Имеет ли право психолог в школе тестировать ребенка без согласия родителей
Обновлено: 01.05.2024
Вопрос следующий к знающим людям: имеет ли право школьный психолог беседовать с ребенком без согласия
(согласования) с родителями? При том, что я осенью в какой-то анкете указывала: беседы с психологом - только с согласия родителей.
Ну я вот думаю, вдруг у них в обязанностях прописано где-то, что консультация ребенка, "проблемного" с т.зр. учителя, обязательна, согласия родителей не требуется, и т.д.
Думаю, с чего разговор начинать в школе. В свете разгула ювенальной юстиции не нравятся мне эти незапланированные консультации .
я вот не пойму. Когда в школе что то происходит и учителя сквозь пальцы смотрят - мамашки тут на говно исходят как так учитель не реагирует. Учитель отреагировал на "проблемного" ребенка. Не бил его линейкой по голове и т.д., а отправил на разговор к психологу-опяять не довольны. Что страшного в разговоре с психологом? Единственное-ставить в известность родителей о причине и результате. Вы сами закручиваете болты и гайки учителям и воспитателям которые с вашими детьми времени проводят больше чем вы сами, а потом кричите что на ваших детей плюют. Зашугали уже обучающий персонал до невозможности. Наверное хотите так: Вася отпиздил Машу, на робкое высказывание учителя чтож ты сделал Вася, а не сходить ли тебе к психологу Вася ответит пшланахуй Марьванна, я если че папемаме нажалуюсь. Садись Вася пятерка тебе по всем предметам и поведению, с Машей вопрос уладим тоже пятерками два раза. И все довольны.. (если че я не воспитатель и не учитель и вообще к этому отношения не имею)
Я в школе была в пятницу. Мне сказали, что все у нас хорошо. В понедельник ребенка приглашают к психологу. Проблема неожиданно возникла в понедельник? Поговорить сначала с родителями - религия не позволяет?
ну и что страшного сказал психолог? Может у нее по графику ваш ребенок попался, насколько я понимаю психолог должен всех детей знать лично, и проблемы каждого тоже. Как вы это представляете без общения тет-а-тет? Или выпытывал у вашего ребенка где ключ от квартиры где деньги лежат?
Может, Маня, и по графику. О прививках и медосмотрах по графику мне сообщают заранее. О различных консультациях я тоже хочу знать заранее.
вы не ответили на вопрос, что такого страшного выведал психолог у вашего ребенка?.
Прививки и медосмотры это все же напрямую физическое действие которое действительно производится с разрешения родителей и под ответственность родителей. А штатный психолог - это работа такая, от видимо обязан наблюдать за детьми и здоровой моральной обстановкой в школе, а не сидеть там чтоб по свистку родителей общатся с их ребенком, для этого они в поликлинниках работают.
Просто представьте ситуацию возникшего конфликта в школе между детьми, который вот вот доведет до драки или какого нить байкота против вашего ребенка. Вы будете рады если вместо того что бы психолог поговорил с зачинщиком и авторитетом компании и погасил конфликт на корню, он дождется следующего дня (хорошо если следующего), что бы поставить в известность родителей того ребенка, чтоб они дали разрешение на разговор чтоб не гнобили вашего ребнка (а если не дадут посчитая что дети в коллективе должны разбираться сами?) и т.д. и т.п. А все это время ваш ребенок будет находится под прессингом ситуации
Если это не аргумент значит вы чего то конкретного боитесь в разговоре с психологом.
От воспитателей надеюсь вы каждое утро отчета не требуете о чем он в течение дня будет говорить с вашим ребенком?
А может быть Вашего ребенка к психологу учитель направил.Поговорить психолог может и без Вашего разрешения, а вот если с ребенком нужно провести занятия, то тут нужно согласие родителей.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2020 г. № 59 “Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях”
Обзор документа
Приказ Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2020 г. № 59 “Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях”
В соответствии с пунктом 3 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2019, N 30, ст. 4134) и пунктом 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Министр | С.С. Кравцов |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 20 февраля 2020 г. N 59
Порядок
проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
1. Настоящий Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях определяет правила проведения социально-психологического тестирования (далее - тестирование) обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (далее соответственно - обучающиеся, образовательная организация), направленного на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.
2. Тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.
3. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее - информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из их родителей или иных законных представителей 1 .
4. Тестирование осуществляется ежегодно в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации, проводящей тестирование.
5. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:
организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей (иных законных представителей) информированных согласий;
создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее - Комиссия), и утверждает ее состав численностью не менее трех работников образовательной организации, проводящей тестирование, включая лиц, ответственных за оказание социально-педагогической и (или) психологической помощи обучающимся;
утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);
обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.
7. Форма проведения тестирования определяется образовательной организацией, проводящей тестирование, может быть как бланковой (на бумажных носителях), так и компьютерной (в электронной форме) и предполагает заполнение анкет (опросных листов), содержащих вопросы, целью которых является определение вероятности вовлечения обучающихся в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.
8. По форме ответа тестирование является письменным.
9. При проведении тестирования в каждом кабинете (аудитории) присутствует член Комиссии.
10. При проведении тестирования допускается присутствие в кабинете (аудитории) в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.
11. Перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и его продолжительности.
12. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускаются свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, и перемещение по кабинету (аудитории). Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.
13. По завершении тестирования члены Комиссии комплектуют обезличенные заполненные анкеты (опросные листы) на бумажном носителе, а в случае заполнения анкет (опросных листов) в электронной форме допускается их размещение на внешних носителях информации.
Результаты тестирования группируются по классам (группам), в которых обучаются обучающиеся, и упаковываются членами Комиссии в пакеты.
На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указываются наименование образовательной организации, проводящей тестирование, ее место нахождения, количество обучающихся, принявших участие в тестировании, а также класс (группа), в котором они обучаются, дата и время проведения тестирования; ставятся подписи всех членов Комиссии с расшифровкой фамилии, имени и отчества (при наличии).
14. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в течение трех рабочих дней со дня проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование.
Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, обеспечивает хранение до момента отчисления обучающегося из образовательной организации, проводящей тестирование, информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.
15. В целях проведения тестирования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендованы:
формирование на каждый учебный год календарного плана проведения тестирования расположенными на их территории образовательными организациями;
взаимодействие с образовательными организациями, проводящими тестирование, по приему результатов тестирования;
определение мест и срока хранения результатов тестирования и соблюдение конфиденциальности при их хранении и использовании;
выполнение обработки и проведение анализа результатов тестирования в период до тридцати календарных дней с момента их получения от образовательных организаций, проводящих тестирование;
составление итогового акта результатов тестирования с указанием образовательных организаций, принявших участие в нем (с информацией об адресах образовательных организаций, проводящих тестирование, количестве обучающихся, подлежащих тестированию, количестве участников тестирования, их классе (группе), дате проведения тестирования, количестве обучающихся, имеющих риск потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также с информацией, предусматривающей распределение образовательных организаций, проводящих тестирование, исходя из численности обучающихся в указанных образовательных организациях с максимальным количеством обучающихся, имеющих риск потребления наркотических средств и психотропных веществ);
передача итогового акта результатов тестирования в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья для планирования дополнительных мер по профилактике незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ;
информирование антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводилось тестирование, о результатах тестирования.
1 Пункт 2 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2019, N 30, ст. 4134).
Обзор документа
Минпросвещения определило новый порядок ежегодного социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в школах и профессиональных образовательных организациях. О студентах вузах речь не идет. Цель тестирования - профилактика незаконного потребления обучающимися наркотиков.
Установлен минимальный возраст лиц - 13 лет. Тестирование проводится начиная с 7 класса обучения в школе. Как и ранее, лица, достигшие 15 лет, проходят процедуру с их письменного информированного согласия, остальные - с согласия одного из родителей или иного законного представителя.
Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу ранее утвержденного порядка.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Вопрос в теме.
Я против того, чтобы психолог тестировала моего ребенка. Т.к.я считаю, что профессиональных психологов единицы, и наша явно не входит в их число. И вообще считаю, что это навязанные стандарты- "должно быть столько, а у вас вот сколько".
Можно ли написать отказ от этих тестирований и оградить ребенка от общения с психологом?
. Я вроде четко написала! Какая вам разница убудет от меня или не убудет?! Я против! И даже объяснила почему ;)
1 класс?
Пишите отказ конкретный и в школу под роспись. Образцов в сети полно.
Впринципе, вы моежет просто пережить 1 класс, дальше будут меньше дергать по этому поводу.
Номер школы в личку можете озвучить?
смотря какое тестирование - если педагогическое, то имеют право, если психологическое - то требуется письменное согласие. Все психологи об этом знают и формы согласия/несогласия раздают заранее. У нас в классе две мамы отказались. Ну потом все родители с интересом смотрели свои результаты, а те - мимо.
Чего-то они там рисовали, выполняли задания на время. Меня возмутило, что это делается вместо основных уроков и она нам на собрании озвучила определенный числовой порог в который ребенок ДОЛЖЕН укладываться, если не укладывается, то "у ребенка имеются психические и умственные отклонения"(с) :omg:
Ну судя по уровню развития детей в 1 классах и их поведению, я бы сделала обязательным психологическое тестирование за полгода до школы с последующей коррекцией.
По теме, на первом собрании писали согласие или отказ.
Прежде чем тестировать детей, школа должна была взять у Вас письменное согласие. Только так и никак больше!
Согласие обязательно. Дается на отдельном бланке. Указывается, для чего проводится работа.
Отказ возможен.
Результаты исследования нужны для мониторинга класса, рекомендаций по организации учебного процесса для учителей и родителей. Возможно, что что-то можно откорректировать, на что-то обратить внимание.
Я бы на вашем месте сходила к психологу и все обсудила. Разъяснения по тестам, их смыслу и результатам вам обязаны предоставить
У нас в школе брали согласие каждого родителя индивидуально, тестировать без согласия может только психологическую (не знаю как правильно) атмосферу класса.
Меня возмутило, что это делается вместо основных уроков и она нам на собрании озвучила определенный числовой порог в который ребенок ДОЛЖЕН укладываться, если не укладывается, то "у ребенка имеются психические и умственные отклонения"(с) :omg:
Повторю свой совет не переживать, на рекомендации данного "специалиста" плюнуть с высокой кучи. Можете просто подойти и поговорить о недопустимости в дальнейшем таких тестирований, но скажу вам так, их скорее всего больше не будет у вас. Эта бурная имитация деятельности никаких последствий не имеет. Из года в год этот финт проводится в 1 классах. К настоящим психологическим тестированиям эти отписки отношения не имеют, вам разъяснят, что это оценочные тесты, срезы "климата" и уровня обучающихся в 1 классе, ну и в общем то все. ПО бумажке результаты тестов и трактования на собрании все еще зачитывала вам психолог или уже таки без оной обходится? ;)
МОСКВА, 28 ноября. /Корр. ТАСС Кристина Сулима/. Родители и представители профессиональной общественности неоднозначно отнеслись к предложению главы Минобрнауки Ольги Васильевой разрешить школьным психологам работать с детьми без согласия родителей. Если источником проблем является не семейная ситуация, родителей исключать из процесса никак нельзя, уверены эксперты, опрошенные ТАСС.
Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева, выступая на Всероссийской научно-практической конференции "Система психологического сопровождения образования", заявила о возможности внесения поправок в законодательство, которые предоставят право школьным психологам работать с детьми без письменного разрешения родителей. "Сейчас психолог не может оказывать помощь без согласия родителей, согласия в письменной форме. Это требует быстрейшего решения, поправок в законодательство", - сказала министр.
По ее словам, в демографической ситуации современная российская школа столкнулась с новыми рисками - "агрессивной средой, угрозами терроризма, мультикультурным разнообразием" и рядом других. "Перед психологами встают новые задачи", - отметила тогда Васильева, добавив, что для их решения необходимы качественные кадры.
Не стоит отгораживаться от родителей
"Нельзя ничего делать без согласия родителей, это однозначно, на все 100%", - сказала ТАСС лидер Родительской лиги Нина Добрынченко-Матусевич.
По ее мнению, в условиях новых проблем и вызовов, психологи, наоборот, должны работать вместе с родителями, помогая детям. "Это должна быть совместная работа. То есть не психологи отгораживаются от родителей и что-то там делают с детьми, а, наоборот, максимально вовлекая родителей и помогая родителям понять, что происходит с их ребенком. А иначе может возникнуть ситуация - психолог работает с ребенком в школе, а дома совершенно другое представление о том, что нужно делать", - сказала лидер Родительской лиги.
Она добавила, что зачастую самим родителям нужна поддержка и помощь. "Именно поэтому сейчас так популярны лекции и встречи с психологами, родительские школы. Психологи и эксперты помогают родителям справляться с ситуациями, которые возникают. Я думаю, что залог успеха в совместной деятельности", - подчеркнула Добрынченко- Матусевич.
Без согласия - лишь в исключительных случаях
"Сказать однозначно о том, стоит ли давать психологам право на работу с ребенком без согласия родителей, нельзя", - в свою очередь сказала ТАСС директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.
Она считает, что, с одной стороны, психолог должен знать все тонкости и особенности душевного состояния ребенка, а без предварительного разговора с родителями узнать это невозможно. "С другой стороны, если учителям кажется, что с ребенком явно что-то не так, есть какие-то поводы беспокоиться о его психологическом состоянии и думать, что это напрямую связано с конфликтом в семье, то в данном случае просить разрешения у родителей тоже будет неправильно. Это согласие будет получить сложно", - считает Шевченко.
Она также отметила, что предложение Минобрнауки - очень тонкий вопрос, и если он получит оформление на законодательном уровне, необходимо уточнить многие моменты. "Какие-то моменты надо проговаривать, где однозначно можно и нужно это сделать, и тем самым вовремя спасти ребенка, а когда таким вмешательством мы можем только сделать хуже. Должны быть четко прописаны причины, по которым допускается работа психолога без согласия родителей", - подчеркнула директор по развитию.
По ее мнению, важно популярно объяснить родителям, что в некоторых случаях школой допускается вмешательство психолога без их согласия, но это делается ради самого ребенка и его душевного благополучия.
Сложно найти золотую середину
"Найти золотую середину довольно сложно, может быть, это предложение нуждается в каком-то профессиональном обсуждении", - согласилась руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева.
Она указала, что, с одной стороны, требование получать разрешение у родителей очень серьезно осложняет работу. "Родители детей, которые нуждаются в психологической помощи, не всегда дают свое согласие, и это мешает работать эффективно. С другой стороны, за воспитание и развитие детей отвечают все-таки родители, и, отказываясь от практики получения разрешений, мы нарушаем их права", - сказала Дозорцева.
Предложение нарушает права родителей
"Это право родителя - получить информацию, давать согласие на обследование, присутствовать на нем и, если это требуется, отказываться от участия в нем", - подтвердил старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Евгений Ковалев.
Он указал, что перечисленные права родителей гарантируются не только законом об образовании, но и семейным и гражданским кодексом. "Там целый ряд взаимосвязанных статей, которые обеспечивают неотъемлемое право родителей в этом вопросе, притом приоритетное. И если мы будем каким-то образом его нивелировать, мы нарушим права родителя как законного представителя ребенка", - подчеркнул Ковалев.
По его словам, если сейчас психолог начнет работу с детьми без письменного согласия, это будет считаться грубым вмешательством в частную жизнь ребенка и его семьи, потому что психологические тестирования часто затрагивают достаточно интимные сферы. "Психолог может узнать от ребенка информацию, которую не все родители хотят видеть доступной кому-либо, кроме узкого семейного круга", - заключил сотрудник центра.
Здравствуйте. Есть ли закон РФ, который регулирует психологическую деятельность? Меня интересует, имеет ли право психолог социальной структуры общаться с несовершеннолетним без согласия родителей? И если не имеет, есть ли этому законное обоснование
Если же психолог провел работу без согласия на то родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.
Здравствуйте, психологическая помощь несовершеннолетнему может оказываться только с согласия законных представителей, в противном случае это незаконно
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Таким образом, наличие заявления либо согласия родителей является обязательным условием.
Если Вам необходима дополнительная консультация либо помощь в составлении письменных документов, можете обратиться в мой чат, по правилам сайта услуги в чате платные.
Всего доброго!
Читайте также: