Игра как средство образовательной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольный возраст – яркий этап в жизни каждого человека. Придя в детский сад, ребенок, обретает новых друзей. Именно в дошкольном учреждении, ребенок получает огромный запас впечатлений от окружающего его мира. И все это благодаря игре. Игра – особый вид деятельности, которая расцветает в дошкольном детстве. Деятельность вроде и бесполезная, но в то же время и очень необходимая.

Игра сопровождает ребенка с первых дней его жизни, все детство и остается с ним до самой юности.

Игра – один из основных видов детской деятельности. В любом возрасте дошкольника, игра – необходимое условие для его всестороннего развития, одно из основных средств воспитания и развития.

В процессе игровой деятельности у ребенка формируются, развиваются, а затем и совершенствуются все психические процессы, формируется его личность. Игры наполняют ребенка в ДОУ радостными впечатлениями и переживаниями, эмоционально его обогащают, создают хорошее настроение и радость успеха.

Игра – понятие очень многогранное. Без нее невозможно нормальное развитие ребенка. Игра в дошкольном возрасте развивает и воспитывает в ребенке все то, что составляет богатство человеческой личности.

Игра – это универсальное, незаменимое средство воспитания. Трудно переоценить влияние игры в дошкольном детстве на развитие ребенка.

Детские игры – это неоднородное явление. Даже глаз непрофессионала легко сможет заметить, как разнообразны детские игры по своему содержанию, по формам организации, по степени самостоятельности детей, по игровому материалу.

Разнообразие детских игр можно разделить на 2 группы:

Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, театральные, режиссерские, театрализованные игры, игры со строительным материалом)

Игры с правилами ( подвижные игры, дидактические игры)

Так же все игры делятся на 3 класса:

Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные сюжетные игры, игры-экспериментирование)

Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целью:

Обучающие игры (дидактические игры, сюжетно-дидактические игры, подвижные игры)

Досуговые игры (игры-забавы, интеллектуальные игры, игры развлечения, театральные, празднично-карнавальные игры)

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные игры, традиционные игры)

Игры в детском саду имеют различные функции:

Развлекательная функция (побудить интерес к данной деятельности, заинтересовать, развлечь, доставить удовольствие)

Коммуникативная функция (умение общаться в игре)

Самореализация в игровой деятельности

Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей и препятствий в игре)

Диагностическая функция (выявление отклонений от норм поведения в игре)

Функция коррекции (внесение изменений в структуру личностного общения со взрослыми и сверстниками)

Функция социализации (усвоение норм человеческого общения со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности)

Можно выделить основные черты, присущие игровой деятельности в ДОУ:

Свободная развивающая деятельность (по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса игровой деятельности, а не от ее результата)

Наличие прямых и косвенных правил (логическая последовательность развития сюжета игры)

Специфика игровой технологии – игровая среда:

Игры с предметами,

Игры без предметов,

Игры с различными средствами передвижения

Игровая педагогическая технология охватывает определенную часть учебного процесса, объединению с определенным персонажем, содержанием, с последовательным включением:

Игр и упражнений, на выделение определенных признаков предметов, умение сравнивать, сопоставлять их

Игр и упражнений, на обобщение предметов по определенным признакам

Игр и упражнений, на умение отличать реальные события от выдуманных

Игр и упражнений, на быстроту реакции, смекалку

Обучение в ДОУ в форме игры, занятие интересное, занимательное, но не развлекательное. Данная технология должна четко содержать пошаговое описание игровых действий и заданий.

Игра у ребенка дошкольного возраста не должна ассоциироваться только с развлечением. Некоторые игры должны быть веселым развлечением, а некоторые любимым занятием во время свободной деятельности, досуга. Очень важно, чтобы никто из детей не скучал, все были заняты интересной игрой, занятием, любимым делом.

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества. В этом и состоит роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Велика роль игры в воспитании у детей правильного отношения к труду. Главное, удачно организовать игру с трудовым процессом. В данном случае игра украсит труд, поможет воспитать любовь к трудовым действиям, успешно овладеть мастерством.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте приучает детей жить и работать в коллективе, соблюдать определенные правила, считаться с интересами сверстников, приходить им на помощь.

Игра – это не только имитация детской жизни, а очень серьезная деятельность, позволяющая ребенку дошкольного возраста самореализоваться и самоутвердиться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для сего определенного персонажа, который наиболее ему близок, соответствует его нормам и правилам, нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития его личности.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

При подготовке детей к школе ставится ряд важных и актуальных задач. Одна из них: успешное обучение ребенка, которое напрямую зависит от уровня развития ребенка, его умения обобщать, систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Задача ФГОС ДО - вернуть игровые занятия в детский сад. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Обучение продуктивно если оно идет в контексте игровой деятельности. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО с целью

создания полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Теоретическое обоснование опыта

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игра — это естественный путь обучения маленьких детей.

Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его всестороннее развитие.

Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

В настоящее время в дошкольных учреждениях можно выделить две проблемы, обусловленные использованием игры на занятиях: первая проблема заключается в значительном уменьшении использования игры и игровых приемов в обучении детей, вторая проблема состоит в неумении части педагогов вообще использовать в обучении игровой метод. Анализ практики работы дошкольных учреждений позволяет выделить следующее противоречие: между возможностью более эффективной подачи знаний дошкольникам при использовании игровых технологий и неумением педагогов использовать максимально возможности игры для обучения и воспитания современных дошкольников.

Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации. Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями : режиссерская игра — путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Обычное занятия превращается в путешествие, в сказку, в мастерскую и т. д. Дети становятся художниками, путешественниками фотографами, волшебниками и выполняют различные задания (помогают найти правильную дорожку, сравнить домики зверей и т. д.). На игровых занятиях в гости к детям приходят разные животные персонажи, знакомые по сказкам, мультфильмам, книгам. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Игровые персонажи включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия.

Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.

Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Игровая мотивация помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

Следует назвать виды этих занятий: занятия – развлечения, занятия – путешествия, занятия – экскурсии, занятия в игровой форме с использованием дидактических и развивающих игр.

Занятие – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. В состав занятия – путешествия часто может входить песня, загадки, подарки и многое другое. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания.

Один из видов занятий это занятия-развлечения или занятия-праздники. Такие занятия рассматриваются не только как отдых, но и как занятия с образовательными задачами. Такие занятия строятся на интеллектуальном и развлекательном содержании, на совместной деятельности взрослых и детей. Создаются условия для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, для стимулирования их интеллектуальной активности. Такие занятия строятся на знакомом для детей материале (закрепление знаний и умений). Они полны неожиданности и сюрпризов, имеют соревновательный характер. Дети выполняют трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности.

К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

• игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;

• пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

При использовании игрового метода обучения дошкольников могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.

В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

В играх актуализируется интеллектуальное развитие: игры-занятия и связанные с ними дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическим материалами; конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, направляются положительные эмоции, которые повышают познавательный интерес дошкольников.

На занятиях в игровой форме дети усваивают определенные знания, умения и навыки, одновременно обогащаются эстетически, эмоционально, учатся работать сообща, помогая друг другу и оценивая себя и других. Они способствуют постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную деятельность. В таких занятиях сочетается игровая ситуация, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Все это побуждает ребенка применять имеющиеся у него знания, использовать известные ему способы и т. д.

Целостное описание опыта работы

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.

Важность темы обусловлено тем, что необычная игровая проблемная ситуация, интересна детям и использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы.

Поэтому свою работу я начала с создания условий для игровой деятельности, то есть с предметно – пространственной среды. Ведь создание условий для реализации данного направления является побуждающим фактором к игровой деятельности с целью овладения игровыми умениями, обогащение жизненного опыта.

В группе имеются различных уголки, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-коммуникативным, познавательным, речевом и художественно-эстетическом. Все уголки созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

С целью художественно-эстетического развития детей есть уголок для творчества, в котором дети пробуют себя в роли скульпторов и художников,. А в музыкально - театрализованной деятельности они артисты и музыканты. Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

В экспериментальном уголке дети, играют с песком, рассматривают разные семена, ракушки, камни, фантазируют, делают собственные открытия.

Я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Поскольку образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста, использую в работе отдельные элементы ТРИЗ: - решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме). Это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества.

Чтобы дети лучше и легче усвоили материал, мною на занятиях используются проблемные, игровые ситуации. Например: К цирку ведут 2 дорожки, сравните, какие они по длине? По какой дорожке мы быстрее попадем в цирк? Предлагала определить, какая из дорожек длиннее, какая короче. Совместно обсудив игровую ситуацию, ребята решали, что нужно измерить дорожки способом наложения или приложения. Измерив, определяли какая дорожка длиннее. Затем предлагала по одной дорожке пройти одному ребенку, а по другой другому, определить, кто из них быстрее дойдет.

На занятиях по развитию речи, знакомясь с новой сказкой, мы отправлялись в театр, где я использовала различные виды театра.

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью : постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых.

Получая письма от лесных зверюшек, дети отправлялись к ним в гости, выполняли различные задания: помогали зайчикам собрать урожай (сравнивали дорожки по ширине, длине).

Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.

Для проведения занятий разрабатывала не только конспект, но и наглядный, раздаточный материал, карточки, схемы, различные дидактические игры.

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к развивающим играм. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития.

Игровые занятия носят практический и доступный характер, исходя из того, что игровая ситуация организует детей эмоционально, активизирует их мышление, побуждает самостоятельно отыскивать ответы на вопросы или самостоятельно изыскивать способ выполнения задания, и тем самым способствует развитию их инициативы, находчивости, изобретательности.

Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

По итогам мониторинга после проведенного проекта наблюдается положительная динамика. Дети стали более коммуникабельными, активными, самостоятельными. Поэтому можно сделать вывод, что использование игровых форм обучения в образовательном процессе благотворно влияет на всестороннее развитие детей. Сами того не замечая дети получают новые знания играя в разнообразные игры.

В перспективе работу по данной теме буду продолжать планирую разработать конспекты занятий с использованием технологии ТРИЗ и лепбук.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Актуальность Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала.

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС Центр ПДД. MG]/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG] Развивающие игры Б. П. Никитина как средство.

Театрализованная деятельность в условиях реализации ФГОС из опыта работы Одним из важных и главных условий развития личности ребёнка является развивающая среда. В каждой группе нашего детского сада оформлены и.

Читайте также: