Информатика математика программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы 3 6 классы

Обновлено: 01.07.2024

Курс рассчитан на 17 часов в течение одного учебного полугодия. Занятие – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

ВложениеРазмер
vneuroch-5kl-komp-soprov-proekta.docx 37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №16

Приказ №………от……августа 2015г

курса внеурочной деятельности

на 2015-2016 учебный год

Курс рассчитан на 17 часов в течение одного учебного полугодия. Занятие – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

Цели изучения курса

Общая характеристика курса с описанием содержания

Авторская учебная программа состоит из пяти модулей, соответствующих различным направлениям кружковой работы:

Модуль 1 — учимся работать на компьютере;

Модуль 2 — учимся программировать на компьютере;

Модуль 3 — учимся рисовать на компьютере;

Модуль 4 — учимся анимации на компьютере;

Модуль 5 — учимся музыке на компьютере.

В рамках составленного курса внеурочной деятельности для 5 класса нами выбраны для обучения некоторые темы модулей 1, 3 и 4. Именно знание этих тем важно для компьютерного оформления проектной работы школьника среднего звена. Исходя из этого, предлагаются следующие тематические модули курса.

  1. Учимся оформлять доклады, рефераты.
  2. Учимся делать презентацию.
  3. Учимся общаться.
  4. Учимся организовывать досуг.
  5. Учимся совершенствоваться.

Сегодня парк домашних компьютеров становится все более многочисленным. Люди покупают компьютеры точно так же, как любую другую бытовую технику — телевизор, видеомагнитофон и т. д. Домашние компьютеры нередко превышают по своим возможностям ПК в школьных компьютерных классах, а используемое на них программное обеспечение современнее и сложнее.

Основная идея — научить пользователя любого уровня создавать с помощью компьютера разнообразные проекты (рефераты и доклады, открытки, рисунки и анимации, таблицы, презентации, коллажи и др.), используя современные программные продукты.

Изобразительное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни, а также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и взрослых. Оно развивает образное и абстрактное мышление, чувство прекрасного, что зачастую необходимо в учебе и работе, при проведении досуга.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее И КТ-компетенции).

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.

Описание места в учебном плане

Цветкова, Богомолова - Информатика. Математика. 3-6 классы Программы внеурочной деятельности для начальной и основной. ФГОС обложка книги

Аннотация к книге "Информатика. Математика. 3-6 классы Программы внеурочной деятельности для начальной и основной. ФГОС"

Иллюстрации к книге Цветкова, Богомолова - Информатика. Математика. 3-6 классы Программы внеурочной деятельности для начальной и основной. ФГОС

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа внеурочной деятельности

для учащихся 5-6 классов

Автор разработки:

Литвинюк Юлия Валерьевна

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Регулятивные:

получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИК

владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).

представление знаково-символических моделей на формальных языках;

планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;

Познавательные:

оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);

преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;

решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

освоение основных понятий и методов информатики;

выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);

развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);

освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

Коммуникативные:

соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Введение (1 час)

Раздел 1. Решение логических задач в графическом редакторе Paint (3 час)

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.

Раздел 2. Табличный способ решения логических задач (6 часа)

Раздел 3. Решение алгоритмических задач (10 часов)

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

Раздел 4. Выявление закономерностей (5 часов)

Работа в виртуальной лаборатории.

Раздел 5. Решение логических задач путем рассуждений (2 часа)

Задачи о лжецах. Логические выводы.

Раздел 6. Решение комбинаторных задач (3 часа)_

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Раздел 7. Разработка выигрышных стратегий (4 часа)

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Теоретическая часть. (Компьютерная безопасность. Техника безопасности в кабинете информатики. Полезные сайты. Информация)

Теоретическая часть. (Единичная система, древнеегипетская десятичная непозиционная система, система счисления, позиционная система счисления, развернутая форма записи числа, перевод целого числа из q-ичной системы счисления в десятичную, перевод целого числа из десятичной системы счисления в q-ичную, компьютерные системы счисления)

Раздел 3. Представление информации в компьютере (9 часов)

Теоретическая часть. Представление целых и действительных чисел в компьютере, мантисса, нормализованная форма, дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая, представление целых и действительных чисел в компьютере, дополнительный и обратный код, байт и символ, кодировки, ввод по коду, пространственная дискретизация, аналоговая и дискретная форма информации.

Теоретическая часть. (Высказывание, операции логического отрицания, дизъюнкции, конъюнкции, импликации, эквиваленции, логические формулы, таблицы истинности, законы тождества)

Практическая часть. (Выполнение практических работ, тест «законы алгебры логики, )

Теоретическая часть (Язык программирования, понятие простой величины, типы величин, линейные программы, алгоритмические конструкции, составной оператор).

Практическая часть (Создание первых программ с помощью языка программирования Pascal, составление блок схем).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса. ФГОС /2015-2016 год.

Рабочая программа составлена на основе :Сборника программ Информатика математика.Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного

Рассмотрено

На заседании МО __________

Согласовано

Зам директора по УВР

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

по информатике ФГОС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

для 6 класса

Учитель Мазий Елена Александровна

первая квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе :

Сборника программ Информатика математика .Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

Информатика математика .Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Цели изучения курса

Программа позволяет продолжить осваивать наиболее распространенные офисные программные пакеты по обработке текста и подготовки презентаций. Разделы этого курса расширяют изучаемые в курсе информатики 6 класса темы за счет использования практических и проектных работ.

Основной целью является развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Сформированные умения и навыки будут востребованы при изучении практически всех предметов основной образовательной программы в основной школе.

Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Решение задач – практическое искусство; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

Задачи программы

расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);

создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;

воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков информационно-логического характера.

Курс изучается в 6 классе по одному часу в неделю. Всего 34 ч. занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу .

Сформулированные цели и задачи реализуются через достижение образовательных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметных результатов, такие как:

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, информации в компьютерных сетях);

владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Развитие личностных результатов:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

формирование информационной и алгоритмической культуры;

формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

Контроль и оценка планируемых результатов.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, а именно:

применять сформированные умения и навыки работы на компьютере в практической деятельности и повседневной жизни.

уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты.

создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.

знать алгоритмы решения различных логических задач.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды контроля:

анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (с использованием редакторов WORD, POINT), редактирование текстов, создание презентаций (в POWER POINT), конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах, марафонах.

Содержание учебного курса

Программа состоит из 3 разделов:

Обработка текстовой информации;

Обработка информации в PowerPoint;

Решение логических задач.

Раздел 1. Обработка текстовой информации-12 ч.

Интерфейс текстовых редакторов. Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Раздел 2. Обработка информации в PowerPoint-10 ч.

Компьютерные презентации. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация. Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Раздел 3. Решение логических задач-12 ч.

Задачи на смекалку. Упорядочение элементов множеств. Закономерности. Взаимно однозначные соответствие. Логические выводы. Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях. Арифметические задачи. Лингвистические задачи.

Методическое обеспечение программы

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в первых двух разделах программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причём больше времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить и как самостоятельную деятельность, и как творческую (практическое выполнение упражнений, решение логических задач, загадок, работа в группах, викторины, игры и т.д.).

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;

индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;

групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партёром;

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственные связей.

Читайте также: