Инновационная деятельность педагога психолога в доу

Обновлено: 05.07.2024


Вся наша жизнь является игрой в психолога. Еще с детства мы старались дать полезный совет своим друзьям, близким, знакомым, чтобы они знали, как правильно поступить. Когда у них появляются неприятности – мы готовы их выслушать, поддержать, помочь любыми возможными способами.


Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, и у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Я выбрала профессию педагога-психолога, чтобы помочь ребенку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать.
Я считаю свою профессию одну из самых интересных и востребованных в наше время, она способствует личностному росту, раскрытию внутреннего потенциала, самоактуализации, позволяет повысить и овладеть профессиональными навыками настоящего педагога и человека.
Высшим достижением в работе с детьми являются положительные результаты в стабилизации эмоционального состояния, эмоционального самочувствия, уменьшения невротических проявлений у детей: повышенной тревожности, беспокойства при социальных контактах, боязливости в новых ситуациях, излишней впечатлительности и эмоциональной лабильности. Профилактика нарушений и коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка. Снижения уровня мышечной зажатости за счет использования в работе различных педагогических и здоровьесберегающих технологий, а также различных приёмов и методов работы.

Использование инновационных (здоровьесберегающих) технологий особенно актуальны для детей с низким уровнем познавательной активности, детей – инвалидов, детей с речевыми патологиями .

В Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно–воспитательном процессе в условиях модернизации образования1 написано: “Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей”.

В своей деятельности руководствуюсь следующими принципами:

непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а на каждом занятии;

комплексный, междисциплинарный подход — взаимодействие всех специалистов участников образовательно го процесса;

соответствие содержания и организации психолого-педагогической деятельности инди видуальным особенностям детей;

В современной литературе педагогическая система М арии Монтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе . Работу по технологии Монтессори провожу согласно о бразовательной программы "Педагогика Марии Монтессори"

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Использование сказкотерапии позволяет в моей работе снижению агрессивности у детей, устранению тревожности и страхов, развитию эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, уменьшению числа психосоматических заболеваний, оказание помощи в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения . ​​​​​​​

Мультипликационные фильмы – это тот вид искусства, который особенно привлекает детей. Именно мультипликационные фильмы формируют представление о добре и зле, показывают, как надо себя вести. П осредством создания мультфильмов своими руками развиваю у дошкольников творческие способности, самостоятельность и воображение.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инновационные технологии в работе педагога – психолога ДОУ.

Детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность каждого.

Работа с детьми – это целы комплекс стараний, вмещающий в себя разного рода подходов для развития человека, его становления и взросления.

Я считаю, что в своей работе с детьми педагогу – психологу необходимо использовать инновационные технологии.

В коррекционно – развивающей деятельности опираюсь на основную форму личностного — ориентированного взаимодействия, доброжелательного отношения взрослого к детям, реализую принцип сотрудничества и партнерства.

Регулярно провожу занятия с мультимедийной поддержкой. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, интересными и является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. (видеоролики, электронные образовательные ресурсы, презентации, музыкальное сопровождение).

Здоровосберегающие технологии – это комплекс инструментов по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей.

Динамические паузы провожу по мере утомляемости детей (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж).

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Для этого я использую релаксацию, она обеспечивает поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Сказкотерапию – использую для решения личностных проблем ребенка (неуверенность, страхи, тревога). В этом мне помогают сборники сказок для сказкотерапии.

- различать, понимать, выражать свое эмоциональное состояние и распознавать эмоции и чувства других людей;

- регулировать переживаемые эмоции, снижать интенсивность эмоционального переживания.

- поддерживать положительный эмоциональный климат в группе сверстников и управлять своим эмоциональным состоянием.

Хорошим инструментом для развития эмоциональной и познавательной сферы детей является песочная терапия. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому я использую ее в коррекционно – развивающих занятиях. В процессе игры с песком ребенок выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочная терапия обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавая и проговаривая свои ощущения. А это, в свою очередь, развивает речь, произвольное внимание и память.

В результате использования мной инновационных технологий на занятиях у детей возросла познавательная активность и интерес, детские ответы стали нестандартными, раскрепощенными, у них расширился кругозор, появилось стремление к новизне, возникло положительное отношение к деятельности, повысился благоприятный психологический климат в группе.

Свою дальнейшую деятельность планирую осуществлять в поиске новых инновационных подходов к организации работы с детьми.

4. арт-терапия является средством невербального общения.

песочное искусство или рисование песком на

познакомить с нетрадиционным направлением

изобразительного искусства – рисование песком, в

образовательном процессе с дошкольниками;

осуществить коммуникативное взаимодействие

детей между собой в творческо-поисковой

создать благоприятную социальную ситуацию

развития каждого ребёнка в соответствии с его

возрастными и индивидуальными особенностями

показать особенностям техники рисования песком.

Аппликация из песка

Рисование песком на световых столах

Особенности в работе с песком на

• Отличается простотой и доступностью.

• Песочное рисование – это красота.

Психологические проблемы, при которых

полезно применять песочное рисование в

сочетании с другими методами.

• Проблемы поведения детей.

дает возможность для развития

• развитие мелкой моторики и повышение тактильной

• развитие воображения, творческого мышления, пространственного

• развитие речи и подготовка руки к письму

• коррекция нарушений внимания и поведения;

• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

• развитие психических процессов у детей и взрослых;

• мягкое плавное восстановление после травм у детей и взрослых

(инсульты, сотрясения ГМ, коррекция постгипоксических расстройств и ММД);

• развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности;

• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

• более глубокое понимание и принятие себя…

Режимы световой песочницы

"Кинетический песок" – это инновационная

арт -терапевическая техника

. Кинетический песок на 98% состоит из

обычного кварцевого песка и на 2% - из

силиконового полимера, который

применяется в пищевой промышленности в

качестве добавки (Е 900). Продукт имеет цвет

натурального песка и в пределах каждой

поставляемой партии содержит одинаковую

Система Воспитания Характера

это комплексное решение для гармоничного

формирования характера ребёнка с 2х лет.

В основе системы лежит метод персонализированной сказки

(один из методов сказкатерапии, разработанный Шалвой

Александровичем Амонашвили, выдающимся российским

педагогом, академиком РАН.

методов и техник куклотерапии в

работе со страхами у детей.

Куклотерапия хорошо сочетается с

Например с музыкотерапией

Показания для применения игр с камушками:

• •трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и

• •психокоррекция и психопрофилактика конфликтности,

• •невротические и эмоциональные расстройства;

• •развитие собственного представления о себе;

• •оптимизация психического развития в детском возрасте.

• Формы работы с детьми и подростками:

• Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

• как стимульный материал для свободных ассоциаций

как психолого-коррекционная программа для

детей испытывающих трудности в адаптации

включает в себя метод оказания психологической помощи через

взаимодействие с животными и их символами;

- раскрывает дополнительные возможности в поведении и личности у

-обогащает социально-адаптированный поведенческий репертуар через

-обучает и тренирует такие механизмы, которые позволяют животным

максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в

гармоничном взаимодействии с окружающими.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В

РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов посредством арттерапевтических технологий для формирования эмоционального

благополучия детей в ДОУ.

Познакомить педагогов с опытом использования арт-терапевтических

технологий и их применением на практике.

Обучить педагогов приемам работы с крупой.

Снизить у педагогов эмоциональное напряжение.

Создать условия для самоанализа участниками собственного

Формирование индивидуального стиля творческой педагогической

деятельности каждого участника мастер-класса.

• Позитивные утверждения или аффирмации (от лат. affirmatio

"подтверждение") — это убеждающие высказывания, содержащие

вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую

в подсознании человека установку на положительные перемены в его

жизни. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы

почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и т. д. Понятие

аффирмации применяется в психологии самосовершенствования и

• Научные исследования последних лет показали, что вызванные

словом импульсы второй сигнальной системы поступают из коры

больших полушарий головного мозга во внутреннюю среду организма

и перестраивают жизнедеятельность тканей внутренних органов.

• Внимательно послушайте свою речь. Какие реплики вы произносите чаще всего, как вы

называете себя, как отзываетесь о своей жизни? Если человек говорит "Моя жизнь —

сплошной кошмар!", "Какой я дурак!", "Всё, что я делаю, зря!" — вся эта программа

записывается в подсознание и выдает полный набор неудачника. Наше подсознание

воплощает сказанное беспристрастно и безупречно. Так не лучше ли заложить в него

формулы удачи и успеха?

Психологические открытки как инструмент для

консультирования, тренингов и самопознания".

«Применение психологических открыток в

развитии личностной саморегуляции

участников образовательного пространства

В процессе организации арт-терапии и

реализуются следующие функции:

• 1) эмпатическое принятие ;

• 2) создание психологической атмосферы

• 3) эмоциональная поддержка;

• 4) постановка креативной задачи и

обеспечение ее принятия ;

• 5) отражение и вербализация чувств и

переживаний, актуализируемых в процессе

• Обеспечит эффективность эмоционального отреагирования,

придает ему даже в случае агрессивных проявлений социально

приемлемые допустимые формы; при этом открываются

возможности преобразования негативных эмоций в

позитивные. Такое преобразование осуществляется в тех

случаях, когда продукт эмоционального отреагирования

(коллаж, рисунок и др.) ведет к следующему: вызывает

катарсис за счет социальной выразительности формы;

• облегчит процесс коммуникации для замкнутых,

стеснительных или слабо ориентированных на сверстников

• окажет влияние на осознание человеком своих чувств,

переживаний и эмоциональных состояний, существенно

повысит личностную ценность, может вести к

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Направления в работе педагога-психолога

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Организация образовательного процесса в детском саду в современных инновационных условиях связана с рас­ширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Трансформация в дошкольном образовании в новую систему не обошла и наше дошкольное учреждение. Новая концепция нашего детского сада представляет собой совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов; занимает позицию личностно-ориентированных отношений, где главной социальной ценностью предстает ребенок, являющийся полноправным участником педагогического процесса.

В дошкольном учреждении разработан комплекс мер, направленных на создание развивающей предметно-пространственной среды, своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту благоприятных условий для развития, успешного обучения и формирования полноценной личности. ФГОС выделяет содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Эти задачи педагоги и специалисты нашего ДС решают интегрировано, в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие воспитанников.
В рамках сопровождения психологической службой в нашем детском саду осуществляется взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: с детьми, их родителями и педагогами. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду выстраивается нами как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, воспитания и социализации детей на каждом возрастном этапе, и обеспечивается как комплексная технология с применением современных методов психопрофилактики и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Психологической и методической службой совместно с педагогами вырабатываются общие цели, задачи, разрабатывается планирование образовательно-воспитательной деятельности, создается рабочая программа ДС, проводится анализ условий, анализ проблемных ситуаций, динамики развития воспитанников в воспитательно-образовательном процессе (по группам).

На современном этапе государством предъявляются высокие требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности и предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Поэтому педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию, обучаясь на курсах, овладевая необходимым арсеналом образовательных технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность детей. Педагоги готовы гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, творчески адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов, и склонностей воспитанников.

В профессиональной деятельности педагога-психолога применяется в интеграции целый комплекс технологий.

Педагогическому коллективу оказывается психологическая и методическая поддержка и помощь в построении образовательной траектории дошкольника, в создании индивидуального маршрута ребенка с учетом динамики развития ребенка, его достижений, возможностей, интересов и потребностей. Мы опираемся на такие образовательные достижения, которые есть у ребенка и составляют багаж его личности. Эти достижения, в свою очередь, служат оценкой качества образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду, оценкой эффективности педагогических воздействий.

Гуманизация образования, учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка стимулируют нас на поиски новых путей в образовательной деятельности, на использование современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.
В настоящее время в образовательном процессе выдвигается идеи развития и саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка, его активности и самостоятельности. Использование личностно-ориентированной технологии в нашем детском саду осуществляется как действующая воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.


Информационные компьютерные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям: так у детей с повышенными способностями после использования компьютерной технологии стимулируются мыслительные способности; у детей с проблемами в развитии – происходит выравнивание возможностей; у дошкольников с проблемами поведения (например, с гиперактивностью) - развивается произвольность, волевая регуляция.


По своей природе ребенок-дошкольник любопытен, ему присуща деятельность, направленная на познание окружающего мира. В целях развития мыслительных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), нами применяются в НОД технологии исследовательской деятельности, которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

По нашим наблюдениям использование технологии исследовательской деятельности позволяет значительно повысить интерес детей к образовательной деятельности и эффективность восприятия заданного программного содержания; способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.

Значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста несомненна. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, они социально активны, более толерантны, у них лучше развиты навыки взаимодействия, они действуют гибче, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится методам арттерапии и сказкотерапии.


Методы арт-терапии применяются с дошкольниками, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности. Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает на бумаге мир, принадлежащий только ему.

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд воздействует метод сказкотерапии. Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника: развитие эмпатии, доверительных взаимоотношений между детьми. Метод сказкотерапии способствует обогащению внутреннего мира ребенка, развитию его творческих способностей, способствует расширению и развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с окружающим миром.

Сказкотерапия – процесс переноса сказочных символов и смыслов в реальность, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. В сказке мы находим тот ресурс, который затем поможет ребенку, гармонизирует его эмоциональную сферу. Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

В процессе обсуждения содержания сказки, обращается внимание детей на то, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и, на примере героев, сказка хочет нас чему-то важному научить, а мы должны догадаться чему именно. В заключение совместно с детьми делается общий вывод, который подводит их к осознанию происходящих с ними событий: в каких жизненных ситуациях дети могут использовать тот или иной сказочный урок.

Таким образом, расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.

Применение на практике современных технологий невозможно без творчества и взрослого, и ребенка, а это расширение для дошкольника горизонтов окружающего мира, радостное проживание с ним настоящего, осмысление пережитого, моделирование будущего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.

Релаксация Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки , они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

С этой целью в работе с детьми нужно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входят в заданный образ.

 Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога можно использовать в таких направлениях: • методическое; • коррекционно-развивающее; • диагностическое; • организационно-методическое; • просветительское.

Информационная технология обучения

– это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога можно использовать в таких направлениях:

Возможности использования ИКТ в работе педагога-психолога: В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми? огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. широкие мультимедийные возможности ИКТ. возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка интерактивность компьютерных программ. экономия временных ресурсов.

Возможности использования ИКТ в работе педагога-психолога:

В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми?

Читайте также: