Технологии психолого педагогического сопровождения образовательных программ начальной школы

Обновлено: 16.05.2024

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, мета-предметные и личностные. Необходимость измерения мета-предметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
  • создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся начальной школы, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО

Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО:

1. методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования)

2. ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социо-культурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества

3. системно-деятельностный подход (воспитание и развитие качеств личности, отвечающей тенденциям современной жизни; стратегия проектирования и конструирования, определяющая пути достижения желаемого результата; ориентация на результаты, где развитие личности происходит на основе усвоения универсальных учебных действий; решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов)

4. обеспечение преемственности на всех ступенях

5. развитие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса, что обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Преемственность формирования универсальных учебных действий.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности.

Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

  • ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
  • четкого представления о планируемых результатах обучения на каждой ступени обучения;
  • целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.

Преемственность результатов формирования УУД

Сформированность УУД у детей при поступлении в школу Планируемые результаты на конец 1 класса Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Личностные:
Понимает смысл понятия “семья” Понимает смысл понятий “добро”, “терпение”, “родина”, “природа”, “семья”

Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

Владеет способами разрешения конфликтов:

? выявляет, идентифицирует проблему,

? находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,

контроля способа решения;

Умеет вносить необходимые дополнения и изменения

Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения

Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей сформированности универсальных учебных действий и социальной адаптации младшего школьника является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения. Планируемые результаты, этапность формирования УУД определяют показатели, по которым предполагается оценка качества формирования у обучающихся УУД с первого по четвёртый класс с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка:

- ценностные ориентации младших школьников;

- социальная адаптация (сформированность умения выполнять различные социальные роли - “я - природа”, “я и общество”, “я и другие люди”, “я и я”)

- способность к рефлексии;

- самоконтроль и саморегуляция в деятельности и поведении;

- критичное отношение к результатам собственной деятельности

- развитие творческого мышления;

- развитие познавательной активности, учебного интереса;

- сформированность операций мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

- развитие других познавательных процессов (память, внимание, воображение)

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование навыков общения (знание правил общения);

- сформированность устной и письменной речи;

- навыки регулирующей речи (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения), как показатель интериоризации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

протокол №_____ _______Манчыылай М.Ш.

Программа психологического сопровождения

ФГОС в начальной школе

педагог-психолог Хертек Ш.С.

Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО ……………. ……………

Содержание работы по основным направлениям.…………………………………………….

План психолого-педагогического сопровождения ФГОС в 1-4 классах.……………………

Приложение 1. Диагностический инструментарий

Программа психологического сопровождения ФГОС НОО

Пояснительная записка

Данная программа написана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009г., с изменениями и дополнениями утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №507 от 18 мая 2015г.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся в условиях введения ФГОС НОО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.

В условиях введения ФГОС НОО педагог-психолог решает следующие задачи :

обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

принимает участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в её реализации;

проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;

прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;

оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;

ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Общая характеристика программы психологического сопровождения ФГОС НОО

Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО в соответствии с п. 28 ФГОС НОО должны:

1. Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

Программа преемственности подразделяется на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный – каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим разного вида трудности.

2. Формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса .

Деятельность педагога-психолога, направленная на повышение психологической культуры педагога через просветительские мероприятия, должна содействовать развитию толерантности и способов саморегуляции, развитию навыков конструктивного общения и эффективного управления образовательным процессом, умению разрешать проблемные ситуации. На основе психологического анализа профессиональной деятельности педагогов психолог консультирует по вопросам дальнейшего совершенствования дидактики обучения в соответствии с ФГОС.

3. Обеспечивать вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения подразумевает осуществление психологического сопровождения на четырех уровнях: уровне всего образовательного учреждения, класса, малой группы и на индивидуальном уровне.

К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.

Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы психологического сопровождения ФГОС НОО

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования:

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности учителя начальных классов.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность ученика и учителя, как полноценных участников образовательного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;.

· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

· изучение проблем развития личности младшего школьника;

· формулировка заключения об основных характеристиках изучающийся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

· разработка программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований .

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа ;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

· Разработка профилактических мероприятий, занятий, рекомендаций.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются учащиеся и родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.(совместно с психологом, если есть)

Направление работы

Цель и задачи

Для родителей

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа

Цель: выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

1.предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

2. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

3. психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Диагностики, коррекционно-развивающие занятия

Отсутствие девиантного поведения в классе, становление благоприятного микроклимата в классе, отсутствие конфликтов

Просвещение и профилактика

Цель: предупреждение отклонений в личностном развитии у учащихся.

Знакомить педагогов и родителей с основными
закономерностями и условиями благоприятного психического развития
ребенка;
2. популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических
исследований;
3. формировать потребность в психологических знаниях, желание
использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной
личности;
4. достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учреждении.

Сформированные положительные привычки, приятный микроклимат в классе, отсутствие бродяг, неуспевающих, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психологическое консультирование

Система специальных мероприятий, направленных на

1. смягчение, преодоления трудностей у человека или группы,

2. сохранение, адаптация,

3. рост и развитие личности.

· психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;

· содействие личностному и интеллектуальному разви­тию обучающихся, воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;

· формирование у обучающихся, воспитанников способ­ности к самоопределению и саморазвитию;

· содействие педагогическому коллективу в гармони­зации социально-психологического климата в обра­зовательных учреждениях;

· психологическое обеспечение образовательных про­грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возмож­ностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

· профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;

· участие в комплексной психолого-педагогической экс­пертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных про­грамм и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления об­разованием или отдельных образовательных учреждений;

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап – поступление ребенка в школу, этап начинается и заканчивается в сентябре месяце. В рамках этого этапа предполагается:

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Стартовая диагностика

Показатели готовности

Диагностический инструментарий

Сроки проведения

состояние нервной системы

Изучить состояние нервной системы ребенка на этапе адаптации к школе

развитие мелкой моторики

Определить ведущую руку и общую готовность рук к письму

внутренняя позиция школьника

Изучение сформированности мотиваций к учению

Определение уровня личных притязаний

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева).

произвольность психических процессов

Диагностика психологической готовности к обучению в школе

Диагностика сформированности целеполагания, самоконтроля

Тематика групповых и индивидуальных консультаций для родителей .

1.Гиперактивный ребенок

2.Ребенок и его домашнее задание

3. Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

Писхологопедагогическое просвещение родителей в решении актуальных проблем.

Групповые и индивидуальные консультации

II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Организация методической работы, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Ожидаемые результаты:

- сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),

- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),

- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),

- хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),

- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).

Директор МОУ СОШ № 49

___________ (И. В. Юрьева)

психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС начального общего образования

на период 2015-2020гг

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьного психолога:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

Программа создана для учащихся с 6 до 11 лет (с 1 по 4 класс) с учётом особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Сроки реализации программы 4 года.

Механизм реализации программы: обеспечение методической базой, разработка программы, реализация программы.

Содержание программы: программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс, реализация программы осуществляется в течение всего учебного года.

Материал, планируемый к использованию, состоит из следующих разделов:

- диагностический блок (мотивация, познавательные процессы, уровень формирования учебных навыков и умений, эмоциональное состояние учащегося);

- коррекционно-развивающий блок (развитие универсальных учебных действий, снижения уровня тревожности учащихся);

- психологическое просвещение учителей и родителей (выступления на родительских собраниях, проведение семинаров и лекций по запросам учителей).

Формы проведения занятий: занятия с элементами тренинга, урок, лекции, семинары, конкурсы.

Методы работы: беседа, наблюдение, психологическое обследование с помощью различных методик, игры, упражнения, элементы арттерапии, сказкотерапия.

Ожидаемые результаты:

- сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),

- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),

- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),

- хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),

- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).

психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального

общего образования

Направление деятельности

Срок проведения

Предполагаемый результат

1. Психолого-педагогическая диагностика

Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение)

Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения

2.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах

I этап сентябрь

Создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков

Выявление уровня сформированности мотивов учебной деятельности младшего школьника

4. Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Познавательные (логические действия)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец

Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций

Нравственно- этическая ориентация

Выявление ориентации на моральные нормы (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Познавательные (логические действия);

Выявление умения дифферинцировать план знаков и символов и предметный план

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

1.Выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности

Смыслообразование, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника

I этап сентябрь

Установление мотивационных предпочтений обучающихся в учебной деятельности, планирование коррекционного маршрута

2.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого,действия самоконтроля

Познавательные (логические действия)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций

Нравственно- этическая ориентация

Выявление ориентации на моральные нормы (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

Аналитическая работа

Декабрь (по результатам сформированности УУД)

Апрель (по результатам сформированности УУД)

Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении

1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля

Познавательные (логические действия: анализ, синтез)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

4. Выявление степени дифференциации моральных норм по методике Э. Туриэля в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой.

Личностные (ценностные ориентации)

Формирование программы развития и коррекции ценностной ориентации учащихся, моральных норм

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Выявление уровня сформированности Я-концепции и само­отношения у обучающихся

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

Аналитическая работа

Апрель (по результатам сформированности УУД)

Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении

1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л.Кабыльницкой

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Выявление уровня сформированности Я-концепции и само­отношения у обучающихся

4.Изучение уровня регуляции морально-нравственных отношений между учащимися по методике Э.Туриеля

Установление уровня регуляции морально-нравственных отношений между людьми

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

7.Интеллектуальные способности (Исследование словесно- логического мышления)

(логические действия: анализ, синтез)

Определение уровня сформированности познавательных УУД

8.Изучение мотивации обучения у младших школьников по методике

Минимизировать школьные риски, формирование благоприятного адаптационного фона готовности к предметному обучению

9. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 4-х классах

Создание условий для успешной адаптации обучающихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление рисков дезадаптации

Читайте также: