И а крылов квартет волк и журавль план урока 3 класс
Обновлено: 05.07.2024
(в рамках экспериментальной работы в проекте
Личностные УУД:
1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу ;
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
II. Повторение.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с ещё одной басней Ивана Андреевича
Крылова. Но сначала давайте вспомним те басни, с которыми мы познакомились
на предыдущих уроках.
( На доске иллюстрации с изображениями героев басен Крылова: стрекозы,
муравья, вороны, лисицы, щуки, рака, лебедя, мартышки, обезьяны; предметов:
- Соедините иллюстрации так, чтобы получились названия басен.
(Дети выходят к доске, соединяют иллюстрации, называют басню.)
- Вы справились с заданием. А теперь дайте определение басни.
- Сейчас вы прослушаете отрывки из басен в исполнении Станислава
Коренблита. У каждого из вас есть карточка с названиями басен. В зависимости
от того, которым по счёту будет звучать отрывок, поставьте около названия
басни порядковый номер.
- Молодцы, вы хорошо знаете тексты басен. Сегодня мы познакомимся с ещё
одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте
Длиннокрылый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
III. Изучение нового материала.
(Дети высказывают свои предположения.)
- Проверим ваши предположения.
(Учитель читает басню, дети слушают.)
-Кто же из вас наиболее близко угадал, о чём речь пойдёт в этой басне?
А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно
представить. Какая будет первой?
- Волк сидит и что-то ест.
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
- Что потом случилось с Волком?
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
- Как об этом сказано в тексте?
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
- А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете?
(Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.)
- Волку так плохо, что он чуть-чуть ещё и умрёт, если ему не помочь.
- Кто же оказался рядом?
По счастью близко тут журавль случился.
- Волк мог позвать Журавля – что-то ему сказать или крикнуть? Что сказано в
Вот кой-как знаками стал Волк его манить…
(Кой-как – с большим трудом, еле-еле.)
- Покажите, как Волк стал манить Журавля. (Лапой машет или мордой машет.)
- Зачем Волк манить Журавля?
Прочитайте следующую строчку.
И просит горю пособить.
- А как Волк просит? Он же говорить не может.
- Волк может сделать жалостливое выражение глаз, а потом лапой на свою пасть
(Постановка живой картины: дети показывают, что Волк делает, какие движения
совершает, какое у него выражение морды.)
- Какую мы видим картину дальше?
- Волк сидит с раскрытой пастью, а Журавль ему в пасть свой клюв засунул.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть…
- А что произошло потом?
- А как вы думаете, что можно попросить в награду за труд?
- Что сделал Волк?
- Прочитаем, как об этом сказано в тексте.
"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся".
(Коварный – со злыми намерениями, прикрытыми показной
- Как изменилась картина? Каким был Волк до того, как Журавль вытащил
кость? Каким Волк стал потом?
- Волк сначала смотрел жалостливыми глазами, а потом со злостью стал кричать
- Правильно ли повёл себя Волк?
- Волк повёл себя неправильно, Журавль ему помог, а он злом ответил.
- Охарактеризуем Волка. Какой он?
(На доске карточки со словами, характеризующими героев басни.)
ЗЛОЙ (кричал на Журавля)
ЖАДНЫЙ (Что Волки жадны всякий знает…)
НЕБЛАГОДАРНЫЙ (не поблагодарил Журавля)
- А Журавль какой?
ДОВЕРЧИВЫЙ (поверил Волку)
ДОБРЫЙ (спас Волка)
- Чем отличаются характеристики героев? А есть ли у них что-то общее?
- И Волку, и Журавлю не хватает совести. (Волк не поблагодарил Журавля.
Журавль сделал доброе дело и стал просить награду.)
- Какой поучительный вывод можно сделать? ( Какова мораль этой басни?)
-За доброе дело награды просить нельзя.
ДОБРОЕ ДЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ БЕСКОРЫСТНЫМ.
(Бескорыстный – без выгоды, материальной пользы.)
IV. Восприятие басни с музыкальным сопровождением.
- Чтобы ваше представление о басне было более полным и ярким, послушаем её
в исполнении Станислава Коренблита.
(У каждого на парте карточка с признаками характера звучания музыкального
- Как вы думаете, каким будет характер звучания музыкального произведения?
- Подтвердились ли ваши предположения? ( Вопрос задаём после
- Прочитайте те строки, которые звучали грозно. А есть ли строки, которые
Цели: познакомить с басней И.А. Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям, инсценировать ее, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, ориентироваться в учебной и художественной книге; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: участвовать в драматизации литературного произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.
— Прочитайте. Что это? (Это скороговорка.)
— Прочитаем орфографически (как пишем).
— Прочитаем орфоэпически (как произносим).
— Прочитайте с ускорением.
— Потренируйтесь в скорочтении.
— Что высмеивает народ этой скороговоркой?
— Какое произведение мы будем инсценировать?
— Определите цели урока. Чему мы будем учиться, чем заниматься?
IV. Работа по теме урока
— Кто знает, что такое квартет? (Квартет — музыкальное произведение для четырех исполнителей с самостоятельными партиями для каждого.)
— Как вы думаете, о чем эта басня?
— В басне вам встретятся слова, которые мы должны объяснить.
БАС — медный духовой музыкальный инструмент.
АЛЬТ — музыкальный смычковый инструмент, несколько больше скрипки.
ПРИМА — инструмент или голос, исполняющий ведущую партию.
ВТОРА — второй инструмент или голос в музыкальной партии. (Басню читает учитель на с. 63 — 64 учебника либо включает аудиозапись.)
— Интересно вам было слушать басню?
— Какие признаки басни вы видите в этом тексте? (Басня - короткий рассказ в стихах, где герои — животные. Вывод сформулирован в морали. Имеет иносказательный смысл.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте басню еще раз. Во время чтения обратите внимание на действия, которые совершают герои (можно эти слова подчеркнуть).
(Повторное чтение одним из учеников вслух.)
— Объясните выбор этих слов.
Затеяли — (решили сыграть, пришла такая мысль).
Пленять — (восхищать, поражать).
Дерут — (не играют, а извлекают неприятные, резкие звуки).
Не так сидите — (это главная причина того, что не получается музыка).
Случилось соловью на шум их прилететь – (выбран тот, кто действительно понимает толк в музыке, настоящий профессионал услышал не музыку, а шум).
— Где происходят события?
— Какая история описывается?
- Почему выбраны такие герои? Расскажите о каждом из них: как выглядит, что делает, мнение автора о нем.
— Какие крылатые фразы вы можете сказать о каждом из этих животных?
— Кто кому противопоставляется в басне?
— Над кем или чем смеется автор?
— Где особенно ярко видна авторская насмешка?
— Прочитайте мораль басни, если она есть. Как вы ее понимаете?
— Предлагаю вам после анализа текста и образов героев инсценировать басню. Какой реквизит нам понадобится?
— Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вами выбрана эта роль?
— Какое место в произведении занимает персонаж, роль которого вы хотите исполнить?
— Какими вы представляете себе его внешность, манеру держаться, говорить?
— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
— Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
4. пробуждать добрые чувства.
5. воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
3. планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
1. Организационный момент.
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
2. Актуализация знаний.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.
- Как вы думаете, о ком написаны эти строки? (эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове).
- Мы с вами уже знакомы с этим баснописцем.
- Что о нём вы могли сейчас рассказать?
Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста. В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.
И. А. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Его басни переведены более чем на 50 языков мира. Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.
-К какому жанру они относятся? (басня)
- Давайте обобщим знания об этом жанре с помощью теста.
Выберите правильный ответ
1. Басня – это:
а) краткий рассказ;
б) поучительный рассказ;
в) краткий иносказательный рассказ поучительного характера
2. Человека, который пишет басни, называют:
3. Басни писались с целью:
а) высмеять пороки людей
б) научить правильному поведению
в) показать пример для подражания
4. Форма речи басни носит:
а) прямое значение
б) иносказательное значении
а) есть вывод – мораль
б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
в) вывод не нужен.
6. В чём успех басен И.А.Крылова?
а) Они высмеивают не людей, а животных.
б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
в) Они высмеивают только богатых людей.
Ответы: 1 В; 2 В; 3 А; 4 Б; 5 А; 6 Б.
- Взаимопроверка.
- Самооценка.
Вывод: нам есть еще над чем поработать, уверена, что читая басни Крылова мы будем совершенствовать наши знания.
3. Работа над новым материалом.
- Какую цель для себя вы поставите на урок?
2. Развивать навыки беглого чтения
3. Находить мораль в произведении
4. Учиться анализировать басню
Что такое квартет? (Ответы детей) ( если не отв: где можно уточнить значение слова?)
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей
Где четыре музыканта
Замечательно играют,
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.
-Сядьте удобнее, расслабьтесь.
- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Первичное чтение произведения.
- Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера М.М. Козакова.
- Во время чтения басни вы глазами следите в тексте по учебнику, отмечая карандашом непонятные для вас слова.
- Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?
Прослушивание басни.
1. Проказница мартышка
4. Косолапый Мишка
- А можете их назвать?
- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)
Словарная работа.
- Какие слова в басне вам были непонятны?
Пленять – очаровывать.
Альт – музыкальный смычковый инструмент немного больше скрипки.
Бас – самый низкий голос (контрабас).
Прима – инструмент, играющий главную роль оркестре (скрипка).
Втора – второй по важности инструмент в оркестре.
Вторичное чтение произведения.
- Сейчас эту басню будите читать вы вслух.
- Какие цели вы поставите перед прочтением произведения?
1. Читать чётко, внятно, чтобы всем было понятно
2. Эмоционально и выразительно
3. Громко и грамотно
Работа над басней.
- Подумайте, на сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)
- Просмотрите глазами текст и определите границы частей басни.
- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование
2 часть – мораль
- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в басне.
Работа в паре.
- Какие животные участвуют в квартете?
Возьмите карточки
Дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)
Проказница- Мартышка
упрямый, туповатый
неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое
Косолапый Мишка
лишенный всяких музыкальных способностей
-Оценивание пары
Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)
Осел - упрямый, туповатый
Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
- А речь, только каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.)
-Почему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.)
- Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?
- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?
- Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении. (Выполняют по колонкам в парах)
I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:
II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла
III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья
Обратите внимание:
I ряд - читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
II ряд – читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
III ряд - читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка. (прослушать по 1 чел с ряда)
Групповая работа.
-Работа в шестёрках чтение по ролям
Самостоятельная работа.
В чьи уста Крылов вложил слова морали? Перечитайте мораль басни. В чем ее основная ее мысль? (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей?
- Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?
- Прочитайте задание в уч. стр30
4.Подведение итога.
Вспомните какую цель ставили на урок? Достигли ее?
С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?
- Какой человеческий недостаток высмеивает автор?
Закончите предложения:
Оценки за урок.
5. Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.
Материал предназначен для учителей начальных классов. Разработку урока можно использовать для проведения урока литературного чтения в 3 классе. Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО.
Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса
Тип урока: ОНЗ
Содействовать формированию умения определять басню по характерным признакам, находить мораль в произведении, читать басню по ролям: различать речь автора и героев басни; инсценировать её.
Содействовать развитию коммуникативных навыков: распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное произведение, договариваться друг с другом, использовать при чтении по ролям и исполнении роли мимику, жесты, интонацию; творческих способностей, навыков выразительного чтения; читательской грамотности.
Содействовать воспитанию организованности, самостоятельности, личной ответственности, нравственных качеств.
Планируемые результаты:
личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению, положительное отношение к собеседнику, готовность к произвольному поведению, положительное отношение к одноклассникам, участие в драматизации литературного произведения, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, учиться работать индивидуально, в парах, коллективно;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.), принимать учебную задачу и стремиться к её выполнению, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Предметные: научатся определять басни по их характерным признакам, инсценировать их.
Средства обучения:
- Электронная презентация к уроку, афиша, билеты, маски, реквизит.
- Портрет И.А. Крылова.
I Самоопределение к учебной деятельности.
Раз, два, три, четыре, пять!
Прозвенел звонок опять!
Ты готов к нему, дружок?
Проверяем по порядку:
Дневник, пенал, учебник и тетрадки!
- А какой урок у нас начинается?
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Читайте также: