Игра основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте в процессе обучения в школе учителя тоже

Обновлено: 02.07.2024

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающая роль здесь принадлежит дидактическим играм.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом следующих причин.

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление отношений со сверстниками и другими учениками). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Охарактеризуем кратко каждый из этих видов.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности — короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения материала детьми.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами учебных предметов закрепляется умение составлять из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных видах игры игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются более эффективно. Дидактическую игру и урок нельзя противопоставлять. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр.

- Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму.

- Функция формирования психических новообразований.

- Функция формирования собственно учебной деятельности.

- Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы.

- Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

- Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра - это сложное многогранное явление. В дидактических играх не только происходит усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактических игр в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры.

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать и участвовать в игре.

3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно направлять игру в нужное русло.

4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.

5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности нужно стремиться к тому, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляют часть детей, остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры, в частности, как с наименьшими затратами времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игры, для того чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр. И наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и - главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявились взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Необходимо постоянно демонстрировать детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунков. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Во-вторых, произошло увеличение на 17% количества испытуемых этой группы, выбравших познавательный мотив (среди других мотивов). В-третьих, увеличилось число детей с высоким и средним уровнем сформированности учебной деятельности.

На сильно мотивированных детей, то есть на детей, назвавших большее число мотивов и имеющих адекватные для учебной деятельности мотивы (преимущественно познавательные), длительное использование в учебном процессе дидактических игр значительного влияния не оказало, хотя имели место внешние проявления интереса. Успеваемость детей осталась на прежнем уровне; изменения в количестве и характере выбранных мотивов, в уровне сформированности учебной деятельности были несущественны. Следовательно, в первую очередь дидактические игры эффективны для детей со слабой учебной мотивацией и невысоким уровнем сформированности учебной деятельности.

Следует еще раз подчеркнуть качественные различия между игрой как таковой и учебной деятельностью: мотивом игры является само действие, мотивом учебной деятельности — стремление узнать новое, научиться тому, чего не знаешь.

Цели в игре, как правило, не осознаются. Главная роль в постановке игровой цели принадлежит детям. В учебной деятельности цели носят общественно значимый характер, и цель ставит педагог.

Игровые действия связаны с увлечением самим процессом игры, а не конечным результатом. Игровые действия не требуют четко отработанных навыков. Учебная деятельность оценивается не по результатам отдельных действий, а по конечному результату, который имеет и определенные критерии, и качественные характеристики.

В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета. Он дает ему новое игровое название, действует в соответствии с названием. Это - знак-символ, который имеет сходство с реальным предметом. В учебной деятельности дети оперируют знаками - буквами, цифрами и т.д. Они не имеют сходства с реальными предметами. В игре дети подчиняются свободному замыслу. Предварительный план в игре не обязателен. В учебной деятельности занятия проводятся по заранее продуманному плану, дети выполняют указания учителя.

В игре нет регламентации, только - режим. Учебная деятельность жестко регламентирована - уроки по 45 минут, перемены и т.д. Взрослый может руководить игрой, но должен считаться с интересами детей. Прямые указания могут разрушить игру. Участником и организатором игры педагог может и не быть. На уроках учитель полностью направляет деятельность детей.

Итак, к концу дошкольного детства максимального развития достигает сюжетно-ролевая игра, появляются игры с правилами и дидактические игры - переходные к учебной деятельности.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, учебного предмета;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- в качестве технологий внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком: наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Игра в ходе учебного процесса способствует формированию определенных навыков, развивает речевые умения, обучает умению общаться, способствует запоминанию материала, развивает способности и психические функции.

Игра является инструментом преподавания, активизирующего мыслительную деятельность учеников. Учебный процесс становится интересным, появляется стремление к овладению предметом. Игра создает эмоциональный настрой, желание учиться, пробуждает познавательную активность.

Игру можно считать эффективным, гибким и универсальным приемом обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию обучения. Нельзя не согласиться с тем, что детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи практического, воспитательного, развивающего и образовательного характера. Учебная игра - это особым образом организованная обучающая деятельность (имеющая чаще всего развлекательную форму), предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее решения. В процессе учебной деятельности могут быть реализованы одна или несколько обучающих задач. В зависимости от возраста учеников, специфики учебной дисциплины, конкретной цели и задач урока используются разные игры. Так, выше нами достаточно подробно были рассмотрены дидактические игры - наиболее распространенные в практике начального звена школы, отвечающие возрастным возможностям детей младшего школьного возраста.

В последние годы в школах все большую популярность завоевывают инновационные и деловые игры. Они используются и наиболее эффективны в старших классах школы, направлены на самораскрытие, на творческий потенциал учеников. Игровой метод - это форма воспроизведения социального и предметного содержания реальной действительности, в рамках которой учащийся усваивает абстрактные по природе знания, закрепляет умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решения. Чаще всего используется игра-импровизация. Ее особенность состоит в том, что ученики знают основной сюжет, характер своей роли; сама же игра проходит в виде импровизации.

Для того чтобы игра успешно выполнила учебную задачу, необходимо соблюдение ряда условий:

- игра должна иметь общую и понятную всем участникам тему;

- ход игры координируется лидерской группой, выдвинувшейся из числа участников;

- обязательно наличие ведущего для снятия возможных конфликтов;

- в игровой группе необходимо поддерживать благоприятный морально-психологический климат;

- игру следует заранее готовить и проводить под руководством профессионального ведущего.

Считается, что владение технологиями игрового моделирования позволяет получить при использовании данного метода максимальный эффект не только в части обучения, но и в части реализации воспитательных целей.

В практике школ используются также активные методы обучения. Это - ускоренные способы обучения, направленные прежде всего на развитие и совершенствование психических навыков и личностных способностей ученика, необходимых для реализации учебной деятельности. Сюда относятся, например, специфические варианты уроков. Так называемый БИТ-урок был разработан в 70-х годах прошлого века. Это — интегрированный урок; он включает три элемента - беседу, игру, творчество. Преподаватель проводит предварительную беседу с учениками по теме урока, объясняет цели, создает нужную мотивацию, эмоциональный тон занятия, знакомит с материалами опорного конспекта. Затем проводится групповая игра-эстафета. Завершающая часть урока включает задание творчески применить полученные знания. Основное преимущество БИТ-урока заключается в его мобильности, развивающем характере и занимательности для учеников.

Игра является важным методом обучения не только детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последнее время произошел резкий подъем интереса к ней в среднем звене общеобразовательной школы (А.А. Герасимова, Е.Н. Степанова, Н.Е. Щуркова); игровые методики практикуются сегодня в школе и на начальной ступени обучения, и в среднем звене, и в старших классах.

Игра - уникальная форма обучения; она позволяет сделать увлекательной работу учеников и на творческо-поисковом уровне, и при выполнении монотонной деятельности по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации.

Игровая деятельность активизирует все психические процессы и функции детей, способствует использованию знаний в новой ситуации, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра — естественная для ребенка и гуманная форма обучения в любом возрасте.


Задание 1 № 225

Игра — основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте. В процессе обучения в школе учителя тоже организуют игровые занятия или используют элементы отдельных игр на уроках.

1. Как Вы думаете, какую пользу Вы получаете от участия в спортивных играх на уроках физической культуры?

2. Составьте рассказ о своей игровой деятельности, используя следующий план:

1) В какие игры играете Вы и Ваши сверстники? Чем данные игры Вам интересны?

2) Какие знания и умения необходимы для успеха в указанных Вами играх? Как Вы думаете, почему психологи рекомендуют отдавать предпочтение не компьютерным играм, а играм в реальной жизни?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос, например: спортивные игры требуют чёткого соблюдения правил и умения действовать в команде, сообща, поэтому участие в таких играх развивает, помимо ловкости и силы, чувства командной солидарности, взаимопомощи, ответственность, лидерские качества; (Может быть дан иной уместный ответ на первый вопрос.)

2. Рассказ о своей игровой деятельности должен включать:

— указание одной или нескольких игр, которые вызывают интерес у обучающегося и являются популярными среди его сверстников;

— объяснение того, чем данные игры интересны для обучающегося и/или его сверстников;

— перечисление знаний и/или умений, необходимых для успеха в указанной игре/играх;

— объяснение преимуществ игр в реальной жизни в сравнении с виртуальными играми (например, полноценное взаимодействие с людьми, обмен эмоциями)

Составила: воспитатель Ушкова С. В. ; МБОУ СОШ г. Липецк

«Игра - это огромное светлое окно,

(В. А. Сухомлинский).

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в детстве?

Например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота или лисицы, которые могут их поймать).

Вполне возможно, что развивающие игры окажутся увлекательными для всех дошкольников, не зависимо от возраста. Как мы уже сказали, выбор игры определяется не календарным возрастом, а этапом их психологического развития.

Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать при проведении игр. Почти в каждой группе детского сада есть по крайней мере три типа детей, которые по разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе в игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры необходимо постараться показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении) воспитателя.

Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее сути и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют не правильно. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте с взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для нормального психического и личностного развития.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным.

Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Мы уже говорили, что ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо.

Тем более, не допустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в Ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды.

Особое значение в ДОУ придаётся предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребёнка является игра, и её влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.

Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.

Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра- источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребёнка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития.

Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам является невозможность:

• провоцировать ребенка на агрессивное действие;

• вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры;

• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

• дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление с цветом и формой);

• возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого, например, для коллективных построек);

• высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

• многофункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и др. качеств);

Особенности предметно-игровой среды в ДОУ определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.

При проектировании предметно-игровой среды в старшей группе, прежде всего, ориентируются на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Предметно-игровая среда в старшей группе должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещается по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.

При организации предметно-игровой среды учитывается проявление интереса у детей к проблемам, выходящими за рамки их личного опыта. Предметно-игровая среда организовывается таким образом, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Создавая игровую среду необходимо пробуждать познавательную активность, самостоятельность, ответственность и активность.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Дидактическая игра

Дидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное.

Неделя игры и игрушки В. А. Сухомлинский:"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра основной вид деятельности в дошкольном возрасте

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Игра основной вид деятельности в дошкольном возрасте

Бобыкина Ираида Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №109
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга

Читайте также: