Анализ идей материнской школы цель задачи содержание средства и методы семейного воспитания

Обновлено: 05.07.2024

Анализ работы известного чешского педагога-новатора Яна Амоса Коменского "Материнская школа". Несмотря на то, что книга была написана почти 400 лет назад, многие её положения свежи и актуальные в настоящее время.

ВложениеРазмер
Я.А. Коменский "Материнская школа" 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности педагогических воззрений Яна Амоса Коменского на дошкольное образование

Ян Амос Коменский (28 марта 1592 г. - 15 ноября 1670 г.)

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В ПОНИМАНИИ ВЕЩЕЙ

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ПОСТОЯННЫМ ЗАНЯТИЯМ

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО ИСКУСНО УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

  1. Освоение элементов грамматики;
  2. Риторики;
  3. Поэтики.

Одними из характеристик дошкольного возраста являются познавательная активность и речь ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитической деятельности на основе собственных представлений. Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления.

Ян Амос Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания, определивший его цели, содержание, основные средства и методы, предложивший тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.

  1. В основу познания и обучения Коменский поставил чувственный опыт .

Каменский подсказывает воспитателям идею уже в пред-дошкольном и дошкольном возрасте подготовлять детей к систематизации знаний . Понятно, что эта систематизация в осознанном виде является делом воспитателей. А для детей такая систематизация станет делом привычных сочетаний и группировок сродных и сходных предметов и явлений. Ясно, что эта идея Коменского пробуждает в читателях уважение к детскому опыту и ко многому обязывает родителей и воспитателей. Чтобы понять смысл и значение детского опыта и связать его с научными познаниями и высшими моральными качествами поведения человека в обществе, от родителей и воспитателей требуется весьма серьёзное отношение к воспитанию детей в раннем детстве.

Развивая свои мысли об обучении деятельности, Коменский устанавливает три вида деятельности . Один вид он относит к деятельности ума , другой - к деятельности языка , третий - к действию рук . К первому виду он относит такие традиционно установленные учебные предметы, как диалектика, т. е. искусство доказывать и спорить, арифметика, геометрия, музыка.

Коменский разъясняет читателям, как в дошкольном возрасте у детей закладываются навыки речи и как попутно с этим, при хорошем воспитании, можно подготовлять их к освоению элементов грамматики, риторики и поэтики : умение правильно называть вещи, пользоваться образными выражениями, чувствовать ритм и рифму в речи. Вполне понятно, что все эти навыки усваиваются детьми не в виде отдельных учебных предметов, а в процессе живого общения воспитателей с детьми и детей друг с другом. Понятно также, что Коменский не настаивает на распределении материала этих навыков с полной точностью по годам или месяцам, как в школах. Такое распределение было бы непосильно для значительного количества родителей, невозможно в домашней обстановке и, пожалуй, не нужно по существу дела.

В процессе развития речи Коменский предлагает ставить вопросы для называния отдельных предметов и вещей и попутно требовать ясной и отчётливой речи. А постоянная речь с детьми взрослых, те же сказки, ритмические и рифмованные песенки при каждом удобном случае подготовят детей к пониманию впоследствии поэтического творчества.

Для развития руки Коменский рекомендует заниматься с детьми дошкольного возраста рисованием и письмом . Понятно, что и тут он имеет в виду самые элементарные навыки в этом направлении: ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги.

Методами обучения являются естественный ход дела . Коменский предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений родителей, воспитателей и нянь с детьми: во время игр, забав, бесед, наставлений. Коменский показал, что в этой же естественной обиходной жизни умный воспитатель и воспитательница найдут элементы и истоки для самых, казалось бы, отвлечённых наук, вроде диалектики, оптики, физики и т. п. Таким образом, Коменский протянул нить между обиходной жизнью и отвлечёнными науками.

Огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности , охотно, с радостью исполняющих посильные для них поручения взрослых, легко подражающих тому, что они наблюдают у взрослых в их поведении и отношении к людям.

  1. Не выделил Коменский в особую главу вопрос о детских играх. Но в то же время он не отрицает игр детей в одиночку и со сверстниками. Великая заслуга Коменского в этом вопросе заключается в том, что он даёт конкретные указания, как ставить игры детей на службу подлинному образованию.
  2. Коменский в немногих словах глубоко и серьёзно оценил общение детей друг с другом и плодотворное влияние этого общения .

В материнской школе должны закладываться основы физи­ческого, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особен­ности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуаль­ными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопро­сам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться.

Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко под­нимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного вос­питания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организован­ную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.




Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные. Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

В материнской школе должны закладываться основы физи­ческого, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особен­ности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуаль­ными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопро­сам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться.

Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко под­нимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного вос­питания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организован­ную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.

Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные. Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

Бушуева И. Н., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ ЦРР - детский сад № 229 Сормовского района г. Н. Новгорода

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Однако некоторые родители в силу педагогической некомпетентности упускают колоссальные возможности к развитию детей в данном возрасте. Поэтому часто нервно-психическое развитие детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрасту, нередко наблюдаются задержки в развитии. Важно так построить жизнь ребенка, чтобы возможности к развитию в этом возрасте могли быть использованы максимально. Поэтому большую роль в развитии ребенка играют близкие ему люди. Создание группы кратковременного пребывания по подготовке детей к поступлению в детский сад и педагогического просвещения родителей помогает решать эти проблемы.

В соответствии с целью и условиями пребывания мы конкретизировали задачи работы группы кратковременного пребывания:

- Профилактика заболеваний и оздоровление детского организма;

- охрана нервно – психического здоровья ребенка;

- содействие физическому, психическому и личностному развитию личности ребенка при тесном сотрудничестве с семьей;

- педагогическое просвещение родителей, повышение их компетентности в воспитании и понимании развития ребенка;

- адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Для функционирования группы необходимы дополнительные документы, помогающие организовать правильный педагогический процесс: табель учета ежедневной посещаемости детей, общие сведения о детях и родителях, возрастной список детей, режим, который состоит из организованной, совместной и свободной деятельности; сетка занятий; карта нервно-психического развития каждого ребенка, индивидуальные планы образовательной деятельности на месяц; тетрадь консультаций для педагогов и родителей; тетрадь отзывов родителей о работе группы.

Работу педагогического блока, в котором находятся дети и родители обеспечивают следующие кадры: воспитатель; методист; музыкальный руководитель; младший воспитатель. Все педагоги аттестованы на высшую квалификационную категорию, имеют многолетний стаж работы.

особенности физического и психического развития детей до трех лет.

Требования ООП и ФГТ;

принципы создания развивающей среды, сформулированные в работах (В. А. Петровского, С. Л. Новосёловой и др)

В группе создана естественная, комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.

В мини центр познавательного развития входят материалы, игрушки, оборудование по развитию речи; сенсорному воспитанию; конструированию из строительного материала; ознакомлению с природным миром.

В мини центр художественно – эстетического развития входят материалы необходимые для : изобразительной деятельности; музыкальной деятельности; театрализованной деятельности.

В мини цент физического развития входят пособия по развитию основных движений и физических качеств.

Материалы для сюжетно – ролевых, сюжетно - отобразительных, дидактических игр находится на площади всей группы. Эти материалы расположены в местах доступных для детей: на полках, нишах, столах, так чтобы дети, играя, не мешали друг другу. Крупные игрушки располагаются на полу, на нижних полках; мелкие – в доступных местах, так чтобы каждый ребенок мог взять игрушку самостоятельно. Есть в группе и уголок природы. В нем представлены растения и животные соответствующие программе.

Другим условием организации группы кратковременного пребывания является методическая работа –как целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективной реализации задач и повышения качества образования.

Методическая работа направлена на всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) и способствует активизации творческого потенциала педагогов и развитию их творческой деятельности и осуществлению взаимосвязи с родителями в обеспечении непрерывного, гармоничного развития детей.

Реализацию данных задач обеспечивает разносторонний характер

содержания методической работы и разнообразие форм и методов работы с

Преследуя задачи всестороннего развития ребенка в условиях кратковременного пребывания, мы сочли возможным организацию специальных НОД по всем областям в количестве, адекватном возможностям возраста. Организуется 10 НОД в неделю. Длительность непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД) 8 – 10 минут, что соответствует требованиям СаН Пин.

В условиях группы предпочтительны индивидуальные формы НОД. По мере привыкания возможна организация подгрупповых форм организации. Развлечения, музыкальные НОД, спектакли проводятся фронтально. Педагог часто самостоятельно строит НОД опираясь на предложенные игры, решая поставленные задачи развития. При организации детских видов деятельности реализуется важнейшие принципы основной общеобразовательной программы МБДОУ, в том числе взаимосвязь между ними в решении одних и тех же задач воспитания малышей.

Группа кратковременного пребывания детей отличается спецификой взаимодействия с родителями -родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, и находятся в постоянном общении с детьми и воспитателем в организованной деятельности, в играх, самостоятельной деятельности и режимных моментах. В работе с родителями используются консультации, семинары, беседы, тренинги, деловые игры.

В педагогическом просвещении родителей мы поставили следующие акценты на: различение целей и задач в этом возрасте, ознакомление с содержанием и приемами взаимодействия с детьми, подбор форм организации и методов работы с детьми, умение замечать результаты работы и оценивать их.

Включение родителей в организацию образовательной деятельности, не только облегчает адаптацию ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу.

1. Дети легко адаптируются к условиям детского сада.

2. Видна позитивная динамика в развитии каждого ребенка, особенно речи, сенсорики, самостоятельности.

3. Родители изначально становятся субъектом педагогической деятельности и участниками образовательного процесса.

4. Рост педагогической культуры родителей,

что подтверждается отзывами родителей, мнениями педагогов.

Афанасьева И. П. Методические рекомендации маленькими шагами в большой мир знаний. – С. -П. : Детсво-Пресс, 2004.

Белая К. Ю. Модель воспитания детей раннего возраста. Занятия с малышами в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2002.

Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 2003.

Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – Аркти – Москва, 2002.

ст. Евдокимова Е. С., Сургучева Л. А. Организация групп кратковременного пребывание для детей раннего возраста, ж/л Управление ДОУ - № 3, 2003.

ст. Зубова Г., Арнаутова Е. Семейное воспитание детей раннего возраста, ж/л Дошкольное воспитание - № 7, 2004.

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Методическое пособие. Раннее детство : познавательное развитие. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

ст. Стеркина Р., Князина О., Маханева М. Организационно-методические развития новых форм дошкольного образования, ж/л Дошкольное воспитание - № 9-10, 2002.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

В статье идет речь об особом значении “Материнской школы” в формировании у детей нравственных качеств, которая не хуже школьного образования и воспитания. Опыт ребенка по созданию отношений с другими людьми, система нравственных правил и ценностей в его душе формируется и развивается в семье. Так как, начиная с момента рождения, ребенок воспитывается по подобию родителей, особенно, поведению, действиям матери, во многих случаях, по ее образу. Материнская ласка рождает в ребенке чувство любви, приобщая к ценным человеческим качествам. Гуманное отношение между матерью и ребенком – начало нравственности. С педагогической точки зрения, мы никогда не можем отказаться от воспитания с колыбели, то есть, материнской школы. На сегодняшний день мы должны привить ребенку нравственные качества, духовные ценности нации с момента рождения ребенка через матерей, которые являются врожденными воспитателями.


3. Карасаев, Х.Н. Накыл сөздөр: Тил казынасынан баян / Х.К.Карасаев. – Фрунзе, Кыргызстан, 1982. – 20 б.

5. Муратов А.Ж. Кыргыз эл педагогикасы: табияты, таралышы жана тарыхы / А.Ж. Муратов. – Бишкек, 2011.– 142 б.

6. Никитина Л.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников / Л.А. Никитина. – М., 1995. – 177 с.

Рождению и развитию ребенка, становлению его как нравственной личности, в первую очередь, способствует мать. Ласковое лицо матери, добрая забота, прижатие к груди с момента первых шагов жизни, окружает нас как солнце. Материнская ласка рождает в детях чувство любви, прививая человеческие ценные качества. С педагогической точки зрения мы не можем отрицать воспитание материнской школы. Гуманное отношение между матерью и ребенком – начало нравственности.

Первые просветители кыргызского народа И. Арабаев и К. Тыныстанов отмечали, что начало образования и воспитания детей начинается с младшего возраста, становится привычкой, особую роль в формировании у детей чистоты души, чувства справедливости, честности, правдивости, особое значение имеет роль семьи, роль матери [1].

Российские ученые, исследовавшие индивидульное психологическое рзвитие ребенка, Л.М. Архангельский, В.Ф. Афанасьев, Е.Н. Водовозова, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, из кыргызстанских Ж.М. Жумалиева и др. особое значение придавали материнской любви для внутреннего духовного развития ребенка.

Как говорится, что начало воспитания – семья, дети получают первые понятия о добре и зле, о правильных отношениях между людьми в семье. Опыт ребенка в создании отношений с другими людьми, правила этики и система ценностей в его духовном мире формируются и развиваются в семье. Так как ребенок с момента рождения впитывает в себя поведение, действия, советы и назидания родителей, особенно матери, и начинает делать то, что видит. При нравственном воспитании ребенка родители должны своей лаской, примерным поведением войти в жизнь ребенка, и с ответственностью строить свои отношения.

На основе примерного поведения родителей, подржания им, сначала возникает нравственность. Нравственность - это чувственная любовь родителей, требовательно связывающая внимательность и осторожность. Наличие грубого и неэтичного отношения со стороны родителей рождет в характере ребенка упрямство, равнодушие и неверие в себя. Для того, чтобы подрастающее поколение было честным, огромное значение имеет справедливость родителей. Дети уважают справедливых родителей, они слушают их обоснованную речь. А несправедливость приводит к неуважению родителей, к непослушанию их. Единство слова и дела родителей, их примерное поведение – это первая школа для формирования у ребенка нравственных качеств. Родители с ласковым отношением в их примерном поведении формируют у всех членов семьи, особенно у детей, нравственные качества. Дети живо воспринимают нравственное отношение родителей, различают добросовестность и преступность, добро и зло, изучают доброту, нравственность. Обязанность родителей –с прозорливостью замечать в поведении детей различные действия, чтобы они выполняли их обдуманно, должны быть умными и справедливыми советчиками.

Так как мать является первым воспитателем, ребенок во многих случаях воспитывается как ее прообраз. Мать – идеал нравственности, являющийся образцом формирования нравственных качеств ребенка. Значит, на сегодняшний день мы должны привить нравственные качества, духовные ценности нации, святые идеалы с момента рождения ребенка через матерей, которые являются врожденными воспитателями. В таких условиях очень важны идеал, пример, особенно миссия матери.

Пример матери является опорой, средством для воспитания нравственного сознания, воспитания примерного поведения. Для ребенка нет более влиятельного авторитета чем родители. Дети, видя нравственные качества родителей, т.е. справедливость, доброту, заботливость, терпимость, силу воли, любовь и другие качества, стараются подражать им. Образец – является ориентиром для подростка, он сравнивает с ним свою жизнь. Повседневное поведение, отношение, действия матерей, и, в целом, качественные примеры со всех сторон оставляют глубокий след в душе ребенка. Пример матери – свят во всех ситуациях, особенно, в обучении хорошим качествам. Чувства по отношению к нашим воспитуемым детям, наши мысли, речи, поведение в духовной жизни всегда должны преследовать цель соответствовать образцу. Под влиянием примера матери, подражая им, сначла возникает нравственность. Через лучший пример матери результаты становления поведения, нравственных качеств ребенка будут плодотворными.

У кыргызского народа поведение, характер, нрав человека оценивается нравственностью или безнравственностью, рассматривая нравственность как основную идею, и воспитывают, формируя нравственные качества. Рассматривая нравственность как один из способов открытых способов, ведущих к уважению народа, считали, что нет человека, который пострадал бы от нравственности, духовное богатство всегда ставилось выше материального богатства. Безнравственность – это низость, которая все равно приводит к ненависти и отстраненности. Воспитание нравственным качествам – это воспитание хороших привычек.

В педагогических наследиях кыргызского народа особо ценятся место матерей в обществе, воспитательная роль, их дальновидность, мудрость, прозорливость, святые ценности, патриотические-нравственные ценности, которые подтверждают, что свет материнской ласки освещает не только свое семейство, но и все молодое поколение наставляет на путь истинный, высоконравственные принципы и сейчас не теряют своего значения в формировании у них нравственных качеств, что воспитание через опыт материнской школы – одна из важных обязанностей нравственного воспитания.

Но каким бы ни был возраст, влияние матери необходимо. Со своими особенными способностями воспитания, данными природой, мать защищает своих детей, понимает, лаской и любовью воспитывает их.

Если ребенок видит в своей матери нравственность, порядок, культуру, справедливость, крепко сохраняющие жизненные правила, то у ребенка, находящегося в такой среде, создается мощный стимул, способствующий развитию честного, достойного, справедливого и активного гражданина. Если ребенок любит своих родителей, братьев и сестер, относится к другим детям и взрослым уважительно, внимательно, этично, бережно, не лжет, не ворует, не причиняет вреда, то это является признаком соблюдения правил вежливости, этических норм, развития силы воли.

Все действия в такой форме обогащают педагогические знания родителей по воспитанию относительно своих детей, расширяют их мировоззрение и мышление.

Время требует от родителей педагогической грамотности. Высокий уровень педагогических знаний родителей повышает ответственность их перед обществом в воспитании своих детей. Так как опыт материнской школы кыргызского народа является важным средством в формировании нравственных качеств детей, необходимо постоянно и систематически проводить целенаправленные мероприятия в различном направлении, включающие идею материнской школы.

Читайте также: