Хватцев м е логопедия пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ
Обновлено: 07.07.2024
Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений.
Классическая работа одного из крупнейших советских специалистов по логопедии. В книге подробно рассмотрены многочисленные виды нарушения речи у ребенка: от возрастных до патологических, причины их возникновения и методы их устранения. Упор делается на игровые формы коррекции несовершенств речи дошкольников. Хватцев Михаил Ефимович (28 декабря 1883 - 11 января 1977) - виднейший советский педагог. С 1926 начинает работать логопедом в школе для умственно отсталых детей. В 1935 поступает на работу в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. Многие годы заведует кафедрой сурдопедагогики и логопедии. В годы войны работает консультантом в военных госпиталях и в школе для глухих. Возрождал систему коррекционной помощи детям с нарушениями речи в Ленинграде. В 1949 по его инициативе были открыты первые логопедические пункты в общеобразовательных школах. М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркивая их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга, во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. М. Е. Хватцевым были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органов слуха, расщепления неба и другие морфологические изменения речевого аппарата). Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций. Важную роль отводил социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения. Создал ряд фундаментальных работ в области логопедии. Автор более 70-ти работ по логопедии и сурдопедагогике. Создатель фильма "Артикуляции звуков русского языка" предназначенного для обучения глухих детей произношению. На основе своих исследований, обобщения трудов отечественных и зарубежных исследователей пишет учебник "Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ". Эта книга стала первым в России научно обоснованным учебником по логопедии и классической работой в области отечественной логопедии. Учебник выдержал много изданий и до сих пор популярен среди логопедов России. Перечисленное позволяет назвать его основоположником отечественной логопедии.
|