Игра проектная деятельность в школе

Обновлено: 03.07.2024

Игры и игровые методы используют в своей повседневной практике практически все педагоги, поскольку игра позволяет повысить познавательный интерес учащихся, дает возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме и в непринужденной обстановке.

Такое подробное описание основных качеств, свойств игры обусловлено тем, что о них важно помнить при организации развивающих и обучающих игр в учебном процессе, эффективно использовать достоинства игровой деятельности в разных формах занятий.

2. Проектная деятельность учащихся, использование проектной деятельности в учебном процессе. Достоинства и недостатки проектной деятельности.

Основные характеристики проекта как формы учебной деятельности:

В школьном проекте очень высока роль учителя. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. Кроме того, учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы познавательной деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач. Кроме того, учитель–предметник, решивший организовать проектную деятельность, должен продумать взаимодействие с коллегами, чья помощь будет необходима в реализации межпредметных связей, а также в оформлении и защите презентаций.

Отметим достоинства и недостатки проекта как формы организации школьной учебной деятельности.

Достоинства:

Некоторая академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;

3. Ролевая игра. Урочные и внеурочные ролевые игры, их достоинства и недостатки с точки зрения учебного процесса.

Понятие "ролевая игра" интерпретируется не однозначно. Например, достаточно часто (особенно в американской педагогике) считается, что в ролевой игре ее участник имеет заранее заготовленные слова, имеется определенный сценарий, известен конечный результат. Примеры таких игр – с прописанным, полностью или частично, сценарием для каждого участника – достаточно многочисленны [1] .

Ролевые игры имеют большой воспитательный потенциал. Они позволяют педагогу эффективно использовать активность учащихся, не реализуемую в рамках урока. Для учащихся с “избыточной активностью” (часто попадающих в категорию нежелательных, “плохих учеников”), игра становится своего рода “пространством активности”, дающим возможность реализовать не полностью востребованный энергетический потенциал. С другой стороны, негативная оценка действий в игре (как со стороны организаторов, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения.

Достоинства ролевых игр (по [5], с изм.):

Ролевая игра дает возможность для получения дополнительных знаний, для выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; учащиеся могут показать умение применять полученные знания в решении поставленных задач;

Способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; развиваются творческие способности при решении поставленных проблем;

Учащиеся пытаются занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли (часто не совпадающей с их собственными взглядами); формируется толерантное отношение к другим мнениям;

Заранее предусмотренный итог (а зачастую – и деятельность каждого из участников), что снижает интерес к игре.

Обычно невысокий уровень научности, познавательной направленности игр, увлечение внешней стороной роли, уподобление.

Невысокая мотивация к учебной деятельности: потенциально важный учебный материал преподносится (часто - весьма вяло) участниками игры пассивным слушателям, не заинтересованным в его восприятии.

Сложность (если не невозможность) оценивания деятельности участников в стандартной отметочной системе.

Важные условия успешной ролевой игры - доброжелательность группы, спонтанность поведения участников, импровизация – могут оказаться нереализованными из-за напряженной психологической атмосферы в коллективе, межличностных конфликтов, особенно в старших классах. Именно эмоциональная составляющая во многом определяет успех ролевой игры, что делает ее непрогнозируемой в неконструктивном, деструктивном направлении.

4. Проектно-ролевая игра.

Объединить достоинства проектной деятельности (высокий уровень научности, глубина освоения учебного материала, эффективное групповое и межличностное взаимодействие участников, возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению) с преимуществами ролевых игр (высоким эмоциональным уровнем, активностью и личностным переживанием участниками происходящего), а также по мере сил скорректировать недостатки обоих видов деятельности может проектно-ролевая игра. В ней участники, индивидуально или в группах, выполняют определенные проектные задания, близкие по тематике, и готовят презентации собственных проектов, защита которых осуществляется в виде ролевой игры. При этом обеспечивается возможность использования разных качеств участников - от умения мыслить, выполнять творческие и поисково-исследовательские задания, доходчиво довести свои мысли и теории, активно и корректно участвовать в дискуссии до коммуникативных (организовывать работу в группе, обращаться к аудитории, располагая ее к себе) и даже чисто внешних данных. Реализуется также межпредметная направленность этого вида учебной деятельности: как правило, проект предполагает разностороннее изучение вопроса с позиций разных специалистов (условно – разных школьных предметов). Подготовка презентации может требовать как навыков владения информационными технологиями (при подготовке электронных презентаций в форматах PowerPoint, PDF, HTML), так и художественного вкуса, навыков промышленного дизайна, прикладной психологии и т.п. Но так как деятельность групп и отдельных участников подчинена определенной логически заданной цели, эмоциональная составляющая не является доминирующей, довлеющей над судьбой игры. Вместе с тем непредсказуемость результата (авторы проектов до начала ролевого финала не знают о работах друг друга, отношении к ним остальных участников) позволяет поддержать высокий интерес к игре. Использование актуальных, связанных с реальными потребностями учащихся тем также повышает внутреннюю мотивацию участников к учебной деятельности.

Проектно-ролевая игра возможна и в дистанционном варианте, вбирая в себя отдельные формы мультипроектов, описанных Ю.П. Господариком [6] применительно к дистанционному преподаванию истории. Автор предлагает такую классификацию мультипроектов:

Б. Исследовательские. В отличие от предыдущих, в этих проектах есть конкретные, четко поставленные цели участников, продуманная структура, широкое использование арсенала методов научного исследования, использование научных методов обработки и оформления результатов. Тематика исследовательских проектов содержит наиболее актуальные для современной науки проблемы, важно также учитывать их значимость для развития исследовательских навыков учащихся.

Как видим, проектно-ролевая игра объединяет в себе свойства как минимум трех (исследовательских, игровых и практико-ориентированных) мультипроектов, реализуя их как в очном (пример такого воплощения см. ниже), так и в дистанционном варианте.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Игра в проектной деятельности младших школьников ГБОУ средняя школа № 10 Сего.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Игра в проектной деятельности младших школьников ГБОУ средняя школа № 10 Сего.

Метод проектирования Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие уч.

Метод проектирования Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Метод проектирования открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира; р.

Метод проектирования открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира; реализоваться личности ребенка; дает ребенку возможность поверить в свой успех. позволяет удовлетворить детскую любознательность; повысить степень осознанности в познавательной деятельности; С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.

Проектная деятельность младших школьников При организации проектной деятельно.

Проектная деятельность младших школьников При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младшего школьника. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.

самопроявление творческое самовыражение личная активность Игра – средство вкл.

самопроявление творческое самовыражение личная активность Игра – средство включения ребёнка в проект Игры детей представляют собой естественную форму их проявлений, где осознаются, изучаются, чувственно проживаются явления окружающей действительности через деятельностное включение ребенка, где открыт простор для самопроявления, творческого самовыражения, личной активности. Игра формирует навыки сотрудничества (коммуникативные универсальные действия): умения договариваться, приходить к компромиссному решению проблемы, умению уступать и убеждать, способность брать на себя инициативу, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Погружение в проект Сказка – наиболее понятный и удобный в общении язык для д.

Погружение в проект Сказка – наиболее понятный и удобный в общении язык для детей. Сказочный сюжет легко и без принуждения, без каких бы то ни было усилий, откладывается в сознании ребёнка, легко воспроизводится и принимается к сведению. Поспорила Василиса Прекрасная со Снегурочкой, кто из них в мастерстве превосходит, чьи уборы наряднее, чьи украшения лучше и красивее. Решили они за ночь смастерить себе по воротничку. У кого получится лучше, та и станет первой красавицей-рукодельницей. Сели они под окошком, и закипела работа. Собрала Снегурочка серебристый иней, раскидала его мерцающими блестками по хрустальной ледяной основе, выткала морозные затейливые узоры, вывязала ажурные снежинки, приладила бахрому из позвякивающих сосулек. Вот и готова работа! Поставила Снегурочка свой царственный убор на окошко, а сама пошла отдыхать до утра. И Василиса Прекрасная тем временем без дела не сидела. Связала она из тончайшей травы паутины нежную основу, вплела в неё кудрявые душистые травы, сорвала маковые и лазоревые цветочки, развесила гирляндами ароматные спелые ягоды, расшила воротник жемчугом росинок, монетками листьев, украсила сережками ольхи и берёзы, выткала сияние солнечных лучей. Управившись, разложила своё рукоделие возле роскошного Снегурочкиного убора и отправилась в опочивальню. Как только свет утренней звезды коснулся рукотворных нарядов девушек, цветы и травы на воротнике Василисы, поникли и завяли, их краски потускнели от холодного сияния студёного льда, находившегося по соседству. Сверкающий же убор Снегурочки просто-напросто растаял, превратившись в мокрую лужицу от горячего дыхания, исходящего от украшений Василисиного наряда. Уже скоро наступит час состязаний, а украшений, как ни бывало.

Погружение в проект Проектная деятельность предусматривает несколько этапов.

Деление на творческие группы Проектная деятельность предусматривает несколько.

Защита проекта На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не.

Защита проекта На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель. Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Результат проекта Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.

Результат проекта Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.

Имитационная игра Введение на подготовительном этапе игры увлекает ребенка, с.

Имитационная игра Введение на подготовительном этапе игры увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление активности и творческих способностей. Игровые моменты усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Имитационная игра помогает сплотить коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые ребята и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. При выполнении творческого коллективного проекта воспитывается взаимопомощь, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение.

Ролевая игра После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку п.

Ролевая игра После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Защита проекта "ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" К.Станис.

Защита проекта "ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" К.Станиславский

Игра в проектной деятельности Мотивация к обучению Творческий потенциал УУД Е.

Всем известно, что педсовет – это совместная продуктивная работа всего коллектива. Все мы с вами уже многое умеем и знаем о проектной деятельности.

Поэтому целью деловой игры будет: рассмотреть проблемные вопросы проектной деятельности и наметить пути их решения.

Задачи педсовета:

  • систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей;
  • совершенствовать педагогическое мастерство;
  • повышать методический уровень;
  • способствовать творческому развитию учителей

Соревноваться будут 4 команды педагогов, которые разделились по командам: Дружба, Радуга, Ягодка, Ласточка. За каждый правильный ответ команда получает жетон – бабочку. В конце игры подведем итоги.

Озвучиваются вопросы, на эл.доске, пока играет музыка (20 сек), команда совещается и показывает правильный ответ. Ответы фиксируются и выдаются на эл.доску в виде диаграммы.

1. Что такое педагогическое проектирование?

  1. дань моде;
  2. вид педагогической деятельности.
  3. это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).*

*Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Педагогическое проектирование — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке предполагает:

  • Целеполагание — блок построения целей учебной деятельности; переход от понимания учителем стандарта к конструированию системы целей.
  • Диагностика — блок самостоятельных работ, фиксирующих факт и уровень достижения целей. Содержание стандарта переводится на язык деятельности учащихся.
  • Дозирование домашнего задания — объем знаний, обеспечивающих успешное прохождение диагностики.
  • Логическая структура учебного процесса — трехуровневая модель, содержащая последовательность уроков, структуру учебного материала, поле программ развития.
  • Коррекционная деятельность — направленная на улучшение качества приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Мендыбаева М. М., Дюсембаева Т. К. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 89-91.

2. Какое из трех определений раскрывает типы проекта по виду деятельности (по Е.С.Полат)?

  1. Личностные, парные, групповые
  2. Исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные
  3. Долгосрочные, краткосрочные, средней продолжительности

3. Что такое гипотеза?

  1. короткая аннотация проекта;
  2. опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  3. предположение, требующее объяснения и подтверждения.

4. Кто является основоположником проектного метода?

  1. американский философ и педагог Джон Дьюи;
  2. П.Блонский, С.Шацкий
  3. французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

5. Типы учебных проектов по комплексности и характеру контактов (по предметно-содержательной области)

  1. монопредметные, межпредметные, надпредметные
  2. личностные, парные, групповые
  3. краткосрочные, долгосрочные, средней продолжительности


6. Структура учебного проекта:

  1. Проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио (6П)
  2. Подготовительный, основной, заключительный


7. Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы, это вид проекта…

  1. исследовательско-творческий
  2. ролево-игровой
  3. информационно-практико-ориентированный

8. Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п; - это

  1. исследовательско-творческий
  2. игровой (информационно-практико-ориентированный)

Молодцы, справились с первым заданием.

Вывод: теорию проектной деятельности все знаем на 5.

Мгновенное постижение проблемной ситуации в целях ее разрешения.

(Дать бабочку за работу)

Но, прежде чем перейти к заданию, мне хотелось бы, рассказать Вам притчу (погружение в проблему)

На слайде представлена модель проектной деятельности по ФГОС.

И в урочной, и во внеурочной деятельности есть свои проблемные вопросы, которые требуют нашего внимания.

Большинство наших проектов мы выносим на внеурочную деятельность. Набираем группу по интересам, начинаем работать над проектом. Здесь все механизмы у нас отработаны.

А вот как состоят дела с урочной деятельностью? Какие здесь есть проблемы у нас? Давайте их выявим и попробуем сегодня найти на них ответы. Мы уже сказали, что урочная и внеурочная проектная деятельность взаимосвязаны, значит и проблемы могут быть общими. Выбор проблемы на эл.доске. Через анкетирование, были выявлены актуальные проблемы работы над проектом.


Каждая группа вытягивает проблему и теперь за 5 минут вам надо составить, а потом защитить Кластер на листах. (Дать бабочку за выступление). На столах есть дополнительные сведения по каждой проблеме. Ими Вы тоже можете воспользоваться.

  • Роль родителей в проектной деятельности
  • Контроль работы над проектом
  • Рефлексивная оценка проекта
  • Проект в рамках урока. Плюсы и минусы.
  • Распределение ролей в проекте
  • Постановка цели, задач, выдвижение гипотезы.
  • Мониторинг проектной деятельности и его значимость для родителей, детей, педагогов
  • Проект в урочной системе
  • Другие проблемы_________________________

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Вывод: проблемы были и будут всегда. Наша задача попробовать их решить – одна голова хорошо, а 25 лучше.

3. Новые приемы работы над проектами. Из опыта работы – доклад коллеги из школы. – 5 мин.

Что вы можете взять себе на заметку?

Физминутка

Вы вытягиваете задание, котрые можно использовать на уроках для развития навыков проектной деятельности. Вам нужно его решить, пока играет музыка и определить цель вашего задания.

Задания при изучении темы “Овощи в питании человека”

Цель заданий – изучение исторических сведений о появлении овощей в жизни человека.

Задание 6

Вставьте пропущенное предложение, объясняющее сложившуюся ситуацию:

В книге писателя К.Г.Паустовского “Черное море”, есть рассказ о судьбе парохода, который вез в трюме груз, разорвавший его пополам. Это был горох. Не дойдя до порта, пароход получил пробоину и сел на мель. Пока ожидали вызванный на помощь буксир, вода просочилась в трюм. ___________________ И затрещали железные балки, пароход разорвало пополам.

Ответ: семена гороха стали набухать не по дням, а по часам, им стало тесно в трюме.

Задание на использование метода “мозговой атаки” для нахождения решения

Цель задания – подготавливать учащихся к самостоятельному использованию метода.

Задание 1

Использовать метод “мозговой атаки” для нахождения решения.

Огурец - уроженец Индии, страны вечного лета: И не сытен огурец, и витаминами беден, но, когда нарезанный дольками он лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного его запаха повышается аппетит.

Римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда подавали к обеду свежие огурцы, а ведь полторы тысячи лет назад теплиц не было. Но и в ту пору нашлись в Риме изобретательные огуречных дел мастера. Они придумали укрепить ящики с огуречной рассадой на колеса. Как вы думаете для чего?
Ответ: колеса поворачивали за солнцем, чтобы на рассаду весь лень лился солнечный свет.

Задания на развитие логического мышления

Цель заданий – развивать логическое мышление учащихся.

Задание 1

Надя, Света, Ира и Вера, – талантливые девочки. Каждая из них занимается одним из видов рукоделия: шьет мягкие игрушки, вяжет крючком, вышивает крестиком, плетет из бисера. Еще они любят готовить. У каждой из них свое любимое блюдо – пицца, блинчики, салаты и картофель. Надя вяжет крючком. Девочка, которая готовит салаты, плетет из бисера. Света вышивает крестиком, а Ира не занимается изготовлением мягких игрушек. Надя не умеет готовить пиццу, а Света не любит готовить картофель. Вера никогда не готовила блинчики, а девочка, которая вышивает крестиком, никогда не готовила пиццу. Скажите, кто каким видом рукоделия занимается и что любит готовить?

Ответ: Надя вяжет крючком и любит готовить картофель. Света вышивает крестиком и хорошо готовит блинчики. Ира занимается бисероплетением и очень любит салаты. У Веры любимое блюдо – пицца и она шьет красивые мягкие игрушки.

Задания на определение потребностей людей

Цель заданий – подготавливать учащихся к видению и анализу потребностей людей.

Задание 2

Перед вами список некоторых потребностей людей:

  • Бережливость
  • Разделение продуктов на части
  • Безопасность
  • Аккуратность
  • Эстетичность
  • Общение
  • Отдых
  • Знания
  • Организованность во времени
  • Кипячение воды

Какие из них привели к созданию следующих изделий:

А. Разделочная доска
В. Чайник
С. Столовая салфетка
Д. Прихватка
Е. Фартук

А – 1, 2, 3, 4
В – 3, 4, 5, 10
С - 4, 5, 6
Д - 3, 4, 5
Е - 4, 5

Вывод: существуют различные задания и упражнения, которые помогут смотивировать ребенка на проектную деятельность в рамках урока.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

  • использовать положительный опыт учителей по применению метода проектов в учебном процессе.
  • заместителю директора продолжить формирование активной позиции педагогов и обучающихся по применению проектно-исследовательской деятельности в ОУ.
  • рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся.
  • организовать на школьном сайте методическую копилку для педагогов, с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Подводим итоги игры. Грамоты командам + докладчику

Итог. Рефлексия

  • Зеленый цвет - вам наша работа понравилась, была интересной и эффективной;
  • Желтый цвет - если вам работа в целом понравилась, но были сомнения в ее эффективности;
  • Красный цвет - мне было не интересно, я зря потратил драгоценное время.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, все в наших руках. Вот на такой позитивной ноте хотелось бы закончить нашу деловую игру. Удачи Вам, во всех ваших делах, лепите свое счастье сами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся жизнь детей с первых лет проходит в игре. Именно в игре растет человек и познает окружающий мир. Игра увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление активности и творческих способностей. Игровые моменты усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию.

Имитационная игра в проектной деятельности

Вся жизнь детей с первых лет проходит в игре. Именно в игре растет человек и познает окружающий мир. Игра увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление активности и творческих способностей. Игровые моменты усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Имитационная игра помогает сплотить коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые ребята и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе.

Современный педагог всегда находится в поиске новых средств, форм и методов в обучении и воспитании. И я стараюсь внедрить в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования имитационной игры в проектной деятельности.

Сейчас метод проектов (проектное обучение) активно внедряется во все образовательные области. Проект, как элемент творчества обучающихся, часто рассматривается, как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Если рассматривать теоретические позиции проектного обучения, то можно отметить:

- в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает каждому ребёнку свой уровень развития;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в разных ситуациях;

- комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию творческих, философских и психических функций ребёнка.

Самым сложным, на мой взгляд, моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап.

Конечно же, любой программный материал дети легче усваивают в процессе игры.

О важности игры в образовании детей писал Леонардо да Винчи, который предлагал с детьми проводить игры для развития воображения, глазомера.

С моей позиции она рассматривается как форма организации учебного процесса, как одна из подготовительных творческого проекта, так как при выполнении пластического образа успешно решаются учебные задачи (технология, логическое мышление и т.д.).

В ходе игры-защиты (презентация новых технологий, дискуссия на расшифровке схем), обучающиеся проявляют знания терминов и понятий.

Иносказания, гротески – наиболее понятный и удобный в общении язык для детей. Сказочный сюжет легко и без принуждения, без каких бы то ни было усилий, откладывается в сознании ребёнка, легко воспроизводится и принимается к сведению. Используя накопленный опыт, апробированный и подтвержденный качественными результатами в повышении активности и усвоении учебного материала, приведу несколько фрагментов таких занятий.

Каждой группе дается памятка работы над проектом:

1. Разработка идей, вариантов.

2. Анализ идеи и выбор оптимального варианта.

3. Исследование, выявление, тенденции.

4. Составление схем.

5. Выбор материалов.

7. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.

8. Последовательность в разборе-сборе деталей.

9. Контроль качества.

10. Экономическое обоснование (расчет калькуляции изделия).

11. Оформление проекта.

13. Защита проекта.

Значение игры для включения в проектную деятельность трудно переоценить.

Игровые моменты усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Имитационная игра помогает сплотить коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые ребята и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. При выполнении творческого коллективного проекта воспитывается взаимопомощь, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение.

Анализ наблюдений за игровой деятельностью позволил выявить, то, что игровые формы приносят пользу только тогда, когда им найдено точное место и время на занятии. Плохо спланированное, недостаточно продуманное, наспех составленное игровое занятие не может быть качественным и эффективным. Только при чётком планировании игры результаты будут на лицо.

Требования к эффективному моделированию и руководству игровой деятельностью в области технического образования на подготовительном этапе выполнения творческого проекта состоят из:

наличия образного начала, соответствие теме;

наличие образовательной, развивающей, и воспитательной цели;

духа соревнования и состязания;

учёта возрастных особенностей.

Таким образом, имитационная игра (игровая технология) является эффективным средством включения детей в проектную деятельность.

Читайте также: