Чем команда отличается от коллектива кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мы все употребляем одни и те же слова, но, как потом оказывается, каждый подразумевает что-то свое. Поэтому слова одни, а мнения и действия прямоперпендикулярные.

Команда — это группа людей, которые разделяют общие цели, ценности , общие подходы к правилам совместной деятельности и взаимодополняют друг друга. Общие цели, ценности и культуру олицетворяет лидер команды. Члены команды искренне , добровольно и по собственному выбору принимают ответственность за конечные результаты, готовы исполнять внутрикомандные роли, необходимые для достижения качественного результата. Причем, если убрать хотя бы один из перечисленных признаков, то это уже не команда.

Создать команду сложно и не всегда нужно, поэтому команд мало, а коллективов много И любая компания больше 20 человек – это всегда коллектив. А вот можно ли создать команду из топ-менеджеров? Наверное, можно, если сойдутся звезды - смотри абзац четыре.

Часто руководитель всеми силами пытается превратить коллектив в сплоченную команду. Он прекрасно понимает, что команда функционирует как единый организм, четко, слаженно, оперативно и продуктивно. Различия между просто коллективной работой и командной чаще всего понимаются интуитивно. Поэтому стоит разобраться в понятиях.

Что говорит народная мудрость об основных отличиях группы от команды?

Помните притчу о старике и сыновьях, где надо было попробовать сломать веник? Сыновья с заданием не справились. А вот когда веник разобрали на прутики, сломать каждый по отдельности было делом 5 минут. Вывод напрашивается сам собой — совместный труд всегда более эффективен, а результаты его устойчивее, чем у отдельного индивидуума.

Поэтому крупные компании ценят максимальную сплоченность и вовлеченность сотрудников, у каждого из которых своя четко определенная зона компетенций и ответственности. А общие ценности, цели и идеи становятся фундаментом для объединения персонала в группы, а лучше команду.

Группа — небольшое количество независимых личностей, каждая из которых в процессе совместной работы преследует личные интересы. В силу этого каждый может заниматься укреплением собственных позиций в ущерб интересам общего дела. Не все одинаково заинтересованы в получении результата от совместного труда.

Команда в организации — это люди, которые связаны единой целью, взаимно дополняют друг друга своими компетенциями, имеют общие принципы взаимодействия, решают определенный спектр задач, осознанно подчиняются лидеру и нацелены на получение результата от совместной работы .

Команда — это когда сотрудники взаимно обучаются, дополняют друг друга, улучшают качество совместно принимаемых решений и повышают продуктивность труда. За счет того, что роли в команде четко распределены и понятны, люди находятся в комфортных психологических условиях, где присутствует доверие и нет нездорового соперничества.

В обычной группе/коллективе новый сотрудник вынужден встроиться в уже работающую структуру со всеми ее плюсами и минусами. По набору компетенций человек вроде бы и подходит на должность, а психологически не всегда совпадает. Допустим, в коллектив пришла “звезда” в плане профессиональных качеств, а с людьми взаимодействовать человек не умеет и не стремится.

Признаки идеальной команды:

  • Наличие лидера, который умеет сплотить людей с учетом их интересов и способностей, а также координировать действия.
  • Четко обозначенные задачи, которые методично выполняются и результаты отслеживаются.
  • Члены команды морально удовлетворены промежуточными и окончательными результатами проделанной работы, что мотивирует их двигаться дальше.
  • Эффективная коммуникация и здоровые отношения внутри команды.
  • Лидер и менеджеры пользуются авторитетом, так как имеют реальные личные достижения, обладают харизмой и характером.
  • Каждый член команды имеет навык быстро признавать ошибки, оперативно исправлять их и совместно решать непредвиденные проблемы.
  • Высокая заинтересованность в достижении общего результата.

По этому списку легко проверить, насколько ваша команда соответствует необходимым стандартам. Если по некоторым пунктам она не дотягивает до идеала, то есть смысл воспользоваться услугами агентства по организации тимбилдинга и заказать серию тренингов по командообразованию.

На рынке подобных услуг много агентств, предлагающих готовые “коробочные” решения, эффективность которых, к сожалению, низкая. Агентство EVENT CENTER исходит в своей работе из результатов диагностики конкретной ситуации в коллективе и разрабатывает свои программы под актуальные запросы и задачи hr — менеджеров.

Jobby рассказывает, как из группы людей сделать команду единомышленников, способную достигать самые амбициозные цели.

Но в чём же разница между группой людей и командой? Каждый, кто хочет работать в команде, сам для себя определяет, какие критерии будут отличать его команду от коллектива.

Основная специализация HR-агентства Jobby - формирование и развитие эффективных команд. Мы вывели для себя пять основных критериев, без которых точно никак не обойтись:

  • наличие единой цели;
  • четкие роли и зоны ответственности;
  • признанный командой лидер;
  • единое информационное поле;
  • доверие.

Наличие единой цели

Во-первых, чёткость целей является мотивирующим фактором для всей команды. Чем яснее цель, тем вероятнее yспех. Эффективность работы увеличивается в среднем на 16%, когда частью деятельности команды становится самостоятельная постановка себе цели. Однако здесь есть важное условие, все члены команды должны одинаково понимать эту цель и способы её достижения. Тут может помочь система SMART или OKR (мы писали об этом в предыдущих рассылках).

Четкие роли и зоны ответственности

Также, могут быть введены дополнительные командные роли, например, критик или эксперт. Если сотруднику прекрасно удаётся поднять командный дух и найти нужные слова, когда у кого-то опускаются руки, отдайте ему роль вдохновителя и проговорите, как и когда ему необходимо включаться.

Команда VS коллектив — принципиальные отличия

Команда — это группа сотрудников, участвующих в реализации проекта, в то время как коллективом называют структурное подразделение компании (в широком смысле — некое объединенное сообщество).

Члены команды имеют общие задачи, в выполнении которых все заинтересованы в равной степени, и каждый вносит свой вклад в общую работу. Главный отличительный признак — наличие общей цели. В коллективе же у сотрудников, как правило, индивидуальные задачи.

Отдел продаж оптовой продовольственной компании, где каждый менеджер выполняет свои функции независимо от коллег, является коллективом. Ответственность за реализацию целей подразделения несет руководитель, в то время как сотрудники несут ответственность за результаты своей работы.

Группа сотрудников, работающих над внедрением нового продукта, среди которых есть менеджеры отдела продаж, маркетологи и координаторы — это команда. Работники функционально зависимы друг от друга, при этом каждый осознает свою ответственность за общий результат.

Как формируется команда проекта

Команды немногочисленны — от 5 до 20 человек, в зависимости от масштаба проекта. Они создаются на короткий срок или на длительный период, а в некоторых случаях — и на неопредёленный срок.

Подходы к формированию структурного подразделения (коллектива) и команды различаются. Подбирая сотрудников в коллектив, руководители и кадровики отталкиваются от профессиональных компетенций; при создании команды учитывается сразу целый комплекс факторов: навыки, знания, личные качества, умение конструктивно взаимодействовать и т.д.

  • Этап проектирования — формулируются цели и задачи и расставляются приоритеты;
  • Этап формирования — происходит подбор участников и распределение ролей;
  • Стрессовый этап — начало деятельности, в ходе которой возникают дестабилизирующие ситуации, конфликты и ошибки;
  • Этап нормализации — устранение проблем, стабилизация работы, укрепление позиций участников;
  • Этап реализации — все силы направлены на активное решение рабочих задач.

Мотивация членов команды

Большое значение имеет нематериальная мотивация, учитывающая личные потребности в признании, принадлежности к группе и самовыражении. В отличие от денежной, которая стимулирует к качественному исполнению обязанностей, нематериальная мотивация даёт возможность осознать свою востребованность и увидеть перспективы профессионального роста. Эта мотивация также позволяет сформировать чувство сопричастности к успеху коллег и предприятия в целом — сотрудник воспринимает свою деятельность как вклад, который он вносит в развитие компании, и этот вклад, в свою очередь, вознаграждается по достоинству.

Казалось бы, в идеале командный подход должен применяться повсеместно — любая организация заинтересована в эффективных группах и сотрудниках, объединённых общими целями. Вовсе нет. Для большинства рабочих задач достаточно коллектива, в котором каждый добросовестно исполняет свои функции.

Команды необходимы для реализации проектов (на временной или постоянной основе), где требуется самостоятельная группа сотрудников, мотивированных к достижению единой для всех цели — а о том, как выбрать свой вариант и создать эффективную команду или дружный коллектив, вы узнаете на наших курсах по менеджменту.

Читайте также: