Художественное время и художественное пространство в сказке о царе берендее жуковского план урока

Обновлено: 02.07.2024

ПО 1. понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

ПО 2- иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

ПО 5- кратко пересказывать содержание произведения или отрывка

АИ 1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя

АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя

5.ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5.АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики героев, при поддержке учителя;

5.АИ 5. Х арактеризовать героев при поддержке учителя;

Учащийся достигает целей обучения, если:

дает верные ответы на вопросы, демонстрируя понимание произведения;

Дает характеристику герою;

Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Использует в речи художественные средства выразительности.

Связь с предметом самопознание

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов

На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как жанр, актуализировать уже известную информацию и извлекать новую.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Учитель п риветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха

Проверка домашнего задания:

Учащийся достиг цели обучения, если:

доказывает свою точку зрения, аргументирует свой выбор;

выражает свои мысли точно и ясно;

демонстрирует богатый словарный запас.

Учитель должен поощрять учащихся высказывать свою точку зрения, использовать термины в речи.

Рассмотреть иллюстрации разных художников к прочитанной сказке (на слайд-презентации).

Какие герои сказки изображены на этих иллюстрациях?

Как вы относитесь к ним? Почему?

Как поведение, речь героя раскрывают его характер?

Работа над теоретическими понятиями "сюжет", "эпизод", "элементы эпизода". Стратегия "Ключевые слова". Рассказ учителя о том, что писатель продумывает все изображаемые события в своем сочинении, а также отношения, которые должны сложиться между героями - это и есть сюжет литературного произведения. Элементом сюжета является эпизод.

И. Чтение статьи учебника "Сюжет литературного произведения". Стратегия "Чтение с пометками".

Г. После чтения статьи учебника выполняют задание"Перепутанные логические цепочки".

Восстановить правильную последовательность событий сказки.

1. Иван в прекрасном городе. Превращение Марьи в цветок. Марья на свадьбе Ивана. Пирог. Возвращение в царство Берендея.

2. Свадьба Ивана да Марьи.

3. Бегство Ивана и Марьи. Погоня. Мудрость Марьи-царевны.

4. Царь Берендей и его жена. Колодец. Обещание царя.

5. Встреча царевича в лесу с "чудным стариком". Уход Ивана-царевича из дома. Встреча с Марьей-царевной. Подземное царство (мир мёртвых). Испытание Ивана Кощеем. Помощь Марьи.

Дескрипторы:

-располагает основные события сказки в правильной последовательности;

-выявляет ряд связанных между собой событий, составляющих основу содержания прочитанной сказки.

Проверка. Правильный ответ вывести на интерактивную доску.

Ф. Наблюдение учителя.

Деление класса на три группы по усмотрению учителя или учащихся

На стенах класса развешаны портреты героев.

1 остановка: портрет царя Берендея, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

2 остановка: портрет Кощея, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

3 остановка: портрет Ивана-царевича, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

4 остановка: портрет Марья-царевны, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Группы останавливаются на остановках, дают характеристику данному персонажу и называют эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике. Учащиеся должны использовать в речи художественные средства выразительности.

Учащийся достиг цели, если:

Дает характеристику герою;

Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Использует в речи художественные средства выразительности.

Ф. Взаимооценивание и наблюдение учителя.

К. Аналитическая работа "Дай характеристику героям"(приём "Толстые и тонкие вопросы"). Ученикам предлагаются вопросы низкого и высокого мыслительного порядка.

1. Кто из героев сказки особенно дорог автору? Докажите это примерами из текста.

6. Марья-царевна могла обернуться…? Какой облик могла принимать дочь Кощея?

10.Опишите Кощея. Найдите в тексте отрывок, где В.А.Жуковский описывает его. В чем совпадает ваше представление об этом сказочном герое, а чем отличается?

-выбирает нужные фрагменты сказки;

-характеризует героя;

-дает развернутый ответ на вопрос;

-пересказывает эпизод.

Ф. Самооценивание. Наблюдение учителя.

И. Изобразительно-выразительные средства языка.

Наиболее подготовленные учащиеся, получившие заранее индивидуальное домашнее задание, расскажут в группах об изобразительных средствах, которые наиболее ярко проявляются в поэтике волшебной сказки: постоянных и красочных эпитетах, сравнениях, метафорах, олицетворениях, троекратных повторах, использовании уменьшительно - ласкательных суффиксов, гипербол.

П. Выполнение теста на соотнесение.

Ответы: 1._ 2._ 3._ 4._ 5.__6.__

- понимает значение терминов, умеет находить в тексте изобразительные средства;

Проверка. Правильный ответ вывести на интерактивную доску.

Ф. Самооценивание. Устное высказывание. Наблюдение учителя.

Творческая работа. Мини-сочинение.

На кого из героев этой сказки ты хотел бы быть похожим? Почему?

- выделяет важные для характеристики героя детали;

- использует цитаты из сказки для подтверждения своих мыслей;

-обосновывает свой выбор

Подведение итогов урока.

Конец урока

Я узнал…; Я открыл для себя…; Я понял, что…; Меня удивило…; Я согласен /не согласен, что…

Домашнее задание:

Дать развернутый письменный ответ на вопрос: поучительной или увлекательной, на ваш взгляд, получилась сказка у В.А. Жуковского? Почему? Объясните свою позицию/свой вывод.

Задание на дом:

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Учащийся достиг цели, если:

Пишет творческую работу;

Дает оценку изученному произведению;

Объясняет свою позицию;

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО учителя:

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

ПО 1. Понимать термины: фольклорная сказка, литературная сказка, сюжет, художественное время и пространство, композиция.

ОС 2. Сравнивать художественное пространство с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя;

АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя;

АИ 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос.

Большинство учащихся сравнивают художественное пространство с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя;

Некоторые учащиеся применяют полученные на других уроках знания при работе.

Языковая цель

Сравнивать художественное пространство с произведениями других видов искусства, давать краткий и полный ответ на вопрос.

Ключевые слова и фразы: сюжет, композиция, художественное время и художественное пространство;

Критерии оценивания

Учащийся: понимает значение терминов: сюжет, композиция, художественное время, художественное пространство; характеризует героев при поддержке учителя; дает краткие и полные ответы на вопросы.

Привитие ценностей

Способствовать развитию в учащихся лучших нравственных качеств

Межпредметные связи

Межпредметные связи прослеживаются с русским языком

Предыдущее обучение

Планируемые действия на уроке

Начало урока

I .Организация класса

1. Психологический настрой на урок.

Учитель говорит слова, дети повторяют за ним:

Отбросим в сторону переживания и неудачи.

Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,

И на уроке этом мы опять

Все поработаем на пять.

Деление учащихся класса на группы.

II Актуализация знаний.

1. Реализация домашнего задания.

Учащиеся предоставляют свой кадроплан одного эпизода.(Выставка рисунков ,предварительно пронумеровав рисунки учащихся)

Середина урока

1). Слово учителя.(Слайд 1)

Запись в рабочую тетрадь.(Слайд 2)

1. Художественное пространство - воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир.

2 . Запись в рабочую тетрадь.(Слайд 3)

Художественное время -это одновременно то представление о течении времени, которое характерно для автора- человека, и само время, изображенное в литературном произведении более или менее последовательно или дробно.

IV .Исследовательская работа "Художественное пространство и время в сказке Жуковского". Работа по карточкам.

Карточка№1.(Слайд 4)

Учитель подводит итоги работы с карточкой №1

Карточка №2.Слайд 5)

Учитель подводит итоги выполнения работы по карточке№2

V .Закрепление знаний.(Слайд 6)

Диптих (в переводе с древнегреческого языка означает "сложенный вдвое" ). Сегодня термин обычно применяется к парным картинам, | объединенным общей идеей или сюжетом, но также употребляется в отношении литературных произведений, где есть противопоставления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные связи

Связь с предметами казахская и зарубежная литература, самопознание

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов

Предварительные знания

На данном уроке учащиеся будут сопоставлять и анализировать ранее прочитанные ими произведения.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды

Учитель п риветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха

Проверка домашнего задания:

Черты сходства народной и литературной сказок

Различия между народной и литературной сказками

Критерии успеха:

Учащийся достигает цель обучения, если:

демонстрирует знание и понимание произведения;

указывает на черты сходства народной и литературной сказок (не менее 3);

указывает на различия между народной и литературной сказками (не менее 3);

Ф. Наблюдение учителя

Учитель должен вести наблюдение за работой учащихся в парах, выборочно проверить таблицы.

Для развития внимательного, вдумчивого прочтения текстов, т.е., развития навыков высокого мышления – анализа, сопоставления, сравнения и синтеза, учащиеся продолжают работать в парах, выполняя задание:

1. выполнение поручений

2. обещание царя

3. отлучка из дому

4. путешествие в чужой мир

6. испытание любви и верности

7. счастливый финал

Учащиеся должны назвать схожие сказки из казахской или мировой литературы, которые им знакомы.

Ф. Взаимооценивание пар.

Правильный ответ выводится на интерактивную доску:

3, 2, 4, 1, 8, 5, 6, 7.

Учащийся правильно располагает события во временной последовательности;

Называет схожие сказки из казахской или мировой литературы;

Для проведения игры класс делится на две команды и в команде учащиеся выполняют задание.

1. Выберите и прочитайте фрагменты сказки, где употребляется любимое народное число. Назовите его. Как называется этот прием?

6. Марья-царевна могла обернуться…? Какой облик могла принимать дочь Кощея?

8. «Но у __________ граница его государства;

9. «Что же случилось? С той самой минуты

Всё не по-старому стало в избушке; чудесное что-то

Г. Следующее задание учащиеся могут выполнять в тех же группах или можно сформировать другие группы. Они самостоятельно выберут ключевые с точки зрения развития сюжета эпизоды, обсудят предложенные вопросы, обменяются мнениями, подберут аргументы в защиту своей позиции. На подготовку отводится 3 минуты, на выступление -5 минут. Учащиеся в группе могут разделить вопросы между собой (дифференцированное распределение заданий внутри групп). При выступлении учащиеся одной группы могут взаимодополнять ответы друг друга.

Какое заглавие можно дать к выбранному вами эпизоду?

Какова основная мысль данного эпизода?

Какие качества характера проявляет каждый из героев в этом эпизоде?

С эпизодом какой сказки из мировой или казахской литературы вы можете сопоставить выбранный вами эпизод? Почему? (Для сопоставления учащиеся сами могут выбрать произведение из казахской или зарубежной литературы. Если учащиеся затрудняются, то учитель может заранее подготовить список названий сказок или фрагменты сказок).

В конце этого этапа один ученик/два/три представит/ят мнение своей группы.

Критерии успеха

Учащийся достигает цель, если:

Анализирует определенный эпизод;

Точно и ясно выражает свои мысли;

Обосновывает и аргументирует свою точку зрения;

Для доказательства использует идеи из текста

Сопоставляет выбранный фрагмент с фрагментами из казахской или зарубежной литературы;

Выполнение данного задания должно быть интерактивным, группы должны взаимодействовать друг с другом и обмениваться идеями и мыслями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.

Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.

Оборудование: интерактивная доска

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.

- Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)

- Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?

- Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчест­вом вы уже знакомились во 2 и 3 классах.

- Можете ли вы прочитать их наизусть?

Учитель читает вступительную статью перед сказкой.

- Что вы узнали из жизни писателя?

IV. Изучение нового материала

1. Первичное чтение первой части сказки.

2. Беседа после чтения:

· Как царь оказался у колодца?

- Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

- Как автор описывает Кощея Бессмертного?

- Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

- Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

- Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

- Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?

- Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?

- Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)

- Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?

- Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?

- Какой совет дала Марья-царевна Ивану?

- Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе­вичу?

- Помог ли царевичу ее совет?

- Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Мучается бедный ослик,

Что сначала съесть, что после?

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти.

Ослик головою вертит.

Снизу свежая трава

VI Закрепление нового материала 1. Работа над иллюстрацией

- Кто на ней изображен?

- Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?

- Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?

- Опишите, как выглядит Иван-царевич?

- Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)

Читайте также: