Идеи какого из учеников фрейда легли в основу функциональной школы

Обновлено: 06.07.2024

О психоанализе Зигмунда Фрейда, наверное, слышал каждый. Но мало кто понимает, что это действительно такое.

Что такое психоанализ

Психоанализ основан McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний. В качестве терапии его часто используют для лечения депрессии, фобий, панических атак, обсессивно‑компульсивных и посттравматических стрессовых расстройств. Психоанализ тесно связан Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. с психодинамической терапией.

Общей психоаналитической теории лечения не существует Safran J.D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. .

Ещё психоанализ можно Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. считать формой самопознания, источником новых духовных переживаний. Если человек годами делится самым сокровенным с тем, кто помогает ему интерпретировать эту информацию, то может взглянуть на себя с совершенно другой стороны.

Ну и наконец, психоанализ нередко рассматривают Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. как научно‑философскую концепцию. Сам Фрейд считал, что психоанализ не является ни психологией, ни философией. Он называл свою теорию метапсихологической То есть абстрагированной, обобщающей, описывающей саму психологию. — Прим. автора. и верил, что однажды она станет наукой. Но этому не суждено было сбыться.

Как появился психоанализ

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёл Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.

Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.

Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.

С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считал Psychoanalysis. Psychology Today. , что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.

Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.

Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложился McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилось Ackerman C.E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словам Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. М. 2007. самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.

Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia Commons

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

В течение XX века психологи заимствовали многие идеи и наблюдения Фрейда. Особенно это касается Мартыненко Т. С., Дейнекина А. С. Влияние психоанализа на современную психотерапию. Северо‑Кавказский психологический вестник. концепции уровней сознания, защитных механизмов и стадий психологического развития.

В дальнейшем разработки Фрейда использовались Psychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. , например, для создания теории детского психоанализа. Первопроходцами в этой области стали Мелани Кляйн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда.

В несколько иной форме дело Фрейда продолжил Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. его ученик Карл Юнг, создатель аналитической психологии. Он разошёлся с учителем в вопросах природы либидо (энергии, лежащей в основе человеческих устремлений и действий) и бессознательного, а также причин человеческого поведения.

Фрейд рассматривал либидо только как источник сексуальной энергии, в то время как Юнг утверждал, что оно гораздо шире и включает мотивы от секса до творчества.

Также Юнг не разделял представление Фрейда о том, что поведение человека продиктовано лишь опытом прошлого. Он считал, что будущие устремления тоже играют весомую роль.

Какие положения лежат в основе психоанализа

Сознание и бессознательное

  1. Сознание — наши текущие мысли, чувства и устремления.
  2. Подсознание (или предсознание) — всё, что мы помним или в состоянии вспомнить.
  3. Бессознательное — хранилище того, что управляет нашим поведением, в том числе примитивные и инстинктивные желания.

В рамках фрейдистской концепции конфликты между этими составляющими личности приводят Psychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. к возникновению тревоги. Чтобы защититься от неё, у человека есть специальные механизмы, усвоенные из семьи или культуры.

Защитные механизмы

Фрейд считал Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. , что составляющие разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая имеет свою цель. Когда конфликт выходит за некоторые пределы, эго человека запускает защитные механизмы, среди которых есть следующие:

Когда эти механизмы мешают нормальной жизни человека в обществе, они, согласно психоанализу, становятся патологическими.

Интерпретация

Для получения данных о скрытых переживаниях и их интерпретации аналитик может использовать различные инструменты McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. :

После получения данных клиент и аналитик совместно высказывают Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. гипотезы о символах и скрытых за ними конфликтах и переживаниях. Обычно задача терапевта состоит в том, чтобы указать пациенту на защитные механизмы в его разуме и причины, из‑за которых они появились.

Психосексуальное развитие

Фрейд предположил Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. , что развитие ребёнка связано с изменением источников удовольствия. На основании этого он выделил пять стадий психосексуального развития.

  1. Оральная: ребёнок ищет удовольствие ртом (например, от сосания).
  2. Анальная: ребёнок получает удовольствие от ануса (например, терпя нужду или опорожняясь).
  3. Фаллическая: ребёнок получает удовлетворение от пениса или клитора (например, во время мастурбации).
  4. Латентная (скрытая): сексуальная мотивация ребёнка в получении удовольствия слабо выражена или вовсе отсутствует.
  5. Генитальная: развитие подходит к логическому завершению; юноши и девушки получают удовольствие от пениса или влагалища (например, от секса).

Комплексы

Детские проблемы, которые, по мнению Фрейда, становились причинами сложностей во взрослой жизни, австрийский психолог структурировал в концепции комплексов. Самым известным Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. среди описанных Фрейдом стал эдипов комплекс, когда сын бессознательно желает занять место отца. Аналог эдипова комплекса у девочек — комплекс Электры.

Какие направления психоанализа существуют сегодня

Между теориями Фрейда и современным психоанализом есть существенные различия Safran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. . Например, сегодня в психологии не делается Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. такой сильный акцент на сексе и связанном с ним поведении. Но при этом всё ещё большое внимание уделяется опыту раннего детства.

Во второй половине XX века к концепции психоанализа призвал Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. вернуться французский психоаналитик Жак Лакан, предложив её новое прочтение. Он по‑другому взглянул на бессознательное и, в отличие от основателя психоанализа, больше внимания уделил языку.

Лакан пришёл к выводу, что именно реальное, а не бессознательное нужно признать главным уровнем человеческого разума. Тревожность же, по мнению Лакана, возникает из‑за того, что человек не может контролировать окружающую его действительность.

В качестве другого примера неофрейдистской концепции можно Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. привести межличностный психоанализ. Он связан с именами таких исследователей, как Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм. Они отводят особое место в становлении личности окружению ребёнка: родителям и другим людям, особенно сверстникам.

Ещё одно современное направление фрейдистской теории — это нейропсихоанализ Psychoanalysis. Psychology Today. . Он стремится объединить психоаналитическую концепцию с достижениями нейробиологов в изучении человеческого мозга. Таким образом исследователи пытаются найти основы эмоций, фантазий и бессознательного.

Почему психоанализ критикуют

Изначально разработки Фрейда приняли Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступили Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы. Независимый психиатрический журнал. Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.

Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляют Tallis R. C. Burying Freud. The Lancet. фрейдистскую концепцию псевдонаукой.

Также есть Svartberg, M., Stiles, T. C. Comparative effects of short‑term psychodynamic psychotherapy: a meta‑analysis. Journal of consulting and clinical psychology. сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провела Hoffmann‑Richter U. Psychotherapie im Wandel — Von der Konfession zur Profession. Eine Auseinandersetzung mit einem bemerkenswerten Buch von Klaus Grawe, Ruth Donati und Friederike Bernauer . Psychiatrische Praxis. исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.

Отмечается Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.

Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.

Существуют и субъективные факторы McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. , из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.

Однако существует Safran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включает Psychoanalysis. APA. психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.

Какие есть альтернативы психоанализу

Психоаналитики в отличие от психологов не ориентируются Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. на модель естественных наук в оценке человеческого поведения. В психоанализе человек — это не объект, а субъект изучения, то есть он изучает сам себя. Поэтому, как считают сторонники психоаналитической теории, для исследования каждого отдельного случая неприменимы уже накопленные знания.

Фактически альтернативой психоанализу стала Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. психотерапия. Она опирается на доказательные методы и меньше конкретизирует каждый отдельный случай. И если психотерапевт может использовать несколько видов лечения, то психоаналитик обычно придерживается только психоанализа.

Методы альтернативной психоанализу терапии (когнитивная, когнитивно‑поведенческая, проблемная) сосредотачиваются McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на снижении негативных эффектов. Психоанализ же стремится Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. помочь человеку полностью преодолеть деструктивное влияние бессознательного, обнаружив первоисточник проблемы.

Психоанализ оказал огромное влияние на психологию и психиатрию, но нужно понимать, что он был продуктом своего времени. Концепции Фрейда крайне недоставало доказательств эффективности — их пришлось искать ученикам австрийского психолога. И хотя фрейдизм активно критикуют, именно он послужил фундаментом для доказательной психологии, которая так популярна сейчас.

Магистр, но не джедай — историк по образованию. Пишу об истории, психологии и других областях знаний, а также о социальных явлениях. Изучаю статьи и исследования учёных, перевожу с научного на человеческий. Калёным железом выжигаю популярные заблуждения и псевдонауку.

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году на территории нынешней Чехословакии, умер в Англии в 1939 году. Большую часть жизни он провел в Вене, где собрал блестящую группу последователей, веривших, что с помощью его идей они смогут принести невротикам больше пользы, чем любыми другими методами. Эти люди распространили его идеи по всей Европе и Америке. Со временем некоторые из них порвали с первоначальным Психоаналитическим обществом и основали собственные школы. Среди этих диссидентов наиболее известны Альфред Адлер и Карл Юнг.

Как полагают психоаналитики, проповедуемые Адлером методы терапии, которые основываются главным образом на попытках урезонить пациента, недостаточно глубоки, чтобы вызвать стойкие изменения в том, как индивид расходует свою энергию, а потому полезны скорее для того, чтобы наставить пациента на путь истинный, нежели для настоящего лечения.

Многие идеи Юнга поражают воображение и заставляют задуматься, особенно его подход к вопросу психических образов, но то, как он использует эти идеи на практике, у многих вызывает сомнения.

Хорни склонна придавать повышенное значение конфликтам индивида с его окружением в настоящем времени, а не напряжениям, оставшимся с раннего детства. Ортодоксальные аналитики считают, что в этом она ошибается и что лечение, направленное преимущественно на разрешение текущих, сиюминутных конфликтов, не может принести таких же долговременных результатов, какие достигаются путем снятия ранних напряжений. Тем не менее они не упускают из внимания тот факт, что Хорни, как и Адлер, внесла очень ценный вклад в исследование некоторых аспектов личности.

Модифицированный анализ любого рода находится все еще в стадии эксперимента и обречен оставаться в ней, пока его не удастся проверить на достаточно большом числе пациентов (как они после подобного лечения перенесут самые критические моменты своей жизни, такие как менопауза). Тем, кто хочет или вынужден прибегать к модифицированным формам психоанализа, нет причин терять надежду, но большинство психиатров пока сдержанно относятся к перспективам таких форм лечения.

З. Фрейд

Фрейд

Фрейд Согласно Фрейду (23), впервые постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается поток стимулов, а он не обладает

Фрейд

Фрейд Фрейд первоначально разделил инстинкты на две категории: 1) инстинкты самосохранения или эго-инстинкты; 2) сексуальные инстинкты. Исторические особенности развития взглядов Фрейда подробно очерчены Томпсон (65), и здесь нет надобности касаться этого вопроса.

Ученики и последователи Квимби

Ученики и последователи Квимби Эндрю Джексон Дэвис стал первым настоящим американским проповедником. За ним последовали многие другие, например, Томас Лейк Гаррис (1823–1906). После Дэвиса уже больше никто не придавал значения практическому использованию месмеризма.

5. Кем был Фрейд?

5. Кем был Фрейд? Как и все великие врачи, Зигмунд Фрейд, открывший психоанализ, стремился в первую очередь исцелить больных, а во вторую — выяснить, отчего они болеют, чтобы предотвращать возникновение схожих болезней у людей здоровых. Этому он посвятил всю свою жизнь,

6. Кто был Фрейд?

6. Кто был Фрейд? Как и все великие врачи, Зигмунд Фрейд, открывший психоанализ, был заинтересован в излечении больных и в исследовании причин их болезней, чтобы можно было предотвращать такие болезни у других. Он посвятил этим целям свою жизнь, пытаясь помочь людям, точно

7. Фрейд и его последователи.

7. Фрейд и его последователи. Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в местности, ныне принадлежащей Чехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть жизни он провел в Вене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших, что его идеи могут сделать

Как последователи метода Сильва решают проблемы со здоровьем.

Как последователи метода Сильва решают проблемы со здоровьем. Во время 32-часового курса по изучению метода управления разумом Сильва упор в последние часы делается на обнаружение и исправление физических нарушений. Причина такого акцента на проблемах здоровья связана

Отцы-основатели и их последователи

Отцы-основатели и их последователи Теперь давайте остановимся на истории вопроса. Откуда есть пошел взмах, и кто его практикует. У истоков любого дела всегда кто-то стоит, свято место пусто не бывает. Попробуем раскрутить клубок, так сказать, в обратную сторону. У нас

Однажды возникнув, любое явление развивается. Этот закон природы применим ко всему, в том числе и к психоанализу. Поэтому не стоит удивляться, что вскоре после основания школы психоанализа Зигмунда Фрейда его последователи стали одну за другой открывать свои, разрабатывая все новые и новые направления. Каковы же они?

Откуда есть пошла.

Психоанализ — это не только не вся психотерапия, но даже не единственная из ее школ. Тем не менее, направлений в самом психоанализе великое множество. Зигмунд Фрейд разработал теоретический базис, опробовал его практическое применение, а также подвел философское обоснование и создал метод лечения. Все ближайшие соратники Фрейда признавали наличие бессознательного, были согласны с тем, что конфликт в психике приводит к ее расстройству, а при осознании бессознательного (влечения, страха, потребности) человек уменьшает внутреннее напряжение, а иногда и снимает сам внутренний конфликт. Терапия, основанная на классическом психоанализе, занимает долгие годы и требует регулярных и достаточно частых встреч пациента с врачом.

Однако этот базис, хоть и стал неоспоримой основой, оказался для многих категорически недостаточным. Мы уже говорили о направлениях, которые разрабатывали ближайшие соратники и последователи Фрейда — Адлер, Юнг и Фромм. Но число тех, кого интересовали все более широкие — или, напротив, узкие и глубокие — аспекты психоанализа, постоянно и неуклонно росло.

Зигмунд Фрейд выдвинул ряд идей, но, увы, не попытался свести их в единую систему, сосредоточив внимание на понятии Оно и эдиповом комплексе и упуская вопрос объектных отношений. А именно это понятие в психоанализе становится ключевым в 1940-х годах.

Эгоисты

Одним из первых значительных ответвлений от классического психоанализа стала так называемая эго-психология (или персонологическая психотерапия). Такое название данная школа получила потому, что главный упор в изучении был смещен с Оно, которое больше всего интересовало самого Фрейда, на Эго. Основными представителями этого направления стали дочь Зигмунда Анна Фрейд, а также Хайнц Хартманн и Эрик Эриксон.

Еще один нео

Салливан считал, что на формирование психического расстройства оказывает влияние огромное количество социокультурных факторов. А само развитие индивидуума происходит в процессе взаимодействия человека с эмоционально значимыми для него людьми. Именно эта идея и легла в основу теории интерперсональных отношений.

Основной задачей для Гарри Салливана стало сближение психиатрии и социальных наук, потому что развитие человеческого Я он мыслил только в рамках взаимодействия этого Я с социумом и усвоения им социальных оценок и ролей. Очень многое для своей теории Салливан взял у Фрейда, кроме того, среди своих вдохновителей он называл Джорджа Герберта Мида, Джона Дьюи, Чарльза Кули, а также Рут Бенедикт и Эдварда Шапиро.

Согласно воззрениям Салливана, человек представляет собой сложнейшую биосоциальную систему. Развитие индивидуума он представлял как процесс непрекращающегося обмена информацией между личностью и окружающим миром. Только родившись, каждый из нас испытывает потребность в контакте с другими людьми, и эта потребность биологическая. Отсутствие такого контакта не только нарушает процесс развития, но и ведет к психопатологическим нарушениям.

Ситуации взаимодействия с миром, в которые мы попадаем на протяжении всей жизни, с момента рождения и до смерти, являются повторяющимися. И каждый усваивает определенный алгоритм действий — реакции на определенную ситуацию.

Большое внимание Салливан уделял вопросу защитных механизмов, в частности сновидениям, мифам и мифологемам, причем как общим для всего человечества, так и личным мифам, которые, согласно его воззрениям, являются персональной защитой для каждого из нас.

Салливан намного опередил свое время, его идеи лежат в основе групповой и семейной терапии, которая начала развиваться только в конце ХХ века.

Из материнских рук

Возможно, для человечества было счастьем, что долгие века официально миром правили мужчины! Ведь схватки между женщинами порой выходят куда более свирепыми, нежели между самыми доминантными представителями сильного пола. Одно из таких сражений произошло и на полях психоанализа, когда в непримиримой борьбе идей сошлись две представительницы пола прекрасного и, как принято считать, слабого — Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

Анна Фрейд

Мелани Кляйн первой из психоаналитиков высказала идею о том, что основным фактором развития личности являются отношения младенца с матерью, а также конфликт между инстинктами жизни и смерти. Влечение к жизни порождает способность любить и проявление либидо, влечение к смерти — деструктивные импульсы и агрессию.

Взгляды Кляйн были не просто революционными — для большинства ее современников, даже тех, кто сам был психоаналитиком, они были шокирующими. Она стала фактически создательницей детского психоанализа. С детьми работала и Анна Фрейд, но и она полагала, что до семилетнего возраста психоаналитическая работа с ними невозможна. Кляйн же создала методику и технику для проведения анализа состояния детей всех возрастов.

Аналогом метода свободных ассоциаций для детей стала игра. Именно в ней, по мнению Кляйн, дети выражали свои желания, фантазии, проблемы и опыт. Игрушки становились для малышей символом внешних и внутренних объектов, ассоциируясь у них как с теми, кто представляет угрозу или несет агрессию, так и с теми, кто дает им защиту и убежище.

Мелани Кляйн

Кляйн дала возможность психотерапевтам работать с пациентами совсем юного возраста, ввела понятия проективной идентификации, проекции и интроекции, доказала существование у ребенка в доэдиповом периоде мощного и агрессивного Супер-Эго. Но особое значение для дальнейшего развития психоанализа имело то, что она фактически заложила основы теории объектных отношений.

Главней объекта зверя нет!

Теоретические построения Мелани Кляйн настолько сильно потрясли мир психоанализа, что стали основой для зарождения целой школы, получившей потом название британской, так как все ученые, работавшие в этом направлении, проживали в Великобритании. Их имена теперь известны всему медицинскому миру: Винникотт, Спитц, Боулби, Балинт, Фейрбейрн, Гантрип и другие.

Представители британской школы полагали, что не влечения играют главную роль в формировании психики, а характер отношений с матерью и другими значимыми фигурами в окружении ребенка — объектами. А потому это направление получило название теории объектных отношений.

Внутренняя реальность не существует изначально, она формируется в три этапа: интеграция, персонализация и реализация. Младенец не интегрирован в реальность, и при определенных условиях он может так и остаться не включенным в окружающий мир или снова вернуться в состояние неинтегрированности.

В существование врожденных фантазий и интрапсихических структур Винникотт не верил. Самым важным с его точки зрения был контакт ребенка и матери. Мать — главный объект для младенца и его проводник в реальный мир, единственная, кто дает ему возможность приобрести качества личности.

Ребенок проходит несколько стадий зависимости: абсолютная (когда он не контролирует то, что происходит, а только принимает заботу и защиту), относительная (выражает потребности и осознает связь между требованием и его удовлетворением) и путь к независимости (у ребенка возникает возможность обходиться без реальной заботы, накапливаются воспоминания о заботе и развивается доверие к внешнему миру). Если мать отсутствует, ребенок сначала переносит потребности на переходный объект, потом отказывается и от него, обретая самостоятельность.

Теория самости разрабатывалась в процессе работы Кохута с пациентами, страдающими нарциссическими расстройствами. И это наложило определенный отпечаток на его концепцию. Основной проблемой у людей с нарциссическими расстройствами Кохут полагал глубокую неудовлетворенность потребности в уважении, одобрении и причастности к другим людям. В связи с этим он рассматривал Я как рефлексивную структуру, выполняющую функцию самоотображения и самоотношения. На одном полюсе Я находятся его претензии (потребность в достижениях, признании, господстве), а на другом — идеализированный образ родителей.

Опираясь на этот опыт работы, Кохут вывел теорию дефицита, отличающуюся от фрейдовской теории конфликта. И целью психотерапии он считал не проработку конфликта, а оказание помощи по формированию новой психической структуры пациента.

Помимо изучения объектных отношений Кохут много времени уделял и изучению девиантного поведения у детей, считая его реакцией на лишения.

Отдельную нишу занимает в этом направлении один из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков современности — Отто Кернберг (1928 г. р.). В свое время он был большим приверженцем теории Мелани Кляйн, но за много лет сумел объединить ее постулаты с идеями Малер, Эриксона и ряда других исследователей, назвав в итоге собственную теорию эго-психологией. Но по сути он создал интегрированную теорию объектных отношений, адаптировав ее к лечению психических расстройств.

худ. Берта Моризо. Колыбель. 1872

Британская школа психоанализа поставила на первое место взаимоотношения матери и ребенка (худ. Берта Моризо. Колыбель. 1872)

Кернберг выделяет три структурные организации личности: невротическую, пограничную и психотическую. Организация личности зависит от того, насколько человек воспринимает собственную идентичность, насколько развит механизм защитных реакций и насколько высока способность индивидуума воспринимать и осознавать реальность.

В настоящее время Отто Кернберг является одним из самых авторитетных и влиятельных психоаналитиков в мире.

Разумеется, это далеко не все направления современного психоанализа, но основные его тенденции. О некоторых школах — экзистенциальный психоанализ (Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер), структурный психоанализ (Ж. Лакан) и других — мы еще поговорим ниже, в отдельных главах.

Сигизмунд Шломо Фрейд – полное имя известнейшего австрийского врача-психиатра, психоаналитика, невролога, основателя теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Еще в самом начале своей карьеры он понял, что для того, чтобы излечить психическое заболевание, следует понять его природу. Постичь же отдельный феномен можно только при его систематическом наблюдении и исследовании. Это понимание позволило ученому открыть жизненно важный принцип психоанализа как действенный метод исследования, который впоследствии Фрейд распространил на разные культурные сферы – религию, фольклор, мифологию, художественное творчество и т.д.


Родился Зигмунд в мае 1856 в еврейской семье Якоба и Амалии Фрейд во Фрайбурге – городе Австрийской империи. На первенца возлагались особые надежды. Ведь в период беременности Амалии предсказали, что ее будущему ребенку предначертано стать великой личностью. Через 3 года после рождения сына семья переехала в Вену.

Традиционным врачом Фрейд не стал, но полученные знания по физиологии помогли ему в дальнейшей жизни. Недаром на его интеллектуальное развитие во многом повлиял Эрнст Брюкке, считавшийся одним из ведущих физиологов 2-ой половины XIX столетия. Фрейд четко усвоил его научный подход изучения живых организмов по принципам химии и физики и не отступал от него на протяжении всей жизни.

Ученик - Альфред Адлер

Альфред Адлер – австрийский мыслитель, психиатр и психоаналитик, создавший систему индивидуальной психологии – истинный прорыв в истории научной мысли. Суть данной концепции заключается в том, что любой человек должен выразить собственные неповторимые способности, таланты, стремления.


Альфред появился на свет в многодетном еврейском семействе в мае 1837 в Вене. Свои юные годы провел, постоянно борясь с одолевавшими его недугами. Рос хилым мальчиком, со слабым здоровьем, что препятствовало общению с ровесниками. Однако такое состояние позволило Альфреду работать над своим внутренним миром, закаляя характер и тренируя волю.

В детские годы несколько раз встречался со смертью лицом к лицу. В 3 года вместе с братом, который умер во сне, находился в кроватке. Два раза попадал в уличные происшествия, едва избежав гибели. В 5 лет чуть не умер от тяжелого воспаления легких. Семейный доктор счел мальчика безнадежным, но другой врач вылечил его.

Адлер много читал, что, вне всякого сомнения, воздействовало на формирование его индивидуального мировоззрения. Став совершеннолетним, юноша поступил на медицинский факультет Венского университета. В стенах вуза он заинтересовался социалистическими идеями. На одном из политических собраний встретил Раису Эпштейн – русскую студентку, которая впоследствии стала его женой. Надо отметить, что к окончанию университета Адлер стал убежденным социал-демократом. Практиковал как офтальмолог, затем работал терапевтом. А далее активно заинтересовался неврологией и психиатрией, участвовал в деятельности психоаналитической ассоциации в Вене.

Теории, перевернувшие мир

Фрейд считал, что любой человеческий поступок диктуется неугасимым желанием наслаждения. Его же ученик Альфред Адлер заявлял, что человеком управляет движение к совершенствованию. Так столкнулись биологическая и общественная точка зрения на одну проблему, что привело к глубокому расколу между двумя мыслителями.


И вот в то время, когда окружающие приняли теорию Фрейда, возникла иная идея, автором которой был фактически ученик и современник Фрейда Альфред Адлер. Он утверждал, что в любом человеке существуют врожденные чувства любви, дружбы, сотрудничества, творческое начало. А лучшими мгновениями жизни являются те, что связаны с ними. Молодой психоаналитик отрицал, что основа личности – это сексуальные желания.

Он сам в детстве испытывал негативные чувства, которые причиняли ему настоящие физические страдания. К примеру, в трехлетнем возрасте, страдая от рахита, он хотел играть так же, как и его здоровый старший брат. Но тот обижал его. Альфред помнил, что однажды он испытал такое чувство злобы и ярости, что у него случился приступ удушья. Будучи ребенком, он понял, что негативные переживания заводят в тупик и вредят здоровью.

Практически в одно и то же время существовали две противоположные теории, которые можно назвать стратегиями, повлиявшие как на медицину, так и на политику и идеологию. Практически это две стороны одной и той же медали. Детальный анализ данных теорий демонстрирует, что в становлении личности, развитии человеческой психики существенное значение имеет как биологическая, так и общественная составляющие. Ведь по большому счету влечение к наслаждению является стремлением к совершенству, но не за счет других, а вместе с ними, в атмосфере взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.

Объединение данных крайностей позволяет человеку, имеющему животную природу, обрести основу для грядущего творчества. Осознание себя частицей общества ведет индивида к созданию гармонии в системе, где он находится вместе со всеми. Это и дает возможность выхода за рамки ограниченной природы и подъема от Я к Мы.

Читайте также: