Какие характеристики западного общества способствовали развитию его динамичности кратко

Обновлено: 30.06.2024

23. Основные этапы развития западной цивилизации в ХХ в.

Западная цивилизация – это тип цивилизации, кот. связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни чел-ка. Она возникла в Древней Греции и Древнем Риме. Главными ценностями западной цивилизации являются индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни; рациональность (М. Вебер: общественное сознание рационально, свободно от религиозных догм).

В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа распространила свой тип развития на другие регионы мира. Впервые чел-во в результате всемирного распространения западных по своему происхождению ценностей и институтов (XVI - XIX) было реально объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX – началу XX в. эти ценности и институты стали господствующими на планете и продолжали определять главные черты облика Земли в нашем столетии вплоть до последнего времени. Основное содержание цивилизационного процесса в 20 в. составляет тенденция к историческому становлению структур универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в 20 в. на Западе, приобрели глобальный характер, непосредственным образом затронув все народы, все иные цивилизации. Выделяют несколько этапов развития восточной цивилизации в 20 веке:

1. Первая мировая война (1914-1918) и связанные с ней соц. революции 1917 –1918 гг. В это время западная цивилизация переживает глобальны кризис – происходит потеря смысла жизни (крах системы ориентаций человека в ми-ре, кот. сложилась на предшествующих этапах его развития). 1-я мировая война была качественно новым столкновением по сравнению со всеми вооруженными конфликтами. происходившими ранее: в неё были вовлечены 38 государств, применялись новейшие технические разработки для массового уничтожения людей, использовалось оружие массового поражения. В результате во всех воюющих странах была свергнута демократия, сузилась сфера действий рыночных отношений, гос-во активно вмешивалось в область производства и распределения. Количество жертв составило 9,4 млн. человек. Беспрецедентными оказались масштабы нарушений основных прав человека.

2-я мировая война, в кот. участвовало 61 гос-во оказалось ещё более тяжелым испытанием для мира, чем 1-я. Она длилась 6 лет и 1 день и унесла более 50 млн. жизней. Её главным итогом стала победа демократических сил антигитлеровской коалиции.

3. период, после окончания 2-й мировой войны. Разгром фашизма открыл путь для обновления западной цивилизации. Она приобрела новый облик: изменились формы частной собственности (стали преобладать коллективные формы: акционерные корпоративные); более мощными стали средние слои (средние мелкие собственники), заинтересованных в стабильности общества, демократии и охране личности, т.е. сузилась соц-я база для разрушительных тенденций; возникает новый уровень развития демократии, главный лозунг кот. – права личности; растёт взаимосвязь государств.


26. Советское общество и культура в 50-80-е годы: попытки реформ, на-растание кризисных явлений, крах советской системы.

Современный западный тип общества возник в конце средних веков, и движущей силой его стали развитие капиталистической экономики, переход от монархической системы правления к республиканской, становление науки как ведущей отрасли культуры и экспоненциальный рост числа научных открытий и изобретений, переход от абсолютной к релятивистской и утилитаристской этике, в религии – крушение господства католичества и распространение нескольких разновидностей протестантизма, в искусстве – переход к светским жанрам, в философии – укрепление позиций материализма и т. д. Основную причину становления западного типа общества видели в развитии новой общественно-экономической формации – капитализма (Маркс), в протестантской этике (М. Вебер), в системной перестройке всех сторон западного общества (П. Сорокин).

Новый тип общества по своим главным характеристикам оказался резко отличен от прежнего средневекового и в еще большей степени от традиционного восточного типа. Данные различия можно сопоставить в следующей таблице.


Какова форма развития общества? Здесь можно выделить три точки зрения.

Социальный детерминизм (лат. determinare - определять) - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

Важнейшей характеристикой социального детерминизма является причинно-следственная связь, однако к последней не сводятся все формы детерминации (обусловленности). Среди них следует назвать связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития.

Он имеет две основные формы: во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, во-вторых, понятие `социальный детерминизм` относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному субъекту, а классу объектов в целом.

Из существовавших в истории социологической мысли представлений о связи социальных явлений можно выделить: 1) механистический социальный детерминизм, который предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей, сведение социального целого к его элементам, отказ от включения случайности в цепь причинно-следственных отношений и приводил к отрицанию свободы воли и фатализму (признанию неотвратимой предопределенности событий); 2) статистический социальный детерминизм, делавший упор на значении случайности в социальных процессах и выявлении причин на основе фиксации статистических распределений; 3) системный социальный детерминизм, подчеркивавший целостность социальных структур, детерминацию социальной системой своих элементов и др.

Цивилизация возникла 13 в. назад.

Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 4 в. в будущем.

Социокульт Западной цивилизации включает в себя, как основные, социокульты Западной Европы и Северной Америки.

Основные принципы цивилизации перестанут функционировать в процессе установления власти Всемирного правительства.

Западная цивилизация – это характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

П о Тойнби - это аффилированное общество - сыновне родственно с помощью церкви чужеродного происхождения. Он относит её к расцветшим независимым сыновне-родственным цивилизациям.

Б елая, нордическая + белая, альпийская + белая, средиземноморская раса по квалификации Тойнби.

Произошла цивилизация от сирийской и эллинской.

Сегодня Западная цивилизация - это одновременно и американская цивилизация США и американская цивилизация Латинской Америки, а кроме того, это Россия и, естественно, Европа. Европа к тому же представляется совокупностью цивилизаций: польской, немецкой, итальянской, английской, французской.

Национальные цивилизации могут в свою очередь подразделяться на еще более мелкие цивилизации: Шотландия, Ирландия, Каталония, Сицилия, страна басков.

З ападная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

З ападная цивилизация, берущая своё начало в средиземноморскоэгейской цивилизации и сформировавшаяся в древнегреческо-римской цивилизации, теперь воплотилась в современной западно-европейско-североамериканской цивилизации.

Э то человеко-вещная цивилизационная модель, поклоняющаяся разуму и науке, ее наивысшие достижения построены на основе единства детерминизма и контрдетерминизма, ее взгляд на вселенную выражает "единство всех вещей".

Ч асто метафорически называют западную цивилизацию "голубой цивилизацией", восточную - "желтой", срединную - "красной". Вместе они образуют "три изначальных цвета человеческой системы цивилизации". Государства и империи, составлявшие эти цивилизации, определяли историю, политику, культурное развитие всего человечества.

Основными ценностями западного типа цивилизации являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Т ехническая экспансия западной цивилизации, создавая растущее единообразие, постоянно наталкивается на культуру неевропейских народов и цивилизаций, что неизбежно порождает проблему выработки моделей эндогенного их развития и осознания необходимости культурного плюрализма как основного его условия.

З ападный, “Прометеевский” тип человека, видит мир в своей реальности, хаос, который он должен оформить своей организующей силой. “Прометеевский” человек — героический тип, он полон жажды власти, он все дальше удаляется от духа и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация — его судьба, героизм — его жизненное чувство, трагика — его конец.

Д ля западного человека характерен рациональный стиль, ориентированный на конкретный результат социальных технологий.

Е сли западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, то восточный человек — в истинах, которым можно служить всю жизнь. Поэтому процесс познания у восточного человека — это не столько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследователю.

Западный человек, поставленный рациональным мышлением в центр мироздания, игнорирует какую-либо трансцендентную волю.

Восточный человек, предполагая в основе мироздания некую трансцендентную волю, стремится распознать ее, “войти” в неё и творить её как свою собственную, преодолевая тем самым конечность своего бытия.

Г уманистическая матрица нацеливает западного человека на изменение мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами, а гуманитарная матрица восточного человека ориентирует его на изменение самого человека как части мира в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом.

Христианство утверждается как основная реальность западной жизни, которая накладывает свой отпечаток даже на атеистов, хотят они того или нет.

Этические, поведенческие нормы отношения к жизни и смерти, представления о труде, ценности усилия, роль женщины или ребёнка - все это кажется таким далёким от христианских чувств, но тем не менее вытекают из него.

Тенденция развития западной цивилизации после формирования греческой мысли происходит в направлении рационализма, т.е. освобождения от религиозности. В этом заключается своеобразие западной цивилизации.

За исключением некоторых примеров (китайские софисты или арабские философы XII в.), нигде ещё в мире такого освобождения от религии не наблюдалось столь же отчётливо как на Западе.

Почти всегда мировые цивилизации погружены в религиозное чувство, в сверхъестественное, в магию; такое состояние сохраняется и в наше время: не западные цивилизации определяются главным образом своей особой психикой.

Западная цивилизация зависит от "индустриального общества", которое приводит ее в движение.

Важнейшей самостоятельной ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер). Общественное сознание рационально, свободно от религиозных догм в решении практических вопросов, прагматично, но сфера приложения христианских ценностей – это общественная мораль, причем не только личной жизни, но и деловой этики.

В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа, распространила свой тип развития на другие регионы мира. Впервые человечество в результате всемирного распространения западных по своему происхождению ценностей и институтов (XVI–XIX вв.) было реально объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX–началу XX в. эти ценности и институты стали господствующими на планете и продолжали определять главные черты облика Земли в нашем столетии вплоть до самого последнего времени.

Основное содержание цивилизационного процесса в XX в. составляет тенденция к историческому становлению структур универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в XX в. на Западе, приобрели глобальный характер, непосредственным образом затронув все народы, все иные цивилизации, которые вынуждены были искать ответ на исторический вызов Запада [6]. Этот вызов воспринимался в конкретной форме действительности как императив модернизации. В подобной ситуации вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира. Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.

Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток. На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации. В-XX в. особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Исторический процесс многовариантен. Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации во времена колониальных империй. Европейский образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций. В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием кризиса западной цивилизации, что осложнило процесс внедрения этого типа общества. После второй мировой войны процесс пошел более масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации.

Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные. Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям Востока. Идет процесс взаимообогащения стран и народов.

Рассматривая этапы развития западной цивилизации до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер. Тот тип современного общества, который первоначально сформировался на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных сторон экзистенциальных* противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной. Названные противоречия были и остаются основными источниками развития человечества. Но для того чтобы противоречие подобного типа могло выполнять свою функцию, сохраняться, обе стороны должны быть достаточно сильно выражены. Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет в конечном счете к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в.

Поиск утраченного смысла жизни составляет основное содержание духовной жизни Запада XX в. В начале этого века глобальный кризис Запада стал реальностью и фактически продолжался всю его первую половину. Насколько близка была западная цивилизация к гибели, показала уже первая мировая война. Эту войну и связанные с ней социальные революции 1917–1918 гг. можно считать первым этапом развития западной цивилизации XX в.

Первая мировая война была качественно новым грандиозным столкновением по сравнению со всеми теми вооруженными конфликтами, которые ранее знало человечество. Прежде всего беспрецедентны масштабы войны – в нее были вовлечены 38 государств, где проживала подавляющая часть населения планеты. Совершенно новым стал характер вооруженной борьбы – впервые было мобилизовано все взрослое мужское население воюющих стран, а это – более 70 млн человек. Впервые для массового уничтожения людей применялись новейшие технические достижения. Впервые широко применялось оружие массового уничтожения – отравляющие газы. Впервые вся мощь военной машины была направлена против не только армий противника, но и против мирного населения.

Во всех воюющих странах была свернута демократия, сузилась сфера действия рыночных отношений, государство активно вмешивалось в область производства и распределения. Были введены трудовая повинность, карточная система, применялись меры внеэкономического принуждения. Впервые устанавливался оккупационный режим на территориях, занятых иностранными армиями. По количеству жертв война тоже не имела себе равных: 9,4 млн человек погибли или умерли от ран, миллионы стали инвалидами. Беспрецедентными оказались масштабы нарушений основных прав человека. Они далеко превзошли все, что было известно тогдашнему мировому сообществу.

Западное общество вступало в новый этап своего развития. Казарменная психология получила распространение не только в армии, но и в обществе. Массовые разрушения, уничтожение людей показали, что человеческая жизнь потеряла самоценность. Идеалы и ценности западной цивилизации уничтожались на глазах. Рождались политические силы, предлагающие реализовать альтернативы западному пути, западной цивилизации: фашизм и коммунизм, имеющие различную социальную опору и разные ценности, но одинаково отвергающие рынок, демократию, индивидуализм.

Однако и в эпоху глубокого кризиса существовала линия на развитие и обновление западной цивилизации, на поиск путей смягчения присущих ей противоречий. В 30-е годы были выдвинуты три варианта демократической альтернативы.

Вторая мировая война, в которой участвовало 61 государство с населением 1700млн человек, т.е. 3 /4 всего человечества, оказалось еще боле ужасным испытанием для мира, чем первая. Она длилась 6 лет и один день и унесла более 50 млн жизней. Главным итогом многолетнего кровопролития стала победа демократических сил антигитлеровской коалиции.

Читайте также: