Функциональная грамотность обучающихся начальной школы как показатель качества образования

Обновлено: 04.07.2024

Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно.

Курс состоит из нескольких блоков. Блок А направлен на работу с умением ориентироваться в источнике информации. Блок Б — на умение извлекать нужную информацию. Блок В посвящён умению определять характер недостающей информации и способам её восполнения. В совокупности эти блоки помогут детям не бояться текстов, графиков, схем и других источников информации, понимать их и видеть подтекст, уметь вникать в суть данных и успешно искать ответы на поставленные вопросы. Опираясь на предметные области, предложенные задания фокусируются именно на приёмах работы с информацией, представленной в разном виде.

В этой статье речь пойдёт о блоке В.

Ниже приведена карта этого блока для каждого года обучения: видно постепенное нарастание сложности и взаимодействие с разнообразными источниками информации.

Блок состоит из 4-х групп умений, на карте они соответствуют строкам. Рассмотрим последовательно умения этого блока на примере заданий.

Чтобы выдать ученикам эти или похожие задания, необходимо зарегистрироваться на платформе Яндекс.Учебник как учитель.

В1. Умение находить расхождения в информационном источнике и в собственных представлениях

Пример задания для 1-го класса

Занятия направлены на различение знаний, основанных на своём опыте, и информации, получаемой извне (из источника информации). В зависимости от года обучения и класса мы предлагаем формировать это умение на информации разного характера с постепенным усложнением: о предметах, процессах, месте-времени и взаимосвязях. Задания для 1-го класса не должны быть очень сложными, чтобы ученики не потеряли интерес к работе такого типа.

Возьмём в качестве примера карточку, в которой нужно определить цвет животика зелёной пересмешки.

Карточка 1:

Далее школьник должен соотнести свои знания о том, где у птицы находится животик: сверху или снизу, с этим описанием. После этого можно сделать вывод о том, что находится внизу животик, а, значит, он жёлтого цвета. Все задания для 1-го класса озвучены, чтобы ученики, для которых чтение пока — достаточно трудоёмкий процесс, тоже работали над формированием функциональной грамотности в школе. Они имеют возможность одновременно слушать задание и следить по тексту.

В2. Умение находить расхождения в разных источниках информации. Умение находить неправдоподобную информацию

Пример задания для 4-го класса

Задания этой группы помогут в формировании функциональной грамотности — умений находить ошибку на рисунке, в тексте, схеме, таблице, на карте, а также выискивать противоречия в текстах. Возрастающую трудность обеспечивают сочетания разных источников информации, разный уровень знакомства с обсуждаемыми вопросами, объём.

Например, в задании для 4-го класса нужно сравнить несколько источников, оценив степень их достоверности. Рассмотрим его подробнее.

Карточка 1:

Далее ребёнок продолжает работу с этим заданием в следующей карточке. Поскольку на форуме высказываются мнения, Вера поняла, что все версии нужно проверять на достоверность. Вера обращается к помощи энциклопедии и сайта о Японии. Так ученик понимает: чтобы найти ответ на вопрос, лучше воспользоваться более авторитетными источниками — специализированными сайтами, справочниками, энциклопедиями.

Ученик прочитает две заметки о Японии и выдержку из Географической энциклопедии. После чего ответит на вопрос о том, какие версии Веры нашли подтверждение в энциклопедии. Работая с этой карточкой, ученик потренируется находить расхождения в разных источниках информации на уроках в начальной школе, что является важным умением в рамках развития функциональной грамотности.

Карточка 2:

3. Умение находить смысловую лакуну (незнакомое слово) и понимать его значение

Пример заданий для 3-го класса

Как правило, когда ребёнок встречает в тексте незнакомое слово, он либо не обращает на него внимание и может упустить смысл, либо останавливается в затруднении и не дочитывает предложение или абзац до конца. Чтобы ученик был внимательным, но не чувствовал себя беспомощным, нужно обучить его разным стратегиям работы с незнакомыми словами. Задания направлены на то, чтобы школьник потренировался находить значение нового для него слова с помощью картинки, по внутренней форме слова, из контекста и по разным источникам информации (например, с помощью словаря).

Обратимся к примеру, в котором ученик работает с текстом стихотворения из школьной программы — он читает текст и подбирает картинку, которая подходит к выделенным строчкам.

Карточка 1:

Карточка 2:

В4. Умение формулировать запрос на недостающую информацию

Пример задания для 3-го класса

Выполняя задания на формирование функциональной грамотности в начальной школе, дети тренируются соотносить вопрос и источник информации, формулировать вопрос, задавать уточняющие вопросы и создавать поисковый запрос. Рассмотрим в качестве примера обучающее занятие, включающее две взаимосвязанных карточки, в которых ученики поработают с уточняющими вопросами.

Карточка 1:

Здесь ученику предстоит поработать с логической структурой диалога. А поможет в этом схема, где разного типа реплики выделены разным цветом: жёлтым, зеленым и фиолетовым — основной вопрос, ответ, уточняющие вопросы разного вида. Как правило, детям бывает непросто задавать уточняющие вопросы, так как это сложная мыслительная операция. С помощью карточек ученики смогут отточить этот навык.

Во второй карточке школьник восстановит текст рассказа Виталия Бианки про лиса и мышонка, также поработав с уточняющими вопросами, но уже с меньшим количеством подсказок. В задании нужно опираться на смысл и логику текста, вставляя недостающие реплики.

Подробнее о том, как развивать у школьников функциональную грамотность (понимание текста), мы писали здесь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентаций говорится о читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 О национальных целях и задачах развития Российской Федерации до 2024г При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: Глобальную конкурентоспособност ь российского образования; Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204

О национальных целях и задачах развития Российской Федерации до 2024г

При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:

  • Глобальнуюконкурентоспособностьроссийского образования;
  • Вхождение Российской Федерации в число10 ведущих стран мирапо качеству общего образования

Из Государственной программы Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642

Академическая грамотность

Функциональная грамотность

Международная программа

по оценке качества образования.

Один раз в 3 г.с 2000г…

Цель: оценка функциональной грамотности

Ученики с 15л.

  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Математическая грамотность

2018г.

33место –естественнонаучная гр.

30м.-математическая гр.

31м.-читательская гр.

Международное исследование

качества чтения и письма

Один раз в 5 л.с 2001г-202

Цель: оценка качества чтения и понимания текста у обучающихся начальной школ ы

2016г.

1место

Международное исследование

качества общего образования

Один раз в 4 г.с 1995г-2023

Цель: сравнительная оценка

Качества математического и естественнонаучного образования

в начальной и основной школе

Функциональная грамотность

ЮНЭСКО 1957

«Способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,


Функциональная грамотность предметные интегративные языковая литературная естественнонаучная математическая общекультурная технологическая коммуникативная читательская грамотность информационная социальная Глобальные компетенции

Функциональная грамотность

предметные

интегративные

Глобальные компетенции

Читательская грамотность Появляются новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю Включены электронные тексты Включен множественный текст(интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся Источников Оценивается способность критически оценивать информацию. Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн-документы.

Читательская грамотность

Появляются новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю

  • Включены электронные тексты
  • Включен множественный текст(интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся
  • Оценивается способность критически оценивать информацию.
  • Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой информации в Интернете, в частности,

как распознать достоверные сайты и онлайн-документы.

Читательская грамотность Базовый компонент функциональной грамотности Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Понимание прочитанного, рефлексия Использование информации прочитанного. ( раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) ( Использование человеком содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участи в жизни общества

Читательская грамотность

Базовый компонент функциональной грамотности

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Понимание прочитанного, рефлексия

Использование информации прочитанного.

( раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания)

( Использование человеком содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участи в жизни общества

Определенные приемы работы с текстом, группы действий и операций, применяемых для полноценного освоения содержания текста на каждом этапе чтения

Стратегии предтекстовой

Стратегии текстовой

Стратегии послетекстовой

Математическая грамотность Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах Функциональная математическая грамотность способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

  • Математическая грамотность– это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах
  • Функциональная математическая грамотностьспособность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач. Математическая грамотность Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией.

Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач.

Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач.

Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией.

Численность обучающихся 3 класса в 2010 году составляла 98 человек, а в 2019 году – 57 человек. На сколько человек уменьшилось количество обучающихся 3 класса за 9 лет?

18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?


Виды деятельности и технологии, способствующие развитию математической грамотности Здоровьесберегающая технология Технология критического мышления Информационно-коммуникационная технология Проектная технология Личностно-ориентированная технология Игровая технология Технология проблемного обучения

Виды деятельности и технологии, способствующие развитию математической грамотности

Технология критического мышления

Технология проблемного обучения

ФОРМЫ РАБОТЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями Различные формы работы над задачей Логические задания на уроках математики Продолжи фразу Задания, направленные на построение математических суждений Задания на понимание и применение математической символики и терминологии

ФОРМЫ РАБОТЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями

Различные формы работы над задачей

Логические задания на уроках математики

Продолжи фразу

Задания, направленные на построение математических суждений

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии

Реальная ситуация. Проблема Основные умения естественнонаучной грамотности Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений. Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Объяснять Исследовать Проанализировать данные и сделать вывод

Реальная ситуация. Проблема

Основные умения естественнонаучной грамотности

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.

Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования.

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Проанализировать данные и сделать вывод

Примеры заданий на формирование естественнонаучной грамотности .

Эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам.

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Интернет ресурсы https://www.photos-public-domain.com/wp-content/uploads/2011/04/beige-colored-canvas-fabric-texture.jpg http://www.lenagold.ru/fon/list/trava/trava94.jpg http://www.lenagold.ru/fon/der/stru/strukt70.jpg


-75%

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

– Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет – существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, – рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

– Как показывают тесты PISA, PIRLS, федеральные и региональные мониторинги, большой процент детей сегодня не может свободно ориентироваться в тексте, – рассказывает заместитель директора Центра оценки качества образования г. Красноярска Любовь Рябинина. – Из-за этого у них возникают проблемы в понимании текста и в учебе в целом. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

– Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению, – отмечает учитель начальных классов московской школы № 1576 Татьяна Громова. – То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Задания по работе с информацией в Яндекс.Учебнике – межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.

Задания дополняются обучающим курсом и вебинарами для учителей на тему функциональной грамотности. Это прекрасная возможность для педагогов, которые хотели начать заниматься функциональной грамотностью, но не знали, как к ней подступиться: специалисты Яндекс.Учебника расскажут о функциональной грамотности в принципе, помогут включить полезные задания в привычную ежедневную рутину, сопоставить их с темами программы и возможностями учеников.

В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников.

Особенности задания в Яндекс.Учебнике:
  • Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.
  • Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.
  • Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого.

Примеры карточек

В карточках для первого класса задания озвучиваются. На прочтении инструкции можно сэкономить время, если ребенок хорошо усваивает материал на слух. Также можно слушать и просматривать текст, а можно читать вместе с диктором или самому.


2-й класс




3-й класс


4-й класс

Четвероклассники в одном из заданий стартовой работы расположат фигурки фотографа и туриста на схеме. Задание проверяет, насколько дети умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников. Чтобы правильно расположить фигурки, нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать текст, но и проанализировать схему. Только после этого ученики смогут ответить, с какой позиции снимал фотограф, а с какой путешественники рассматривали соборы.

Формирование функциональной грамотности младших школьников через объединение творческих инициатив педагогов и непрерывное совершенствование профессионального учительского мастерства.

Цель нашей работы:

Совершенствование системы муниципальной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся.

Первым обоснованием выбранной темы послужил:

А) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

В) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников…

7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков…

8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов…

10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях… профессионального и карьерного роста.

На пути к поставленной цели нам с вами предстоит решить аналогичные задачи:

• развитие профессионального мастерства педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся;

• совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников;

• тиражирование опыта педагогической деятельности учителей начальных классов по темам самообразования;

• оказание методической поддержки молодым специалистам, учителям, проходящим аттестацию и участвующим в профессиональных конкурсах;

• организация демонстрации авторских разработок, диагностического инструментария, участия в вебинарах и онлайн-конференциях;

• внедрение инновационных образовательных технологий в практику современного преподавания.

Вторым обоснованием выбранной темы стал Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. Согласно части III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования, а именно, пункта 34.2. … в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: …

формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

Сформированностью ФГ занимается и Международная программы по оценке образовательных достижений учащихся в разных странах мира.

Современному учителю необходимо включать в программу саморазвития темы, связанные с формированием функциональной грамотности младших школьников. Ведь изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века? Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т. е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Направленность обучения на обогащение знаниями без развития способности их использовать приводит к одностороннему развитию личности. Анализ достижений младших школьников РФ в соответствии с требованиями ФГОС обращает внимание на недостатки нашего сегодняшнего образования. Большинство выпускников начальной школы недостаточно владеют смысловым чтением, не справляются с задачами на интерпретацию информации, не умеют высказывать предположения, строить доказательства, затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения, отличаются низкой сформированностью умения работать с моделями.

Сложившаяся ситуация - следствие устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70% заданий являются репродуктивными, предполагающими запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.

Изменить ситуацию возможно лишь сформировав в человеке основы ФГ.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, и интересами, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций в различных областях знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общее решение;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Основные направления формирования функциональной грамотности : математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление.

ФГ включает в себя интегративные и предметные компоненты. Сущность интегративных компонентов проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности. Рассмотрим подробнее.

Информационная грамотность включает :

- осознание необходимости расширения своего информационного поля;

- способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;

- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:

- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

1 и 2 задания формируют умение находить информацию в тексте, давать ответы на открытые вопросы и устанавливать истину.

3 и 4 задания формируют умение интерпретировать текст.

5 и 6 задания формируют умение рефлексии и оценки.

Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:

- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;

- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр. ;

- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.

Социальная грамотность включает :

- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;

- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;

- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;

- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.

Формирование ФГ невозможно без развития в детях креативности.

• Креативность – это смекалка, способность человека в определенных критических случаях находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата;

• Креативность – это смелость при решении задач, с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;

• Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.

И в заключении. Формируя ФГ, учителю следует быть организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом. А профессиональные умения педагога должны быть направлены на диагностику работы учеников и своевременное оказание квалифицированной помощи по устранению намечающихся трудностей в познании и применении знаний. А эта роль требует от учителя высокого уровня мастерства.

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога. в настоящее время.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

— коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:

здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию;

формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения , но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения , это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, уроков –отчетов по прочитанным произведениям помогают в этом.

Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.

В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. Этой классификацией пользуются составители теста PISA.

К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

— описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

— повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

— рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся:

— графики;- диаграммы;- схемы (кластеры);- таблицы;- географические карты и карты местности;

— план помещения, местности, сооружения;- входные билеты;- расписание движения транспорта;

Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

(Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.)

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment — PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
(Презентация)
Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения содержания и методов обучения в целом, направленные на развитие функциональной грамотности школьников.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.

Результаты участия России в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

· обучение на уроках должно носить деятельностный характер;

· образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;

· предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

· правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебной деятельности;

· используются продуктивные формы групповой работы;

· обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Т.е. формирование УУД.

Читайте также: