Информационную карту речевого проекта в доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Шевелева Юлия Юрьевна

Организация: МАДОУ №23

Населенный пункт: Кемеровская область — Кузбасс, г. Кемерово

Автор: Ельденева Анна Владимировна

Организация: МАДОУ №23

Населенный пункт: Кемеровская область — Кузбасс, г. Кемерово

П/н

Раздел

Содержание

Направленность проекта

Тема

Развитие речи посредством дидактической игры

Автор

Шевелева Ю. Ю. воспитатель 1 квалификационной категории, Ельденева Анна Владимировна воспитатель.

Руководитель

База проекта

Сроки

Долгосрочный: 5 месяцев

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный, интегративный, коммуникационный.

Аннотация

Организация и осуществление проектной деятельности с целью развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Проект включает в себя четыре этапа: предварительный, диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 5 месяцев

Ресурсы

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Локальные нормативные акты ОО.

- Наличие необходимых информационно-технических средств, методических пособий, игрового оборудования.

- Уровень квалификации педагогов для реализации заявленного проекта достаточен.

- Партнерами в реализации данного проекта являются родители воспитанников, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Цель

Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.

Задачи

1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь.

2. Развивать познавательную активность, творческие способности.

3. Создать условия для развития речи детей при помощи дидактических игр.

4. Обогатить предметно-развивающую среду группы

5. Укрепить связи между детским садом и семьёй.

Проблема

Не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребенку веру в возможность движения вперед.

О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребенка-дошкольника имеет решающее значение. Работа по развитию речи детей будет эффективна через применение дидактических игр.

Принципы реализации проекта:

· Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

· Доступность предлагаемого материала;

· Последовательность – предусматривает постепенное усложнение заданий;

· Систематичность – если не соблюдать системы, то процесс развития воспитанников замедляется.

Формы реализации проекта:

Развитие речевого дыхания:

Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:

Продукты проекта

Методы проекта:

Принципы

- научности (учет современных достижений науки и практики);

- целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

- целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

- интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

- динамичности (изменение и развитие педагогической деятельности);

- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

Предполагаемый результат

1. Повышение уровня развития речи у детей.

2. Умение обратиться за помощью к взрослым.

3.Развитие мелкой моторики.

4.Развитиепознавательной активности, творческих способностей.

5. Умение самостоятельно играть в игры.

1. Новые знания о развитии речи детей.

2. Желание работать в этом направлении.

3. Повышение самообразования.

4. Укрепление отношений с родителями.

1. Сближение с детьми и педагогами.

2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Оригинальность

Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по развитию речи детей средствами дидактической игры

Результаты взаимодействия с педагогами и родителями в рамках проекта:

· Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность педагогов и специалистов ДОУ с целью оптимизации педагогического процесса.

· Обучение родителей (законных представителей) создавать условия для развития речи детей.

· Обучение родителей создавать дидактические игры своими руками и подбирать их в соответствии с уровнем развития их ребёнка.

· Формирование конструктивных детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности.


Пояснительная записка

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.

Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Проблема исследования : каков уровень развития речи детей дошкольного возраста?

Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста .

План реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

Подготовка дидактических игр и материала для развития речи

2 этап

Цель: выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап

Цель: проведение занятий с дидактическими играми, влияющими на повышение уровня развития речи.

4 этап

Цель: Определение результатов проекта.

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта, повторная диагностика определения уровня развития речи; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

Подготовительный

Подготовка дидактических игр и материала для развития речи

1. Самостоятельная деятельность педагога.

2. Составить перспективный план работы по развитию речи в средней группе посредством дидактической игры.

3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр

4. Пополнять и обновлять речевой уголок дидактическими играми в группе

2 этап

Диагностический

Цель: выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: проверка качества работы по развитию речи и выявлению уровня коммуникативных и речевых умений

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап

Основной

3. Повышать знания по развитию речи у детей среднего возраста

4. Создание картотеки дидактических игр.

5. Изготовление атрибутов к дидактическим играм.

Работа с детьми.

1. Рассматривание иллюстраций

2. Слушание потешек

3. Активное участие детей в занятиях по развитию речи

4. Игры с разработанными дидактическими пособиями.

Работа с родителями.

Игровые ситуации

ИОС с игрушками-аналогами

Цель использования такого рода игрушек – сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом случае помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения; различать сказочно-игровой и реалистический образы; осознать специфику живою: развить умение правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом.

Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не могут живую, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для дошкольников.

Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения.

При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия между игрушкой и живым объектом.

Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Педагог должен учитывать определенные требования к качеству исполнения игрушки, а именно:

– узнаваемость (ребенок с первого взгляда должен понять, какое животное или растение перед ним);

– эстетичность (форма или окраска игрушки может быть декоративной, но всегда высокохудожественной).

Следует особо отметить, что использование игрушек-аналогов не всегда одинаково успешно. Игрушка необходима, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний; когда с животным невозможны действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает, лает; ее можно погладить, взять за лапу.

ИОС с литературными персонажами

Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это отмечают многие исследователи, изучающие влияние литературных произведений на поведение дошкольников (Л.П. Бочкарева, A.M. Виноградова, O.K. Зинченко, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая и др.).

Цель использования кукол сказочных персонажей – активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Буратино, Петрушки, Красной Шапочки и других героев сказок.

Куклы из сказок – не просто симпатичные игрушки, развлекающие ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, зависящей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляют типичные черты характера. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят.

4 этап

Контрольно-оценочный

Цель: проверка качества работы по развитию речи и выявлению уровня коммуникативных и речевых умений

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Показатели результативности:

– повышение уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста;

– составлены рекомендации для дальнейшего развития речи у детей младшего дошкольного возраста;

– составлен отчет о проделанной работе.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риски

Минимизация

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей.

Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.

Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3: недостаточная разработанность проекта

Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.

Уровни и показатели результативности


Продукт проекта

  1. Презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.
  2. Организация предметно-развивающей среды.. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
  3. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

Прогноз и перспектива

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.

Дидактическая игра является помощником для педагога во время усвоения любого материала и может проводиться на занятиях, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Специфическими структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и игровая задача, содержание игры, роль, правила, игровые действия и результат.

Литература

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.

3. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.

4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ /Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

5. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

4. Руководитель Шмырёва Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.

6. Сроки Долгосрочный (05.09.2018 г. – 26.04.2019 г.).

7. Тип проекта Учебно-воспитательный

8. Аннотация Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельно-сти. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 8 месяцев

9. Ресурсы Нормативно– правовая база:

• ФГОС ООО (5–9 кл.) Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

• методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой;

• методики обследования словаря детей;

• методики обследования звуковой культуры речи;

• методики обследования грамматического строя речи;

• методики обследования связной речи.

• методист детского сада;

Технические и материальные ресурсы:

• материалы для работы с родителями;

• компьютер, проектор.

10. Цель Создание благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом актив-ного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельно-сти.

11. Задачи 1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.

2. Разработать план реализации проекта по эта-пам.

3. Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.

4. Представить возможные риски при использо-вании комплекса мероприятий и пути их минимиза-ции.

5. Выявить уровень развития речи у детей сред-него дошкольного возраста в данном ДОУ;

6. Разработать программу работы по формированию коммуникативных навыков у детей среднего возраста;

7. Выявить результат реализации проекта на ос-нове использования: методик, опросников, наблю-дений.

8. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей;

9. Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.

12. Предполагаемый результат 1. Созданы благоприятные педагогические условия для формирования у детей коммуникативно-языковой компетентности;

2. Выявлен уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста;

3. Сформулированы критерии и показатели ре-зультативности, риски;

4. Родители являются активными участниками воспитательного процесса.

• Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить речь дошкольника в нескольких аспектах, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по формированию речевых навыков детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ и ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников, к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область – социально-коммуникативное развитие.

В соответствии с положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепцией развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих лич-ностях-инициативных, социально адаптированных, способных к самораз-витию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способ-ных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным и находится среди стратегических направлений обновления российского образования. В связи с тем, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В то же время выявлено противоречие между имеющимся уровнем социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста и требованиями к личности выпускника ДОУ.

Проблема исследования: каков уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста? Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что ис-пользование разнообразных форм, методов, средств и видов деятельности социально-коммуникативной направленности позволяет развивать и стимулировать речь дошкольников.

План реализации проекта

1 этап Диагностический

Цель: выявление уровня социально-коммуникативной культуры дошкольников.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностика речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

2 этап Основной

Цель: формирование социально-коммуникативной компетентности в благоприятных педагогических условиях.

На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.

3 этап Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.

Этапы реализации проекта

1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.

2. Выбрать инструментарий диагностики.

4. Обработать полученные результаты.

Цель: выявить уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности.

• подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта;

• выявлен уровень развития социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе реализации проекта;

• сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.

2 этап Основной

1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию социально-коммуникативной компетентности.

2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас.

3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольни-ков.

4. Провести завершающее мероприятие.

• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

• введение в процесс воспитания простейших ситуационных за-дач;

• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры;

• обогащение представлений детей о правилах общения;

• использование педагогом специальных игр и упражнений, способствующих практическому закреплению правил общения дошкольниками;

• мотивирование детей к применению правил общения в сов-местной деятельности.

Использование обучающих ситуаций:

Взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.

Целесообразно начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

• разработан план мероприятий, способствующих формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников;

• проведен комплекс мероприятий по социально-коммуникативному развитию;

• получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий.

1. Выбрать инструментарий диагностики.

2. Использовать диагностические методики.

3. Обработать полученные результаты.

4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.

5. Составить отчет о проделанной работе.

• повышение уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности;

• составлены рекомендации для дальнейшего развитияречи до-школьников;

• составлен отчет о проделанной работе.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бе-гущей строке и на доске почета груп-пы.

Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3: недостаточная разработан-ность проекта Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.

Критерии и показатели результативности

Познавательный • Обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования;

волевой • эмпатия и желание помочь другому;

• Умение уважительно относиться к окружающим людям.

• Умение принимать и оказывать помощь.

Деятельностный • умение работать в группе.

Продукт проекта

1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

2. План мероприятий, способствующих развитию речи

Прогноз и перспектива

А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, мо-гут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а так же применяться не только воспитателями, но и педагогами-логопедами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

общеразвивающего вида

Групповой проект:

«Путешествие в страну

(старшая группа)

hello_html_2ebdf01e.jpg

Подготовили:

воспитатели гр №2

Вид проекта: Групповой, краткосрочный, игровой, информационный проект

Сроки реализации: с 12.03.18 по 29.03.18 (3 недели)

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Возраст детей : 5-6 лет.

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Актуальность проекта :

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. . Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Задачи проекта:

Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;

Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;

Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;

Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;

Воспитывать бережное отношение к книгам;

Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;

Способствовать у детей развитию объема памяти;

подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты , точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;

Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений.;

Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.

обогатить игровой опыт каждого ребёнка;

стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Объект проекта – старшие дошкольники

Предмет проекта – связная речь и речевая активность старших дошкольников

Ожидаемые результаты:

П озитивное взаимодействие детей в коллективе; Развитие коммуникативной функции речи; Успешное овладение грамотной и связной речью; Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике; Совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки; развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи; Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы;сюрпризный момент; Консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный

- Определение темы проекта, постановка цели и задач;

-Создать мотивацию для работы по проекту;

-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

- Изучение причин речевых нарушений.

-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

-оценить уровень словесно-логического мышления;исследовать связную речь детей

-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.

-НОД Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования;

2 этап – основной

Цель: закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию.Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

- Загадывание загадок, заучивание стихотворений;

-Составление описательного рассказа

-Рассказывание по сюжетным картинкам.

- Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.

-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

- Оформление наглядной информации в родительском уголке.

- Повышение компетентности родителей, консультирование .

-Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей)

3 этап - заключительный

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.

-Показ непосредственно образовательной деятельности

- Оформление альбома стихов о весне.

- Обработка и оформление материалов проекта.

- Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

Достигнутые результаты:


Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.

Подробнее о проекте:


Автор долгосрочного проекта в средней и старшей группе ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" ставит перед собой цель осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника, а также обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Оглавление

Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап

Введение


Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явление обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
  5. Организовать педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

  1. научности (учёт современных достижений науки и практики);
  2. целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
  3. целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
  4. интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
  5. динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
  6. преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Длительность: краткосрочный (15.01-15.03)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:


В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.

Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.

Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.

Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.

Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Читайте также: