Анализ стихотворения вечером ахматовой кратко

Обновлено: 03.07.2024

Стихотворение “Вечером” (“Звенела музыка в саду…”, 1913) своим названием связывает книгу “Вечер” с “Четками”, где оно было напечатано в 1914 г. (журнальная публикация не имела заглавия). Теперь “расстановка сил” другая, более определенная, но оттого не более благополучная. Там героиню любили, а она не была постоянна и уверена в своем чувстве, здесь она любит, но чувство уже надломленное, потому что не встречает ответного чувства, во всяком случае, такого, которое было бы с ним соизмеримо. Стихотворение импрессионистично,

Музыка в саду совсем необязательно грустная, но в восприятии героини, ожидавшей ощущения счастья, как выясняется в концовке, вновь возвращающей музыкальную тему (“А скорбных скрипок голоса / Поют за стелющимся дымом: / “Благослови же небеса – /Ты в первый раз одна с любимым””), эта музыка звенела “таким невыразимым горем”. Впечатления напрягшейся героини сталкиваются с чисто внешними проявлениями страстно ожидавшегося торжества. В ресторане сервирован изысканный ужин со свежими устрицами, острый запах которых слишком заметен, слишком задерживает

на себе внимание. “Верный друг” аттестует себя также слишком напыщенно, и одно его легкое прикосновение к платью сразу гиперболизируется, умножается, крупным планом выступают эти руки: “Как непохожи на объятья / Прикосновенья этих рук”.

Восклицательная конструкция на письме лишена восклицательного знака, а в более нейтральной самохарактеристике “друга” он был. Переживания героини глубоки, но скрыты, внешне не выражены. Сравнение с кошками, птицами, которых гладят, стройными наездницами, которыми любуются без любви, развивает тему отсутствия настоящего чувства у “друга”, спокойствие и веселость которого абсолютны и резко контрастируют с состоянием героини.

Она с ее обостренной внимательностью даже в его ресницах видит блеск (внешнюю ценность) и легкость: “Лишь смех в глазах его спокойных / Под легким золотом ресниц”. Настроению героини созвучно отнюдь не его настроение, а воображаемое настроение олицетворенных, очеловеченных, наделенных “голосами”, прямой речью “скорбных скрипок”.
Ровно половина текста, две строфы, – описание “друга”, композиционно обрамленное (кольцевой принцип) темой музыки, но все содержание стихотворения передает состояние тонко чувствующей и глубоко несчастной героини, испытывающей тяжелое разочарование, крушение мечты, обиду на человека, еще остающегося самым дорогим, любимым (последнее слово произведения). Заключительное четверостишие перекрестной, самой распространенной, нейтральной рифмовки отличается от трех первых, зарифмованных охватно (соответствие общему композиционному принципу стихотворения), это своего рода освобождение от изначальной скованности, ненавязчивая, тонкая “аранжировка”. Пришедшее ясное понимание истинного положения дел, избавление от иллюзий говорит о силе ума и духа страдающей женщины.

История создания

Без преувеличения можно назвать Ахматову новатором в русской литературе. Поэтесса ввела образ обычной женщины, которая выражает свои чувства, не боясь осуждения. Такой подход отразился во многих стихотворениях Анны Андреевны.

Читайте по теме:

Страдания от неразделенной любви являются главной темой стихотворения. Лирическая героиня слышит о дружбе от того, кого она любит. Однако нельзя забывать о том, что женщина счастлива от того, что впервые осталась одна со своим любимым человеком.

Композиция

Стихотворение написано от первого лица. В нём есть поэт-созерцатель, женщина и её любимый.

Стихотворение относится к любовной лирике, в которой Анна Ахматова была настоящим мастером. Многое из написанного она пережила сама, отчего её стихотворения приобретают особую силу выразительности и искренности.

Средства выразительности

Обилие глаголов (звенела, пахли и другие) создаёт ощущение сменяющих друг друга кадров. Стихотворение не является застывшей картиной.

Читайте по теме:

Эпитеты

Анализ стихотворения — Вечером. Русский язык и литература

Стихотворение увидело свет в 1913 году. Сначала оно ошеломило, но все-таки закралось в душу многих людей, и в большинстве случаев – это были женщины. Так как каждый из них –в душе лелеял надежду, что когда-то их права, даже такие – будут увеличены в счетах с мужчинами, хотя бы в таком роде.

Рассказывается в произведении о том, что героиня призналась в своих чувствах молодому человеку, на что он ответил ей, что только – ее друг и ничего более. Он только что разрушилось ее надежды на счастье, а это – невыразимо больно.

Описывается окружающая обстановка весьма необычно и красиво. Море. Берег, который залит морской водой. Прохладно, так как уже — вечер. Казалось бы, все поникло, и даже ветер говорил о том, что только что – разбилось чье-то сердце, такое любящее и хрупкое.

Анализ 2

Произведение относится к любовной лирике поэтессы и имеет основной тематикой раскрытие трагической сути взаимоотношений мужчины и женщины посредством использования образа лирической героини, от лица которой ведется повествование.

Структурную композицию стихотворения, написанного стихотворным размером в форме четырехстопного ямба, составляют шестнадцать строк, разделенных на четыре строфы в виде четверостиший с включением парной и круговой рифмовки (кольцевого принципа) и чередования женских и мужских рифм, предающих пронзительность, чувственность, болезненное смятение душевного состояния лирической героини.

Сюжетная линия произведения повествует о чувствах женщины, признающейся в любви мужчине, отвергающего ее любовь и готового лишь на дружбу с девушкой, при этом местом действия событий поэтесса выбирает морское побережье сумеречным прохладным вечером.

Художественные средства выразительности представляются в виде печальных эпитетов, параллелизма духовного с физическим, а также прямой речью, не перегружая чрезмерно стихотворение тропами и словесными фигурами, придавая произведению стилевой акмеизм, заключающийся в простоте, незамысловатости и незатейливости.

Сочетание звукового и зрительного образа отражают мелодичность невыразимого горя лирической героини, выражающего ее тревожное душевное состояние, создавая общий фон для демонстрации настоящих чувственных эмоциональных бурь. При этом лирическая героиня не проявляет яркое выражение собственных переживаний, стихотворная конструкция не имеет в своем составе восклицательных знаков, поскольку поэтесса предпочитает делать акцент на олицетворениях, наделяя их очеловеченной характеристикой и голосовым звучанием.

В финальном четверостишии стихотворения автором применяется перекрестная рифмовка, которая представляется в образе тонкой, ненавязчивой аранжировки, акцентирующей внимание на отсутствие у лирической героини иллюзии в отношении взаимности в охватившем ее чувстве, демонстрируя ощущение счастья от одного присутствия рядом с ней любимого человека и благодарности судьбе за данную ей возможность истинного наслаждения.

Стихотворение представляет собой воспевание гимна любви как высокому чувству, несущему радость и счастье, несмотря на безответность и многолетние душевные страдания.

Помогите пожалуйста с анализом стихотворения А. Ахматовой "Вечером" Вот что меня интересует:

1) Смысл названия
2) Тема
3) Герои, их краткая характеристика

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Так не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных.
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.

А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты в первый раз одна с любимым".

1) Название такое потому что героиня впервые осталась наедине со своим любимым в этот вечер, и это событие для нее очень важно.
2)Похоже на то что по сюжету, девушка призналась в своей любви, а парень предложил ей лишь свою дружбу. В стихотворении затронута тема неразделенной любви.
Героиня влюбленна в этого молодого мужчину, он же
безразличен к девушке. Ее охватывают смешанные чувства
обиды и горечи с неземным счастьем, потому что он он сегодня рядом с ней.
3) Героиня реалистка. Она не тешит себя иилюзиями, о том что ее чувста взаимны. Она не глупа. Девушка достаточно решительная, так как призналась в своих симпатиях лично, но высокой самоотценкой и темпераментом не блещит.
Она не самоуверенная особа, которая любит играть и знает как добиться своей цели, флиртовать. Она не кокетка. Героиня не стервозна, либо просто еще очень молода и неопытна в межличностных отношениях с противоположным полом.
Герой в свою очередь, видит ее чувства.
Он довольно жесток и самовлюблен. Парень ведет себя просто в рамках приличия, но в душе принебрегает героиней, не понимает этой влюбленности и смеется над девушкой. Скорее всего он слышит подобные признания не в первый раз. Герой холоден и черств.

Вечером все тайны глубже и яснее.
Тема= меня никто не понимает.
Он = хитрый сердцеед. Она = гений чувств и мысли.

Читайте также: