сахалинской, Самарской, Свердловской, Брянской и Амурской областях. В Пермском крае и Ингушетии волонтеры, рабочие и местное население очищают водные объекты, русла, берега рек и озер. Всеобщими силами удалось убрать больше 10 тонн мусора.

Сахалинские предприятия компенсируют до 1 млн. рублей водителям при переводе машин на газ. В Амурские лесхозы поступила новая лесохозяйственная и лесопожарная техника, общей суммой до 12 млн. руб.

В Свердловской области начинают поэтапный переход на раздельный сбор коммунальных отходов. В Брянской области реконструируют или построят 14 объектов для обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.

Это проект, цели которого направлены на развитие, поддержку российских, зарубежных ученых в стране, модернизацию отрасли. Для реализации нацпроекта выделено 635,9 млрд руб. За 6 лет планируется войти в топ-5 стран по количеству научных статей в приоритетных областях, обновить 50% базы ведущих научных организаций, и запустить в работу минимум 5 агробиотехнопарков с выручкой от 1 млрд рублей в год за каждый.

В феврале 2020 года начали проводить заседания по вопросам анализа уровня публикаций российских ученых в разных областях. Минобрнауки опубликовало первый протокол заседания комиссии по проведению отбора заявок ведущих организаций на обновление их приборной базы. Был введен конкурс на приборные гранты, определены их объемы для каждой ведущей организации. В текущем году это мероприятие будет профинансировано на 10 млрд. рублей.

За 6 лет планируется внедрить новые технологии для повышения эффективности ведущих отраслей экономики, с учетом сквозной цифровизации подготовить кадры будущего. На развитие проекта выделили 1 837,7 млрд руб.

В создание фонда развития цифровой экономики рассчитано вложить 20 млрд рублей. Он будет предоставлять средства на развитие ведущих проектов: робототехника, искусственный интеллект, блокчейн.

Какие еще планируются проекты?

Нацпроекты 2019-2024 спроектированы для улучшения качества жизни каждого в стране. Это рабочая система, которая до 2020 года достигла некоторых результатов и не останавливается даже в условиях пандемии и вызванного ею кризиса.

В рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации реализуются проекты в областях формирования компетенций инновационной деятельности, формирования эффективной науки, формирования инфраструктуры инноваций, развития инновационного бизнеса и развития территорий инноваций.

В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило основной документ, определяющий траекторию развития инновационной системы на долгосрочную перспективу, – Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

За четыре года реализации Стратегии создана инфраструктура национальной инновационной системы.

В области формирования компетенций инновационной деятельности:

реализуются практико-ориентированные программы бакалавриата, а также программы дуального образования, ориентированные на подготовку кадров в условиях реального производства с учётом современных профессиональных стандартов;

осуществляются программы поддержки граждан, обучающихся в ведущих иностранных образовательных организациях;

сформирована концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

В области формирования эффективной науки:

ведётся реорганизация государственных академий наук, создано Федеральное агентство научных организаций;

образованы Российский научный фонд и Фонд перспективных исследований;

сформирован Национальный исследовательский центр им. Е.Н.Жуковского (второй НИЦ, первый НИЦ – Курчатовский институт);

утверждена Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.

В области формирования инфраструктуры инноваций:

утверждены ключевые государственные программы Российской Федерации, оказывающие влияние на развитие национальной инновационной системы;

В области развития инновационного бизнеса:

создано Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, сопровождающее разработку и реализацию Национальной предпринимательской инициативы и Национальной технологической инициативы;

утверждены программы инновационного развития 60 крупнейших компаний с государственным участием;

создано 35 технологических платформ по 13 направлениям научно-технологического развития;

приняты отраслевые планы импортозамещения в промышленности.

В области развития территорий инноваций:

утверждены стратегии инновационного развития в 10 субъектах Российской Федерации;

приоритеты реализации инновационной политики регионов отражены в стратегиях социально-экономического развития более половины субъектов Российской Федерации;

сформировано 26 пилотных инновационных территориальных кластеров;

сформирован механизм возмещения затрат на создание технопарков и промышленных парков;

реализуются пилотные программы стимулирования спроса на инновационные решения на региональном уровне;

в рамках Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации поддержано создание организаций инфраструктуры в области инноваций и промышленного производства (в 2010–2015 годах на указанные цели выделено 8,4 млрд рублей).

Инструменты поддержки развития исследований и разработок и высокотехнологичных отраслей экономики

Реализуется постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года №218, которое направлено на укрепление сотрудничества между вузами и предприятиями, развитие научной и образовательной деятельности в российских вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских вузов для развития наукоёмкого производства.

В соответствии с постановлением государственная поддержка в виде субсидий предоставляется производственным предприятиям на срок до трёх лет в объёме до 100,0 млн рублей в год (софинансирование организации – не менее 100% суммы субсидии) для компенсации их затрат, связанных с заказом НИОКТР, проводимых российскими вузами, государственными научными организациями.

При этом компания – получатель субсидии с использованием результатов выполненных НИОКТР создаёт на территории Российской Федерации новое высокотехнологическое производство.

С начала реализации постановления в 2010–2015 годах осуществлена государственная поддержка проектов, выполняемых в рамках кооперации 172 российских производственных предприятий, 87 вузов и 5 государственных научных учреждений.

За первые три года реализации постановления в вузах создано и усовершенствовано 40 научных центров и лабораторий, учебно-производственных комплексов, 62 проекта (т.е. практически каждый третий проект) рассчитаны на производство импортозамещающей продукции или технологии.

Ещё одним инструментом инновационного развития с 2013 года, реализуемым Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России, является создание и развитие на базе образовательных организаций высшего образования инжиниринговых центров.

В рамках данного инструмента:

поддержано 30 инжиниринговых центров;

создано свыше 500 высокопроизводительных рабочих мест;

заключено более 250 договоров на оказание инжиниринговых услуг по заказам 140 организаций реального сектора экономики в объёме более 1 310 млн рублей;

выручка инжиниринговых центров составляет более 2 270 млн рублей при общем объёме субсидирования проектов из федерального бюджета более 1 500 млн рублей, объём взаимодействия с зарубежными партнёрами превышает 50 млн рублей.

Программы инновационного развития госкорпораций

60 крупнейших компаний с государственным участием реализуют программы инновационного развития (далее – ПИР).

За период 2010–2013 годов наблюдалась положительная динамика ключевых показателей, характеризующих финансирование и результативность инновационной деятельности госкомпаний (агрегированные данные за 2014 год на текущий момент недоступны):

- увеличение финансирования исследований и разработок в 2010–2013 годах – с 172 до 391 млрд рублей;

- прирост годовых затрат на исследования и разработки (ИР): 39% за 2011 год, 28% за 2012 год и 17% за 2013 год;

- изменение доли затрат на ИР в выручке: с 1,59% в 2010 году до 2,02% в 2013 году;

- рост доли внебюджетного финансирования ИР: с 32% в 2010 году до 37,9% в 2013 году;

- прирост производительности труда (выручки на сотрудника) за 2011–2013 годы – на 63% в номинальном выражении и на 23% в реальном выражении, за вычетом добывающего сектора – 36 и 20% соответственно;

- повышение доли инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции: с 15,4% в 2011 году до 27,1% в 2013 году;

- рост экспорта инновационной продукции с 76 до 247 млрд рублей;

- рост объёмов взаимодействия со сторонними организациями в виде аутсорсинга ИР: с 34% в 2011 году до 44% в 2013 году;

- степень достижения плановых значений ключевых показателей эффективности, предусмотренных ПИР на 2013 год, составляет 88%;

- в 2015–2016 годах компании осуществят актуализацию ПИР с учётом ряда новых приоритетов, отвечающих сложившейся макроэкономической обстановке, а также внутренним изменениям.

Инновационные территориальные кластеры

К настоящему времени инновационные кластеры являются точками опережающего социально-экономического развития, опирающегося на высокий научно-технологический потенциал регионов.

Начиная с 2013 года реализация мероприятий, направленных на развитие пилотных кластеров, поддерживается за счёт средств субсидий из федерального бюджета.

С 2013 по 2015 год на эти цели было выделено 5,05 млрд рублей, в том числе в 2013 году – 1,3 млрд рублей на поддержку 14 пилотных кластеров, в 2014 году – 2,5 млрд рублей на поддержку 25 кластеров.

В 2015 году на предоставление субсидий предусмотрено 1,25 млрд рублей, количество кластеров увеличилось до 26 (расположены на территории 21 субъекта Российской Федерации).

Патентно-лицензионная активность

В 2014 году общее количество заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение, поступивших в Роспатент, составило 40308 заявок (89,74% к 2013 году – 44914 заявок), в том числе:

от российских заявителей – 24072 заявки (83,69% к 2013 году – 28765 заявок);

от иностранных заявителей – 16236 заявок (100,54% к 2013 году – 16149 заявок).

На выдачу патента Российской Федерации на полезную модель в 2014 году было подано 13952 заявки (97,17% к 2013 году – 14358 заявок), в том числе:

от российских заявителей – 13000 заявок (95,67% к 2013 году – 13589 заявок);

от иностранных заявителей – 952 заявки (123,80% к 2013 году – 769 заявок).

На выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец в 2014 году было подано 5184 заявки (103,80% к 2013 году – 4994 заявки), в том числе:

от российских заявителей – 2200 заявок (115,67% к 2013 году – 1902 заявки);

от иностранных заявителей – 2984 заявки (96,51% к 2013 году – 3092 заявки).

Институты развития

За период с 2010 года по август 2015 года было подано 8213 заявок на присвоение статуса участника, по которым был присвоен соответствующий статус 1445 компаниям. В 2014–2015 годах из реестра участников проекта были исключены 257 юридических лиц.

В компаниях – участниках проекта создано 17,7 тыс. высокотехнологичных рабочих мест. Их совокупный объём выручки за период с 2013 года по июнь 2015 года составил более 53 млрд рублей. Суммарный объём частных инвестиций в проекты компаний-участников и Сколковский институт науки и технологий за тот же период составил 10,4 млрд рублей. Количество участников, осуществивших продажи на международных рынках, в 2014 году составило 89 компаний.

РВК образована в 2006 году как фонд фондов для привлечения частного капитала и соинвестирования в высокотехнологичные бизнесы. На сегодняшний день с участием капитала РВК и частных инвесторов создан 21 фонд с совокупным объёмом более 32 млрд рублей.

Для стимулирования развития российского венчурного рынка и профессиональных компетенций её участников со временем РВК нарастила сеть нефинансовых сервисов и услуг. Эти усилия позволили фактически с нуля сформировать рынок и вывести Россию по объёму венчурных сделок на четвёртое место в Европе по итогам 2012 года.

Деятельность РВК в настоящее время концентрируется на формировании и развитии национальной инновационной экосистемы, позволяющей превращать перспективные технологические стартапы в зрелые, успешные бизнесы. В 2013 году в партнёрстве с представителями венчурной отрасли компания запустила федеральный акселератор технологических стартапов GenerationS. GenerationS-2015 проводится по семи отраслевым направлениям: Power&Energy, Telecom Idea, Robotics, Aerospace, SmartCity, Oil&Gas и BiotechMed. В акселераторе приняли участие более 2500 молодых технологических компаний из 13 стран и 139 городов, 141 из них отобран для акселерации при непосредственном участии РВК.

В 2015 году перед РВК поставлена новая задача: создать проектный офис по реализации Национальной технологической инициативы.

С 1994 года Фонд оказывает прямую финансовую и информационную помощь малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоёмкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим компаниям интеллектуальной собственности.

По состоянию на текущий момент в ФРП поступило 1187 заявок на получение льготных займов для реализации инвестиционных проектов. Экспертным советом Фонда одобрено 29 займов.

С некоторых пор в экспертном сообществе России правилом хорошего тона стали сетования по поводу отсутствия у страны национального проекта и рассуждения о необходимости срочной разработки такового.

При этом никто из политологов и экспертов дальше этой констатации идти не рискует, что наводит на грустные мысли о том, что за душой-то у них и в самом деле ничего нет.

Между тем вопрос этот, действительно, наиважнейший. От его решения зависит решение множества других – стратегия развития страны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу; национальная безопасность и национальные интересы; темпы и способы интеграции в мировые экономическое, информационное, правовое и проч. пространства; приоритеты как внутренней, так и внешней политики и, соответственно, определение союзников, партнеров и оппонентов на мировой арене и т. д. И если для нашей страны решение всех этих вопросов является без всякого преувеличения проблемой национального выживания, то для внешнего мира – это формирование России в качестве стабильного и предсказуемого партнера.

Короче говоря, настало время сделать национальный проект предметом хотя бы общественной дискуссии. Если такая дискуссия состоится, то она и будет неоспоримым доказательством (более убедительным, чем формирование сверху очередной Общественной палаты) существования в России гражданского общества.

Бесполезно искать внятное изложение национального проекта в официальных документах, например, в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Однако, если все же по крупицам собрать немногие разумные мысли, содержащиеся в поразительно разрозненных и пугающе противоречивых заявлениях первых лиц государства, подобного рода проект в общих чертах можно было бы свести к двум ключевым идеям: национальная модернизация в условиях перехода к постиндустриальному обществу со всеми его атрибутами, включая обеспечение гражданам должного качества жизни и политических свобод, и осмотрительная, но достаточно быстрая интеграция России в мировое экономическое пространство на правах равного партнера наиболее развитых стран.

Сразу следует оговориться: реальная политика руководства РФ не соответствует этим декларациям. Сейчас в реальной политике правительства РФ не просматривается ни долгосрочной стратегии развития, ни заявки на построение постиндустриального общества, ни признаков перехода к инновационной экономике, ни вообще какого бы то ни было модернизационного проекта, уводящего страну от порочной и бесперспективной модели сырьевой экономики. Обществу и всему миру понятно, что это путь в никуда. И задача состоит в том, чтобы в целом некоторые правильные, хотя и нечеткие и несистематизированные заявления перевести в реальную социально-экономическую политику. Сложная задача. Но иного пути нет.

Так или иначе, национальный проект сегодня - это инновационный путь развития, построение постиндустриального общества. Это означает, однако, необходимость следовать определенным нормам, соответствующим этому пути развития и уже успешно пройденными многими странами. И Россия должна заявить, что будет следовать этим нормам. Что же это за нормы? Обобщая и частично повторяя то, что было сказано в предыдущих разделах пятой главы, скажем, что общих чертах они сводятся к следующему.

• Молекулой постиндустриального общества является свободная творческая личность. Свобода не означает анархии и произвола, она ограничена Законом и личной ответственностью.

• Инновационный тип развития предполагает наличие и постоянное совершенствование социальной постиндустриальной инфраструктуры, нацеленной на расширенное воспроизводство качественного креативного человеческого капитала, которая включает в себя доступное и высококачественное жилье, медицинское обслуживание, рекреационную индустрию, образование, развитие культуры. И в этом смысле политика российского правительства РФ является контрмодернизационной, поскольку она антилиберальна. Коммерциализация социальной инфраструктуры уводит в сторону от подлинного либерализма, А следовательно, и подлинной модернизации, ибо не делает человека свободным в полном смысле этого слова. То же самое можно сказать о науке – как прикладной, так и фундаментальной.

• Стратегией России, таким образом, должно стать проведение осмысленной и долгосрочной технологической модернизации. Идеалом ее должна быть Технологическая Республика, страна мастеров, инженеров, ученых и менеджеров. Во внутренней политике Россия должна вести дело к формированию политической нации прежде всего внутри Российской Федерации. В области федеральных отношений она должна выступать за предоставление максимальной экономической самостоятельности регионам РФ при укреплении единого политического, экономического, правового и культурного пространства Федерации.

А потому никакой коррупции в ней не может быть по определению. Надо ли говорить, что современное российское государство, обслуживающее не общество, а бюрократию и олигархию, весьма далеко от этого идеала.

• Сильное государство не противоречит политической свободе, а скорее, является ее гарантом. Сильное государство не противоречит экономической свободе и институтам рынка и не должно конфликтовать с ними, а должно быть гарантом собственности. Это и есть либеральное государственничество, либеральный национализм в европейском понимании.

Справедливости ради следует заметить, что последние государственные документы, в том числе и послания Президента Федеральному Собранию сигнализируют о положительном сдвиге в сознании нашего политического руководства.

Судя по этим текстам, оно постепенно отходит от сырьевой ориентации национальной экономики и теперь связывает обеспечение ее конкурентоспособности с переходом к инновационной стратегии. Хотелось бы верить, что это не конъюнктурное, а глубоко осознанное стратегическое решение.

При этом следует иметь в виду, что инновационная экономика и мобилизационный тип развития категорически несовместимы. В отличие от мобилизационного, инновационный тип развития предполагает высвобождение творческого потенциала личности, что, в свою очередь, означает, что личность должна быть свободной. А с очередной мобилизацией это несовместимо. Русский человек не будет творить в условиях неволи, из-под палки, также как и русская женщина не будет рожать по приказу из Кремля.

Поэтому, если всерьез говорить о переходе к инновационному типу развития, то в первую очередь следует задуматься не о мобилизации, а о том, что мешает такому переходу. А мешает известно, что: бедность, растущий разрыв в доходах населения, низкая социальная обеспеченность, в частности, недоступность жилья, некачественное здравоохранение, невозможность обеспечить сносное образование детям, а также – не в последнюю очередь – неразвитость отечественных демократических институтов, а в последние пять-шесть лет их свертывание. И социальная инфраструктура, и развитые институты демократии – составные части инновационного типа развития, что доказывает опыт всех без исключения стран, успешно идущих по этому пути уже не одну сотню лет.

Поэтому те чиновники и эксперты, которые науськивают Президента на очередную мобилизацию, либо просто не понимают, о чем говорят, либо делают это с неким злым умыслом. В современной России мобилизация просто невозможна. И у Президента РФ нет никаких механизмов запуска мобилизационного развития.

В своей истории Россия, по крайней мере, трижды осуществляла мобилизацию: при Петре Великом, Александре III и при Сталине. Эти три мобилизации были связаны с тремя технологическими модернизациями, для своего времени вполне успешными.

Уже в 50-е-60е годы прошлого века наша страна встала перед необходимостью осуществления четвертой в своей истории технологической модернизации. Однако существующая в то время модель экономического развития оказалась неадекватной этому вызову именно по причине своей неспособности перейти на инновационный, интенсивный тип развития. И одна из причин неконкурентоспособности и последующего развала СССР была именно в этом.

И сегодня проблема России состоит именно в том, чтобы отойти от прежней, не раз доказавшей свою порочность, государственной модернизации, от мобилизационной модели развития. Исторический опыт неопровержимо показал: государство не способно создавать инновационную среду, поскольку оно никогда не идет на инновационные риски. Эту функцию в успешных обществах берет на себя частный бизнес, предпринимательский класс. Вот почему инновационный тип развития – это интеллектуальный вызов и для предпринимательского, и для политического класса России.

Читайте также: