Информационная деятельность в социальной сфере кратко

Обновлено: 04.07.2024

Применение информационных технологий в социальной сфере

Информационные технологии в последнее время стали применяться все чаще, ныне они затрагивают практически каждую область жизни человека. Не осталась в стороне и социальная сфера. Применение информационных технологий в этой среде позволяет разрешить актуальные проблемы совершенствования социальной системы.

Информационные технологии обладают некоторыми весьма выгодными свойствами, такими как:

  1. Пластичность и эластичность;
  2. Ликвидность;
  3. Способность к приспособлению к неожиданным воздействиям извне.

Социальная среда испытала серьезные изменения, в последние годы вовсе была модернизирована. В результате этих процессов информационные технологии предстали в виде фундамента общества, поскольку именно с их помощью открылись пути улучшения и автоматизирования процессов обработки и анализа информации. Это важно, поскольку информационные данные способны отражать состояние общества, отдельных его элементов (социальных слоев, групп, институтов и организаций), и, к тому же, они занимают довольно значимое место в жизненном процессе всего человеческого общества.

Сегодня – это то самое время, когда жизнь человека практически невозможно представить без технологий. Мы не можем обойтись без компьютера, гаджетов, наша квартира имеет как минимум несколько автоматизированных приборов, которые очень сильно упрощают наши жизни. В повседневной жизни мы также сталкивается с большим объемом информации, и для того, чтобы учесть ее всю, мы пользуемся телефонами, ноутбуками, планшетам, электронными книгами. Перед грядущим поколением информационные технологии представляют множество перспектив. Среди них такие, как:

  1. Широкие возможности применения как своих, так и чужих знаний;
  2. Возможность использования большого объема систематизированных данных и материалов по конкретной тематике.

При этом людям приходится адаптироваться к новой социальной среде. Ее потенциальность, технологизированность может пугать человека, но если привыкнуть к ней, то открываются возможности извлекать пользу. Потенциальность и тенденции к саморазвитию социальной среды можно представить в виде двух ключевых факторов. Во-первых, это вся совокупная и накопленная информация, а во-вторых, более конкретизированные и теоретизированные научные знания.

Готовые работы на аналогичную тему

Как мы отметили, развитые информационные технологии все больше проникают в нашу жизнь. Они уже не просто регулируют наши действия: они в определенной степени контролируют наше общение, мировосприятие, возможности выбирать образование, профессию. Не зря современное общество называют информационным: практически все население занимается разработкой, сохранением, обработкой и реализации информации на основе уже имеющихся или новых знаний.

Специальная группа, которая сформулировала данное понятие, истолковала, что именно оно дает точное определение современному социуму. Оно разнообразно в плане имеющейся информационной платформы. Информация имеет высокое качество, достоверность, а для ее сохранения также разрабатываются специальные средства, которые перераспределяют ее по сферам человеческой жизни и запускают механизмы ее последующей реализации на практике. Люди и организации, в которые они объединяются, могут требовать получение необходимых им сведений. Эти сведения обладают дополнительной положительной характеристикой: они достаточно легко и быстро распространяются, поэтому каждый человек, где бы он ни находился, может получить сведения в наиболее удобной для себя форме.

Информационные технологии в современном обществе могут по-разному представлять сами себя. Мы выбрали несколько наиболее подходящих определений, которые отражают всесторонность этого понятия. Во-первых, информационные технологии выражаются в виде сбора, дальнейшего накопления, как событий, так и конкретной статистической информации об общественной системе и связях, которые присутствуют в них. Они также отражают развитие населения определенного государства и обращают внимание на те страны, где еще не до конца распространена информатизация и технологизация.

Во-вторых, информационные технологии позволяют сохранить данные в таком виде, который бы представлял легкое и быстрое нахождение необходимых данных. По запросу пользователя может происходить своевременное обновление и предъявление данных в случае их крайней надобности. Отметим также, что благодаря информационным технологиям мы можем сопоставлять некоторые показатели действующих социальных процессов с показательными образцами общественного воспроизводства населения. При этом учитывается скорость их преобразований, обновление и дополнение.

Функция информационных технологий преимущественно направлена на хранение, оптимизацию и стабилизацию новых сетей, их усовершенствование и регулирование. Именно технологии ранжируют большой объем информации на различных уровнях: всемирном, государственном, областном и местном. Они имеют очень большое значение в формировании техники и ее структуры, в усилении значимости прогресса. Информационные технологии очень динамично охватывают обширные области социальной, экономической, политической и культурной жизни человека. В стороне не остались и такие сферы, как быт, развлечение и досуговая жизнь человека. Именно поэтому в современном мире мы практически не может представить нашу жизнь именно без информационных технологий.


В настоящее время одной из проблем современного мира является совершенствования социальной системы. Эта проблема актуальна, поскольку без эффективного функционирования этой системы стабильность и прогресс не имеют места в социальной среде.

Применение информационных технологий в социальной сфере — это наиболее эффективный метод решения этой проблемы. Эти технологии обладают эластичностью, ликвидностью и приспосабливаемостью к воздействиям внешней среды. В ходе модернизации социальной среды информационные технологии представляют собой основной фундамент общества, так как с их помощью можно улучшить и автоматизировать процессы обработки данных информации, которые в последние годы занимают значимое место в жизненном процессе человеческого общества.

Настало такое время, когда человек без современных технологий уже не может обойтись ни дня и даже просто выйти из дома, так как в повседневной жизни люди получают большое количество информации за один день, которую записывают и носят с собой в телефонах, ноутбуках и т. п.

Информационные технологии представляют перед грядущим поколением множество перспектив, например таких как: широкое применение знаний, различных данных и материалов. Людям приходится адаптироваться в усовершенствованной социальной среде. Её потенциальность и тенденцию саморазвития в основном представляют с помощью двух факторов — это информация и научные знания.

Введению информационных технологий в образование, например в формировании общего образовательного участка, увеличивается нужда людей в коммуникации, и приобретении доступа к общим невещественным резервам, осознании и обработке немалого количества информации, этому способствуют объединенные мировые информационные системы.

Современное общество называют информационным, так как большая часть населения занимается разработкой, сохранением, обработкой, реализацией информации и знаний.

Информационное общество — это высокоразвитое общество, использующее информационные технологии, с улучшенными инфраструктурами, которые способствуют производству информационных ресурсов и обеспечивают доступ к информации.

Информационные технологии в социальной среде на сегодняшний день предоставляют:

1) сбор, накопление событий и статистической информации об общественных связях и развитии, социальном составе населения, возможности социальной инфраструктуры, результативности предоставляемых мер общественной охраны, классах и слоях населения нуждающихся в особом внимании;

2) сохранение данных в таком виде, который предоставлял бы легкое и быстрое нахождение, своевременное обновление и предъявление данных по мере надобности;

3) сопоставление показателей действительных социальных процессов с показательными образцами общественного воспроизведения населения, учитывая скорость их преобразований;

4) взаимодействие общегосударственных, общеотраслевых и областных составов исследований развития деятельности социальной среды; эффективное, своевременное и полное предоставление данных и информации в положенном виде управляющим различных уровней. [2]

Роль элемента и функции информационного общества играют информационные технологии. Функция в основном направлена на хранение, оптимизацию, стабилизирование и усовершенствование системы регулирования общества новых сетей. Долгое время с помощью традиций и обычаев, культурных образцов и норм, на основе правил и предписаний передавались из поколения в поколение информация и знания. На данный момент мы предоставляем эту работу технологиям. Они ранжируют большое количество информации на всемирном, областном и местном уровнях, а также имеют огромное значение в формировании техники и её структуры, в увеличении значения прогресса и динамично охватывают огромные области социальной, политической и культурной жизни, в том числе домашний быт, развлечения и досуг. [3]

В современном мире всю жизнедеятельность человечества невозможно представить без использования компьютерной техники. Эти технологии стали продуктивны во всех жизненных процессах человека. Человеческое общество неизбежно входит в информационную эру. Вес информационной экономики постоянно увеличивается. Особенно к значительным проблемам относится прогресс и введение новейших информационных технологий во все области общественной жизни людей.

Усовершенствование компьютерных технологий позволило человеку подойти к всемирной проблеме информатизации, связанной с интеграционными процессами, которые быстро возрастают и проникают во все сферы жизнедеятельности. [4]

На данный момент информационные технологии группируют по нескольким показателям:

1. По способам построения компьютерной сети:

а) Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);

б) Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);

в) Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).

2. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):

а) Текстовая обработка;

б) Электронные таблицы;

в) Автоматизированные банки данных;

г) Обработка графической информации;

д) Мультимедийные системы;

е) Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).

3. По типу пользовательского интерфейса (т. е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):

а) С командным интерфейсом — пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

б) С WIMP-интерфейсом (Window — окно, Image — картинка, Menu — меню, Pointer — указатель) — ведение диалога с пользователем с помощью графических образов — меню, окон, других элементов. Примером информационных технологий с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.

4. По области управления социально-экономическим процессом:

- управления производством и т. д. [5]

На сегодняшний день обнаруживается направление к соединению разных видов информационных технологий в целую компьютерно-технологическую совокупность, которой присвоили термин интегрированной системы. Значимую роль в ней играют средства телекоммуникации, которые обеспечивают не только чрезмерно обширный технологический потенциал автоматизирования административной деятельности, но и являются фундаментом основания самых различных общесетевых разновидностей информационных технологий.

Телекоммуникационные технологии обеспечивают электродистанционное предоставление информации на базисных сетях и новейших технических методах коммуникации.

Важную тенденцию в их прогрессе составляют: процессы соединения местных, региональных и всемирных компьютерных сетей. Эти процессы оказывают значительное влияние на объёмы экономического развития, деятельность организаций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

Современный период развития современного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. [6, с.190]

Развитие мировой науки показало, что в настоящее время человечество живёт в период так называемого информационного взрыва, когда объём знаний, накапливаемый цивилизацией в ходе своего развития, удваивается каждые 10 лет, а по некоторым оценкам, уже в самое ближайшее время это удвоение будет происходить каждые 5 лет. Это означает, что становится невозможным за относительно короткий период обучения ознакомить обучаемого даже с малой частью информации, необходимой ему в процессе будущей деятельности.

Разумеется, образование в постиндустриальном обществе и не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации. Для решения определенных проблем, испытываемых организацией при переходе к новой информационной системе управления или введении оной в эксплуатацию, уже разработана методика преодоления, позволяющая сравнительно легко осуществлять внедрение ИТ.

Сейчас общество остро нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания и самостоятельно овладевать новыми навыками, а также умеющих не только искать, но и создавать новые рабочие места в условиях динамичного рынка труда.

6. Романова Ю. Д. Информатика и информационные технологии.- М: Эксмо, 2008 г. — 592 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информация, SILK, WIMP, Автоматизированный банк данных, знание, информационное общество, командный интерфейс, проблема, система, современное общество, современный мир, социальная среда, человеческое общество, эта, Япония.

Похожие статьи

Информационные технологии в развитии современного.

Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня

[2, с.34]. В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения.

Риски современного информационного общества

Влияние информационных технологий на деятельность.

Преобладание информационных технологий в современном обществе порой препятствует к прохождению данного процесса. Посудите сами, ведь, вместо того, чтобы пойти на ту же самую выставку с друзьями.

Информация в глобальном мире: особенности и перспективы

В период перехода к информационному обществу современные средства информационных технологий обеспечили доступ каждому человеку к современной информации.

Характерные черты и опасные тенденции информационного.

Ряд ученых выделяют такие черты информационного общества [2]:  изобильное циркулирование информации высокого качества. Несмотря на это проблема информационного кризиса.

Концепция информационного общества | Статья в журнале.

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [1,с. 91] общество считается

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих.

Использование открытых информационных систем, которые включают в себя весь объём информации, доступной в определённый момент обществу в необходимой сфере, по предположению большинства исследователей.

Информационно-компьютерные технологии в контексте.

Информационно-компьютерные технологии в контексте современного развития философии XXI века в России и мире.

Но, что же общего и в чем отличия двух этих понятий — информации и знаний? Знание — это форма существования и систематизации результатов.

Взгляд на становление и проблемы развития информационного.

Ключевые слова:информация, коммуникация, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, Ни для кого не секрет, что современное общество — общество IT-технологий.

Информационные технологии в развитии современного.

Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня

[2, с.34]. В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения.

Риски современного информационного общества

Влияние информационных технологий на деятельность.

Преобладание информационных технологий в современном обществе порой препятствует к прохождению данного процесса. Посудите сами, ведь, вместо того, чтобы пойти на ту же самую выставку с друзьями.

Информация в глобальном мире: особенности и перспективы

В период перехода к информационному обществу современные средства информационных технологий обеспечили доступ каждому человеку к современной информации.

Характерные черты и опасные тенденции информационного.

Ряд ученых выделяют такие черты информационного общества [2]:  изобильное циркулирование информации высокого качества. Несмотря на это проблема информационного кризиса.

Концепция информационного общества | Статья в журнале.

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [1,с. 91] общество считается

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих.

Использование открытых информационных систем, которые включают в себя весь объём информации, доступной в определённый момент обществу в необходимой сфере, по предположению большинства исследователей.

Информационно-компьютерные технологии в контексте.

Информационно-компьютерные технологии в контексте современного развития философии XXI века в России и мире.

Но, что же общего и в чем отличия двух этих понятий — информации и знаний? Знание — это форма существования и систематизации результатов.

Взгляд на становление и проблемы развития информационного.

Ключевые слова:информация, коммуникация, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, Ни для кого не секрет, что современное общество — общество IT-технологий.

Применение информационных технологий в социальной сфере. Григорьева Д. Р., Попченко А. С. Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Россия

Аннотация: в статье рассматривается понятие информационных технологий, их группы, а также роль для развития социальной сферы.

Ключевые слова: информационные технологии, социальная сфера, информатизация общества.

В настоящее время одной из проблем современного мира является совершенствования социальной системы. Эта проблема актуальна, поскольку без эффективного функционирования этой системы стабильность и прогресс не имеют места в социальной среде. Применение информационных технологий в социальной сфере — это наиболее эффективный метод решения этой проблемы. Эти технологии обладают эластичностью, ликвидностью и приспосабливаемостью к воздействиям внешней среды.

В ходе модернизации социальной среды информационные технологии представляют собой основной фундамент общества, так как с их помощью можно улучшить и автоматизировать процессы обработки данных информации, которые в последние годы занимают значимое место в жизненном процессе человеческого общества. Настало такое время, когда человек без современных технологий уже не может обойтись ни дня и даже просто выйти из дома, так как в повседневной жизни люди получают большое количество информации за один день, которую записывают и носят с собой в телефонах, ноутбуках и т. п.

Информационные технологии представляют перед грядущим поколением множество перспектив, например таких как, широкое применение знаний, различных данных и материалов. Людям приходится адаптироваться в усовершенствованной социальной среде. Её потенциальность и тенденцию саморазвития в основном представляют с помощью двух факторов — это информация и научные знания.

Современное общество называют информационным, так как большая часть населения занимается разработкой, сохранением, обработкой, реализацией информации и знаний. Информационное общество — это высокоразвитое общество, использующее информационные технологии, с улучшенными инфраструктурами, которые способствуют производству информационных ресурсов и обеспечивают доступ к информации.

Люди и организации, заинтересованные какой-либо информацией, могут требовать получения для себя сведений. Эти сведения распространяются очень легко, а главное быстро и каждый может получить их в удобной для себя форме. Пользоваться информационными услугами сейчас может каждый, так как их стоимость невысока и доступна.

Информационные технологии в социальной среде на сегодняшний день предоставляют:

1) сбор, накопление событий и статистической информации об общественных связях и развитии, социальном составе населения, возможности социальной инфраструктуры, результативности предоставляемых мер общественной охраны, классах и слоях населения нуждающихся в особом внимании;

2) сохранение данных в таком виде, который предоставлял бы легкое и быстрое нахождение, своевременное обновление и предъявление данных по мере надобности;

3) сопоставление показателей действительных социальных процессов с показательными образцами общественного воспроизведения населения, учитывая скорость их преобразований;

4) взаимодействие общегосударственных, общеотраслевых и областных составов исследований развития деятельности социальной среды; эффективное, своевременное и полное предоставление данных и информации в положенном виде управляющим различных уровней. [2]

Роль элемента и функции информационного общества играют информационные технологии. Функция в основном направлена на хранение, оптимизацию, стабилизирование и усовершенствование системы регулирования общества новых сетей.

Долгое время с помощью традиций и обычаев, культурных образцов и норм, на основе правил и предписаний передавались из поколения в поколение информация и знания. На данный момент мы предоставляем эту работу технологиям. Они ранжируют большое количество информации на всемирном, областном и местном уровнях, а также имеют огромное значение в формировании техники и её структуры, в увеличении значения прогресса и динамично охватывают огромные области социальной, политической и культурной жизни, в том числе домашний быт, развлечения и досуг. [3]

В современном мире всю жизнедеятельность человечества невозможно представить без использования компьютерной техники. Эти технологии стали продуктивны во всех жизненных процессах человека. Человеческое общество неизбежно входит в информационную эру. Вес информационной экономики постоянно увеличивается. Особенно к значительным проблемам относится прогресс и введение новейших информационных технологий во все области общественной жизни людей.

Усовершенствование компьютерных технологий позволило человеку подойти к всемирной проблеме информатизации, связанной с интеграционными процессами, которые быстро возрастают и проникают во все сферы жизнедеятельности. [4]

На данный момент информационные технологии группируют по нескольким показателям:

а) Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);

б) Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);

в) Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).

  1. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):

а) Текстовая обработка;

б) Электронные таблицы;

в) Автоматизированные банки данных;

г) Обработка графической информации;

д) Мультимедийные системы;

е) Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).

  1. По типу пользовательского интерфейса (т. е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):

а) С командным интерфейсом — пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

б) С WIMP-интерфейсом (Window — окно, Image — картинка, Menu — меню, Pointer — указатель) — ведение диалога с пользователем с помощью графических образов — меню, окон, других элементов. Примером информационных технологий с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.

  1. По области управления социально-экономическим процессом:

— управления производством и т. д. [5]

На сегодняшний день обнаруживается направление к соединению разных видов информационных технологий в целую компьютерно-технологическую совокупность, которой присвоили термин интегрированной системы. Значимую роль в ней играют средства телекоммуникации, которые обеспечивают не только чрезмерно обширный технологический потенциал автоматизирования административной деятельности, но и являются фундаментом основания самых различных общесетевых разновидностей информационных технологий.

Телекоммуникационные технологии обеспечивают электродистанционное предоставление информации на базисных сетях и новейших технических методах коммуникации. Важную тенденцию в их прогрессе составляют: процессы соединения местных, региональных и всемирных компьютерных сетей. Эти процессы оказывают значительное влияние на объёмы экономического развития, деятельность организаций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

Современный период развития современного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. [6, с.190]

Развитие мировой науки показало, что в настоящее время человечество живёт в период так называемого информационного взрыва, когда объём знаний, накапливаемый цивилизацией в ходе своего развития, удваивается каждые 10 лет, а по некоторым оценкам, уже в самое ближайшее время это удвоение будет происходить каждые 5 лет. Это означает, что становится невозможным за относительно короткий период обучения ознакомить обучаемого даже с малой частью информации, необходимой ему в процессе будущей деятельности. Разумеется, образование в постиндустриальном обществе и не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации.

Для решения определенных проблем, испытываемых организацией при переходе к новой информационной системе управления или введении оной в эксплуатацию, уже разработана методика преодоления, позволяющая сравнительно легко осуществлять внедрение ИТ.

Сейчас общество остро нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания и самостоятельно овладевать новыми навыками, а также умеющих не только искать, но и создавать новые рабочие места в условиях динамичного рынка труда.

Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

1. Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

2. Социальная работа в системе социальных технологий

3. Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса

В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д.

1. Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем “компьютеризация общества”, где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации. Информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Ему придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название “информационное общество” впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Отличительными особенностями информационного общества являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. Был осуществлен переход: от устного диалога времен Сократа – к образовательным формам, которые включили чтение и письмо; от ученых времен раннего Средневековья, обучающих независимых учеников тогда, когда им заблагорассудится, – к новой образовательной структуре, в которой организованные ученые и студенты работают вместе в пределах университета, колледжа, а учителя и ученики объединены в стенах школы.

Вот уже почти два десятка лет не утихают споры о том, какое место должен занимать компьютер в профессиональной деятельности педагога. Экзотикой для подавляющего большинства педагогов остаются и компьютерные учебники, и интеллектуальные системы, и телетестинг, и прочие атрибуты тесной дружбы школы и информатики.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы. Информационные технологии – это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента. В учебном процессе важны не информационные технологии сами по себе, а то, насколько их использование служит достижению собственно образовательных целей. При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений. Образовательные технологии – это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде “ученик – компьютер – преподаватель” большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях становится визуализация мысли, информации, знаний. К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.

2. Социальная работа в системе социальных технологий

Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют

выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Что же такое социальные изменения? Это явление целесообразно рассматривать в двух модификациях: как процесс и как явление.

Социальные изменения как процесс – сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению нов


В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволяет обществу подойти к главной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими организационными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д.

Информатизация общества - это важный общественный процесс, особенность которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере социального производства является сбор, накопление, хранение, передача, обработка, использование, информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также различных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации являются вычислительные технологии, которые играет роль усилителя умственных возможностей человека и общества в целом.

Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих быстрое получение информации.

Информационные технологии, основанные на Интернет, коммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Использование всемирных информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам и переработке большого объема информации.

Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, а также культурные профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, посредством внесения новых средств и изменив ее структуру.

Информационные технологии вошли во все сферы социальной жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

Информационные технологии – это аппаратно-программные средства, опирающиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение, передачу и обработку информации.

Образовательные технологии - это комплекс назидательных методов и приемов, используемых для передачи информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.

Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют

выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, направленных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, ориентированная на достижение этих целей, предполагает реализацию различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Сфера профессиональной компетентности и деятельности социального работника при осуществлении социальных изменений включает в себя следующие элементы:

- реализация социальных и гражданских прав людей;

- возмещение социального, физического или психического ущерба;

- вытравливание дефицита в общении;

- помощь в организации досуга, доступа к основным социальным благам и социальным услугам.

Действуя в сфере своей компетенции, социальный работник может по-разному участвовать в осуществлении социальных изменений. Это могут быть:

- постоянная, систематическая деятельность (социальный патронаж, профессиональная деятельность в школе, детском доме, доме-интернате);

- краткосрочные, чрезвычайные действия (эвакуация из района бедствия, экстренная психологическая, педагогическая или другая помощь);

- целенаправленные, разовые действия или акции, направленные на решение определённой задачи (трудоустройство).

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рассматривать как существующие на следующих уровнях организации:

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одновременно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, например, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем проблемы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резкого снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности, когда носителем проблемы является конкретный человек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окружающими.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта, под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник.

Основными критериями рациональной организации управления являются порядок в записях и использование персоналом необходимой информации. Большинство парадигмруководства базируется на потреблении и использовании информации. Информация, получаемая социальным работником, большей частью не систематична и поступает из самых разных источников, например из разговоров с сотрудниками, из газет, обсуждения различных вопросов со служащими из других организаций.

Коммуникации между организацией и ее средой.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения.

Коммуникации внутри организации бывают двух видов: горизонтальными и вертикальными.

Горизонтальные коммуникации обеспечивают обмен информацией между подразделениями одного уровня для взаимной координации их действий.

Вертикальные коммуникации – когда происходит обмен информацией с уровня на уровень.

Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальными коммуникации считаются, когда обмен информацией происходит между лицами, занимающими те или иные официальные должности. Это приказы, инструкции, отчеты.

Неформальные коммуникации основаны на личных отношениях. Неформальный обмен информацией осуществляется посредством слухов. Этот канал работает оперативно.

Если информация не окрашена личными эмоциями, то степень ее надежности может достигать 80%.

Этим каналом часто пользуются официальные лица, например, когда нужно осторожно подготовить людей к грядущим переменам.

Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов:

1. изменения в структуре организации;

2. грядущие перемещения и продвижения по службе;

3. подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании;

4. предстоящие сокращения работников;

5. новые меры по наказаниям за опоздания;

6. кто кого ждет после работы.

Итак, коммуникации бывают: между организацией и ее средой, внутри организации – горизонтальные и вертикальные (по нисходящей и восходящей вертикали), формальные и неформальные.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Рассмотрим каждый этап коммуникационного процесса.

1. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации.

2. Прежде чем передать идею, отправитель ее кодирует, используя при этом слова, интонацию, жесты. Информация кодируется так, чтобы она была понятна получателю.

Целью управления в сфере социального обслуживания является успешная работа организации по обслуживанию клиента. Специалисты по социальной работе разрабатывают программы, распоряжаются людьми, ресурсами, а также информацией. Не отрицая того, что для улучшения работы организации необходим компетентный персонал и соответствующие ресурсы, ясно, что этаработа может быть улучшена, и в некоторых случаях радикально, за счет использования силы информации. Потенциал компьютерных информационных систем и систем разработки программ состоит в том, что они становятся инструментом, посредством которого организация может улучшить свою работу. Для этого необходимы три элемента: 1) способность персонала на всех уровнях аккуратно и своевременно собирать, хранить и предоставлять информацию о текущей работе; 2) возможность доступа к информации, способной повлиять на выбор управленческого решения; 3) способность информации побудить персонал изменить свое поведение, если это необходимо. Компьютеризованные управляющие информационные системы (УИС) быстро становятся основным механизмом обеспечения работников социальной сферы информацией, необходимой для разработки и осуществления программ.

Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2000. – 288 с.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 312 с.

Менеджмент в социальной сфере. Учебное пособие. – СПб.: Лзд-во СП6ГТУ, 1998. -69 с.

Менеджмент социальной работы /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко - М.: 1999.

Социальный менеджмент. Учебник./В.С.Афанасьев и др.; Под ред. Д. В. Валового. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 381

Читайте также: