Индивидуальный план работы психолога с ребенком в доу
Обновлено: 05.07.2024
оказание содействия в полноценном личностном развитии детей на каждом возрастном этапе, совершенствование научной организации образовательного процесса в ДОУ, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка, организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС
1. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
2. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
3. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).
Мероприятия
Ответственные
1. Диагностическая работа
1. Психологическая адаптация детей в условиях детского сада
Цель: выявление уровня адаптации детей в условиях детского сада
Наблюдение по параметрам:
- социальные контакты: с детьми и взрослыми;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакция на изменение привычной ситуации.
2. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ
3.Диагностическая работа с педагогами:
-Оценка особенностей развития ребёнка,
с вновь поступившими детьми
для родителей вновь поступивших детей
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Консультативная работа
1.Консультации для педагогов:
2.Конультации для родителей:
для родителей всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3. Просветительская работа
педагоги всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1. Диагностическая работа
1.Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении
2. Интеллектуальных способностей детей по экспресс-диагностике МЭДИС (под редакцией В.Г.Колесниковой)
Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей дошкольников
4. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ
5.Диагнотическая работа с педагогами:
- Оценка особенностей развития ребёнка,
для родителей вновь поступивших детей
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Коррекционная и развивающая работа
воспитанники (3-7 лет)
воспитанники (4-6 лет)
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3.Консультативная работа
1.Консультации для педагогов:
родители подготовительной группы
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Просветительская работа
родители всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
5. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1.Диагностическая работа
Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы.
2.Диагностика эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении, отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям в игре.
Цель: изучение эмоционального благополучия детей в детском саду.
воспитанники 5-6 лет
воспитанники 5-6 лет
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Коррекционная и развивающая работа
воспитанники (3-7 лет)
воспитанники (4-6 лет)
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3.Консультативная работа
1. Консультирование педагогов по интересующим вопросам
педагоги, обратившиеся за консультацией
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Просветительская работа
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
5. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1. Диагностическая работа
Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей
2. Отслеживание психологической готовности к школе (промежуточный мониторинг)
3. Диагностическая работа с родителями:
педагог – психолог МДОАУ ЦРР детского сада №14 г. Зеи Иотко А. В.
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
- развивать способность к переключению внимания;
- развивать концентрацию внимания;
- развивать произвольное внимание;
- развивать объём внимания;
- развивать произвольное внимание.
- развивать восприятие геометрических фигур
- развивать точность восприятия
- развивать восприятие длительности временного интервала
- развивать представление о частях суток
-развивать представления о временах года
- развивать пространственные представления
- развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
- развивать гибкость ума и словарный запас
- увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
- развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности
Развитие воображения и творческих способностей
Развитие тонкой моторики рук
Дата Тема занятия Задачи Содержание
2неделя Диагностическое обследование Диагностика познавательных функций, эмоционально – волевой сферы Диагностика в детском саду
Н. Павловой, Л. Руденко
Занятие 1 Выложи по образцу Развитие произвольного внимания, развитие слуховой памяти, мелкой моторики.
2 неделя Занятие 4
Занятие 2 Найди предмет по заданным признакам Развитие словарного запаса, произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, восприятие цвета и формы.
Занятие 2 Волшебный квадрат Развитие пространственных представлений, мелкой моторики, мышления, расширение словарного запаса.
Занятие 1 Найди предмет по заданным признакам Развитие словарного запаса, произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, восприятие цвета и формы
Занятие 1 Найди предмет по заданным признакам Развитие словарного запаса, произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, восприятие цвета и формы
Занятие 2 Диагностическое обследование Диагностика познавательных функций, эмоционально – волевой сферы, психологической готовности к школьному обучению Диагностика в детском саду
Н. Павловой, Л. Руденко
Тест школьной зрелости Керна - Йирасека
2. Ганичева, И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)– М. : Книголюб, 2004.
3. Катаева, Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе : Конспекты занятий - М. : 2004.
4. Светлова, Е. И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук– М. : Эксмо, 2007.
5. Соколова, Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет – М. : Эксмо, 2007.
6. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников - Ярославль: Академия развития, 2000.
Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.
Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2015–2021 год для воспитанников 6 группы Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД 6 группы План составлен в соответствии с воспитательными программами, составленными и утверждёнными.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики…..
Цель и задачи реализации Программы ……………………………………
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы ………
Содержание коррекционно-развивающей работы ………………………
Организация коррекционно-развивающей работы ………………………
Материально-техническое обеспечение Программы ……………………
Методическое обеспечение Программы …………………………………
Динамика развития ребёнка ………………………………………………
Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе ……
Основанием для составления Программы является заключение ПМПК № 6500 от 13.03.2020 года.
Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ
Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.
Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития
Несколько слов о терминологии
Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся
- память;
- мышление;
- речь;
- воображение;
- восприятие.
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
- развивать психологические функции малышей;
- способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
- оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
- диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
- заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
- создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
- формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
- развивать сферу познания;
- развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
- повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
- тренировать психологические качества;
- формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
- учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
- отрабатывать координацию движений.
- развивать сферу познания;
- учиться передавать чувства в эмоциях;
- осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
- практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
- развивать сферу познания;
- воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
- практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
- учиться описывать свои переживания словами;
- сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).
Формы психологических занятий в ДОУ
В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.
Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей
Таблица: классификация форм занятий по психологии
Читайте также: