Кто такой стажер кратко

Обновлено: 04.07.2024

Какие плюсы и минусы работы со стажерами, где искать и как нанимать начинающих специалистов — обо всем этом расскажет Ольга Зверева, руководитель группы развития стажерских программ Ozon.

Как правило, стажировка — это первая ступень развития в компании. Чаще всего на нее приходят студенты университетов: начиная со 2–3 курса они серьезно задумываются о будущей работе и ищут варианты для трудоустройства.

Но стажер — это не всегда студент. Иногда на стажировки попадают люди, которые хотят поменять профессию и готовы начать с чистого листа. Зачастую такие кандидаты менее привлекательны для нанимающих менеджеров, чем студенты и вчерашние выпускники вузов. Но у меня было много интересных примеров: так, одна кандидатка работала заместителем главного бухгалтера, а потом после самостоятельного обучения пришла к нам на позицию стажера-разработчика. Сейчас она успешно работает разработчиком.

У нас нет предубеждений: главный критерий прохождения отбора — соответствие требованиям вакансии, готовность постоянно развиваться. Другое дело, что некоторые кандидаты, пройдя переобучение, считают себя готовыми джунами и не рассматривают варианты со стажировками.

Стажер под руководством ментора решает реальные задачи бизнеса, погружается в новую профессию, адаптируется к корпоративной культуре и впоследствии может перейти на позицию младшего специалиста. В этом и есть цель наших стажировок: для студента — профессиональное развитие на боевых проектах и получение заветного предложения о работе на позиции специалиста, а для бизнеса — закрытие потребности в квалифицированных молодых сотрудниках.

У нас такой перевод происходит в среднем через 4 месяца после начала стажировки. Сама стажировка длится от 3 до 6 месяцев, при этом важно, чтобы начинающий специалист уделял работе от 20 до 40 часов в неделю. Мы предлагаем гибкий график, чтобы можно было параллельно учиться.

Они приходят без релевантного опыта работы, поэтому не понимают, как делать правильно и неправильно, что возможно, а что нет. У начинающих специалистов незашоренный взгляд: они способны посмотреть на процессы со стороны и найти оригинальные решения, которые не приходили в голову опытным сотрудникам.

Кандидат с рынка труда уже обладает неким опытом, восприятием мира, бизнеса и процессов. Хорошо, если его подход синхронизируется с вашим, но если нет, могут возникнуть проблемы.

Со стажерами проще: они сфокусированы на том, чтобы впитывать новые знания, так как приходят прямо из среды обучения и продолжают использовать этот же подход в работе.

Перед командой стоят задачи, часть из которых простые и, возможно, даже рутинные. Но их решают специалисты уровня мидл или сениор, потому что больше некому.

Эти базовые задачи можно поручить стажеру: он будет на них расти и одновременно приносить пользу компании. А опытные специалисты освободят время для решения более сложных вопросов.

У стажировок есть имиджевая составляющая: компании, которые активно вкладываются в начинающих сотрудников, более позитивно воспринимаются на рынке труда.

Программы стажировок позволяют вовлекать в воронку подбора наиболее перспективных специалистов на ранних стадиях их профессионального развития.

Одно дело, когда вы берете перспективного студента, обучаете под себя и получаете готового и лояльного сотрудника. Совсем другое дело, когда этот же талант оканчивает университет, работает в другой компании, обрастает навыками и опытом, а потом приходит на рынок труда, где вы его и находите. Вы тратите немало средств на привлечение, но это не гарантирует выход к вам в команду: множество других работодателей готовы перебить ваш оффер.

Стажировки — это мощное оружие в борьбе за таланты на высококонкурентном рынке труда.

В зависимости от направления от 65% до 85% наших стажеров остаются в компании. Они получают оффер и становятся младшими специалистами, далее двигаются по карьерной лестнице и достигают руководящих позиций. Многие тимлиды прошли именно этот путь и теперь сами набирают стажеров.

Наиболее эффективна именно системная работа с начинающими специалистами, которая требует вложений. Самые серьезные затраты на начальном этапе, когда нужно организовать стажировку, подготовить учебные программы, обучить наставников правильно взаимодействовать с подопечными.

При внедрении программы стажировки вы можете столкнуться с сопротивлением со стороны руководства и потенциальных наставников. Типичные возражения обычно такие:

Студенты активно общаются друг с другом и обсуждают то, что их волнует. Если начинающий специалист получит негативное впечатление от работы в компании, то студенческое сарафанное радио разнесет эту информацию по рынку.

Прежде чем звать стажеров, убедитесь, что в компании все готово к их появлению.

Мы ориентируемся на выпускников и студентов топовых университетов — в основном учащихся третьего и четвертого курсов. Наиболее релевантные источники кандидатов для нас — это вузы, социальные сети, хедхантер и наш карьерный сайт.

Чтобы найти кандидов в вузах, мы используем все доступные инструменты, например:

  • посещаем ярмарки вакансий;
  • организуем собственные ивенты, где рассказываем о профессиях в e-commerce;
  • взаимодействуем с карьерными центрами и сообществами внутри вузов;
  • договариваемся, чтобы нам отправляли сборники резюме выпускников;
  • участвуем в студенческих форумах.

Мы рекламируем стажировки в соцсетях, а также размещаем вакансии на хедхантере и карьерном сайте.

Для работодателей, которые занимаются массовым наймом, набор источников может быть другим, например центры занятости, ссузы, колледжи. Здесь нет универсального решения — каждая компания выстраивает воронку подбора и выбирает каналы привлечения в зависимости от своих задач, специфики бизнеса и портрета кандидата.

Тех, кто прошел первый этап отбора, приглашаем на интервью с нанимающим менеджером. Встреча может проходить в офисе или онлайн — в зависимости от того, где находится команда, в которую должен прийти стажер. Чтобы оценить кандидата, мы можем дать тестовое задание или кейс.

С людьми, которые прошли отбор, мы заключаем срочный трудовой договор. Начинающий специалист работает, решает реальные задачи и получает зарплату — стажировка оплачивается. Кроме зарплаты, Ozon предоставляет стажерам большой набор плюшек и бонусов — в нем нет ДМС, а в остальном он такой же, как и у других сотрудников. Все условия подробно расписываем в вакансиях:

За каждым стажером закрепляется ментор — специалист уровня мидл или сениор, проработавший в компании не менее полугода. Ментором должен быть человек, который хорошо разбирается в своей работе, может декомпозировать задачи и готов делиться опытом с коллегами.

Вот почему ментор мотивирован работать со стажерами:

  • он передает часть задач подопечному и освобождает свое время;
  • помогает команде стать сильнее, потому что выращивает для нее сотрудников;
  • получает управленческий опыт: учится распределять и ставить задачи, контролировать их выполнение, давать обратную связь.

Менторство — первый шаг к позиции тимлида.

Процесс обучения зависит от конкретной команды и ее руководителя — универсального алгоритма нет. Но у нас есть список рекомендаций для наставников:

  1. Задачи ставить в письменном виде, особенно если их много.
  2. Каждую неделю проводить one-to-one встречи со стажером, на которых давать обратную связь.
  3. Контролировать ход выполнения задач, запрашивать фидбек у подопечного.
  4. Максимально приближать стажера к рабочим процессам внутри компании и команды. Не нужно создавать стерильную среду обучения: по завершении стажировки он выйдет из нее, увидит реальные процессы и очень удивится.
  5. Постепенно увеличивать сложность, чтобы на выходе из стажировки получался уверенный младший специалист.

За несколько недель до завершения стажировки мы запрашиваем обратную связь у каждого участника процесса — ментора, руководителя команды и стажера. Узнаем, как все прошло, были ли трудности, что понравилось и не понравилось. Спрашиваем у руководителя, хочет ли он видеть стажера в своей команде на постоянной основе. Выясняем, готов ли сам стажер остаться работать.

При условии, что все стороны настроены на продолжение сотрудничества, мы запускаем процесс перевода. Если же стажер не намерен работать в этой команде или направлении, то выясняем, с чем это связано, и предлагаем ему другие открытые вакансии.

Если мы не готовы оставить стажера, то прощаемся с ним и даем подробный фидбек: объясняем, чего не хватило и как сделать так, чтобы в будущем попасть к нам на работу или стать востребованным на рынке труда.

Может быть, для вас это просто способ улучшить имидж на рынке, а на самом деле никто и не планирует переводить стажеров на постоянную работу. Если же стажировки действительно должны закрывать часть потребностей найма и снабжать компанию перспективными специалистами, то нужен другой подход — более вдумчивый и стратегический.

Бывает, что компания продумала все — кроме того, где брать ресурсы на реализацию проекта. В результате вся работа падает на одного несчастного HR-менеджера, который уже и сам жалеет, что ввязался в эту историю.

Стажеров нельзя подбирать по тем же принципам, которые используются для оценки готовых специалистов. Вопросы, структура интервью, чек-листы, тестовое задание — все это необходимо адаптировать с учетом специфики. А специфика такова: перед вами человек без практического опыта работы. Вполне возможно, что кандидат даже никогда в жизни не проходил интервью и не составлял резюме, но это не значит, что он подходит для ваших задач.

Наш блог читают более 10 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения. Переходите по ссылке


СТАЖЁР, -а, м. Тот, кто проходит стажировку где-л. Такая небрежность не прощается даже стажеру, тем более ее нельзя простить опытному водителю. Рыбаков, Водители.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Стажёр — лицо, поступившее на новую работу и проходящее испытательный срок

Стажёр — советский фильм-драма 1976 года, режиссёр Дамир Вятич-Бережных

Стажёр (фр. Le stagiaire) — французский фильм 1991 года, режиссёр Жак Руффио

Стажёр (англ. Kept) — американский триллер 2001 года, режиссёр Джордж Санто Пьетро

Стажёр (англ. The Trainee) — сингапурский короткометражный фильм 2006 года, режиссёр Крэйг Розенталь

СТАЖЁР, а, м. (нов.). Лицо, проходящее стаж (см. стаж во 2 знач.).

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова имитационный (прилагательное):

Ассоциации к слову «стажер»

Синонимы к слову «стажер»

Предложения со словом «стажёр»

  • – Напугали меня! – взяв себя в руки, сказал стажёр, – вы, люди, все так хрустите своим позвоночником?

Сочетаемость слова «стажер»

Заведующий лабораторией — руководитель научно-исследовательской лаборатории или учебно-научной лаборатории в научно-исследовательском институте или высшем учебном заведении, как правило, доктор наук или кандидат наук и имеющий опубликованные (изданные) научные труды, а также опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.Обычно заведующие лабораториями являются также членами Учёного (научно-технического) совета учреждения.

Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем, для определения возможности зачисления на штатную должность. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации. Стажировка является одной из форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации.

Наньянский технологический университет (англ. Nanyang Technological University, сокращённо англ. NTU (НТУ); кит. трад. 南洋理工大學, упр. 南洋理工大学, пиньинь: Nányáng Lǐgōng Dàxué, сокращённо кит. упр. 南大, пиньинь: Nándà; малайск. Universiti Teknologi Nanyang; там. நன்யாங் தொழில்நுட்ப பல்கலைக்கழகம்) — главный технологический университет Сингапура. Он предлагает широкий выбор технологических и экономических дисциплин. По международному совокупному рейтингу Times Higher Education Supplement (THES) НТУ занял.

Проре́ктор — заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза; профессор, заместитель ректора и его помощник, в средних учебных заведениях — преподаватель, следующий за ректором по старшинству.

Чем отличается стажировка от производственной практики, какова оплата стажеру, сколько часов длится его рабочий день, и с какого курса можно стажироваться?

практикант и стажер разные вещи:
практика эт когда учишься и проходишь бесплатную практику, а стажер отучился в ссузе или в вузе, и его отправляют в какую-либо организацию, там стажируется и получает минималку, потом могут взять на работу в эту организацию
так было у меня

стажер проходит оплачиваемую. стажировку наравне со всеми вот видела бъявлегния требуютсястражеры. платят им меньше чем просто сотрубдникам и они работают за опыт преимущественно потому что безх опыта нику да не берут сейчас

Стажер – это лицо, которого приняли на новую работу с прохождением испытательного срока, по истечению которого будет вынесено решение об официальном трудоустройстве. В период стажировки сотрудник должен показать все свои полученные ранее навыки и знания для того, чтобы получить вакантное место. Если это первое место работы или же принят только что выпустившийся из вуза студент, то его обязаны ознакомить со всеми вопросами, касающимися предлагаемой должности.

Основная цель стажировки – это получение необходимых знаний, касающихся новой работы, и выработка умений по их применению на деле.

Стажеры

Новый работник должен быть ознакомлен с деятельностью компании и конкретно с той работой, которую он обязан будет выполнять в случае, если его примут на предприятие в основной состав. Данные обязанности возложены на наставника, которому нужно контролировать весь процесс прохождения стажировки.

Чаще всего к новичку прикрепляют наставника, которого назначает руководитель организации. Нередко начальник сам занимается обучением потенциального сотрудника своего предприятия. В статье будут рассмотрены все основные моменты, касающиеся стажировки.

Условия, на которых гражданин принимается на стажировку

Работодатель всегда только самостоятельно принимает решение по поводу установления условий для новых сотрудников. К ним относятся:

  • период обучения и приобретения новых навыков, необходимых для определенной должности>
  • сколько часов должна длиться стажировка на рабочем месте в один день (обычно она длится столько же, сколько рабочий день для постоянных работников, иногда – меньше)>
  • размер оплаты за выполненную работу в течение прохождения стажировки.

Со всеми этими условиями работнику необходимо ознакомиться до того, как начнется процесс самого обучения. Эти данные обычно указываются в срочном трудовом договоре. Его составляют с руководителем компании или же эта задача может быть возложена на наставника.

Оплачивается ли работа новичка-стажера?

При устройстве на новую работу этот вопрос терзает многих работников. Некоторые работодатели почему-то считают, что они вправе нарушать российское законодательство, и оговаривают в условиях безвозмездную стажировку новичка. Случается и такое, что данный факт либо умалчивается, либо и вовсе после окончания стажировки работник не получает ни копейки.

На самом деле, в Трудовом кодексе Российской Федерации, а именно в 59 статье, четко прописано, что работодатель должен оплачивать все выполненные обязанности нового сотрудника-стажера. Ведь стажировка представляет собой точно такую же трудовую деятельность, которой занимается и основной коллектив предприятия. Поэтому стажер имеет все права на то, чтобы получить заработанные собственными силами денежные средства.

Каким образом руководитель принимает решение о принятии на испытательный срок?

После того, как будет пройдена стажировка, наставник должен передать отчет по стажировке в отдел кадров предприятия либо лично самому руководителю. Он может быть составлен в определенной компанией форме или произвольно. Самое главное, чтобы в нем содержались все необходимые данные, указывающие на то, справляется ли работник с предоставленными ему делами, или же есть все же слабые стороны, над которыми еще следует потрудиться.

Данный отчет должен вестись с самого начала прохождения стажировки. В нем наставник фиксирует данные о каждом пройденном дне на рабочем месте, указывая, что конкретно сделал стажер за весь период. Отчет может сопровождаться различными графиками, схемами, а также фотографиями с рабочего места, которые наставнику необходимо делать каждый день, но вовсе не обязательно.

Читайте также: