Где египтяне начали использовать живопись и что они изображали кратко

Обновлено: 03.07.2024

Египтяне – великая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории человечества. Культурное наследие Древнего Египта имеет высокую ценность. Живопись, которая процветала в этом древнем государстве, также является яркой и неординарной.

Все творчество египтян пронизано религиозными мотивами. В Древнем Египте человеческое земное существование являлось лишь переходом к загробной жизни, и не считалось важным этапом. Египтяне с самого рождения начинали готовить себя к смерти – уходу в иной, более совершенный мир. Это отразилось в живописи и других видах искусства.

Тематику картин в Древнем Египте можно назвать религиозно-культовой. Вся жизнь этих людей состояла из ритуалов, и это прослеживается в рисунках. Произведение живописи посвящены жрецам, религиозным обрядам, прославлению умерших и высших мистических существ. Однако такая узкая тематика не повлияла на таланты египетских живописцев. Многие произведения являются настоящими образцами искусства. Живопись Древнего Египта имеет особый стиль, который сложно сравнить с чем-либо другим.

Все картины египетских художников выполнялись в определенных рамках. Фигуры людей, богов и животных на изображениях, как будто подчинены некой схеме. Лицо принято было изображать в профиль, а саму фигуру – руки, ноги, часть туловища – в анфас. Природа на картинах живописцев Египта также выглядела весьма схематично.

Египтяне пользовались красками. Их изготавливали из минералов – извести, древесного и каменного угля, железной и медной руды. Древние художники не умели достигать игры цвета или полутонов. Однако основные цвета – белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый – долго не теряли яркости. Для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше.


Живопись Древнего Египта служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. Египтяне, в отличие от художников каменного века, делали центром своих произведений человека. Художники изображали целые сцены, с участием многих людей и богов с головами животных. Для египетской живописи характерна монументальность – порой изображения в храмах, которые создавали художники, достигали огромных размеров.

Искусство древней цивилизации подкупает зрителя своей глубиной и многогранностью. Этот период является важным этапом в истории развития живописи.

живопись

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

живопись

Каноны живописи в Древнем Египте

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

сетка

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

желтый фон

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

росписи гробницы номарха Хнумхотепа II

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

росписи гробницы Нефертари

Интересные факты

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

  • XIX Династия
  • XX Династия
  • XXI Династия
  • XXII Династия
  • XXIII Династия
  • XXIV Династия
  • XXV Династия

Живопись Древнего Египта



Расписанная стела

В Древнем Египте живопись наносилась на любую основу при строгом соблюдении установленных канонов, будь то для украшения стен храмов, гробниц или любого предмета погребального назначения. Справа — стела (расписанное дерево, 23 х 18 см), которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка и была найдена в гробнице писца Афенмута, должностного лица времен XXII династии, в Фивах. Декоративной темой данной части является культ Солнца. Б лю-кете солнечный диск пересекает небо на своей лодке, в то время как внизу Ра-Горахте, Владыка Неба с головой сокола, принимает угощение и восхваления от Афенмута


астенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи была стена с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносятся непосредственно на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Различие между живописью и рельефом почти отсутствует, потому как правила изображения идентичны в обоих случаях, а обе эти техники настолько связаны между собою, что могут изучаться вместе.

Размещение росписей и рельефов (внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен) подчиняется строгим нормам, диктовавшимся жрецами. Для египтян изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось то, что и в загробной жизни они будут располагать теми же благами, которыми пользовались также в жизни земной.

В Древнем Египте цель живописи и рельефа состояла в том, чтобы увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире. Поэтому художественный интерес как таковой отсутствовал. По этой причине египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств или эмоций. Как в живописи, так и в рельефе имеются два основополагающих принципа, которые воплощены во всех изображениях: правильность геометрических форм и созерцание природы. В процессе работы художник следует образцу, методу с жесткими правилами. Темы же всегда одни и те же.

С другой стороны, магические достоинства изображения и живописи в значительной степени зависели от качества росписи, и отсюда та тщательность, с которой они выполнены, притом, что качество графики имеет такое же важное значение, как и заключенное в их формах содержание. В живописи образ и слово сосуществуют, и сцены всегда сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения. Сочетание форм живописи и надписи являет собой совершенство. Графика придает силу до такой степени, что живопись и рельеф кажутся одним большим иероглифом, в котором гармонично сосуществуют пиктограммы и фигуры. Это впечатление усиливается применением дополнительных надписей, наподобие повествовательных полос на нейтральном фоне.

1. Правила в изображении человеческой фигуры

Туринский папирус

Сцена на одном из папирусов 'Книги мертвых', которая хранится в Египетском музее Турина (Италия). Эта знаменитая книга, нарисованная и написанная во времена XVIII династии, являет собой великолепный пример высокого уровня развития и совершенства, которого достигла живопись в Древнем Египте. Воспроизведенная здесь сцена позволяет оценить нормы, установленные для того, чтобы различать при помощи цвета кожи или размера и расположения персонажей один пол от другого н разные социальные ранги

Самое главное при изображении фигуры человека — это то, чтобы можно было прекрасно различить каждую из частей тела. Так, чтобы изобразить глаз, его следует представить таким образом, чтобы он был узнаваем. Нарисованный в профиль, глаз получился бы перекошенным, поэтому его надо изображать анфас. Однако голова вполне различима в профиль, так как, помимо прочего, она в ясной и отчетливой форме включает в себя изображение носа и рта. Таким образом, человеческая фигура изображается посредством сочетания различных точек зрения. Как результат, фигура в одинаковой степени включает в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль.

Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках. То, что придает фигуре согласованность и соединяет в единое целое различные точки зрения, — это протяженность силуэта благодаря контуру. Нормативным, наиболее употребимым является правый профиль; но используется также и левый.

Для установления пропорции нарисованных сцен древние египтяне чертили на стене сетку и уже по ней размещали фигуры с соответствующими их размерами.

Исходным пунктом была стоящая человеческая фигура, которая обычно изображалась при соблюдении установленных размеров идеального образца. Единицей измерения служила какая-нибудь часть руки или ладони (как правило, речь идет о кулаке или локте), размеры которых выверялись по квадратам сетки в четкой пропорции эквивалентности.

Древний образец фигуры состоял из 18 квадратов (четырех больших локтей), между тем как новый образец начиная с саисского периода стал насчитывать 21 квадрат, отчего фигура стилизовалась.

2. Иерархия символов

рагмент расписанной стены

Сцены из крестьянской жизни (Париж, Лувр) орнаментировали стены погребальной часовни писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами Амона во времена XVIII династии. Выстроенные во фризы, эти сцены показывают повторяющееся изображение выполняющих различные сельскохозяйственные работы крестьян, с телами цвета красноватой охры, облаченных в белые набедренные повязки. Передано с исчерпывающим описательным стилем и условностями, которые не исключают созерцания природы

Эти правила применяются с большей строгостью в случаях, относящихся к персонажам с высоким социальным статусом. Низшие социальные слои (ремесленники, крестьяне, прислуга) изображаются со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Тогда наблюдается большая легкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции. Такие фигуры, следовательно, отражают больший реализм не только своим взглядом, но также своими динамичными жестами и позами. Тем самым исчезает почтение, привносимое священным.

3. Изображение животных

В отличие от изображения человека, в воспроизведении животных применяются все имеющиеся средства выражения с целью добиться максимального натурализма. Животные получаются с превосходно выписанными деталями, их тело наделено живостью, которая контрастирует со скованностью человеческих тел. Художник несколько отходит от условностей и наносит легкие штрихи. Применение цвета сопровождается массой оттенков. Этот контраст между изображениями людей и животных сохраняется на протяжении всей истории египетского искусства.

4. Понимание пространства и композиции

В египетской живописи отсутствуют пространственные возможности, фигуры выглядят плоскими и помещаются в пространство, которое никак не скрывает подобную внешность форм. Тем не менее должны присутствовать все элементы, необходимые для того, чтобы объемный характер изображения мог быть разгадан. Трехмерная действительность, с другой стороны, выражена в ряде необходимых условностей, которые сохранялись в течение 30 столетий истории этой цивилизации. Когда имеет место попытка представить фигуры вглубь, то они накладываются друг на друга. На одной из картин из гробницы Небамуна (Лондон, Британский музей) стадо быков расставлено в горизонтальный ряд, что следует интерпретировать в объемном ключе. Для придания такого ощущения изображение животного воспроизводится ступенчато, в горизонтальном направлении, — в формуле, которая дает понять, что фигуры расположены одна за другой. В других случаях направление ступенчатого расположения является вертикальным, как это можно увидеть на стеле Ментуесера (V династия, гробница в Абидосе), на которой яства на столе жертвоприношений изображены в виде большой горы.

5. Горизонтальные полосы и рисунки

В живописи и рельефах изображения распределяются горизонтальными полосами, разделенными линиями. Такие композиции, составленные из наслоения рисунков, обычно оставляли место в центре для более важной сцены. Изображение напластованными слоями отражает навыки, свойственные аграрной культуре. Поэтому так скрупулезно рисуются земельные участки, огороженные под культуры.

Это получает очевидное отражение в художественных композициях, которые практически всегда располагаются в строгом порядке посредством разделения поверхности изображения на горизонтальные полосы, на которые помещаются рисунки.

Пространство сводится к двум схематическим геометрическим измерениям. Внутри каждой из полос различные фигуры и элементы также размещаются последовательно, хотя они и не связаны между собой.

Фон обычно не является образным, то есть не существует воспроизведения сценической декорации, в которой развивается действие. Не передается также и время. Единственным исключением является символическая сцена путешествия души, сцена болот, в которой изображается пейзаж с птичками, цветами лотоса и тростниковыми зарослями.

6. Символическое применение цвета

Роспись из гробницы Нахта

Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, была, как правило, не очень широкой, поскольку ее применение не было точной проекцией действительности, а отвечала строгим нормативам, установленным канонами. Эти нормативы применялись даже в сценах более свободного по форме исполнения, в которых самые простые слуги выполняли всевозможные крестьянские и ремесленные работы. На рисунке из погребения писца Нахта (Фивы) изображена выжимка винограда

В египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской форме.

Применение цвета отвечало заранее установленной программе. Каждый из цветов обладал конкретной символикой. То есть цвета выступают носителями ценностей, представляющими суть вещей, выходящими за рамки внешней видимости и потом — за рамки своей декоративной функции. Аналогичным образом широкое использование драгоценных камней и таких металлов, как золото, всегда преследовало такую символическую цель, которая не имеет никакого отношения к меновой стоимости. Их применение отвечало, таким образом, способности камня вызывать духов, а также качествам и достоинствам, связанным с его цветом и яркостью отблеска. Феномен ежегодного наводнения в Египте вызывался, как уже говорилось, дождями в Центральной Африке, которые питали оба рукава реки: Белый Нил, бравший свое начало в озере Альберт (на границе Заира и Уганды), Голубой Нил, истоки которого находились в Абиссинии (Эфиопия). Оба рукава сливались на уровне Хартума (Судан) и текли вместе до самого устья.

В середине июля воды выходили из берегов. Этому явлению предшествовал паводок на Белом Ниле, окрашенный в зеленый цвет из-за ила, который увлекала с собою вода, пересекая обширные топкие пространства. На этой стадии за ним следовало другое половодье, в котором вода окрашивалась в красный цвет благодаря железистым наносам. После спада воды земля оказывалась удобренной скоплением отложений иловатой глины. Вероятно, именно созерцание этих цветовых переливов вод реки позволило установить изначальные значения цвета в египетской живописи

Так, зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах.

Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. По этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался в красном цвете. Ярко-красный мог символизировать также кровь и жизнь.

Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса.

Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам.

Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий, цвета ляпис-лазури, символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни.

Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины применялся темно-красный или коричневый цвет.

Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах.

В разные времена тон фона был различным. От сероватого, характерного для Древнего Царства, осуществляется переход к бледно-желтому при Новом Царстве и цвету охры впоследствии.

Живопись Древнего Египта весьма разнообразна. Несмотря на некоторую условность, изображения позволяют окунуться в мир одной из древнейших цивилизаций. Египтяне проявили себя искусными художниками. Рисунки и надписи, оставленные рукой тех мастеров, являют собой череду шедевров.

Содержание

Всю поверхность гробниц и храмов заполняли разнообразными рисунками, на которых соседствовали боги и люди. Поскольку земное существование считалось лишь вехой на пути к вечной жизни, религиозно-культовая тематика занимала в живописи центральное место. Картины были призваны прославить усопшего и обеспечить его всем необходимым в загробной жизни.

Омовение мертвых. Роспись в гробнице писца Небамона

Омовение мертвых. Роспись в гробнице писца Небамона. 1390-1349 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Постепенно сложилась серия изображений, которые сначала украшали заупокойный храм и гробницу фараона и членов царской семьи, а после были заимствованы знатью. С возникновением храмов живопись появилась и на их стенах. Кроме того, разнообразные рисунки украшали дворцы царей и дома вельмож.

Портрет Нефертари. Роспись из гробницы Нефертари. Долина цариц

Портрет Нефертари. Роспись из гробницы Нефертари. Долина цариц, Египет

Правила рисования

Существовал определенный канон, по которому формировалась картина. Лицо и ноги человека изображались в профиль, плечи и глаза — в фас, а корпус — с поворотом в три четверти. Фараона либо знатного человека рисовали стоя либо сидя, с прямой спиной, со спокойным и невозмутимым лицом. Мужчины на рисунках имели темно-коричневую кожу, женщины — желтую. От положения в обществе зависел и размер изображаемого. Фигура фараона значительно возвышалась над остальными.

Древнеегипетский канон изображения человека

На любых картинах, как и на скульптурах, фигура фараона должна была передавать величие и спокойствие. Именно это обусловливало статичный вид царских особ. Более вольные позы допускались в изображении простых людей, а наибольшую свободу художник имел при передаче животных и птиц.

Сцены, иллюстрирующие труд обычных людей, позволяли при необходимости отойти от канона. Здесь позы более естественны, лица и движения наполнены эмоциями. Изображения животных и птиц предоставляли свободу таланту и мастерству художника. Они прорисованы так тщательно, что кажется, будто вот-вот сойдут со стен.

Рисунок гиппопотама. Около 1479— 1425 гг. до н. э.

Рисунок гиппопотама. Около 1479— 1425 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Считается, что египтяне во время рисования применяли не перспективу, а аспективу. Аспективный подход предполагал отображение не видимого облика тела, а истинного знания его качеств. Человека либо животное рисовали сбоку — с помощью такого приема можно было передать движение, разделить человека стоящего и идущего. Вид сверху использовали при изображении врагов, темных сил.

Огромное значение имел цвет:

  • Белый считался цветом ритуальной чистоты и сакральности. Его использовали для одеяния людей на рисунках.
  • Зеленый символизировал рост и жизнь. Бог Осирис изображался с кожей зеленого цвета.
  • Красный был ему противоположен, это цвет огня и крови, безжизненной пустыни, опасности, гибельных сил, смерти. С красными глазами и ушами рисовали бога Сета.
  • Синий — цвет вод Нила, жизни и возрождения.
  • Желтый — цвет солнца, символ вечного и непреходящего.

Картины писались техникой темперы. Красящие пигменты добывали из охры (для красного и желтого цветов), малахита (для зеленого), угля (для черного), гипса (для белой краски), различных соединений меди, кремния и кальция (для синих оттенков). В качестве связующих компонентов использовали яичный белок или водный раствор гуммиарабика.

Изображение в окаймлении надписей располагалось поясами. Пробелы не допускались, поэтому одной из задач художника было не только запечатлеть необходимые сцены, но и грамотно разместить их вдоль всей поверхности.

Сюжеты в живописи

Мотивы для изображения также не выбирали произвольно. В мастерских имелись образцы, из которых в каждом отдельном случае комбинировали сцены украшения гробниц. Так, обязательным атрибутом любого заупокойного храма были изображения с оплакиванием умершего. Запечатлевались и моменты подношения даров, которые должны были обеспечить пропитание умершего в потустороннем мире, а значит, его загробную жизнь.

Погребальная процессия

С точностью художники изображали сюжеты из повседневной жизни. Однако за кажущейся естественностью также скрывался ряд правил, которым необходимо было следовать при написании фигур.

Большое распространение получили сцены погребения умершего и его путешествия в царство Дуат.

Амарнский период в живописи

Как и в скульптуре, в изобразительном искусстве также выделяется амарнский период. Религиозная реформа Эхнатона поощряла применение экспрессивных средств, используемых в изображении царственного величия. Условная схема фигуры сохранилась, но общий канон изменился.

Позы более не отягощались неподвижностью, в изображении появились динамизм и эмоции. Акцент делали на передаче особенностей лица и фигуры.

Все отмеченные изменения появились благодаря тому, что именно во время правления Эхнатона в силу вступил культ жизни. Вопреки предшествующему культу загробной жизни, важным стало то, что происходило здесь и сейчас.

В искусстве амарнского периода впервые в истории Египта появился пейзаж, который прославлял красоту природы. Многие залы и дворцы расписывались в пейзажном стиле: по полу текла река или покоилась гладь озера с кувшинками, на стенах — заросли камыша, на потолке — безоблачное небо с летящими птицами. Амарнский период стал для египетской живописи глотком свежего воздуха. Изображения этого времени проникнуты чистотой и радостью.

Маски и саркофаги

Совершенно отдельное направление составляют живописные изображения на масках и саркофагах.

В процессе мумификации тело человека теряло свой естественный вид, особенно страдало лицо. Для того чтобы сохранить изображение лица умершего и обеспечить его душе путь к возвращению, на лицо накладывали маску.

После мумифицирования тело помещали в деревянный гроб, а затем в саркофаг. Саркофаги изготавливали в виде дома или в форме очертаний человеческого тела. Их покрывали росписью и текстами молитв. Таким образом, живопись не только украсила и разнообразила жизнь египтян, но и сохранила для нас многие важные детали истории, быта и верований этого народа.

Антропоморфный саркофаг. 1000—945 гг. до н. э.

Антропоморфный саркофаг. 1000—945 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Важно разделять погребальную и посмертную маски. Последняя представляла собой слепок с лица умершего. В отличие от подобного слепка, в погребальной маске портретное сходство было необязательным.

Читайте также: