Имеет ли право психолог в школе тестировать ребенка без согласия родителей

Обновлено: 01.05.2024

Вопрос следующий к знающим людям: имеет ли право школьный психолог беседовать с ребенком без согласия
(согласования) с родителями? При том, что я осенью в какой-то анкете указывала: беседы с психологом - только с согласия родителей.

Ну я вот думаю, вдруг у них в обязанностях прописано где-то, что консультация ребенка, "проблемного" с т.зр. учителя, обязательна, согласия родителей не требуется, и т.д.
Думаю, с чего разговор начинать в школе. В свете разгула ювенальной юстиции не нравятся мне эти незапланированные консультации .

я вот не пойму. Когда в школе что то происходит и учителя сквозь пальцы смотрят - мамашки тут на говно исходят как так учитель не реагирует. Учитель отреагировал на "проблемного" ребенка. Не бил его линейкой по голове и т.д., а отправил на разговор к психологу-опяять не довольны. Что страшного в разговоре с психологом? Единственное-ставить в известность родителей о причине и результате. Вы сами закручиваете болты и гайки учителям и воспитателям которые с вашими детьми времени проводят больше чем вы сами, а потом кричите что на ваших детей плюют. Зашугали уже обучающий персонал до невозможности. Наверное хотите так: Вася отпиздил Машу, на робкое высказывание учителя чтож ты сделал Вася, а не сходить ли тебе к психологу Вася ответит пшланахуй Марьванна, я если че папемаме нажалуюсь. Садись Вася пятерка тебе по всем предметам и поведению, с Машей вопрос уладим тоже пятерками два раза. И все довольны.. (если че я не воспитатель и не учитель и вообще к этому отношения не имею)

Я в школе была в пятницу. Мне сказали, что все у нас хорошо. В понедельник ребенка приглашают к психологу. Проблема неожиданно возникла в понедельник? Поговорить сначала с родителями - религия не позволяет?

ну и что страшного сказал психолог? Может у нее по графику ваш ребенок попался, насколько я понимаю психолог должен всех детей знать лично, и проблемы каждого тоже. Как вы это представляете без общения тет-а-тет? Или выпытывал у вашего ребенка где ключ от квартиры где деньги лежат?

Может, Маня, и по графику. О прививках и медосмотрах по графику мне сообщают заранее. О различных консультациях я тоже хочу знать заранее.

вы не ответили на вопрос, что такого страшного выведал психолог у вашего ребенка?.

Прививки и медосмотры это все же напрямую физическое действие которое действительно производится с разрешения родителей и под ответственность родителей. А штатный психолог - это работа такая, от видимо обязан наблюдать за детьми и здоровой моральной обстановкой в школе, а не сидеть там чтоб по свистку родителей общатся с их ребенком, для этого они в поликлинниках работают.
Просто представьте ситуацию возникшего конфликта в школе между детьми, который вот вот доведет до драки или какого нить байкота против вашего ребенка. Вы будете рады если вместо того что бы психолог поговорил с зачинщиком и авторитетом компании и погасил конфликт на корню, он дождется следующего дня (хорошо если следующего), что бы поставить в известность родителей того ребенка, чтоб они дали разрешение на разговор чтоб не гнобили вашего ребнка (а если не дадут посчитая что дети в коллективе должны разбираться сами?) и т.д. и т.п. А все это время ваш ребенок будет находится под прессингом ситуации

Если это не аргумент значит вы чего то конкретного боитесь в разговоре с психологом.

От воспитателей надеюсь вы каждое утро отчета не требуете о чем он в течение дня будет говорить с вашим ребенком?

А может быть Вашего ребенка к психологу учитель направил.Поговорить психолог может и без Вашего разрешения, а вот если с ребенком нужно провести занятия, то тут нужно согласие родителей.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2020 г. № 59 “Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях”


Обзор документа

Приказ Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2020 г. № 59 “Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях”

В соответствии с пунктом 3 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2019, N 30, ст. 4134) и пунктом 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Министр С.С. Кравцов

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 20 февраля 2020 г. N 59

Порядок
проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях

1. Настоящий Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях определяет правила проведения социально-психологического тестирования (далее - тестирование) обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (далее соответственно - обучающиеся, образовательная организация), направленного на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

2. Тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.

3. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее - информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из их родителей или иных законных представителей 1 .

4. Тестирование осуществляется ежегодно в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации, проводящей тестирование.

5. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:

организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;

утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей (иных законных представителей) информированных согласий;

создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее - Комиссия), и утверждает ее состав численностью не менее трех работников образовательной организации, проводящей тестирование, включая лиц, ответственных за оказание социально-педагогической и (или) психологической помощи обучающимся;

утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);

обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

7. Форма проведения тестирования определяется образовательной организацией, проводящей тестирование, может быть как бланковой (на бумажных носителях), так и компьютерной (в электронной форме) и предполагает заполнение анкет (опросных листов), содержащих вопросы, целью которых является определение вероятности вовлечения обучающихся в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.

8. По форме ответа тестирование является письменным.

9. При проведении тестирования в каждом кабинете (аудитории) присутствует член Комиссии.

10. При проведении тестирования допускается присутствие в кабинете (аудитории) в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

11. Перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и его продолжительности.

12. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускаются свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, и перемещение по кабинету (аудитории). Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

13. По завершении тестирования члены Комиссии комплектуют обезличенные заполненные анкеты (опросные листы) на бумажном носителе, а в случае заполнения анкет (опросных листов) в электронной форме допускается их размещение на внешних носителях информации.

Результаты тестирования группируются по классам (группам), в которых обучаются обучающиеся, и упаковываются членами Комиссии в пакеты.

На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указываются наименование образовательной организации, проводящей тестирование, ее место нахождения, количество обучающихся, принявших участие в тестировании, а также класс (группа), в котором они обучаются, дата и время проведения тестирования; ставятся подписи всех членов Комиссии с расшифровкой фамилии, имени и отчества (при наличии).

14. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в течение трех рабочих дней со дня проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование.

Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, обеспечивает хранение до момента отчисления обучающегося из образовательной организации, проводящей тестирование, информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

15. В целях проведения тестирования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендованы:

формирование на каждый учебный год календарного плана проведения тестирования расположенными на их территории образовательными организациями;

взаимодействие с образовательными организациями, проводящими тестирование, по приему результатов тестирования;

определение мест и срока хранения результатов тестирования и соблюдение конфиденциальности при их хранении и использовании;

выполнение обработки и проведение анализа результатов тестирования в период до тридцати календарных дней с момента их получения от образовательных организаций, проводящих тестирование;

составление итогового акта результатов тестирования с указанием образовательных организаций, принявших участие в нем (с информацией об адресах образовательных организаций, проводящих тестирование, количестве обучающихся, подлежащих тестированию, количестве участников тестирования, их классе (группе), дате проведения тестирования, количестве обучающихся, имеющих риск потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также с информацией, предусматривающей распределение образовательных организаций, проводящих тестирование, исходя из численности обучающихся в указанных образовательных организациях с максимальным количеством обучающихся, имеющих риск потребления наркотических средств и психотропных веществ);

передача итогового акта результатов тестирования в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья для планирования дополнительных мер по профилактике незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ;

информирование антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводилось тестирование, о результатах тестирования.

1 Пункт 2 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2019, N 30, ст. 4134).

Обзор документа

Минпросвещения определило новый порядок ежегодного социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в школах и профессиональных образовательных организациях. О студентах вузах речь не идет. Цель тестирования - профилактика незаконного потребления обучающимися наркотиков.

Установлен минимальный возраст лиц - 13 лет. Тестирование проводится начиная с 7 класса обучения в школе. Как и ранее, лица, достигшие 15 лет, проходят процедуру с их письменного информированного согласия, остальные - с согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу ранее утвержденного порядка.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Вопрос в теме.
Я против того, чтобы психолог тестировала моего ребенка. Т.к.я считаю, что профессиональных психологов единицы, и наша явно не входит в их число. И вообще считаю, что это навязанные стандарты- "должно быть столько, а у вас вот сколько".
Можно ли написать отказ от этих тестирований и оградить ребенка от общения с психологом?




. Я вроде четко написала! Какая вам разница убудет от меня или не убудет?! Я против! И даже объяснила почему ;)




1 класс?
Пишите отказ конкретный и в школу под роспись. Образцов в сети полно.
Впринципе, вы моежет просто пережить 1 класс, дальше будут меньше дергать по этому поводу.
Номер школы в личку можете озвучить?


смотря какое тестирование - если педагогическое, то имеют право, если психологическое - то требуется письменное согласие. Все психологи об этом знают и формы согласия/несогласия раздают заранее. У нас в классе две мамы отказались. Ну потом все родители с интересом смотрели свои результаты, а те - мимо.



Чего-то они там рисовали, выполняли задания на время. Меня возмутило, что это делается вместо основных уроков и она нам на собрании озвучила определенный числовой порог в который ребенок ДОЛЖЕН укладываться, если не укладывается, то "у ребенка имеются психические и умственные отклонения"(с) :omg:


Ну судя по уровню развития детей в 1 классах и их поведению, я бы сделала обязательным психологическое тестирование за полгода до школы с последующей коррекцией.
По теме, на первом собрании писали согласие или отказ.


Прежде чем тестировать детей, школа должна была взять у Вас письменное согласие. Только так и никак больше!


Согласие обязательно. Дается на отдельном бланке. Указывается, для чего проводится работа.
Отказ возможен.
Результаты исследования нужны для мониторинга класса, рекомендаций по организации учебного процесса для учителей и родителей. Возможно, что что-то можно откорректировать, на что-то обратить внимание.
Я бы на вашем месте сходила к психологу и все обсудила. Разъяснения по тестам, их смыслу и результатам вам обязаны предоставить


У нас в школе брали согласие каждого родителя индивидуально, тестировать без согласия может только психологическую (не знаю как правильно) атмосферу класса.


Меня возмутило, что это делается вместо основных уроков и она нам на собрании озвучила определенный числовой порог в который ребенок ДОЛЖЕН укладываться, если не укладывается, то "у ребенка имеются психические и умственные отклонения"(с) :omg:


Повторю свой совет не переживать, на рекомендации данного "специалиста" плюнуть с высокой кучи. Можете просто подойти и поговорить о недопустимости в дальнейшем таких тестирований, но скажу вам так, их скорее всего больше не будет у вас. Эта бурная имитация деятельности никаких последствий не имеет. Из года в год этот финт проводится в 1 классах. К настоящим психологическим тестированиям эти отписки отношения не имеют, вам разъяснят, что это оценочные тесты, срезы "климата" и уровня обучающихся в 1 классе, ну и в общем то все. ПО бумажке результаты тестов и трактования на собрании все еще зачитывала вам психолог или уже таки без оной обходится? ;)


МОСКВА, 28 ноября. /Корр. ТАСС Кристина Сулима/. Родители и представители профессиональной общественности неоднозначно отнеслись к предложению главы Минобрнауки Ольги Васильевой разрешить школьным психологам работать с детьми без согласия родителей. Если источником проблем является не семейная ситуация, родителей исключать из процесса никак нельзя, уверены эксперты, опрошенные ТАСС.

100 дней Ольги Васильевой на посту министра образования

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева, выступая на Всероссийской научно-практической конференции "Система психологического сопровождения образования", заявила о возможности внесения поправок в законодательство, которые предоставят право школьным психологам работать с детьми без письменного разрешения родителей. "Сейчас психолог не может оказывать помощь без согласия родителей, согласия в письменной форме. Это требует быстрейшего решения, поправок в законодательство", - сказала министр.

По ее словам, в демографической ситуации современная российская школа столкнулась с новыми рисками - "агрессивной средой, угрозами терроризма, мультикультурным разнообразием" и рядом других. "Перед психологами встают новые задачи", - отметила тогда Васильева, добавив, что для их решения необходимы качественные кадры.

Не стоит отгораживаться от родителей

"Нельзя ничего делать без согласия родителей, это однозначно, на все 100%", - сказала ТАСС лидер Родительской лиги Нина Добрынченко-Матусевич.

По ее мнению, в условиях новых проблем и вызовов, психологи, наоборот, должны работать вместе с родителями, помогая детям. "Это должна быть совместная работа. То есть не психологи отгораживаются от родителей и что-то там делают с детьми, а, наоборот, максимально вовлекая родителей и помогая родителям понять, что происходит с их ребенком. А иначе может возникнуть ситуация - психолог работает с ребенком в школе, а дома совершенно другое представление о том, что нужно делать", - сказала лидер Родительской лиги.

Она добавила, что зачастую самим родителям нужна поддержка и помощь. "Именно поэтому сейчас так популярны лекции и встречи с психологами, родительские школы. Психологи и эксперты помогают родителям справляться с ситуациями, которые возникают. Я думаю, что залог успеха в совместной деятельности", - подчеркнула Добрынченко- Матусевич.

Без согласия - лишь в исключительных случаях

Работу школьных психологов переформатируют после случая с подростками в Пскове

"Сказать однозначно о том, стоит ли давать психологам право на работу с ребенком без согласия родителей, нельзя", - в свою очередь сказала ТАСС директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

Она считает, что, с одной стороны, психолог должен знать все тонкости и особенности душевного состояния ребенка, а без предварительного разговора с родителями узнать это невозможно. "С другой стороны, если учителям кажется, что с ребенком явно что-то не так, есть какие-то поводы беспокоиться о его психологическом состоянии и думать, что это напрямую связано с конфликтом в семье, то в данном случае просить разрешения у родителей тоже будет неправильно. Это согласие будет получить сложно", - считает Шевченко.

Она также отметила, что предложение Минобрнауки - очень тонкий вопрос, и если он получит оформление на законодательном уровне, необходимо уточнить многие моменты. "Какие-то моменты надо проговаривать, где однозначно можно и нужно это сделать, и тем самым вовремя спасти ребенка, а когда таким вмешательством мы можем только сделать хуже. Должны быть четко прописаны причины, по которым допускается работа психолога без согласия родителей", - подчеркнула директор по развитию.

По ее мнению, важно популярно объяснить родителям, что в некоторых случаях школой допускается вмешательство психолога без их согласия, но это делается ради самого ребенка и его душевного благополучия.

Сложно найти золотую середину

Психологи рассказали, как помочь ребенку адаптироваться в школе

"Найти золотую середину довольно сложно, может быть, это предложение нуждается в каком-то профессиональном обсуждении", - согласилась руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева.

Она указала, что, с одной стороны, требование получать разрешение у родителей очень серьезно осложняет работу. "Родители детей, которые нуждаются в психологической помощи, не всегда дают свое согласие, и это мешает работать эффективно. С другой стороны, за воспитание и развитие детей отвечают все-таки родители, и, отказываясь от практики получения разрешений, мы нарушаем их права", - сказала Дозорцева.

Предложение нарушает права родителей

"Это право родителя - получить информацию, давать согласие на обследование, присутствовать на нем и, если это требуется, отказываться от участия в нем", - подтвердил старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Евгений Ковалев.

Он указал, что перечисленные права родителей гарантируются не только законом об образовании, но и семейным и гражданским кодексом. "Там целый ряд взаимосвязанных статей, которые обеспечивают неотъемлемое право родителей в этом вопросе, притом приоритетное. И если мы будем каким-то образом его нивелировать, мы нарушим права родителя как законного представителя ребенка", - подчеркнул Ковалев.

По его словам, если сейчас психолог начнет работу с детьми без письменного согласия, это будет считаться грубым вмешательством в частную жизнь ребенка и его семьи, потому что психологические тестирования часто затрагивают достаточно интимные сферы. "Психолог может узнать от ребенка информацию, которую не все родители хотят видеть доступной кому-либо, кроме узкого семейного круга", - заключил сотрудник центра.

Здравствуйте. Есть ли закон РФ, который регулирует психологическую деятельность? Меня интересует, имеет ли право психолог социальной структуры общаться с несовершеннолетним без согласия родителей? И если не имеет, есть ли этому законное обоснование

Если же психолог провел работу без согласия на то родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.

Здравствуйте, психологическая помощь несовершеннолетнему может оказываться только с согласия законных представителей, в противном случае это незаконно

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Таким образом, наличие заявления либо согласия родителей является обязательным условием.

Если Вам необходима дополнительная консультация либо помощь в составлении письменных документов, можете обратиться в мой чат, по правилам сайта услуги в чате платные.
Всего доброго!

Читайте также: