Игровая деятельность у детей с нарушением слуха кратко

Обновлено: 07.07.2024

Особенности игр детей с нарушениями слуха. Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конст­руктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происхо­дит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарож­дение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушениями слуха происходит в процес­се целенаправленного воздействия на них.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием пред­метной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушениями слуха предмет­ная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства (А. А. Катаева, 1977). Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков фор­мирования игры. Особенности формирования игры у детей с нару­шениями слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на ста­новление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельно­сти глухих дошкольников были подробно исследованы Г. Л. Выгод­ской (1963).

Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детали­зированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычле­нить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице) часто становится це­лью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они ко­пируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время: они стараются точно, с подробнейшими деталя­ми воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, раз­витию сюжета, фантазированию.

Наиболее характерными для игр глухих детей являются трудности игрового замещения, т. е. возможности использования в игре пред­метов, которые в быту имеют другое назначение.

Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется, и в старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включа­ющие элементы сюжета. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем до­школьном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, од­нако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверст­ников.

Задачи формирования игровой деятельности. Обучению играм уделяется большое значениедошкольных уч­реждениях для детей с нарушениями слуха. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения.

Основная задача обучения игровой деятельности дошкольни­ков с нарушениями слуха - формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, фор­мирование ролевого поведения, умения использовать предметы-за­местители и воображаемые предметы и действия, стремление отра­жать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи.

Задачи нравственного развитиясвязаны с возможностью отра­жения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на пове­дение детей, усвоение ими некоторых нравственных правил. Ма­ленькие глухие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их соци­альных представлений связана с недостаточным житейским опы­том, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, че­рез чтение детской литературы. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нор­мы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к сво­им действиям.

Развитие ребенка в игре имеет важное значение для его умствен­ного воспитания. Через подбор тематики игр расширяются пред­ставления детей об окружающем мире, его предметах и явлениях. Действуя с игрушками, предметами в игре, ребенок усваивает их свойства, назначение, способы использования. В этом отношении особенно велика роль дидактических игр. В процессе сюжетных игр также интенсивно развивается восприятие, образная память, вооб­ражение. Одними из главных средств умственного воспитания яв­ляются обучение детей использованию предметов-заместителей, формирование символических действий, в ходе которого происхо­дит развитие символического способа мышления. Использование заместителей, воображаемых ситуаций и действий также связаны с развитием значения слова, переходом от предметной отнесенно­сти к более высокой степени обобщения и абстрагирования.

Таким образом, игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс ус­воения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непос­редственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и др.), а также уточняют значения слов, связанных с темати­кой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими деть­ми, со взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается, как происходит развитие игровой деятельности у детей с нарушениями слуха.

Закономерности в развитии игровой деятельности у детей с нарушением слуха

Как отмечал Л. С. Выготский, развитие ребенка с нарушением слуха подчиняется закономерностям развития в норме, но возникают качественные и количественные своеобразия.

Задержка в формировании двигательной сферы, развитии восприятия, переходе к действиям с предметами, развитии способов общения со взрослыми вызывает значительное качественное и количественное отставание в развитии игровой деятельности детей с нарушением слуха по сравнению сих слышащими сверстниками. Особенности сформирования игровой деятельности детей с нарушением слуха обусловлены своеобразием всего предшествующего развития ребенка.

Впервые изучение особенностей игры глухих детей было осуществлено Г.Л. Выгодской (1964). По ее данным, у глухих детей раннего возраста преобладающими игровыми действиями являются манипуляции с предметами и только после трех лет отмечаются функциональные процессуальные действия с игрушками, которые являются основным содержанием игры значительного большинства детей. В игре детей старше четырех лет появляются элементы сюжета, однако это не меняет общего характера игры.

Г.Л. Выгодской были также определены некоторые особенности игрового поведения детей в процессе обучения: стереотипность и подражательность действий с игрушкой, чрезмерная детализация игровых действий, педантичное копирование окружающей действительности. Как уже отмечалось ранее, в результате развития игровой деятельности нормально развивающихся детей наблюдается сокращение, обобщение игровых действий. Для глухих же детей, по наблюдениям Г.Л. Выгодской, характерен обратный процесс: их игровые действия становятся более полными, развернутыми и не приобретают характер обобщенных. Таким образом, у глухих детей отмечаются особенности в овладении игровыми действиями не только в процессе спонтанного развития, но и в ходе обучения, что свидетельствует о необходимости совершенствования коррекционной работы с этой категорией детей.

Комплексное исследование игровой деятельности глухих и слабослышащих детей раннего и младшего дошкольного возраста было предпринято С.Н. Феклистовой. Оно включало: определение характера самостоятельной игровой деятельности детей; изучение состояния игровой деятельности детей в специально организованных условиях; определение характера оперирования детьми предметами в соответствии сих функциональным назначением; выявление способности детей к использованию предметов-заместителей.

Как показали результаты комплексного изучения состояния игровой деятельности, на протяжении раннего и даже младшего дошкольного возраста у глухих и слабослышащих детей не формируются предпосылки, необходимые для перехода к сюжетно-ролевой игре. При этом игровая деятельность детей с нарушением слуха характеризуется значительным разнообразием.

Во-первых, наблюдается отставание в развитии игровой деятельности глухих и слабослышащих детей по сравнению со слышащими сверстниками. Так, для детей с нарушением слуха характерны:

• однообразный и ограниченный выбор игрушек;

• низкий уровень самостоятельной игровой деятельности (преобладает уровень одиночной игры);

• значительное отставание от слышащих сверстников в овладении способами игровых действий, сюжетным способом построения игры;

• особенности развития роли: в отличие от слышащих сверстников, глухие и слабослышащие дети не берут на себя роль;

• отсутствие игрового взаимодействия;

• бедность, невыразительность и однообразие эмоциональных реакций, сопровождающих игру;

• отсутствие или ограниченность голосовых или речевых проявлений во время игровой деятельности.

Во-вторых, отмечаются существенные отличия в развитии игровой деятельности внутри групп детей с нарушением слуха. Нами было выявлено различное состояние игрового интереса, используемых способов игровых действий (как определяющего фактора развития игровой деятельности), уровней игры, эмоционального и речевого сопровождения игровых действий. Как показал анализ результатов, выявленные отличия обусловлены несколькими факторами: возрастом детей; состоянием слуха; индивидуальными особенностями.

Сравнительный анализ полученных результатов обследования игровой деятельности глухих и слабослышащих детей раннего и младшего дошкольного возраста позволил выделить и охарактеризовать три уровня развития игровой деятельности необученных детей с нарушением слуха.

1. уровень. Отсутствие интереса к игровому материалу, отсутствие игровых действий, а также эмоционального и речевого сопровождения игры.

2. уровень. Проявление нестойкого интереса к игрушкам, манипулятивный способ игровых действий, бедность эмоционального и речевого сопровождения игры.

3. уровень. Наличие нестойкого, однообразного интереса к игрушкам, предметно-отобразительных или единичных сюжетно-отобразительных игровых действий, бедность и однообразие эмоционального и речевого сопровождения игры.

Полученные нами результаты послужили основанием для разработки дифференцированного подхода к формированию игровой деятельности детей раннего возраста с нарушением слуха.

Особенности игр детей с нарушениями слуха

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Дети стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения.

Игры глухих дошкольников дольше, чем у слышащих сверстников. Глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем дошкольном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. [6]

Условия развития игровой деятельности

Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию, в детских садах должны быть созданы необходимые условия.

Необходимо создать условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях по различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактическими или сюжетно-ролевыми. На прогулке проводят подвижные игры, игры с песком, снегом и другими природными материалами.

Для успешной организации игр в группах необходимы игровые уголки, достаточное количество игрушек. Подбор игрушек должен соответствовать возрасту детей и их игровым интересам. В зависимости от этапа обучения игре необходимо иметь сюжетно-образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки - двигатели (машинки и др.), конструкторы, дидактические игрушки, кукольный театр, костюмы и атрибуты для игр - драматизаций, спортивные и настольные игры. В игровых уголках должны располагаться таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с ними, а по мере усложнения игр - названия профессий, трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений.

Для эффективного обучения игре важно, чтобы тематика и содержание были тесно связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим, конструированием, трудом, изобразительной деятельностью, развитием речи. Взаимосвязь между разделами позволит обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал. При этом содержание игр обогащается за счет привлечения аналогичной тематики на других занятиях.

Важнейшим условием обучения детей с нарушениями слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы-заместители, показывает возможности роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т.д.

Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.

В жизни ребенка игра не выполняет одной какой-либо определенной замкнутой функции. Игра для ребенка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых – источник радости. Игра дает ребенку полноту жизни, которую он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания.

Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей.

В жизни ребенка с нарушением слуха роль игры имеет огромное значение. Игра является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играю, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия. Игра – как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающих ее от других видов деятельности, - в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение. В игре происходит отрыв от значения реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. Предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушением слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обуславливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. В связи с этим считаем актуальным работу над этой темой.

Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушением слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия на них.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием предметной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства. Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков формирования игры. Особенности формирования игры у детей с нарушением слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников были подробно исследованы Г. Л. Выгодской.

Дошкольники с нарушением слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.

Играм детей с нарушением слуха присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, педагогу) часто становится целью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время : они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные педагогом, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, развитию сюжета, фантазированию.

Наиболее характерными для игр детей с нарушением слуха являются трудности игрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое замещение помогает ребенку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения. Введение предметов-заменителей связано с развитием знакового символического способа мышления, опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.

Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется, и в старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включающие элементы сюжета. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем дошкольном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

Методика обучения играм детей с нарушением слуха опирается на закономерности игры слышащих детей, в ней учитываются особенности, присущие дошкольникам с нарушением слух.

Показателем эффективности проводимых с детьми игр и действий с сюжетными игрушками является ситуация, когда дети в игровом уголке играют самостоятельно, а дома — с любимыми игрушками. Для того чтобы в дальнейшем научить детей играть вместе, целесообразно проводить игры, где они действуют в паре: игры с мячом, скакалкой.

Предметно-игровые действия могут быть связаны с элементами строительных игр: сооружение воспитателем домов при участии детей, гаража, лестницы; обыгрывание их, включение в игры с сюжетными игрушками. Уместно также на данном этапе связывать действия с сюжетными игрушками с играми с водой, песком на участке (например, делать из песка пирожки для кукол, купать кукол, ловить рыбок и т. д.).

Для игр глухих детей младшего дошкольного возраста характерно расширение количества сюжетных игрушек и действий с ними, отображение в играх того, что дети видят в окружающей жизни. Игры становятся длительнее, действия с игрушками более детализированными. На смену отдельным игровым действиям приходит игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом. Так как жизненный опыт глухих детей ограничен, они не умеют увидеть и передать в игре наиболее существенное, играм предшествует проведение наблюдений за бытовыми действиями взрослых — няни, повара, за используемыми ими предметами; дети учатся с помощью воспитателя подражать им. Организуются игры, в которых дети стирают кукольное белье, раздевают и одевают куклу, купают ее, готовят ей обед и т. д. Проведению таких игр предшествуют, помимо наблюдений, рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического приема используется подражание действиям воспитателя: он показывает правильную последовательность игровых действий, которые в дальнейшем будут воспроизводить дети. При воспроизведении более точных, детальных действий в игре дети с нарушениями слуха очень часто начинают подменять игровые действия трудовыми. Так, например, стирая белье для куклы, увлекаются последовательностью действий, забыв о цели стирки. Этот факт должен быть в поле зрения воспитателя: он должен обращать внимание детей на отношение к кукле, т. е. не забывать о цели и мотивах игровых действий.

Накопление у детей игрового опыта, освоение разнообразных действий с сюжетными игрушками дает возможность усложнить игровые действия путем введения предметов-заместителей, в роли которых чаще всего используется полифункциональный игровой материал — предметы, не имеющие строго зафиксированного функционального назначения (палочки, брусочки, ленточки, бумажки и т. д.). Как отмечалось выше, дети с нарушением слуха в играх предпочитают пользоваться сюжетными игрушками и не стремятся найти и использовать предметы-заместители. У слышащих детей переход к действиям с предметами-заместителями свидетельствует об осознании ими функционального назначения предмета, свободе оперирования словом, отделении действия от предмета. По мере развития действий с предметами-заместителями, а позднее и воображаемыми предметами у них появляется речевое замещение.

Работа по обучению глухих детей использованию предметов-заместителей предполагает определенную последовательность и зависит от уровня развития игры детей. Когда воспитатель только приступает к обучению играм с использованием заместителей, он демонстрирует действие с реальным предметом (расческа, мыло, термометр). Только затем, в ситуации отсутствия данного предмета, подыскивается и переименовывается подходящий предмет (например, палочка, брусок — это будет расческа. Потеряли расческу. Нечем причесать куклу., демонстрируется действие с ним. По мере накопления детьми опыта действий с предметами-заместителями и усвоения смысла их использования воспитатель показывает действия только реальным предметом, вместе с детьми подыскивает предмет-заместитель и обозначает его новым именем, но не демонстрирует действия с ним. В старшем дошкольном возрасте уже бывает достаточно простого указания на возможность использования какого-либо полифункционального предмета в роли сюжетной игрушки (например, эта палочка будет градусником). Следует помнить, что замещающий предмет должен иметь сходство с реальным предметом, особенно на первых порах. Дети с нарушением слуха труднее принимают в роли заменителя знакомый предмет с зафиксированной функцией, чем малознакомый предмет полифункционального назначения.

Другим способом построения и обогащения игры является ролевое поведение. При таком способе построения игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого ребенок имитирует, подчиняя ему предметно-игровые действия. На предыдущих этапах развития игры еще не происходит явного принятия роли, воспроизводится ряд действий (кормят, лечат куклу, строят дом и т. д., однако роль имплицитно содержится в действиях, связанных с сюжетной игрушкой. По мере развития игры воспитатель называет, обозначает роль словом. Демонстрируя определенные предметно-игровые действия, фиксируя внимание на отношениях, чувствах людей, он подчеркивает особенности выполнения каждой новой роли. Трудности вербального обозначения роли, недостаточное понимание взаимоотношений людей детьми должны побудить воспитателя накопить достаточно много впечатлений о деятельности взрослых, сначала тех, что окружают ребенка: няни, воспитательницы, повара, шофера, а затем и тех, с которыми дети встречаются реже: продавца, парикмахера, врача. Очень важно, чтобы наблюдения, вносимые в игровую деятельность, были подкреплены содержанием других занятий: наблюдениями, рассматриванием картинок на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, отработкой лексики на соответствующих по тематике занятиях по развитию речи.

В ходе освоения детьми ролей в разнообразных играх следует насыщать их сложными элементами, поднимать игру на более высокий уровень. Для этого включаются предметы-заместители, используются действия в воображаемом плане.

Дети очень любят звонить в воображаемый звонок, вытирать ноги о воображаемый коврик, щелкать воображаемым включателем. Однако воображаемыми могут стать только те действия, которые хорошо усвоены в быту, понятны по смыслу и доступны всем детям.

Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли.

Подготовка к игре длится несколько дней, проводится как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогулках и тесно связана с материалом других занятий. Условно могут быть выделены следующие этапы в подготовке к сюжетно-ролевой игре:

- подготовка к экскурсии (определение воспитателем ее цели, выбор объектов наблюдения, отбор речевого материала, который будет сообщен во время экскурсии);

- проведение экскурсии, выполнение действий во время экскурсии (покупка подарка для кого-то из детей, отправление писем и открыток и т. д.);

-беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представлений детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбомов; уточнение и активизация необходимого речевого материала;

- закрепление знаний детей в процессе рисования, дидактической или подвижной игры;

- обыгрывание сюжетных игрушек, подбор предметов-заместителей; изготовление необходимых атрибутов;

-определение замысла предстоящей игры, планирование ее этапов, распределение ролей;

- проведение коллективной игры с участием воспитателя;

- выражение непосредственных впечатлений от игры, исполнения ролей детьми.

Нарушение слуха – это частичное снижение (тугоухость) или полная утрата (глухота) способности понимать и обнаруживать звуки.

Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Основной особенностью развития игровой деятельности у детей с нарушением слуха, является то, что без целенаправленного коррекционного воздействия на ребенка отмечается значительное отставание в ее развитии. В том случае, если ребенок получает необходимое коррекционное воздействие, его игровая деятельность имеет ряд характерных особенностей, отличающих ее от игровой деятельности детей с нормой развития.

Характерные особенности развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха:

Отставание в развитие игровой деятельности у слабослышащих и глухих детей, характеризуемое однообразием и ограниченности в выборе игрушек. Это обусловлено тем, что дети с нарушением слуха менее самостоятельны в собственной деятельности, чем дети с нормой развития.

Преобладание одиночной игры. Данная особенность характеризуется тем, что дети с нарушением слуха чаще играют в одиночку, так как им сложно устанавливать игровые контакты со сверстниками. Ввиду этой ограниченности у них отмечаются бедность в игровых действиях и построении игрового сюжета.

Бедность игрового сюжета. Дети с нарушением слуха, в отличие от сверстников с нормой развития, не стремятся взять на себя определенную игровую роль, вступить с другими детьми в игровые взаимоотношения. Ввиду этого их игры характеризуются бедным и достаточно монотонным сюжетом, однообразием эмоциональных реакций.

Различное состояние игрового интереса внутри группы детей с нарушением слуха. Игровой интерес является важным элементом в зарождении и последующем развитии игры. У детей дошкольного возраста с нарушением слуха отмечается низкое проявление игрового интереса именно на игру со сверстниками.

Готовые работы на аналогичную тему

В первую очередь это связано с тем, что дети дошкольного возраста с нарушением слуха еще не достаточно овладели навыками общения и взаимодействия друг с другом, и им сложно организовать совместную игру. То есть, в силу невозможности общения, дети не имеют полноценной возможности распределить роли, установить правила и в дальнейшем поддерживать ход игры.

Во вторую очередь это обусловлено, что не все дети одновременно овладевают необходимыми игровыми навыками. Процесс овладения зависит от многих факторов и во многом определяется индивидуальностью нарушения слуха.

Таким образом, особенности развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, определяют необходимость выбора индивидуального подхода к формированию игры на начальных этапах воспитания и обучения.

Принципы развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

В основу развития игровой деятельности детей дошкольного возраста положены следующие принципы:

  • Принцип коррекционной направленности – предусматривает реализацию потенциала ребенка и его возможностей, посредством компенсаторного пути его развития.
  • Онтогенетический принцип – основан на учете общих закономерностей развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Принцип единства – направлен на единение процесса обучения игровой деятельности и процесса ознакомления ребенка с окружающим миром, его закономерностями и особенностями.
  • Принцип активности и сознательности – в процессе обучения игровой деятельности ребенок должен понимать объясняемый ему взрослым смысл игровой ситуации и принимать сознательное активное участие в предлагаемой игре.
  • Принцип последовательности и систематичности – предполагает соответствие выбранных педагогом методов работы и руководства, с закономерностями изучаемых игровых действий.
  • Принцип доступности – предусматривает оптимальное соответствие уровня сложности формируемых игровых действий, темпа обучения и реальных возможностей ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха.
  • Принцип индивидуального (дифференцированного) подхода – предполагает обязательный учет индивидуального темпа обучения ребенка, а также индивидуальность нарушения.
  • Принцип формирования совокупности умений – предусматривает одновременное развитие у ребенка с нарушением слуха игровых способов общения и коммуникативных умений.

Направления развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Основные направления по развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха:

  1. Обогащение представлений об окружающем мире, основных явлениям и процесса. Данные представления являются фундаментом для последующего развития игровой деятельности.
  2. Развития коммуникативных навыков, умения взаимодействовать и общаться с окружающими. Основной работой в данном направлении является обогащение активного словаря, постановка правильного произношения.
  3. Поэтапное формирование необходимых игровых действий. Начиная с элементарных и постепенно переходя к более сложным, доводя их до совершенства. Данное направление предполагает обязательный учет актуальной зоны игрового поля ребенка и учета его игрового интереса.
  4. Формирование на каждом этапе развития игровой деятельности определенных действий, которые ребенок должен уметь успешно выполнять самостоятельно как в реальных условиях, так и в условных (вымышленных, воображаемых).
  5. Формирование игрового взаимодействия со сверстниками. Ребенка необходимо мотивировать на игру в паре или группе. Такой вид игр значительно расширяет знания, умения и навыки ребенка, обогащает его жизненный опыт.
  6. Формирование умения брать на себя определенную роль, выполнять ее в соответствии с установленными правилами.
  7. Стимулировать детей на самостоятельную организацию игры с привлечением в нее сверстников.

Таким образом, процесс развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха необходимо осуществлять поэтапно в рамках специально организованных игровых занятий, проводимых педагогом.

Читайте также: