Художественное своеобразие романа герой нашего времени план урока

Обновлено: 07.07.2024

2.Как вы понимаете смысл названия?

-Что значит герой? (исключительный по доблестям человек; главное действующее лицо произведения; человек, который представляет эпоху, время)

5. Лермонтов задумал свой роман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души.

6. После нелестных отзывов М.Ю. Лермонтов написал предисловие к роману, расставив тем самым необходимые акценты.

8.Но Лермонтов нарушает эту последовательность.

9. Цель одна: полнее раскрыть характер главного героя, показать историю его души.

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое;

вы носили меня на своих одичалых хребтах,

облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,

и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

3. Много своих произведений Лермонтов посвятил Кавказу. Почему?

Найти и зачитать отрывки из текста, описывающие пейзаж. (стр. 357, 359,375)

С помощью пейзажа автор создает определенную настроенность, чаще он не просто описывает место событий, а дает оценку этим событиям или герою.

А главная героиня этой повести тоже жительница Кавказа. Скажите, каково положение женщин у горных жителей? ( Сильные традиции. Жизнь семьи полностью зависит от воли деда или отца. Участие женщин было ограничено. Даже внутри дома, разговаривая с мужчиной, должна была прикрывать лицо. Ей не позволялось разговаривать со старшими в доме. При появлении в доме постороннего, сразу уйти!)

Дадим характеристику Бэле.

Чтение, стр. 364. Красивая, сильная натура! На что обращает внимание автор? (на глаза!)

От чьего имени ведется повествование?

Для чего Лермонтов знакомит нас с Печориным глазами Максим Максимыча? Роман несколько раз экранизировался, вот кадр из одного фильма, изображены Печорин и Максим Максимыч.

Кто такой Максим Максимыч? дайте характеристику!(знаток Кавказа, обычаев этого народа, особенностей характера, человек очень внимательный, наблюдательный, рассудительный, но судит обо все просто, незамысловато; отзывчивый, добрый)

Какую роль он играет в произведении? Сочувствующий свидетель или непосредственный участник событий? Он помогает раскрыть образ Печорина!

Портрет - изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться.

Комментированное чтение, стр. 362

А каков психологический портрет? Что удивляет Максим Максимыча в Печорине? Понимает ли Максим Максимыч Печорина? Нет! Они совершенно разные: у Максим Максимыча душа открыта, чувства напоказ,иа у Печорина?

Чтение, стр. 382. Что еще вы можете добавить к характеристике Печорина? (решительный, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость…)

Любит ли Печорин Бэлу? Как он добивается ее любви? Когда исчерпаны все средства, Печорин решает поступить по справедливости: он дает Бэле право выбора, или его любовь или отцовский дом…(Кадр из фильма)

Белинский писал: "Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…".)

23.Как проявляется противоречивость его характера после смерти Бэлы? (он вне себя от горя, похоронив, смеется, потом долго болеет)

IV. Итоги урока, Д/З

1. Итак, мы начали знакомство с этим необычным героем. 2. Вам понравился герой?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 9 классе

1. Обсудить композицию произведения.

3. Определить своеобразие характера главного героя.

Организационный момент (приветствие, цели урока)

2.Как вы понимаете смысл названия?

-Что значит герой? (исключительный по доблестям человек; главное действующее лицо произведения; человек, который представляет эпоху, время)

5. Лермонтов задумал свой роман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души.

6. После нелестных отзывов М.Ю. Лермонтов написал предисловие к роману, расставив тем самым необходимые акценты.

8.Но Лермонтов нарушает эту последовательность.

9. Цель одна: полнее раскрыть характер главного героя, показать историю его души.

III. Работа с текстом

Где происходят события повести? Кавказ. (музыка, чтение стихотворения)

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;

вы носили меня на своих одичалых хребтах,

облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,

и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

3. Много своих произведений Лермонтов посвятил Кавказу. Почему?

Найти и зачитать отрывки из текста, описывающие пейзаж. (стр. 357, 359,375)

С помощью пейзажа автор создает определенную настроенность, чаще он не просто описывает место событий, а дает оценку этим событиям или герою.

- Казбич , стр. 364

А главная героиня этой повести тоже жительница Кавказа. Скажите, каково положение женщин у горных жителей? ( Сильные традиции. Жизнь семьи полностью зависит от воли деда или отца. Участие женщин было ограничено. Даже внутри дома, разговаривая с мужчиной, должна была прикрывать лицо. Ей не позволялось разговаривать со старшими в доме. При появлении в доме постороннего, сразу уйти!)

Дадим характеристику Бэле.

Чтение, стр. 364. Красивая, сильная натура! На что обращает внимание автор? (на глаза!)

Как знакомятся Бэла и Печорин? Как она относится к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Сильно ли ее чувство к Печорину? Почему сначала она отвергает его любовь?(ГОРДОСТЬ!)

Почему сдается? Основная черта ее характера. а как сейчас? Актуально ли гордое поведение девушки, женщины сейчас? (обсуждение)

От чьего имени ведется повествование?

Для чего Лермонтов знакомит нас с Печориным глазами Максим Максимыча? Роман несколько раз экранизировался, вот кадр из одного фильма, изображены Печорин и Максим Максимыч.

Кто такой Максим Максимыч? дайте характеристику!(знаток Кавказа, обычаев этого народа, особенностей характера, человек очень внимательный, наблюдательный, рассудительный, но судит обо все просто, незамысловато; отзывчивый, добрый)

Какую роль он играет в произведении? Сочувствующий свидетель или непосредственный участник событий? Он помогает раскрыть образ Печорина!

Обратимся же к портрету главного героя.

Портрет - изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться.

Психологический портрет – портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

Комментированное чтение, стр. 362

А каков психологический портрет? Что удивляет Максим Максимыча в Печорине? Понимает ли Максим Максимыч Печорина? Нет! Они совершенно разные: у Максим Максимыча душа открыта, чувства напоказ,иа у Печорина?

Чтение, стр. 382. Что еще вы можете добавить к характеристике Печорина? (решительный, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость…)

Любит ли Печорин Бэлу? Как он добивается ее любви? Когда исчерпаны все средства, Печорин решает поступить по справедливости: он дает Бэле право выбора, или его любовь или отцовский дом…(Кадр из фильма)

Радует его эта любовь? Долго длится счастье? Он готов бороться за свою любовь? Почему, полюбив, не обретает он душевного равновесия? Ответ найдем в тексте стр. 383

Белинский писал: "Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…".)

23.Как проявляется противоречивость его характера после смерти Бэлы? (он вне себя от горя, похоронив, смеется, потом долго болеет)

IV. Итоги урока, Д/З

1. Итак, мы начали знакомство с этим необычным героем. 2. Вам понравился герой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развитие умений анализировать, сравнивать, умение выделять главное, работа с текстом; обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся. - осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. 1961

Найдите временные указатели в каждой из повестей и объясните, какова хронологическая последовательность событий в романе?

Объясните, почему Лермонтов нарушил хронологическую последовательность в романе?

Е.А. Баратынский. Письмо И.П. Киреевскому. 1831

Б. Т. Удодов. М. Ю. Лермонтов. 1973

Прочитайте высказывания учёного.

А. Б. Есин. Психологизм русской литературы. 1988

Поразмышляйте и над этой особенностью романа. Сколько в романе рассказчиков? Почему сначала повествование ведётся от имени Максима Максимыча, потом от имени проезжего офицера, близкого своим пониманием жизни Печорину, а потом – о себе рассказывает сам герой? Как такая смена рассказчиков связана с показом внутреннего мира Печорина?

История создания романа. Особенности жанра и композиции.

…грустная дума о нашем поколении…


взаимоотношения личности и общества, человека и среды, воспитавшей его (Грибоедов, Рылеев, Пушкин).

становление личности, ее развитие, поиски смысла жизни и определение своего предназначения.

Проблематика:



Сюжет:

события в том порядке, в котором о них сообщает автор.

Фабула:

совокупность событий в их естественном хронологическом порядке.

Предопределение:

заранее определить, обусловить;

в религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и все происходящее в мире.

Рок – несчастная судьба.

Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.

Фаталист – человек склонный к фатализму.

Почему Лермонтов изменил хронологическую последовательность событий в романе?
Какова его цель?

Такое построение дает автору возможность:

максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

проследить историю его внутренней жизни;

образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.



Читатель заинтересован, но делать выводы еще рано. Автор передает право рассказать о Печорине проезжему офицеру, от лица которого ведется повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Повествователь пытается понять характер Печорина, поэтому с радостью берет у Максим Максимыча записки самого героя.

Проблемный вопрос: Печорин – герой своего времени?

Мнения современников Лермонтова о Печорине:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся с романом М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", особенностями его жанра, композиции, сюжета.

Конспект урока в 9 классе на тему:

- развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

- воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

- формировать культуру восприятия художественного текста.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция

Эпиграф к уроку:

В. Г. Белинский

Вступительное слово учителя

(учащиеся делают записи в тетради)

Работа по теме урока

Теория литературы

Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.

























Эволюция души главного героя Погружение в душу. Эволюции

Особенности композиции (работа с таблицей)

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.

Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

“Максим Максимыч” /5/

“Предисловие”к“Журналу Печорина” /6/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

“Предисловие” к “Журналу Печорина”.

Сколько в романе повествователей?

Такое построение дает возможность автору:

— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

— проследить историю его внутренней жизни;

— раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

— как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

Смысл названия романа

-исключительный по доблестям человек;

-главное действующее лицо произведения;

-человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?

2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?

Подведение итогов урока.

-В чём необычность композиции романа Лермонтова?

- Почему произведение "Герой нашего времени " является первым психологическим романом в русской литературе?

армии, сражавшихся на Кавказе. В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).

Домашнее задание.

Читайте также: