И а крылов квартет волк и журавль план урока 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

(в рамках экспериментальной работы в проекте

Личностные УУД:

1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу ;

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

II. Повторение.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с ещё одной басней Ивана Андреевича

Крылова. Но сначала давайте вспомним те басни, с которыми мы познакомились

на предыдущих уроках.

( На доске иллюстрации с изображениями героев басен Крылова: стрекозы,

муравья, вороны, лисицы, щуки, рака, лебедя, мартышки, обезьяны; предметов:

- Соедините иллюстрации так, чтобы получились названия басен.

(Дети выходят к доске, соединяют иллюстрации, называют басню.)

- Вы справились с заданием. А теперь дайте определение басни.

- Сейчас вы прослушаете отрывки из басен в исполнении Станислава

Коренблита. У каждого из вас есть карточка с названиями басен. В зависимости

от того, которым по счёту будет звучать отрывок, поставьте около названия

басни порядковый номер.

- Молодцы, вы хорошо знаете тексты басен. Сегодня мы познакомимся с ещё

одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте

Длиннокрылый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

III. Изучение нового материала.

(Дети высказывают свои предположения.)

- Проверим ваши предположения.

(Учитель читает басню, дети слушают.)

-Кто же из вас наиболее близко угадал, о чём речь пойдёт в этой басне?

А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно

представить. Какая будет первой?

- Волк сидит и что-то ест.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

- Что потом случилось с Волком?

Зато на одного из них пришла беда!

Он костью чуть не подавился.

- Как об этом сказано в тексте?

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

- А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете?

(Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.)

- Волку так плохо, что он чуть-чуть ещё и умрёт, если ему не помочь.

- Кто же оказался рядом?

По счастью близко тут журавль случился.

- Волк мог позвать Журавля – что-то ему сказать или крикнуть? Что сказано в

Вот кой-как знаками стал Волк его манить…

(Кой-как – с большим трудом, еле-еле.)

- Покажите, как Волк стал манить Журавля. (Лапой машет или мордой машет.)

- Зачем Волк манить Журавля?

Прочитайте следующую строчку.

И просит горю пособить.

- А как Волк просит? Он же говорить не может.

- Волк может сделать жалостливое выражение глаз, а потом лапой на свою пасть

(Постановка живой картины: дети показывают, что Волк делает, какие движения

совершает, какое у него выражение морды.)

- Какую мы видим картину дальше?

- Волк сидит с раскрытой пастью, а Журавль ему в пасть свой клюв засунул.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть…

- А что произошло потом?

- А как вы думаете, что можно попросить в награду за труд?

- Что сделал Волк?

- Прочитаем, как об этом сказано в тексте.

"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся".

(Коварный – со злыми намерениями, прикрытыми показной

- Как изменилась картина? Каким был Волк до того, как Журавль вытащил

кость? Каким Волк стал потом?

- Волк сначала смотрел жалостливыми глазами, а потом со злостью стал кричать

- Правильно ли повёл себя Волк?

- Волк повёл себя неправильно, Журавль ему помог, а он злом ответил.

- Охарактеризуем Волка. Какой он?

(На доске карточки со словами, характеризующими героев басни.)

ЗЛОЙ (кричал на Журавля)

ЖАДНЫЙ (Что Волки жадны всякий знает…)

НЕБЛАГОДАРНЫЙ (не поблагодарил Журавля)

- А Журавль какой?

ДОВЕРЧИВЫЙ (поверил Волку)

ДОБРЫЙ (спас Волка)

- Чем отличаются характеристики героев? А есть ли у них что-то общее?

- И Волку, и Журавлю не хватает совести. (Волк не поблагодарил Журавля.

Журавль сделал доброе дело и стал просить награду.)

- Какой поучительный вывод можно сделать? ( Какова мораль этой басни?)

-За доброе дело награды просить нельзя.

ДОБРОЕ ДЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ БЕСКОРЫСТНЫМ.

(Бескорыстный – без выгоды, материальной пользы.)

IV. Восприятие басни с музыкальным сопровождением.

- Чтобы ваше представление о басне было более полным и ярким, послушаем её

в исполнении Станислава Коренблита.

(У каждого на парте карточка с признаками характера звучания музыкального

- Как вы думаете, каким будет характер звучания музыкального произведения?

- Подтвердились ли ваши предположения? ( Вопрос задаём после

- Прочитайте те строки, которые звучали грозно. А есть ли строки, которые

Цели: познакомить с басней И.А. Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям, инсценировать ее, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, ориентироваться в учебной и художественной книге; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: участвовать в драматизации литературного произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Осип орет, Архип не отстает.

Кто кого переорет?

Осип охрип. Архип осип.

— Прочитайте. Что это? (Это скороговорка.)

— Прочитаем орфографически (как пишем).

— Прочитаем орфоэпически (как произносим).

— Прочитайте с ускорением.

— Потренируйтесь в скорочтении.

— Что высмеивает народ этой скороговоркой?

— Какое произведение мы будем инсценировать?

— Определите цели урока. Чему мы будем учиться, чем заниматься?

IV. Работа по теме урока

— Кто знает, что такое квартет? (Квартет — музыкальное произведение для четырех исполнителей с самостоятельными партиями для каждого.)

— Как вы думаете, о чем эта басня?

— В басне вам встретятся слова, которые мы должны объяснить.

БАС — медный духовой музыкальный инструмент.

АЛЬТ — музыкальный смычковый инструмент, несколько больше скрипки.

ПРИМА — инструмент или голос, исполняющий ведущую партию.

ВТОРА — второй инструмент или голос в музыкальной партии. (Басню читает учитель на с. 63 — 64 учебника либо включает аудиозапись.)

— Интересно вам было слушать басню?

— Какие признаки басни вы видите в этом тексте? (Басня - короткий рассказ в стихах, где герои — животные. Вывод сформулирован в морали. Имеет иносказательный смысл.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте басню еще раз. Во время чтения обратите внимание на действия, которые совершают герои (можно эти слова подчеркнуть).

(Повторное чтение одним из учеников вслух.)

— Объясните выбор этих слов.

Затеяли — (решили сыграть, пришла такая мысль).

Пленять — (восхищать, поражать).

Дерут — (не играют, а извлекают неприятные, резкие звуки).

Не так сидите — (это главная причина того, что не получается музыка).

Случилось соловью на шум их прилететь – (выбран тот, кто действительно понимает толк в музыке, настоящий профессионал услышал не музыку, а шум).

— Где происходят события?

— Какая история описывается?

- Почему выбраны такие герои? Расскажите о каждом из них: как выглядит, что делает, мнение автора о нем.

— Какие крылатые фразы вы можете сказать о каждом из этих животных?

— Кто кому противопоставляется в басне?

— Над кем или чем смеется автор?

— Где особенно ярко видна авторская насмешка?

— Прочитайте мораль басни, если она есть. Как вы ее понимаете?

— Предлагаю вам после анализа текста и образов героев инсценировать басню. Какой реквизит нам понадобится?

— Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вами выбрана эта роль?

— Какое место в произведении занимает персонаж, роль которого вы хотите исполнить?

— Какими вы представляете себе его внешность, манеру держаться, говорить?

— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?

— Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

4. пробуждать добрые чувства.

5. воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

3. планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

1. Организационный момент.

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

2. Актуализация знаний.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.

- Как вы думаете, о ком написаны эти строки? (эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове).

- Мы с вами уже знакомы с этим баснописцем.

- Что о нём вы могли сейчас рассказать?

Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста. В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.

И. А. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Его басни переведены более чем на 50 языков мира. Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.

-К какому жанру они относятся? (басня)

- Давайте обобщим знания об этом жанре с помощью теста.

Выберите правильный ответ

1. Басня – это:

а) краткий рассказ;

б) поучительный рассказ;

в) краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет басни, называют:

3. Басни писались с целью:

а) высмеять пороки людей

б) научить правильному поведению

в) показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

а) прямое значение

б) иносказательное значении

а) есть вывод – мораль

б) вывода нет, каждый придумывает его сам.

в) вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

а) Они высмеивают не людей, а животных.

б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

в) Они высмеивают только богатых людей.

Ответы: 1 В; 2 В; 3 А; 4 Б; 5 А; 6 Б.

- Взаимопроверка.

- Самооценка.

Вывод: нам есть еще над чем поработать, уверена, что читая басни Крылова мы будем совершенствовать наши знания.

3. Работа над новым материалом.

- Какую цель для себя вы поставите на урок?

2. Развивать навыки беглого чтения

3. Находить мораль в произведении

4. Учиться анализировать басню

Что такое квартет? (Ответы детей) ( если не отв: где можно уточнить значение слова?)

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей

Где четыре музыканта
Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.

-Сядьте удобнее, расслабьтесь.

- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Первичное чтение произведения.

- Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера М.М. Козакова.

- Во время чтения басни вы глазами следите в тексте по учебнику, отмечая карандашом непонятные для вас слова.

- Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?

Прослушивание басни.

1. Проказница мартышка

4. Косолапый Мишка

- А можете их назвать?

- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)

Словарная работа.

- Какие слова в басне вам были непонятны?

Пленять – очаровывать.

Альт – музыкальный смычковый инструмент немного больше скрипки.

Бас – самый низкий голос (контрабас).

Прима – инструмент, играющий главную роль оркестре (скрипка).

Втора – второй по важности инструмент в оркестре.

Вторичное чтение произведения.

- Сейчас эту басню будите читать вы вслух.

- Какие цели вы поставите перед прочтением произведения?

1. Читать чётко, внятно, чтобы всем было понятно

2. Эмоционально и выразительно

3. Громко и грамотно

Работа над басней.

- Подумайте, на сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)

- Просмотрите глазами текст и определите границы частей басни.

- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование

2 часть – мораль

- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в басне.

Работа в паре.

- Какие животные участвуют в квартете?

Возьмите карточки

Дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей

-Оценивание пары

Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)

Осел - упрямый, туповатый

Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

- А речь, только каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.)

-Почему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.)
- Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?
- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?


- Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении. (Выполняют по колонкам в парах)

I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:

II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла

III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья

Обратите внимание:

I ряд - читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

II ряд – читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

III ряд - читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка. (прослушать по 1 чел с ряда)

Групповая работа.

-Работа в шестёрках чтение по ролям

Самостоятельная работа.

В чьи уста Крылов вложил слова морали? Перечитайте мораль басни. В чем ее основная ее мысль? (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей?

- Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?

- Прочитайте задание в уч. стр30

4.Подведение итога.

Вспомните какую цель ставили на урок? Достигли ее?

С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?

- Какой человеческий недостаток высмеивает автор?

Закончите предложения:

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей начальных классов. Разработку урока можно использовать для проведения урока литературного чтения в 3 классе. Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО.

Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса

Тип урока: ОНЗ

Содействовать формированию умения определять басню по характерным признакам, находить мораль в произведении, читать басню по ролям: различать речь автора и героев басни; инсценировать её.

Содействовать развитию коммуникативных навыков: распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное произведение, договариваться друг с другом, использовать при чтении по ролям и исполнении роли мимику, жесты, интонацию; творческих способностей, навыков выразительного чтения; читательской грамотности.

Содействовать воспитанию организованности, самостоятельности, личной ответственности, нравственных качеств.

Планируемые результаты:

личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению, положительное отношение к собеседнику, готовность к произвольному поведению, положительное отношение к одноклассникам, участие в драматизации литературного произведения, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, учиться работать индивидуально, в парах, коллективно;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.), принимать учебную задачу и стремиться к её выполнению, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Предметные: научатся определять басни по их характерным признакам, инсценировать их.

Средства обучения:

- Электронная презентация к уроку, афиша, билеты, маски, реквизит.

- Портрет И.А. Крылова.

I Самоопределение к учебной деятельности.

Раз, два, три, четыре, пять!

Прозвенел звонок опять!

Ты готов к нему, дружок?

Проверяем по порядку:

Дневник, пенал, учебник и тетрадки!

- А какой урок у нас начинается?

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Читайте также: