Игра как средство коррекции поведения агрессивного ребенка в доу

Обновлено: 28.06.2024

Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы последствия; 2) когда нарушены нормы поведения. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы: 1) Дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников; 2) Дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками (лидерство, подавить других); 3)Дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель (физическая агрессия, удовольствие от самих действий или физическая агрессия).

В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Первичная профилактика предполагает: а) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; б) изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений. Вторичная профилактика предусматривает: а) раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребёнка; б) исследование генограмм семьи; в) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ; г) наличие чётких семейных ролей. Третичная профилактика проводится в отношении детей, совершивших правонарушение.

Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар. Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Традиционные воздействия - убеждения, объяснения, соревновательное начало, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других - малоэффективны. Основная задача-сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное - помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.

Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, т.е. развивать эмпатию.

Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное - родители. Работа со взрослыми, должна строиться как в плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей, так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других — ограждать от агрессивности. Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха. Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, преимущество работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе.

Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками: а)обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой; б)обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева; в)отработка навыков общения в конфликтных ситуациях; г) формирование таких качеств как эмпатия и доверие; д) работа с родителями агрессивных детей.

Таким образом, основная цель в работе с агрессивными детьми основана на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников.

1. Ватова Л.Н. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.-с.55-58.

3. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. –М., 1993.

4. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в детском саду.- 1999.- №1.-с.64-66.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.


Агрессивное поведение – это поведение, сочетающее в себе враждебный настрой по отношению к окружающим и эмоциональное состояние гнева и злости. При этом агрессивное поведение может проявляться совершенно по-разному: частые споры, нарушение принятых правил, провокация конфликтов, ссоры, драка, словесные жалобы и оскорбления.

Проблема агрессивности детей беспокоит психологов уже долгое время.

Агресси́вность, по мнению С. А. Бадмаева – это поведение, умышленно наносящее вред другому человеку, прямой (физически или вербально) или косвенный (разрушение собственности, порча социальной репутации) [1, с.274].

Детская агрессивность, по мнению С. Л. Колосовой – это проявление эмоций. Проблему вызывает не сама эмоция, как ответная реакции на раздражающие факторы извне, а способы выражения ее ребенком [3, с. 55].

Таким образом, детская агрессивность имеет несколько ключевых причин: самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; стремление получить желаемое; стремление к доминированию; месть; защитная реакция; подчеркивание собственного превосходства с помощью ущемления личности других. Ошибки родителей – основная причина агрессивности детей: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие агрессивность ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении. Психологические факторы агрессивности детей следующие: отсутствие навыков самоконтроля; низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта; примитивная игровая деятельность; низкая самооценка; проблемы в отношениях с ровесниками.

Авторы, занимающиеся вопросами преодоления агрессивности (агрессивного поведения), предлагают большое количество различных игр и рекомендаций, но мало кто систематизирует их в комплексы игровых упражнений для детей (Кряжева Н.Л., Фопель К, Бардиер Г.Л, Коротаева Е.В, Карпова Е. В, Лютова Е.К. и др.). С.Л. Рубинштейн говорил, что игра для ребенка – это школа жизни и практика развития. Именно игра является лучшим и наиболее эффективным способом преодоления различных нарушений в поведении детей, в частности их агрессивности.

Наблюдая за детьми в группе, мы увидели, что некоторые дети ведут себя агрессивно. Они доминируют над другими детьми, обижают их, подчёркивают собственное превосходство. Пообщавшись с родителями, мы заметили, что во многих семьях превалирует суровое авторитарное воспитание, а так же чувствуется неблагоприятная атмосфера. Учитывая наши наблюдения за детьми и их семьями, мы решили, что преодоление агрессивности у таких детей будет протекать эффективнее, если воспитатель будет использовать развивающие игры, а также проводить работу с родителями дошкольников, направленную на снижение агрессии у их детей.

Цель: создание эффективных педагогических условий преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

1. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

  1. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
  2. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  3. Снижение уровня личностной тревожности.
  4. Развитие позитивной самооценки.
  5. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

Занятие 1 Знакомство

Цель: знакомство с группой, научить детей взаимодействию со сверстниками; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; показ способов контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме; формирование умения и навыки контролировать произвольные движения на основе развития психомоторики; вырабатывать навыки психокоррекции негативных эмоций.

Мой хороший попугай

Занятие 3 Котик

Цель: устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; показ способов контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

помочь детям оценить свое состояние, проанализировать поведение; научить детей контролировать свои движения; способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Занятие 4 Возьми себя в руки

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

Занятие 5 Липучка

Цель: научит сдерживать себя; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом; обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.).

Занятие 6 Кулачек

Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; стимулировать проявление агрессии у детей со страхами, аффективная стимуляция ребенка; снятие негативных настроений и восстановление сил.

Занятие 7 Разыгрывание ситуаций

Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях; развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Занятие 8 Комплименты

Занятие 9 Дракон кусает свой хвост

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм; формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

Занятие 10 Бумажка

Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; развитие чувства элепотии, умение работать в группе.

Родителям были предложены памятки, в которых описаны признаки проявления агрессивного поведения дошкольников, а также предложены игры, в которые можно играть с агрессивными детьми с целью снятия напряжения у ребёнка.

Игры для снижения агрессивности ребенка:

Нами были предложены родителям и подвижные игры. Подвижные игры тоже являются хорошим средством для снижения агрессии у детей. Подвижные игры необходимо подбирать с учетом уровня сложности и цели их проведения.

Анализ исследований различных авторов позволил нам выделить следующие подвижные игры по снижению агрессивности у дошкольников:

Игра как форма сотрудничества, приводящая к подчинению поведения известному игровому правилу, становится внутренней формой деятельности ребенка, управляющей его волевыми процессами. Следовательно, подвижная игра занимает такое же место в развитии детской воли и творчества, как спор или дискуссия в развитии мышления (Л.С. Выготский, 2003).

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов ДОУ и членов семей воспитанников. В ходе проведённой нами работы были получены следующие результаты:

- Стали оценить свое состояние, анализировать поведение.

- Научились контролировать свои движения при раздражении и в гневе.

- Научились использовать агрессивные действия в социально позитивных целях.

- Дети научились понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

- Научились рефлексировать (способность анализировать причины и следствия) свое агрессивное поведение.

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, приемлемая форма, игра, накопившийся гнев, агрессивное поведение, занятие, мышечное напряжение, неконтролируемое чувство гнева, обучение ребенка, эмоциональное напряжение.

Похожие статьи

ребенок, метод коррекции, агрессивное поведение, игра, взрослый, личность ребенка, приемлемый способ выражения гнева, агрессивный ребенок, ролевая игра.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного

Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком

4. Обучение ребёнка тому, как справляться с раздражением и выражать его разумными и.

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим.

Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи.

Психолого-педагогические аспекты использования игровой.

Важнейшей проблемой в эмоциональном развитии ребенка старшего дошкольного возраста является агрессия и агрессивное поведение.

К сожалению, агрессия среди детей является повседневным явлением, внутреннее напряжение дети выплескивают в агрессивных актах.

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего.

ребенок, развитие эмпатии, дошкольный возраст, чувство, ситуация, эмоциональное напряжение, работа, индивидуальная работа, игра, агрессивное поведение.

Возможности снижения агрессии с помощью тренингов

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, тренинг, теория социального научения.

Тренинг на снижение агрессии помогает преодолевать вспышки гнева и злости.

Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в.

Профилактика агрессивного поведения и формирование.

Агрессивное поведение ребенка может быть вызвано различными причинами. Но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности.

Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Если гнев и возмущение ребёнка постоянно подавлять, они могут накапливаться и

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Воспитательная коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста, считается важной формой воспитательной работы.

Довольно сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения детей с агрессивным поведением. Эти дети в своем поведении, оперируют, нередко лишь только негативными чувствами и ведущей сложностью для педагога в работе с такими детьми является формирование у детей высших чувств и вызвать потребность в позитивных впечатлениях. Коррекционная работа с агрессивными детьми ориентирована на формирование положительных способов поведения и их намеренной мотивации. Этим детям нужно освоить, что есть различные нравственно-положительные отношения, которые высоко оцениваются социумом и занимают важное пространство в личном поведении. Педагог создает у ребенка положительные привычки, и производит устойчивую невосприимчивость к негативным проявлениям, стимулируя способность ребенка управлять собственными действиями и разбирать собственные действия, этим возможно достичь конкретной корректировки поведения агрессивных детей [3].

Таким образом, можно говорить о преобладании той или иной направленности коррекционных воздействий в конкретной ситуации, но в целом они всякий раз будут использоваться комплексно, и охватывать все стороны деятельности ребенка.

Психогимнастические игры. Психогимнастика – это направлениие специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), нацеленных на развитие и коррекции различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) [5; 2].

  • опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
  • преодоление барьеров в общении, осознании себя и других;
  • снятие психологического напряжения и сохранение чувственного благополучия ребенка;
  • создание возможности для самовыражения;
  • развитие словесного языка эмоций (называние эмоций ведет к чувственному пониманию ребенка себя) [5].

Главные плюсы психогимнастики в коррекции агрессивного поведения у дошкольников:

  • игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • сохранение чувственного благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность применять массовые формы работы.

Рассмотрим особенности игровых технологий, которые применяются для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Игровая терапия – технология коррекционного влияния на детей с внедрением игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра имеет огромное влияние на становлении личности ребенка. Игра, на сегодняшний день, проводится как в игровой психотерапии, так и в социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на вербальную коммуникацию, обыгрывании ребенком всевозможных ситуаций [4].

  • созданию положительных отношений между сверстниками;
  • снимает у ребенка напряженность, тревогу, испуг перед другими детьми;
  • повышает самооценку;
  • позволяет поверить в себя в всевозможных ситуациях общения, снимая угрозу социально важных последствий [1].

Коррекционных эффект игровых занятий у дошкольников достигается благодаря установлению позитивного чувственного контакта между ребенком и взрослым. Игра корригирует подавляемые отрицательные эмоции, страхи, неуверенность в себе и своих силах, расширяет возможности ребенка в общении [3].

В основном детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации деятельности ребенка не закрепляется как черта характера, а корректируется специалистами. Однако это происходит только при кропотливой и согласованной работе педагогов, психолога и родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике представлены игры для успешного обучения и воспитания ребенка, снижения агрессивности , снятия эмоционального напряжения, налаживания контакта между педагогами, родителями и детьми.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивности детей дошкольного возраста



В данном сборнике представлены игры для успешного обучения и воспитания ребенка, снижения агрессивности, снятия эмоционального напряжения, налаживания контакта между педагогами, родителями и детьми. Данный сборник коррекционно-развивающих игр адресован педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке. Может быть рекомендован родителям с целью совместного проведения коррекционных игр, а так же будет полезен студентам педагогических специальностей.

Пояснительная записка 4

Игры, направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме 7

Игры, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания 11

Игры, направленные на отработку навыков общения 16

Игры направленные на формирование эмпатии, доверия к людям 27

Список литературы 35

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.

В ФГОС дошкольного образования по направлению социально-коммуникативное развитие прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; адекватно проявляет свои чувства; старается разрешать конфликты; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Игра дает наилучшие результаты у детей 4 – 7 лет; в младшем дошкольном возрасте обычно применяются предметные и более подвижные игры, в более старшем возрасте игра становится все больше похожей на драматическую постановку.

Продолжительность игры не превышает 30 мин, однако следует ориентироваться также и на желание ребенка, прерывание игры раньше времени вызывает у него чувство незавершенности и всплеск агрессии. Частота игры зависит от состояния ребенка и коррекционных задач, занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю на протяжении 1 – 4 недель.

Цель сборника: отбор и систематизация игр направленных на коррекцию агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

1) подбор игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольников;

2) систематизация коррекционно-развивающих игр по разделам сборника;

3) оформление сборника игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольников.

Сборник коррекционно-развивающих игр, направленных на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста разделен на 4 основных блока (Лютова Е.К., Монина Г.Б.), целью которых является:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к педагогу. После этого можно переходить к следующим направлениям коррекционной работы.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно сформировать у них навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, т.к. не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

4. Формирование эмпатии, доверия к людям и т. д. У агрессивных детей отмечается нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей, а так же слабое осознавания собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному). Развитие эмпатии, а также осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в работе с агрессивными детьми.

В сборнике представлены разные типы игр: дидактические, игры с правилами, подвижные игры, народные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские. Такое разнообразие видов игр позволяют вести системный и комплексный характер по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста, сочетав в себе элементы приемов из разных направлений коррекционной работы.

Предлагаемый сборник игр, дает возможность педагогам и родителям, корригировать агрессивное поведение дошкольников. Игры занимают немного времени, направляют активность детей на творческую, позитивную деятельность.

Сборник игр может применяться воспитателями в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах: при утреннем приеме детей, в ходе НОД, на прогулке и т.д. Также может быть рекомендован родителям с целью совместного проведения коррекционных игр.

Читайте также: