Педагогическое насилие в школе

Обновлено: 03.07.2024

Эмоциональное насилие учителей может серьезно сказаться на здоровье ребенка. Вот почему родителям важно вовремя увидеть эту проблему и быстро среагировать.

Каково сейчас учиться детям — хорошим, прилежным, старательным и интересующимся знаниями?

Впечатления школьника, закончившего на очень хорошие оценки 11 классов одной из лучших школ крупного города России:

«У меня со школой отношения были всегда натянуты до предела. И да, я любила учиться, и проблема была не в предметах. Проблема была в учителях.

Прекрасные на вид, но озлобленные на весь мир и на беззащитных детей в особенности — видимо, это критерии для найма на работу.

Что ни учитель, то отдельная клиника. Одна устраивает скандалы с унижением учеников по поводу и без, другая пытается манипулировать запуганными десятиклассниками, угрожая отказаться от классного руководства, третья орет "Дурак! Дебил!" за любое промедление в решении уравнения у доски.

На последнем звонке они же будут говорить вашим родителям, как трепетно любят нас и как рады были провести нас через сложную пору детства и юношества. Вам же, дети, именно учителя скажут: что вы завалите экзамены, что вообще готовить к ним они вас не обязаны, сдайте на минимум и идите мести дворы — вот ваша судьба остолопов.

У этого бывшего школьника сейчас все хорошо: университет, студенческая жизнь, интересные проекты, хорошее окружение. И это благодаря поддержке родителей — они не допустили, чтобы ребенка сломали, и научили его постоять за себя._

Дети несправедливость кожей чувствуют! И тем она для них больней.

Невозможность защитить себя, отсутствие опыта, знаний о людях и жизни порождает детскую уязвимость, открывает путь агрессору.

Именно потому ребенок — идеальный вариант для абьюзера оттачивать мастерство и безнаказанно наслаждаться своей властью и контролем.

Но ведь так было не всегда. Что происходит сейчас с образованием в школе? Откуда так много эмоций и давления? Почему образовательное учреждение приобретает статус пространства для эмоциональной ломки и эмоционального насилия над личностью маленького человека?

Почему учителя используют психологическое насилие

• Первый ответ лежит на поверхности. Нет стандартов морально-психологической, культурной компетентности педагога при приеме на работу. Их просто нет! Не предусмотрены. Диплома о профильном образовании достаточно. Опыт работы не обязателен.

• Профессия учителя стала социально незначимой. Статус учителя в обществе потерян. Уважение тоже. Зарплаты — не разбежишься. В школы очередь из учителей не стоит, конкурса на место нет. Некому учить детей.

• Стандарты образования изменились. Учителю некогда строить доверительные отношения с ребенком. Учитель должен заполнять отчеты и писать учебные планы.

80% времени уходит на бумажную работу за пределами класса. Когда смотреть в глаза ученику?

Да и зачем? За это не доплачивают.

Как проявляется эмоциональное насилие педагога

Создание обстановки общего недоверия. Все всем не доверяют.

Поддержание разобщенности и противостояния в классе.

Деление на группы: отличники и хулиганы, гордость класса и позор класса. Отдельная группа — изгои: плохо прошли психологический тест, не понимают сразу объяснение учителя, медленно усваивают материал, медленно едят, некрасиво выглядят, слишком худые, слишком толстые (переход на личности) и тому подобное.

Неуважение к личности ребенка. Высмеивание недостатков характера, привычек, личных особенностей ребенка, обесценивание его достижений и стараний.

Негативные отзывы в адрес ребенка как человека в некорректной форме и публично выраженные.

Самоутверждение за счет маленького человека, который заведомо не даст отпор.

Нет цели помочь ребенку изменить ситуацию, привычки и поведение, стать компетентнее. Есть цель сделать больно, заклеймить, дать оценку, присвоить категорию. Без возможности выхода и изменений.

Какие ученики оказываются в зоне риска

Уже первоклассников могут оскорблять, ставить при всех в классе в угол, наказывать выставлением к доске и так далее. Это все на фоне низкой дисциплины учеников, которые отказываются слушать и слышать учителя. Учитель уже ни для кого не авторитет. Увы и ах!

В зоне риска две основные группы детей:

Результат. Ребенок замыкается, перестает участвовать в учебном процессе, начинает отказываться идти в школу или получать знания вообще из любого источника. Образование начинает ассоциироваться с эмоциональной болью.

При эмоциональных наездах в свой адрес выбрасывают энергию агрессии в разы превышающую воспитательный посыл. Чем постоянно кормят агрессора. Симбиоз с агрессором получается стопроцентным.

Результат. Как не учились, так учиться и не будут.

Как понять, что ребенок — жертва эмоционального насилия педагога

Определяющий фактор: насколько хороший контакт у родителей с ребенком. Как хорошо вы знаете своего ребенка, как много с ним общаетесь?

Эмоциональное насилие учителя над ребенком возможно только при безразличии родителей!

• Первый признак — поведенческий. Ребенок ведет себя не так как всегда.

С тихими детьми немного сложнее. Они могут замкнуться, не рассказывать, бояться огорчить папу и маму и так далее. Но в их поведении, играх, разговорах с игрушками, рисунках начнут происходить интересные диалоги, появляться новые слова и эмоции.

Когда заходит речь о школьной травле, большинство представляет себе группу учеников-забияк, которые издеваются над более слабым ребенком. Но, к сожалению, ребенок может подвергаться школьному насилию и со стороны педагогов. Как это происходит, как распознать учителя-абьюзера, и как защитить своего ребенка? Рассказывает психиатр и психотерапевт Василий Шуров.

Что такое педагогическое насилие?

Педагогическое насилие – это пренебрежение потребностями учеников, нарушение их личных границ, применение психологического и физического насилия к ребенку со стороны педагога.

Основные причины и цели педагогического насилия:

Достижение быстрых образовательных результатов. Применение насилия как попытка повысить успеваемость учеников, улучшить рабочие показатели.

Укрепление авторитета. Насилие как способ быстро укрепить свой авторитет в глазах учеников.

Личные проблемы. Насилие как следствие низкого уровня эмпатии, недостаточного уровня самосознания и эмоционального самоконтроля со стороны педагога, проявление личных психологических травм и нарушений, результат чрезмерной рабочей нагрузки.

Я срываюсь на детей, потому что не могу себя контролировать, у меня накопились проблемы в работе и/или частной жизни.

Признаки учительского абьюза

Личность педагога играет огромную роль в жизни ребенка – после родителей это второй по значимости авторитет в его жизни.

От учителя зависит многое:

· Он формирует отношение ребенка к определенному предмету или учебе в целом, влияет на его мотивацию

· Отношение учителя влияет на самооценку ребенка

· Отношение и поведение учителя задает рамки допустимого в отношении ребенка и для других учеников

Словом, учитель наделен немалой властью – и, к сожалению, далеко не все педагоги используют ее во благо ученикам. Некоторые применяют в своей практике различные методы психологического и физического насилия.

Крик

В нашей нейробиологии заложено внимательное отношение к громкости и тембру голоса – ведь, используя эти инструменты, окружающие подают нам сигнал тревоги, опасности. Уровень адреналина возрастает, сердцебиение ускоряется. Мы боимся!

Учитель может использовать этот инструмент в благих целях – например, при реальной угрозе жизни и здоровью учеников.

Если же крики становятся постоянной частью учебного процесса – с одной стороны, ребенок проводит школьное время в постоянном стрессе, с другой – постепенно теряет чувствительность к этим сигналам авторитетного человека и может проигнорировать их при реальной опасности.

Невербальное насилие

Мимика, жесты и позы могут стать таким же сигналом опасности, как и голос.

Некорректная критика − оскорбления личности

Это происходит, когда вместо оценки действий ученика педагог переносит внимание на саму его личность :

Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание

Чтобы усилить воздействие на ученика, педагог может вызывать у него чувство вины и стыда при помощи прилюдного унижения, сравнения, обесценивая его труда:

Помимо подавления самооценки, грубое и предвзятое отношение к одному из учеников может стать пусковым механизмом для травли этого ребенка классом.

Подробнее о том, как взрослые могут навязывать ребенку стыд, мы писали здесь .

Оценка внешности

Разрушать самооценку и провоцировать травлю в классе также может обсуждение учителем внешних особенностей ребенка:

· Черты лица и конституция тела

· Качество и внешний вид одежды

· Цвет волос и прическа

· Макияж, аксессуары и другие формы самовыражения

Ребенок приходит в школу для получения знаний. На его успеваемость напрямую влияет концентрация внимания на предмете, мотивация к учебе, атмосфера образовательного процесса, ощущение комфорта и безопасности. А акцент на его внешнем виде заставляет ребенка чувствовать себя тревожно, испытывать вину, стыд, неуверенность в себе, терпеть насмешки окружающих.

В отличие от яркой футболки и броского макияжа, эти стресс-факторы действительно мешают ребенку эффективно учиться.

Яркий пример - за такую прическу 4-классника в Сосновоборске пытались отстранить от занятий. Источник: Яндекс-картинки

Яркий пример - за такую прическу 4-классника в Сосновоборске пытались отстранить от занятий. Источник: Яндекс-картинки

Оценка достатка ученика

Педагог может использовать публичный акцент на благосостоянии семьи ребенка в качестве опосредованной психологической манипуляции.

Учитель не хочет или не может напрямую обратиться к родителям ребенка для решения финансовых вопросов. Поэтому он допускает шутливые или саркастические замечания, или же прямое публичное унижение в адрес ребенка. Ребенок обращается к родителям за помощью, они хотят защитить ребенка от нападок − и выполняют финансовые требования учителя:

В особо тяжелых случаях дело доходит до попыток сегрегации ученика:

Ребенок никак не может повлиять на благосостояние своей семьи, он вынужденная жертва обстоятельств. И регулярные нападки учителя лишь усугубляют его психологическое состояние, делают его мишенью для травли.

Нарушение приватности

Это посягательство учителя на приватность частной жизни ученика, личные данные и вещи.

Вербальные нарушения:

Физические нарушения:

Игнорирование физических потребностей, прямое насилие

Это наиболее тяжелая и разрушительная форма насилия со стороны педагога.

Игнорирование потребностей:

Прямое физическое насилие: толчки, шлепки, подзатыльники, удары, тряска ученика.

К счастью, с появлением у школьников мобильных телефонов, до широкой общественности стали чаще доходить данные об унижении и насилии в школах. Источник: Яндекс-картинки

К счастью, с появлением у школьников мобильных телефонов, до широкой общественности стали чаще доходить данные об унижении и насилии в школах. Источник: Яндекс-картинки

Как защитить ребенка от педагогического насилия?

1. Доверительные отношения с ребенком

Ребенок должен знать, что он может прийти к вам в трудную минуту, поделиться с вами переживаниями без страха быть обвиненным или наказанным. Напоминайте ему об этом, искренне интересуйтесь его школьными делами и настроением. Дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать, проанализировать ситуацию и спокойно разобраться в проблеме, защитить его при необходимости.

2. Обучение личным границам

Ребенок должен знать, что никто не имеет права его унижать и оскорблять, применять физическую силу и допускать неприятный ребенку физический контакт, игнорировать физические потребности, без оснований и уведомления родителей и администрации обыскивать его личные вещи.

Подробнее о личных границах мы писали здесь .

3. Анализ успеваемости

Если вы видите, что успеваемость ребенка пошла на спад – по всем, или по одному из предметов – стоит подробнее расспросить его об этом. Причиной могут быть нарушения самочувствия, проблемы со сверстниками − или нарушение в отношениях с учителем, администрацией школы.

4. Спокойствие и здравомыслие

Если вы выявили факт педагогического насилия, попросите администрацию школы разобраться в вопросе. Если же руководство игнорирует проблему, а ребенок продолжает сообщать о нарушениях – есть смысл жаловаться в вышестоящие органы и менять учебное заведение.

Другие статьи по теме:

Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

И будьте здоровы!

Школьный возраст - это сложный период пе­рехода от детства к зрелости. Имеются данные, указывающие на часто наблюдаемые преневротические и психосоматические расстройства среди школьников, связанные со школьной средой и про­цессом обучения (1,3). Одной из причин данных откло­нений может быть фактор, который мы назвали "синдромом педагогического насилия". Под синдромом педагогического насилия мы понимаем влияние неадекватных педагогических методов, действий и программ на возникновение комплекса отклонений в состоянии здоровья школьников. Синдром педагогического насилия следует подразделять на синдром узаконенного легитимного педагогического насилия, административного педагогического насилия и авторитарного педагогического насилия (2).

Классификация синдрома педагогического насилия (Ганузин В.М.,2003):

1.Синдромом легитимного (узаконенного) педагогического насилия.

2.Синдромом административного педагогического насилия.

3.Синдромом авторитарного педагогического насилия.

Синдромом легитимного педагогического насилия мы обозначили введение утвержденных министерством программ школьного образования, которые школьники не могут усвоить в силу сво­их физиологических и психических особенностей развития в результате чего появляются отклонений в состоянии здоровья. При этом, как для школьников и их ро­дителей, так и для учителей нет альтернативного решения. Авторы программ обычно ссылаются на аналогичные программы в других, наиболее раз­витых странах. При этом не учитывается эконо­мическое состояние и состояние здоровья детей в нашей стране. Наиболее изученным в настоящее время является влияние введения программы обу­чения детей с 6-летнего возраста на состояние их здоровья. Было введено обучение с 6-летнего воз­раста без наличия должной экономической, социальной, психолого-педагогической и гигиенической базы. Как следствие этого, был отмечен рост функциональных отклонений в состоянии здоро­вья детей и ряда хронических заболеваний. Возникновение функциональных отклонений и хронических заболеваний под воздействием школьных программ, по данным ученых, чаще формируется у учащихся 1-4 и 10-11 классов.

Синдромом административного педагогического насилия - возникновение отклонений в состоянии здоровья у детей связанное с введением администрацией школы не узаконенных программ, обязательных и факультативных занятий, замену одних уроков другими (например, уроков физкультуры на уроки иностранного языка, математики и т.д.) по профилю школы, введение обязательного посещения школьниками начальных классов групп продленного дня и т.д.

Особая роль в формировании благоприятного климата в школе и классе принадлежит учителям. Любая форма плохого обращения педагога с детьми – насилие над ними, т. к. школьники не могут себя защитить. Синдромом авторитарного педагогического насилия - возникновение отклонений в состоянии здоровья у детей, проявляющихся при непосредственном контакте учителя и ученика в условиях педагогического процесса. Оно может быть направлено на целый класс, группу школьников или непосредственно на конкретного ученика. При этом одновременно страдают школьники и их родители с одной стороны и сами педагоги – с другой.

Нами предложен экспресс-метод для определения синдрома авторитарного педагогического насилия. Он проводится с помощью анкеты, которая включает в себя ряд вопросов, отражающих взаимоотношения учеников и педагогов:

А. 1. Были ли у Вас конфликты с преподавателями Да/ Нет
2. Боялись ли Вы своих преподавателей? Да/ Нет
3. Подвергались ли Вы педагогом унижению? Да/ Нет
4. Относились ли к Вам педагоги несправедливо? Да/ Нет
Б. Перечисленные выше взаимоотношения с педагогами явились причиной развития у Вас: Да/Нет
а) невротического состояния Да/Нет
б) угнетения настроения Да/Нет
в) депрессивного состояния Да/Нет
г) головной боли Да/Нет
д) боли в животе Да/Нет
В. Если у Вас имелись хронические заболевания, то негативное взаимоотношения с педагогами приводили к их обострению? Да/Нет

Анкета заполняется анонимно школьниками под руководством школьного психолога. Итоги анкетирования должны доводиться до администрации и педагогического состава школы.

По данной методике нами проведено анкетирование 220-ти студентов медицинской академии, обучавшихся до поступления в ВУЗ в общеобразовательных школах различных регионов России.

По мнению анкетированных, у 58,6% из них в период обучения в школе отмечалось наличие конфликтов с учителями; 51,8% - боялись своих учителей; 35,1% - подвергались унижению педагогами; к 75,7% учителя относились несправедливо.

Результатом таких взаимоотношений, согласно данным опроса, явилось ухудшение состояния здоровья учащихся. При этом у 67,1% школьников отмечались невротические расстройства; у 52,7% - угнетение настроения; у 22,5% - депрессивное состояние; у 14,4% - боли в животе; у 47,5% - головные боли; у 14,9% - обострения хронических заболеваний.

При авторитарном педагогическом насилии у школьников можно выделить ряд общих признаков:

Страхи. В классах, где практикуется педагогическое насилие, школьники, особенно начальных классов, переживают чувство страха, незащищенности. Поведение их под действием страхов может быть разнообразным: от фантазерства, лживости, обмана, нерешительности, пассивности до аутизма и агрессивности. В ряде случаев у детей формируются пограничные психические состояния типа неврозоподобных и неврозы.

Изоляция. В большинстве случаев, когда практикуется педагогическое насилие, сам факт насилия открыто не обсуждается. Учителя дают понять школьникам, что не следует обсуждать создавшуюся ситуацию в классе с родителями или с друзьями. Это заставляет детей, участвующих в конфликте, чувствовать себя изолированными, не такими, как все в классе. Может быть и обратная ситуация, когда педагоги открыто обсуждают конфликт, различными способами привлекая на свою сторону основную массу учащихся в классе (школе) и таким образом способствуют изоляции отдельного ученика или группы школьников.

Вовлечение в конфликт. В старших классах встречаются сильные личности из школьников, которые хотят остановить педагогическое насилие и конфликты, периодически возникающие в классе между учителем и учеником. Такие школьники часто испытывают чувство ответственности за создавшуюся ситуацию, хотят разрешить конфликт. При этом они могут так глубоко вовлекаться в конфликт, что испытывают чувство собственной вины за создавшуюся ситуацию, становятся напряженными, нервными.

В свою очередь, формы реакции школьников на педагогическое насилие могут быть разнообраз­ными и зависят от множества факторов. К психо­соматическим и невротическим расстройствам приводят кризисные ситуации в семье, негармонич­ные типы семей, конфликтная структура семьи; личность родителей, неполная семья. Большую роль в ответной реакции на педагогическое наси­лие играет также тип семейного воспитания.

При отверженном типе воспитания ребенок ощущает себя лишним в семье. Родители считают, что все несчастья и неудачи в их собственной се­мье связаны с данным ребенком. Школьника по­стоянно заставляют чувствовать, что он плох, не­умел, несообразителен и, вообще, только мешает всем в доме. В этом случае ребенок перестает ве­рить в свои силы и постоянно переживает чувство вины. Отношение к неудачам в школе и возникно­вение болезни на этой почве у ребенка формирует­ся как наказание за что-то.

Может быть и другой тип воспитания в семье - гиперопека. В этом случае родители проявляют чрезвычайную заботу и повышенную тревожность в вос­питании своего ребенка. В результате такого воспи­тания дети становятся заторможенными, невротичес­кими. У них появляются фобии, эмоциональная не­уравновешенность. В раде случаев дети становятся пассивными, зависимыми от старших, в связи с чем неадекватно реагируют на учебный процесс и плохо приспосабливаются к условиям школы.

При воспитании в семье по типу повышенной моральной ответственности у детей от постоянного напряжения в условиях конфликтной ситуации с пе­дагогом могут возникать неврозы, психические и пси­хосоматические расстройства. При противоположном типе воспитания в семье для школьника созда­ется неблагоприятная психологическая ситуация в форме противоречивых требований, затрудняющая адаптацию к школе и углубляющая формирование на этом фоне невротических форм личности.

К невротическому развитию личности приво­дят, как правило, непоследовательный и противоречивый стиль воспитания, несоответствие требо­ваний родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституциональным и половым особенностям, непринятие индивидуальности и эмоциональное непринятие детей, неравномерный характер воспи­тания в различные периоды жизни детей.

Таким образом, синдром педагогического насилия является одним из факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье школьников. Поэтому, исходя из выше изложенного, мы предлагаем следующие пути профилактики данного синдрома:

· Во-первых, родители должны получить советы детского врача и психолога, какую программу в школе сможет освоить их ребенок.

· Во-вторых, администрация школы должна контролировать психологический климат в школе и классах, при необходимости корригировать стиль работы педагогов с учениками, а также не должна внедрять авторские программы обучения, не прошедшие сертификацию.

· В-третьих, должна быть координация деятельности медицинских, педагогических работников и психологов в изучении данного синдрома, что позволит скоординировать их совместную работу по профилактике заболеваний и оздоровлению детей в условиях образовательного учреждения.

Болотова Н.В., Фалина Н.Ю. Психофизиологический статус школьников// Материалы X IV Конгресса педиатров России. – М., 2010, с.107.

Жданова Л.А., Мальцева Л.К., Зайцева Е.С. Стиль поведении учителя и состояние здоровья детей // Материалы X IV Конгресса педиатров России. – М., 2010, с.286.


1. Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 167–173.

2. Дементий Л.И., Колодина А.В. Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка // Вестник ОмГУ. 2013. № 2 (68). С. 182–187.

3. Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении // Медицинская психология в России. 2013. T. 5. № 5. С. 15.

4. Печеркина А.А. Психологические детерминанты психологического насилия в образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 122–125.

5. Ковалёва Е.А. Педагогическое насилие, его причины и способы преодоления // Психология человека в образовании. 2019. № 2. С. 146–157.

Для человека, который оказывался в ситуациях, связанных с проявлениями насилия, характерно переживание психологического кризиса, последствия которого могут сопровождать личность на протяжении всей жизни [2]. Как следует из ряда научных публикаций [3], педагогическое насилие со стороны учителя приводит к появлению у детей (подростков) следующих признаков: страха и чувства незащищенности, ощущения изолированности от коллектива и членов семьи (когда о произошедшей в учебном заведении ситуации не принято говорить), разочарования в учебной деятельности, агрессивного поведения. Особое внимание хотелось бы обратить на то, как педагогическое насилие фактически перечеркивает перспективу развития личности в комфортной обстановке, формируя стойкое негативное отношение к обучению.

Официальной статистики или каких-либо масштабных статистических исследований со стороны независимых экспертных сообществ по проблемам насилия со стороны педагогов не проводилось. Есть лишь несколько тематических публикаций, позволяющих оценить масштаб распространения проблемы. Например, это уже упоминаемая работа И. Ганузина, в которой приводятся следующие данные: проведено анкетирование 220 студентов, 51,8 % из них заявили, что в школе боялись своих учителей; 35,1 % – подвергались унижению педагогами. Исследование А.А. Печеркиной показало, что у 58 % обучающихся нарушен эмоциональный компонент отношения к педагогу, что означает наличие интенсивного психологического дискомфорта в общении с учителем [4]. Подобные цифры показывают, что актуальность дальнейших исследований рассматриваемого в статье феномена не может вызывать сомнений.

Ведущим фактором, провоцирующим акты педагогического насилия, остается личность учителя. Насильственные действия с его стороны могут быть обусловлены как личными особенностями, так и отсутствием надлежащей профессиональной подготовки. В первом случае через унижение и подчинение учитель лишь реализует собственные ценностные установки, возвышает себя над остальными, заведомо не способными оказать активное сопротивление [5]. Во втором случае мы сталкиваемся с неспособностью педагога найти эффективные пути взаимодействия с обучающимися, с его страхом потерять контроль и отсутствием понимания сути и методики собственной профессии. К перечисленным выше причинам проявления насилия можно отнести и постоянный стресс, вызванный нарушением трудовых прав учителей в некоторых учреждениях.

Цель исследования: качественный анализ материалов комплексной психологической помощи участникам образовательного процесса, оказавшимся вовлеченными в ситуации педагогического насилия, для выявления психологических предикатов ситуаций педагогического насилия и их профилактики.

Материалы и методы исследования

В основу работы положен качественный метод анализа единичного случая. Были рассмотрены и проанализированы материалы более чем 150 случаев обращения к психологу по поводу ситуаций конфликта педагога с учащимися, невротических, агрессивных и аутоагрессивных реакций учащихся, в корне которых – психологическая травма в итоге пережитого педагогического насилия (избыточный и не требуемый ситуацией авторитаризм педагога, переживаемый учащимися как нежелательный и негативный; эпизодическое или систематическое принижение, обесценивание или оскорбление педагогом учащегося). Также анализировались материалы индивидуальных консультаций педагогов, переживающих неудовлетворенность уровнем авторитета среди учащихся и уровнем подчинения учащихся требованиям педагога при его убежденности в необходимости доминирования и подавления непрогнозируемых ученических инициатив. Материалы собраны по архиву работы в различных учебных заведениях, базируются на данных индивидуальных бесед, консультаций, анкетирования, психологической диагностики; в ряде случаев дополнены материалами собеседования с членами семей учащихся. В целях соблюдения принципа конфиденциальности излагаемые результаты носят обобщенный характер и не раскрывают специализации педагогов и подробностей.

Результаты исследования
и их обсуждение

Психологическое изучение профессиональных практик педагогов и субъективной картины учебно-воспитательного процесса педагогов и учащихся демонстрирует неизменно высокую распространенность педагогического насилия в обучении и воспитании. Педагогическое насилие широко распространено, субъективно оценивается практикующими его педагогами как необходимый и действенный инструмент обучения и воспитания в противовес ненасильственным педагогическим практикам.

Психологическая природа педагогического насилия обусловлена личностными и профессиональными трудностями, рядом социально-психологических факторов педагогической среды. К насилию прибегают педагоги, не способные к установлению субъект-субъектных отношений с учащимися, профессионально ригидные и/или сравнительно низкоэффективные, переживающие острое или хроническое эмоциональное неблагополучие, в том числе тяжелые психологические травмы. За исключением случаев острых стрессовых и посттравматических реакций, использование насильственных практик обратно пропорционально профессиональной компетенции педагога и его убежденности в возможности и эффективности ненасильственного взаимодействия с учащимися. Систематическое педагогическое насилие используется педагогами, сознательно придерживающимися насильственных тактик.

Анализ случаев открытых конфликтов педагогов с учащимися, психотравматического ученического и педагогического опыта, работы с членами семей учащихся позволяет описать феноменологию педагогического насилия.

В каждом учебном заведении обнаруживается доля педагогов, склонных к систематическому педагогическому насилию, обычно составляющая не менее четверти всего педколлектива. Ступень обучения (начальные – средние – старшие классы, профессиональное обучение) и предметная специализация педагога не оказывают влияния на долю склонных к педагогическому насилию педагогов. Педагоги, применяющие насильственные тактики для подавления разных форм ученического сопротивления и обеспечения усердия учащихся, преимущественно (не менее чем в 45–65 % случаев) пользуются достаточным авторитетом внутри коллектива и среди членов семей учащихся. Вместе с тем в каждом учебном заведении выделяются педагоги (не более 5 %), недружелюбие и жесткость которых по отношению к ученикам оцениваются коллегами и членами семей учащихся как избыточные и неэффективные. Такой оценке способствуют отсутствие результативности применяемых тактик в виде низкого уровня обучения и воспитанности, чрезмерность и очевидная некорректность или вычурность педагогических санкций, явные случаи потери эмоционального самообладания педагогом.

При этом нередко наблюдается несоответствие декларируемых норм педагогической работы реальным практикам. Педагогические сообщества учебных заведений могут позиционировать себя как ориентированные на педагогику сотрудничества, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные и подобное; заявляются и документируются цели благополучного развития личности учащихся в учебно-воспитательном процессе, однако в реальности не осуществляется ни административная, ни самостоятельная профессионально рефлексивная коррекция для замены насильственных педагогических тактик ненасильственными. По механизмам психологической защиты многие виды педагогического насилия в самоанализе или публичной самооценке профессиональной деятельности педагогом не осознаются как насильственные и вредоносные для учащихся (33–45 %) или позиционируются как вынужденные, обусловленные внешними факторами, а не собственной профессиональной недееспособностью (75–90 %).

В большинстве случаев (65–75 %) педагогам, склонным к систематическому педагогическому насилию, присущи высокозначимые, плохо рефлексируемые переживания о профессиональном авторитете. Это выражается в предъявляемых к себе требованиях обязательно иметь особый, часто – непререкаемый авторитет у учащихся и – отраженно – у коллег, выражающийся в непоколебимой уверенности учеников в абсолютной правоте педагога и его праве на реализуемые им действия. Такие схематизированные, утрированные представления о педагогическом авторитете всегда связаны с уязвимой, неблагополучной самооценкой педагога и отзываются негативной эмоцией фактически всякий раз, когда педагог сталкивается со спонтанной, не запланированной им активностью учащихся, что приводит к очередной насильственной реакции на ученика или группу.

Учителя, склонные к педагогическому насилию, отличаются значительной ригидностью профессиональных установок вплоть до категорического сопротивления обучению альтернативным педагогическим приемам. Обычно (65–80 % случаев) они резко негативно оценивают необходимость, научно-практическую обоснованность и потенциальную результативность ненасильственных тактик, сотрудничества, субъект-субъектного педагогического подхода.

Практика учителей, склонных к насильственным тактикам, в основном (в 75–90 % случаев) образована привычными, удобными педагогу способами подачи и проверки учебного материала, не учитывающими специфику учебной группы, задачу повышения качества обучения, индивидуальность обучаемых. Преимущественно такие специалисты используют традиционные фронтальные формы обучения, минимально ориентированные на активизацию самостоятельной учебно-исследовательской или творческой деятельности учащихся и на мотивирующие и поддерживающие воздействия. В итоге получается весьма заурядное, монотонное и пассивное для учеников учебное занятие, применение на котором насильственных практик усугубляет невовлеченность и сопротивление учащихся и наращивает взаимную неприязнь педагога и школьников.

Насильственные педагогические приемы оказывают разрушающее, демотивирующее и тормозящее влияние на личность и поведение обучаемых. Наиболее распространенным результатом педагогического насилия оказывается потеря учебной вовлеченности (75–90 % учащихся): некоторые школьники открыто демонстрируют нежелание учиться и неуважение к педагогам, другие сосредотачиваются на имитации учебной вовлеченности, но те и другие в итоге не осваивают учебный материал на уровне, который мог бы быть достигнут при педагогической фасилитации. Столь же распространены эмоционально-личностные проблемы учащихся, обусловленные педагогическим насилием: крушение самооценки (75–90 %), деструктивная тревожность (50–75 %), невротические реакции (20–33 %), агрессивность (40–65 %) и аутоагрессия (15–33 %) вплоть до суицида. Еще одним печальным результатом педагогического насилия выступает потеря способности получать удовольствие от обучения – как у учащихся, так и у педагогов (до 90 % тех и других).

Таким образом, педагогическое насилие представляет собой вариант полного цикла психологического насилия. Субъективным предикатом педагогического насилия выступает личностное неблагополучие его инициатора: педагог, склонный к насилию, эмоционально неблагополучен, вероятнее всего фрустрирован в межличностных отношениях и не обладает прочным самоуважением; не способен критично оценить себя и учащихся; болезненно опасается критики и ошибок; предубежден; чрезмерно связывает в сознании повиновение учащихся с личной профессиональной успешностью, а безошибочность суждений и действий – с самоуважением; сопротивляется саморазвитию. Он использует рабочие взаимоотношения с учениками как средство утверждения дисбаланса власти через чрезмерное, не требуемое ситуацией доминирование, принижение и обесценивание учащихся, прямое и косвенное выражение агрессивности в их адрес. В результате у учащихся – жертв педагогического насилия прослеживаются ситуативные и хронические негативные психологические изменения (подрывание самооценки и самоуважения, разрушение интеллектуальной и просоциальной мотивации), страдает процесс взаимодействия педагога с учащимися, снижаются по сравнению с возможными результаты обучения и воспитания. При этом учитель, осуществляющий насилие, отрицает его или оправдывает его необходимость личностными качествами или поведением жертвы насилия, в чем нередко получает поддержку со стороны значимой группы (коллег, администрации, иногда – членов семьи ученика). Учебное занятие, таким образом, превращается в поле боя, на котором педагог бессознательно отстаивает свое право на насилие над учащимися, хотя декларирует первостепенность учебных и воспитательных задач, якобы реализуемых насильственным взаимодействием.

Как и в любом случае коррекции насильственных отношений, педагогическое насилие может быть остановлено только при условии осознания личного вклада в возникновение и развитие ситуации, принятия личной ответственности за насильственные действия лицом, осуществляющим насилие. Обучение ненасильственным педагогическим тактикам не будет результативным, если личности педагога выгодно в условиях отсутствия иных психологических инструментов использовать насилие как средство доминирования, самоуважения и эмоциональной разрядки, а критика профессиональных результатов переживается как разрушительная для самооценки.

Читайте также: