Имидж как конкурентный ресурс территории кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Погорелова Н.В. Социальная эффективность маркетинга территории на примере Ростовской области // Практический маркетинг № 12 (214). – 2014. – С.40-48.

Можно с уверенностью сказать, что имидж, как экономический игрок в сфере конкуренции, как объект для инвестиций, как особое культурное пространство, влияет на все стороны функционирования региона (в том числе как субъекта международных отношений). В связи с этим неоспорим тот факт, что имидж территории является важным нематериальным активом региона, не смотря на то, что он существенно отличается от остальных (классических) нематериальных активов содержанием, способами создания, приобретения и накопления, методами оценки. Его использование регламентируется специфическими нормативно-правовыми актами (законы о нематериальных активах, торговых марках, авторских правах, интеллектуальной собственности и др.).

Многие эксперты сходятся во мнении, что положительный имидж повышает привлекательность региона для инвесторов, позволяя увеличить доход, и выделяют основные вопросы, которые изучают инвесторы при выборе территории инвестирования: безопасность ведения бизнеса, отраслевая структура хозяйства, инвестиционное законодательство, уровень развития бизнес-инфраструктуры, наличие и качество инвестиционных площадок, вопросы логистики, независимая рейтинговая оценка региона, развитие транспортной инфраструктуры и т.д. Но в большинстве своём решение инвестора опирается на субъективное восприятие имиджа региона.

Ярким примером положительного образа, благоприятного имиджа региона может послужить Ростовская область. До недавнего времени, по признанию многих экспертов, Ростовская область уступала в коммуникационном плане своему основному конкуренту – Краснодарскому краю. Многочисленные международные мероприятия, проводимые в регионе, не получали достойной информационной поддержки, отражённой отечественными и зарубежными СМИ, отсутствовала англоязычная версия интернет-сайт с информацией об инвестиционных площадках для потенциальных инвесторов и многое другое. В данный момент Ростовская область становится одним ведущих российских регионов, осуществляющим систематическую целевую работу по продвижению благоприятного инвестиционного имиджа. Благодаря разработке и реализации коммуникационной маркетинговой стратегии данные проблемы были успешно устранены. Результат данного направления деятельности Администрации Ростовской области выражается в объёмах привлечённых инвестиций. Если в 2004 году объём зарубежных инвестиций составлял $263 млн, то текущий инвестиционный актив АИРа (Агентство инвестиционного развития) состоит из 69 инвестпроектов на сумму свыше $7 млрд, при этом около 70 % проектов в портфеле с зарубежными инвестициями [2]. При участии АИРа в Донском регионе уже реализуются проекты таких ведущих корпораций и компаний, как Guardian, Lafarge, Ball Corporation, Coca-Cola, PepsiCo, AGC Flat Glass, Fondital, Air Products, ContourGlobal, Auchan, Leroy Merlin, Castorama, ECE, Real и др.

В Ростовской области разработана сбалансированная система документов стратегического планирования, обуславливающих взаимосвязанность целей, задач и ключевых направлений социально-экономического развития региона. Примечательно, что одной из приоритетных целей Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является обеспечение необходимыми инвестиционными ресурсами ключевых направлений социально-экономического развития Ростовской области, что позволит обеспечить устойчивый рост притока инвестиций в экономику и социальную сферу Ростовской области, с одновременным повышением качества привлекаемых инвестиций. Определены и приоритетные направления развития инвестиционной политики, отражающие образ желаемого будущего Ростовской области как:

– региона максимального благоприятствования ведению бизнеса;

– активного участника глобального инвестиционного процесса;

– региона устойчивого социально-экономического развития.

– административного, финансового, делового, инновационно-образовательного центра на юге России [3].

Имидж и репутация территории – это составляющие элементы национального капитала территории и важнейшие ее нематериальные активы.

В системе территориального маркетинга понятия имиджа и репутации территории тесно связаны друг с другом. В то же время, несмотря на взаимное влияние, которое они оказывают друг на друга, между ними имеются существенные различия. Рассмотрим сущность имиджа и репутации более подробно.

Имидж территории представляет собой набор эмоционально окрашенных, образных представлений и ощущений людей, возникающих у них в связи с природно-климатическими, историческими, этнографическими, политическими, социально-экономическими, морально-психологическими и иными особенностями определённой территории. По большому счету он отражает преимущественно поверхностное эмоционально-чувственное восприятие территории и является искусственно создаваемым образом. Имидж территории может быть положительным или отрицательным или же вовсе иметь смешанный вид.

Территориальный имидж опирается, прежде всего, на индивидуальность территории. Последняя включает в себя:

  • официальные характеристики территории;
  • совокупность ресурсов и особенностей территории.

Под официальными характеристиками территории следует понимать комплекс вербальных, визуальных и иных признаков, по которым можно идентифицировать территорию (флаг, герб, гимн, место на карте и пр.). Особенности и ресурсы территории включают в себя ее природные, исторические, демографические, культурные, социальные, организационно-правовые, экономические и информационные характеристики.

Под репутацией территории принято понимать сложившуюся и подтвержденную практикой совокупность рациональных мнений и ценностных убеждений относительно территории, которые формируются в головах людей на основе полученной о регионе информации, опосредованных контактов или личного опыта взаимодействия. По сути, это комплексное понятие, в котором содержатся количественные и качественных характеристики территории.

Хорошая репутация территории служит ресурсом, способным обеспечить ей устойчивое конкурентные преимущества, сулящие прочные партнерские связи.

Готовые работы на аналогичную тему

Теперь более подробно остановимся на различиях. Репутация территории, в отличие от ее имиджа, всегда подтверждается практическим взаимодействием. Она в большей степени объективна и в целом соответствует действительности, в то время как имидж территории может быть в значительной степени надуманным.

Имидж в основе своей иррационален, он не требует обязательного осознания и критической оценки, а его формирование не требует длительного времени. В то же время категория территориальной репутации более рациональна. Она предполагает необходимость сознательной оценки реальных качеств территории, процесс ее формирования и закрепления может занимать довольно продолжительное время.

Примечательно, что имидж территории может базироваться на какой-либо одной ее характеристике. Оплотом формирования репутации территории же выступает комплекс количественных и качественных характеристик региона. Репутация территории всегда формируется в процессе практической деятельности, результаты которой находят свое отражение в средствах массовой информации. Имидж территории в значительной степени может быть сформирован самими средствами массовой информации в отрыве от реальной действительности.

Основы формирования имиджа и репутации территории

  • жители региона (как реальные, так и потенциальные);
  • инвесторы;
  • бизнес;
  • посетители (деловые посетители, гости, туристы и пр.).

Механизмы формирования имиджа и репутации территории имеют свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Фундаментальную основу формирования имиджа и репутации любой территории составляет совокупность особенностей и ресурсов, ей присущих. Как правило, они формируются независимо от каждого отдельно взятого индивида. В то же время они могут быть использованы в качестве первоосновы для развития и укрепления имиджевых и репутационных характеристик региона.

Формирование имиджа и репутации территории представляет собой довольно сложный, системный, комплексный и поэтапный процесс, предполагающий необходимость проведения целенаправленной работы сразу в нескольких направлениях. В основе этого процесса могут лежать различные технологии и инструменты. В общем виде они представлены на рисунке 1. Определяющую роль среди них играют средства массовой информации и их использование.

Рисунок 1. Инструменты и технологии формирования имиджа и репутации территории. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На основе выбранной стратегии формируется план мероприятий, в основе которого лежит необходимость решения целого ряда задач. Прежде всего, речь идет о формировании в умах общественности необходимого уровня знаний о территории, способствующего построению ее позитивного имиджа и репутации. Не менее важно добиться формирования у целевых аудиторий потребностей в сотрудничестве с территорией, ведь именно посредством сотрудничества будут доказываться декларируемый имидж и репутация. Наконец, важно сформировать в обществе позитивный имидж и репутацию предприятий, организаций, территориальных органов власти и отдельных персоналий, работающих на территории.

29.03.10 - 05.04.10

Добрый день, уважаемый читатель!

Английский ресторатор Теренс Конран очень правильно заметил:"Люди не знают, чего хотят, до тех пор, пока им это не предложат".
Желаем вам чувствовать вашего потребителя и знать, как правильно предложить ему ваш продукт!

Рекомендуемые книги

Учебник основан на реальном опыте системного управления цепями поставок, проведения логистических операций. Приведены яркие примеры из практики известных мировых компаний, что позволяет глубоко освоить освещаемые в книге темы: планирование и управление цепочками поставок, интеграция цепочек поставок, управление временем выполнения заказа, логистические операции и обеспечение закупочной деятельности в цепочках поставок, концепция распределительных центров и многие другие актуальные темы.
В книге представлены рекомендации о том, как в условиях непредсказуемости, неопределенности можно упорядочить и оптимизировать существующие в цепочках поставок процессы, как необходимо конкурировать по таким параметрам, как время, стоимость и качество, на основе логистики в координации с маркетинговой стратегией.

Учебно-практическое руководство представляет собой всеобъемлющий курс, структура которого отвечает теоретическим и практическим задачам преподавания и изучения, применительно к управлению цепочками поставок и организации снабжения.
Книга объединяет четыре части: основы поставок, развитие стратегии поставок, стратегические вопросы в управлении поставками, а также взгляд в будущее.
Кроме традиционных концепций управления цепочками поставок, раскрываются новые идеи, модели и радикальные методы, опирающиеся на обширную исследовательскую и экспериментальную работу, проделанную авторами книги.

Читайте также:

Книга: Логистика. Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок