Охарактеризуйте понятие творчества какую роль оно играет в процессе познания кратко

Обновлено: 30.06.2024

Изучение окружающего мира – это беспрерывный процесс приобретения знаний, который постоянно расширяется, углубляется, становится все более совершенным. Различают эмпирическое и теоретическое познание. Последнее является высшим этапом и заключается в преобладании рационального компонента над чувственным. Это не означает, что чувственная составляющая исключается полностью – она становится подчиненной. Материалистические теории говорят о том, что постижение – это реалистичное отражение внешнего мира человека, а также воспроизведение его таким, какой он существует вне сознания человека.

Теоретическое познание изучает истину и заблуждение, достоверность знаний, а также основные этапы познавательного процесса. Оно использует следующие приемы и методы: идеализация, абстрагирование, дедукция и синтез. Также его характерной чертой является рефлексивность и исследование самого процесса получения знаний. Его формы: теория, гипотеза, проблема, принцип и закон. Очень важно понимать, что четкой границы между теоретическим и эмпирическим уровнем не существует.

Познание и творчество – это два понятия, которые неразрывно связаны между собой. Они представляют собой гармоничное взаимодействие объекта и субъекта, в результате которого человечество получает существенные знания об окружающем мире. Цивилизованных людей во все времена интересовало, какое значение творчество имеет в жизни человека. Есть исторические свидетельства, что этот вопрос люди поднимали еще в античный период. Именно тогда впервые появились такие определения, как познание и творчество. Философия появилась позже и подтвердила истину о том, что человек непрерывно изучает окружающий мир и благодаря этому развивается. По мере того как росло сознание людей, их все более интересовали не просто проблемы бытия, а происхождение мира и то, какую роль в этом процессе играет познание и творчество. Знаменитые мыслители того времени делали интереснейшие попытки дать определение сути эти понятий и их связи с постижением тайн бытия. Диалектико-материалистическая философия понимала познание не как зеркальное отражение или пассивное созерцание, а как процесс активного и творческого отражения действительности. Здесь человек выступает как общественный субъект, который реально влияет на ход исторической действительности.

В настоящее время в связи с беспрерывным потоком новейшей информации и инноваций в науке и общественных отношениях возникает потребность творчески подходить к решению научных и технических проблем. Познание и творчество в этом аспекте являются наиболее важными факторами, активизирующими личность и заставляющими ее раскрыться более полно. В целом это способствует достижению конечной цели.

Если рассматривать такой вопрос, как формирование многочисленных наук и разнообразных видов искусства, то становится понятным, что одну из главных ролей здесь сыграло познание и творчество. Философия впоследствии систематизировала результаты поиска человека. Она смогла обобщить знания и дала возможность определить их взаимосвязь.

Опорой теории познания являются социология, антропология, этика, культурология, а также герменевтика. Казалось бы, при накопленном опыте человечества за многие тысячелетия, учитывая исторические предпосылки, в современном обществе должна была наступить полная гармония. Однако мы в действительности наблюдаем кризис современной личности, который обусловлен повсеместной унификацией интегративных процессов, причем это происходит в масштабах планеты и обусловлено тем, что общество развивается с техногенным уклоном. Несмотря на то, что познание и творчество всегда были движущим фактором развития общества, сегодня мы сталкивается с явным кризисом созидания, который образовался в результате нарастающего духовного вакуума. Преодолеть эту ситуацию может целенаправленное акцентирование внимания на значении духовности для гармоничного развития человека и общества в целом.

Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль творчества играет в процессе зания?

  • Яна
  • Обществознание
  • 2019-06-04 10:42:28
  • 16
  • 1

Творчество это своего рода деятельность. Увлечение человека, которое требует больших усилий и труда. в детстве живописуя, раскрашивая, мастеря какие-то фальшивки мы развиваемся в очень многих направлениях и познаём мир, то есть без занятий творчества, мы бы многого не узнали.Творческие люди очень развиты, они активны, общительны, всегда разыскивают что-то новое, стараются опробовать себя в неизведанном. многих обычных людей творчество сделало не просто людьми, а людьми, которые стремятся сделать мир лучше и внести свою долю выгоды для сообщества.

Если в первозданной природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный, осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышлениеэто всегда искание i открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и ре­шений, активное достижение истины, активная (а не созерца­тельная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.

Творчествопроцесс человеческой деятельности, созда­ющий качественно новое, никогда ранее не бывшее— матери­альные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных законо­мерностей) новую действительность (е любой ее форме), удов­летворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организато­ра, научное, художественное творчество и т.п.

Важная особенность творческого познания— умение со­здавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творчес­кое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, уме­ния делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несуще­ственного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — спо­собность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Развитие европейской философии, мировой науки и обще­ственной практики второй половины XX в. потребовало пре­одоления понимания теории познания в ее усеченном стандар­тами классического рационализма варианте. В результате воз­никла задача — дополнить анализ сциентистских аспектов познания анализом его экзистенциальных составляющих.

Познание и творчество неразрывно связаны как между со­бой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой. Практикаэто целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в опре­деленном социокультурном контексте. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Значение практики для познавательного процесса, для вы­работки и развития познания подчеркивали многие философы разных ориентации и представители частных наук. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности лю­дей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности.

Важнейшие формы практики:

1.Материальное производство (труд), преобразование приро­ды, естественного бытия людей.

3.Научный эксперимент — активная (в отличие от наблюде­ния) деятельность, в процессе которой человек искусствен­но создает условия, позволяющие ему исследовать интере­сующие его свойства объективного мира.




Основные функции практикив процессе познания:

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляет­ся не ради простого любопытства, а для того, чтобы напра­вить и соответствующим образом регулировать человечес­кую деятельность, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершен­ствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий исти­ны, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблужде­ний (об этой функции практики будет сказано ниже).

Если в первозданной природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный, осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышлениеэто всегда искание i открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и ре­шений, активное достижение истины, активная (а не созерца­тельная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.

Творчествопроцесс человеческой деятельности, созда­ющий качественно новое, никогда ранее не бывшее— матери­альные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных законо­мерностей) новую действительность (е любой ее форме), удов­летворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организато­ра, научное, художественное творчество и т.п.

Важная особенность творческого познания— умение со­здавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творчес­кое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, уме­ния делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несуще­ственного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — спо­собность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Развитие европейской философии, мировой науки и обще­ственной практики второй половины XX в. потребовало пре­одоления понимания теории познания в ее усеченном стандар­тами классического рационализма варианте. В результате воз­никла задача — дополнить анализ сциентистских аспектов познания анализом его экзистенциальных составляющих.

Познание и творчество неразрывно связаны как между со­бой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой. Практикаэто целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в опре­деленном социокультурном контексте. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Значение практики для познавательного процесса, для вы­работки и развития познания подчеркивали многие философы разных ориентации и представители частных наук. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности лю­дей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности.

Важнейшие формы практики:

1.Материальное производство (труд), преобразование приро­ды, естественного бытия людей.

3.Научный эксперимент — активная (в отличие от наблюде­ния) деятельность, в процессе которой человек искусствен­но создает условия, позволяющие ему исследовать интере­сующие его свойства объективного мира.

Основные функции практикив процессе познания:

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляет­ся не ради простого любопытства, а для того, чтобы напра­вить и соответствующим образом регулировать человечес­кую деятельность, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершен­ствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий исти­ны, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблужде­ний (об этой функции практики будет сказано ниже).

Творчество это своего рода деятельность. Увлечение человека, которое требует немалых усилий и труда. в детстве рисуя, раскрашивая, мастеря какие-то поделки мы развиваемся в очень многих направлениях и познаём мир, то есть без занятий творчества, мы бы многого не узнали.Творческие люди очень развиты, они активны, общительны, всегда ищут что-то новое, стараются опробовать себя в неизведанном. многих обычных людей творчество сделало не просто людьми, а людьми, которые стремятся сделать мир лучше и внести свою долю пользы для общества.

Привет , дорогой друг. В своем прошлом письме ты просил меня рассказать о городе, в котором я живу.
Мой город - вполне типичная российская провинция.
У нас мало развлекательных центров и магазинов, не так много машин на дорогах, поэтому у нас не знают, что такое пробки, а еще воздух в нашем городе намного чище, чем в Москве или Питере.
Я живу в обыкновенном рабочем поселке.
У нас приветливые люди, город маленький и все друг друга знают, что иногда доставляет массу неудобств.
Мой город, наверное, очень отличается от твоего европейского.
Но поверь, у нас тоже много хорошего !

Читайте также: