Индивидуальный стиль деятельности мерлин кратко

Обновлено: 02.07.2024

Введение

Жизненный успех человека в целом напрямую зависит от его полноценной самореализации в жизни и эффективного использования им своих достоинств, при возможном компенсировании своих недостатков. Это достигается с помощью формирования и применения им оптимального для него индивидуального стиля деятельности. Стабильность его профессиональной деятельности и служебная карьера тесно связаны с его полноценной самореализацией в избранной профессии. Важнейшим условием для этого является эффективность его стиля профессиональной деятельности. Проблема индивидуального стиля и его эффективного применения изучается в дифференциальной психофизиологии. Рассмотрим это важное понятие.

Определение понятия

Стиль индивида проявляется в его способе жизни и деятельности, в организации своей окружающей среды, в коммуникации, в эмоциоральном реагировании, в самопрезентации и самореализации, а также в саморегуляции.

Стиль - это универсальная характеристика способа жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты его бытия.

Стиль человека проявляется во всем — от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) - это целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности её процесса для субъекта (Толочек В.А.).

Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия и приёмы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные для индивида). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль. Его приверженцы предпочитают бороться с обороняющимся, малоподвижным противником, используют атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику, направленную на атакующего, высокоподвижного противника, ведущего бой на дальней дистанции.
При относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться собственный эффективный ИСД.

В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.
К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности. К бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, лёгкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.

Индивидуальные стили деятельности (ИСД)

Источник: Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // ПАСС МирПс 082006 ж. Мир психологии, 2006, № 3, с. 127 – 142. [ сайт ]

Иерархия стилей

2. Стиль поведения.
3. Стиль деятельности.

4. Стиль профессиональной деятельности

5. Стиль коммуникации.

6. Стиль саморегуляции

Стиль саморегуляции. Под саморегуляцией произвольной активности понимают системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А. 1980, Морасанова В.И. 1998, Сперанский В.И., 1991). К стилевым или индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относят: 1) индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирования - выдвижения целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; 2) стилевые особенности целостной системы саморегилирования, выступающей в качестве личностных свойств (например, самостоятельность, надежность, гибкость) (Морасанова В.И., 1998). Источник: [ сайт ]

7. Стиль самопрезентации (самовыражения).
8. Стиль самоактуализации.
9. Стиль преобразования окружающей среды.

Психофизиологическая основа индивидуального стиля - это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.

Выбор определённого способа достижения успеха и эффективности зависит от задатков, качеств, склонностей, способностей и одаренности индивида, а также от влияния на него окружающей среды.

Адекватный адаптивный стиль позволяет наиболее эффективно приспособиться к конкретным условиям жизни и деятельности.

Адекватность реализуется по трем направлениям:
1. По отношению к собственному набору способностей.
2. По отношению к социальному окружению.
3. По отношению к деятельности, ее целям, задачам и способам достижения.

Способы достижения одной и той же цели могут быть разными, поэтому к совершенно одинаковым результатам могут приводить совершенно разные стили.

Формирование стиля опирается на систему внутренних ценностей, способностей и ресурсов.

По мере использования определенного стиля происходит адаптация человека к самому стилю, формируются соответствующие навыки, привычки, и данный стиль становится для него ещё более предпочтительным.

Группировка людей по стилю

1. Подготовительный стиль
Наибольшее внимание уделяется подготовительным действиям. У людей с таким стилем преобладают драйв-рефлексы. Наиболее важно для них – оказаться в нужное время в нужном месте в нужном состоянии и с нужными средствами. Соответственно, их действия направлены на упреждающее обеспечение всего этого. Подготовительному стилю соответствует слабый тип нервной системы.

2. Исполнительский стиль
Предпочтение отдается исполнительской деятельности в конкретной ситуации. Адаптация идёт в рамках самой этой ситуации и при её повторах. Исполнительскому стилю соответствует сильный тип нервной системы.

Ни у одного стиля нет явных преимуществ перед другим. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Дополнительные материалы

Стиль человека. Психологический анализ / Под ред А. В. Либина. - М.: Смысл, 1998. 310с. [скачать]

Индивидуальный стиль (style) деятельности, как частный случай стиля жизнедеятельности – это системообразующее звено, которое формирует интегральную индивидуальность человека.

Понятие индивидуального стиля деятельности

Если рассматривать термин индивидуального стиля деятельности в широком его понимании, то можно определить его как направление, которое характеризует всю систему отличительных признаков деятельности конкретной личности, обусловленную его личностными качествами на всех уровнях интегральной индивидуальности. На уровне поведенческого анализа ИСД проявляется в форме устойчиво повторяющихся приемов и методов осуществления деятельности, которые выбраны непосредственно субъектом, в формате некоей временной организации действий. Также рассматривают внутрисубъективные особенности ИСД, к которым относятся:

  • Типичные стратегии деятельности.
  • Особенности исполнения профессиональных действий внутреннего характера и смежных психических процессов.
  • Различная субъективная значимость элементов деятельности.
  • Своеобразие форм сознательного контроля.
  • Саморегуляция действий и состояний.

Индивидуальный стиль деятельности играет приспособленческую роль, для адаптации человека к требованиям деятельности с учетом его личностных качеств.

Тема исследования индивидуального стиля трудовой деятельности содержит в себе множество вопросов, в том числе:

  • Каково соотношение ИСД и эффективности трудовой деятельности?
  • Всегда ли эффективен свойственный работнику индивидуальный стиль?
  • Каков коэффициент устойчивости или изменчивости ИСД?
  • Когда впервые в онтогенезе проявляется устойчивый стиль?
  • Владение ИСД носит индивидуальный характер для каждой отдельной личности или является устойчивым понятием?
  • Каков генез ИСД?
  • Какова структура осознанных и бессознательных компонентов ИСД?
  • В чем заключаются методы исследования ИСД?
  • Допустимо ли целенаправленное формирование стиля деятельности?
  • Существуют ли ограничения со стороны предметного и функционального содержания деятельности, форм организации для формирования эффективного ИСД?

Следует кратко остановиться на каждом из поставленных вопросов.

Соотношение ИСД и трудовой эффективности

Е. А. Климов проводил опытное исследование индивидуального стиля деятельности на примере работы ткачих-многостаночниц, с учетом выраженности у сотрудниц свойств подвижности нервных процессов. Оценка исследуемых нейродинамических свойств проводилась на основании методики перестройки стереотипа зрительно-двигательных связей и методологии последствия условного тормоза.

Станки-автоматы, производящие ткани из химического волокна, которые обслуживали ткачихи, имели внушительные размеры, из-за которых работницам приходилось много передвигаться. Кроме того, один оператор обслуживал одновременно до 4 станков, что повышало необходимость двигательной активности.

  • Устная беседа.
  • Наблюдение.
  • Анализ.

В ходе проведенного исследования было установлено следующее:

Соотношение ИСД и трудовой эффективности

Процесс формирования эффективного ИСД

В частности Е. А. Климов неоднократно выражал мнение о том, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам по себе. Процесс его становления дается нелегко и требует постоянных поисков. В целом эффективный ИСД является результатом рефлексии личностных сильных и слабых качеств, результатом формирования работником системы взаимоувязанных внешних и внутренних методов деятельности, адаптированной под выполнение профессиональных задач.

Согласно мнению ученого большое значение в формировании эффективного ИСД имеет не только стремление эффективно справляться с рабочим процессом и поиск лучшей стратегии труда, но уровень интеллектуальной развитости, личной зрелости.

Так, при обследовании одной из молодых работниц, не освоившей предлагаемые правила-рекомендации формирования эффективного ИСД, был отмечен факт достаточно низкого интеллектуального развития данной сотрудницы.

Полученные в ходе исследования результаты в последующем применялись в практике обучения учащихся профессионально-технических училищ. Была сформирована рекомендация индивидуализации процесса обучения при направлении практикантов к наставникам. В таком случае рабочие приемы, организационные стратегии, планирования работы, составляющие суть ИСД, рекомендуемые практикантке, соответствовали ее личностным качествам, и адаптация к трудовой деятельности проходила успешнее.

В последующем под руководством Е. А. Климова была также организована исследовательская деятельность по отношению ИСД, спортивной и учебной деятельности на примере труда педагогов начального школьного звена, токарей-универсалов, спортсменов-акробатов, байдарочников, борцов и прочих.

Исследовательская деятельность В. А. Толочека, которая проводилась на основании различных направлений спортивной борьбы, показали, что в некоторых моментах, когда имеет место несоответствие типологических свойств нервной системы тренера и спортсмена высок риск развития недопонимания и конфликта. Особенно ярко конфликтные ситуации проявляются на высоких уровнях спортивного мастерства, поскольку спортсмены в таком случае склонны полагаться преимущественно на свой личный опыт.

Психолог может оказать помощь в индивидуализации программы профподготовки, ускорении и упрощении этапа начальной профессиональной адаптации, становлении интерналов и мастеров в различных профессиях, включая руководящие должности.

Также изучаются ИСД, которые обусловлены:

  • Особенностями саморегуляции.
  • Системой ценностей и целей, направляющих активность работника.
  • Стремлениями к саморазвитию.
  • Открытостью/закрытостью менеджера нововведениям.
  • Готовностью находить выход из сложных ситуаций.
  • Выраженностью оригинального подхода к профессии.
  • Организаторскими способностями и прочим.

Свойства индивидуальности обуславливают достоинства и недостатки в работе профессионалов, понимание сути индивидуального стиля деятельности являются, по сути, базисом процесса преодоления и компенсации слабых сторон индивидуальности.

Предположим, что в исследовании представителей определенной профессии, выявлено наличие разных ИСД. Встает вопрос о равной степени их эффективности. Однако опытным путем установлено, что не всякий ИСД эффективен. В некоторых видах трудовой деятельности работникам не удается сформировать эффективный ИСД, поскольку работник либо не обладает необходимыми личностными качествами, либо стиль был сформирован стихийно, без специальной рефлексии субъекта. Сформированный ранее ИСД в некоторых видах деятельности, но не подвергавшийся корректировке при смене содержания исполняемых трудовых обязанностей и их условий не будет иметь достаточного уровня эффективности для новой деятельности.

Например, работник занимал на производстве должность контролера отдела техконтроля, что требовало от него установок на точность, качество гностических действий. Затем был переведен на должность станочника. Что подразумевает выполнение преобразовательных действий. При таком положении работа стала требовать от субъекта выполнения не только качественных действий, но соблюдения режима скорости и времени. Если прежние установки у работника останутся преобладающими, то эффективность его деятельности на новой должности будет крайне низкой.

Человек может быть успешен в выполнении инвариантных звеньев деятельности, которые были стихийно освоены в предыдущем опыте. Однако если субъект труда будет пассивен и не заинтересован в достижении высоких результатов, то, вероятнее всего, его действия в новой профессиональной роли будут опираться на полученный ранее трудовой опыт. Иными словами, такой специалист будет обладать некоторым индивидуальным стилем деятельности, но его эффективность будет низкой и неактуальной при новых рабочих условиях.

Неоптимальные варианты ИСД особенно активно подвергались исследованиям отечественными психологами за последнее десятилетие. Выявление подобных форм ИСД профессионалов составляет особую задачу для психологов, которые занимаются психологическим сопровождением профессионального становления личности в особенности на этапе начальной профессиональной адаптации.

Человек представляет собой целостное единство индивидуаль­ных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Главным основани­ем для выделения уровней интегральной индивидуальности слу­жили для В.С. Мерлина содержательно-концептуальные предпо­сылки, представления о генезе и функциональной роли каждого из указанных свойств в жизнедеятельности человека. Дополнитель­ным основанием были статистические связи между индивидуаль­ными свойствами. В частности, свойства, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности, оказались связанными много-многозначными связями, тогда как свойства одного уров­ня имели более выраженные однозначные связи.

В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании ин­дивидуального стиля деятельности (ИСД):

2) изменение интенсивности и частоты проявления индивиду­альных свойств по мере их развития;

3) возникновение новых связей между индивидуальными свой­ствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллекту­альными свойствами и отношениями личности.

10.2. Исследование индивидуального стиля деятельности

в психологии труда

В отечественной психологии проблема стиля деятельности рас­сматривается с 50-х гг. XX в. в работах В.С. Мерлина, Е А. Климо­ва и др.


индивидуальный стиль деятельности(по В.С. Мерлину) – системообразующее звено, формирующее ин­тегральную индивидуальность человека.


индивидуальный стиль деятельности в широком понима­нии отображает всю систему отличительных признаков деятельно­сти данного человека, обусловленную его индивидуально-личност­ными особенностями (Носкова О.Г., С.171).


индивидуальный стиль деятельности - индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности (Е.А. Климов).


ИСД проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повто­ряющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъек­том, в форме своеобразной временной организации действий, ка­чественных особенностях продукта деятельности. Могут быть вы­делены и внутрисубъектные особенности ИСД – типичные страте­гии деятельности, своеобразные особенности функционирова­ния в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальнос­ти, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции дей­ствий, состояний (Климов Е.А., 1959, 1969, Моросанова[10] В.И., 2001 и др.).

Относительно устойчивый ИСД может сложиться у человека тогда, когда он будет обладать относительно устойчивыми свой­ствами индивидуальности. Как показывают исследования в облас­ти психологии развития, интегральная индивидуальность скла­дывается в онтогенезе к подростковому возрасту, по мере завер­шения созревания структур мозга, нервной системы человека.

ИСД как проявление особенностей функционирова­ния человека может быть относительно устойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза (в течение нескольких лет) в за­висимости от сохранения относительной устойчивости свойств индивидуальности, составляющих ядро ИСД. Разные свойства ин­дивидуальности человека могут приобретать качества основных, или ядерных, в структуре ИСД в зависимости от функционально­го содержания выполняемой деятельности (иначе говоря, от тре­буемых от субъекта функций).

Так, типичный для человека ИСД в видах деятельности, предъявляющих особые требования к психодинамическим свой­ствам субъекта, будет относительно устойчивым в жизни челове­ка до тех пор, пока будут сохраняться в качестве относительно устойчивых соответствующие свойства его индивидуальности. ИСД может быть связан со свойствами индивидуальности разных уров­ней, с некоей их совокупностью (например, с психодинамиче­скими свойствами организма, особенностями его характера, свой­ствами памяти, интеллекта, свойствами метаиндивидуальности). Если указанные свойства индивидуальности меняются с возрас­том или в результате специальной тренировки либо снижаются вследствие болезни, травмы, то и ИСД, обусловленный этими свойствами, будет изменяться.

В.А. Толочек отмечает, что в процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но при этом сохраняется некото­рая ее устойчивая часть. При неэффективной деятельности, в ус­ловиях стресса субъект может использовать способы деятельности, неадекватные ее условиям. Стиль изменчив в процессе при­способления субъекта к требованиям деятельности, среде ее про­текания, к особенностям партнеров по деятельности, но суще­ствуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяю­щиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, дея­тельности.

Изучая зависимость индивидуального стиля деятельности от эффективности труда, Е.А.Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой дея­тельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Эффективность обучения будущих профессионалов может быть повышена в том случае, если у ученика и учителя окажутся сходные свойства индивидуальности, а именно выраженная под­вижность или инертность нервных процессов. В этом случае при­емы работы, стратегии организации, планирования работы, составляющие суть ИСД, рекомендуемые ученику, будут адекватны свойствам его индивидуальности, обучение может быть в этом слу­чае индивидуализировано, профессиональная адаптация пройдет успешнее. Аналогичные результаты ис­следования приведены в работе В.А. Толочека.

Исследуя особенности профессиональной деятельности и со­циально-производственной среды, требования профессии к лич­ности, индивидуальности, опыту субъекта деятельности, психо­лог может помочь в составлении индивидуализированных программ профессиональной подготовки, в ускорении и облегчении этапа начальной профессиональной адаптации, в преодолении трудно­стей профессионального становления, развития интерналов в са­мых разных видах труда.

Не всегда в определенных видах деятельности людям удается выработать эффективный ИСД, так как они не обладают необходимыми свойствами индивидуальности. ИСД может оказаться неэффективным также и в том случае, если он выработан стихий­но, с малым участием рефлексии субъекта, если ИСД сложился в определенной деятельности, но при изменении ее содержания, условий выполнения субъект не внес никаких корректив.

Учитывая многообразие форм трудовой деятельности, можно прийти к общему заключению: человек мо­жет обладать инвариантными особенностями деятельности, сти­хийно сложившимися в его прошлом опыте и проявляющимися в разных формах его активности. Если субъект деятельности пасси­вен, не проявляет выраженной заинтересованности в результатах труда, он будет действовать в новой профессиональной роли в соответствии со своим прошлым опытом, с ранее сложившимися операциональными установками, т.е. он будет обладать некото­рым ИСД, но этот ИСД может быть неэффективным, неадекват­ным новой конкретной трудовой деятельности.

Неэффективные варианты ИСД особенно активно стали ис­следоваться в отечественной психологии последние 10-15 лет. Выявление подобных неоптимальных ИСД профессионалов явля­ется специальной задачей для психологов, занимающихся психо­логическим сопровождением профессионального становления личности, особенно на этапе начальной профессиональной адап­тации (Дикая Лариса Григорьевна, 2002, Институт психологии РАН и др.).

Эффективный ИСД может быть сформирован при следующих условиях:

наличие у человека способностей, обусловленных природными за­датками (окраска голоса, тембр, музыкальный слух – для опер­ного певца; эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи – для драматического актера; зритель­ная память, воображение – для художника и т.д.)

высокий уровень развития таких природно обусловленных свойств индивидуальности как сильная нервная система, гиб­кость, подвижность нервных процессов и психических функций и пр.

По показателю возможности или трудности формирования эффективного ИСД (подготовки эффективных работников) К.М. Гуревич[11] выделил два вида профессий:

Профессии пер­вого типа виды деятельности, в которых

А) отсутству­ет зона неопределенности, т.е. жестко заданы способы выпол­нения, либо неопределенность слишком высока (профессиональ­ные задачи очень разнообразны и в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, от­сутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения);

Б) деятельность выполняется в экстремальных условиях;

В) деятельность требует трудно раз­виваемых свойств индивидуальности.

Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем полезен профессиональный отбор для обеспечения высокопродуктивной деятельности. Эти случаи соотнесения требо­ваний профессии и субъекта труда К.М. Гуревич называет абсо­лютной профессиональной пригодностью.

Профессии второго типа, где:

А) деятельность имеетневысокую степень разнообразия профессио­нальных задач, и может быть выработан алгоритм успеш­ного выполнения задач.

когнитив­ный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятель­ности);

практический этап как центральный момент формиро­вания психологической структуры деятельности, при этом снача­ла осваиваются отдельные действия, а затем – деятельность в целом.

Обобщенную схему формирования ИСД можно представить так:

построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);

освоение отдельных действий; освоение множества действий и деятельности в целом.

2. Освоение деятельности по-новому образцу (т. е. формирования индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа:

освоение отдельных действий на основании новых, собствен­ных представлений работника;

освоение новой деятельности в целом на основе уже освоен­ного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально при­способленной к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).

В. А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирает­ся как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельнос­ти.

К сознательным механизмамформирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуля­ции своей активности, выбор способов деятельности; к бессозна­тельным механизмамИСД – формирование навыков и эмоцио­нальное переживание удобства, предпочтения, легкости или, на­против, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс дея­тельности.

Поскольку ИСД проявляется не только во внешнем поведе­нии, но и во внутреннем плане субъекта деятельности, в его со­знании, субъективных стратегиях, смысловых оценках, направ­ленности внимания и т.д., в исследовании ИСД необходимо ис­пользовать методы психологии труда: наблюдение и фиксация профессионального поведения и его результатов, тесты, метод анализа продуктов деятельности, беседа, интервью, субъективное шкалирование, экспертная оценка, биографический метод.

Последовательность исследования ИСД включает следующие процедуры:

1. Предварительно следует составить некий образец успешного вы­полнения профессиональной деятельности, нормативно заданный (или построенный на материале деятельности какого-либо успеш­ного работника).

2. Выделить требования про­фессиональной деятельности, конкретной ситуации труда, произ­водственной среды к работнику, а именно к его свойствам, относя­щимся к разным уровням интегральной индивидуальности. Выделенные индивидуальные свойства могут использоваться в интерпретации индивидуально своеобразных приемов работы, которые могут быть обнаружены при наблюдении профессио­нального поведения.

3. Намеченные требуемые для успешной деятельности свойства индивидуальности затем могут быть экспериментально оценены у работников разной степени успешности с помощью различных тестов.

4. В итоге исследования могут быть выделены разные по связи с успешностью в труде стили профессиональной деятельности, а также, возможно, разные стили у одинаково высокоуспешных профессионалов.

5. Варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специ­ально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профес­сиональной адаптации.


Общие представления о стиле деятельности

14.1. Понятие о стиле деятельности

Под стилем понимается система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.

Систематическому исследованию стили деятельности подверглись в работах В. С. Мерлина и его коллег, и прежде всего Е. А. Климова. По Е. А. Климову (1969), проявление стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов. Автор отмечает:

Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности (с. 47).

Польский психолог Я. Стреляу (1982) тоже характеризует разные стили деятельности соотношением различных действий (преобладанием в ней главных или вспомогательных, дискретных или непрерывных, разнородных или однородных действий). Следовательно, согласно и этому автору, стиль – это совокупность разных действий, их система.

Следует подчеркнуть, что речь идет именно о системе способов, а не об отдельных способах, предпочитаемых человеком.

Сказанное, однако, не отрицает существование наряду со стилем деятельности и стиля действий. Говорят, например, о стиле живописи (имея в виду технику письма), о стиле (способе) прыжков в высоту и т. д. Важно только отметить: стиль деятельности и стиль действия могут быть независимыми друг от друга и отражать разные характеристики деятельности. Первый – тактику ее осуществления (это особенно отчетливо видно при изучении стилей спортивной деятельности, где во многих случаях индивидуальная тактика на соревнованиях того или иного спортсмена может целиком зависеть от стиля деятельности, присущего данному спортсмену), а второй – технику ее осуществления.

Об относительной самостоятельности этих двух стилей говорит и тот факт, что одни и те же стили деятельности встречаются у представителей разных профессий и видов спорта, выполняющих принципиально различные действия. Таким образом, стиль действия характеризует выполнение одного и того же действия разными людьми и различными способами, а стиль деятельности – разные комбинации различных действий, отдельные из которых разные люди могут выполнять и одинаковыми способами. Например, все борцы овладевают в принципе едиными технико-тактическими приемами, но борцы атакующего стиля чаще используют атакующие, а оборонительного – защитные приемы.

Тот факт, что одинаковые стили в разных видах деятельности связаны с одними и теми же типологическими особенностями, позволяет думать, что многие стили деятельности отражают стиль поведения, который проявляется в деятельности, но не зависит от ее содержания. Поэтому жесткое противопоставление В. С. Мерлиным стиля деятельности стилю личности (если под последним понимать особенности поведения) вряд ли оправдано. Осторожный стиль поведения будет проявляться у трусливого в любой деятельности.

14.2. Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности

До недавнего времени типологические особенности свойств нервной системы рассматривались как единственные детерминанты стиля деятельности. Однако в последние годы, когда стали широко изучаться стили спортивной деятельности, стало очевидным: в двигательной деятельности формирование стиля происходит под влиянием целого комплекса факторов, и не только психологических. Е. А. Климов подчеркивает, что стиль деятельности связан со многими особенностями личности, а не только с типологическими особенностями свойств нервной системы. В. С. Мерлин также отмечает, что индивидуальный стиль деятельности определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности. В частности, во многих исследованиях показана корреляция стилей с тревожностью и волевыми качествами. Имеются исследования, в которых обнаружена связь стилей спортивной деятельности с морфофункциональными особенностями спортсмена, помогающими проявлению либо скоростно-силовых качеств, либо выносливости. В зависимости же от развитости этих качеств спортсмены выбирают тот или иной стиль (например, в велосипедных гонках).

Выяснение вопроса о том, чем обусловлен стиль деятельности, приводит и к другому вопросу: какие стили изучают психологи – индивидуальные или типические.

14.3. Стили деятельности и способности

Относительно соотношения стилей деятельности и способностей существуют различные мнения. В. С. Мерлин рассматривает первые как разновидность проявления вторых. Г. Уиткин (H. Witкin еt аl.), наоборот, выдвинул пять критериев, по которым отличаются понятия стиль и способность.

1. Способность рассматривается в связи с содержанием и уровнем выполнения задания; стиль же выступает как способ выполнения задания, т. е. разные стили могут обеспечить одинаково высокую продуктивность исполнения.

2. Способность униполярна; стиль – биполярное образование, причем оба полюса (противоположные стили) выступают как равноценные в плане своих адаптивных возможностей.

3. Способности имеют ценностный контекст (т. е. оцениваются как хорошие или плохие); к стилю же неприменимы оценочные суждения, так как представители каждого стиля имеют преимущества в тех ситуациях, где их типические особенности способствуют более эффективному поведению.

4. Способность изменчива во времени; стиль же является устойчивой характеристикой индивидуума.

5. Способность специфична по отношению к определенной деятельности, а стиль проявляется генерализованно в различных сферах деятельности.

Не со всеми положениями Г. Уиткина следует согласиться (способности возможно также рассматривать биполярно: плохие – хорошие; кроме того, одна и та же способность может проявляться, как и стиль, в разных видах деятельности), но в целом он прав. Стиль может формироваться с учетом способностей человека, содействовать их проявлению, но не подменяет их.

14.4. Виды стилей деятельности

Все виды стилей деятельности можно разделить на подготовительные и исполнительские. Первые связаны с подготовкой к деятельности, вторые – с ее исполнением.

Исполнительские стили деятельности многообразны и зависят от ее сферы и вида. В области управления различают автократический, демократический и либеральной (попустительский) стили руководства (лидерства), выделенные К. Левиным. В спортивной деятельности выделяют атакующий, защитный, контратакующий и комбинационный стили (в единоборствах), равномерный и неравномерный способ распределения сил на дистанции (в циклических видах деятельности) и др., о чем будет сказано ниже. Имеются разные стили исполнения и разучивания музыкальных произведений.

14.5. Структура стиля деятельности

В некоторых работах структура стиля деятельности, т. е. его компонентный состав, стала представляться неоправданно широко. Так, в нее включают и факторы, определяющие его формирование, в том числе свойства различных иерархических уровней индивидуальности, личностного и нейродинамического уровней: самооценку, установки, общительность, эмоциональность, тревожность, смелость и уверенность в своих силах, напористость, инициативность, бодрость, а подчас и вообще не имеющие никакого отношения к формированию стиля: веселость, активность, завистливость, излишнее самомнение, индивидуализм и т. д. (М. В. Приставкина, 1984; М. Р. Щукин, 1984, 1992).

Увлечение системным и интегральным подходом в изучении индивидуальности приводит к явным перехлестам в понимании структуры стиля деятельности и в конце концов – к искажению сути этого понятия. Например, в работе Б. А. Вяткина и И. Е. Праведниковой (1991) утверждается, что индивидуальный стиль моторной активности является системным образованием и включает в себя компоненты различных уровней моторики: физического развития, физической подготовленности, качественных особенностей движений, их оптимальный состав и эмоциональный компонент (привлекательность тех или иных движений и удовлетворение от их выполнения).

Физическое развитие, физическая подготовленность не могут входить в структуру стиля, так как не являются ни действиями, используемыми в том или ином стиле деятельности, ни способами их выполнения. Привлекательность определенных движений влияет на их выбор и закрепление в структуре стиля, но опять-таки это не способ выполнения деятельности. Не могут входить в структуру ее стиля и цели деятельности, как то утверждает А. Г. Исмагилова (1991). Называемое автором целями, в реальности – действия (организационные и дидактические), которые преимущественно используются разными учителями при решении задач урока.

Таким образом, хотят того авторы или нет, они в структуре стиля заменяют систему приемов, специфичных для данного человека, системой его личностных особенностей, т. е. растворяют стиль деятельности в структуре личности.

Формирование определенного стиля обусловливается многими факторами: морфофункциональными особенностями, нейродинамическими особенностями, свойствами темперамента, волевыми качествами, способностями, устойчивостью к неблагоприятным состояниям. При этом у одного человека в качестве ведущих при выборе стиля могут быть одни факторы, у другого – иные. Вместе с тем не следует принимать все особенности личности человека, выбравшего тот или иной стиль, за факторы, его обусловившие, за компоненты его структуры. Надо иметь в виду, что структура стиля поведения не совпадает со структурой стиля деятельности, хотя последний и может находиться под сильным влиянием первого. Это разные уровни жизнедеятельности человека.

Существенное дополнение в понимание структуры стиля деятельности сделал В. А. Толочек (1992). Он показал, что один и тот же стиль деятельности, выбираемый по склонности или в соответствии со способностями данного человека, может быть у разных людей неодинаков по операциональному составу. Так, борцы, отдавшие предпочтение атакующему стилю, реализуют его с помощью разных наборов соответствующих тактико-технических приемов. Это еще раз показывает: исполнительские стили деятельности – прежде всего тактические, а как данная тактика будет воплощаться в жизнь – дело другое; у одного человека набор операций может быть своим, а у другого – своим. Все зависит от многих факторов: конкретных способностей, морфологических особенностей и пр.

14.6. Пути и механизмы формирования стиля деятельности

Существуют два пути формирования стиля – стихийный и целенаправленный. Первый – формирование стиля под влиянием имеющейся у человека склонности выполнять деятельность какими-либо определенными способами. Индивидуум выбирает тот или иной способ деятельности, потому что он ему больше нравится. При этом он не в состоянии даже объяснить, почему он предпочел данный способ. Следовательно, это полуосознанный путь формирования стиля.

В ряде работ показано, что выработка стиля деятельности, неадекватного психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства (Е. В. Воронин, 1984; Г. Г. Поторока, 1986; А. Р. Ширинов, 1988). Это выражается в худшем усвоении техники, более медленном формировании двигательных навыков, в возникновении неудовлетворенности занятиями данным видом деятельности у новичков, большем времени, затрачиваемом на выполнение требований по разряду у опытных. Кроме того, выполнение деятельности способом, не соответствующим психофизиологической организации человека, приводит к энергетическому удорожанию работы (Г. Г. Илларионов, 1978).

Конечно, сказанное не означает, будто не нужно овладевать другими стилями. Например, выдающиеся спортсмены, предпочитая какой-либо один, отличаются универсализмом, т. е. могут в случае необходимости использовать различные стили в соответствии с наилучшей на данный момент тактикой. Но в то же время на начальных этапах обучения деятельности выгодно формировать адекватный для данного субъекта стиль, так как он приводит к большему эффекту обучения, а следовательно, к большей удовлетворенности выполняемой деятельностью, к уменьшению отсева в секциях, кружках, коллективах, что облегчает и решение воспитательных задач. По мере же формирования стойкого интереса к занятиям данным видом деятельности можно приступать к освоению и других стилей.

Говоря о формировании стиля деятельности стихийным путем и подчеркивая роль в этом склонности, обусловливаемой типологическими особенностями, нельзя не сказать, что последние играют роль и при сознательном формировании стиля самим субъектом, только это влияние опосредуется через способности, с учетом которых человек и выбирает для себя тот или иной стиль. Е. А. Климов отмечает, что в формировании стиля деятельности положительным образом сказывается наличие у человека ярко выраженных качеств (способностей), а В. С. Мерлин относит индивидуальный стиль деятельности к качественной стороне способностей (точнее, возможностей) человека.

Читайте также: