Информация об ордене иезуитов и его деятельности в россии в 18 19 веках кратко

Обновлено: 08.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Продолжение рассказа об истории Оршанского коллегиума иезуитов и деятельности ордена в Беларуси.

Таким образом, иезуиты первыми из всех орденов католической церкви признали новую власть, выразили ей полную покорность, призвав тем самым полочан последовать их примеру. Так, конкретным делом члены ордена стремились доказать, что они являются самыми верноподданными Екатерины II.

И императрица не замедлила отблагодарить монахов общества Лойолы за послушание: 8 октября 1772 г. она запретила католическому епископу вмешиваться в дела ордена, взяв с него письменное подтверждение.

Такой всенародный поступок богатого и влиятельного ордена произвел сильное впечатление на католиков, и к новому году все белорусское духовенство было приведено к присяге, а русское правительство изумлено было могуществом влияния иезуитского общества на туземное духовенство и народонаселение и не могло не принять к сведению этого факта.

Так, получив покровительство императрицы, орден продлил себе жизнь в восточной Беларуси еще на полвека.

Этот документ Верховного понтифика было поручено привезти в Петербург епископу С.И.Сестренцевичу. Однако Станислав Черневич приехал в столицу раньше. Он побывал на приеме у влиятельнейшего З.Г. Чернышева, симпатизировавшего полоцкому ректору, и в результате стараний последнего эта булла не была обнародована в России: Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы. С этого года Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи.
Фактически, своим поступком Екатерина II продемонстрировала всему миру желание руководить государством самой. И даже вопросы, касающиеся прерогативы римского понтифика, решаются и будут решаться в дальнейшем только ею, без всякого вмешательства наместника Бога на земле.
29 сентября 1773 г. виленский епископ В.Массальский прислал С.Черневичу письмо, в котором рекомендовал ему, а также руководителям других иезуитских учреждений Восточной Беларуси следить за точным исполнением всех обязанностей своих подчиненных и соблюдать строжайшую дисциплину, оставаясь легальными иезуитами.

Вскоре, а именно 22 октября 1773 г. Станислав Черневич получил послание от мазовецкого провинциала Казимира Соболевского, постоянным местопребыванием которого была Варшава. Отсюда он управлял основной частью белорусских иезуитов. В нем К.Соболевский перекладывал власть провинциала на Черневича, назначив его вице-провинциалом.
В ноябре 1773 г. С.Черневич, Г.Ленкевич и Ю.Каттенбринг поехали в Петербург, куда их по желанию Екатерины II вызвал белорусский генерал-губернатор З.Г.Чернышев .

В начале января 1774 г. российская монархиня через З.Г.Чернышева объявила об освобождении иезуитов от всех налогов и еще раз сурово запретила не только оглашать, но даже привозить в Беларусь кассационную буллу. О происшедших событиях Черневич уведомил двумя письмами папского нунция в Варшаве Гарампи, но ответы на них не получил.
Между тем, граф З.Г.Чернышев, очарованный влиянием умного иезуитского вице-провинциала, искал любую возможность, чтобы выказать ему и всем членам ордена свое расположение.

Истинной же причиной появления этого документа историки считают то, что иезуиты являлись выразителями интересов шляхты и духовенства, выступавших за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г.

Думаю, что не последнюю роль сыграл и имущественный вопрос: члены ордена были сторонниками своего детища униатской церкви, храмы которой царизм планомерно переводил в православные.

Материал взят из книги
Т.Б. БЛИНОВА. ИЕЗУИТЫ В БЕЛАРУСИ (Их роль в организации образования и просвещения). - Гродно: ГрГУ, 2002. 425 с. ISBN 985-417В УДК 930 ББК 63.3 Б69

Борьба с западным влиянием — давняя российская традиция. В прошлые века государство сражалось с пропагандой католицизма, которую вели иезуиты.

В 1540 году создание монашеского ордена Иисуса, членов которого называли иезуитами, стало своеобразным ответом Ватикана на распространявшиеся по Европе идеи Реформации. Папа Римский был вынужден изобрести действенное оружие против популярных тезисов Мартина Лютера. При этом главной целью новообразованного монашеского ордена провозглашалась не столько контрреформация, сколько миссионерская деятельность и создание религиозных учебных заведений.

Иезуиты отправились на Восток. Одни из них сложными путями добирались до загадочного Китая, другие принялись пристально разглядывать на ещё очень неточных картах московитские земли.

Иезуиты 1.jpg

Взгляды Римско-католической церкви на Россию и на населявшие её народы были непростыми. С одной стороны, московиты верили в Иисуса Христа и возносили молитвы Богородице, с другой, — делали это согласно византийским обрядам и не признавали верховенство Папы Римского. Их нельзя было считать язычниками, как коренные народы Америки или Африки, но и стопроцентными христианами Ватикан назвать их не мог. Поэтому в переписке католических священников православные именовались схизматиками, то есть раскольниками, отпавшими от истинной веры после разделения церкви на восточную и западную в 867 году.

Попытки вернуть заблудших православных в лоно истиной церкви предпринимались неоднократно. Споры с византийским патриархатом закончились в 1453 году после захвата Константинополя турками-магометанами. Сыграли свои роль и монголы, хозяйничавшие на бескрайних северных просторах. Как только их власть ослабла, состоялся Ферраро-флорентийский собор, провозгласивший так называемую унию. Согласно этому документу, догматические расхождения между католиками и православными отходили на второй план. Адепты восточных церквей признавались равными католикам по статусу, им разрешалось проводить службы по собственным обрядам. Главным условием для униатов или греко-католиков было признание верховной власти Папы Римского. Под этим документом подписались многие православные иерархи, в том числе митрополит Киевский и всея Руси Исидор.

Когда в Москве узнали о таком поступке духовного отца, разразился скандал. Великий князь Московский не собирался признавать над собой власти какого-то там папы, пусть даже только в церковных делах. Это дало повод государю всея Руси Василию II объявить о независимости московской митрополии от Киева. Подмять под себя Русь Ватикану опять не удалось.

Иезуиты 2.jpg

47-летний монах считался в ордене специалистом по самым сложным и деликатным делам. В иезуиты сын мантуйского ювелира вступил в 25 лет. Одной из первых его операций стала командировка во Францию. Поссевино очень быстро сумел настроить католиков Авиньона и Тулузы против тамошних гугенотов и спровоцировал кровавую резню за несколько лет до знаменитой Варфоломеевской ночи. За такие заслуги он был назначен секретарём генерала ордена. В 1578 году Поссевино был откомандирован в Швецию, король которой недавно впал в грех лютеранства. Вернуть скандинавскую страну в лоно католической церкви иезуиту не удалось, но религиозные беспорядки он организовал. Поездку на Восток в страну русских схизматиков Поссевино счёл очередным почётным поручением.

Папский легат прибыл в ставку Ивана Грозного в Старице в августе 1581 года. Большие оказанные почести заставили итальянца думать, что склонение Руси к унии окажется несложной задачей. Царь Иван и сам давал повод к этому: ещё в 1573 году, когда при избрании нового польского короля рассматривалась его кандидатура, Иван Васильевич намекал, что ради обладания польским троном он согласен подчиниться папе. Шляхтичи в итоге выбрали другого кандидата, и царь больше не поднимал вопроса об унии, однако в Ватикане запомнили, что ради выгоды русский царь способен изменить вере предков. Этим и решил воспользоваться Поссевино. Он много раз и подолгу беседовал с Иваном Васильевичем на религиозные темы. В этих разговорах царь показался ему веротерпимым человеком широких взглядов. Позже оказалось, что Иван Грозный лишь тянул время. Как только в феврале 1582 года между ним и Стефаном Баторием было заключено Ям-Запольское перемирие, тон его бесед с иезуитом резко изменился. Вскоре царь, не простившись с папским легатом, отбыл в Москву. Итальянцу пришлось последовать за ним.

Иезуиты 3.jpg

На ближайшую сотню лет попытки проникновения иезуитов на Русь окажутся тщетными. Лишь одному тайному иезуиту удалось в 1689 году посетить Москву в качестве посла польского короля Яна Собесского. Ещё пара монахов добралась до Восточной Сибири через Китай и способствовала заключению Нерчинского договора между русскими казаками и подданными богдыхана.

Послабление католикам вышло лишь в правление царевны Софьи, когда в Москве была открыта миссия иезуитов. В школе при миссии, где уроки велись на русском языке, училось много детей московской знати. Благородные отпрыски постигали там не только арифметику и латынь. В 1735 году в русский плен попал бывший московский дворянин Алексей Лодыженский, который после обучения в школе иезуитов сам вступил в орден и уехал в Польшу. Отступника от православия сослали в Тобольск.

При Петре I и его наследниках отношение к католикам в России стало гораздо терпимее. При этом православие оставалось главной религией, всецело поддерживаемой государством. В 1768 году Екатерина II постановила, что ни один российский католик не должен выполнять распоряжение Папы Римского, пока оно не будет утверждено её императорским величеством. Этот законодательно закреплённый приоритет российского закона над общеевропейским привёл к парадоксальной ситуации. В 1773 году под давлением европейских монархов, недовольных возросшим влиянием иезуитов в их государствах, папа Климент XIV объявил о роспуске ордена. Екатерина II почему-то не ратифицировала папский указ, и Россия стала чуть ли не единственной европейской страной, где орден иезуитов не только продолжил действовать, но и усилил своё влияние. За границей монахи ордена Иисуса находились под запретом, а в России они открывали академии и другие учебные заведения. Благородный пансион иезуитов в Санкт-Петербурге стал модным местом учёбы для отпрысков столичной аристократии.

Иезуиты 4.jpg

Реанимированный орден слишком рьяно начал миссионерскую деятельность по всему миру, в том числе и в России. В традиционно православной стране быстро стало увеличиваться число переходов в католичество, особенно среди проживавших в Петербурге дворян. Иезуиты активно действовали и в провинции: их миссии появились в Одессе, Астрахани и Саратове. В 1816 году император Александр I в ответ на многочисленные жалобы православного духовенства о массовом переходе паствы в католичество повелел членам ордена покинуть Петербург и Москву и запретил им въезд в оба города. Центром деятельности иезуитов в России стал Полоцк. Однако активность католической пропаганды это не снизило.

Иезуиты 5.jpg


Конституция ордена Иисуса (официальное название Общество Иисуса), была окончательно утверждена и подписана в Риме Павлом III в 1540 г., и иезуиты всецело посвятили себя служению папе, дав ему клятву безусловного повиновения.

Начнём с цитаты Эдмона Пари из книги "Тайная история иезуитов", которая вряд ли удивит читателей портала Крамола:

Иезуиты - это шпионы и наемные убийцы католической церкви. Те, кто верит в то, что орден иезуитов - это религиозная организация, жестоко ошибаются. Они есть и всегда были политической структурой во всех отношениях. Это политический инструмент воздействия на общество с помощью сказочных персонажей и ритуалов, заимствованных из более древних религий. Разделение на церковную и светскую власть для католической церкви фиктивно и не имеет никакого значения, т.к. она неусыпно и неустанно работает ради приобретения власти мировой, - и не гнушается никакими средствами. Ее власть зиждется на массовых убийствах, пытках, массовом грабеже, организованных преступлениях, оболванивании населения и отсекания его от настоящей духовности и магической силы. Она контролировала королей, королев, знать, президентов, правительства и почти каждого, кто имеет какую-то власть.

ИЕЗУИТЫ. ПЕРЕДЕЛ ИСТОРИИ

Хроника изгнаний

Иезуиты были изгнаны за свою политическую деятельность из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден был на 40 лет даже ликвидирован в 1773 г. папой Климентом XIV (булла "Dominus ас Redemptor"). Однако в 1814 г. Пий VII восстановил орден для борьбы против революционных движений. Тем не менее дурная слава иезуитов приводила их и далее к конфликтам с властями и к запрещению их деятельности (например, в Германии с 1872 по 1917 гг.).

В середине XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой, принявшей католичество, где основали ряд учебных заведений, издали около 350 теологических сочинений. С их помощью Польша постоянно конфликтовала с Русью. В конце XVI века в Львов прибыл мощный католический орден - иезуиты, которые были умными, образованными и богатыми.


Источник символики доллара.

Иезуиты в Китае

В 1583 году в Китай прибыл учёный-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), и китайцы-католики, наравне со сторонниками других религий Китая, свободно проводили богослужение там и основывали свои школы.

ИЕЗУИТЫ. ПЕРЕДЕЛ ИСТОРИИ

Миссионер и "блистательный иезуит" Маттео Риччи проник в хоромы высших сановников, одевался в халат мандарина, "уверовал" в конфуцианство, объявив его логическим завершением христианства (католического толка, разумеется), знакомил азиатцев с картографией, техническими и научными достижениями Запада и готовил сановников Империи к приезду из Европы "специалистов" по истории.

До появления в Китае М. Риччи, никаких династических хроник в Китае не писали! Т. е. "скелета", по которому можно было "набросать" хотя бы в черновике историю Китая, не существовало. Она всё-таки была написана, но только прибывшими вслед за Риччи поколениями иезуитов, на что у них и ушли многие десятилетия.

ИЕЗУИТЫ. ПЕРЕДЕЛ ИСТОРИИ

Иезуиты в Индии

Исследователь религиозной жизни Европы немец Генрих Бемер, оставил описание того, как проник в Индию и охмурял в ней брахманов иезуит Роберт де Нобили: "С этой целью он сам превратился в синиази, или кающегося брахмана. Он купил себе шапку огненно-красного цвета, покрывало, красно-жёлтую одежду из муслина и деревянные башмаки кающегося синиази. Затем он обрил себе голову, украсил уши огромными серьгами, выкрасил лоб жёлтой мазью из сандалового дерева, являющейся отличительным признаком брахманов, и поселился в землянке, где жил в уединении в течение целого года, питаясь овощами и водой.

Этим путём ему удалось обратить на себя внимание брахманов, и те, в конце концов, стали посещать его. Уверив их клятвой в древней знатности римских брахманов, он достиг полного успеха в своём притворстве. Он говорил так же, как брахман, писал работы на тамильском языке, в которых христианство, странным образом перемешанное с индийской мудростью, приняло вид совершенно индусского учения". Даже спустя 20 лет после смерти Роберта-Татувы в Южной Индии, где он миссионерствовал, остались его последователи - 250 000 индусов-католиков!


Официальная версия истории ордена Иезуитов в России

Иезуиты действовали против России и за ее пределами, так они выступали против русского присутствия в Китае, конкретно против Русской духовной миссии в Пекине, из-за иезуитов в Китай не пустили святителя Иннокентия (Кульчицкого), он должен был возглавить миссию и Пекинскую кафедру.

Особое покровительство ордену оказывала императрица Екатерина II. Она не поддержала католических монархов Европы, которые вынудили папу Климента XIV в 1773 году ликвидировать орден. И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально.

Свою деятельность они продолжили и в первые годы правления Александра I, количество членов ордена значительно выросло, развились его структуры.

Перемена в отношении ордена произошла после папской буллы 1814 года, восстанавливающей орден, российским правительством иезуиты стали рассматриваться как агенты иностранного влияния.

Иезуиты и на самом деле зарвались. В 1815 г. иезуитский епископ Баландре на проповеди в петербургском храме святой Екатерины открыто заявил о превосходстве католической Церкви над Православной, а летом этого же года иезуиты переманили в католичество А.А. Голицына, племянника обер-прокурора Синода Александра Голицина и родственника фельдмаршала Михаила Кутузова. Племянника с помощью мудрого пастыря и богослова святителя Филарета, митрополита Московского вернули в Православие, а всех иезуитов выслали из столицы (указ от 20 декабря 1815 года).

Согласно указу, иезуитские коллегии и академии были упразднены, имущество конфисковано. 317 иезуитов, которые не пожелали выйти из ордена, были депортированы из России.

Материалы по теме

Уже множество независимых исследователей пришло к выводу о том, что все беды нынешнего человечества, включая и социальную несправедливость, паразитизм хищников-потребителей и низменные деградационные наклонности, имеют в своих истоках отнюдь не "человеческую природу", а результат вмешательства в нашу историю паразитической сатанинской "внешней силы".

Когда я впервые осознал истинный масштаб того, что раскрывает конструкция конференц-зала Папы, я был потрясен. Несмотря на 10 лет моих исследований мировой элиты, мирового контроля, оккультизма, сокрытий, символики. Вы слышали о конференц-зале Папы?

В США уже более двух лет развивается истерия о связях Дональда Трампа с Россией и вмешательстве последней в президентские выборы в США. Эта истерия в основном исходит от представителей международных глобалистских нео-марксистских структур, представленных в США Демократической партией. Независимые аналитики же говорят не о русском вмешательстве, а об израильском.

А вот ещё:

Как средневековые святые наказывали людей


Сегодня христианских святых часто представляют кроткими, благосклонными к людским слабостям, почти что всепрощающими. Столетия назад их изображали куда разнообразнее: были среди них и добросердечные защитники человечества, и суровые, а иногда по-настоящему жестокие личности.

Разберемся в том, как и за что средневековые святые могли покарать человека болезнью или даже убить и что эти случаи говорят о жизни в те времена.

Защита и опора: кара за посягательство на слабых

Пожалуй, больше всего с современными представлениями согласуются эпизоды средневековых источников, где святые карают людей за злодеяния против тех, кто значительно слабее преступника. Описания этих случаев пугали даже спустя столетия. Например, в XIX веке издатель жития Геральда Аврилакского (Орильякского) в серии Patrologia Latina не решился включить следующий эпизод в печатный текст — фрагмент увидел свет гораздо позже.

Итак, одна женщина из Лиможа посетила гробницу святого Геральда. На обратном пути ее изнасиловал некий всадник. Хотя любое нападение на паломников осуждалось, его не остановил ни тот факт, что она возвращалась из святого места, ни само имя Геральда. Вскоре — очевидно, по воле святого — у преступника разложились и отвалились гениталии. Даже после этого он не раскаялся в содеянном, хотя составитель жития явно ожидал этого: для средневекового человека такая внезапная болезнь была понятным знаком, требующим покаяния. Однако грешник не признал своей вины, поэтому через несколько дней утонул в реке, а значит, не смог покаяться в грехах даже перед смертью — такой участи страшился любой христианин той эпохи.


Такой тип наказания свыше вполне понятен и сегодня. Но в этом житии немало других примеров пугающе, с нашей точки зрения, жестоких кар, причем за куда меньшие преступления. По воле святого нарушителей норм поражают внезапные болезни, у них отсыхают руки, с их тел в одно мгновение слезает кожа. Парадоксально, но все эти факты не делают Геральда жестоким, с точки зрения составителей его жития.

Напротив, они постоянно подчеркивают, насколько мягким человеком он был. Святой происходил из знатной семьи и мог стать воином, как и поколения его предков. Вместо этого он отказался от светской жизни и брака и основал на своих землях монастырь, где потом и упокоился. В житии упоминается, что приближенные Геральда называли его робким, застенчивым, едва ли не женоподобным. Также агиографы сообщают, что за всю жизнь в миру он не нанес ни единой раны — как и сам не был ранен, хотя участвовал в боях.

В какой-то мере эти описания можно считать общим местом, характерным для житий, — святого необходимо изображать благостным и кротким, не приемлющим насилия. Однако отчасти в этих характеристиках проявился и специфический средневековый взгляд на суровые кары. Исследователь жития Геральда Мэтью Кюфлер пишет:

Среди чужих: жестокость святых к иноверцам

В ответ будущий святой устроил крестный ход, и при виде его часть иноверцев упала замертво, а остальные вмиг ослепли. Впрочем, Леонтий немедленно оживил мертвых и вернул зрение слепым, — поразившись его чудесам, меряне добровольно крестились.

Не всем христианским миссионерам везло так, как Леонтию (впрочем, некоторые редкие варианты его жития сообщают, что впоследствии он таки был убит язычниками). Куда чаще клирики, отправляющиеся в чужие земли, становились жертвами местных жителей, не желающих отказываться от своей веры. Образы святых, способных уложить толпу чужеземцев замертво, а потом оживить, показывали и силу христианской веры, и то, какие почти невыносимые трудности ждали тех, кто отправлялся в дальние края с духовной миссией.


За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

В чужой монастырь: святые в борьбе за земли и имущество


Историк Александр Медведь замечает:

Похожие эпизоды есть и в западноевропейских житиях. Например, уже упомянутому Геральду Аврилакскому, также происходившему из влиятельной семьи, пришлось защищать монастырь от собственного племянника. Тот вместе со своими людьми решил ограбить обитель, стоящую на дядиных землях. Святой Геральд явился нечестивцу во сне, ударил его по голове и пригрозил немедленной смертью, если тот не оставит монахов в покое. Позже на монастырскую собственность посягнули еще несколько человек, и все они умерли при страшных обстоятельствах: скажем, с мальчика, укравшего из церкви алтарный покров, полностью слезла кожа.

Так были ли святые жестокими?

Итак, средневековые источники показывают, что святые отнюдь не всегда были кроткими и снисходительными к людским порокам. Они могли гневаться и карать, причем с современной точки зрения весьма сурово, а иногда и вовсе безжалостно. Однако считали ли составители этих текстов, что описанное — жестоко?


Кроме того, можно вслед за Мэтью Кюфлером предположить, что все эти эпизоды действительно воспринимались как жестокие, но таким тогда был мир — мрачным и не знающим пощады. Однако мнение о безжалостном характере той эпохи разделяют далеко не все историки. Дэниел Барац, автор книги Medieval Cruelty, предупреждает: наше представление о том, что этот период был полон ничем не ограниченного насилия, сформировали не столько сами средневековые источники, сколько их восприятие в более поздние времена, например антикатолическая полемика эпохи Реформации. Этот взгляд на Средние века сохранился и во многих авторитетных исследованиях ХХ столетия.

Сам Барац считает, что говорить о едином отношении к жестокости в Средневековье невозможно, скорее перед нами многообразие различных взглядов, зависящее от множества факторов.

Все эти вопросы показывают, как сильно за столетия изменился образ христианского святого. А это значит, что менялись и взгляды на жестокость, преступление и само понятие зла — как и на милосердие и справедливость.

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам историю становления и деятельности ордена иезуитов в Европе и в России. Чтобы дать вам пищу для размышлений: в чем была ошибка или успех их методов, и можем ли мы чему-то от них научится (а, может, и учиться нечему)?

Цель оправдывает средства


Николо Макиавелли

В наше время эта фраза, к сожалению, актуальна как никогда. Многие современные деятели для достижения своих, как они считают, достойных целей, готовы на всё. Порой они буквально шагают по людским судьбам, жертвуя здоровьем людей и их близких, настоящим и будущим тех, кого ведут к этим светлым ориентирам.

Интересно, что эта крылатая фраза, по некоторым источникам, принадлежала не Макиавелли, а другому человеку – Игнатию де Лойоле, основателю ордена иезуитов и прославленному святому католической церкви. Лично я не удивлен этому. Эта мыль красной нитью проходит через всю историю созданного Лойолой ордена иезуитов: цель оправдывает средства.


Как появился орден иезуитов? Основан он был 15 августа 1534 г. в Париже доном Игнасио Лопес де Рикардо Лойолой. Он родился 23 октября 1491 года в Испании. По происхождению – обычный знатный дворянин, хоть семья его и не была особо богатой. Он был у родителей тринадцатым ребенком, потому они отдали его на воспитание своему другу – отставному королевскому казначею. Тот еще сохранил связи при дворе, так что через некоторое время устроил молодого человека в свиту короля Фердинанда III.

Получив такую тяжелую травму, Игнатий начинает переосмысливать свою жизнь. Может случайно, а может благодаря заботливой матери, к нему в руки попадает Евангелие. Биографы-иезуиты считают, что, возможно, по причине особой склонности Игнасио к рыцарским романам, ему после прочтения Евангелия приходит мысль об особом пути, сверхъестественном избрании, призвании стать спасителем Церкви. Крепко обдумав такое свое новое положение, он в 1522 году тайком покидает родительский дом. Игнасио оставляет свое оружие, военный мундир, одевает лохмотья и поселяется в пещере близ города Манреса.


Игнатий Лойола

Прибыв в том же году в Иерусалим, он столкнулся с весьма пренебрежительным приемом от своих братьев-католиков ордена францисканцев. Они поднимают его на смех из-за проповедей, наполненных рассказами о сверхъестественных явлениях и видениях. Возможно, причиной тому является зависть к уже тогда талантливой и красноречивой натуре Игнатия. Так или иначе, в расстроенных чувствах он покидает Иерусалим.

Вернувшись в Барселону, Игнатий понимает, что ему необходимо улучшить свое образование. Он берется за изучение латыни и разных наук того времени, ведет аскетический образ жизни, обличая грешников поучениями и проповедями, вербует сторонников. Из-за нетрадиционных духовных практик, на него даже обратила внимание инквизиция. Но обнаружив в Игнатии только фанатизм, слепую преданность папе, тщеславие и неумело написанные сочинения, его отпустили.

Не найдя возможности раскрыть потенциал своих чаяний относительно Церкви, Игнатий в конце концов оказывается в Париже, где понимает истинное положение католической Церкви. Это было время серьезных реформационных антифеодальных событий. Печатались произведения против протестантов. Те, в свою очередь, выпускали труды против католиков. Один богословский диспут перетекал в другой.

По задумке Игнатия, братия ордена должны были стать кем-то вроде верных папских янычар для помощи своему повелителю в борьбе с ересями и теми клириками, которые жаждут ограничит власть папы.

Через некоторое время вырисовался особый характер нового ордена: это было объединение людей, живущих миссионерством, политической деятельностью, образованием и воспитанием верующих ради защиты Римо-Католической церкви. Методы, которые использовал новый орден, были необычными. Дело в том, что для достижения своих целей адепты ордена использовали любые средства, среди которых – нарушение действующих церковных канонов, откровенная пропаганда и шантаж. Уже позже Иезуиты пришли к выводу, что даже лишение человека жизни допустимо, если это может пойти на благо ордену и могуществу церкви.

К примеру, профессор парижской коллегии, о. Герро, в 1641 году утверждал своим ученикам следующее:

Причем смерти могли подлежать все люди, даже правители. К примеру, в 1670 году, иезуитами было совершено покушение на Императора Леопольда I – его хотели отравить с помощью мышьяка[3].

Необычность и странность была не только в поведении иезуитов. Дело в том, что, в отличие от старых орденов, у нового не было своих монастырей. Иезуиты могли не носить рясу, а ходить в светской одежде, если это было в интересах церкви. Да, старые ордена также пытались закрепить пошатнувшуюся папскую власть. Но строгость их уставов и грубость ряс не справлялись с падением престижа церковной иерархии католической церкви.

Кроме всего прочего, причиной такого успеха можно назвать то, что иезуиты создавали свою систему образования не только для клириков, но и для мирян, чтобы она была доступной для выходцев из разных слоев общества. Также стоит отметить и то, какие дисциплины служили успешной пропагандой для молодежи того времени. Иезуиты стремились использовать в своей системе образования все новшества культуры и науки. К примеру, в программу обучения входило театральное искусство; поощрялось проведение праздничных пышных шествий, постановка различных мистерий и сцен из житий святых и истории церкви[6].

Запрет ордена иезуитов


Примерно к середине 16 века орден крайне широко распространяется в Европе. Кроме участия в образовательной и религиозной сфере жизни общества, иезуиты получили влияние в торговле и предпринимательстве, накопив обширные богатства в тех странах, где активно действовала их миссия.

Но методы, которыми они добивались своих целей, вели к постоянным конфликтам – как с иноверными и просто светскими правителями, так и с членами других католических орденов, иерархами и даже римскими папами. В итоге, двуличность в поведении иезуитов, постоянные конфликты, подозрения их в разных заговорах (часто не беспочвенные), привели к тому, что на них буквально начались гонения.

К примеру, в 1757 году орден был изгнан из Португалии, все его имущество было конфисковано. Произошло это в том числе из-за подозрения в совершении орденом покушения на короля[7].

В 1761 же году, уже во Франции, устав ордена был признан незаконным. Было закрыто 80 иезуитских коллегий, а в 1764 году их деятельность была прекращена в этой стране. В 1767 году практически такое же решение было принято и испанским кролем Карлом III[8].

Орден иезуитов в Российской империи


император Павел I

В начале 1803 года при столичной коллегии иезуитов был открыт Благородный пансион для воспитания там подрастающих аристократов, в 1906 году преобразованный в Дворянскую коллегию.


император Александр I

Конечно, не стоит думать, что орден изменил свои методы и способы достижения целей после того, как попал под запрет в крупнейших странах Европы. Это порождало многочисленные конфликты, причинами которых, среди прочего, были и частые случаи перехода людей в католичество. Особенно масла в огонь подливала такая ситуация с членами дворянских семей.

Отношение к ордену иезуитов в России резко изменила и прошедшая Отечественная война 1812 года. Многие стали считать адептов ордена агентами иностранного вмешательства.

В итоге, в декабре 1815 года был издан указ, повелевающий выслать всех иезуитов из столицы. А в 1820 году, после смерти генерала ордена и доклада министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына, Александр I принимает решение об окончательном изгнании ордена из России, их учебные заведения упразднялись, а имущество передавалось в казну[12].

До начала XX века деятельность иезуитов была тайной, чаще всего направленной на обращение лишь некоторых дворян в католичество.

Орден иезуитов в СССР


В начале прошлого века, еще до 1917 года, иезуиты предпринимали попытки закрепится в России, даже тайно создавали христианскую католическую общину византийского обряда, но у них так ничего и не получилось.

После революции у католического престола была идея вернуть прежнее католическое влияние в России. С этой целью, 10 марта 1926 г. папа Римский Пий XI назначил ректора Восточного папского института, иезуитского пресвитера Мишель д’Эрбиньи ответственным за эту миссию. Для этого д’Эрбиньи даже повышают до епископа. Находясь в СССР, он совершает тайные рукоположения 4 епископов, посещая Москву, Одессу, Харьков, Могилев, Киев и Ленинград. В 1926 году епископу даже удается встретится с председателем партии по вопросам культа, но, когда властям стало известно о тайных рукоположениях, д’Эрбиньи был выслан из страны[13].

Личный вывод

Что можно сказать в итоге? Конечно, мы не можем, как православные христиане, поддерживать идею ордена иезуитов о переходе в католичество. Также стоит подвергать критике крайние проявления их деятельности – имеются ввиду различные заговоры, тайные операции, сопряжённые порой с убийствами несогласных, как это было в те времена, когда у ордена были власть и могущество.

С другой стороны, мы должны осознавать, что успех деятельности иезуитов был вызван во многом потому, что они очень большой упор делали именно на образование, вкладывая в него огромные силы и средства, продумывая все до мелочей.

Также нам, православным, стоит осознавать, что крах, который потерпели в конце концов иезуиты, был вызван, во-многом, их скрытностью, отчужденностью от общего числа верующих, созданием ореола таинственности и всемогущества своей организации, чрезмерной погруженностью в политические, денежно-финансовые вопросы и неразборчивостью методов борьбы. Уверен, что мы, внимательно взглянув на историю ордена иезуитов, можем сделать выводы и для себя чтобы не повторять их ошибок.

[2] Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Т. 2 / Перевод со второго немецкого издания, Спб, 1869. С. 38.

[4] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218

[6] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

[7] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 83.

[8] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

[10] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 91-92.

[12] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

[13] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

[16] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 244.

Источники:

4. Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. В 2 т. Т. 2 / Гризингер Теодор. Перевод со второго немецкого издания — Спб: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1869. — 307 с.

Читайте также: