Имеет ли право школьный психолог ставить диагноз

Обновлено: 05.07.2024

Часто родители с беспокойством воспринимают новость, что его ребенку рекомендуют пройти психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк), и в голове появляется множество вопросов: что это за консилиум, почему нам надо ее пройти, как она повлияет на будущее ребенка и можно ли от нее отказаться?

Мы нашли ответы на самые задаваемые вопросы родителей

Что такое ПМПк?

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, или школьный консилиум) — собрание школьных специалистов, которые, общаясь с ребенком и давая ему разного типа задания, выявляют причины неуспеваемости в школе и дают родителям и педагогам рекомендации по выбору образовательной программы и по решению проблем в учебе, поведении, взаимоотношениям, общем развитии. Иногда к консилиуму подключают недостающих специалистов, например, дефектологов и психиатров. Важно понимать, что специалисты школьных консилиумов не ставят медицинские и психологические диагнозы. Они думают о том, как помочь ребенку обучаться в конкретной школе.

Когда назначают ПМПк?

Обычно пройти ПМПк рекомендуют детям, которые не справляются с основной общеобразовательной школьной программой и имеют академические задолженности, у которых есть проблемы с социальной адаптацией, агрессивное поведение .

Еще одна категория детей — подозреваемые/обвиняемые или подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние (это зафиксировано в ст.42 ФЗ №273 Об образовании в РФ).

Кто проводит ПМПк?

Руководит консилиумом директор. В состав входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, логопед или дефетолог, врач-педиатр. В составе также могут быть учителя с большим педагогическим опытом, врачи узкой направленности, например, невропатолог.

Такой многочисленный состав консилиума позволяет исчерпывающе определить уровень развития учащегося. Для максимальной объективности оценки информацию о ребенке каждый член комиссии получает отдельно. Все члены комиссии обязаны следовать профессиональной этике.

Могут ли родители отказаться от ПМПк?

Могут, создание ПМПк и выдача заключения происходит только на основании заявления или письменного согласия от родителей/законных представителей ( ст.42 ФЗ №273 Об образовании в РФ). Они подписывают договор со школой.

ПМПк — это не приговор, это не стыдно и совсем не значит, что ваш ребенок обязательно болен. Разберитесь в теме, изучите все законы и акты, определите, нужно ли вам решение консилиума и как оно повлияет на будущее ребенка, пообщайтесь с родителями, которые уже проходили консилиум.

Может ли родитель присутствовать?

Если родителям что-то непонятно в решении консилиума, им должны это объяснить. Если родители не присутствовали на консилиуме, их все равно должны ознакомить с решением и рекомендациями.

В Положении о ПМПК перечислены и другие права родителей, о которых важно знать:

Разрешено находится на обсуждении итогов консилиума и вынесении специалистами решения, родители могут высказать мнение по предложенным рекомендациям.

Родители и дети имеют право на консультации с членами комиссии и на оказание ими психолого-медико-педагогической помощи.

Если родители не согласны с заключением консилиума, то они могут обжаловать его в вышестоящих органах.

К чему обязывает заключение?

Заключение ПМПк для родителей носит чисто рекомендательный характер и не является прямым руководством к действию.

Во время обследования комиссия может предположить отклонения в психическом и(или) физическом развитии ребенка. На основе этого они могут предложить пройти большую психолого-медико-педагогическую комиссию.

Но финальное решение (и ответственность) — принимать эти рекомендации или нет — остается за родителями. Вас никто не может принудить к нему.


Поводом для статьи послужил пост, размещённый в Facebook. В нём женщина рассказывает обыденную историю, которая может случиться в жизни любой семьи.

Рядовая история из жизни одной казахстанской семьи

Все родители делятся на два типа: тех, кто пытается постоянно совершенствовать детей, и тех, кто считает своих детей априори совершенными. И зачастую второй тип родителей испытывает огромные и долгосрочные сложности. Недоверие учителям и психологам приводит к тому, что тяжёлые диагнозы перетекают в неизлечимую форму. Тем временем первая группа родителей мучает своих отпрысков бесконечными психологическими тестами, осмотрами и допросами, пытаясь понять, всё ли с ними нормально. Самое удивительное, что правы и первые, и вторые.

Чтобы разобраться в этой теме, informburo.kz обратился к опытным школьным психологам. Они подробно рассказали о том, каким образом с лёгкой руки неопытных психологов здоровые дети вдруг признаются аутистами, а ярко выраженные психопаты вдруг оказываются в рамках нормальности.

И в советское время не всегда врачи ставили верные диагнозы

Обязанности школьного психолога

"Ни один психолог не имеет права самовольно тестировать ребёнка до 14 лет, – рассказала психолог алматинской школы №9 Ирина Казанцева. – Только по запросу родителей и с ведома классного руководителя. Существуют, конечно, плановые диагностики, о которых в обязательном порядке оповещаются родители. Например, в начале года на общешкольном родительском собрании психолог объявляет о всех мероприятиях, которые собирается проводить в течение учебного года".

Ирина Казанцева не просто психолог с 20-летним стажем. Будучи вполне себе успешным физиком, она увлеклась детской психологией благодаря двум своим сыновьям. Наука "детская психология" настолько увлекла её, что уже в предпенсионном возрасте Ирина Эрнестовна защитила диссертацию и получила кандидатскую степень. Сейчас она уже на пенсии, но всё ещё работает, обожает свою работу и воспитывает теперь уже маленькую внучку.

Ирине Эрнестовне доверяют, её уважают и безоговорочно ей верят. Даже когда она говорит, что для восьмилетнего мальчишки вполне нормально кричать, бегать и драться. По её мнению, родителям следует для начала взяться за собственное воспитание, а потом уже пытаться воздействовать на детей.

Иногда никаких отклонений нет - просто ребёнок не умеет рисовать или забыл как это делается

Иногда никаких отклонений нет – просто ребёнок не умеет рисовать или забыл, как это делается / Скриншот Facebook

Посмотри на ребёнка

Ну а если сомнения в адекватности ребёнка всё же возникли, родители сами в состоянии провести наипростейший тест. Попросите малыша нарисовать "лесную школу". Сделать выводы из результата очень просто и логично. Но есть одно существенное "но", которое, по всей видимости, не учла молодая психолог, которая в начале нашего рассказа поставила мальчишке аутизм.

"При проведении теста с ребёнком необходимо общаться, – рассказала Ирина Казанцева. – Спрашивать – а кто это? А что он делает? А почему ты нарисовал именно его? А почему учитель в школе именно такой? А где здесь ты? Выводы сделать очень просто. Если на рисунке изображено всё что угодно, кроме учебного процесса, – у ребёнка нет мотивации к учёбе. Если ваш малыш изобразил себя маленьким на фоне больших хищных зверей-одноклассников – значит, он их боится и чувствует себя изгоем. Если же хищником изображён учитель – всё серьёзно, он боится своего учителя".

Это называется проективная методика. Примерно таким же образом проводится тест на отношения в семье. Попросите малыша нарисовать свою семью. Расположение членов семьи на картинке скажет само за себя. Несколько клеточек тетрадного листа могут означать целую пропасть между, казалось бы, любящим родителем и ребёнком.

Немаловажную роль играет цветовая гамма рисунка. Тёмные грустные цвета говорят о тревожности ребёнка. Стоит выяснить, что его беспокоит. Но для начала проверьте: может все разноцветные карандаши в доме сломаны или потерялись и остался один коричневый, им и приходится рисовать бедному маленькому художнику.

Ещё один очень важный тест: изобразить несуществующее животное. Во время рисования задайте малышу вопросы, которые вас волнуют. Как это животное ведёт себя, когда его обижают? Любят ли его мама и папа? Куда он любит ходить с родителями?

Чаще всего этих трёх тестов достаточно для определения общего психоэмоционального состояния ребёнка. Если некоторые моменты вас встревожили – подойдите к школьному психологу. Он сам проведёт несколько тестов, а если ваши опасения подтвердятся – направит вас к нужным специалистам. Возможно, что проблему можно решить всего лишь сменой деятельности во внеурочное время.

Но бывает такое, когда психолог, наблюдая за детьми, выделил вашего ребёнка и отследил тревожные сигналы. Первым и главным сигналом для любого учителя и психолога является ярко выраженное агрессивное поведение.

Если ребёнок постоянно сидит тихонько в углу и читает – это тоже ненормально. До подросткового возраста малыш просто обязан бегать, кричать, много и шумно играть, придумывать игры или быть вовлечённым в игры других детей. Кстати, враньё – это тоже норма. Маленький человек учится жить в социуме, и главное – правильно объяснить ему, что можно делать, а что нет. И ни в коем случае родители не должны сами при ребёнке обманывать или совершать какие-то непорядочные поступки. Если у ребёнка упала успеваемость, и на уроке математики он "устал", а после звонка стремится побегать по стенам и потолку – пора бить тревогу.

Здесь психолог работает в связке с учителем. А если всё серьёзно, к делу приступает психиатр.

Ребёнок - это личность. Выясните, может ему просто не понравился специалист

Диагноз ставит только врач

Начнём с того, что диагноз – понятие сугубо медицинское. Поэтому даже если школьный психолог заподозрит у ребёнка какие-то отклонения, он не имеет права ставить диагнозы. Потому что он хоть и психолог, но педагог, а не врач.

Врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, директор клиники неврозов Жибек Жолдасова рассказала, каким образом детям ставят диагнозы. Выяснилось, что процесс обследования долгий, сложный и очень серьёзный. И без дополнительного оборудования не обойтись.

"В психиатрии имеются четыре достоверных метода обследования, – рассказала Жибек Жолдасова. – Три из них – инструментальные. Первый – компьютерная или магнитно-резонансная томограмма головного мозга. Второй – электроэнцефалограмма, которая показывает качество работы головного мозга, то есть как мозг вырабатывает электрические импульсы. Третий метод исследования – ультразвуковая допплерография сосудов головы и шеи, чтобы посмотреть, как снабжается кровью головной мозг".

И лишь четвёртый метод обследования проводится психологами. Во время экспериментально-психологическое обследования описывается полностью личностный статус, его основные характеристики. Но даже психолог, который проводит экспериментально-психологический тест, не имеет права ставить диагноз. Психолог может выявить только особенности личности, а в рамках ли это какого-то диагноза либо в рамках особенностей ребёнка, – это определяет только врач.

Но если всё же врач поставил диагноз, ни в коем случае не стоит отчаиваться.

"В Казахстане есть довольно хорошая реабилитационная программа для детей-аутистов, созданная фондом "Асыл Мирас". Конечно, если есть необходимость, то назначается какое-то минимальное медикаментозное лечение. Но если малыш уже начал учёбу в общеобразовательной школе, то лучше всего его там и оставить. Знакомая обстановка и люди могут помочь ребёнку реабилитироваться. И только в том случае, если ребёнок абсолютно не продуктивен в общем классе, но хорошо работает один на один с педагогом, может быть, тогда имеет смыл думать о домашнем обучении или каких-то других специализированных методах обучения. Аутизм невозможно вылечить, но его можно довольно успешно компенсировать", – рассказала Жибек Жолдасова.

И не стоит забывать, что кроме аутизма существует ещё множество психических заболеваний, у ребёнка может быть выявлено любое из них. По словам Жибек Жолдасовой, в последнее время участились случаи невротических состояний среди школьников. Но это заболевание лечится довольно легко, и ничего страшного в нём нет.

Есть множество диагнозов, которые может поставить психиатр. Это умственная отсталость. Есть ранние формы шизофрении, у детей также бывают психотические состояния с бредом и галлюцинациями. Существуют также органические расстройства – это осложнения после менингитов, энцефалитов, травм головы. Они могут вызвать повреждение головного мозга, что ведёт к каким-то психическим расстройствам.

Первый и самый важный совет психиатра родителям: быть внимательными к своему ребёнку. Любое вовремя выявленное заболевание легче вылечить, чем запущенное.

А бывает и такое, что ребёнок оказывается намного умнее специалиста

Лучшее лекарство – занятость

Говорят, что работа лучше всего отвлекает от депрессии, да и вообще от любых навязчивых дум. Все согласны, что безделье порождает множество проблем. Поэтому молодая мама троих малышей, детский психолог Тахмина Джанбакиева заполняет досуг своих детей как только возможно.

"Не стоит жалеть своих детей, – сказала Тахмина. – В детстве мама отвела меня на гимнастику, но мне показалось что это тяжело и неинтересно, и я отказалась ходить. Мама пошла мне навстречу. И теперь я жалею о том, что не занималась гимнастикой. И даже не раз говорила маме: почему ты меня не заставила? Вот поэтому совет всем родителям: пробуйте разные виды досуга для детей. Максимально заполняйте всё их свободное время. Они будут жаловаться, скандалить и плакать. Знакомые будут вас убеждать, что вы лишаете детей детства. Но думайте о том, что повзрослевшие дети скажут вам лишь спасибо. Заставляйте их заниматься. Стимулируйте и мотивируйте их".

Сейчас в Казахстане в любом даже маленьком ауле есть варианты досуга для детей любого возраста. Что уж говорить о городах. Зачастую кружки́ и курсы ничего не стоят, и отличные педагоги совершенно бесплатно научат ребёнка музыке, танцам, иностранным языкам и восточным единоборствам. Почему бы не воспользоваться такими прекрасными возможностями для детей?

Кроме того, Тахмина Джанбакиева призывает родителей найти золотую середину в общении ребёнка с гаджетами. По её словам, стоит приглядываться и прислушиваться к ребёнку, и если он начинает вести себя неадекватно – немедленно отбирать планшет на неопределённый срок. И выдавать лишь на час в день, и только если ребёнок хорошо себя вёл. При этом контролировать контент, просматриваемый ребёнком. Лучший способ для этого – спросить, чему его учит мультик, который он смотрит, или игра, в которую он играет. Совсем лишать ребёнка компьютера или телефона нельзя – в современном мире без техники невозможно получить хорошее образование и развитие.

Несмотря ни на что, запомните: счастлив тот ребёнок, которого любят родители. А любящий родитель всегда найдёт, о чём поговорить и чем занять своё чадо. Тогда у малыша не будет никаких неврозов, депрессий, агрессивного поведения. А диагнозы – явление достаточно редкое и вовсе необязательное.



Сегодня всё по-другому. Государство радеет за здоровое поколение, в том числе и переживает за его эмоциональное состояние. Потому встретить среди педагогов в школе профессионального психолога – не редкость, однако это явление для многих родителей всё ещё далеко непонятное.

Зачем в школе этот специалист, какие есть обязанности школьного психолога и когда к нему можно обращаться за помощью – вот об этом сегодня наш разговор.

Мой ребёнок здоров, зачем нам к психологу?!

психолог-и-детишки

Не беря во внимание специализированные коррекционные заведения, где этот человек просто обязан быть, отметим, что штатная должность педагога психологической направленности была введена в российское школьное образование порядка десятка лет тому назад.

Если раньше психологами в дружном школьном коллективе работали все – директор школы, завучи, учителя, и даже школьная уборщица баба Клава пыталась принять участие в нашем социальном развитии, то сегодня это ответственное дело поручено знатокам с профессиональным образованием.

Однако, российская образовательная система всё еще в большинстве случаев рассматривает такого педагога как формальность, а школьную администрацию зачастую интересуют лишь отписки в виде документальных отчётов.

психолог-работает

психолог-с-подростками

Трудности в учёбе, проблемы с одноклассниками, ссоры с учителями и родителями, отсутствие учебной мотивации, тревоги и страхи – вот с чем сталкивается школьный психолог.

Что может и что должен психолог

Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности школьного педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста.

Диагностика

психологическая-диагностика

Коррекционная деятельность

Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере.

Консультирование

Это тот должностной функционал, который присутствует и в диагностике, и в коррекции. Знакомить родителей и педагогов с результатами исследований, давать прогнозы, предупреждать о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться, – всё это входит в ежедневные должностные обязанности школьного психолога.

Просвещение в области психологии

психолог-и-старшеклассники

Да, есть и такая профессиональная функция, которой, увы, занимаются не все штатные педагоги, но лучшие из них эту сферу не пропускают мимо.

Заключения

Правильная школа обязательно посоветуется со своим штатным психологом, когда требуется подобрать для учащегося подходящую ему программу, если он не справляется с учебной нагрузкой. Обратятся педагоги к специалисту и в случае, если особо преуспевающий намерен перешагнуть через класс, и, например, из первого попасть сразу за школьную парту в третий.

А вообще, быть готовым помочь, находясь рядом каждый день, каждую минуту – вот что может и должен настоящий школьный педагог-психолог.

На что может рассчитывать психолог

права-психолога

В первую очередь, штатный работник школы имеет право наблюдать, то есть приглядывать за нашими детьми, как они себя ведут на уроке, на переменке, за едой в столовой.

Во-вторых, специалисты проводят тесты и индивидуальные опросы. Это могут быть групповая рисуночная диагностика и игровые задания в начальной школе и групповое анкетирование учеников в старшей.

Заметьте, во избежание конфликтов с родителями педагоги взяли за практику брать согласия законных представителей о том, что они не против. И это правильно! Право тестировать, диагностировать, разговаривать и корректировать не в групповом, а в индивидуальном порядке возникает у педагога только по желанию родителей ребёнка и только с их разрешения, письменного!

психолог-с-детьми

Только в общих словах, например: низкая самооценка, трудности в учёбе и прочих, специалист может ответить на сверлящий взгляд школьного педагогического коллектива.

И надо помнить, что выдавая рекомендации, педагог-психолог не приобретает права требовать от участников процесса их исполнения. Он – не судья, он – советчик.


Услуги психолога очно и онлайн Вы можете положиться на меня и быть уверены, что я окажу необходимую поддержку в трудные времена


Психолог в Москве очно и онлайн. Клинический психолог, психоаналитик, психотерапевт


Повышение квалификации для психологов Гештальт, РЭПТ, клиническая, семейная психология и многое другое


Уникальные книги Ивиаса. Неизвестные знания. Новые знания о законах, по которым все живёт: законы космоса, Земли, человечества.

Война - не война, правда - ложь, добро - преступление, нищета - благополучие.

Читайте также: