Что такое образование в чем заключается приоритет образования 8 класс обществознание кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Образование.

Цель: познакомить учащихся с основными принципами образовательной системы нашей страны, с ее местом в российском обществе, структурой образования.

Обучающая : Выяснить, в чём заключается приоритетность и конкурентоспособность образования; каковы основные уровни образования в нашей стране.

Развивающая: использовать формы, приемы и методы работы, способствующие развитию критического мышления; умение работать со справочной литературой и первоисточниками, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.

Воспитательная : умение давать оценку современных процессам, происходящим в обществе, выражать свою позицию, уметь делать личностный прогноз.

Планируемые образовательные результаты

коммуникативные – умение работать в группе, взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками;

познавательные – умение анализировать, делать выводы, выбирать нужную информацию, структурировать информацию, систематизировать, определять значение понятий, аргументировать свою позицию, выбирать необходимую информацию;

регулятивные – целеполагание и построение жизненных планов, планирование и организация деятельности; прогнозирование; самоконтроль.

Научатся определять, в чём заключается приоритет образования, основные элементы системы образования в России, почему в информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы работы : наглядный, частично-поисковый, практический, п роблемный, эвристическая беседа.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Москва 2006г.

Выдержки из Википедия.

Основные термины и понятия : образование, приоритетность образования, конкурентоспособность, самообразование.

Актуализация знаний.

Словарный диктант. (Приложение №1)

Крестики- нолики. (Приложение №2)

Тест. (Приложение №3)

(сл. № 1) Фронтальный опрос:

Какую сферу общественной жизни мы с вами изучаем?

Что к ней относится?

(сл. № 2) Повторим

(сл. № 3) Что такое моральный выбор?

(сл. № 4) В чем выражается свобода выбора?

(сл. № 5) В чём опасность безответственного поведения?

Выключить проектор

В современном мире налицо резкое несоответствие: наука, техника, технологии идут вперед семимильными шагами, а люди отстают. Глобализирующийся мир столкнулся с резким дефицитом квалифицированных кадров. Только в Европе не хватает около 700 тыс. специалистов во всех отраслях экономики. Такая же ситуация сложилась и в России. Появилась новая техника, а тех, кто должен на ней работать не хватает.

Пара получает Лист решения проблем. Учащиеся обсуждают каждый вопрос, предлагают несколько решений. Представители выступают по итогам работы перед классом отвечают на вопросы:

Несоответствие: наука, техника, технологии Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

Подготовка высококвалифицированных специалистов.

(сл. № 6) Прошу вас заполнить таблицу с утверждениями:

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об образовании РФ) (сл. № 8)

- Какие задачи мы можем перед собой поставить? (постановка задач) (сл. № 9,10)

(сл. № 11) (план урока)

Запишите тему урока в тетрадь.

- Давайте сравним, как звучит это понятие в различных источниках. Воспользуемся--------

(Работают со словарём Ожегова, словарём в учебнике, Википедия) записали.

Образование- это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями ( Википедия)

- Как вы думаете, что такое приоритетность образования? )

3 группы Работают со словарём Ожегова, словарём в учебнике, Википедия.

Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума.

В каком обществе мы живем?

В индустриальном или информационном?

В чем отличается информационное от индустриального общества? стр. учебника 24, 25

- Что и кто сможет обеспечить конкурентоспособность страны? (ответы учащихся) – образование и человек.

Основы конкурентоспособности личности закладываются прежде всего образованием. Существенно изменяется содержание образования. В школе появляются новые, более интересные учебники, больше внимания уделяется удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся.

- В информационном обществе, всё больше прослеживается связь между уровнем образования, положением человека в обществе и конкурентоспособностью страны .

(сл. № 15) Три звена конкурентоспособности :

?Вы мне можете объяснить, как это понять.

- Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю поработать над этой темой.

1. Работает с текстом учебника стр.80 (по методу чтение с пометками).

2. Работает с текстом учебника стр.81 и отвечает на вопрос:

Какие личные качества человека соответствуют запросам информационного общества.

3. Работает со справочнико м Домашека: Современное понимание и определение сущности информационной культуры. Отвечает на вопрос:

Какие требования предъявляются человеку в информационном обществе (выразить информационный и коммуникативный аспект).

(сл. № 16) Личные качества человека

Вывод: Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Человеческое общество постоянно развивается. В 20-21 веке обострилось состязание между различными государствами, научными учреждениями, между людьми, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности. И это состязание охватывает весь мир и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу - обеспечить конкурентоспособность (т.е способность выдержать конкуренцию).

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность — также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.

Вывод: Благодаря развитию личности и конкурентоспособности образования развивается российская экономика и укрепляется на мировой арене конкурентоспособность России, вступившей на путь инновационного развития.

Предлагает выделить основные структурные элементы системы образования РФ и

После окончания школы вы продолжите обучение и будете получать профессию.

Какие ступени профессионального образования вам известны? составить кластер

Остальные с учебником стр. 82.

Переносят записи в тетрадь (в зависимости от темпа урока)

А что такое самообразование? Каким образом оно осуществляется? Важно ли оно в современной жизни?

Самообразование это - образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала

4. Первичное закрепление материала.

Давайте вернёмся к вашей таблице с утверждениями. (Работают с таблицей).

Предлагает разделиться на группы и проверить свои знания.

1 гр. составляют синквейн со словом образование;

2 гр. пишет небольшой рассказ со словами: образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование.

3 группа тестовые задания

Что вы возьмёте с собой сегодня с урока?

Сегодня на уроке я узнал………………..

Что вам стоит переработать, о чём подумать?

Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный момент фразеологическим оборотом:

6. Оценивание

Изучить п.10, вопросы 1-6.

На выбор: в классе и дома 2,3,5;

Каким вы видите свой дальнейший образовательный маршрут?

ПОПС-формула по теме говорят мудрые; составление рассказа со словами образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование.

Задача урока. Уметь объяснить понятия: карьера, конкурентоспособность, непрерывность образования, образование, самообразование.

Свет духовный. Как мы уже знаем из предыдущего параграфа, к духовной сфере относится деятельность людей по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Остановимся на одной из важнейших сторон духовной сферы общества – образовании.

Образование – это процесс и результат творческой передачи накопленных всеми предыдущими поколениями духовных, культурных и материальных ценностей, усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.


Функции образования взаимосвязаны. В повышении уровня образования заинтересованы как индивид, так и государство. Последнее, в свою очередь, должно обеспечивать определённую ступень образования, финансировать, принимать стандарты образования.

Какие цели стоят перед школой, учителями? Помочь учащимся стать хорошими людьми. Воспитать у них любовь к Родине, патриотизм, чувство ответственности, трудолюбие, любознательность, честность. Дать знания, которые помогут им жить и трудиться, лягут в основу профессиональной подготовки. Иными словами – создать духовные ценности в виде определённых качеств личности молодых людей.

Образование, как и наука, является основой общей культуры личности и общества, средством её сохранения и обогащения. Весьма значительно образование воздействует на экономическое, социальное и политическое развитие страны. Уровень образования, просвещения – важнейшая характеристика общества.

В нашей стране существует чётко выстроенная система обучения, охватывающая развитие человека с детства до зрелого возраста.


И наконец, в течение всей своей жизни человек имеет возможность заниматься самообразованием. Действительно, образование будет неполным без самообразования, т. е. самостоятельного систематического овладения знаниями, умениями и навыками. Людей, получивших образование самостоятельно, называют самоучками. В это слово нередко вкладывают ироничный, пренебрежительный смысл. И напрасно. Самоучка самоучке рознь. В основном или полностью сами себя образовали такие знаменитые люди, как У. Шекспир, М. Горький, А. Куприн и др. Но даже если человек получает полноценное среднее и высшее профессиональное образование, но хочет достичь хороших результатов в своей работе, то в дальнейшем ему придётся в основном самостоятельно систематически пополнять знания и умения, полученные в школе, колледже, вузе, академии. Хороший специалист, профессионал учится всю жизнь.

Образование в современном мире. В XXI в. образование является одним из наиболее быстро развивающихся институтов духовной сферы общества.

К качеству образования и подготовки специалистов предъявляются всё более высокие требования. На рынке труда действуют законы конкуренции. Рыночные отношения заставляют работника быть конкурентоспособным, т. е. высококвалифицированным современным специалистом. Конкурентоспособность – один из основных принципов подготовки кадров.

Хорошее качественное образование играет немаловажную роль в карьерном росте. Молодые люди должны думать о своей будущей карьере, планировать её, предпринимать попытки для её осуществления.

Но можно ли предвидеть будущее? Что может понадобиться человеку через 10, 20, 30 лет? Для этого составляются прогнозы развития общества, науки, производства и соответственно рынка труда. Это требует от человека непрерывного совершенствования, способности учиться и переучиваться, творчески воспринимать изменяющиеся условия труда, появление новых профессий.

Человеку надо быть активным в получении образования, чтобы приспособиться к быстрым переменам в обществе. Он должен энергично и последовательно искать свою дорогу в жизни, опираясь на опыт и мудрость предшествующих поколений. Главные его помощники в этом – книги. В них есть всё, что поможет разобраться в своих мыслях и чувствах, в окружающих людях. Умные книги помогут понять, что ложно и что истинно в реальной жизни. Размышляя над ними, вы становитесь самостоятельными умственно, духовно. И тогда никто не сможет превратить вас в прислужников ложных авторитетов или денег и ваша судьба окажется целиком в ваших собственных руках.

Но время внесло и здесь свои коррективы. Появились новые средства обучения – Интернет, всё большее распространение получает дистанционное обучение.

Философ А. Ф. Лосев однажды поделился своими раздумьями о том, что нужно, чтобы хорошо учиться. Его главная мысль проста и глубока. Знание есть любовь. Любовь возникает тогда, когда учащийся постигает тайны изучаемого предмета. Познание одной тайны вызывает интерес к познанию других тайн. К предмету возникает чувство родства. Тот, кто по-настоящему учится, испытывает радость от узнанного, изученного. Но ему больно от того, что его знания несовершенны.

Вопросы и задания к параграфу

1. Что такое образование? Какова его роль в обществе?

2. В чём вы видите значение образования в информационном обществе?


3. Охарактеризуйте современную политику России в области образования.

4. Какова роль самообразования в развитии личности? Приведите примеры.

6. Используя схему, опишите систему образования в России. На какой ступени находитесь сейчас вы?

7. В чём заключается непрерывное образование? В чём его причины и необходимость? Обоснуйте свой ответ.

8*. Какие новые профессии вы знаете? Расскажите о них. Чем бы вы хотели заниматься?

10*. Почему существует мнение, что будущее создаётся молодыми? Так ли это? Приведите свои аргументы.

Обсудите на уроке

Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях (Д. Хиббен, учёный).

Великая цель образования – это не знания, а действия (Г. Спенсер, философ).

Вещи, которым учат в школах и колледжах, не образование, а только средства для него (Р. Эмерсон, философ и поэт).

Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее (Э. Ренан, философ).

Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто своё личное, бесконечно родное, чего уже никто у меня не отнимет. И среди многочисленных волнений жизни и мысли я нашёл в этом приют. Геометрия, если я её изучил и понял, – моя, родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука (А. Ф. Лосев, русский философ, писатель).

Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему (Дж. Пибоди, государственный деятель).

Образование – клад, труд – ключ к нему (П. Буаст, филолог, лексикограф).

Задания для самостоятельной работы

1. Философ Джон Локк считал, что образование создаёт разницу между людьми. Согласны ли вы с этим мнением философа? Объясните свою точку зрения.

2. Известны три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают, и знать не то, что следует знать. Как вы понимаете каждый вид невежества?

Работа с документом

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Образование в России в XXI в.

2. Конкурентоспособность и образование.

3. Нужна ли карьера в жизни?

4. Платное образование – мода или необходимость?

Словарь урока

Конкуренция – соперничество, соревнование людей, групп, предприятий в достижении сходных целей, наилучших результатов в какой-либо сфере (в нашем случае – на рынке труда).

Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния сырья, свойств, формы материалов, а также процессы, сопровождающие эту деятельность.

Человеческий фактор производства (фактор – от лат. делающий, производящий) – это люди, которые имеют необходимые знания и навыки работы. Этот фактор носит созидательный характер и выражается в труде.


Характерной чертой современного мира стало владение информацией как ценным ресурсом. Качественное образование является капиталом, благодаря которому человек может изменить социальное положение, добиться желаемого уровня благосостояния. От приобретённых знаний и умений зависит уровень квалификации работника. Профессионалы получают руководящие высокооплачиваемые должности, что расширяет их возможности. Узнаем, что такое образование, какова его роль.

Понятие образования

Образование — это процесс получения знаний, приобщения к опыту предыдущих поколений. С его помощью человек расширяет свой кругозор, формирует мировоззрение, становится полноценной личностью.

В обществознании выделяется два пути получения образования.

  • Получить необходимые знания человек может в учебных учреждениях. К ним относятся школы, училища, колледжи, академии, университеты. Опытные преподаватели разъясняют важные вопросы, помогают разобраться в сущности явлений, оценивают уровень подготовки.
  • Не менее важным является самообразование, то есть получение знаний и умений самостоятельно, без помощи преподавателя и принуждения извне. Оно является особенно важным для многих современных профессий. Для того, чтобы освоить нужную область знаний, человек должен уметь добиваться целей, обладать самодисциплиной.

По мнению учёных, люди по-разному усваивают и запоминают информацию. Для тех, у кого преобладающим является визуальное восприятие, наиболее продуктивным является чтение книг и конспектов. Аудиалы лучше воспринимают сведения, полученные при помощи слуха. Для них наиболее предпочтительным будет прослушивание лекций.

Система образовательных учреждений Российской Федерации

Образование как социальный институт состоит из системы учреждений разных уровней. Кратко рассмотрим особенности каждого из них.

Общее образование

Целью общего образования в России является приобщение подрастающего поколения к базовым знаниям, накопленным современной наукой. В специализированных учреждениях дети изучают такие науки, как родной язык, математика, литература, биология, физика, история и т. д. В совокупности приобретённые знания формируют мировоззрение человека.

Общее образование включает в себя:

  • дошкольное образование (учреждения ясельного типа и детские сады);
  • начальное образование (с 1 по 4 класс);
  • основное общее образование (5–9 классы);
  • среднее общее образование (10–11 класс) можно получить в школе, лицее или гимназии.

Профессиональное образование

Цель данной ступени — получение знаний, которые необходимы в определённой сфере деятельности. Чем выше статус учреждения, тем большую квалификацию приобретает выпущенный из него специалист. Профессиональное образование может быть:

Согласно Конституции РФ, обязательным для каждого гражданина нашей страны является получение основного общего образования на базе 9 классов средней школы. Дальнейшее получение знаний зависит от желания учащегося и его родителей. Во взрослой жизни человек по собственному усмотрению может изменить сферу деятельности, получить дополнительную информацию при помощи всевозможных вебинаров и курсов.

Что мы узнали?

Знакомство с системой образования происходит в 8 классе. Образование — это процесс получения знаний, приобщения к накопленному предыдущими поколениями опыту. Человек может обучаться в специализированном учреждении, а также самостоятельно искать нужную информацию. Обязательным для всех граждан РФ является основное общее образование (9 классов).


Выяснив роль образования в современном обществе, рассматриваем достоинства и недостатки различных видов образования. Затем характеризуем модели образования, существовавшие в различные исторические эпохи, и выделяем основные требования, которые предъявляет к образованию современное общество.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Образование"

Роль образования в современном мире

Хорошее образование ценилось во все времена. Но сейчас уровень и качество образования часто определяет место, которое может занять человек в обществе, возможности его профессиональной карьеры. Если же говорить об обществе в целом, то от образованности населения страны зависит уровень её конкурентоспособности в мировой эко­номической системе. Ведь современные техника и техноло­гии требуют работников, которые не просто автоматически выполняют те или иные операции, а понимают смысл того, что они делают, способны самостоятельно оценивать ситуа­цию и принимать творческие решения.

Роль образования в современном мире растёт. Сегодня мы попытаемся разобраться, что такое образование, какие виды образования существуют, какой должна быть современная система образования.

Образование, его виды

Образованием принято называть целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения че­ловека, усвоение им определённой суммы знаний, умений и навыков.

Все перечисленные способы получения образования, а также те, которые мы не назвали, можно разделить на две части:

· образование, полученное в специальных учреждениях: школе, университете, на образовательных курсах

· образование, полученное вне стен этих учреждений: из повседневного опыта и межличностного общения, средств массовой информации; сюда также можно отнести и самообразование.


Какой из способов образования лучше? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, знания, которые вы получаете в школе, систематизированы, разносторонни, научны, то есть создают целостную картину окружающего мира. Но, с другой стороны, учиться на уроках вам, мягко говоря, не всегда интересно: ведь чему учиться, выбирают за вас, и мнения вашего не спрашивают. Любой учитель расскажет вам, как мешает успешному усвоению знаний отсутствие мотивации, личной заинтересованности.

Если же вы ищете информацию самостоятельно, в Интернете, спрашиваете тех, кто мог бы этой самой информацией с вами поделиться, значит, она вам жизненно необходима или очень интересна. Согласитесь, в этом случае всё, что удалось узнать, запоминается с первого раза, и усталости в процессе обучения вы, практически, не чувствуете. Но можете ли вы быть уверены в том, что ваши знания будут проверенными и полными, что вы не упустили чего-нибудь важного? Увлёкшись одной областью знаний, можно забыть, что все они связаны между собой. Нельзя стать хорошим физиком, плохо зная математику. Археолог должен уметь применять физические и химические методы обработки, консервации и датировки находок. Зоотехнику недостаточно разбираться в строении организма животных, нужно знать о многообразных причинах, вызывающих их болезни.

Вывод напрашивается сам собой: нужно сочетать и тот, и другой способ образования, быть активным участником этого процесса.

Исторические модели образования

Образование возникает вместе с появлением человеческого общества. Люди тем и отличаются от животных, что способны не только чему-то учиться, получать необходимую им информацию об окружающем мире, но и сохранять её, передавать из поколения в поколение. Эта способность обеспечивает общественный прогресс. Новым поколениям не надо каждый раз открывать уже открытое. Усвоив наследие предков, можно сосредоточить усилия на поиске новых знаний, выработке новых умений.

Но в разные исторические эпохи способы передачи культурного наследия из поколения в поколения отличались друг от друга.




Следующий шаг в развитии образования связан с возникновением первых цивилизаций и с изобретением около трёх с половиной тысяч лет назад письменности. Теперь, чтобы овладеть культурным наследием, нужно было вначале изучить систему знаков для её передачи. Этому можно было научиться только в специальном учреждении – школе. Первые известные в истории школы – это школы писцов. Вначале учителями были храмовые жрецы, а учениками – выходцы из привилегированных слоёв общества. Ведь обучение длилось достаточно долго. Например, в Древнем Египте, чтобы научиться читать и писать иероглифы, требовалось 10 – 12 лет. Люди, прошедшие обучение, образовывали особую социальную группу – писцов – и занимали высокое место в системе тогдашнего египетского общества.

Более быстрым, лёгким и эффективным процесс обучения стал после изобретения алфавита, буквенного письма. Первую азбуку придумали финикийцы около 2000 года до н.э. Теперь грамотность стала распространяться не только среди жреческого сословия. Письму обучались также дети купцов и ремесленников.



Новые цели появились у системы образования в античном обществе. Главной задачей древнегреческой школы было формирование всесторонне развитого гражданина полиса. Поэтому в них учили не только читать и писать. Школь­ники занимались музыкой, стихосложением, различ­ными видами спорта, учились излагать свои мысли, вести дискус­сию. В Древнем Риме впервые появились школы для девочек.

В средневековой Европе первоначально практически единственными очагами образования были монастыри. Спрос на образованных людей, в сравнении с античностью сильно упал. Многие представители знатных дворянских родов были неграмотными. Вы, наверное, помните из уроков истории, что первый император франков Карл Великий, очень уважавший образованных людей, так и не научился писать. Неграмотным был и Вильгельм Завоеватель. Что, впрочем, не помешало ему подчинить себе Британию. Для этого важнее были другие знания и умения. Священникам же необходимо было уметь читать, чтобы вести церковные службы. В школах, кроме письма и чтения, осваивали основы религиозного вероучения. Такая ситуация была характерна не только для христианской Европы, но и для других обществ, основой мировоззрения которых была религия.



Следующий этап в развитии образования начался в 16 – 18 веках, в Новое время и эпоху Просвещения. Возникли совершенно новые типы учебных заведений: высшие инженерные, торговые, военные, технические, сельскохозяйственные школы. Образование всё больше отделяется от церкви, приобретает светский, то есть нерелигиозный, характер.

С переходом к индустриальному обществу нужда в образованных людях возросла. И не только в специалистах: инженерах, агрономах, врачах, юристах. Рабочие на предприятиях с новой машинной техникой, должны были быть хотя бы элементарно грамотными. Государства стали осуществлять собственную образовательную политику: вводилось всеобщее обязательное образование детей.

Все перечисленные системы образования объединяло одно: они ориентировали учащихся на усвоение готового знания, сложившихся способов деятельности. Предполагалось, что полученного образования человеку хватит на всю жизнь. Пока экономические и технические изменения в обществе происходили достаточно медленно, такой подход был вполне приемлем.

Повторим основные идеи сегодняшнего урока:

· образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения че­ловека

· в современном мире от уровня развития образования зависит уровень развития страны в целом, уровень образованности определяет место человека в обществе

· системы образования, существующие в том или ином обществе, отражают уровень его развития

· современное образование должно быть личностно-развивающим, опережающим


Читайте также: