Как в преамбуле характеризуется народ принявший данную конституцию кратко

Обновлено: 04.07.2024

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина [1] .

Содержание

История конституции

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Разработка проекта

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ. [2]

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

Принятие (1993)

12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:



  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
  • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
  • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
  • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
  • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России [8] . В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. главы 8, 9, 9 1 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции



    Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

      ; ; ; ;
    • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
    • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

    Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

    1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
    2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
    3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
    4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

    Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

    Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

    Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

    В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    Нормативный акт До изменений После
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Ингушская Республика Республика Ингушетия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания
    Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская Республика — Чувашия
    Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

    Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

    В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

    Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

    Федеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65
    от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря 2005 Пермская область; Коми-Пермяцкий АО Пермский край
    от 14 октября 2005 года № 6 1 января 2007 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО Красноярский край
    от 12 июля 2006 года № 2 1 июля 2007 Камчатская область; Корякский АО Камчатский край
    от 30 декабря 2006 года № 6 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский АО Иркутская область
    от 21 июля 2007 года № 5 1 марта 2008 Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

    Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

    Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

    Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

    Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

    В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

    Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

    Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

    • подтверждает неизменность Конституции;
    • разрабатывает проект новой Конституции, который:
      • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
      • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

      Отличие Конституции от законов

      • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
      • обладает высшей юридической силой;
      • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
      • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
      • является базой для текущего законодательства.

      Конституция и ограничение прав и свобод человека

      К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
      Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.


      Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

      В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

      Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: "Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату ".

      Издание Конституции

      См. также

      Примечания

      Ссылки

      Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

      Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

      Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

      • Конституции
      • Конституции России
      • 1993 год в России
      • 1993 год в праве

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Конституция Российской Федерации" в других словарях:

      Конституция Российской Федерации — Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны и определяющий правовые , организации государственной власти и местного самоуправления, отношения гражданина и государства. Конституция Российской Федерации… … Российское избирательное право: словарь-справочник

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (Constitution of the Russian Federation) основной закон Российской Федерации. Принята всенародный голосованием 12 декабря 1993 г. К РФ имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

      Конституция Российской Федерации — Констит уция Росс ийской Федер ации … Русский орфографический словарь

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г — КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и… … Юридическая энциклопедия

      Конституция Российской Федерации 1993 года — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г. — основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. К. РФ содержит… … Энциклопедический словарь экономики и права

      Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

      Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

      Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

      Obshchestvoznanie. 11kl. _Bogolyubov_2017

      Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

      Ответ

      Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

      Obshestvozannie 11 Bogolyubov.jpg

      Комментарии, вопросы, дополнения можете оставлять на странице обсуждения.

      Содержание

      • Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

      Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнической культурной и политической традиции. [1]

      Национальность - этническая принадлежность человека, определяемая индивидом и окружающим его обществом. [2]

      Понятие мультикультурализма носит двоякое значение. С одной стороны, с помощью этого термина обозначается культурное, этническое разнообразие, проявляющееся в современных условиях глобализации. С другой стороны, мультикультурализм является политической идеологией, выражающей направленность на сохранение и развитие в рамках одной страны традиционно присущей ей культуры, что при массовом проявлении способствует формированию разнообразия культур в современном мире. [3]

      В целом как сам мультикультурализм, так и его последствия трудно оценить однозначно. Он означает отрицание культурного универсализма, отказ от интеграции и тем более от ассимиляции. Мультикультурализм продолжает и усиливает линию культурного релятивизма, сохраняя принцип равенства всех культур и дополняя его принципом культурного плюрализма. В своей максималистской форме он отвергает какое‑либо общее, центральное ядро ценностей, часто представляющее культуру доминирующей этнонациональной общности, и требует полного равенства для всех культурных, лингвистических, религиозных и иных меньшинств, для всех групп, имеющих различие. К такому взгляду склоняется западный социолог А. Этциони. В несколько умеренной форме мультикультурализм делает акцент на равном достоинстве всех культур, входящих в общество. Такой точки зрения придерживается американский социолог Ч. Тейлор.

      Во всех случаях мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально‑экономическим факторам. Однако для полного социального равенства одного признания достоинства культуры недостаточно. Слабость мультикультурализма в том, что он отдает предпочтение различию и игнорирует общее. В реальной жизни человек думает и действует в трех измерениях: как все, как некоторые, как никто другой. То же самое можно сказать и о культурах. Чистых культур, особенно в наше время, не бывает. Стремление к ним является не просто утопическим, но и опасным, так как чревато распадом общества и государства. Вместе с тем сохранение культурного многообразия, безусловно, необходимо. [4]

      • Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

      В Преамбуле народ, принявший данную Конституцию, характеризуется как многонациональный народ, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждающий права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняющий исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтящий память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождающий суверенную государственность страны и утверждающий незыблемость её демократической основы, стремящийся обеспечить благополучие и процветание государства, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознающий себя частью мирового сообщества.

      • В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

      В пунктах 1 и 2 статьи 26

      Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

      Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

      • В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

      В пункте 2 статьи 68

      Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

      • Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

      Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Что прописано в пункте 2 статьи 29.

      • Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

      На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Однако именно русский язык - связующее звено в коммуникации всех жителей страны, это позволяет создать единую информационную базу, так как на русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации, его используют в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.

      Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

      Гражданская нация – это этнополитическая гражданская общность, исторически сложившаяся из одного или совокупности народов в процессе создания и развития собственного государства. [5]

      • Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

      Вo-пepвыx, мeжэтничecкaя толерантность являeтcя пpoцeccoм, пocтoяннo paзвивaющимcя, кoтopый coбcтвeннo и включает эмoциoнaльнo-психические нopмы, oтнoшeниe к дpyгим национальностям, шиpoкий набор знaний, инофрмационных пpeдcтaвлeний o дpyгиx культурах, языкe и, нaкoнeц, coбcтвeннo поведенческие установки, мировозренческие взгляды.

      • Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

      Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет.

      Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности. Заключается в выполнении самосохранения, подчинения деятельности достижению определенной цели, механизма регуляции жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении воли нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению.

      Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек. [7]

      • В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

      Сильные стороны: Идея мультикультурализма возникла в противоположность концепции "плавильного котла", предполагающей слияние всех культур страны в одну, основанной на идеалах всеобщего прогресса. Политика мультикультурализма означает поддержку новых идентичностей, этнических, религиозных и др. Она предполагает толерантность, включение в культурный процесс элементов культур эмигрантов, взаимное проникновение различных культур. Сторонники мультикультурализма выступают за политическую и социальную доктрину, утверждающую важность в политической жизни социокультурных групп и обществ, их право управлять обучением своих членов, развивать собственную культуру, культурное разнообразие, рассматриваются как высшие ценности, как источник формирования общества. [8]

      Слабые стороны: Во всех случаях мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально‑экономическим факторам. Однако для полного социального равенства одного признания достоинства культуры недостаточно. Слабость мультикультурализма в том, что он отдает предпочтение различию и игнорирует общее. В реальной жизни человек думает и действует в трех измерениях: как все, как некоторые, как никто другой. То же самое можно сказать и о культурах. Чистых культур, особенно в наше время, не бывает. Стремление к ним является не просто утопическим, но и опасным, так как чревато распадом общества и государства. Вместе с тем сохранение культурного многообразия, безусловно, необходимо.

      • Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

      Основные причины межнациональных конфликтов могут крыться в следующем:

      1. Историческая несправедливость, допущенная в прошлом представителями одного народа в отношении другого.
      2. Национальная рознь, переходящая в шовинизм, когда представители одного народа считают себя лучше, чем представители другого народа.
      3. Территориальные споры. Территории — самое ценное, что есть на планете, поскольку земли больше никто не производит. Поэтому любые территориальные споры — самые острые.
      4. Религиозные, или конфессиональные причины когда один народ исповедует одну религию и не терпит того, чтобы другой народ исповедовал другую.
      5. Отсутствие социальных возможностей. Такое характерно для многонациональных стран.
      6. Политические причины.[9]

      Нельзя не отметить негативную страницу истории - национализм был мощным оружием жесткого режима Италии и Германии, Испании и Португалии. Национализм в переплетении с фашизмом и расизмом нанес сильнейший удар по многим народам мира. [10]

      Современный национализм пытается тормозить происходящие в обществе процессы интеграции и интернационализации. Но путь национализма тупиковый, его установки не позволяют найти способов разрешения возникающих здесь противоречий, наработать принципы сосуществования разных культур. [11]

      • В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

      Суть гуманистического подхода к этническим проблемам в том, что люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом, если одна нация не ставит себя выше другой, или национальная принадлежность человека не выпячивается, как главная и основная характеристика, если язык и культура каждой нации могут свободно развиваться, если люди разных национальностей уважительно относятся к обычаям и традициям друг друга.

      • Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

      Проблема межнациональных отношений касается каждого из нас. Так как мы являемся представителями различных национальностей и проживаем сегодня в России. Это многонациональная страна, которая была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Поэтому проблема того, как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно, сегодня актуальна и важна.


      За период с 2006 по 2010 год можно понаблюдать плавное нарастание враждебности опрошенных к людям других национальностей и есть основания полагать, что тенденция сохранена и в последующих годах.

      • Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

      Национализм отнюдь не привилегия малообразованных слоёв населения и просто малообразованных народов. Примером к сему национализм еврейский. С уровнем образования в этом случае всё обстоит очень хорошо.

      Агрессивный национализм может быть реакцией на как на национальное унижение, так и на безудержную фору, даваемую властями. Примером этому может быть не только Кавказ в сегодняшней России, но и баскская Гасконь в Бурбонской Франции. Янычары, державшие в страхе турок в Османской Империи, набирались отнюдь не из турок.

      1) экстремистская деятельность (экстремизм):

      • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
      • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
      • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
      • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
      • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
      • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
      • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
      • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
      • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
      • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
      • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
      • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
      • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

      2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

      3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. [13]

      Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

      Основы конституционного строя Российской Федерации

      Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

      Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

      Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

      • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
      • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
      • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

      Конституция РФ состоит из:

      • вступительной части (преамбулы),
      • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
      • второго раздела.

      Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

      Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

      Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

      Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

      Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

      • приоритет человеческих прав и свобод;
      • народовластие;
      • полнота суверенитета Российской Федерации;
      • равноправие субъектов РФ;
      • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
      • экономическая свобода;
      • разделение властей;
      • гарантии МСУ;
      • идеологическое многообразие;
      • политический плюрализм (принцип многопартийности);
      • приоритет Закона;
      • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
      • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

      Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

      Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

      Правовой статус человека и гражданина

      Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

      Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

      Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

      1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
        • право на жизнь,
        • право на имя,
        • неприкосновенность личности,
        • свобода передвижения и выбора места жительства,
        • неприкосновенность жилища,
        • запрет принудительного труда,
        • тайна переписки,
        • достоинство личности,
        • свобода совести и вероисповедания.

      2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
        • равенство всех перед законом,
        • свобода слова и печати,
        • свобода собраний,
        • свобода союзов,
        • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

      3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
        • право на труд,
        • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
        • право на социальное обеспечение,
        • право на жилище,
        • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
        • право на образование и др.

      4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
        • право на образование,
        • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
        • свобода преподавания,
        • право получения образования на родном языке и др.

      5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
        • право на благоприятную окружающую среду;
        • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
        • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

      Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

      Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

      Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

      • Государственная защита прав и свобод:
        • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
        • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
        • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
        • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

        Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

        Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:


        Конституция является основой всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

        Настоящее издание содержит текст основного закона страны - Конституции Российской Федерации со всеми последними изменениями, включая присоединение новых субъектов Российской Федерации - Крыма и Севастополя.

        Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия, в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой, которой должно подчиняться все законодательство нашей страны.

        Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, основа для повышения качества жизни.

        История Конституции РФ

        История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.


        После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

        Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

        На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

        Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

        В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - А. А. Собчаком и С. С. Алексеевым, а в 1993 году – общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

        День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря – памятная дата России.

        Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

        Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

        Структура Конституции РФ

        Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

        Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

        По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.


        В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

        Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

        Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

        Основы конституционного строя;

        Права и свободы человека и гражданина;

        Президент Российской Федерации;

        Правительство Российской Федерации;

        Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

        Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

        Подробную информацию Вы можете узнать по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

        Если Вас интересует другая информация по данной теме, задайте свой вопрос по Виртуальной справке

        Читайте также: